Как померить шипы на колеса
Перейти к содержимому

Как померить шипы на колеса

  • автор:

♌281ヅ Дошиповка зимних колёс

В текущем году наступили тяжелые времена и даже БУ комплект зимней резины кажется нереально дорого, не говоря уже о новой зимней резине. Некоторые продаваны вообще берегов не видят и непонятно откуда берут космические цены, при этом еще и не в убыток себе.

Вопрос по данной тематике я начал мониторить сразу же как переобулся с зимы на лето и вплоть до сентября не выстрелило ни одного варианта который бы устроил обе стороны.

Примерно в середине сентября встретился с товарищем которому обмолвился по своей проблеме и который в свою очередь порекомендовал мне обратиться к ребятам по дошиповке колес, при чем как он мне сказал 1,5 года назад цена за один шип была всего 20 руб и потратя 1000 он можно сказать восстановил былое сцепление своих колес.
Если разобраться почему у меня появились мысли о новой резине? — именно, отсутствие шипов стало первопричиной, а ведь протектор и сама резина ещё в хорошем состоянии и на резине ещё ездить и ездить (если вспомнить предыдущие колёса, то я могу с уверенностью сказать что они были заменены только из за отстутствия шипов, но и тогда ситуация на рынке была совершенно иная).

Стал мониторить данную тему и вот на какие факты наткнулся.
1) Те кто занимаются дошиповкой используют шипы купленные на алиэкспресс и как правило они примерно по форме напоминают родные — которые имеют свойство вылетать;
2) дошиповать можно самому, при этом за последние годы данная тема стала настолько актуальной что сделали специальное устройство упрощающее данную процедуру — дошипун;
3) покупая специальные шипы от определенного производителя можно быть уверенным что они не выпадут в конце сезона, благодаря тому, что имеют увеличенный диаметр фланца и полимерной втулки. который позволяет ему надежно фиксироваться в изношенном отверстии шины.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G) на фото как раз таки показана разница между стандартным шипом и ремонтным

Очень много отзывов, в том числе и на драйве прочитал о компании Ремшип (которые являются диллерами завода Теком на котором изготавливаются шипы) — производящие устройство «Дошипун», принцип работы которого очень прост, но об этом чуть позже.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Помимо отзывов о самом устройстве также имелась информация и по эксплуатации колес в которых говорилось о том что за сезон наблюдалось выпадение только штатных шипов, а не тех которые были установлены и как мне кажется это достойный показатель для подобного «ремкомплекта».

Ну и конечно же цена: возьму прям очень грубо 2000 (дошипун и комплект шипов) против 20000 (за бу комплект зимней резины) и 40000(за комплект новой зимней резины), естественно при нынешней ситуации первый вариант прямо на ура.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Итак в каком направлении двигаться — я определился.

Данный вид товара оказался на столько популярным, что по всей видимости спрос на него очень превысил предложение и оформить заказ я не мог до третьей декады октября (и озон и оф сайт постояннно откладывали оформление заказа), а погода уже закручивает так сказать «гайки» и заморозки уже на подходе, но в один из дней появилось оповещение и не теряя драгоценных минут был оформлен заказ (были мысли взять ноунейм дошипун, но цена на них была мне кажется слегка завышена на озоне, по сравнению с именным от ремшипа).

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G) цены на ноунейм ваще аховые

Важно знать что размер шипов тоже может быть разный и подразделяется на 4 вида,

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

поэтому перед тем как делать заказ был произведен замер посадочного отверстия и уже после этого определен тип шипа, единственное я косякнул и не учел предупреждений из видеоинструкций о том что посадочные размеры могут отличаться.
Для выбора размера ремонтного шипа нужно измерить глубину отверстия, в котором был когда-то заводской шип, это и будет размер ремонтного шипа. Размер ремонтного шипа должен быть на 1мм больше посадочного отверстия. То есть — если у вас 7мм глубина, шип должен быть 8мм. 12-8-2ТР.
Для замера был использован штангельциркуль. Произведены замеры 5ти посадочных мест и везде глубина была 7 мм — следовательно подходящий размер был выбран 12-8-2тр, но когда стал проводить работы, выяснилось что глубина некоторых доходит до 8-9 мм, поэтому сегодня был дозаказан еще один комплект ремшипов 12-9-2тр

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Успеваю в принипе провернуть все до начала заморозков, но если бы и позже то работу бы не отложил, все экономнее чем покупка новой резины.
Все работы производил у себя в гараже, предварительно посмотрев видео инструкцию еще раз.

Помимо самого Дошипуна в комплекте имеется специальная смазка и инструкция, а на коробке размещена дополнительная информация по размеру ремшипов.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G) Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G) Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Принцип работы прост и понятен и изложен в приложенной инструкции, но я все же советую посмотреть видео чтоб окончательно убедиться в правильности своих действий.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Первоначально необходимо нанести смазку на шток приложенную в комплекте, при этом рекомендую наненести не на всю длину штока, а только на рабочую часть, особенно тщательно нужно промазать заход резьбы в штоке.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Подготавливаем чашку с раствором моющего средства в воде.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Брызгать из пульверизатора, как написано в инструкции не рекомендую, в домашних условиях лучше всего смачивать кончик насадки либо пользоваться небольшой кисточкой, поскольку резина будет покрой а в последующем и вся ваша одежда.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G) Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

В процессе дошиповки также с помощью шила из посадочных отверствий вынимал камний, мне даже показалось что удобнее чем отверткой.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Как раз вовремя мне пришла заказанная на распродаже аккумуляторная дрель (чуть позже в личном блоге напишу отзыв) —МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ ТУТ

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

В шток дошипуна вмонтирован магнит, благодаря которому шип при шиповке плотно держится и не выскакивает что значительно упрощает процесс.

Самое главное, выставить шуруповерт перпендикулярно, взяться за головку и начать вращательные движения, о том что шип установлен свидетельствует характерный "щелчок" и освобождение штока от ремшипа, если шип установлен криво, обычно это сразу видно

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G) Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

В наиболее плачевном только 2 колеса, при чем на одном колесе преобладает размерность с посадочной глубиной 7 мм, на другом 8-9 мм. За вчерашний вечер прошиповал колеса с глубиной посадки 7 мм, на одно колесо ушло 35 шипов, на других колесах до 5 шт, по приезду комплекта 12-7-2тр (о котором писал выше) будет произведена дошиповка колес и дополнена запись, в последующем колеса придется балансировать заново. В процессе дошиповки замер каждого посадочного отверстия производил с помощью штангельциркуля.

там где пропуски — необходима другая размерность шипа (хотя в каких то отзывах читал что на глубину 7 использовали комплект 9ки — считаю что это неправильно и шип полностью не должен выпирать)

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Что по сути я получу на выходе?

1. Экономия приличной суммы денег на покупку зимней резины;
2. Как минимум продлил срок эксплуатации резины еще на один сезон;
3. Могу чувствовать себя более безопасно на дороге в зимнее время;

Приложив минимум усилий зашиповал колеса что существенно позволило сэкономить деньги в семейном бюджете, по сути тут действует то же правило — лучше тебя самого колеса никто не зашипует как и не помоет твой автомобиль.

***********************************************************************************************
04.11.2022
Итак дополняю запись, были дополнительно заказаны шипы калибра 12-9-2 ТР. В этот раз заказаз был собран и отправлен сразу же, но это была самая долгая доставка на озон, я уже успел попереживать и думал уже колеса ставить как есть, но сегодня с задержкой в 3 дня они все же доехали до меня и я произвел дошиповку.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

В процессе работы был обнаружен саморез, но вскрытие показало что он не сквозной, что меня порадовало.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

На 4 колеса ушло шипов:
12-9-2 ТР. — 77 шт;
12-7-2 ТР — 48 шт.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Далее колеса были переброшены в соседний гараж для проведения балансировки и установки колес на машину.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Цены сейчас там самые дешевые (Кострома стучитесь в личку дам направление движения)

Запчасти на фото: 100400. Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Летние колеса оставил сохнуть, чтоб в последующем подготовить к хранению.

Фото в бортжурнале Nissan Qashqai (2G)

Всё — колеса на месте, теперь я спокоен, а то буквально позавчера тормозной путь составил порядка 100 метров, благо никого не было впереди.

Как узнать размер шипов?

Размер шипа должен быть на 1 мм больше, чем глубина посадочного места, например 12-8-2Т мм при глубине 7 мм, чтобы часть вставки возвышалась над поверхностью протектора. В случае неправильных измерений и некорректного подбора шип может быть чрезмерно втоплен или, наоборот, значительно выступать наружу.

Сколько шипов на 14 радиусе?

Установленные нормы количества шипов на шине — шины 13-го и 14-го посадочного диаметра: не более 90 шипов на шину; — шины 15-го посадочного диаметра: 110 шипов на шину; — шины 16-го посадочного диаметра и выше: не более 130.

Какие бывают размеры ремонтных шипов?

Ремонтные шипы выпускаются высотой 7, 8 или 9 мм. Обратите внимание на большой диаметр шипа. Благодаря этому шип очень плотно стоит в штатном отверстии. Ремонтные шипы выпускаются высотой 7, 8 или 9 мм.

Сколько шипов в зимней резине R16?

ИтогТипоразмер колесаКоличество шипов (шт.)R1390-110R1490-110R15110R16100-180

Как должны торчать шипы?

Большинство шинников считает оптимальным выступание шипов над резиной 1,2-1,3 мм. Не будем ставить под сомнение эти цифры. Тем не менее, в магазинах можно встретить «шиповки» некоторых компаний, ошипованных по разному: иногда шипы практически прячутся в резине, а где-то торчат, возвышаясь над ней до двух миллиметров.

Сколько процентов шипов должно быть на зимней резине?

Согласно общим рекомендациям от производителей, ориентироваться нужно на следующие цифры: Выпало 5% шипов. Хороший результат даже для новой резины. Часто 5% шипов теряются при транспортировке покрышек.

Сколько шипов в резине Nordman 4?

Итог: — в Nokian Nordman 4, 215/55 R16 — 130 шт.

Как узнать размер ремонтных шипов?

Размер шипа должен быть на 1 мм больше, чем глубина посадочного места, например 12-8-2Т мм при глубине 7 мм, чтобы часть вставки возвышалась над поверхностью протектора. В случае неправильных измерений и некорректного подбора шип может быть чрезмерно втоплен или, наоборот, значительно выступать наружу.

Какие шипы на шинах лучше?

А вот формы с квадратным, ромбовидным, треугольным или даже овальным сердечником, намного эффективнее, причем требуется их на 10 % меньше в покрышке, чем круглых. Шипы этих форм очень сложно стачиваются, поэтому сцепные свойства остаются на высоком уровне.

Как узнать какие шипы нужны?

Размер шипа должен быть на 1 мм больше, чем глубина посадочного места, например 12-8-2Т мм при глубине 7 мм, чтобы часть вставки возвышалась над поверхностью протектора. В случае неправильных измерений и некорректного подбора шип может быть чрезмерно втоплен или, наоборот, значительно выступать наружу.

Можно ли ездить на зимней резине с выпавшими шипами?

Учитывая столь мягкие требования, зимняя резина, которая лишилась шипов в процессе эксплуатации в прошлые сезоны или из-за неправильного хранения, подходит для использования, если глубина протектора более 4 миллиметров. Но на деле управлять автомобилем с такими шинами в зимних погодных условиях нельзя.

Как узнать размер шипов? Ответы пользователей

Размер шипа должен быть на 1 мм больше, чем глубина посадочного места, например 12-8-2Т мм при глубине 7 мм, чтобы часть вставки возвышалась над .

Шиповка зимней резины: как выбрать шипы для ошиповки шин, виды шипов, . соблюдение правильной технологии ошиповки, грамотный подбор размера шипа, .

А когда высота протектора менее 8.5 миллиметров, типовой шип просто не найти. Высота корпуса шипа минимального размера 8.8 миллиметров.

А как она достигается? Трудом инженеров, которые выверяют верное расположении и конфигурацию, рассчитывают размеры площадки под установку шипа; .

Вы как считаете? Композитный ободок ремонтного шипа черного цвета удерживает шип в расшатанном отверстии. Тут все логично. Через 3-4 сезона .

Ремонтный шип увеличенного размера (в штатное отверстие). Если отверстия под шипы не разбиты, то можно воспользоваться ремонтными шипами. В .

Большинство шинников считает оптимальным выступание шипов над резиной 1,2-1,3 мм. Не будем ставить под сомнение эти цифры.

Как узнать размер шипов? Видео-ответы

Как выбрать размер ремонтного шипа?

В этом видео мы отвечаем на один из самых часто задаваемых вопросов: «Какой ремонтный шип подходит к моей зимней .

Ремонтные шипы, выбор размера, установка

Как правильно выбрать размер ремонтного шипа, правила установки ремонтных шипов.

Ошиповка зимних шин. Что? Как? Зачем? Сколько стоит?!

Шипованные зимние шины — надежные друзья любого автомобилиста. Однако шипы могут вылетать из покрышки.

Ремонтные шипы. Для зимней резины, мой отзыв. Просто о сложном

Можно ли восстановить шипы на зимней шипованной резине? И стоит ли это делать вообще? Какие есть плюсы и минусы .

Ремонтные шипы, ошиповка своими руками

Мы раздвинули отверстие всё . пока кладем не нужно осип шип ставится сверху вот так сверху он ставится и после уже .

Об авторе

Иван Быстров - главный редактор

Иван Быстров

Здравствуйте! Меня зовут Иван Быстров, и я главный редактор этого сайта. Мне 32 года, я живу в Ярославской области России. Я всегда увлекался автомобилями, всегда хотел узнать больше, но зачастую не мог найти ответы на свои вопросы. Это сподвигло меня на создание проекта, где будет собрано воедино максимальное количество вопросов про автомобили, и на каждый из них будет предложен грамотный ответ! Очень надеюсь, что мой труд поможет всем получить новые знания быстро и без лишних затрат энергии!

Зимние шины еще послужат: просто добавьте шипы

Однажды, разглядывая протекторы своих зимних шин, мы обнаруживаем отсутствие многих шипов.

  • Купить новые покрышки. Способ простой, но весьма затратный. Можно продолжать эксплуатировать шины, как пишут в ПДД, «с соблюдением необходимых мер предосторожности».
  • Заехать в шиномонтажную мастерскую, где за немалые деньги мастера пополнят «поголовье» шипов.
  • Провести «имплантацию» шипов самому.

Как делают дошиповку

Лет двадцать назад шиномонтажные мастерские предлагали дошиповку шин методом установки стандартных шипов в отверстия, дополнительно просверленные в протекторе. В современных шинах с большим количеством и плотностью расположения прорезей-ламелей мест под такую установку практически не остается. Да и держались шипы в цилиндрических отверстиях не очень хорошо.

Другой способ дошиповки – установка шипов в виде саморезов, такие продаются. Но длинные и острые шипы подходят скорее для ошиповки крупных и жестких покрышек от спецтехники. А в легковой шине, да еще поношенной, с истончившимся протектором, они скорее проделают дыру – до полной потери герметичности.

В итоге разработчики пришли к мысли об установке ремонтных шипов в отверстия, оставшиеся от выпавших штатных. Шипы имеют унифицированную конструкцию со стальным корпусом, из которого выступает твердосплавный стержень, и пластмассовой юбкой. В основании – шайба увеличенного диаметра (12 мм), что делает фиксацию в любом отверстии, оставшемся от штатного шипа, весьма прочной. Пластмассовая юбка использована для снижения массы шипа, которая и так примерно вдвое превышает массу штатного шипа с алюминиевым корпусом.

Каким шинам поможет дошиповка

Перед тем как заняться дошиповкой, нужно ответить на пару вопросов.

  • Достаточна ли глубина протектора?

Она должна составлять не менее 4,5 мм, а целесообразно дошиповывать шины при глубине 5,5–6 мм или более.

  • Не слишком ли шина старая?

Даже если протектор еще достаточный, но шине больше 7–8 лет, то шипы в потерявшей эластичность резине всё равно держаться будут плохо.

Если дошиповка целесообразна, нужно определить, какие шипы будем устанавливать.

Выбираем шипы

Длина ремонтных шипов может быть разной, в зависимости от степени износа шины.

Как ошиповать шины своими руками в домашних условиях – пошаговая инструкция

ошиповка зимних шин своими руками

Ошиповкой называется процедура, которая улучшает характеристики резины и повышает безопасность передвижения, особенно в холодный период. Прежде, чем самостоятельно шиповать протекторы, необходимо разобраться в особенностях проведения данной процедуры и какое устройство для ошиповки колес нужно. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Что такое ошиповка и для чего она нужна

Ошиповка шин – стандартная процедура, заключающаяся в установке шипов в отверстия на покрышках. Если таковые отсутствуют, то углубления в шине делаются самостоятельно.

шипы на шинах

Ошиповка необходима для:

  • экономии на зимней резине;
  • хорошей управляемости авто в зимний период;
  • улучшения сцепления покрышки с обледенелой поверхностью дороги.

Иногда с помощью ошиповки можно добиться улучшения качества резины, однако, это происходит не всегда. Прежде, чем приступать к данном процессу, необходимо убедиться, что ошиповка возможна на конкретном виде шин.

Необходимое оборудование и инструменты

Ошиповку шин можно производить с применением различных инструментов:

  • дошиповщиком;
  • пневмопистолетом;
  • шуруповертом.

прибор для ошиповки шин

Кроме этого, ошиповку можно сделать самостоятельно. Для этого потребуется:

  • мыльный раствор, налитый в подходящую емкость;
  • пульверизатор для нанесения раствора на резину (если он отсутствует, можно использовать губку или обычную тряпку);
  • молоток, который потребуется для вбивания шипов (если его нет, можно взять что-то тяжелое);
  • узкогубцы или круглогубцы, служащие для расширения углублений под шипы;
  • отвертка для фиксации шипа в отверстии;
  • клещи или плоскогубцы для демонтажа криво вставленных шипов.

шипы на колесах

Данный способ довольно трудоемкий и долгий, однако, качество результата гарантировано. При этом можно сэкономить на инструментах и работе специалиста.

Выбор подходящих шин и шипов

От правильной ошиповки зимней резины зависит безопасность водителя, поэтому к ней нужно относиться крайне серьезно. И начинать это следует еще с подбора шипов. Первым делом нужно обратиться к производителям резины, так как некоторые из них указывают подходящие шипы на покрышке.

шипы для шин

Если никакой пометки нет, нужно выбирать шипы самостоятельно. Для ошиповки используют однофланцевые и многофланцевые шипы. Однофланцевые одни из самых дешевых, однако, они отличаются универсальностью и простотой, а поэтому используется чаще всего. Многофланцевые шипы немного дороже, но по конструкции они более сложные и имеют увеличенный срок службы.

Совет! Выбор шипов во многом зависит от качества дорог, по которым будет ездить автомобиль. Например, дороги в странах СНГ отличаются от российских более ровной поверхностью. Их чаще чистят от снега и льда. Поэтому здесь важнее сцепление шипа с поверхностью дороги, что могут обеспечить только многофланцевые шипы.

Выбирать шины тоже следует осторожно. Нельзя делать ошиповку на поврежденной или изношенной резине, иначе такие протекторы не смогут удержать шипы при резком торможении. Не стоит осуществлять данную процедуру также на необъезженной резине, так как установленные шипы будут способствовать появлению микротрещин, а следовательно, ухудшению качеств сцепления.

Отличие технологий ошиповки

Далее будет рассмотрено, каким способами можно сделать ошиповку. Ошиповать шины своими руками, как уже было сказано выше, можно несколькими вариантами.

Шуруповертом

Использование шуруповерта относится к полуавтоматическим способам ошиповки. Сначала подготавливаются отверстия, в которые затем с помощью шуруповерта загоняются шипы. Следует применять специальную насадку. Такой способ отнимает намного меньше времени, чем ошиповка ручным методом.

ошиповка зимних шин своими руками шуруповертом

Пневмопистолетом

Ошиповка пневмопистолетом – это полностью автоматический способ улучшения зимней резины, который ничем не отличается от предыдущего. Главная особенность – правильное использование пневмопистолета. Его необходимо ставить к шине под прямым углом, а затем нажимать на спусковой механизм, таким образом, шип под давлением влетит в подготовленное отверстие.

ошиповка зимних шин своими руками пневмопистолетом

Чтобы не ошибиться в данном процессе, лучше подробно почитать инструкцию или посмотреть видео.

ошиповщик

Специальным приспособлением

Сегодня можно купить специальное приспособление для ошиповки шин, например, дошиповщик. Данный способ также относится к автоматическим и чаще всего используется специалистами.

насадка для ошиповки

Пошаговый процесс

Проверка протектора

Первым этапом является проверка протектора. Для этого необходимо измерить его глубину штангенциркулем, который помещается в канавку.

глубина протектора

Таким образом можно зафиксировать расстояние от дна протектора до его края и затем измерить обычной линейкой. При этом минимальное значение для летних шин – 2 мм, а для зимних – 4 мм.

Если расстояние меньше, значит шина не годится для ошиповки, и если вставить шипы, то в скором будущем она выйдет из строя, что повлечет за собой дополнительные расходы.

шип в шине

Измерение глубины и очистка отверстия

Чтобы правильно выбрать шипы, следует измерить глубину отверстия. Для этого их нужно как следует прочистить, так как в канавках протектора накапливаются частички грязи, пыли и других частиц, которые будут способствовать неправильному измерению, что затруднит подбор шипов. Сделать это можно с помощью струи сжатого воздуха или чего-то подобного.

рисунки протекторов шин

Измерить глубину можно глубиномером или штангенциркулем. Если полученные показатели ниже, чем высота шипа, то ошиповку будет сделать просто невозможно.

Установка шипов

установка шипа

Главное правило при установке шипов заключается в том, что они должны выступать ровно на 1 мм от поверхности протектора, ни больше, ни меньше. Шипы вставляют ровно, иначе это повлияет на сцепление резины с поверхностью дороги.

шипование шин для зимы

Осмотр и проверка

После установки шипов резину нужно тщательно осмотреть и проверить, нет ли выпавших или болтающихся. Затем резину оставляют в покое на 2-3 месяца.

Важно! Чтобы ошиповка была эффективной, ее нужно правильно обкатать. 200-300 км пробега после монтажа ремонтных шипов на резину стоит ездить со скоростью не больше 90 км/ч.

шипование своими руками

Признаки качественной ошиповки

Чтобы оценить качество проделанной ошиповки, нужно обратить внимание на следующие характеристики:

  1. Глубина протектора – меньше, чем длина самого короткого ремонтного шипа. Обычно это 7 мм.
  2. Шипы – их диаметр в идеале составляет 1,2 см. Если сравнить данный показатель с заводскими изделиями, диаметр которых равен 0,8 см, то очевидно явное преимущественно первых.
  3. Инструмент – в идеале это должен быть пневмопистолет, который работает под давлением 10 бар. Однако, можно сделать ошиповку и самостоятельно подручными средствами. Конечно, времени это займет гораздо больше, но хороший результат гарантирован, если все сделать по правилам.
  4. Сроки эксплуатации – данный показатель будет виден только в процессе езды. Качественная ошиповка способна продлить срок службы резины до нескольких лет.

шипование зимней резины

Со временем, в процессе эксплуатации некоторые шипы будут потеряны. Конечно, покупать новую резину и делать на ней ошиповку очень затратно. Для этого существует такая процедура, как дошиповка, которая заключается в осмотре шины и вставке шипов, которые были утрачены. Однако здесь тоже есть свои особенности, поэтому лучше обратиться к специалисту ошиповщику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *