Эпизод когда случился конфликт лежащий в основе сюжета произведения
Перейти к содержимому

Эпизод когда случился конфликт лежащий в основе сюжета произведения

  • автор:

Тема 7. Сюжет как форма организации конфликта.

Если уподобить пьесу зданию, то его несущей конструкцией, каркасом будет фабула; сюжет — это те кирпичи, которые ее заполняют. Иногда под сюжетом подразумевается внутреннее смысловое сцепление образов художественного произведения. Нам это кажется ошибочным или не до конца верным. Естественно, что сюжет связан с темой произведения, и по существу является ее главным выразителем.

При построении и развертывании сюжета важно правильно организовать последовательность событий, так как сами по себе события лишены драматичности. Они обретают драматичность, только будучи увидены во взаимосвязи, в определенной последовательности. Тогда они становятся непосредственным развертыванием на сцене основного смысла через поведение, поступки, действия и т.д. персонажей пьесы. Здесь затрагивается одна из сложных проблем теории драмы — связи действующих лиц между собой. Эта связь не может носить некий явный или символический характер.

Волькенштейн считает, что сюжет драмы это важнейшие обстоятельства и наиболее значительные события — этапы драматической борьбы. Томашевский фабулой называет совокупность событий связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Иногда под фабулой понимается склад событий в их естественном, хронологическом и причинном порядке. Сюжет в данном случае — те же события, в том порядке, в котором они идут в художественном произведении. Сюжет и фабула могут не совпадать. На наш взгляд лучше употреблять термины композиция и диспозиция, так будет точнее. Диспозиция — естественный склад событий. Композиция – их последовательность в художественном произведении. 2

Довольно интересное определение сюжету дает Бентли Э.: «если драма – это искусство, изображающее чрезвычайные ситуации, то сюжет — это средство, с помощью которого драматург вовлекает нас в эти ситуации и (если он того хочет) выводит из них обратно». 3 Барбой напротив считает, что фабула не имеет столь уж большого значения. По его мнению, современный театр избавился от давления фабулы, но, тем не менее, сохранил присущие ей принципы — принципы объединения всех элементов, различных по своей природе в одно, художественное целое произведение. Он называет этот принцип структурой и на основании его выводит «структурный анализ».

Фабула (от лат. «jabula» — повествование, история, речь, рассказ). Применительно к драматургии мы можем сказать, что под ней понимается цепь основных событий составляющих смысловое ядро пьесы. Естественно, что эти события являются основанием для сюжета, но не всегда сюжет и фабула могут совпадать. 1

Говоря о складе событий, Аристотель разграничивает фабулу (mythos) и ее словесное выражение (т.е. сюжет). Сущность драмы, по Аристотелю, подражание действием действию. Действие же состоит из «склада событий» — это самая важная часть из всех частей трагедии. Потому, что цель трагедии изобразить некое действие. Отметим ряд требований, которые предъявляет к сказаниям Аристотель.

Склад событий должен иметь:

• структуру (начато, середину, конец);

• композицию (порядок в соотношение частей);

• единство (сосредоточенность вокруг одного действия);

• подчинение части целому;

• условность в изображении;

• вызывать сострадание и страх;

• перелом (peripeteia) перемена делаемого в свою противоположность;

• узнавание (anagnorisis) перемена от незнания к знанию;

• страсть (pathos) — действие, причиняющее гибель или боль; 2

В 1948 г. Брехт писал в «Малом органоне для театра», что «важнейшим моментом в театре является фабула, охватывающая все внешне проявляющиеся события, содержащая те факты и мгновенные порывы, которые должны доставлять удовольствие зрителям». Фабула, по его мнению, является «сердцевиной всякого спектакля». К.С. Станиславский считал, что есть пьесы, в которых фабула пьесы является «главным активом спектакля». Убийство, подмена, ошибочный приход, дуэль и т.д. эти факты говорят сами за себя. Но есть пьесы где «сама фабула (событийная цепь) и ее факты не представляют значения. Они не могут создать ведущей линии спектакля, за которой с замиранием следит зритель. В таких пьесах не сами факты, а отношение к ним действующих лиц становится главным центром, сущностью, за которой с биением сердца следит зритель». Иногда эти отношения к «незаметным фактам» и составляет сюжет пьесы. Не всегда это отношение действующих лиц к фабуле является конструктивным. История театра знает достаточно спектаклей, суть которых не в воссоздании фабулы пьесы (истории героя, его счастья или несчастья), а в театрально- изысканном изображении отношений артист — фабула. В подобном представлении актеры, критически относясь или даже парадируя фабулу, разрушали ее. 1

Пави, говоря о фабуле, выделяет следующие ее содержательные стороны.

• фабула как материал, т.е. сюжет;

• фабула как «склад событии»;

• фабула как структура повествования;

• фабула как точка зрения на историю.

Так же Пави рассматривает значения и трудности понятия фабулы. По его мнению, они связанны с:

• сводимости фабулы к резюме, к повествованию, к изотопии; 2

Сюжет, как склад событий, является основным выражение поэтики пьесы. Так же неуместно стремление поставить сюжетную историю на первый план и предложить смотреть только ее. Это уже близко к кинематографу. Если пьеса имеет успех, то чему приписать его? Интересному сюжету или «подлинникам живых людей». Мастерки исполненных актерами, Лессинг, например, считал, что главным образом удачная фабула составляет отличительное достоинство поэта. «Изображение нравов, душевного настроения и выразительность удается десятерым против одного, безукоризненно строящего превосходную фабулу». Это не праздный вопрос, он особенно актуален при постановке классических пьес, сюжет которых заранее известен, В этом случае приходиться наблюдать не за тем, что происходит, а как это происходит.

Стоит отметить случаи использования готовой фабулы (когда на основе одной сюжетной истории создаются различные произведения искусств). Например, Шекспир очень часто заимствовал фабулы из различных источников и писал на их основе оригинальные сюжеты. Одна и та же фабула у многих произведений созданных на основе Библейских преданий. Многократно использовалась в качестве фабулы история Дон Жуана, Фауста. Эти примеры показывают нам, как на одной и той же основе создается принципиально новое художественное произведение, в котором использованная фабула обретает новый смысл и значение. Поэтому можно сказать, что фабула выполняет организующую функцию, она объединяет элементы сюжета в смысловое целое, тем самым, давая зрителю ключ к восприятию. Образно говоря — событийный ряд связан с темой, фабула с идеей.

В некоторых современных произведениях искусства наблюдается стремление поместить фабулу на второй план, при этом она утрачивает свою организующую функцию. Развитие сюжета при этом строится на переживании некоторых эмоциональных состояний. Наверное, этот принцип более характерен поэзии, живописи, музыке, театр же более консервативен. Тем не менее, можно наблюдать, как он со временем все дальше и дальше уходит от главенства фабулы. Она становиться все более удаленной от смысловых структур. Но остается принцип, который она всегда выполняла — объединение различных по своей природе частей в единое целое. 3

Вместе с фабулой сюжет является единым конструктивным элементом произведения, но если фабула является как бы основным смыслово-событийным ядром пьесы, то формой существования его становиться сюжет. Поэтому наиболее точным определением сюжета нам кажется следующее: «Сюжет — это способ существования фабулы в художественном произведении». Об этом же писал Шкловский и отмечал, что «мало придумать сюжетную схему, нужно сообразить сотни возможностей осуществления этого сюжета и из этой сотни выбрать одну».

Состоит сюжет из цепи событий (событийного ряда), единицей сюжета является событие. Событие же возникает как реальное столкновение противоборствующих сил, поэтому в основе сюжета лежит конфликт. Конфликтное проявление может быть совершенно различным и определяется оно видовой и родовой природой пьесы. Исходя из этого, можно говорить о различиях в форме и способах развития сюжета в зависимости от жанра.

Рекомендуемая литература:

Аль Д.Н. Основы драматургии.

Белинский В. Г., О драме и театре, М.-Л., 1948;

Бентли Эрик Жизнь драмы Издательство: Айрис-Пресс, 2004 г.

Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972.

Волькенштейн В.М. Драматургия, М.:Советский писатель, 1960.

Костелянец Б.О.Драма и действие Издательство: Совпадение, 2007 г. 504 стр.

Пави П. Словарь театра. – М.: Прогресс, 1991.

Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М.: Международное агентство «A.D. & Т.», 2000. — 384 с.

Сахновский-Панаев В. А., Драма, Л., 1969;

Хализев В. Драма как род искусства. — М.: МГУ, 1986.

Чечетин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений. М.: «Просвещение» 1981г.

Вопрос 2. Все о сюжете. Фабула

Сюжет – это цепь событий, под влиянием которых проявляется и меняется характер.

Сюжет – это элемент содержания художественного произведения.

Сюжет – это организованная в жизненно правдоподобную картину система событий с участием определенных персонажей.

В основе сюжета лежит КОНФЛИКТ – столкновение двух противодействующих сил.

Фабула – это «выпрямленный сюжет».

Фабула – это изложение событий без деталей.

Фабула – может быть постоянной, а на ее основе создаются разные сюжеты, когда писатели наполняют фабулу полнокровными деталями и используют различные оригинальные композиции. Например, фабула «Дон Жуан», на ее основе создали сюжеты своих произведений Мольер, Байрон, Пушкин, Леся Украинка, М. Цветаева.

Фабула может отсутствовать в лирических произведениях. А сюжет есть везде, во всех трех родах литературы: эпосе – лирике – драме.

Элементы сюжета:

1) Пролог – вступление к произведению, рассказ о событиях прошлого, предшествующего началу сюжета, эмоциональный настрой читателя или лирический подступ к теме

2) Экспозиция – описание условий, которые создали тот конфликт. Который и станет основой завязки и всего сюжета в целом

3) Завязка – начало конфликта, его зарождение, начало основных событий в произведении, за которыми последует весь сюжет

4) Развитие действия – ход событий по возрастающей лини напряженности конфликта

5) Кульминация – высшая точка напряжения конфликта. Самый сильный накал столкновения противодействующих сил в произведении, их решающий поединок, за которым действие начинает спадать в своей напряженности

6) Развитие действия после кульминации – ход событий по нисходящей линии утихания и разрешения конфликта

7) Развязка – разрешение конфликта, ситуация, в которой выражен результат всего развития действии, до и после кульминации

8) Эпилог – заключительная часть литературного произведения, в которой намечается направление дальнейшего развития событий и дальнейшей судьбы персонажей, после развязки, окончательная оценка всего происходящего

Определите все элементы сюжета в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium» — NB

Внесюжетные элементы (подробнее см. в вопросе 3): вставные эпизоды, лирические отступления, художественное опережение, художественное обрамление, посвящение, эпиграф, заголовок).

Внесюжетные элементы используются тогда, когда содержание литературного произведения по замыслу автора (его тема, проблема, идея) не укладываются в сюжет, не вмещаются в суть событий, если события не дают материала для выражения важных для автора мыслей, идей, концепций и оценок.

Поэтому КОМПОЗИЦИЯ всегда будет шире СЮЖЕТА.

Способы изложения сюжета:

— в прямой хронологической последовательности событий (Толстой, «Война и мир»)

— с отступлениями в прошлое, с обратной хронологической последовательностью событий (Гоголь, «Мертвые души»)

— с переходом повествования в будущее («Сон» Т. Шевченко — см. текст ниже)

— в комбинированной форме смещения эпизодов, происходящих в разное время прошлого и будущего (Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Кульминация в литературе: что это и как определить?

Без внутренней драматургии не будет художественного произведения. У каждого литературного творения есть своя структура, позволяющая удержать внимание публики и направить его в необходимое русло. Самая яркая точка действия — кульминация. Именно тогда происходит тот решающий рывок, который подводит к логическому завершению все назревшие конфликты. Его характеризует наивысшее напряжение читательского внимания.

Что такое кульминация?

В каждом литературном произведении есть стадии развития действия:

  • Экспозиция — время, место и быт героя перед началом действия, описание его жизни;
  • Завязка — событие, которое послужило началом возникновением конфликта; определяет все последующее развитие действия;
  • Кульминация — вершина всей истории, момент предельного обострения конфликта. После кульминации действие идет на спад, приближая нас к развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий может быть не одна, а несколько кульминаций.
  • Развязка — заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта или возможные пути его разрешения (трагические или благополучные развязки).
  • Эпилог — рассказ о том, что было после истории, о дальнейшей жизни персонажей.

В основе сюжета лежит конфликт. Это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, пружина развития любой истории. Пожалуй, это один из основных элементов драматургии. Не будет конфликта — не будет развития истории. Конфликтные ситуации возникают не только в отношениях между героями. Противоречия могут быть между героем и обществом, а также и во внутренней борьбе героя с самим с собой. От определения конфликтной ситуации зависит и развитие всего дальнейшего действия.

Можно выделить следующие виды конфликтов: разрешимый (“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский); неразрешимый (“Гроза”, А. Н. Островский); явный (“Отцы и дети” И. С. Тургенев) ; скрытый (“Господин из Сан-Франциско” И. Бунин); внешний (столкновения двух героев, добра и зла), (“Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков) внутренний (герой борется со своими демонами) ( “Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов).

Вот определение кульминации — наивысшая точка напряжения, обострение конфликта между героями, без нее ничего не получится. Сначала автор произведения знакомит нас с героями, потом мы постепенно погружаемся в жизнь героев, их переживания, проблемы, как внутренние, так и внешние, их быт, взаимоотношения друг с другом. Действие развивается, мы все больше переживаем за героев, следим за поворотами судьбы и их душевным миром. И когда наступает вершина конфликта, мы хотим, чтобы у героев все получилось, они добились успеха, победили зло, выжили.

Иногда в произведении, например в романе, несколько сюжетных линий, несколько конфликтных ситуаций, значит, не одна кульминация. Поэтому определять кульминацию можно, рассматривая определенную сюжетную линию в произведении.

Главные черты

Как определить кульминацию? В какой-то момент развитие действия достигает такой точки, где все сюжетные линии объединяются, когда конфликт достигает пика. Есть характерные особенности, которые помогают найти кульминацию:

  • основные сюжетные линии объединяются в одной точке;
  • ускоряется ритм развития события;
  • эмоциональное напряжение достигает своего предела;
  • интересы всех персонажей сводятся к общему событию.

Читатель чувствует, когда идет нарастание конфликта, действия. Например, в пьесе Островского “Гроза” кульминационный момент — это признание Катерины в содеянном, а именно в измене мужу, и в это же самое время раздается удар грома. А потом действие идет на спад, приближая нас к развязке и разрешению конфликта.

Примеры

Можно привести и другие примеры кульминации из произведении художественной литературы.

Кульминация в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” происходит во время дуэли Онегина и Ленского. Онегин мог все исправить, но выстрелил первым и убил друга. Ленский так и не смог сделать своего первого выстрела.

«Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Сложный с несколькими сюжетными линиями роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” имеет несколько кульминаций. Например, бал сатаны. Это тот самый момент, где Маргарита ради Мастера продает душу сатане.

Рассматривая сюжетную линию Иешуа и Пилата, можно определить кульминацию — это распятие проповедника. А вот Мастер заканчивает свои отношения с героями романа тогда, когда отпускает Пилата на волю.

Наивысшая точка напряжения в романе Сомерсета Моэма «Театр» — это момент, когда Джулия Ламберт растоптала бездарную актрису Эвис Крайтон. Джулия отомстила ей и как актрисе, и как женщине. Роджер обвиняет мать в притворстве, а Джулия, наоборот, приходит к выводу, что только актеры реальны в этом мире, “все люди — наше сырье”.

Кульминацией романа П. Зюскинда “Парфюмер” можно считать момент создания долгожданного, божественного запаха духов. Герой шел к этому всю свою жизнь, способ достижения цели страшный — запахи он собирал с убитых им же девушек. Кульминационный момент в конце повествования, а за ним следует развязка — герой наказан: за восхитительный запах созданных им духов его растерзали каннибалы.

Таким образом, кульминационные моменты, определяющие наивысшую точку развития сюжета, необходимы в любом произведении. Именно в этот момент действие достигает наивысшего напряжения, разрешение конфликта далее развивается в определенном, заданном автором направлении. Теперь Вы знаете, как найти кульминацию в произведении?

Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия)

Сюжет – это система событий и отношений между персонажами, развивающихся в пространстве и времени.

Элементы сюжета

Основными элементами сюжета являются:

  • Экспозиция
  • Развитие действия
  • Кульминация
  • Развязка.

Экспозиция – это элемент сюжета, который содержит описание жизни персонажей до того момента, как они начнут действовать в художественном произведении.

Наличие экспозиции для современной литературы не очень показательно, так как писатели редко прибегают к развернутым описаниям, предваряющим действие произведения.

Завязкой называется исходный эпизод сюжета. Как правило, завязка появляется в самом начале произведения, однако бывают ситуации, когда она возникает в его середине и даже в конце. Например, в «Мертвых душах» о решении Чичикова скупить мертвые души читатель узнает уже в конце произведения. часто художественное произведение начинается с внезапно, немотивированной завязки, которая придает действию загадочность и остроту. Как правило, на интригующей завязке строятся детективные повести и романы.

Дальнейшие действия персонажей способствуют развитию действия. Оно, в свою очередь, подготавливает кульминацию произведения.

Кульминация – это момент наивысшего напряжения действия в произведении, так называемая «точка кипения». В этот момент конфликт достигает своей наибольшей остроты и приводит к столкновению героев.

Затем наступает развязка.

Развязка – это финал действия, завершающая часть сюжета. Здесь происходит разрешение конфликта, добавляются последние черты к психологическим портретам героев произведения. она мотивируется всем ходом событий. Достаточно часто произведение начинается с развязки (например, убийство в детективном жанре), затем разворачивается повествование о предшествующих событиях.

Источники развития сюжета. Ситуация

Сюжет произведения состоит не только из событий, но также и временных статических положений персонажей. Такие положения называются ситуациями. Б. В. Томашевский дает следующее определение.

Ситуация (положение) – это взаимоотношения персонажей в каждый данный момент.

Например, герой испытывает чувства к героине, однако она любит его соперника. Развитие фабулы в общем можно охарактеризовать как переход от одной ситуации к другой. Возникает вопрос о причинах такого изменения либо перехода. В ситуации может быть заключена некая предпосылка перемен, внутреннее противоречие, требующее исхода. По утверждению Б. В. Томашевского, даже типичная ситуация является ситуацией с противоречивыми связями – разные персонажи разным образом стремятся изменить ситуацию. Когда такое противоречие уже выявлено либо изменение уже началось и стало очевидно, что противоречие приведет к какому-либо очередному событию, это значит, что ситуация превратилась в коллизию. Такое обострение ситуации и дальнейший переход ее в коллизию ярко выделяется в драме, причем очевидно, что подобное обострение происходит не всегда. Поэтому суждение Б. В. Томашевского о том, что любая ситуация характеризуется различием интересов – борьбой между персонажами и коллизией, нельзя считать абсолютно справедливым. Справедливее будет суждение Гегеля о том, что основу коллизии составляет нарушение, а в качестве простого повода к действию коллизия сохраняет характер ситуации.

Конфликт (коллизия)

Понятие конфликта используется для обозначения возникающих в жизни и воспроизведенных в литературе противоречий. Как правило, о конфликте говорят в том случае, когда присутствует острое противоречие, проявляющееся в столкновении и борьбе героев. Также такая борьба может происходить и внутри сознания героя. Обычно конфликт выражается в сюжете произведения, организует его. Желание героев получить что-либо, неудовлетворенность, их стремление чего-либо избежать заставляют их совершать какие-либо поступки. В каждом литературном произведении формируется своя система конфликтов, которая может быть многоуровневой, что делает сюжет сложнее.

Особенности конфликта зависят от рода литературы. Особенно большие возможности изображения коллизий характерны эпосу и драме. При этом для драматического рода в целом характерны конфликты более острые, часто выражающиеся в диалогах действующих лиц. В. М. Волькенштейн любую драматическую реплику в диалоге рассматривал как «удар» в борьбе между героями, который либо достигает своей цели, либо нет. Диалог персонажей он рассматривал как неумелое или умелое парирование и нанесение ударов.

В лирике о конфликте говорить сложно, так как здесь видеть противоборствующие начала можно крайне редко. Однако в стихотворении может присутствовать ощущение дисгармонии, тоски. Часто в основе стихотворения находится антитеза – мир и герои, нынешнее и прежнее состояние героя. В этом случае можно говорить о конфликтности в произведения лирического рода.

Сходные конфликты могут совершенно по-разному воплощаться в сюжете, каждый раз появляются новые возможности его разрешения и проявления. Глобальный конфликт в полном объеме воплощается в произведениях одного автора, авторов одного направления, одной эпохи.

Конфликт, который возникает в сознании одного героя, называется внутренним.

Например, в пьесе «Гроза» А. Н. Островского изображается внутренняя борьба Катерины, которая хочет быть счастливой и стремится встречаться с Борисом, однако понимает преступность такой любви.

В русской литературе 19-20 веков часто встречается прямое изображение внешне конфликтных отношений между персонажами, их борьбой за свои взгляды и права. Сама атмосфера жизни персонажей многих произведений пронизана неуверенностью, дисгармонией, противоречиями. Поэтому можно говорить о скрытом и открытом конфликтах. В зависимости от того, в конце произведения исчерпывается конфликт или нет, можно говорить о конфликте устойчивом или разрешенном. При этом разрешение конфликта не всегда бывает разумным и гармоничным.

В произведении может присутствовать не один конфликт, а несколько. Например, в «Горе от ума» можно увидеть два конфликта – идейный и любовный.

Таким образом, такие элементы сюжета, как событие, ситуация и коллизия связаны между собой. При этом необходимо их различать при анализе сюжета произведения, особенно это касается произведений эпического и драматического рода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *