Симптомы неисправности трипода внутреннего шруса и про "черную смазку"
Решил поделиться вот каким наблюдением… Вскользь уже упоминал, что недавно совершенно неожиданно на неровной дороге у меня что то заскрежетало во время движения в центральной части авто ближе к правой стороне… Съехал на обочину, снял колесо, все осмотрел, внешних признаков проблемы ноль! Точно не ступица ибо все крутиться, колесо не люфтит, да и звук гораздо левее был… пыльники на всех гранатах целые, продольный люфт самой тяги между шрусами конечно есть, но не такой уж критический, в поворотах никаких щелчков не было…
В общем методом исключения все сходилось на том, что проблема во внутреннем шрусе на правом длинном приводе…
Забыл упомянуть еще один очень интересный симптом: на обратном пути из деревни даже в отсутствие скрежете на ровной дороге, при моих стандартных 80 км/ч в салоне стал ощущаться запах жженого масла) На всякий случай даже пару раз останавливался на обочине, чтобы чуток остудилось то, что горит неведомо где, но предположительно внутри шруса)))
Загадка лично для меня состояла в том, что я уже имел дело с неисправным внутренним шрусом и прекрасно помнил классические симптомы его неисправности — удары при начале движения, било в руль, удары при езде по неровной дороге… А тут вдруг что то совершенно неведомое… едишь медленно — скрежет, ускоряешься — проходит…
Сначала Pant91 подтвердил здесь, что схожие симптомы были у него при порванном пыльнике и отсутствии смазки во внутреннем шрусе… Потом, после установки запасного привода в сборе проблема действительно полностью ушла. Стало быть приговор внутреннему шрусу был абсолютно верным.
И еще приведу способ диагностики, который позволил мне до замены привода лишний раз убедится, что внутренний шрус действительно проблемный. Если как на фото немного покрутить (покачать) ступицу по часовой и против, то четкий сильный шум люфта послышится именно от дальнего внутреннего шруса… Обычно же всегда немного люфтит только внешний, а внутренний на машине совершенно бесшумный. Уточняю что именно на машине, поскольку недавно офигел от звука люфтов на вале в совершенно новом внутреннем шрусе от STELLOX 16-01040-SX… После установки его на машину ничего подобного уже не наблюдалось и работать он стал вполне нормально.
Все это время меня распирало любопытство что же там внутри при целом пыльнике и хороших хомутах могло приключиться, чтобы шрус так внезапно вышел из строя… да так, что начал жечь смазку внутри!
Сегодня дошли руки его разобрать… главная причинам неисправности стала ясна сразу, как только стянул пыльник — черная смазка… причем вся она была на месте, но консистенция! Это был скорей твердеющий битум, чем смазка для шруса) Если кто то не в курсе, напомню, что отечественная смазка "шрус" (могут быть номерочки) черного цвета, а также различные китайские смазки цветом от коричневого до черного — это все смазки исключительно для внешних шрусов! А во внутренние, где работают игольчатые подшипники триподов полагается закладывать совершенно другую и по цвету и по консистенции смазку… предназначенную именно для триподов… К сожалению, у меня в городе в большинстве автомагазинов присутствует только один вариант такой смазки — желтая от ВМП Авто (Питер). Но она есть и ее приходится докупать даже при покупке новых китайских шрусов, поскольку китайцы все свои комплекты снабжают исключительно черно-коричневой смазкой… я эту смазку откладываю в сторону и использую потом для набития внешних шрусов…
После того, как вся эта черная смола была счищена, снял стопорное кольцо и попытался вытащить трипод… а не фига подобного!)))) первый раз такое наблюдаю, чтобы трипод прикипал к шлицам вала благодаря смазке))) Аккуратным постукиванием молоточка трипод удалось извлечь… он оказался старого образца — с которого кольца, удерживающие иголки в обойме, обычно сразу соскальзывают… Но опять не в моем случае)))) кольца на "битуме" сидели плотно и смачно так стягивались, а иголки, которые обычно сразу после снятия кольца разлетаются по всему столу), по-прежнему продолжали сидеть скрепленные всей этой жженой смолой… Снова надел на них кольцо и попробовал покрутить… кольца еле еле крутятся, а иголки нет!)))) Вот вам и причина перегрева внутри гранаты и прогрессирующего жжения смазки…
В конечном итоге, когда весь этот битум был вычищен из трипода и из гранаты выяснилось следующее:
— граната практически в идеальном состоянии … ни визуально, ни пальцами никакой выработки нет!
— промытые в бензине и смазанные желтой смазкой иглы трипода пришли наконец то в движение, НО… их вращение было уже далеко от идеала… стали ощущаться какие то мелкие затыки…
В общем данный трипод старого образца я однознанно никуда больше ставить не буду… положу в запасники только из за иголок, которые могут пригодится для вополнения потерь в других триподах) В общем использовался для ремонта привода последний имевшийся у меня в запасниках трипод нового образца (у которого кольца вокруг игл удерживают стопорные кольца) и отмытую гранату от указанного шруса… пыльник тоже оставил старый.
Многие наверное задаются вопросом о том, есть ли смысл заниматься подобными переборками? Смотрите конечно сами… но ценники на внутренние шруса начинаются сейчас от 2700 руб. (GSP 654003)… Я сейчас все запчасти ставлю преимущественно фирмы Стеллокс (STELLOX 16-01040-SX) на него ценник 3500 руб… И если с внешними шрусами ситуация обычно безвыходная… по плохим дорогам подшипники обычно изнашиваются быстрее чем пыльники…и тут только замена, то с внутренним шрусами за 5 лет владения двумя фелициями новый шрус я недавно заказал впервые… да и то, про запас… А все это время обходился их переборкой и заменой местами на коротком и длинном приводах. Кстати, последний способ помогает только в случае выработки на гранате, а не в самом триподе. Весь секрет в том, что внутри гранаты кольцы трипода вращаются и набивают выработку только в одном месте…и места эти, в зависимости от работы шруса с левой или правой стороны — разные! Также в отношении внутренних шрусов по-прежнему остается не плохим вариантом приобретение приводов в сборе на разборках (в среднем 1500 руб за привод)…даже если они окажутся полностью убитыми, перестановкой внутренних шрусов с одной стороны на другую да недавнего времени занималось сравнительно мало филеводов. С нынешними ценами на запчасти это становится все более актуальным)… Кстати, именно так в моем распоряжении оказались запасные триподы нового образца)
трипод нового образца (хорошо заметны ограничительные черные кольца которые не дают большим кольцам соскальзывать с игл)
Что такое трипоидный подшипник, сколько ходит и чем отличается от наружного ШРУС
Как следует из расшифровки аббревиатуры ШРУС, это шарнир, равномерно передающий вращение от одного вала к другому, расположенному не на одной оси, а под некоторым углом. Всем хорошо известно первое подобное устройство в истории техники – карданное сочленение. Но из теоретического рассмотрения оно не может передавать крутящий момент, а значит и угловую скорость, плавно.
Имеются пульсации, увеличивающиеся с ростом угла наклона валов. Не всегда это приемлемо, отсюда и появление ШРУС, исключающего пульсации и связанные с этим вибрации.
Зачем в машине Трипоид
Шарниры типа трипоид (Tripod), как и прочие виды ШРУС с разной степенью равномерности передачи вращения, появились с возникновением потребности передавать крутящий момент на колёса, одновременно являющиеся ведущими и управляемыми.
Изначально это были внедорожники, затем в автомобили был широко внедрён передний привод.
Многие считают, что привод на передние колёса легкового автомобиля сделан исключительно из-за его выдающихся характеристик управляемости. Ничего подобного.
Достаточно посмотреть в сторону автоспорта, где лучшие автомобили обладают полным или задним приводом. Передний появился по соображениям технологичности массовой сборки бюджетных машин на конвейере, а также гораздо более простой компоновки кузова.
Вот тут и потребовалось иметь привода передних колёс, работающие в широком диапазоне изменения углов передачи момента при минимальной стоимости.
Оказалось, что первую задачу можно решить только с относительно дорогим шестишариковым ШРУС, а вот решению второй помог трипоид.
В каждом приводе имеются два шарнира – внешний и внутренний. На большие углы «ломается» только наружный. Благодаря малым углам хода подвесок легковых машин, внутренний отклоняется на единицы градусов.
Логичнее здесь поставить именно недорогой трипоид, а не сложный и точный шариковый, тем более, что внутреннему требуется ещё и возможность осевого смещения, что Tripod с лёгкостью выполняет.
Устройство и принцип работы
Шарнир представляет собой трёхшиповую конструкцию, на каждый из которых надет игольчатый подшипник, имеющий наружную обойму со сферической поверхностью.
Эти обоймы скользят по сделанным внутри внешней обоймы (она же корпус) шарнира пазам с тем же профилем.
Такая конструкция с несколькими степенями свободы позволяет изменять конструкционную длину привода и равномерно передавать крутящий момент с вала на вал, но с некоторыми ограничениями.
Основная проблема такого устройства – это боковое перемещение выходного вала при вращении. В идеале при постоянном угле наклона он должен сохранять в покое ось своего вращения.
Но здесь выходной вал фактически описывает коническую поверхность, что в физике называется прецессией.
Причём частота таких поперечных колебаний вала в три раза больше, чем скорость передаваемого вращения, а амплитуда отклонения от оси зависит от угла поворота.
Это накладывает на применение устройства ряд ограничений.
Отличие от ШРУС
Истинный ШРУС в принципе лишён подобного рода вибраций, рывков и неравномерностей передачи угловой скорости. Так работает шестишариковый шарнир, имеющий ряд отличий:
- при изготовлении трипоид проще, а значит и дешевле;
- без возникновения сильных вибраций, вредных во всех отношениях, трипоид может работать только на небольших углах относительного поворота валов;
- игольчатые подшипники шипов способны при тех же размерах выдерживать большие нагрузки, а значит имеют преимущество по сроку службы;
- если необходимо изменять длину шарнира при работе, то на такое способны принципиально разные варианты ШРУС, у трипоида эта возможность заложена в принципе;
- в целом трехшиповая конструкция надёжнее, даже при поломках в подшипниках она машину не обездвижит, как это случается при разрушении шариков ШРУС.
Всё это приводит к определённой специализации. Наружные шарниры приводных валов изготавливают по шестишариковой технологии, а внутренние часто используют трипоид. Их углы работы невелики, и вибрации незаметны. Зато в целом шарнир надёжнее и дешевле.
Какую смазку использовать для трипоида
Поскольку наружные обоймы игольчатых подшипников работают по пазам полностью аналогично наружным ШРУС, то для них используется такая же специальная смазка с добавкой дисульфида молибдена.
Это мелкодисперсное вещество, хорошо справляющееся с угрозой задиров металла, снижающее трение и частично модифицирующее поверхности.
Шарнир закрыт чехлом с хомутами, что даёт герметичность и позволяет не принимать особые меры по водостойкости смазки. Но при повреждённом чехле ШРУС быстро выходит из строя.
Сколько ходит внутренний ШРУС
Внутренние ШРУС теоретически примерно вдвое-втрое долговечнее наружных. Это связано как с конструкцией, так и с меньшими нагрузками.
Старты с вывернутыми до упора колёсами, которые часто постепенно убивают наружные шарниры, внутренним не страшны.
Основная проблема – обеспечение наличия свежей смазки и герметичность чехлов. Именно эти два фактора, за которыми не всегда регулярно следят, становятся причиной выхода шарниров из строя.
Если всё нормально, то пробег в 300 тысяч километров для трипоида далеко не предел.
Признаки неисправностей
Определить начало выхода из строя можно по шуму и хрусту, который связан не столько с углом поворота колёс, сколько с креном кузова.
Угол работы увеличивается, и если в этот момент повысится нагрузка (резкое ускорение), то захрустит трипоид с внутренней стороны поворота. Там угол наклона достигнет максимума.
Дополнительная проверка производится на подъёмнике с вывешенными колёсами. Нагрузка имитируется тормозами, звук хорошо различим на фоне наружных ШРУС, которые хрустят наиболее сильно при вывороте колёс.
Как проверить трипоид не снимая
Признаки неисправности ШРУСов: как проверить ШРУС внутренний и наружный
В устройстве трансмиссии автомобиля шарнир равных угловых скоростей, более известный как ШРУС или граната, является достаточно сильно нагруженным узлом. Если коротко, то именно через ШРУС крутящий момент от КПП передается на колеса автомобиля. Кстати, на переднеприводных авто или полноприводных версиях данный шарнир должен быть устроен так, чтобы усилие передавалось на управляемые колеса под изменяющимися углами.
В общих чертах, вал привода соединяется с КПП или мостом через внутренний ШРУС, тогда как соединение со ступицей колеса реализуется через наружный ШРУС. Само собой, в процессе эксплуатации автомобиля указанные шарниры имеют свойство изнашиваться и выходить из строя. Обратите внимание, что касается ШРУС, признаки неисправности (даже малозаметные) являются весомым основанием для проведения углубленной диагностики.
Наружная и внутренняя граната (ШРУС): отличия и особенности
Итак, перед тем, как проверить ШРУСы, необходимо отдельно учитывать ряд особенностей. Первое, шарниры могут быть внутренними или наружными. Так вот, они редко выходят из строя одновременно. На деле, чаще ломается наружный ШРУС. Однако никак нельзя исключать, что проблемной не является, например, граната левая внутренняя или же правый внутренний шарнир.
- Устройство наружного и внутреннего ШРУСа несколько отличается по причине разных режимов работы этих шарниров. Наружный ШРУС соединяется со ступицей, при этом его основной задачей является необходимость передать крутящий момент под любыми углами поворота или наклона колеса.
- В свою очередь, для внутреннего шарнира важно компенсировать несоосность трансмиссии и приводного вала, тем самым частично разгружая наружный ШРУС. Параллельно внутренний шарнир обеспечивает полную «цельность» вала при условии большого хода подвески. Другими словами, именно внутренний ШРУС обеспечивает возможность приводному валу становиться немного длиннее или короче при определенных условиях.
- Если сравнивать шарниры визуально, корпус внутреннего ШРУСа больше, чем наружного. За счет этого внутренняя обойма ШРУСа может перемещаться вместе с валом и шариками внутри корпуса по дорожкам. Также внутренний шарнир может поворачиваться под углом, хотя и меньшим, чем наружный шарнир. Если же рассмотреть наружный ШРУС, он жестко зафиксирован на валу и больше отвечает за возможность поворота. На некоторых авто наружная граната так прочно крепится к валу, что ее нужно срезать для снятия.
Также отметим, что авто с передним приводом имеют двигатель с поперечным расположением, то есть коробка смещается влево. Результат- левый вал привода будет короче правого. Так вот, более длинный правый вал не всегда бывает цельным. Встречаются варианты, когда он сделан из двух частей, которые соединены при помощи подвесной опоры (подвесной подшипник).
Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что на некоторых авто в качестве внутреннего шарнира используется трипод, а не рассматриваемый в статье ШРУС привычного типа. В любом случае, принцип работы трипода все равно похож и принципиальных отличий нет.
Неисправности ШРУСа: признаки и симптомы
Начнем с того, что основной причиной поломки ШРУСа является износ шариков, обоймы шарнира или дорожек (рабочей поверхности корпуса). Реже детали разрушаются, что приводит к разъединению шарнира. С учетом того, что деталь испытывает высокие нагрузки, важно уметь точно выявить неполадку.
- Так вот, основным признаком проблемы со ШРУС является хруст. Этот хруст появляется при повороте колеса во время разгона. Также могут быть ощутимы вибрации и легкие удары, рывки при ускорении. Обратите внимание, эти признаки обобщены, то есть необходимо отдельно разделить неисправности внутреннего ШРУСа и наружного.
Прежде всего, чтобы понять, какой ШРУС хрустит, внутренний или наружный, нужно учитывать следующее:
- наружная «граната» хрустит тогда, когда машина резко трогается или поворачивает с вывернутыми в одну или другую сторону колесами, так как на наружный шарнир приходятся большие нагрузки.
- неполадки внутреннего ШРУСа кроме хруста приводят к явной вибрации, которая ощущается даже при езде по прямой и ровной дороге.
Естественно, неисправность внутреннего ШРУСа определить сложнее. Давайте остановимся на этом более подробно. Самым простым способом, как проверить гранату внутреннюю, является движение по неровной дороге, где можно получить максимальные ходы подвески, но без резких ударов. Оптимально проверять шарниры на сухой грунтовой дороге, которая имеет размытые дождем ямы средней глубины.
Если же проверка ничего не дала, тогда можно отправиться на подъемник. Однако следует учитывать, что при вывешивании колес нагрузка на ШРУСы минимальна и они могут не проявлять признаков неполадок.
Конечно, опытные мастера зачастую все равно выявляют неисправность, так как способны заметить даже небольшие люфты. Бывает, специалисты могут и вовсе разобрать подвеску и снять приводы, убрать чехол со ШРУС и сразу провести дефектовку.
При этом самостоятельно и без опыта скрытую проблему обнаружить бывает сложно. Исключением можно считать такой явный люфт, когда даже при вывешенных колесах (без нагрузки) граната стучит.
Полезные советы
Следует обратить внимание на то, что на многих популярных сегодня авто (например, семейство VAG) внутренний ШРУС прикреплен к коробке передач болтами. Так вот, если болты прослаблены или обломлены, это также становится причиной появления вибраций.
Еще опытные специалисты рекомендуют проводить регулярную профилактику ШРУС, как внутреннего, так и наружного. Дело в том, что основной причиной преждевременных поломок шарнира является пыльник ШРУС.
Параллельно при осмотре или после замены пыльников важно, чтобы хомуты на пыльниках стояли правильно и были нормально затянуты. Основная задача хомута – не просто зафиксировать, но и не позволить пыльнику прокручиваться на корпусе ШРУС.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить сайлентблоки передних рычагов. Из этой статьи вы узнаете, когда и почему нужна замена сайлентблоков, какие сайлентблоки лучше выбрать (полиуретан или резина), а также как выполняется замена сайлентблоков и на что следует обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.
Не следует считать, что пыльники и износ являются основными проблемами. Причины поломки ШРУСа могут быть разными, однако часто выделяют езду на высокой скорости по плохим дорогам, а также люфты шаровых опор. Иногда имеет место и неправильная установка ШРУС при его замене или после проведения других работ.
Так вот, при езде по неровным дорогам нужно перемещаться максимально аккуратно, особенно если учитывать специфику работы внутреннего шарнира. Также следует избегать резких разгонов с вывернутыми колесами и т.д. Если при замене ШРУС допущены ошибки, перекосы также сокращают ресурс узла.
Важно понимать, что наружный шарнир равных угловых скоростей получает от колеса все удары, на него активно попадает вода, грязь и песок. В свою очередь, хотя внутренний ШРУС менее нагружен, если шаровую вырвет или же она будет иметь сильные люфты, пострадают также внутренние шарниры.
Подведем итоги
Как видно, на выход из строя внутренних или наружных ШРУСов четко указывают характерные признаки, рассмотренные выше. При этом важно понимать, что наружный и внутренний шарниры отличаются друг от друга, они испытывают разные нагрузки и выполняют несколько различные функции. Во время диагностики ШРУС внутренних или наружных, эти нюансы нужно отдельно учитывать.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить и заменить шаровые опоры. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах диагностики шаровых опор, а также как выполняется замена шаровой.
В качестве итога отметим, что если все же необходима замена ШРУСа, тогда замена гранаты должна проводиться опытным специалистом. В условиях обычного гаража ШРУС поменять вполне можно, однако нужны специальные съемники, набор инструментов и навыки выполнения подобных работ.
Как звучит неисправный ШРУС и какой именно вышел из строя?
Она состоит из нескольких частей, а со стороны коробки передач и колеса установлены разные узлы. Учитывая, что они могут ломаться, нужно знать, как определить неисправность ШРУСа.
Причины поломки ШРУСа
Шарнир равных угловых скоростей может быть неисправен даже в новых автомобилях, имеющих минимальный пробег. Причин непригодности узла несколько, они связаны как с недостатком обслуживания, так и эксплуатацией:
- малое количество смазки — старый лубрикант может вымываться или высыхать, тогда металл, не имеющий смазки, будет стачиваться;
- неверная установка;
- повреждение пылевого кожуха — каждый узел имеет защиту — пыльник, препятствующий загрязнению. Если он поврежден — пыль с водой будут поступать внутрь, ускоряя износ узла;
- буксировка тяжестей и агрессивная езда — эти факторы повышают нагрузку на шарниры, ведь они вынуждены пропускать через себя больше мощности;
- плохое качество — если узел не оригинальный или выпущен с браком, это снижает его ресурс;
- повреждение — ДТП, движение по разбитым дорогам, попадание в яму станут причиной разрушения шарнира;
- люфт шаровой опоры — колеса, которые не закреплены надежно, больше нагружают детали;
- естественный износ.
Чтобы увеличить срок службы детали, следует не перегружать ее резкими ускорениями, регулярно смазывать, проводить техническое обслуживание. Тогда узел будет служить дольше, но все же со временем испортится.
Как заменить гранту
Первый вопрос: «менять самостоятельно или в сервисе?»
В принципе для большинства бюджетных легковушек (ВАЗ, Шевроле, Хендай и др.) при наличии опыта ремонта ходовой автомобиля и инструментов замена шарнира не так уж сложна. Можно даже обойтись без ямы. Но попотеть придется.
Обычно именно из таких запчастей состоит комплект для замены гранаты в магазине: пыльник, смазка, граната, хомуты пыльника, стопорное кольцо для полуоси
Для дорогих авто, без опыта и инструмента, для авто на гарантии или по страховке – однозначно дорога в сервис.
Второе, с чем часто сталкиваются автолюбители – это фраза слесаря «если захрустела одна граната, то менять нужно сразу обе». Причем одни настаивают на замене пары наружная-внутренняя. Другие уговаривают при хрусте одной внешней, заменить и вторую, а внутренние оставить.
Мотивация простая, если одна деталь сломалась, то и вторая скоро подойдет. Решать вам. И хотя мы не раз уже говорили, что расходник недорогой, но при массовой замене, ремонт влетит в копеечку.
А ведь никто не может знать, когда «крякнут» рабочие шарниры. И практика показывает, что они могут проходить еще не одну тысячу километров.
Поэтому отвечая на вопрос «нужно ли менять обе гранты?» считаем, что не стоит. Дайте деталям доработать положенный срок и сэкономить ваш бюджет. Тем более, что перед «взрывом» граната сама заблаговременно предупредит вас легкими пощелкиваниями.
Видео о замене гранаты на ВАЗ 2108, 2109, 21099
Признаки неисправности
Поскольку деталь в любом случае сломается, это нужно вовремя узнать и начать ремонт. Если этого не сделать, шарнир может разрушиться прямо во время движения, что застопорит приводной вал, резко обездвижит автомобиль, может привести к ДТП. Для безопасных поездок потребуется выяснить, имеет ли ШРУС один из признаков поломки:
- Хруст при повороте движущейся машины.
- Люфт (провалы) в местах соединений.
- Хрустящий звук при начале движения, усиливающийся во время резкого ускорения.
- Рывки во время набора скорости.
Все перечисленные факторы могут говорить не только о неполадках в гранате, но и других узлов автомобиля.
Важно! При первых же подозрительных звуках, ухудшении управляемости машину нужно отправить в автосервис, чтобы провести полную диагностику, выявить проблему.
Звуки и симптомы поломки
Существует несколько признаков неисправности шарнира:
- Разрыв пыльника. Достаточно отправиться на СТО, где неисправный элемент заменят, и потребность в ремонте самого ШРУСа отпадет.
- Свист «гранаты». Звук очень напоминает трение сносившихся до металла тормозных колодок.
- Рывки. Когда автомобиль трогается, водитель может ощутить несильные толчки. Такое поведение свидетельствует о разбитых канавках гранаты.
- Щелчки. Проявляются в момент движения, при этом их количество варьируется от 2 до 5. При движении неприятный звук пропадает, но при следующей попытке сдвинуться с места снова возникает. Это также указывает на неисправность «гранаты».
- Хруст. Если звук проявляется непосредственно при движении, то это тревожный сигнал. ШРУС не просто износился, его вот-вот заклинит. Ехать с таким повреждением опасно, поэтому лучше всего вызвать эвакуатор и отправить автомобиль в мастерскую.
Если появился хоть один из перечисленных симптомов неисправности, то лучше отправить автомобиль на диагностику. Опытные водители могут самостоятельно осмотреть шарнир и выявить источник проблемы.
Как проверить внутренний ШРУС
Внутренний ШРУС располагается на полуоси со стороны КПП, именно он первым принимает на себя крутящий момент и направляет его дальше. Проверить его пригодность достаточно легко, для этого нужно проехаться по прямой, нагрузив узел сильным ускорением.
Если начнет хрустеть — механизм сильно изношен. Нужно только прислушаться, чтобы понять, с какой стороны идет звук.
Есть и другой метод, позволяющий проверить внутреннюю гранату:
- Подвесить машину на подъемнике.
- Должная быть включена первая передача, при которой следует немного надавить на педаль газа, чтобы заставить колеса вращаться.
- Свободно висящие колеса будут испытывать нагрузку, под которой внутренняя граната будет искривлена. Хруст при неисправном узле в таком положении слышится отчетливее.
Как проверить трипоидный ШРУС: видео
Гранаты бывают шариковыми и трипоидными, они используются в разных типах автомобилей и имеют разные характеристики. Более используемым является трипоидный тип ШРУСа как стойкий к нагрузкам, но уязвимый к загрязнениям. Его также нужно проверить, в чем поможет подробное видео.
Как проверить наружный ШРУС
Наружный шарнир проверяется так же, как и внутренний, но для этого автомобиль не придется разбирать и подвешивать. Нужно только найти свободную площадку, вывернуть руль до упора и поехать. Диагностируется поломка просто: если руль вывернут вправо и раздается хруст — сломан правый ШРУС, при звуках во время движения влево — неисправность в левой гранате.
Если в колесе внезапно раздается хруст, при разгоне автомобиль хуже разгоняется или управляется — проблема может быть в шарнире равных угловых скоростей (ШРУСе). Диагностировать точную неисправность легко, но лучше вооружиться подъемником, так неисправность определяется точнее и быстрее.
Подведем итоги
Как видно, на выход из строя внутренних или наружных ШРУСов четко указывают характерные признаки, рассмотренные выше. При этом важно понимать, что наружный и внутренний шарниры отличаются друг от друга, они испытывают разные нагрузки и выполняют несколько различные функции. Во время диагностики ШРУС внутренних или наружных, эти нюансы нужно отдельно учитывать.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить и заменить шаровые опоры. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах диагностики шаровых опор, а также как выполняется замена шаровой.
Также отметим, что регулярная проверка состояния пыльников гранат и своевременная, а также профессиональная замена самих пыльников и смазки ШРУС в ряде случаев позволяет избежать быстрого выхода шарниров из строя и преждевременной дорогостоящей замены этой детали.
В качестве итога отметим, что если все же необходима замена ШРУСа, тогда замена гранаты должна проводиться опытным специалистом. В условиях обычного гаража ШРУС поменять вполне можно, однако нужны специальные съемники, набор инструментов и навыки выполнения подобных работ.
Проверка снятой детали
Можно снять гранаты с машины и проверить их визуально. Для проверки придется тщательно вымыть снятые детали от смазки бензином. Далее, визуально смотрят снятый элемент на исправность — наличие трещин, сколов, состояние элементов шарнира. Поломанный шрус может рассыпаться на детали.
Если граната не распалась, смотрите внимательно: трещины, сколы шариков, выпадение иголок из подшипников считаются поломкой. Отсутствие визуальных повреждений, прочное крепление всех деталей гранаты, означает что тест на пригодность завершен.
У меня все, теперь вы сами сможете определить, какой хрустит шрус в вашем автомобиле. Подпишитесь на сайт, если вы этого еще не сделали, скидывайте ссылку друзьям, узнать что-то новенькое, им тоже будет полезно. До новой встречи.
Износ опорного подшипника качения
Поскольку привода для левой и правой стороны бывают разной длины (зависит от конструкции и размещения двигателя и коробки передач), на одной из сторон используется промежуточный вал, на который и ставится дополнительный опорный подшипник.
Это обычный подшипник закрытого типа, который рано или поздно просто-напросто изнашивается. Главная проблема, что «опорник», как правило, нестандартных размеров и часто меняется — опять же в сборе вместе со ШРУСом, даже если тот цел.
Самый простой способ диагностики ШРУСов
Всё, что потребуется, это проделать следующие нехитрые движения, и вы уже с большой долей вероятности сможете выяснить — стоит ли менять ШРУСы, или они ещё в нормальном состоянии:
Первым делом необходимо выставить колёса ровно.
Поддомкратить
одно из передних колёс. Поставить автомобиль на »
нейтралку
«, поставить на
ручной тормоз
, и желательно использовать противооткатные
упоры
. Безопасности много не бывает.
Запустить
двигатель автомобиля. Выжать сцепление, включить
первую передачу
и плавно отпустить педаль сцепления (вывешенное колесо должно начать крутиться). Медленно и
плавно
нажимаем на педаль
тормоза
, создавая тем самым нагрузку на ШРУС. Если появятся какие-либо
стуки
и посторонние звуки, то неисправен
внутренний ШРУС
. Если автомобиль просто начинает потихоньку
глохнуть
, не создавая никаких сомнительных ситуаций, то значит с внутренним ШРУСом всё
в порядке
. Выворачиваем руль
в сторону
до упора. Аналогично начинаем потихоньку
притормаживать
. Если внутренний ШРУС неисправен, то он продолжит свой
стук
, а если появляется
дополнительный
звук, значит это уже и
внешний ШРУС
даёт о себе знать. Если дополнительный звук не появился, то переходим к следующему шагу. Далее выворачиваем руль в
противоположную сторону
также до упора. Проделываем всё то же самое. Разобравшись с выбранной стороной ставим автомобиль на »
нейтралку
«,
глушим
автомобиль,
опускаем
колесо на землю и проделываем все операции со
вторым колесом
.
Устранение хрустов и стуков, восстанавливаем работу ШРУСов
Как узнать, какой ШРУС хрустит – разобрались, теперь о мерах, которые следует предпринимать для устранения проблемы, поскольку эксплуатировать авто с проблемными шарнирами нежелательно.
Одним из недостатков ШРУСов является их неремонтопригодность, то есть, если шарнир захрустел, то он уж изношен и требует замены. Единственное, что можно предпринять – это «продлить жизнь» узла, и отсрочить его замену.
Поскольку основная причина появления хрустов – пыль и грязь, то при их появлении следует сразу же осмотреть все пыльники на наличие повреждений. Если таковые не обнаружены, устанавливаем, какой же ШРУС хрустит одним из вышеперечисленных методов.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Ходовая часть автомобиля, узлы и механизмы
После выявления проблемного шарнира, пытаемся продлить его срок службы. Для этого необходимо:
- Снять привод с авто;
- Разобрать ШРУС;
- Тщательно промыть все составляющие бензином, растворителем или другими средствами (уайт-спирит и т.д.);
- Заложить новую смазку «ШРУС-4» или аналоги (смотрите выше) и собрать шарнир;
- Установить новый пыльник;
- Перебранный привод установить на авто.
На начальном этапе износа этих мер вполне достаточно, чтобы избавиться от хрустов, но все же они впоследствии вернуться (когда износ усилиться) и тогда уже шарнир придется заменить.
Особенности устройства
Каждая полуось снабжена двумя гранатами. Одна внешняя и одна внутренняя. Они различаются устройством и функциональностью:
- Внутренняя — передает вращение от коробки передач к полуоси. Угол поворота не более 20 градусов, но допускается смещение в горизонтальной плоскости. Это удлинение или укорочение в нужный момент, компенсирует ход подвески.
- Внешняя граната — передает вращение от полуоси к колесу, через его ступицу. Угол поворота имеет 40 градусов, чтобы обеспечить нормальное вращение колеса при поворотах автомобиля. Работает она в более жестких условиях, поэтому ломается чаще внутренней. Способствует поломке, попадание в нее воды и грязи, которых внешним шрусам достается больше.
Разновидностей шрусов существует несколько.
На легковых машинах применяются в основном трипоидный вариант и шарнир Желпа:
- Трипоид надежен и относительно дешев, но угол поворота маленький. Поэтому, он применяется как внутренний шрус. Внутри него ролики, расположенные на трехлучевой вилке. Вращение роликов обеспечивают игольчатые подшипники.
- Шарнир Желпа, получил название в честь придумавшего его механика. Он имеет больший угол поворота, поэтому применяется как внешний шрус. В гранате 6 шариков, расположенных в отверстиях сепаратора. Сам сепаратор, находится между корпусом и обоймой. Передвижение шариков в канавках внутренней обоймы и вращение их внутри корпуса, позволяет изменять угол ведущей и ведомой осей в широком диапазоне.
Срез или облом шлицевой части
Самое страшное на вид повреждение — когда ШРУС просто разрушается по металлу. Первая причина такого разрушения — покупка некачественного ШРУСа, при производстве которого допустили брак или использовали некачественное сырье. Вторая причина — внесение изменений в конструкцию автомобиля, как правило, лифт (увеличение клиренса) внедорожников. В таком состоянии ШРУС становится в нестандартное положение, поворачивается на нестандартные углы, иногда задевает другие части автомобиля.
Нечасто, но бывает и другая беда — перетяжка ступичной гайки, что приводит к разрушению. Определяется она обычно на первых метрах движения после схода с подъемника или при движении по ямам. Очевидная ошибка механика-установщика.
Хрустит ШРУС при низкой температуре, что делать
Как правило, при низкой температуре причиной хруста ШРУСов является некачественная смазка, которая не способна выполнять свои функции в большие морозы.
Производители автомобилей, поставляя свою продукцию в Россию, должны учитывать условия их эксплуатации.
Замерзлая смазка сковывает внутренние элементы гранаты, не попадает во все полости узла поэтому и появляется хруст.
В этот момент не нужно резко поворачивать и набирать скорость, через несколько километров (20-30) узлы прогреются и хруст пропадет сам собой.
Но проблема состоит в том, что внутренние гранаты прогреваются быстро, а вот внешние при сильно низких температурах могут не прогреться и хруст останется.
Бытует мнение (и не безосновательно), что проблема не только в смазке, но и в конструкции самого ШРУСа. Дело в том, что смазка, закладываемая в изделие, может не подходить для данной конструкции, при этом на других моделях авто она хорошо работает даже при температурах ниже -200С.
Некоторые автовладельцы грешат на полиуретановые пыльники, которые могут стоять на некоторых марках автомобилей вместо резиновых. Мол на морозе они дубеют и издают звуки. Это спорное мнение, требующее проверки.
Решить проблему можно путем замены смазки, некоторые автовладельцы рекомендуют ЛМ47, VERYLUBE, XADO, они хорошо себя показала при низких температурах. Но тут какие-либо советы трудно давать, выбор на рынке огромный и мнения разняться.
Но, менять смазку нужно не просто запрессовывая ее под пыльник, а полностью снимать узел, разбирать его и максимально запрессовать новую смазку вместо старой в труднодоступные места. Именно эти места являются причиной хруста в сильный мороз, особенно это касается внешних гранат.
Как проверить шрус и определить неисправность?
Привет всем читателям моего сайта сегодня расскажу как проверить шрус автомобиля. Эти специальные шарниры применяются в подвеске машин, и бывают внутренние и внешние. За сходство с ручной гранатой, их прозвали «гранатами». Всего их в автомобиле 4 штуки, поэтому, определить какой из них вышел из строя, сможет не каждый.
Для чего служат
Шрусы передают вращение от коробки автомобиля к колесам. Между собой соединены полуосью. Позволяют вращаться полуосям под разными углами, и с разной скоростью, без потерь мощности, рывков и перегрузок подвески. Работать должны бесшумно, хруст означает неисправность.
Принцип работы похож на работу кардана, однако, углы поворота намного больше.
Особенности устройства
Каждая полуось снабжена двумя гранатами. Одна внешняя и одна внутренняя. Они различаются устройством и функциональностью:
- Внутренняя — передает вращение от коробки передач к полуоси. Угол поворота не более 20 градусов, но допускается смещение в горизонтальной плоскости. Это удлинение или укорочение в нужный момент, компенсирует ход подвески.
- Внешняя граната — передает вращение от полуоси к колесу, через его ступицу. Угол поворота имеет 40 градусов, чтобы обеспечить нормальное вращение колеса при поворотах автомобиля. Работает она в более жестких условиях, поэтому ломается чаще внутренней. Способствует поломке, попадание в нее воды и грязи, которых внешним шрусам достается больше.
Разновидностей шрусов существует несколько.
На легковых машинах применяются в основном трипоидный вариант и шарнир Желпа:
- Трипоид надежен и относительно дешев, но угол поворота маленький. Поэтому, он применяется как внутренний шрус. Внутри него ролики, расположенные на трехлучевой вилке. Вращение роликов обеспечивают игольчатые подшипники.
- Шарнир Желпа, получил название в честь придумавшего его механика. Он имеет больший угол поворота, поэтому применяется как внешний шрус. В гранате 6 шариков, расположенных в отверстиях сепаратора. Сам сепаратор, находится между корпусом и обоймой. Передвижение шариков в канавках внутренней обоймы и вращение их внутри корпуса, позволяет изменять угол ведущей и ведомой осей в широком диапазоне.
Причины хруста
Устройство шрусов надежное, они прослужат долго, если не допускать проникновения в них грязи и воды, своевременно наполнять смазкой, менять порванные пыльники. Визуальная проверка шруса, состояния его пыльников, много времени не займет. Аккуратное вождение и избегание разбитых дорог, тоже продлят им жизнь. Постепенно и неизбежно, элементы гранаты изнашиваются, появляются люфты, стуки и хруст.
- Первой причиной хруста является естественный и неизбежный износ при эксплуатации.
- Грубый стиль вождения, с пробуксовками, резкими виражами. Это приводит к быстрому разрушению детали, ее целостность нарушается.
- Поврежденный пыльник, пропускающий влагу грязь, которая вызывает разрушение элементов шарнира.
- Стук гранаты после замены, означает брак самой детали.
- Еще одной причиной поломки становится тюнинг мотора, повышающий его мощность. Нагрузка на гранаты возрастает, но они под нее рассчитаны не были.
- Хруст может возникать при неправильной смазке. Использовать в ШРУСах что попало, нельзя. Существует специальная смазка, применение которой продлевает службу этим деталям. Смазывать нужно после снятия и промывки шарниров.
- Некоторые виды смазки не переносят низких температур, и сильно густеют. Поэтому в холодный период можно услышать хруст гранат, оказавшихся без смазки. Следует немедленно заменить масло в шарнирах, на подходящее, или будете менять их уже на следующий день. Катание с несмазанными шарнирами ломает их очень быстро.
Методы поиска неисправности
Есть несколько способов проверить шрус — отдельный способ для наружных, внутренних и общая проверка. Перечисляю их по порядку. Могут пригодиться все.
- Наружный шрус ломается чаще, поэтому проверку начинаем с него. Для проверки, необходимо выкрутить руль максимально в одну из сторон, и начать движение с места, рывком. Это дает на подшипник повышенную нагрузку, заставляя хрустом выдать неисправность. Правый шарнир захрустит, когда руль выкручен вправо, соответственно, левый будет хрустеть в крайнем левом положении руля. Исправный передний шарнир не издает звуков.
- Проверка внутреннего шруса выполняется так. На ровной дороге, неисправная внутренняя граната себя ничем не выдает. Звук может возникать при разгоне или на скорости, когда нагрузка максимальная. Может возникать вибрация или подергивание автомобиля. Хруст внутренних гранат появляется на неровной дороге и выбоинах. Отыскав средних размеров выбоину на дороге, следует проехаться по ней одним колесом, только левым либо только правым. Такая проверка шрус нагружает, неисправная деталь будет хрустеть.
Важно: Не стоит сильно усердствовать, гоняя по выбоинам. Можно сломать рабочую деталь на машине. Стуки или хруст по неровной дороге могут давать и прочие элементы подвески, поэтому проверьте их тоже.
Универсальный метод, годится для проверки на исправность обоих видов подшипников требует наличия домкрата. Действуют так:
- Рулевое колесо выкручивают в среднее положение (колеса смотрят прямо вперед);
- Вывешивают на домкрате одно колесо;
- Приводят рычаг коробки передач в нейтральное положение;
- Рычаг ручного тормоза вытягивают до упора;
- Выжав сцепление, заводят мотор;
- Включив первую передачу медленно отпускают сцепление;
- Колесо на домкрате должно вращаться.
Важно: для собственной безопасности, кроме домкрата рекомендуется подложить деревянный брус, на случай если домкрат опустится самопроизвольно или выскочит.
Использовать для страховки кирпичи нельзя, они трескаются под нагрузкой.
- Плавно нажимают педаль торможения, чтобы дать нагрузку на гранаты;
- Мотор будет глохнуть, отсутствие хруста означает исправность внутренней гранаты. Неисправность, выдаст себя шумом;
- Выкрутите руль максимально в сторону вывешенного колеса;
- Хруст наружного шруса выдаст его неисправность;
- Аналогично проверяются гранаты второго колеса.
Завершив проверку, стоит вернуть рычаг коробки на нейтралку. Заглушить двигатель и дождаться остановки вывешенного колеса. После этого можно вынимать страхующий брус и снимать автомобиль с домкрата. Эти способы позволяют проверить работу на автомобиле этих деталей, без снятия.
Проверка снятой детали
Можно снять гранаты с машины и проверить их визуально. Для проверки придется тщательно вымыть снятые детали от смазки бензином. Далее, визуально смотрят снятый элемент на исправность — наличие трещин, сколов, состояние элементов шарнира. Поломанный шрус может рассыпаться на детали.
Если граната не распалась, смотрите внимательно: трещины, сколы шариков, выпадение иголок из подшипников считаются поломкой. Отсутствие визуальных повреждений, прочное крепление всех деталей гранаты, означает что тест на пригодность завершен.
У меня все, теперь вы сами сможете определить, какой хрустит шрус в вашем автомобиле. Подпишитесь на сайт, если вы этого еще не сделали, скидывайте ссылку друзьям, узнать что-то новенькое, им тоже будет полезно. До новой встречи.
Как проверить внутренний шрус: наружный, трипоидный
Бывалые автомобилисты частенько используют альтернативное название этих деталей — «гранаты». Разумеется, неспроста: если в автомобиле есть граната, рано или поздно она обязательно взорвётся!
Шутки шутками, а доля истины в этом, конечно же, есть. ШРУС — аббревиатура, переводящаяся как «шарнир равных угловых скоростей». Именно эти детали на абсолютном большинстве переднеприводных и на некоторых полноприводных автомобилях с независимой подвеской занимается передачей крутящего момента от двигателя на ведущие колёса. ШРУСы позволяют не просто приводить колёса автомобиля в движение, но и одновременно управлять ими при весьма компактных размерах и скромной массе.
Передача вращательного момента осуществляется между полуосями под углом, величина которого постоянно меняется. «Гранатами» ШРУСы обыватели называют не только за внешнее сходство с боевым метательным снарядом, но также за непредсказуемость и своенравность: поломка ШРУСа гарантированно обездвиживает автомобиль (если у него нет блокировки межколёсногого дифференциала), притом случается она порой внезапно.
История изобретения ШРУСа
Впервые шарнир равных угловых скоростей был изобретен в 1927 году. Патент на этот механизм получил инженер-механик Альфред Рцепп – очень долго конструкция носила имя этого механика. Сегодня это устройство автолюбители знают под простым названием – «граната». Эта деталь считается одним из основных узлов для любого переднеприводного автомобиля.
Но ШРУСы устанавливают и на заднеприводные авто, и даже на полноприводные. В случае с полноприводными авто, шарнир необходим для обеспечения большей жесткости крепления заднего редуктора. Также за счет применения данного элемента обеспечивается независимость в задней подвеске.
Выбор ШРУСа по производителю
Шарниры равных угловых скоростей — востребованная среди автомобилистов деталь, поэтому перечень производителей подобных запчастей достаточно широк. Другой вопрос в том, какие эксплуатационные свойства гарантирует тот или иной бренд.
Большинство владельцев «Нивы» в качестве бюджетного, но надежного варианта советуют ставить заводские ВАЗовские шарниры в сборе с валами. В этом случае следует быть крайне внимательным при покупке, потому что количество контрафакта в данной ценовой категории просто зашкаливает.
Среди альтернативных вариантов лучшими считаются ШРУСы от фирм Lobro, GKN, PILENGA, однако есть и такие автолюбители, которых качество данной продукции разочаровало.
Еще одним фактором, негативно влияющим на срок службы гранат, является увлечение автовладельцев лифтингом своей «Нивы». В результате увеличения дорожного просвета углы изгиба ШРУСов приближаются к максимально допустимым. При последующей поездке по серьезному бездорожью может возникнуть ситуация, которая приведет к сверхнормативному перекосу полуосей и поломке шарнира.
Совет! Владельцам внедорожников следует более часто проводить профилактический осмотр и необходимую замену пыльников ШРУСов для предупреждения выхода шарнира из строя.
ШРУС, или шарнир равных угловых скоростей, — это механизм, с помощью которого обеспечивается передача крутящего момента от системы трансмиссии на колеса. При этом тяга передается на ведущие управляемые колеса без потерь в мощности. Механизм позволяет обеспечивать повороты до 70 градусов.
Существует несколько типов ШРУСов, которые применяются в переднеприводных авто. Сухариковые устанавливаются преимущественно на тяжелые грузовики или автобусы. ШРУС трипоидный применяют во внутренних конструкциях из-за их характеристик осевых перемещений. Спаренные карданные угловые шарниры не особенно популярны по причине сложной конструкции. Шариковый ШРУС наиболее распространен на переднеприводных автомобилях. Такие установлены на моделях от «АвтоВАЗа».
Как не купить подделку
Подделка ШРУСа не является очень частым явлением. Далеко не на всех заводах можно сделать низкокачественную реплику так, чтобы факт подделывания сразу не приходил на ум при осмотре. Так что если вы хотите купить качественное фирменное изделие, обязательно следите за следующим:
- Покрытие и обработка. Как показывает практика, только «левак» может быть гальванизированным, отпесоченным или крашеным;
- Исполнение упаковки. Каждый крупный производитель тратит деньги на материалы и дизайн упаковки. На ней также имеются наклейки с защитными кодами, а часто QR-код, отсканировав который можно сразу же определить подделку;
- Работа с металлом. Во-первых, на оригинале не может быть следов грубой механической обработки. Во-вторых, вы увидите следы побежалости на внутренней и на наружной стороне чаши;
- Маркировка. Маркировка на самом ШРУСе и его пыльнике должна быть четкой. Причем, если шарнир оригинальный, то и пыльник почти со стопроцентной вероятностью будет оригинальным;
- Стопорное кольцо. Кольцо круглым не должно быть;
- Качество пыльника. Если пыльник термопластовый (его ошибочно называют просто пластиковым), то проверить его качество сложно. А вот резиновый пыльник не должен пачкать: проведите по нему листом бумаги/ватмана и наблюдайте наличие на ней следов. Допустимо наличие почти незаметного следа;
- Установочный комплект. В комплекте идет все, что нужно для установки, в том числе мелкие детали, вроде гаек, хомутов, стопорных колец. Фирмы с репутацией все это в коробку положить не забывают, производители фальсификата – забывают часто.
К несчастью, даже в магазинах с репутацией можно купить подделку. Лучшие покупать в официальных магазинах, адреса которых можно найти на сайте производителя запчастей. При покупке настаивайте на выдаче вам не только кассового чека, но и товарного – так вы сможете легко вернуть в магазин тот ШРУС, который вы внимательнее осмотрели дома.
Как устроена «граната»
По принципу действия ШРУС похож на всем известный кардан. Однако такой привод намного более сложен и совершенен.
Дело в том, что карданная передача передаёт крутящий момент несинхронно (один вал вращается равномерно, а другой нет), при этом значительный угол скрещивания сильно затруднён. ШРУСы же безболезненно переваривают углы поворота до 70 градусов относительно оси и обладают при этом огромным ресурсом.
Широким распространением шарниры равных угловых скоростей обязаны популярным ныне переднеприводным автомобилям, а также распространению независимой подвески. Однако впервые созданием этой детали инженеры плотно занялись добрую сотню лет назад.
Конструкция ШРУСов может сильно различаться в зависимости от производителя автомобиля и конкретной модели. Однако принципиальной разницы в работе этой системы нет. С одной стороны вал привода соединяется со ступичным подшипником, а с другой — с дифференциалом, что позволяет передавать крутящий момент от двигателя на ведущие колёса. Наружный ШРУС состоит из обоймы и корпуса, в которых имеются канавки. По ним, в свою очередь, ходят шарики, жёстко соединяющие составные части друг с другом. Наружная «граната» должна передавать крутящий момент без потерь под любыми возможными углами. Внутренний шарнир намного менее подвижен и может поворачиваться лишь на угол до 20 градусов. Как правило, он представляет собой трипоид с роликами на подшипниках, которые ходят по канавкам в ответном стакане. Эта «граната» предназначена, в первую очередь, для компенсации ходов подвески и обеспечения неразрывности вала.
Поскольку ШРУСы относятся к силовым и достаточно нагруженным деталям, они нуждаются в смазке и защите от внешнего воздействия окружающей среды. Для этого вся конструкция закрывается герметичным пыльником (резиновым или пластиковым), набитым смазкой и удерживаемым на валах хомутами. Именно от качества пыльника и его целостности напрямую зависит срок службы «гранат», которые работают в практически никак иначе не защищённых от осадков и дорожной грязи местах.
Состав смазки для современных шарниров
Чаще всего эти продукты изготавливаются на основе минеральных масел и дополнительно содержат дисульфид молибдена как антифрикционную присадку. Такая смазка имеет черный цвет, и поэтому многие путают ее с графитовыми смазочными материалами, которые для ШРУСов категорически не подходят. Обыкновенный «Литол-24» имеет слабые антифрикционные характеристики и тоже не походит для шарниров.
Трипоидный ШРУС ВАЗ 2110 и других моделей авто рекомендуют смазывать специальными продуктами на основе бария. Отличие их – это более широкие диапазоны температур, в которых смазка может работать без потери характеристик. Так, она не теряет своих качеств при температурах от -30 до +160 градусов.
Как понять что шрус нужно менять
Шарниры равных угловых скоростей современных автомобилей рассчитаны на весь срок службы автомобилей, однако нередко они выходят из строя совершенно внезапно для автовладельца и в самый неподходящий момент. Происходит это как по причинам естественного износа подвижных элементов, так и по вине самих автовладельцев.
В большинстве случаев виновниками проблем становятся негерметичные пыльники — в процессе эксплуатации они покрываются трещинами и получают всевозможные повреждения. В результате дорожная грязь и осадки начинают попадать в подвижные соединения и становятся абразивом. Спустя несколько сотен или тысяч километров пробега с порванным пыльником ШРУС сильно изнашивается и начинает хрустеть (обычно в поворотах), а затем попросту заклинивает или теряет ролики подшипников.
Вторая причина поломки «гранат» связана с неадекватным вождением или неграмотным вмешательством в конструкцию машины. Управляя гражданским автомобилем, стоит помнить, что он не рассчитан на длительные экстремальные нагрузки — резкие старты с пробуксовками и систематические торможения трансмиссией. Старты с вывернутыми колёсами, при которых наружные шарниры частично зажаты, приводят к запредельным нагрузкам на их элементы.
В группе риска оказываются и любители тюнинга, «разгоняющие» мотор автомобиля, но забывающие о том, что штатные приводы и ШРУСы не рассчитаны на передачу дополнительного крутящего момента.
Что понадобится для замены ШРУСа
Планируете менять «гранату» (неважно – наружную или внутреннюю) самостоятельно? Запаситесь следующими инструментами:
- молотком, отверткой, пассатижами, домкратом;
- комплектом ключей и головок;
- слесарными тисками;
- монтировкой или достаточно длинной трубой.
Также вам понадобятся новые манжеты, пыльники, гайка ступицы со стопором и смазочный состав. Эти расходники обычно предоставляются вместе с новой «гранатой».
Звуки и симптомы поломки
Существует несколько признаков неисправности шарнира:
- Разрыв пыльника. Достаточно отправиться на СТО, где неисправный элемент заменят, и потребность в ремонте самого ШРУСа отпадет.
- Свист «гранаты». Звук очень напоминает трение сносившихся до металла тормозных колодок.
- Рывки. Когда автомобиль трогается, водитель может ощутить несильные толчки. Такое поведение свидетельствует о разбитых канавках гранаты.
- Щелчки. Проявляются в момент движения, при этом их количество варьируется от 2 до 5. При движении неприятный звук пропадает, но при следующей попытке сдвинуться с места снова возникает. Это также указывает на неисправность «гранаты».
- Хруст. Если звук проявляется непосредственно при движении, то это тревожный сигнал. ШРУС не просто износился, его вот-вот заклинит. Ехать с таким повреждением опасно, поэтому лучше всего вызвать эвакуатор и отправить автомобиль в мастерскую.
Если появился хоть один из перечисленных симптомов неисправности, то лучше отправить автомобиль на диагностику. Опытные водители могут самостоятельно осмотреть шарнир и выявить источник проблемы.
Диагностирование повреждений
Мало знать признаки, чтобы определить неисправность внутреннего ШРУСа или наружного. Шум может проявиться и при других дефектах деталей подвески. Следует выявить симптомы, чтобы узнать о неисправности ШРУСа. Дефекты внутренних и внешних шарниров диагностируют по-разному. Общее для них – работа при повышенных нагрузках и в экстремальных положениях. Только так определяют критический износ, не снимая шарниры с автомобиля.
Методы диагностики
Характерный признак проблем с работой механизма – повреждения пыльника. Если на защите обнаружены трещины даже небольшого размера или ослабление хомутов, стоит проверить состояние узла. Опытные автовладельцы и мастера советуют проверять состояние пыльников после каждых 5–7 тысяч пробега.
Специалисты рекомендуют самостоятельно воспользоваться одним из следующих методов диагностики неисправности:
- Машину ставят на подъёмник и включают первую скорость. Неисправный шарнир сразу издаст характерный хруст.
- Выворачивают рулевое колесо до упора, запускают мотор и трогаются. Хруст может появиться в начале набора скорости.
- Слушают звуки при езде по неровностям или наборе скорости.
- Явный признак неисправности шарнира – увеличенный люфт. Чтобы проверить состояние детали, берутся за внутренний шарнир на выходе привода наружного и качают его: люфт от полутора десятков миллиметров свидетельствует о поломке детали.
Своевременная диагностика поможет избежать проблем с автомобилем
Это важно! Проверку ШРУСов на предмет появления хруста желательно проводить раз в 3–4 месяца. Контролировать состояние пыльников и крепление хомутов нужно после каждой поездки по сильно пересечённой местности.
Проверка внутреннего шарнира
Чтобы проверить внутреннюю гранату, и определить неисправный ШРУС, необходимо нагрузить эти детали. При движении автомобиля водители используют два способа диагностирования: езда по препятствиям и перегрузка машины. В первом случае проезжают по неровной дороге с выбоинами и кочками. Для этого выбирают участок полотна так, чтобы препятствия располагались по одну сторону. Поочерёдно проезжают на скорости 15-20 км/ч по неровностям правыми и левыми колёсами. Если дефекты есть, при попадании в выбоины будет характерный стук в зоне крепления шарниров.
Второй способ заключается в перегрузе автомобиля таким образом, чтобы передняя часть машины слегка приподнялась. В этом случае внутренние шарниры будут работать под критическими углами, что позволит спровоцировать появление более явного шума. Водители для утяжеления машины усаживают на заднее сиденье пассажиров, а в багажник загружают тяжёлые предметы. Когда передняя часть автомобиля слегка приподнимется, проезжают ровный участок дороги, желательно имеющей уклон вверх. Под увеличенной нагрузкой шарнир должен стучать сильнее.
К сведению! Издавать шум при движении автомобиля может не только привод. Чтобы точно определить поломку внутреннего ШРУСа нужно провести диагностику узла на СТО или в сервисной мастерской.
Наружного
После появления признаков выявить неисправность наружного ШРУСа будет несложно. Водителю нужно выбрать ровную площадку, на которой можно свободно поездить в разных направлениях никому не мешая. Для диагностики необходимо поочерёдно вывернуть колёса вправо и лево, резко тронуться с места. Шарнир с выработкой будет издавать хруст. Ввиду большого расстояния между деталями, определить сторону, где стоит дефектный ШРУС будет легко.
Слушать звук, исходящий из трансмиссии лучше при открытых окнах. Можно выбрать площадку рядом со стеной. В этом случае получится эффект усиления звуковых волн, когда они, отражаясь от преграды, достигнут водителя. Кроме того, можно попросить помощника послушать шум, исходящий от деталей трансмиссии. Как правило, при повороте направо будет шуметь левый ШРУС, и наоборот. Объясняется это силами инерции, действующими на автомобиль и перераспределением нагрузки.
Универсальная проверка шарниров
Алгоритм диагностики позволяет более точно определить, какая из деталей повреждена. Последовательность действий:
- Поставить автомобиль на ровную площадку, зафиксировать задние колёса ручным тормозом, подложить противооткатные упоры.
- Поочерёдно домкратом вывесить передние правое и левое колёса. Для безопасности под кузов лучше установить подпорки.
- Завести двигатель и включить первую передачу. В это время вывешенное колесо начнёт вращаться.
- Для диагностики внутреннего шарнира плавно нажимают па педаль тормоза, нагружая привод. Появление шума рядом с коробкой передач свидетельствует об износе детали.
- Для проверки внешнего ШРУСа полностью выворачивают рулевое колесо поочерёдно вправо и влево. Если неисправен только внутренний шарнир, то звук не изменится. При износе внешнего в общий шум добавится постукивание и от него.
Основные причины и признаки отказов
Опыт эксплуатации и ремонта автомобилей подсказывает, что проблемы с приводом могут возникнуть даже у новой машины с небольшим пробегом. Существует ряд причин, по которым возможен отказ ШРУСа:
- Отсутствие консистентной смазки. Последняя может вымываться через неплотное соединение пыльника с металлическими частями либо через повреждённые зоны защитного покрытия. Нехватка смазки или ее полное отсутствие приводит к повышенному износу контактных поверхностей.
- Повреждение пыльника. Через трещины и отверстия в ШРУС могут попадать грязь, дорожная пыль, песок. Смешиваясь со смазкой мельчайшие частицы становятся абразивным материалом, который истирает рабочие поверхности.
- Низкое качество деталей. Ввиду высоких контактных напряжений в узле применяют легированные стали с увеличенной твёрдостью. Если производитель отступает от технологии изготовления используя «мягкий» металл, детали быстро исчерпают свой ресурс.
- Агрессивная манера вождения или буксировка тяжелых прицепов. Запас прочности узла конструкторами заложен таким образом, чтобы его ресурса хватило для среднестатистического водителя. Превышение эксплуатационных нагрузок приводит к уменьшению срока службы привода.
- Механическое воздействие. При попадании колеса в глубокую выбоину, либо машины в ДТП может произойти повреждение элементов привода.
- Естественная деградация узла. В ШРУСе, который выработал ресурс наблюдается увеличение рабочих зазоров, что приводит к его быстрому разрушению.
К сведению! Повышенная вибрация, которая является следствием износа деталей подвески (шаровых опор, наконечников, стоек) негативно сказывается на состоянии ШРУСа, уменьшая его срок службы.
При первых признаках появления проблемы с шарнирами необходимо проверить привода переднеприводного автомобиля. Если своевременно не обнаружить дефект, повреждения ШРУСа могут превысить критические и он может разрушиться во время движения. Машина в худшем случае может попасть в ДТП, а в лучшем её придётся доставлять к месту ремонта на эвакуаторе либо менять неисправную деталь прям на дороге. Водителям нужно оперативно реагировать на признаки неисправности ШРУСа:
- Хрустящие (щёлкающие) звуки во время движения в повороте.
- Зазоры между деталями шарниров.
- Шум при начале движения или резком ускорении.
- Рывки при разгоне.
Хрустит ШРУС при низкой температуре, что делать
Как правило, при низкой температуре причиной хруста ШРУСов является некачественная смазка, которая не способна выполнять свои функции в большие морозы.
Производители автомобилей, поставляя свою продукцию в Россию, должны учитывать условия их эксплуатации.
Замерзлая смазка сковывает внутренние элементы гранаты, не попадает во все полости узла поэтому и появляется хруст.
В этот момент не нужно резко поворачивать и набирать скорость, через несколько километров (20-30) узлы прогреются и хруст пропадет сам собой.
Но проблема состоит в том, что внутренние гранаты прогреваются быстро, а вот внешние при сильно низких температурах могут не прогреться и хруст останется.
Бытует мнение (и не безосновательно), что проблема не только в смазке, но и в конструкции самого ШРУСа. Дело в том, что смазка, закладываемая в изделие, может не подходить для данной конструкции, при этом на других моделях авто она хорошо работает даже при температурах ниже -200С.
Некоторые автовладельцы грешат на полиуретановые пыльники, которые могут стоять на некоторых марках автомобилей вместо резиновых. Мол на морозе они дубеют и издают звуки. Это спорное мнение, требующее проверки.
Решить проблему можно путем замены смазки, некоторые автовладельцы рекомендуют ЛМ47, VERYLUBE, XADO, они хорошо себя показала при низких температурах. Но тут какие-либо советы трудно давать, выбор на рынке огромный и мнения разняться.
Но, менять смазку нужно не просто запрессовывая ее под пыльник, а полностью снимать узел, разбирать его и максимально запрессовать новую смазку вместо старой в труднодоступные места. Именно эти места являются причиной хруста в сильный мороз, особенно это касается внешних гранат.
Как заменить ШРУС своими руками
Для замены шарниров вам понадобятся следующие инструменты, детали и материалы:
- новый ШРУС;
- молибденовая смазка;
- новая гайка крепления наружного шарнира;
- зубило;
- новый пыльник;
- выколотка;
- молоток;
- набор гаечных ключей;
- съемник для шаровых и рулевых тяг;
- баллонный ключ;
- монтировка;
- домкрат и подпорка.
Выполнить работу в одиночку трудно. Поэтому попросите друга помочь вам.
Подробная инструкция по замене ШРУСа
Алгоритм действий по замене и ремонту ШРУСа своими руками выглядит так:
- поставьте машину на смотровую яму и включите ручник.
- ослабьте болты крепления переднего колеса;
- поднимите машину домкратом и установите на подпорку;
- открутите болты и снимите переднее колесо;
- помощник должен нажать тормоз, чтобы предотвратить проворачивание колеса;
- полностью выкрутите гайку, удерживающую полуось;
- открутите гайку с пальца шаровой опоры;
- отстыкуйте шаровую опору, вынув палец из поворотного кулака;
- очистите приводной вал;
- ослабив хомуты, сдвиньте пыльники ШРУСа вдоль вала;
- открутите гайку крепления шарнира рулевой тяги к поворотному кулаку;
- отстыкуйте тягу от поворотного кулака;
- потяните на себя ступицу колеса, чтобы она снялась со шлицов полуоси;
- извлеките внутренний шарнир из КПП, используя монтировку (чтобы не порвать сальник, не вставляйте ее глубоко);
Совет: при замене двух шарниров одновременно необходимо вставить в коробку куски резинового шланга или старый ШРУС. Иначе после извлечения второй полуоси шестерни сместятся и в их будет невозможно ставить шлицы нового шарнира.
- снимите стопорное кольцо с полуоси;
- выколоткой сбить шарнир с приводного вала.
Если ШРУС не изношен, а забит грязью в результате разрыва пыльника, его можно восстановить. Для этого нужно промыть деталь бензином, чтобы удалить грязь и смазку. После этого чистые шлицы и шарики нужно смазать молибденовой смазкой.
Установка шарниров производится в последовательности, обратной снятию. При сборке внутреннего шарнира нужно не забыть поставить пластиковую заглушку на конец вала. Шлицы внутреннего ШРУСа должны быть плотно вставлены в полуосевую шестерню коробки передач. Для этого нужно плотно насадить его молотком через смягчающую насадку.
На машину устанавливаются новые стопорные кольца и гайка крепления полуоси. Чтобы последняя не открутилась, после затяжки необходимо загнуть ее край зубилом.
Как проверить ШРУС на исправность самому
Если любая деталь меняет свои свойства: цвет, размер и т. д, то это говорит о неисправности. Со ШРУСом все точно также, он представляет собой шарнир (механизм состоящий из двух деталей, которые трутся одна об другую), и если не будет смазки, то износ произойдет очень быстро. Вот так выглядит шарнир:
В ШРУСе работает сразу несколько элементов, которые взаимодействуют под нагрузкой, это напоминает подшипник, но с определенными особенностями. Вот как выглядит ШРУС в разборе:
Чтобы машина поехала, шарниру надо передать колесам достаточно большое усилие, при этом угол между полуосями меняется. Через определенный срок в этих трущихся деталях может зазор становиться больше, что приведет к люфту и к дополнительному шуму.
Главные признаки неисправности ШРУСа ВАЗ – характерный хруст, который издают шарики, когда катаются по канавкам потому что у них уже большой износ. Это касается не только ВАЗов, но и других автомобилей. Обычно этот хруст слышен хорошо во время кручения рулем, при резком наборе скорости, а также во время езды по буеракам. Но есть и другие способы, как можно выявить признаки износа внутреннего ШРУСа.
Чтобы наверняка выявить неисправность внутреннего ШРУСа надо обратить внимание не появились ли рывки во время ускорения или старта с места, а также не появился ли люфт. Если эти признаки появились, то это значит, что уже неисправен ШРУС и надо его менять пока не поздно
Последствия поломки
Ремонт ШРУСов трудоёмок и возможен далеко не всегда, даже в случае если на вашем автомобиле всего лишь повреждён один из пыльников. Как правило, производитель изначально не закладывает в конструкцию возможности ремонта — весь приводной вал заменяется на новый. Нетрудно догадаться, что удовольствие это весьма недешёвое и хлопотное.
Но это лишь полбеды. На некоторых автомобилях при сильном износе или поломке трипоида роликовые подшипники теряют иголки, которые попадают в картер коробки передач, где поднимаются вместе с маслом и перемалываются шестернями. Нередко при этом ремонт автомобиля становится попросту нецелесообразным — проще и дешевле приобрести другой.
Довольно часто изношенные ШРУСы попросту заклинивают, что приводит к внезапной поломке полуоси и невозможности дальнейшего движения. И хорошо, если это случается не во время пересечения оживлённого перекрёстка. Такая ситуация чрезвычайно опасна!
Во избежание неприятностей в пути и лишних финансовых трат рекомендуется хотя бы раз в пять тысяч километров осматривать пыльники внутренних и внешних ШРУСов. При малейшем подозрении на негерметичность узлов нужно тщательно отмыть от загрязнений шарниры и заменить пыльники на новые, попутно обновив смазку. При появлении характерных хрустов не стоит откладывать ремонт в долгий ящик — скорее всего, «вылечить» такой привод уже не получится.
Что будет, если не менять неисправный ШРУС
При работе изношенный или повреждённый шарнир будет издавать характерный хруст, переходящий в звонкие стуки при разгоне в повороте или прохождении его на высокой скорости с креном автомобиля.
Это означает, что шарики подклинивают и испытывают пиковые разрушающие нагрузки. Закончится это поломкой и отказом передавать момент на колесо, как говорят, привод срезан.
Момент очень опасный, поскольку произойти это может в повороте, где тяга критически важна, да и оторвавшийся вал привода способен создать большие неприятности, а выскочивший внутренний шарнир лишит коробку герметичности, и она потеряет масло. Без эвакуатора автомобиль передвигаться не сможет.
Виды и конструкция ШРУСов
Прежде чем мы перейдем непосредственно к описанию признаков и причин, указывающих на проблемы со ШРУСами, нужно выяснить, для чего они нужны и какие бывают. Так вам проще будет понять, как в дальнейшем проводить их диагностику и ремонт.
Виды и расположение ШРУСов
Задача любого шарнира равных угловых скоростей заключается в передаче крутящего момента между полуосями при условии, что они находятся под разными углами в разное время. ШРУСы используются в переднеприводных и полноприводных машинах, обеспечивая возможность поворота переднего колеса и его вращения под нагрузкой. Существует несколько видов шарниров, однако мы не будем подробно останавливаться на этом. Важно знать, что, в основном, их делят на внутренние и наружные.На любом переднеприводном автомобиле установлено всего четыре ШРУСа — два внутренних и два наружных, попарно на каждом переднем колесе. Задача внутреннего — передача крутящего момента от коробки передач на вал. Задача наружного — передача крутящего момента от внутреннего шарнира непосредственно на колесо.
Внутренний ШРУС состоит из внешнего корпуса (“стакана”) и вставленного в него трипода — набора игольчатых подшипников, работающих в трех плоскостях. Основной вал (со стороны “стакана”) вставляется в коробку передач, а в трипод вставляется другая полуось, на которую и передается крутящий момент. То есть, конструкция внутреннего ШРУСа несложная, и как правило, проблемы с ним возникают нечасто. Единственным обязательным условием нормальной работы шарнира (это касается и наружной “гранаты”) является наличие внутри него смазки и целостность пыльника. О выборе смазки вы можете почитать в отдельной статье.
Внутренний и наружный ШРУС в паре
Наружный ШРУС — более сложная и хрупкая конструкция. С одной стороны он соединяется с внутренним шарниром через полуось, а другой — непосредственно со ступицей посредством собственного вала со шлицами. В основе конструкции наружного шарнира лежит сепаратор с шариками. Он может вращаться в заданных конструкцией диапазонах углов. Именно шариковый механизм чаще всего бывает причиной того, почему хрустит ШРУС. На корпус наружной “гранаты” надевается пыльник, который надежно защищает внутренности от попадания в него пыли и грязи. От этого напрямую зависит нормальная работа устройства, и по статистике, именно порванный пыльник является первопричиной полного или частичного выхода этого механизма из строя.
Чтобы продлить срок эксплуатации наружного ШРУСа необходимо придерживаться двух несложных правил: регулярно проверять целостность пыльника и наличия достаточного количества смазки в нем, а также старайтесь не “газовать” при сильно вывернутых колесах, так как при этом шарнир испытывает максимальные нагрузки, что приводит к его чрезмерному износу.
Работа наружного ШРУСа
Помните, что любой шарнир равных угловых скоростей испытывает тем большие нагрузки, чем под большим углом работают две его полуоси. Если они находятся параллельно друг другу, то нагрузка на узел минимальна, соответственно, при максимальном угле будет максимальной и нагрузка. Именно благодаря этому свойству можно определить неисправный шарнир, о чем мы и поговорим далее.
Разновидности
В современных автомобилях используются различные ШРУСы, которые классифицируются:
- по месту установки (внешние и внутренние);
- по типу конструкции (шариковые, триподные, кулачковые и спаренные карданные).
Внешние и внутренние ШРУСы
На каждое колесо переднеприводного автомобиля устанавливаются 2 ШРУСа. Внутренний шарнир соединяет коробку передач и полуось, внешний – полуось со ступицей колеса. Работая в паре, они обеспечивают передачу крутящего момента при всех типах нагрузок.
В наиболее распространённых шариковых шарнирах, внешние ШРУСы оборудованы радиусными канавками, обеспечивающими бесперебойность работы автомобиля при поворотах колёс. Внутренние гранаты с прямыми канавками компенсируют перемещения деталей узла вдоль оси при колебаниях передней подвески и вибрации автомобиля.
Кулачковые
Включают в себя пару фасонных дисков и вилок. Увеличенная площадь сцепления деталей позволяет этому виду выдерживать повышенные нагрузки. Авто с кулачковыми ШРУСами передвигается исключительно на средних скоростях.
Детали кулачкового ШРУСа
Трипоидные
Имеют трёхшиповую конструкцию, а на каждый шип надет игольчатый подшипник со сферической наружной обоймой. Эти обоймы скользят по направляющим канавкам, выполненным изнутри наружного корпуса ШРУС.
Очень прочны, долговечны, терпимы к качеству смазки, но плохо работают при больших отклонениях вала, вызывая вибрации. Поэтому используются обычно на легковых машинах с небольшими ходами подвесок в качестве внутренних ШРУС.
Трипоидный ШРУС с игольчатыми подшипниками
В качестве внутреннего шарнира на современных автомобилях часто используется граната трипоидной конструкции:
В корпусе такого шарнира располагается трехлучевая вилка, напрессованная на шлицы ведомого вала. На оконечностях вилки крепятся три рабочих ролика, которые могут перемещаться по направляющим канавкам корпуса при повороте или осевом смещении узла.
Для защиты трипоидных шарниров от износа и задиров металла применяются специальные синтетические составы без твердых добавок.
Шариковые
Наиболее распространённые и совершенные конструкции. Шестишариковый ШРУС можно встретить практически на каждом автомобиле, имеющем передний привод, в качестве наружного шарнира.
Шарнир состоит из:
- корпуса, играющего роль наружной обоймы, в которое нарезаны направляющие для связывающих шарнир стальных шариков;
- внутренней обоймы, также обладающей пазами под шарики;
- сепаратора, ограничивающего лишнюю подвижность шариков;
- чехла-пыльника, играющего большую роль в сохранении смазки, чистоте и долговечности всего устройства.
Шарнир прекрасно работает на любых скоростях, имеет высокий КПД и достаточно долговечен. Из недостатков только высокая цена, обусловленная качественными материалами и точностью изготовления.
В чем отличия между трипоидным и шариковым
Отличаются друг от друга тем, что в шариковом имеются шарики, делительные канавки или рычажки, а в трипоидном – ролики со сферической поверхностью и вилка.
Шарнир, где используются шарики, обычно представляет собой:
- корпус;
- обойму с пазами;
- шесть шариков в пазах обоймы;
- удерживающего эти шарики сепаратора;
- защитный чехол со смазкой ШРУСа .
Этот ШРУС посредством шлицов соединяется с приводным валом.
В трипоидном шарнире имеется корпус, в котором находится вилка с тремя лучами. Она напрессована на шлицы выходного вала. На лучах вилки закреплены три ролика с полусферической поверхностью, вращающихся на игольчатых подшипниках. Под них в корпусе трипоида вырезаны канавки, благодаря которым создается нужный угол поворота шарнира и возможность продольного смещения. Функции, которые он выполняет, отличаются в зависимости от того внутренний трипоид ШРУСа или внешний.
Таким образом, главное отличие между ШРУСами, что первый вращается с помощью шариков, а второй – благодаря игольчатым подшипникам.