Особенности зарядки необслуживаемых и обслуживаемых аккумуляторов.
Существует два вида стартерных аккумуляторных батареи, которые принято называть обслуживаемые и необслуживаемые. Вообще, как правило, обслуживаемые аккумуляторные батареи являются малообслуживаемые. Это означает то, что внутри аккумулятора находится кислота и обычному автолюбителю не рекомендуется заглядывать внутрь аккумулятора и связываться с химически активной жидкостью. Кислота является опасным веществом, так как оно попав на одежду вызывает расслоение тканей, то есть Вы испортите себе одежду. Попадая на кожу или открытые участки тела, необходимо промыть водой и желательно щелочным раствором. Вот поэтому не рекомендуем без определенных знаний и опыта залазить внутрь аккумулятора, лучше обратится на сервис.
РАЗНИЦА МЕЖДУ ОБСЛУЖИВАЕМЫМ И НЕОБСЛУЖИВАЕМЫМ АКБ.
Теперь давайте более конкретно разберем все-таки, в чем разница между обслуживаемым и необслуживаемым аккумулятором. Обслуживаемые имеют доступ к каждой секции (банке). То есть на верхней крышке корпуса есть 6 пробок. Выкрутив каждую пробку, мы имеем доступ в каждую секцию АКБ. Нам это позволяет контролировать уровень электролита, контролировать цвет электролита и следить за плотностью электролита. Конечно, нам это поможет удобно производить необходимые действия в плане обслуживания. Также, это дает нам произвести манипуляции с батареей, в случае если необходимо реанимировать аккумулятор, восстановить его, привести в надлежащий вид. В обслуживаемых аккумуляторах у нас для этого есть больше возможностей, чем необслуживаемых.
Необслуживаемые аккумуляторы. На корпусе такого АКБ верхняя крышка очень плотно запаяна, заклеена и не имеет никаких отверстий, которые позволили бы нам попасть внутрь аккумуляторной батареи. То есть, эти аккумуляторы полностью герметичны и попасть внутрь возможно только если просверлить отверстие. И таким образом мы уже можем увидеть что внутри аккумулятора находится.
Необслуживаемые так и называются потому, что произвести какие либо действия мы не можем, кроме как поставить на зарядку. Но, если вдруг, при неисправной работе электрооборудования автомобиля, в частности генератора, происходит сбой и перезаряд аккумулятора, то вода испаряется при кипении. Соответственно долить воду в аккумулятор мы не можем. Необслуживаемая АКБ может потерять свои свойства и просто прийти в негодность. Хотя, производители необслуживаемых батарей утверждают, что система клапанов, которая пришла на замену пробок, позволяет возвращать испарившуюся жидкость обратно в секции аккумулятора, без доливки воды вручную.
ЗАРЯДКА ОБСЛУЖИВАЕМОГО АККУМУЛЯТОРА.
Принципы зарядки для необслуживаемых аккумуляторов и обслуживаемых отличаются. При зарядке обслуживаемой АКБ, мы подключаем зарядное устройство к клеммам батареи. Только после этого включаем зарядное устройство в розетку, чтобы не было искры. Регулятором тока выставляем ток, который нам необходим для зарядки аккумуляторной батареи.
Значит, оптимальный режим заряда – это ток 1/10 от емкости аккумуляторной батареи. Если аккумулятор имеет 60 ампер/часов, то ток зарядки должен быть порядка 6 А. Если это 100 А/ч, ток зарядки 10 А. Такие токи являются оптимальными для зарядки АКБ.
При зарядке обслуживаемой батареи обязательно должны быть выкручены пробки, так как если аккумулятор начинает заряжаться, напряжение растет, происходит химическая реакция и начинается «кипение». В результате «кипения» скапливаются газы. И пары, выходя наружу, могут привести при искрообразовании к взрыву. Поэтому производить зарядку аккумулятора нужно только в проветриваемом помещении, где есть циркуляция воздуха. И конечно же ничего стараться не поджигать, не курить, чтобы не получилось какого-либо искрообразования во время зарядки АКБ. Если пробки будут закручены, при возрастании напряжения и обильном скоплении газов, если перепускные клапана в пробках не будут срабатывать, то может произойти взрыв аккумулятора!
ЗАРЯДКА НЕОБСЛУЖИВАЕМОГО АККУМУЛЯТОРА.
Если мы заряжаем необслуживаемую аккумуляторную батарею, в принципе условия те же. Точно также 1/10 емкости аккумуляторной батареи ставится ток. Но, очень аккуратно следует относится к напряжению. Поэтому желательно использовать для зарядки необслуживаемых аккумуляторов, зарядные устройства только автоматические. Где автоматически регулируется напряжение при зарядке. Но если такого не имеется, то следует выставить напряжение зарядки не более 14,5 В на обычном зарядном устройстве!
В этих аккумуляторах, поскольку пробки не выкручиваются, происходит обильное скопления газов. Автоматическое зарядное устройство будет автоматически отсекать чрезмерное напряжение. И не будет происходить перезаряд.
ПЕРЕЗАРЯД АККУМУЛЯТОРА.
Перезаряд вреден, в частности тем что происходит сильное «кипение» электролита, при этом испаряется вода и аккумулятор как говорят в народе: становится «сухим». То есть весь проводник, который нужен для того, чтобы проводить электрический ток, испаряется. Пластины оголяются, не контактируют с электролитом и это приводит тому, что аккумулятор выходит из строя. То есть, мы пытаемся запустить двигатель, а химической реакции вообще не подходит.
Соответственно, при зарядке обслуживаемой аккумуляторной батареи обязательно нужно контролировать уровень электролита и при необходимости доливать дистиллированную воду.
НЕДОЗАРЯД АККУМУЛЯТОРА.
Недозаряд приведет к тому, что аккумуляторная батарея со временем выйдет из строя. Что может быть причиной недозаряда? Причиной хронического недозаряда может быть неисправная работа электрооборудования автомобиля (реле зарядки, генератор). Чем вреден хронический недозаряд? АКБ работает постоянно в режиме «голода», он не успевает восстанавливаться. Учитывая манеру езды по городу наших водителей, у нас происходят частые пуски двигателя автомобиля, при пробегах на короткие расстояния. И в процессе такой эксплуатации аккумулятор итак не успевает полностью зарядится, даже при рабочем генераторе. А когда генератор ему ещё не дает нужный ток, то ситуация совсем плохая. Он очень скоро может выйти из строя и перестать выполнять свои функции.
Второй очень важный момент, если аккумулятор сел начинает происходить процесс сульфатации пластин. Отложение сульфатов препятствует прохождению электрического тока, аккумулятор теряет свою емкость и пусковой ток и в конце концов он приходит в негодность.
Гелевый аккумулятор для автомобиля не так остро реагирует на недозаряд, но не терпит перезаряда.
ВОТ СОБСТВЕННО И ВСЕ.
НАДЕЮСЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВАМ ПОЛЕЗНОЙ, И С ВАШИМ АКБ БУДЕТ ВСЕ В ПОРЯДКЕ.
Аккумуляторы Hankook
Для людей, которые заботятся о «здоровье» своего автомобиля, важно качество каждой детали, устанавливаемой на машину в процессе эксплуатации. Особое внимание уделяется аккумуляторной батарее, ведь от её работоспособности будет зависеть заведется автомобиль или нет. Аккумуляторы Hankook обладают необходимыми качествами, чтобы их можно было причислить к категории надёжных, поэтому автомобилисту следует познакомиться более подробно с ассортиментом этого производителя.
-
Производитель аккумуляторов Hankook
Производителем аккумуляторов марки Hankook является AtlasBX Co. Ltd. Южнокорейская фирма создана в 1944 году. С тех пор, компания занимается лидирующие позиции в производстве необслуживаемых кислотных аккумуляторов, которые реализуются не только на территории страны, но и за её пределами.
Официальный сайт компании находится по адресу http://www.atlasbx.com. На страницах портала можно получить полную информацию о продукции фирмы, а также о способах приобретения и доставки аккумуляторных батарей. Компания AtlasBX Co. Ltd имеет действующий сертификат ISO/TS16949 (TUV RHEINLAND), который позволяет импортировать продукцию в любую страну мира.
Где используются аккумуляторы Hankook
Аккумуляторы Hankook используются в качестве стартерных и тяговых источников электрического тока. Основным сегментом рынка, который занимает продукция фирмы AtlasBX Co. Ltd является ниша ориентированная на установку в современные легковые автомобили различного класса качественных и мощных источников электроэнергии.
Их устанавливают в малолитражные автомобили азиатского производства. Для этого типа машин наиболее подходят изделия ёмкость 40 – 55 ah. Для автомобилей отечественного и европейского изготовления лучше подходят АКБ напряжением 12 В и ёмкостью 55 – 65 Ач.
В качестве стартерных батарей для грузовых автомобилей могут быть использованы аккумуляторы, ёмкость которых составляет 140 А/ч и более при пусковом токе в 1000 Ампер.
Применяемые технологии и их особенности
При изготовлении аккумуляторов используются следующие передовые технологии:
- Штампованная решётка X-frame.
- Сепаратор уменьшенного сопротивления.
- Модернизированный центральный токоотвод.
- Усиленная верхняя крышка.
- Индикатор уровня заряда.
Проектирование всех батарей выпускаемых под маркой Hankook осуществляется с применением компьютерных технологий, поэтому размер каждого элемента АКБ выведен с точностью до сотых долей миллиметра.
Технические характеристики модельного ряда
В зависимости от назначения аккумуляторы этой фирмы могут существенно отличаться по своим техническим характеристикам. В основном, в продукции реализуемой под маркой Hankook, применяются следующие технологии:
Hankook SMF
Технические характеристики этой категории аккумуляторных батарей позволяют использовать их в качестве стартерных устройств для легковых автомобилей. Такие изделия идеально подойдут для эксплуатации начинающими водителями, ведь с ними не придется постоянно лазать под капот, проверить уровень электролита, его плотность, открывать крышки у банок и доливать в них воду.
SMF батареи являются не обслуживаемыми, поэтому корпус изделия надёжно закрыт от попадания внутрь загрязнений, а благодаря добавлению, при производстве, в свинцовые пластины кальция, удаётся избавиться от эффекта «выкипания» жидкости.
Hankook AGM и EFB
Аккумуляторы изготовленные по технологии AGM и EFB идеально подходят для установки на автомобили оснащённые системой запуска двигателя start-stop. Благодаря тому, что пластины в таких аккумуляторах обвёрнуты специальным кислотоустойчивым волокном удаётся эксплуатировать изделия в условиях многократного глубокого разряда.
Также в батареях Hankook изготовленных по такой технологии значительно увеличена толщина свинцовых пластин, что позволяет использовать аккумулятор без существенного падения ёмкости в течение длительного времени.
Hankook для грузовиков и спецтехники
Аккумуляторы Hankook для грузовиков и спецтехники отличаются повышенным показателем тока холодной прокрутки и ёмкости. Как правило, для этого типа автомобилей батареи изготавливаются с американскими клеммами. То есть, для подключения используется резьбовое соединение подходящего диаметра. Достоинство этого метода заключается в том, что такую батарею можно использовать для установки в автомобилях рассчитанных на установку аккумулятора как с прямой, так и с обратной полярностью.
E-NEX (тяговые для водного транспорта)
Эта категория батарей используется преимущественно в качестве тяговых источников электроэнергии для лодочных моторов. Аккумуляторы отлично переносят глубокий разряд, что позволяют практически полностью использовать накопленную электрическую энергию на полезную работу.
Обслуживание
Аккумуляторы Hankook производятся в герметичных корпусах, что делает невозможным снятие крышки и проверки плотности электролита, также нет необходимости доливать воду в банки. Но обычно в таких манипуляциях нет необходимости, ведь из плотно закрытой ёмкости практически не происходит испарения жидкости.
Обслуживание аккумуляторов Hankook сводится к обеспечению чистоты корпуса, особенно верхней его части и своевременной подзарядке.
Как заряжать аккумуляторы Hankook
Заряжать аккумуляторы этой марки можно с помощью автомобильных ЗУ работающих от домашней электросети. Владельцу автомобиля можно использовать автоматические устройства, для которых не требуется выставлять значение тока и напряжения, а также регулируемые ЗУ.
Последние позволяют контролировать интенсивность зарядки, но для того чтобы срок годности изделия не был уменьшен, рекомендуется для зарядки аккумулятора использовать стандартную схему. То есть, в течение 10 часов заряжать батарею током равным 10% процентом от номинальной ёмкости.
Как узнать дату выпуска и расшифровать код
Определить год изготовления и страну, в которой была произведена аккумуляторная батарея можно по маркировке, нанесённой на корпус изделия.
Обычно дата выпуска зашифровывается в 10-значном цифровом коде.
Например, если на крышку изделия нанесен следующий код: 1234 86291, то в зашифрованном виде будут переданы следующие значения:
- 1 – производственная линия.
- 234 – персональный код партии.
- 8 – последняя цифра года выпуска.
- 6 – номер месяца.
- 29 – число месяца.
- 1 – номер бригады.
Таким образом несложно установить, что аккумулятор был изготовлен 29 июня 2018 года.
У Вас был или есть аккумулятор Hankook? Тогда расскажите в комментариях о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.
Отзывы
Константин, Тамбов
Аккумулятор Hankook купил для лодки. Батарея уже десятки раз разряжалась в ноль, но после восстановления заряда вновь работала как новая.Сергей, Астрахань
Аккумуляторы этой фирмы отлично себя показали в качестве стартерных. Батареи установил на «Камаз» и легковую иномарку. Оба изделия работают без каких-либо нареканий в течение последних 4 лет.Александр, Ростов
Аккумуляторы Hankook приобрёл для самодельной пилорамы, которая работает от двигателя «Запорожца». Радует тот факт, что изделие не требует дополнительного обслуживания и хорошо переносит повышенные вибрационные нагрузки.Как заряжать необслуживаемый аккумулятор — подробная инструкция
Неправильная зарядка необслуживаемого аккумулятора часто заканчивается для него выходом из строя. А всё потому, что батареи данного типа не прощают ошибок. В особенности тех, из-за которых закипает и безвозвратно испаряется электролит. Восполнить его уровень без варварской разборки АКБ невозможно. А 9 из 10 попыток долить воду через раскуроченный корпус заканчиваются покупкой нового аккумулятора.
Особенности необслуживаемых АКБ
Необслуживаемыми аккумуляторами принято называть батареи, у которых не предусмотрен доступ до электролита. Другими словами — они без пробок. Отсюда следует, что при зарядке необслуживаемого аккумулятора невозможно:
- Измерить уровень электролита.
- Восполнить его потери при необходимости.
- Измерить плотность электролита.
- Скорректировать её при необходимости.
- Увидеть процесс кипения.
А ведь перечисленные манипуляции являются привычными и весьма полезными при зарядке обычных, обслуживаемых АКБ. Например, зевнули с током или напряжением, закипятили батарею — и даже не увидели, когда и как это произошло. Упал уровень электролита — долить нельзя. О плотности же и вовсе нечего говорить.
Вопреки распространённым заблуждениям, о которых вкратце рассказано ниже, необслуживаемые аккумуляторы делаются такими для удобства и безопасности. Ведь любые неумелые действия с электролитом — это всегда чревато. Как для здоровья пользователя, так и для ресурса АКБ. Кислотой можно пожечь кожу, отравиться, испортить зрение. А если доливать в аккумулятор электролит или даже воду без понимания происходящего, можно и у него здоровье отобрать.
Необслуживаемые аккумуляторы — это попытка производителей освободить автолюбителей от неудобной и опасной возни с электролитом при зарядке. Но не надо думать, что всё просто — не снабдили АКБ пробками, и готово. Держите необслуживаемый аккумулятор. Нет. Всё гораздо сложнее. Как минимум, раз уж производитель не предусматривает доступ до электролита, он заботится о том, чтобы необслуживаемую АКБ было сложнее закипятить неумелой зарядкой.
Добиться этого удаётся путём нанесения на свинцовые пластины специальных легирующих покрытий. Самой распространённой защитой от кипения является кальций. Благодаря его наличию на поверхности пластин, процесс электролиза при зарядке АКБ начинается при гораздо большем напряжении, чем без такой намазки. К примеру, если раньше обычные батареи легко закипали уже при 14,5 В, то современные кальциевые не кипят, пока на них не подашь 15-16 В.
Внедряются и другие решения. Например, продуманная система сброса избыточного давления и его балансировки между всеми отсеками. Некоторые производители добиваются хороших результатов, внедряя свои фирменные системы для перемешивания электролита, чтобы предотвратить его стратификацию. И так далее.
Из сказанного выше должно быть понятно, что автомобильные AGM и GEL аккумуляторы тоже следует считать необслуживаемыми. О том, как их правильно заряжать, читайте по ссылкам, запрятанным в названиях технологий. Забегая наперёд, отметим, что и у AGM, и у GEL АКБ существуют свои нюансы, касающиеся зарядки. И они отличаются от аккумуляторов с наливным электролитом. То есть, предоставленный ниже алгоритм для гелевых и АГМ АКБ — не подходит.
7 мифов о необслуживаемых АКБ
Перед тем, как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля, полезно ознакомиться с мифами и заблуждениями о них. В идеале это должно помочь избежать фатальных ошибок при эксплуатации. А для некоторых автолюбителей рассмотренная информация будет веским поводом отказаться от покупки необслуживаемого аккумулятора. Как и наоборот — кто-то ещё сильнее захочет себе такой, или порадуется уже купленному.
Мифы и заблуждения:
- Необслуживаемый АКБ абсолютно не нуждается в обслуживании. Обслуживание автомобильного аккумулятора заключается не только в манипуляциях с электролитом. Как минимум, по мере необходимости его нужно подзаряжать от стационарного зарядного устройства (мастер-класс подзарядки АКБ перед зимой с фотоотчётом). А в идеале ещё и за чистотой корпуса желательно следить. Клеммы от окислов и солей тоже полезно очищать (об окислении клемм АКБ есть развёрнутый материал на Авто без СТО). В общем, не такой уж он и необслуживаемый…
- Необслуживаемые АКБ — это заговор. Существует конспирологическое мнение, что производители убрали доступ к электролиту не для удобства и безопасности. А чтобы АКБ умирали быстрее. Если вы склонны верить в подобное, то лучше сразу откажитесь от покупки необслуживаемого аккумулятора. От остальных достижений научно-технического прогресса — тоже. Мало ли. Вдруг это всё заговор.
- Пробки у необслуживаемых АКБ есть, но они спрятаны. Одна из веток конспирологии в мире аккумуляторов. Если посветить на некоторые необслуживаемые аккумуляторы, то можно увидеть на просвет нечто очень напоминающее пробки. Но если раскурочить такую батарею, то «спрятанные хитрыми производителями пробки» окажутся ничем иным, как ходами системы циркуляции газов и балансировки давления.
- Без вандализма нельзя узнать уровень электролита в необслуживаемой АКБ. Можно! Иногда двумя способами сразу. Первый — есть необслуживаемые аккумуляторы с индикатором. Второй — электролит и его уровень можно увидеть на просвет.
- Необслуживаемые аккумуляторы не боятся наклонов и переворотов. Гелевые и AGM АКБ действительно не боятся. А вот что касается моделей с наливным электролитом — наклонять и переворачивать их нельзя. В инструкциях к ним это обычно пишут. Но кто же их читает…
- Зарядка необслуживаемой АКБ может закончиться взрывом, так как нет пробок, которые можно вывернуть. Для сброса избыточного давления в процессе зарядки необслуживаемого аккумулятора в нём предусмотрена специальная система каналов и клапанов. А надуваются они иногда не от давления газов, а от перегрева и деформации свинцовых пластин.
- Восполнить уровень потерянного электролита в необслуживаемой батарее можно через контрольный индикатор. В одном из шести отсеков — действительно можно. Если удастся извлечь этот самый индикатор. В оставшиеся пять «банок» таким способом долить ничего не получится. Они отделены перегородками.
Это не все мифы. Но задача была рассмотреть те, которые касаются вопроса зарядки необслуживаемых аккумуляторов.
Зарядка
Правильная зарядка необслуживаемых автомобильных аккумуляторов предполагает знание ответов на следующие вопросы:
- Какое зарядное устройство подходит?
- От какой зарядки необслуживаемые АКБ умирают чаще всего?
- Когда нужно заряжать?
- Каким напряжением?
- Каким током?
- Надо ли кипятить необслуживаемый аккумулятор при зарядке, чтобы избежать стратификации?
Вот ответы на все эти вопросы.
1. Каким зарядным устройством заряжать?
Максимально детально о грамотном выборе зарядного устройства для зарядки автомобильного аккумулятора рассказано в отдельном материале. Найти его можно по ссылке выше. Если же читать ещё одну статью лень или некогда — вот краткий перечень требований, которым должно отвечать ЗУ для зарядки необслуживаемой АКБ:
- наличие регулировки или автоматического ограничения зарядного напряжения;
- присутствие настройки начального зарядного тока;
- контрольные приборы для измерения напряжения и тока.
Всё. Первым двум требованиям отвечают почти все ЗУ стоимостью выше 50 долларов. Что же касается измерений тока и напряжения, то для этих целей можно воспользоваться мультиметром. Покупать зарядное устройство, которое якобы предназначено специально для зарядки необслуживаемых аккумуляторов, веской надобности нет. Они, как правило, дорогие. А начинка у многих из них более убогая, чем у обычных моделей.
2. Как убить необслуживаемый аккумулятор?
Существует много способов:
- заряжать напряжением, выше 14,4 В;
- либо током, большим, чем 10% от реальной ёмкости;
- кипятить;
- эксплуатировать в полуразряженном состоянии;
- допускать глубокие разряды.
Ещё АКБ этого типа легко угробить, пытаясь долить в неё дистиллированную воду или электролит через отверстия, просверленные в корпусе дрелью. Приходят к этому, как правило, те, кто заряжал необслуживаемый аккумулятор неправильно.
3. Когда нужно заряжать?
При определённых благоприятных условиях автомобильная АКБ любого типа способна отработать весь свой ресурс без единой подзарядки от стационарного зарядного устройства. Встречается такое крайне редко. Чаще всего условия, необходимые для естественного поддержания нормального уровня заряда, не выполняются. Поэтому заряжать необслуживаемый аккумулятор «вручную» периодически приходится, если:
- на вашей машине низкое бортовое напряжение;
- автомобиль эксплуатируется редко;
- или для поездок на короткие дистанции;
- если сейчас зима, то предыдущие два пункта усугубляются раз в десять;
- по ряду признаков АКБ заряжен недостаточно.
Как понять, что батарея заряжена недостаточно? Измерение плотности электролита отпадает. Остаётся два варианта. Первый — по индикатору на корпусе, если он есть. Второй — на сайте есть целый отдельный материал про напряжение аккумулятора. Там рассказано, в том числе, как по напряжению определить уровень заряда, и как его корректно измерять.
4. Каким напряжением заряжать?
На первом этапе зарядки необслуживаемого аккумулятора ориентироваться нужно, в первую очередь, на ток. Напряжение на клеммах в этот период будет гораздо меньшим, чем максимально допустимое. Когда же батарея немного восстановится, вольты поползут вверх. Ограничивать их нужно на отметке 14,4 В. Если это значение превысить, электролит будет кипеть и безвозвратно испаряться. Кипение аккумуляторов при зарядке детально описано в отдельном материале на сайте.
5. Каким током заряжать?
На начальном этапе зарядки ток, скорее всего, придётся ограничивать по стандартному правилу 10%. То есть, берём ёмкость, указанную в ампер-часах на корпусе батареи, делим на 10, и таким током заряжаем. Не стоит путать ёмкость и силу пускового тока, которая обычно пишется на корпусе большим шрифтом, а потому бросается в глаза. Пусковой ток указывается в амперах, а ёмкость в ампер-часах. Первый показатель обычно раз в десять больший, чем второй.
И ещё одни важный момент, касающийся тока зарядки необслуживаемого аккумулятора (любого другого тоже). Если рассчитываете силу тока по правилу 10%, то учитывайте естественный износ АКБ. То есть, если на корпусе вашей батареи указана ёмкость 70 ампер-часов, а купили вы её пару лет назад — не спешите устанавливать ток в 7 А. Скорее всего, заявленной ёмкости в отслужившей пару лет батарее уже нет. Соответственно, ток заряда надо выбирать поменьше.
Если нет возможности измерить текущую реальную ёмкость, отбрасывайте от написанного на корпусе по 10-15% за каждый год эксплуатации. Например, если на АКБ написано, что она на 65 ампер-часов, то в первый год ток заряда ставьте 6,5 А, на второй год 5,5 А и так далее.
6. Сколько по времени заряжать?
Время полного заряда необслуживаемого аккумулятора зависит от таких факторов:
- степень разряженности до зарядки;
- ёмкость батареи (реальная);
- ток заряда;
- температура окружающей среды.
Если ваше зарядное устройство не автоматическое, то на время ориентироваться нужно в последнюю очередь. Слишком много переменных факторов. Гораздо правильнее судить о завершении заряда по напряжению и току. А именно — если при напряжении заряда 14,4 В ток не уменьшался в течение двух часов подряд, то необслуживаемый аккумулятор следует считать заряженным полностью.
7. Кипячение во избежание стратификации
Стратификация — это проблема всех аккумуляторов с наливным электролитом, которая заключается в расслоении последнего. В итоге вода скапливается в верхней части АКБ, а кислота в силу большей плотности, оседает на дне. Кипячение является одним из способов предотвращения стратификации. Однако это пагубно сказывается на ресурсе свинцовых пластин. Что убивает АКБ быстрее — вопрос без ответа. Ещё никто не сравнивал два аккумулятора, один из которых кипятили, а другой такой же — защищали в такой способ от стратификации.
Многие производители пишут об этом нюансе в инструкциях по зарядке необслуживаемых аккумуляторов. Если такой информации в прилагаемой к вашей АКБ бумажке нет ни слова, то лучше не кипятить. Фатального вреда от этого не будет.
Резюмируем
По итогу получается вот такая краткая инструкция зарядки необслуживаемого автомобильного аккумулятора:
- Определите необходимость в зарядке.
- Проверьте клапаны для сброса избыточного давления (они не должны быть закупоренными грязью).
- Ограничьте зарядный ток на ЗУ в соответствии с реальной ёмкостью АКБ (10% с учётом срока эксплуатации).
- При достижении напряжения на клеммах до отметки 14,4 В убедитесь, что выше оно не поднимается.
- Заряжайте до тех пор, пока при напряжении 14,4 В зарядный ток будет стабильным в течение двух часов.
Если, всё же, решитесь прокипятить АКБ с целью перемешать электролит во избежание стратификации, делайте это так. В самом конце заряда (см. п. 5 выше) поднимите напряжение до 15-16 В, и заряжайте в таком режиме не более 30-40 минут. При этом, не отходите от АКБ — если корпус нагрелся выше 40°C, появился свистящий или шипящий звук — немедленно отключите зарядное устройство и завершите зарядку.
Также должно быть понятно, что необслуживаемые аккумуляторы типа GEL и AGM стратификации не боятся. Соответственно, пытаться их кипятить не стоит.
АККУМУЛЯТОР АВТОМОБИЛЬНЫЙ HANKOOK 26R-550 6СТ-60 ОБР. Подскажите пожалуйста, как правильно заряжать, ни где не могу найти.
Берем автоматическое зарядное устройство, провод с маркировкой «+» подключаем на плюсовую клемму, с маркировкой «-» — на соответствующую минусовую.. Включаем АЗУ в сеть. И оставляем на 12-16 часов. Все. Остальную работу «зарядник» сделает сам и, зарядив АКБ, перейдет в режим поддержания заряда.