Сколько может храниться АКБ без подзаряда?
Многие потребители спрашивают, насколько критичен срок хранения батареи в магазине до ее продажи? И необходимо ли подзаряржать батарею перед установкой на автомобиль?
Стоит отметить, что условия хранения батарей АКОМ предполагают широкий диапазон температур: от -50 до +60 С. Батареи с завода уже заряжены, имеют рекомендованную плотность электролита. Это означает, что батареи могут храниться в достаточно экстремальных условиях, и на дальнейшую эксплуатацию это никак не влияет.
В любом случае при продаже батареи торгующая организация обязательно проводит проверку плотности электролита, измеряет напряжение. При необходимости батарею подзаряжают — таков алгоритм предпродажной подготовки любой батареи, независимо от срока хранения. Если такую проверку провели при Вас, можете смело ставить АКБ на автомобиль и начинать эксплуатацию — батарея полностью готова к работе.
Что касается уже установленной АКБ: если Вы длительно не эксплуатируете автомобиль, то, согласно рекомендациям автопроизводителей, желательно отключать клеммы от аккумулятора, чтобы избежать постепенного разряда во время простоя. Перед началом эксплуатации автомобиля, проверьте напряжение на полюсных выводах АКБ (должно быть не менее 12,6В), проверьте плотность электролита (норма — не менее 1,27 г/см3) и при необходимости произведите заряд согласно инструкции.
Следите, чтобы АКБ не хранилась в разряженном состоянии — глубокие разряды губительны для любой батареи. И всегда восстанавливайте утраченный за период хранения заряд. Правильная эксплуатация — залог длительной работы батареи.
Как долго можно хранить аккумулятор, не используя его?
Хранить аккумулятор можно только не использованный ни разу и , именно в таком состоянии , в котором его выпустил в жизнь производитель. Существуют разные марки автомобильных аккумуляторов. В зависимости от типа аккумулятора и разнятся сроки хранения. Это информация есть у торговцев подобным товаром.
Если аккумулятор поработал , оставлять его на хранение нельзя. Можно снять с автомобиля , но хоть раз в два , три месяца надо ставить на зарядку , пусть небольшую , но все таки ставить и подзаряжать. Это обусловлено химическими процессами внутри аккумулятора.
Аккумулятор , который отстоял год без подзарядки , это ущербный аккумулятор. Я верю , что подзарядив его , он заработает нормально. Но вопрос — сколько он проработает ?
Прямой ответ на поставленный вопрос : без подзарядки хранить нельзя вообще ни сколько.
Дело в том , что аккумуляторы бывают разные. Раньше например продавали , так называемые сухие аккумуляторы . В них просто не была залита вода и кислота. И такие аккумуляторы можно было хранить в сухом помещении как минимум лет пять. Но вот аккумуляторы , которые в заполненном и рабочем состоянии можно хранить года четыре, но все равно их надо подзаряжать и подливать воды.
Но сейчас появились необслуживаемые аккумуляторы и их можно хранить около 4 лет, но каждый год проверять и при необходимости заряжать. Но тем не менее , очень много зависит от того , какой аккумулятор вам попадет.
И тут возможны варианты. Если аккумулятор с дефектами, то его хранить нельзя. Так что в любом слкучае аккумуляторы лучше покупать и разу использовать, так как у них есть гарантия. И при хранении вы просто лишаетесь гарантии.
Зависит ли качество АКБ от срока, прошедшего с даты его выпуска?
Не так давно был в Германии. Поехали мы с моим немецким другом Гюнтером на его машине, и в дороге Гюнтер вспомнил, что ему нужно купить аккумулятор для второго своего автомобиля. Заехали в магазин, удачно подвернувшийся по дороге. Гюнтер выбирал батарею тщательно и придирчиво, как это умеют, наверное, только немцы. Наконец он убедился в том, что все характеристики приглянувшегося ему аккумулятора полностью соответствуют тому, что заявляет компания-производитель, и достал из кармана карту, чтобы оплатить покупку. И тут я решил помочь другу…
– Гюнтер, – сказал я. – А почему ты не обратил внимание на дату изготовления АКБ?
Гюнтер посмотрел на меня, как на… Ну, нехорошо посмотрел, в общем. Я, не понимая, что происходит, повторил вопрос. Теперь на меня так же смотрел продавец и еще один зашедший в магазин покупатель. Гюнтер быстро расплатился, схватил меня за руку и вытащил из магазина.
Дальше мы с ним минут пятнадцать разговаривали как будто на разных языках. Я пытался объяснить Гюнтеру, что покупать АКБ, не обращая внимания на дату его изготовления, рискованно, а он старался втолковать мне, что «это не есть проблема». Он утверждал, что если аккумулятор продается в магазине, то срок, отведенный производителем для продажи, не истек, и значит, аккумулятор соответствует всем требованиям. И не важно, за месяц он произведен до конца этого срока или за полгода. Вечером сидели в кафе с общими знакомыми, и все они в один голос поддержали Гюнтера.
Я был заинтригован. Немцы никогда не купят товар, предварительно не выяснив его качество, и то, что они при покупке не высчитывают срок, прошедший с даты выпуска автоаккумулятора, заставило меня задуматься.
Вернувшись в Москву, я решил как следует разобраться в этом вопросе. Обратился к знакомому специалисту, сотруднику российского представительства одной из крупнейших мировых фирм-производителей АКБ.
– Ну что ты хочешь? – ответил он мне. – В Германии на дату выпуска АКБ действительно нет смысла обращать внимание. Да и у нас в России тоже вполне можно покупать батареи, не думая об этом. Главное – соблюдать два правила.
Во-первых, покупать батареи ведущих мировых производителей. Если аккумулятор имеет современную конструкцию и произведен по передовым технологиям из высококачественных материалов, то можно с уверенностью утверждать, что АКБ даже с истекающим сроком, установленным фирмой-производителем для его продажи, по своим характеристикам не будет отличаться от только что выпущенной батареи. Можно даже гарантировать, что так оно и будет. Срок продажи батарей ведущих производителей составляет сегодня обычно 18 месяцев со дня изготовления, и в течение всего этого срока вы можете с полной уверенностью покупать эти АКБ.
Если же говорить о батареях, произведенных компаниями не такого высокого уровня, то тут уже нельзя быть уверенным в сохранении свойств АКБ в течение 18 месяцев. Например, аккумулятор может и не разрядиться, но в нем могут начаться процессы внутренней коррозии, а это уже ведет к потере эксплуатационных свойств.
И, во-вторых, покупать АКБ надо у надежных продавцов. Серьезная торгующая компания просто не будет продавать батареи с истекшим сроком реализации. Опять же, имеют значение и условия хранения аккумуляторов в магазине. Если на складе температура слишком высока или наоборот слишком низка, хранящиеся в таких условиях батареи вполне могут нуждаться в подзарядке. Соответственно, дорожащая своей репутацией продающая организация позаботится и о надлежащих условиях хранения аккумуляторов.
Вот такие советы я получил от специалиста. Итак, покупаем батарею известного и надежного производителя у серьезного и солидного продавца – и смотрим только на общий срок продажи. Как в Германии!
Михаил Иванов
При копировании информации прямая ссылка обязательна.
Какой срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации?
Аккумуляторная батарея является основным поставщиком электрической энергии ко всем потребителям в автомобиле в тех случаях, когда двигатель заглушен. В то же время это еще и незаменимый помощник в запуске силового агрегата. При выборе аккумулятора для своего транспортного средства следует обращать внимание не только на производителя, но и продолжительность его эксплуатации. Многих водителей интересует закономерный вопрос – каков срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации? Вот как раз этим мы сейчас и займемся.
Законодательные акты
Стоит заметить, что продолжительность эксплуатации автомобильного аккумулятора регламентируется действующим законодательством. В законе «О защите прав потребителей» есть статьи под номерами 18 и 19, на которые стоит опираться всем рядовым потребителям.
Согласно их содержанию покупатель имеет полное право предъявить продавцу обоснованные претензии касательно недостатков проданного ему товара. Они имеют юридическую силу, когда были обнаружены в течение гарантийного периода. Под сроком годности следует понимать продолжительность между днем изготовления аккумулятора (впрочем, это относится к абсолютно любому товару) и датой до введения его в эксплуатацию.
Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации по ГОСТу
Любой нормативный акт, включая ГОСТ 959-2002, в отношении свинцовых аккумуляторов разрабатывается с учетом конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Раздел документа «Требования по надежности» содержит сведения касательно срока годности в зависимости от типа АКБ:
- Если электролит не залит – 3 года.
- С электролитом – 12 месяцев.
Средняя продолжительность аккумулятора автомобиля определяется также в случае снижения его емкости от первоначального параметра на 40 % или менее. Но есть и другие случаи, когда срок службы автомобильной батареи считается оконченным:
- Обслуживаемые аккумуляторы: при пробеге до 90 тыс. км – 24 месяца, до 150 тыс. км – год (3 000 моточасов).
- Необслуживаемые АКБ: при пробеге до 100 тыс. км – 48 месяцев (4 000 моточасов).
Аккумуляторные батареи зарубежного производства имеют маркировку с дополнительной буквой «Т». Какой срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации? Как показывает практика, весь рабочий цикл любой аккумуляторной батареи можно условно поделить на несколько видов – гарантийный и реальный.
Гарантийный срок службы
Как правило, гарантийная продолжительность может составлять от полугода до 4 лет – все главным образом зависит от производителя. При этом в течение этого промежутка он в обязательном порядке обязуется устранить заводские браки (если их наличие доказано).
Замечена одна занимательная закономерность – чем больше срок гарантии аккумулятора, тем выше продолжительность его службы. Самый малый срок дают производители обслуживаемых батарей. В то же время стоит отметить, что большинство заводских дефектов в АКБ обнаруживается в течение полугода с даты их продажи.
Реальная продолжительность эксплуатации
В отличие от срока хранения нового аккумулятора до начала эксплуатации, на продолжительность его службы влияет не только пробег автомобиля (или наработанные моточасы). Здесь следует учитывать и ряд других факторов:
- Ресурс всей конструкции, куда заложено несколько составляющих – количество активной массы, сплав пластин, качество электролита, соблюдение технологии производства. Очень важно, чтобы к покупателям аккумулятор поступал в «свежем» виде.
- Бортовая система транспортного средства. В частности речь идет об ее энергонасыщенности. Если способности генератора превышены, включая утечку по току, то это приводит к недозаряду АКБ. Как следствие – срок годности аккумулятора снижается.
- Неправильная работа генератора может закончиться глубоким разрядом аккумулятора. В свою очередь это приближает срок его списания.
- Из-за нарушений правил эксплуатации автомобиля в зимнее время банки АКБ могут перемерзнуть в случае потери электролитом плотности. На этом, собственно, срок службы батареи может закончиться.
- Если в течение всего срока хранения автомобильного аккумулятора до начала эксплуатации содержать его в чистоте, своевременно проводить ее зарядку, а также время от времени проверять электролит, то этим можно сохранить продолжительный срок службы АКБ.
При работе батареи с зарядом около 60 % или в случае перезаряда, неисправном регуляторе напряжения может произойти сульфатация.
Также это чревато отслоением активной массы от пластин АКБ и окислением свинца. В конечном счете ресурс, включая срок службы аккумулятора, заметно сокращается.
Срок службы гелевых аналогов
Гелевые АКБ в настоящее время не такая уж и редкость. Широкая популярность этих батарей во многом обусловлена их высокими эксплуатационными свойствами. А это в свою очередь стало возможным благодаря агрегатной форме электролита. Ведь именно гелевая субстанция в полной мере исключает протекание, плотно облегает пластины, тем самым способствуя увеличению выработки электроэнергии.
У таких батарей довольно большой цикл заряда-разряда, а срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации может достигать 10-12 лет! Что касается саморазряда (как мы знаем, это настоящая проблема любой автомобильной батареи), то он составляет около 20 % в течение года. Ко всему прочему даже глубокий разряд АКБ не приводит к осыпанию пластин.
Снижение срока службы батареи может происходить по нескольким причинам:
- Бортовая сеть автомобиля более 14,4 В – этот параметр является критических для данной разновидности АКБ.
- Электролит очень чувствителен к низкой температуре и если гелеобразная субстанция замерзнет, то ее свойства уже не восстановятся.
- Короткое замыкание приводит к порче аккумулятора.
Каждый процесс зарядки должен быть полным. В противном случае не избежать потери емкости. Из-за этого тормозится продвижение гелевых аккумуляторов в массы.
Общие правила хранения
Многие аккумуляторные батареи относятся к тем товарам, которые портятся с течением времени и теряют свои свойства. Поэтому длительное хранение аккумулятора до начала эксплуатации не рекомендовано.
Основное правило при этом заключается в бережном и осторожном отношении к АКБ. Это означает, что ни в коем случае нельзя бить батарею, бросать и уж тем более совершать действия, которые приводят к разгерметизации аккумулятора.
Внутри автомобильной батареи даже в период хранения происходят химические реакции. Но со временем активные вещества становятся менее активными и в конце концов утрачивают свои качества.
Не последнюю роль при этом играет температурный режим:
- Высокие значения приводят к ускорению процессов активности.
- Низкие параметры действуют уже наоборот.
Если аккумулятор хранится в разряженном состоянии, происходит кристаллизация свинцовых пластин. Из-за этого срок службы и хранения снижается.
Особенности хранения сухозаряженного аккумулятора
Теперь стоит затронуть вопросы хранения аккумуляторов разного типа, и начнем со срока хранения сухозаряженного аккумулятора до начала эксплуатации. В том случае, когда не предполагается использование сухозаряженной батареи, с нее пока заводская упаковка не снимается. Температурный режим в помещении для хранения батареи должен быть в диапазоне от 0 °C до 35 °C. При этом следует избегать попадания прямых солнечных лучей. Вдобавок само помещение должно хорошо проветриваться.
Если аккумуляторов несколько, то ни в коем случае не «строить» из них «многоэтажки», ставя один на другой. К ним всегда должен быть открытый доступ!
Принято считать, что сухозаряженным батареям не нужна подзарядка в течение всего срока хранения, поскольку они упакованы в фабричную упаковку. Вряд ли продавцы станут распечатывать ее непосредственно перед продажей, так как это считается довольно серьезным нарушением.
В отличие от срока хранения необслуживаемого аккумулятора до начала эксплуатации, хранить сухозаряженные аналоги рекомендуется не более года. Хотя, как показывает практика, срок этот может превышать 12 месяцев. Сказывается это тем, что впоследствии перед вводом в эксплуатацию аккумулятора его приходятся дольше заряжать.
Как хранить «залитую» АКБ?
В этом случае аккумулятора уже содержат электролит (преимущественно жидкий) и его заряжают еще в заводских условиях. К помещению для хранения таких батарей предъявляются те же требования, что и в отношении предыдущего типа. Но так как в аккумуляторе уже содержится электролит, то температурный режим будет несколько иным.
И поскольку он чувствителен к этому параметру, срок службы его будет разным:
- От 0 °C до 20 °C – не более 18 месяцев.
- При температуре более 20 °C – 9 месяцев, не более того.
Стоит заметить, что такой тип аккумуляторов характеризуется наличием небольшого саморазряда, который в полной мере зависит как раз от температурного режима.
В процессе хранения рекомендуется периодически заряжать автомобильную батарею. Однако не каждый продавец даже при такой необходимости решается вскрывать заводскую упаковку. А ведь это является нарушением срока хранения аккумулятора до начала эксплуатации.
Поэтому покупателям стоит интересоваться, сколько аккумулятор уже хранится. Это позволит потом решить, заряжать новую батарею перед последующим вводом в эксплуатацию или нет.
Проявление неисправностей
К основным проявлениям неисправностей относятся следующие признаки:
- АКБ стала разряжаться быстрее обычного.
- Запуск двигателя затруднен.
- Наблюдается окисление клемм.
- Заметны перебои в работе потребителей тока в автомобиле.
- Видны повреждения корпуса аккумулятора.
- Произошла сульфатация пластин.
- Явные проблемы с электролитом.
Качество составных частей аккумуляторных батарей не всегда бывает высоким, как того требуют нормы и стандарты.
Поэтому в некоторых случаях источники питания начинают работать с перебоями или вовсе выходят из строя.
Стоит учитывать, что аккумулятор является расходным материалом для автомобиля, как и масла, и прочие варианты. Только в отличие от всех прочих расходников у АКБ более продолжительный срок службы и хранения. Ко всему прочему необходимо регулярно следить за его состоянием и контролировать показатели работоспособности.
Для этого следует своевременно проводить зарядку и избегать экстремальных условий эксплуатации, которые отрицательным образом сказываются на его функциональности.
При соблюдении срока хранения аккумулятора до начала эксплуатации, включая бережное и заботливое отношение, он сможет прослужить 5-6 лет, если не больше. Неплохо для такого расходника?!