Замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на LADA
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – один из элементов системы управления двигателем. Его назначение — контролировать температуру жидкости в системе охлаждения. На основании этих данных блок управления двигателем корректирует состав топливно-воздушной смеси, частоту вращения коленвала, а также угол опережения зажигания.
На всех современных автомобилях ЛАДА (XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора или Нива 4х4) замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости выполняются аналогично.
Признаки неисправности ДТОЖ
Датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на запуск и работу двигателя. Вот некоторые симптомы, говорящие о том, что датчик может быть не исправен:
- плохой запуск двигателя в холодную погоду;
- повышенный расход топлива;
- плохой выхлоп на холодном двигателе;
- проблемы в работе вентилятора системы охлаждения двигателя.
Замена
Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в корпусе термостата, на схема он под №14.
Чтобы поменять ДТОЖ своими руками следует:
-
(автоумельцы не сливают);
- Отсоединить разъем с проводами;
- Вывернуть датчик (ключ «на 19»).
Установка производиться в обратной последовательности. Для устранения течи замените медную шайбу или нанесите на резьбовую часть датчика термостойкий герметик.
Как проверить
После снятия датчика следует провести его визуальный осмотр на предмет повреждений или коррозии. Самый простой способ проверки ДТОЖ — заменить его на заведомо исправный.
- мультиметр (в режиме вольтметра, омметр с пределом измерений от 100 Ом до 10 кОм);
- термометр (с пределом измерений не менее 100 о С);
- термостойкая емкость объемом 0,5 л.
Порядок проверки цепи питания ДТОЖ:
- Перевести мультиметр в режим вольтметра;
- Снять колодку с проводами с датчика и включить зажигание;
- Подсоединить «минусовой» щуп мультиметра к «массе» двигателя, а другой к выводу №1 колодки;
- Напряжение на выводе должно быть не менее 12 В.
Если напряжение нет или они меньше 12 В, значит, разряжен аккумулятор, неисправна цепь питания или ЭБУ.
Порядок проверки ДТОЖ:
- Перевести мультиметр в режим омметра;
- Подготовить емкость с горячей водой (около 100 о С);
- Подсоединить щупы мультиметра к выводам датчика и опустить его рабочую часть в воду;
- Измеряем сопротивление ДТОЖ по мере остывания воды.
Сопротивление датчика должно быть близким к данным, указанным в таблице:
Температура ОЖ, °С | Сопротивление ДТОЖ, Ом |
---|---|
100 | 177 |
90 | 241 |
80 | 332 |
70 | 467 |
60 | 667 |
50 | 973 |
45 | 1188 |
40 | 1459 |
35 | 1802 |
30 | 2238 |
25 | 2796 |
20 | 3520 |
15 | 4450 |
10 | 5670 |
5 | 7280 |
0 | 9420 |
Процесс проверки также показан на видео:
Если ДТОЖ оказался исправным, возможно причина неисправности в плохом контакте разъема, обрыве проводки или неисправном ЭБУ.
Не забывайте вовремя менять тосол/антифриз в системе охлаждения, и использовать охлаждающую жидкость рекомендованную производителем.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости. И устранение последствий его выхода из строя во время путешествия.
Во время прошедшей поездки на юг машина вскипела и заглохла на трассе =( Не заметил я, что температура резко стала расти. А ехал я, ясно дело, с кондиционером. Соответсвенно, под капотом грелось все что только можно.
Встать сломанным в крайнем левом ряду на скоростной магистрали — это жестоко. Стоишь и не знаешь как машину через 3 полосы откатить на обочину.
Пока мучился с перемещением машины по полосам, остановился попутчик с 29 регионом. Неожиданная встреча. Еще и из Архангельска оказался. Помог мне отбуксировать машину до ближайшей заправки. Проковырялись под капотом. Предохранители все целы. Вентилятор напрямую с аккумулятора включается. Реле работает. Остается только датчик температуры охлаждающей жидкости.
В Акценте датчик температуры охлаждающей жидкости идет какбы двойной. Он дает информацию для мозгов о температуре и сразу сигнал для включения вентилятора радиатора напрямую. И вот часть этого датчика вышла из строя. Соответсвенно, вентилятор не включился. А я этого не заметил О_о И получил то что получил. Но, надо отметить, мне ооочень повезло. После того как машина остыла, она завелась. Хотя первые мысли в моей голове были — движку крышка. И это за 2,5 тыс км от дома. Но… Возможно, хорошее масло и большой пробег (зазоры между деталями по любому уже не идеальные) пощадили двигатель.
Повезло так же, что этот попутчик пережил такую-же ситуацию на своей, как говорится, шкуре. Он сходу сказал, что надо проверить. Поэтому проблему и решение нашли буквально за 30 минут. Купил на заправке самого дешевого антифриза. Залил его. Вентилятор решено было кинуть напрямую с аккумулятора. И в таком режиме продолжить движение.
Теперь вот собрался таки поменять датчик, промыть систему охлаждения, заменить антифриз и масло.
Вот так простая невнимательность привела к неожиданным тратам.
39230 26600 — Датчик температуры охлаждающей жидкости
При замене датчика очень помогла вот эта статья.
Я вначале слил антифриз, а затем уже менял датчик. Только замечу, что головку ключа лучше распиливать болгаркой после того, как открутили целым ключом датчик. Иначе головку распирает и она наравит прокрутиться вокруг датчика. В итоге, я пошел покупать 2-ю головку, чтобы нормально открутить датчик.
Старый датчик
Хвост старого датчика режем под корень, чтобы не мешал.
Для доступа к датчику скидываем весь пластик воздуховода. Увидим термостат. Рядом с ним торчит наш температурный датчик. По шагам все описано в указанной выше записи БЖ.
Вот тут, когда все снимем, увидем наш датчик
Масло и антифриз решил купить Shell, тк MOTUL стал неприлично дорогим. Ну и у Shell’а, на сколько я помню из статей в инете, очень хорошие моющие характеристики. А мне как раз после перегрева надо бы все вымыть, что отложилось при перегреве. Когда сливал старое масло, оно было чернющее. Ниразу еще такого не сливал со своей машины. Тк подделок очень много, новое покупал у официалов у нас в городе. Можно найти на сайте shell.
Масло Shell HELIX ULTRA 5W40.
Антифриз Shell Premium Antifreeze Diluted.
26300 35503 — Оригинальный масляный фильтр
21513 23001 — Оригинальное кольцо уплотнительное пробки слива масла
Систему охлаждения промывал как и до этого.
Так же достал взглянул на свечи. Нагара нету. Выглядят как обычно. Это хорошо.
На текущий момент масло двигатель не жрет, антифриз не убегает и в двигатель тоже не попадает. Никаких посторонних звуков не появилось. Вывод, машина чудом пережила это приключение. Ездим дальше =)
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик температуры охлаждающей жидкости – это неотъемлемая часть приборов автомобиля для устранения своевременных неполадок. Это изделие выводит показания на бортовой компьютер, тем самым сигнализирует водителю в случаях, когда двигатель машины перегревается. Датчик температуры помогает контролировать вентилятор охлаждения, запускать его в нужный момент, когда мотор нагревается. Дополнительно измерительный датчик служит для регулировки открытия и закрытия клапана переработки газов из выхлопной трубы. Способствует быстрому запуску двигателя, когда стандартных оборотов не достаточно.
Отличия ДТОЖ и ДТУОЖ
Порой автовладельцы не различают датчики ДТОЖ и ДТУОЖ, что приводит к дополнительным трудностям процесса замены. ДТУОЖ представляет собой прибор, который выводит показания на панель управления, когда ДТОЖ работает в связке с электронным блоком управления и имеет регулирующую функцию. Когда температура повышается, сопротивление датчика уменьшается, а ЭБУ обеспечивает работу по регулировки температуры охлаждающей жидкости в системе. Важно не перепутать эти два вида датчиков.
Виды приборов температуры ОЖ
Датчики ОЖ бывают двух видов:
- Магнитным
- Биметаллический
Одной из особенностей в различиях работы ДТОЖ заключается в работе стрелки указателя на мониторе. В магнитном, указатель будет делать резкие скачки, в биметаллическом движение будет постепенным.
Магнитный датчик состоит из двух катушек, подключенными к сети и заземленным проводом и поворотными якорями из металла. При поступлении тока образуется магнитное поле перемещающее стрелку.
Биметаллический датчик имеет внутри специальный гибкий стержень. Благодаря этой детали стрелка прибора перемещается.
Как проверить датчик температуры ОЖ самостоятельно
Порой возникают поломки ДТОЖ по причине механических повреждений, износа прибора, низкого качества исполнения, отказа термостата, течи ОЖ, плохого антифриза. Зачастую нужно быстро самостоятельно устранить проблему. Первый метод диагностики прибора можно осуществить при помощи термометра и тестера. Необходимо взять и емкость с водой.
- Первое, что нужно сделать – это поместить датчик в подготовленную тару с водой.
- Второе, установите ваш тестер в режим омметра или вольтметра и вставьте стержни захватов к выводам датчиков.
- Сопротивление датчика в режиме омметра будет 1,5 -1,7 кОм при температуре дома.
- Следует засунуть датчик в горячую воду и просмотреть параметры данных прибора. Чем холоднее будет вода, тем сопротивление будет возрастать.
- Сверяем показания с характеристиками двух таблиц. Показания должны укладываться в табличные значения.
При отсутствии реагирования на температуру ДТОЖ нужно менять. Такой метод поможет выявить основные неисправности ДТОЖ.
Признаки и виды поломки датчика ОЖ
- Явные внешние признаки повреждений (царапины, трещины, сколы)
- Резко увеличивается расход топлива авто
- Выхлопная труба выпускает темный серый или черный едкий дым
- Двигатель запускается с большим трудом не с первого или второго раза.
- Мотор просто глохнет и работает не стабильно
- Запускается вентилятор при холодном ДС.
- Вентилятор системы охлаждения может вообще не запускаться в жаркую погоду
- Из вышеперечисленных признаков следуют следующие поломки
- Разрыв или отсоединение контактов
- Отсутствие изоляции
- Утерян контакт с датчиком
Стоит отметить, что на современных автомобилях информация о поломке отображается на мониторе бортового компьютера машины. Однако причину неисправности стоит определить в ручную.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости?
По своей сути датчик представляем собой терморезистор с поверхностным слоем из латуни.
Иногда требуется произвести проверку и замену датчика температуры охлаждающей жидкости своими руками. Для этого необходимо точно знать, где же находиться ДТОЖ?
Местоположение датчика охлаждающей жидкости найти не особо затруднительно. В 95% случаев датчик температуры расположен на самом двигателе сверху рядом с термостатом. В первую очередь искать нужно там, где прибор имеет непосредственный контакт с антифризом. Обычно датчик вкручивается в головку блока цилиндров. ДТОЖ может находиться на оболочке термостата. В некоторых случаях прибор может размещаться на верхнем шланге радиатора. Стоит ли говорить, что расположение датчика в других местах автомобиля сводит всю эффективность прибора к нулю.
Инструкция по замене ДТОЖ
Для замены датчика температуры охлаждающей жидкости вам понадобиться инструмент, а именно: ключи на восемь, тринадцать, семнадцать и двадцать один. Помимо ключей, возьмите тару для воды и ОЖ на пять или десять литров.
- Начинаем процесс замены. Для начала отсоединим на батарейке аккумулятора провод с обозначением минус.
- Снимаем воздушный фильтр и отключаем вместе с проводом вывода датчика. Теперь у вас будет просторный доступ к прибору.
- Отсоединяем остальные провода, где есть питание к прибору.
- После потребуется слить антифриз частично или полностью. До уровня ниже отметки отверстия датчика.
- Читайте про весь процесс замены антифриза в авто самостоятельно.
- Снимаем защитную резину, замеряем расположение датчика, чтобы последующий прибор разметить в таком же положений.
- Откручиваем ключом на девятнадцать корпус датчика. Выкручивание может происходить туго, в зависимости от качества резьбы прибора.
- Перед закручиванием нового ДТОЖ на резьбу наносят герметик. К новому измерительному прибору устанавливается поводка.
- После завершения процедуры уровень антифриза доводиться до нормы.
- Проверяем, не течет ли ОЖ через датчик температуры ОЖ.
- Только после этой процедуры запускается двигатель.
Замена датчика температуры ОЖ на ВАЗ
Рассмотрим замену на примере автомобиля жигули. Оригинальный датчик имеет цифровое обозначение 2101-3808600. Подходит на все авто лада, без каких-либо дополнительных аксессуаров. Существует множество аналогов, которые тоже устанавливают на машины ВАЗ.
Сперва проверяем предохранители. Здесь два варианта. Температура может подняться. Значит отсоединяем провода от ДТ. Если стрелка скатилась до минимальной температуры нужно произвести ремонт или замену прибора. Допускаем вариант, что стрелка на мониторе может плавать. Пробуйте замкнуть датчик на массу. При включенном зажигании датчик может показывать предельную температуру, значит нужно произвести полную замену.
Желательно слить охлаждающую жидкость полностью . Как это сделать мы писали ранее в разделе полезные статьи сайта.
Затем разъединяем проводку от датчика. ДТОЖ придется вывернуть при помощи торцевой головки. Вычищаем место установки датчика и устанавливаем новый измеритель. Подсоединяем провода. Заливаем ОЖ и запускаем движок.
Очень важно помнить, что процедура замены ДТОЖ на моделях жигулей 2106 и 2114 будет разница. В ваз версии 2114, 2115, 2109 датчик ставиться на корпусе двигателя между термостатом и головкой блока, в отличии с 2106 где прибор находится в блоке радиатора.
Одним из вариантов выхода стоя ДТОЖ может послужить обрыв его цепи или непосредственно провода.
Замена датчика ОЖ составит небольшую сумму. Очень важно поменять ДТОЖ на модель с такой же маркировкой. Смотрите обозначение на корпусе датчика. Помните, несвоевременная замена датчика ОЖ ведет к увеличению расхода топлива, что в скором времени может привести к поломке двигателя. В среднем эксплуатационный период датчика составляет от 3 до 6 лет. Дополнительно можно проводить профилактические работы по очистке деталей приборов.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112: цена, артикул
Наверняка каждый водитель хотя бы раз видел такую ситуацию: на трассе, либо на городской дороге стоит автомобиль с поднятым капотом из-под которого валит густой пар. Такая проблема достаточно банальна, и встречается в большинстве случаев из-за проблем с датчиком температуры охлаждающей жидкости. В этой статье мы рассмотрим основные принципы работы датчика охлаждающей жидкости и расскажем, как правильно провести его замену своими руками.
На видео рассмотрен процесс замены датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112 всего за 5 минут:
Замена датчика температуры
Аналог датчика температуры иностранного производства, цена стартует от 800 рублей
Для того, чтобы заменить датчик температуры не требуется никаких особенных навыков, следует только строго следовать следующей инструкции:
- Снимаем «минусовой» провод с аккумуляторной батареи.
- Затем сливаем небольшую часть охлаждающей жидкости из радиатора.
- Убираем корпус воздушного фильтра для удобства демонтажа.
- Далее, снимаем колодку с проводами с датчика температуры.
Обратите внимание на количество следов коррозии.
Новый датчик установлен. Посажен на анаэробный герметик
Перед покупкой нового датчика вам необходимо убедиться в схожести артикулов между старым и новым элементом.
Неисправности датчика температуры
Как вижу это фото, сразу пугаюсь. Правда страшно. Стрелка температуры далеко за красной зоной, сильный перегрев двигателя
Когда выходит из строя датчик температуры, охлаждающая жидкость превышает свою точку кипения и превращается в пар, происходит перегрев мотора. При этом пар выбрасывается в воздух через все возможные отверстия.
Обратите внимание, что тосол (охлаждающая жидкость – прим.) в системе находится под давлением, и во избежание получения ожогов, пробку расширительного бачка следует открывать очень осторожно. Кстати, многие владельцы ВАЗ-2112 меняют тосол на антифриз, и правильно делают, мы считаем так!
Датчик температуры считается весьма надёжным элементом систем двигателя ВАЗ-2112, однако у него существует пара дефектов, которые при возникновении потребуют замены датчика:
- Исчез контакт во внутренних компонентах детали.
- Пробои изоляции прибора.
Принцип работы датчика
Этот прибор является обычным резистором (термистор – прим.) т.е прибором способным менять своё сопротивление в зависимости от температуры которая его окружает.
Датчик вмонтирован в металлический выпускной патрубок системы охлаждения на головке блока цилиндров по которому и протекает тосол.
Предназначение этого датчика заключается в контроле за температурным режимом всей системы охлаждения, и в случае повышения температуры – отправления импульса для запуска системы охлаждения двигателя. Если датчик неисправен, то он вовремя не подаст сигнал, и вентилятор охлаждения двигателя не сработает.