Восстанавливаем шипы в автомобильных шинах
11.11.2019
Восстановление шипов
Шипованные шины имеют преимущества перед фрикционными («липучкой») на гололёде. Но в зависимости от стиля езды рано или поздно шипы вылетают — теряются сцепные свойства и нарушается балансировка. В этой ситуации приходится покупать новый комплект «шиповки». А что делать, если высота протектора ещё позволяет пользоваться зимними колесами? Для таких случаев придумали технологию ремонтного шипования.
Виды и маркировка автомобильных шипов
Шиповка подразделяется на легковую и грузовую. Отличие — в материале и размерах. Для грузовиков они крупнее, и в рамках статьи нас не интересуют. Для легкого автотранспорта существует множество разновидностей, в первую очередь по форме сердечника и корпуса.
Из чего делают автошипы
Простейший вариант — стальной. Плюсы — дешевизна и легкость монтажа. Минусы — значительный вес, малая износостойкость. Поэтому современный шип имеет составную конструкцию из твердосплавной середины и алюминиевого (реже — пластикового или композитного) корпуса и весит 1,7-2,5 грамма. Части соединены в основном жестко, хотя встречаются и «плавающие» исполнения.
Какая форма шипа лучше
- Сердечник. Изначально все колеса шиповались обычным шипом со вставкой круглой в сечении формы. Постепенно добавились овальные, треугольные, прямоугольные, пятигранные, шестигранные и даже семигранные. Причем каждая компания-производитель заявляет о неоспоримых преимуществах именно их разработки. Возможно, это дань маркетингу — проводить замеры мы не будем.
- Тело шипа бывает однофланцевым («гвоздики»), двухфланцевым с расширением у наружной поверхности («грибок») и трехфланцевым («ёлочка»). И если первый достаточно активно расшатывается, а затем покидает своё место, то второй и третий вариант намного прочнее сидит в отверстии, к тому же не склонен подламываться при активном движении.
Что означает маркировка шипов
Как определить, чем шиповать шину? Для новых колес название может выглядеть так: 9-8-2ТР. Первая цифра обозначает диаметр основания, вторая — высоту сердечника, третья — количество фланцев (подробнее — в ГОСТ Р 52747-2007), буквенный индекс — материал. В нашем примере — это ремонтный твердосплавный двухфланцевый шип длиной 8 и «шляпкой» 9 мм. При этом стоит отметить, что расходники к восстановительной ошиповке отличаются.
Зачем нужны ремонтные шипы
Когда в процессе эксплуатации происходит потеря шипов, возникает естественное желание вернуть их на место. Но заводские не подойдут как минимум по двум причинам:
- Остаточная высота — слишком длинный будет сильно выступать над поверхностью протектора (норма — 1,2 миллиметра), и быстро потеряется.
- Посадочное место уже разбито, основание маленького диаметра не удержится, особенно в однофланцевом варианте. Ремонтный шип имеет площадку увеличенного диаметра (как правило, 12 мм — как у грузовиков), меньшую длину, двухфланцевую композитную конструкцию (алюминиевый корпус, пластиковый верхний фланец для защиты от раскачивания и сердцевину из твердого сплава). Поэтому крепится он достаточно надежно и не уступает по характеристикам заводскому.
В продаже встречаются различные модификации. 9 мм — для практически новых шин, на которых кто-то «подрифтил». 12-8-2ТР — для годовалого комплекта, 7-миллиметровые — для поездивших 2-3 сезона. И сейчас многие шиномонтажи предлагают услугу по дошиповке за вполне умеренный бюджет. Но вы можете сэкономить ещё больше, если выполните эту процедуру своими руками.
Самостоятельная шиповка
В 90-е годы, когда достать шипованные шины (а тем более импортные) было нереально, автор этого текста находил в контейнере шиномонтажной мастерской подходящий экземпляр, выковыривал из него шипы, и заботливо вставлял их на клей вместо утраченных. «Гвозди» держались слабо, действия приходилось повторять перед каждым сезоном.
Сегодня в магазинах вы найдёте не только ремшипы поштучно или в наборах по 100, 500 или 1000 штук, но и комплекты, включающие в себя оправку. Всё, что понадобится для восстановления — это шуруповерт, немного времени и навыков. Справедливости ради скажем, что пневмопистолетом ставить гораздо удобнее, но это уже спецоборудование и лишние затраты.
Для ручного монтажа требуется лишь очистить старое посадочное отверстие, и завернуть туда при помощи адаптера ремонтный шип. Если всё правильно подобрали и сделали — служить будут до утилизации шины, статистика по автофорумам и отчетам на «Драйве» это подтверждает.
Во сколько обойдется перешиповать самому
Набор для восстановления на машину обойдется не более 5 т.р. В сервисе — вдвое дороже. Время не считаем — отнесем наши манипуляции к разряду хобби. Что выбрать — купить за эти деньги 1-2 новых покрышки, или восстановить существующие — решать вам.
Зачем нужны ремкомплекты для ошиповки
Основных направлений применения видится несколько:
- После экстремальной езды остаточный рисунок протектора допускает дальнейшее использование (минимально допустимый зимой — 4 мм), но «когтей» катастрофически не хватает.
- Хотите продлить срок службы сезонных колес.
- Вы приобрели резину б/у, и нужно привести её в норму.
- Решили продлить мотосезон и самостоятельно зашиповать эндуро-мотопокрышку не кроссовыми, а стандартными дорожными автошипами для асфальта.
Во всех перечисленных случаях ремшипы вам помогут. Осталось рассчитать, какую упаковку приобрести. Сколько шипов в легковой шине R13-R15? Около 100-110 шт. Подсчитываем количество потерянных элементов. Если около четверти от общего числа — то одного небольшого пакетика (100-150 ед.) хватит. Но не забудьте про приспособление для установки — без него смонтировать не получится. А посему первый комплект имеет смысл брать именно с ним.
В заключение порекомендуем избегать резкого маневрирования, следить за состоянием зимних шин, чтобы чувствовать себя уверенно на обледеневшей дороге.
Применение шипов противоскольжения
Шипы противоскольжения применяют для улучшения сцепления шин со скользким покрытием зимой (на участках раскатанного снега и в гололедицу).
Устанавливают шипы обычно на зимние (реже всесезонные) шины, желательно, предназначенные для ошиповки, т.е. имеющие отдельные крупные нерассеченные шашки. Иногда такие шашки на шине специальным образом промаркированы, или в них уже на заводе выполнены отверстия под установку шипов.
Лучше всего использовать шины с заводской ошиповкой. И обязательно вовремя менять их на соответствующие сезону. На сухом твердом покрытии шипы преждевременно изнашиваются или выпадают, разбалтываясь в своих гнездах. Страдает и покрытие дороги, поэтому в некоторых странах Центральной Европы применение шипованных шин на автомобилях запрещено.
Конструкции шипов
Рис. 1. Конструкция шипов противоскольжения: а — шип с впаянным стержнем; б — шип о запрессованным стержнем; в — работоспособный шип в изношенном состоянии; г — неработоспособный шип с выпавшим из гнезда остатком стержня; 1 — стержень; 2 — припой; 3 — корпус шипа. |
Шипы разных фирм могут иметь разную конструкцию. Как правило, основой шипа служит стержень из твердого сплава, закрепленный в корпусе из мягкой стали (рис. 1, а, б). Изнашиваясь вместе с резиной протектора, корпус постепенно «выпускает» стержень (в, г), позволяя шипу долго сохранять эффективность. Различают шипы с впаянным или запрессованным в корпус стержнем, при этом первые долговечнее вторых почти вдвое (30 тыс. км пробега против 10-15 тыс. км). Отсутствие гальванического (черного) покрытия стержня шипа, либо признаки коррозии на нем — резонные основания для отказа от покупки комплекта шипов или ошипованной ими шины: это явный брак.
![]() |
Рис. 3. Форма корпуса шипа: а — однофланцевый; б — двухфланцееый; L — длина шипа; D — диаметр нижнего фланца. |
Различают однофланцевые (рис. 3, а) и двухфланцевые (рис. 3,б) шипы. Однофланцевые шипы лучше держатся в шине за счет меньшего нагрева при движении, поэтому они рекомендованы для более скоростных автомобилей. Двухфланцевые шипы более универсальны. Шипы с большим фланцем (9 мм) рекомендованы также для более тяжелых и быстрых машин.
![]() |
Рис. 2. Трубчатые титановые шипы ТТ (а) и их установка в шину (б). |
В 1998 г. в России были разработаны и запатентованы трубчатые титановые шипы ТТ (рис. 2). Внешне они похожи на традиционные двухфланцевые, но имеют ряд конструктивных особенностей.
Стальной корпус шипа ТТ для снижения массы выполнен трубчатым. В нем на конической посадке закреплена трубчатая же вставка из титанового сплава. Соответственно, с дорожным покрытием шип ТТ контактирует не привычным штырьком, а кольцевой поверхностью. Поэтому площадь пятна контакта этого шипа с дорогой в 3-4 раза больше, чем у традиционного, и сам контакт получается надежнее. Зато удельное давление, а значит, и разрушающее воздействие на дорожное покрытие ниже.
Кроме того, по сравнению с привычными нам отечественными шипами масса новинки почти вдвое меньше: 1,3 против 2-2,5 г. Отличается и размерность — ТТ на полмиллиметра короче фланцевого аналога. Связано это с особенностью установки нового шипа. Он должен выступать над поверхностью протектора на 1±0,2 мм, в то время как традиционный — на 1,5±0,2 мм. Шипы — это запчасти, автозапчасти от которых зависит ваша безопасность на обледенелых дорогах.
По сравнению с шинами, ошипованными традиционными шипами, шины, ошипованные шипами ТТ, обеспечивают лучшее сцепление на льду. Поведение автомобиля отличается высокой стабильностью буквально с первых метров движения. Тормозные свойства на скользком покрытии улучшаются примерно на 5 %, поперечные сцепные свойства повышаются на 7-8 %, а уровень шума практически не меняется. Кроме того, при торможении «на юз» шипы ТТ не «складываются» и не выдираются из шашек протектора. Из недостатков шипов ТТ следует отметить некоторое увеличение (на 2-3 %) тормозного пути на асфальте и повышение (примерно на 1-2 %) расхода топлива автомобилем при скорости 90 км/ч.
Маркировка шипов
Разные производители маркируют шипы по-разному, но чаще всего в маркировке шипов кодируются четыре основных параметра. Пример — обозначение шипов финской фирмы «Комета». Код Р8-1-140 означает следующее: Р — шип для шин легковых автомобилей; 8 (9) — диаметр нижнего фланца; 1 (2) — количество фланцев; 140(110-175)-длина шипа в десятых долях мм.
Один из показателей работы шипа зимней шины — так называемая сила прокола шипа. Это усилие, которое необходимо приложить к стержню шипа, чтобы он вместо установочных 1,5 мм выступал над поверхностью протектора на 0,5 мм — оптимальную высоту для работы в реальных условиях деформации шины под нагрузкой. Было установлено, что сила прокола отдельного шипа не должна превышать 15 кгс (147 Н). Для легкового автомобиля с нагрузкой на колесо до 500 кгс (4905 Н) сила прокола не должна быть больше 12 кгс (117,7 Н) а при большей нагрузке — 14 кгс (135,3 Н). Сила прокола шипа средних и легких грузовиков не должна превышать 21 кгс (206 Н), для тяжелых грузовиков и автобусов — 35 кгс (343,3 Н).
Установка шипов
![]() |
Рис. 4. Примеры расположения шипов на протекторе и количество дорожек, оставляемых на льду при торможении: а — прямолинейное движение; б — движение с заносом. |
Количество шипов зависит от рисунка протектора и размера шины. «Шашка», в которую предполагается устанавливать шип, должна быть не менее 10-12 мм в длину/ширину. В неподходящих по размеру, неглубоких (например, у шин с незимним рисунком протектора и сильно изношенных) или разрезанных ламелями шашках шипы держаться не будут. Эксперименты и тесты показали, что на шину размерности 175/70R13 оптимально устанавливать около 110-120 шипов в три ряда по каждому краю протектора (рис. 4). Шипы, образующие меньше пяти рядов либо расположенные менее чем в 3 мм от края протектора, неэффективны.
Если отверстия в шашках протектора под установку шипов выполнены на заводе, такую шину желательно ошиповать сразу же, не дожидаясь, пока набившиеся песок и грязь разобьют отверстия и сделают их непригодными. Частичная (неполная) ошиповка тоже не годится, поскольку в этом случае на каждый шип будет приходиться большая «выдирающая» нагрузка, да и сцепные свойства этой шины будут недостаточными. Кроме того, не полностью ошипованное колесо наверняка утратит первоначальную балансировку, а полностью — нет.
Устанавливать шипы лучше в специализированных мастерских. Если такой возможности нет, для сверления отверстий лучше использовать высокооборотную дрель (15-20 тыс. мин-1.) или сверлильный станок, а также работать спиральным сверлом с небольшим шагом. Неподходящие сверло и скорость резания повреждают края отверстия и вызывают появление микротрещин, из-за которых шип неплотно держится в гнезде (см.табл.).
Для шипов типа Р8 и Р9 диаметр отверстия в протекторе шины должен быть 3,5 мм, а глубина — обеспечивать первоначальное выступание шипа над протектором в пределах 1,0-1,5 мм. Шип, выступающий больше, долго в шине не удержится, а меньше — утратит эффективность. Остаточная толщина слоя протектора между нижним фланцем шипа и брекером должна быть не менее 2 мм. Таким образом, длина применяемых шипов зависит от толщины протектора шины.
Лучше ошиповывать все четыре колеса. При демонтаже или перестановке шипованного колеса, если даже рисунок протектора шины не направленный, следует запомнить и сохранить направление его вращения, чтобы шипы не разбалтывались в своих гнездах. Новые шипованные колеса нужно правильно обкатать — на небольшой скорости (до 60 км/ч), не совершая резких маневров и торможений в течение примерно 200 км, а затем — не превышая максимальной скорости 130-140 км/ч.
Особенности вождения автомобиля на шипованных шинах
Езда на шипованных шинах имеет заметные особенности от езды на нешипованных шинах липучках. На ходу автомобиль делается заметно более шумным, ухудшается его топливная экономичность. В снежно-грязевой каше или в глубоком рыхлом снегу эффективность шипов невелика, а на твердом сухом или влажном асфальте шипованные шины даже проигрывают обычным: из-за снижения площади пятна контакта шины с дорогой тормозной путь автомобиля увеличивается на 5-10%. Хотя 70-процентное сокращение тормозного пути на льду — их несомненное преимущество.
Стоит ли рекомендовать автомобилистам сезонную смену «обуви» автомобиля? Скорее да, чем нет. К этому пришли даже законодательные органы некоторых северных стран, где эксплуатация автомобилей зимой на не соответствующих зимнему сезону шинах просто запрещена.
Причины отсутствия эффекта противоскольжения у шипованных шин и возможные причины дефектов
Маркировка шин: что это такое и как расшифровать?
Многие автовладельцы не считают нужным разбираться в расшифровке маркировки шин. Но эти знания могут хорошо помочь в выборе сезонных автопокрышек. В статье расскажем вам, что означают буквы и цифры маркировки на шинах, рассмотрим нюансы, которые полезно знать любому автомобилисту.
Типоразмер
Параметр указывают на покрышке тремя большими цифрами: 205/55 R16. Расшифруем каждое значение:
- 205 — ширина рабочей поверхности шины или место расположения протектора. Параметр выражается в миллиметрах. Чем больше это значение, тем шире пятно контакта (место покрышки, которое соприкасается с дорогой).
- 55 — соотношение высоты и ширины профиля. Величина выражается в процентах — 55%. В нашем случае профиль имеет высоту 112,75 миллиметра.
- R — радиальная шина. Параметр указывает на размещение кордовых нитей. Не стоит путать это обозначение с радиусом. Существуют также диагональные автошины B или еще указывается -, которые редко встречаются на рынке и в эксплуатации.
- 16 — диаметр колесного диска в дюймах. Иногда после цифры добавляют буквы для обозначения усиленного слоя. Эти шины устанавливают на легковой коммерческий транспорт.
Индекс скорости
На том же примере приведем полную маркировку шины 205/55 R16 94T XL. Здесь необходимый параметр обозначен буквой «Т».
Что означает индекс скорости «Т»:
- Предельная скорость, при которой можно использовать такую резину — до 190 км/ч.
- Эксплуатация машины в пределах параметра нормы — гарантия стабильной работы покрышек.
- Даже при движении в течение 2–3 часов со скоростью 190 км/ч шина будет нормально работать.
Приведем простую расшифровку индекса скорости шин на следующей схеме:
Индекс нагрузки
В шинах 205/55 R16 94T XL нагрузка обозначается числом 94. Параметр также указывает допустимую грузоподъемность на одну автопокрышку.
Индекс 94 говорит, что покрышка выдерживает вес в 670 килограммов. Для легковых авто этот параметр всегда дают с запасом. Но он не основной в подборе резины. Хотя для коммерческих машин это важные цифры, которые необходимо обязательно учитывать.
Чтобы подсчитать максимально допустимый вес, который смогут выдержать четыре колеса, 670 умножают на 4. Получается 2680 кг. Значит, максимально допустимый вес автомобиля не должен превышать 2.68 т.
Допустимую грузоподъемность приведем в таблице:
Обозначение в виде сочетания букв XL говорит об усилении шины. Здесь индекс нагрузки будет увеличен на три единицы по сравнению с такой же резиной аналогичного стандартного типоразмера.
Обратите внимание. Легковые авто не рекомендуется нагружать свыше 80%. Для внедорожников — более 70%. Перегрузки приводят к преждевременному износу шин и возможности их разрыва при движении.
Дата изготовления шины
Чтобы найти информацию о дате производства изделия, необходимо найти сбоку колеса овал с вписанными числами. Первые два — номер недели в году, вторые — год. Если стоит маркировка 1220, то продукция изготовлена в 2020 году на 12-ой неделе.
Цветные метки в маркировке
Производители нередко применяют цветную маркировку в виде кружков и треугольников.
Что означает цвет маркировки на шинах:
Желтая
Маркер располагается сбоку. Показывает самое легкое место в покрышке. Желтый маркер обязательно совмещают с самым тяжелым местом на диске — с ниппелем (золотником).
Следуя такому принципу, легче проводить балансировку колеса во время шиномонтажа. Здесь применяются грузики меньшей массы.
Если шина имеет большой пробег, то баланс желтого маркера смещается. Легкое место может «переехать» в другую область покрышки. Изменение сможет определить только специалист.
Красная
Метка указывает на неоднородное или тяжелое место. Производители ставят красный круглый маркер в тех участках шины, где был использован разный по составу компаунд или слой.
Маркер ставят сразу же после выхода автомобиля с конвейера. Инженеры совмещают эту метку с белым маркером колесного диска, которая указывает на самое близкое место к центральной части колеса.
Использование такого маркера неслучайно. Особое расположение позволяет снизить воздействие неоднородности резины на характер движения, а также сбалансировать силовые особенности колеса.
Во время шиномонтажа красная метка не важна. Главное — совместить желтый маркер с золотником.
Белая
Обозначается в виде точки и указывает на самую гибкую зону в покрышке.
Белый штамп с цифрой
Встречается на новых изделиях, только что вышедших с завода и прошедших проверку. Штамп ставит инспектор, ответственный за контроль качества.
Цветные полосы
Встречаются на многих новых изделиях. Разноцветные полоски помогают работникам склада опознавать продукцию. Производители специально делают полоски разного цвета и в конкретной последовательности, чтобы можно было определить типоразмер и не ворочить тяжелый товар.
Для покупателя такая маркировка означает, что изделие новое. С течением времени полоски сотрутся. Но, заметим, шины могут быть и без них вовсе.
Дополнительная информация по маркировке
Если с типоразмерами все понятно, то пользователя могут озадачить другие буквенно-цифровые значения. Давайте разберемся, что означает следующая маркировка шин:
- Extra Load (XL) — усиленная покрышка, иногда называется. Для изделия индекс грузоподъемности будет выше на три единицы. Если аналогичная модель имеет индекс 91, то с усилением значение составит 94, но иногда 93.
- Mud + Snow (M + S) — всесезонная продукция.
- M&S — не путать с зимней покрышкой. Это шины для внедорожников. Буквенное обозначение со значком & говорит о хорошей проходимости автопокрышек.
- All Season (AS) — всесезонные покрышки.
- Any Weather (AW) — резина для любой погоды.
- «Горы со снежинкой» — значок обозначает сезонность изделия. Можно использовать зимой.
- «Зонтик» или слова Aquacontact, Rain, Water — обозначают специальные автошины, которые можно эксплуатировать в проливной дождь и по мокрым поверхностям.
- Outside и Inside — асимметричный протекторный рисунок. Важно соблюдать местоположение этих надписей во время шиномонтажа колес. Inside — внутренняя сторона авто, Outside — внешняя.
- RunFlat или RSC, ROF, RFT, SSR, ZP, ZPS — обозначает, что автошины произведена по особой технологии. При проколе и полном отсутствии давления такие шины способны проехать на скорости до 80 км/ч свыше 100 км. Запаса хода хватает, чтобы добраться до ближайшей СТО.
- «Стрелка» или слово Rotation — при установке на диск покрышки необходимо следить за направлением стрелочки, которая указывает, в какую сторону вращается шина и уходит рисунок протектора.
- Tubeless — бескамерная резина.
- Tube Type — для использования автопокрышки требуется камера.
- Max Pressure — обозначает максимальное давление.
- Max Load — максимальное значение нагрузки на одну автошину.
- Radial (R) — радиальная конструкция.
- Steel — усиленный стальной корд.
- DOT — соответствие стандартам качества США.
- Temperature А, В, С — термостойкость резины. С — худшее значение.
- Traction А, В, С — индекс торможения на мокрой дороге.
- Treadwear — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.
- TWI — обозначение указывает на износ. Метку размещают в 6–8 местах на всем изделии. Задача TWI — показать минимально допустимую глубину износа. Обычно такие маркеры располагают в канавках, предназначенных для отвода воды.
Простому автомобилисту достаточно разбираться в типоразмерах и индексах. Но если вы хотите лучше ориентироваться в маркировке, рекомендуем подробнее изучить эту тему.
Как маркируется шина липучка
что значит шина- липучка?? ? есть какието конкретные обозначения или маркировка.
-
По протектору видно..
Липучка — без шипов. А назвали е в народе "липучка", за е свойства как бы прилипать к дорожному покрытию, за счт протектора.
При наступлении холодов и ухудшении качества дорожного покрытия из-за снега и льда становится опасно продолжать ездить на летней резине. «Переобувать» машину лучше немного заранее: так и очередей в автосервисе меньше, и непогоду можно будет встретить уже во всеоружии. Разберемся с маркировкой зимних шин.
О зимней резине
Для зимы можно покупать шины с шипами и без — так называемые, липучки. Само понятие «липучка» обозначает мелкую нарезку протектора с образованием узких щелей, которые при наполнении снегом или грязью словно раскрывают лепестки этих прорезей и помогают машине отталкиваться от дороги. Ширина и глубина нарезки бывает различной, также и на шипованной резине подобная нарезка присутствует. Шипы эффективны исключительно на льду, и поэтому покупать зимние шины только с липучкой или ещё и с шипами решает каждый водитель для себя сам, исходя из особенностей места эксплуатации автомобиля. Если он зимой ездит по городу, где дороги регулярно чистят, то имеет смысл купить липучку. Если он живет за городом, где возможно обледенение дороги, то, конечно, рационально приобрести шины с шипами. В городе во время езды по асфальту шипы создают сильный шум, что несколько нарушает комфорт езды. Кроме того, следует учитывать, что ездить на зимней резине придется и часть осени и весны, когда дороги достаточно хорошего качества. Если на машине установлен знак «Ш» на заднем стекле, то это означает, что её тормозной путь может быть короче,
чем у авто без шипов, и это должен иметь в виду водитель следующей за ней машины. Заблуждением является то, что данный знак указывает на возможность вылета камней из-под колес автомобиля на шипах.
Маркировка
При покупке зимней резины следует обращать внимание на её маркировку.
На боковой части покрышек указывают размеры шин в таком виде: (Ширина)/(Профиль)/R(Диаметр).
В данном случае, на рисунке, Ширина = 195 мм, Профиль = 65% от ширины = 126.75 мм (это другими словами расстояние от внутреннего радиуса шины до внешнего), Диаметр = 15 дюймов (это размер колесных дисков).
Среди всего объема информации можно найти следующие параметры:
— допустимую нагрузку на шину;
— индекс скорости (лучше брать максимальный Т, чтобы был запас);
— маркировку бескамерной резины;
— особенности дороги, например, грязь и снег;
— особый значок зимней резины;
— дату изготовления (неделю и год), чем шины «свежее», тем лучше: старые шины могут трескаться и усыхать, становиться хрупкими;
— указание материалов слоев резины;
— где изготовлены шины;
— стандарт качества;
— направление вращения шины (следует строго соблюдать при установке);
— наружная или внутренняя сторона шины при установке;
— наименование резины (как правило, содержит понятия, связанные с зимой).
Расположение параметров на рисунке:
Иногда можно встретить зимнюю резину без шипов, но с отверстиями для их возможной установки. Найти информацию о том, какие шины подходят для данной марки автомобиля, можно на специальных табличках, размещенных в автомобиле, или в инструкции по эксплуатации авто. Если найти эту информацию проблематично, то следует проконсультироваться в автосервисе или у продавцов шин. Правильно подобранная зимняя резина — залог безопасной езды и сохранения автомобиля в хорошем состоянии.
Каждый водитель должен знать обозначения на шинах. Умение расшифровывать маркировку поможет выбрать оптимальный комплект зимних или летних шин, что позволит не только сэкономить на резине, но и обеспечить максимально эффективное управление в любой ситуации.
Ниже мы рассмотрим, какие обозначения присутствуют на автомобильных покрышках, разберемся в классификации резины и отличии сезонных комплектов обувки, а также поймем, что означает маркировка на боковинах изделий.
Зимняя резина
Практически все производители шин предлагают зимнюю резину. Такая продукция обладает развитым рисунком протектора, обеспечивающим лучших зацеп, а для ее изготовления используются мягкие сорта резины. Это позволяет комплекту сохранить эластичность при серьезных отрицательных температурах.
В свою очередь зимние шины делятся на шипованные или нешипованные. Наличие металлических шипов в протекторе позволяет увереннее вгрызаться в ледяную корку и плотно укатанный снег. Однако такая конструкция наносит вред асфальтовому покрытию, поэтому запрещена в ряде стран Европы.
Поэтому лучше отдать предпочтение нешипованным шинам или «липучкам». Наличие шипов в протекторе оправдано только при эксплуатации вне дорог или на сильно загрязненных участках. Если авто зимой ездит по городу и холодному асфальту, то такие зимние шины обеспечивают лучшую управляемость и сцепление с дорогой.
Сама зимняя резина делится на скандинавскую или европейскую в зависимости от типа протектора. Европейская модель шины похож на дождевую и обладает разветвленной сетью симметричных грунтозацепов. Такой комплект лучше чувствует себя на холодном асфальте при дожде или снежной каше.
Скандинавская покрышка обладает рисунком и ассиметричными частями протектора, где фигуры чередуются в шахматном порядке (см. фото). Благодаря этому автомобиль на зимней резине обеспечивает эффективное сцепление с дорогой, покрытой снегом, и неплохо подходит для путешествий вне асфальта.
Самыми популярными производителями зимних автошин являются:
Маркировка зимних покрышек
Все зимние комплекты имеют следующие знаки в виде пиктограммы снежинки или буквы W. Всесезонные колеса обозначаются буквами M+S – Mud+Snow. В маркировке зимних шин обязательно должна присутствовать следующие показатели. Все производители указывают размеры колеса, диаметр автошины, согласно европейскому или американскому стандарту.
Также на боковине шины можно встретить дату изготовления изделия, индексы скорости и грузоподъемности. Иногда, помимо размеров шин присутствует показатель износостойкости или Treadwear. Условное обозначение в 100 единиц равносильно запасу пробега в 48 000 километров.
Летняя резина
Летняя резина обладает совершенно другими свойствами. Основной задачей инженеров является поведение авто и чтобы машина была максимально устойчивой и управляемой на дороге, теплом и сухом асфальте. Во-первых, эти покрышки более жесткие. Это позволяет обеспечить лучшую управляемость при высоких скоростях и температурах. Рисунок такой шины более плоский, чтобы обеспечить широкое пятно контакта с дорожным полотном (см. фото). За счет этого все шины для летнего сезона обладают меньшей шумностью и передвигаться на авто в такой обувке значительно комфортнее.
Самыми популярными производителями, предлагающими колеса с отличными характеристиками, являются компании:
Маркировка летних покрышек
Летние комплекты не маркируются особым значком в отличие от зимних, которые обозначаются снежинкой. В шинной индустрии принято негласное правило – если пиктограмма снежинки отсутствует, то резина ориентирована только на лето.
Обозначение летней резины не сильно отличается от маркировки зимних шин. На боковой стороне обозначается размерность шины, дата изготовления, показатели соответствия стандартам сертификации (буква «е» или DOT), числа максимальной нагрузки и предельной скорости.
Иногда индексы шин содержат дополнительные показатели. Такие символы доносят информацию о типе камеры (TubeType или Tubeless), количестве слоев брекера, усиленном каркасе, повышающим показатель нагрузки на одну шину. Порой обозначаются особенности конструкции данной шины (Outside), направление вращения, прочих нюансах.
Нахождение характеристик и параметров
Маркировка на зимних шинах и летних аналогах наносится аналогично. Отличия лишь в информации и наличии рисунка снежинки. По внешнему радиусу должно быть нанесено название компании и марка резины. Далее следует размерность колеса с учетом высоты профиля r. Затем нанесен индекс максимальной нагрузки на шину, буква, дающая информацию о предельной скорости.
На внутренней стороне маркируется информация о максимальном давлении на покрышку, стране производителе, символы соответствия ГОСТ стандартам, детали конструкции шины. К примеру, здесь могут находиться цветные метки. Наличие такого показателя как желтый треугольник, говорит о самой легкой части резины. При монтаже новой шины на стальной диск отметка совмещается с самым тяжелым местом для облегчения балансировки.
Красная точка или треугольник на борту обозначает самое жесткое место. Легкосплавный материал, из которого изготовлены диски отлично подойдут под такие комплекты. Необходимо совместить отметку L на колесе с красным треугольником на резине.
Иногда присутствуют цветные полосы на рисунке протектора. Это внутреннее фирменное обозначение какой-либо партии резины. Оно помогает быстрее отыскать на складе нужный комплект для своего автомобиля среди разных вариантов шин, ориентируясь по нанесенному окрасу.
Среди дополнительных значков попадаются индексы сопротивления нагреванию, сцепления с мокрой дорогой, пиктограммы дождя, зашифрованная информация конкретного производителя и партии и составе резины.
Разбор примера
Далее мы рассмотрим пример и проделаем его расшифровку. На внешней стороне написаны название фирмы и модели резины (GoodYear UltraGrip). Далее идут цифры 205*55*R17. В таком виде наносится европейская маркировка. Первое число говорит про ширину профиля, второе — про высоту относительно ширины, третье – обозначает посадочный диаметр. Буква R сигнализирует о том, что речь идет о радиальных шинах.
Американский вариант обозначения может не отличаться от европейского – добавятся только буквы, соответствующие классу авто (P – passenger, LT – Lignht Track, T – Track). А может быть другой формат, где все значения указаны в дюймах. К примеру, показатель 30*11*R17 говорит о том, что у нас покрышка с внешним радиусом 30 дюймов, шириной протектора 11 и внутренним радиусом 17-ть дюймов.
На внешней стороне присутствует число 89H. Это показатели нагрузки и скорости. По условиям его маркировки, колесо переносит нагрузку до 580-ти кг и максимальную скорость в 200 км/ч. Здесь же присутствует надпись Reinforced. Это означает, что комплект усилен и обладает увеличенным количеством слоев брекера. Это повышает его грузоподъемность на три единицы.
Стрелка с надписью Rotation и Outside говорит о направлении вращения, а также сообщает о внешней стороне боковины (только для шин с ассиметричным рисунком). Указание Tubeless говорит об отсутствии камеры внутри колеса, а маркировка RF (RunFlat) сообщает о усиленных жестких кордах, позволяющих после прокола и падения давления добраться до автосервиса на расстоянии 80 км. Даже после такой эксплуатации шина останется рабочей.
Внутренний круг дает информацию о том, когда была произведена покрышка. Четыре цифры 2012 говорят о том, что изделие сошло с конвейера на 20-й неделе 2012-го года. Здесь же размещена информация о максимальном давлении в килопаскалях, надпись о стране производителе.