Как правильно называется датчик холостого хода
Перейти к содержимому

Как правильно называется датчик холостого хода

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Регулятор Холостого Хода. Принцип работы и признаки неисправности.

Нарыл информацию по РХХ. Признаки в точности как у меня!

Регулятор холостого хода является устройством, которое необходимо в системе для стабилизации оборотов холостого хода двигателя.

Во время работы двигателя на холостом ходу, за счет изменения проходного сечения дополнительного канала подачи воздуха в обход закрытой заслонки дросселя, в двигатель поступает, необходимое для его стабильной работы, количество воздуха. Этот воздух учитывается датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) и, в соответствии с его количеством, контроллер осуществляет подачу топлива в двигатель через топливные форсунки.

По датчику положения коленчатого вала (ДПКВ) контроллер отслеживает количество оборотов двигателя и в соответствии с режимом работы двигателя управляет регулятор холостого хода, таким образом добавляя или снижая подачу воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки .

На прогретом до рабочей температуры двигателе, контроллер поддерживает обороты холостого хода. Если же двигатель не прогрет, контроллер за счет регулятора холостого хода увеличивает обороты и, таким образом, обеспечивает прогрев двигателя на повышенных оборотах коленвала.

Данный режим работы позволяет начинать движение автомобиля сразу, не прогревая двигатель. Регулятор холостого хода является исполнительным устройством и его самодиагностика в системе не предусмотрена.

Поэтому при неисправностях регулятора холостого хода лампа "CHECK ENGINE" не загорается. Симптомы неисправностей регулятора холостого хода во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае чаще всего на неисправность ДПДЗ явно указывает лампа "CHECK ENGINE".

К неисправностям регулятора холостого хода можно отнести следующие симптомы:

неустойчивые обороты двигателя на холостом ходу,
самопроизвольное повышение или снижение оборотов двигателя,
остановка работы двигателя при выключении передачи,
отсутствие повышенных оборотов при запуске холодного двигателя,
снижение оборотов холостого хода двигателя при включении нагрузки (фары, печка и т.д.).

Процедура калибровки РХХ?

1. Перед установкой РХХ необходимо отсоединить клемму (обесточить ЭБУ)
2. При установке РХХ расстояние между концом иглы РХХ и монтажным фланцем должно быть не более 23мм.
3. После установки одеть клемму аккумулятора.
4. Включить зажигание (не заводя двигатель) на 5-10 сек. (В этот момент ЭБУ делает калибровку РХХ)
5. Выключить зажигание. (Калибровка завершена).
6. Завести двигатель, проверить работу РХХ.

Если клемму не отсоединять, то ЭБУ никакой калибровки не делает!

Неисправности датчика холостого хода

Если у вас «троит» машина или обороты странно ведут себя на нейтралке – самой вероятной (и дешевой с точки зрения ремонта) поломкой будут проблемы со стороны датчика холостого хода. На самом деле это – не датчик, а регулятор, но многие «подцепили» неправильное название – ДХХ – поэтому ниже мы будем называть его и так, и так.

Датчик холостого хода – что это такое и зачем он нужен

Для начала поговорим о том, что это и зачем оно нужно, и начнем мы с двигателя. Вне зависимости от вида топлива, бензин или дизель, двигатель держит обороты за счет взрыва топливной смеси из топлива + кислорода внутри своих камер. Топливо подается, грубо говоря, «по трубам», а вот кислород берется из атмосферного воздуха, который предварительно фильтруется воздушным фильтром. Подача воздуха осуществляется через канал, который ведет из воздушного фильтра ко впускному коллектору. В этом канале установлена дроссельная заслонка – шторка, которая закрывает воздушный канал, когда педаль газа не нажата.

Вся эта схема хорошо работает только тогда, когда педаль газа нажата. Если же педаль не нажата, то дроссельная заслонка полностью перекрывает канал, воздух не поступает, машина глохнет. Ну, должна глохнуть, хотя по факту авто работает на холостых оборотах. Почему это возможно? Потому что над основным каналом есть байпасный:

Даже когда дроссельная заслонка полностью закрыта, воздух проникает через байпасный канал и поступает в двигатель, что позволяет последнему работать на низких оборотах. Но иногда байпасный канал нужно частично или полностью перекрывать – когда машина заглохла или когда водитель жмет на педаль газа. Для этого существует маленький электродвигатель с запорной иглой – регулятор холостого хода.

Выглядит он вот так:

По конструкции – это крайне простой электромотор, который умеет выдвигать наружу и задвигать внутрь свою иглу (левую часть). Собственно, конструкционно здесь больше описывать и нечего: есть 4 клеммы, в зависимости от того, на какую подается электричество, электромотор иглу выдвигает/задвигает.

Насчет «датчика» – эта часть авто датчиком не является, потому что датчик должен «снимать» какие-то данные откуда-то, а регулятор холостого хода никакие данные не снимает – он только регулирует подачу воздуха в байпасный канал, находящийся над дроссельной заслонкой. А вот его работа уже регулируется датчиками:

  • положения коленчатого вала;
  • скорости;
  • массового расхода воздуха;
  • давления во впускном коллекторе.

К слову, еще один фактор, который влияет на решения БУ – расход электричества, поскольку электричество производится генератором, а генератор «пользуется» работой двигателя. Так что «неправильные» обороты при усилении энергопотребления (печка, фары и так далее) на холостом ходу тоже могут указывать на проблемы с РХХ.

Очень кратко упомянем про виды:

  • Соленоидный. Может только полностью выдвинуться или полностью втянуться.
  • Роторный. Игла может занимать несколько позиций, но внутренний механизм – не самый надежный.
  • Ступенчатый. Тоже может занимать несколько позиций, имеет надежный внутренний механизм работы.

В большинстве авто сейчас стоят ступенчатые РХХ, поэтому проблем с покупкой нового (для замены) быть не должно. Но если вы все же сомневаетесь, то достаньте регулятор холостого хода и посмотрите, сколько у него контактов. Если 2 – то соленоидный, если 3 – то роторный, если 4 – то ступенчатый.

Где находится ДХХ

Где стоит регулятор холостого хода? Он расположен на двигателе, около впускного коллектора, над дроссельной заслонкой:

Признаки неисправностей ДХХ

Все признаки неисправности регулятора холостого хода так или иначе связаны с поведением двигателя:

  • Машина не заводится, если не нажать на педаль газа. По каким-то причинам воздух не проходит через байпасный канал, дроссельная шторка тоже закрыта – воздух не поступает, топливо не взрывается.
  • Машина заводится, но почти сразу глохнет, если не нажать на педаль газа. Практически то же самое, что и предыдущий признак, но некоторое количество воздуха поступает – хватает для пуска, не хватает для поддержания работы. Возможно, сломался сам электродвигатель.
  • Троит двигатель. Он работает, но с проблемами – резко падают обороты, если ненадолго зажать газ, а затем отпустить – двигатель может заглохнуть. Опять же, поступает недостаточно воздуха.
  • Обороты скачут на холостом ходу. В этом случае обороты не только опускаются, но и резко повышаются на холостом ходу, вплоть до 4 000. Вероятнее всего, игла регулятора холостого хода не может найти правильное положение.
  • Автомобиль дергается при движении. Если вы поддали газу, после чего отпустили педаль – автомобиль может двигаться рывками, дергаться по ходу движения. Это значит, что двигатель не может нормально держать обороты, когда дроссельная шторка закрывается.
  • Любой из вышеперечисленных симптомов возникает, когда вы включаете фары, печку, радио или других потребителей энергии. Признак ранних поломок датчика холостого хода – проблема возникает только при увеличении потребления энергии, то есть при увеличении потребления воздуха двигателем. Если ничего не сделать, то проблемы из временных перейдут в постоянные.

Причины неисправностей датчика

Поскольку регулятор холостого хода – вещь довольно простая, у него может быть всего 5 видов неисправностей:

  1. Окислились контакты. Если через контакты не поступает электричество – электродвигатель не получает команд, и, как следствие, не работает. Проверяется мультиметром, решается прочисткой контактов.
  2. Заклинило иглу или весь механизм. Иногда вокруг иглы обмотана пружинка, и какой-нибудь мусор может попасть в эту пружинку, заклинив иглу. В этом случае автомобиль будет вести себя странно при высоком потреблении топлива. Диагностируется визуально, решается прочисткой или заменой. Симптомы разнятся в зависимости от того, заклинило иглу ДХХ частично или полностью.
  3. Байпасный канал забит грязью. Частая проблема тех водителей, которые не меняют воздушные фильтры. Сам регулятор холостого хода работает нормально, но работа его не имеет смысла, потому что байпасный канал всегда перекрыт комком грязи. Определяется визуально, решается прочисткой, РХХ замены не требует.
  4. Воздух подсасывается через уплотнительное кольцо. Регулятор холостого хода монтируется на кольцо-резинку, чтобы полностью загерметизировать механизм. Если резинка имеет микротрещины – воздух будет подсасываться через нее, даже если байпасный канал полностью закрыт иглой РХХ. Определить эту проблему визуально бывает сложно, потому что трещины могут быть микроскопическими. Ниже расскажем один способ определения на основе физики.
  5. Электродвигатель умер. Если все визуально в порядке, но проблемы есть – возможно, у регулятора холостого хода просто умер электродвигатель. Определить проблему может быть сложно, потому что иногда мультиметр показывает сопротивление при перегоревшей обмотке, а иногда – не показывает. При этом внутрь вы заглянуть не можете, конструкция РХХ – цельная.

Диагностика датчика холостого хода

Будем честны, самый простой способ диагностики – замена регулятора холостого хода на новый (вместе с уплотнительным кольцом). Проблема исчезла – отлично, не исчезла – ищем дальше.

Но если у вас нет возможности купить новый регулятор холостого хода сейчас, вы можете сделать следующее:

  • Проверить байпасный канал на загрязнение. Снимите РХХ, снимите «голову» с байпасным каналом, посмотрите, что внутри. Просто снимать регулятор холостого хода и пробивать байпасный канал не рекомендуется: если грязь там есть, вы протолкнете ее в основной канал, и она попадет в двигатель.

  • Проверить иглу на загрязнение. Снимаете ДХХ, осматриваете. Если есть грязь – ее нужно удалить.
  • Проверить контакты. Нужен мультиметр, выставляем его на диапазон от 0 до 20 Вт, проверяем.

  • Проверить сопротивление. Актуально для ступенчатого регулятора холостого хода. Выставляем мультиметр на сопротивление, проверяем все контакты со всеми. Сопротивление должно измеряться только в двух случаях: вы скрещиваете между собой два левых контакта или два правых (А, Б; Ц, Д). Во всех остальных случаях сопротивление должно быть бесконечным, то есть контакты между собой не замкнуты. Если хоть что-то из этой схемы выбивается – скорее всего, электродвигатель умер.

  • Проверить уплотнительное кольцо. Снимите уплотнительное кольцо, возьмите зажигалку, нагрейте кольцо на зажигалке (идите по кругу, не жгите резину), дайте резине немного остыть, поставьте кольцо на место. Нагрев должен немного расплавить резину, и «жидкая» резина заполнит микротрещины. Если после этой процедуры вы запустили двигатель и проблема исчезла – значит, двигатель подсасывает воздух через уплотнительное кольцо. Меняйте, потому что описанная починка – временная, изношенную резину нельзя полностью восстановить нагревом.

Ремонт ДХХ

В общем-то, есть всего 2 способа ремонта регулятора холостого хода: прочистка или замена. Прочистить можно байпасный канал и иглу, если это не помогло – меняйте.

Регулятор холостого хода РХХ: устройство, проверка, неисправности

Как следует из названия РХХ служит для поддержания работы силовой установки на холостом ходу (ХХ). Почему же именно на ХХ? Дело в том, что конструктивно заслонка дросселя, служащая для подачи воздуха в цилиндры мотора на ХХ, находится в закрытом положении. Для сгорания же топливной смеси необходим кислород воздуха, так как без его присутствия горение вообще невозможно.

Назначение РХХ

При закрытой заслонке двигатель тем не менее работает, разберемся, как это происходит. Для поступления воздуха в цилиндры двигателя выполнен обводной канал минующий заслонку. Именно в этом канале и установлен РХХ, в задачу которого входит регулировать количество воздуха, требуемого для сгорания смеси в зависимости от оборотов коленчатого вала.

Регулятор ХХ

Обороты, в свою очередь, отслеживает ДПКВ (датчик положения коленвала), данные с которого получает блок управления и дает команду РХХ на увеличение, либо уменьшение количества воздуха, проходящего через обводной канал.

От оборотов ХХ зависит стабильность работы мотора без нагрузки, его надежный запуск, прогрев мотора и расход топлива.

Устройство

Регулятор представляет собой шаговый электромотор ступенчатого действия, с выдвижной подпружиненной рабочей частью в виде штока с конусом на конце. При включении зажигания шток полностью выдвигается, упираясь в ответную часть обводного канала, а затем возвращается назад, отсчитывая количество пройденных шагов.

РХХ в разобранном виде

РХХ в разобранном виде

Регулятор холостого хода применялся еще на двигателях с карбюратором, например, в карбюраторах Pierburg 2E и его модификациях, где он был представлен как регулятор ХХ холодного запуска на таком же принципе шагового двигателя, а также на моделях с моно впрыском.

Неисправности РХХ

• Произвольное изменение оборотов мотора;

• При запуске холодного двигателя не увеличиваются обороты;

• Падение оборотов силовой установки при включении дополнительного оборудования;

• При переходе на «нейтраль» мотор останавливается.

Так как РХХ, это лишь исполнительное устройство, в системе не предусмотрена его самодиагностика и как следствие, при возникновении неисправностей в РХХ система не выведет на щиток приборов «CHECK ENGINE», который бы свидетельствовал о появлении неисправности.

Так как сообщение об ошибке не появляется, то многие автовладельцы не могут понять причину неадекватного поведения мотора, опираясь на то, что ЭБУ не находит никаких ошибок в работе двигателя.

Похожие симптомы могут появиться и при неисправности ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), но это сразу же отразится на щитке приборов загоранием символа «CHECK ENGINE», поэтому необходимо проверить исправность регулятор.

Проверка регулятора

• На снятом датчике и подсоединенной колодке питания при включении зажигания шток регулятора должен выдвинуться на максимальное расстояние;

• На снятой колодке, при включении зажигания («минус» прибора на массу) на ее клеммах должно быть напряжение, равное напряжению аккумуляторной батареи;

• На самом регуляторе проверяется целостность обмоток и их сопротивление;

• Установка заведомо исправного регулятора и проверка работы мотора.

Чистка РХХ

Чистка РХХ

Часто причиной неисправности регулятора являются различные отложения на конусе или пружине штока, что вызывает его заедание при работе, а также загрязнение или окисление контактов.

Очистку регулятора можно выполнить с использование средства для чистки карбюратора. Попутно нужно очистить и посадочное место конуса в обводном канале.

чистка регулятора ХХ

Если после очистки регулятора в поведении двигателя ничего не изменилось, то РХХ подлежит замене.

Так как регулятор на большинстве автомобилей крепится двумя винтами, то его замена не представляет каких-либо сложностей. Если на корпусе регулятора присутствует масло, то необходимо проверить и чистоту дроссельной заслонки и прочистить ее при необходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *