На заметку. О смазке ЦИАТИМ-221
Возможно, кому-то пригодится информация о смазке ЦИАТИМ-221. Ею можно смазывать детали из полимеров (пластмасс) и резины, т.к. эта смазка не на основе продуктов нефтепереработки, а на основе силикона. Отличается также температуростойкостью (-60° — 150 °С) и большим сроком годности (до 40 лет).
Источники информации тут:
www.spbtdms.ru/articles/index31.html
ru.wikipedia.org/wiki/ЦИАТИМ-221
Если кратко, то ЦИАТИМ-221 — кальциевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла.
ЦИАТИМ-221 применяется для смазывания различных подшипников качения в электрических машинах, в системах контроля и управления, в приборах с частотой вращения до 10 000 об/мин. НЕ для тяжело и средненагруженных подшипников, т.к. обладает плохими противоизносными качествами.
Максимальная температура ее применения 150°С; допускается кратковременный перегрев до 180°С.
Смазка нерастворима в воде, но гигроскопична, сохраняет стабильность даже при кипячении. При поглощении влаги уплотняется, и ее эксплуатационные свойства, особенно, низкотемпературные, ухудшаются.
В связи с гигроскопичностью смазку ЦИАТИМ-221 нельзя хранить в негерметичной таре.
Допускает хранение без потери рабочих свойств в течение 40 лет.
Смазка химически стойка и инертна по отношению к резине и полимерным материалам, поэтому ее используют в парах трения резина-металл, например, для смазывания резиновых уплотнительных колец пневматических цилиндров, узлов трения и сопряженных поверхностей «металл-резина» в пневмоусилителях тормозов и руля автомобиля.
Категорически НЕСОВМЕСТИМА со смазками других типов.
Также очень интересен фторированный вариант ЦИАТИМ-221F с добавлением ультрадисперсного политетрафторэтилена (PTFE). В ней значительно улучшены противозадирные и противоизносные свойства смазки, лучше термостойкость ( — 60°C до + 160°C), хорошая механическая стабильность, отсутствует гигроскопичность (не впитывает влагу). Благодаря формирующейся на поверхности пар трения плёнке микронной толщины из фторопласта значительно снижается шум и вибрация. Подходит к применению в условиях агрессивной среды. Подробнее тут:
www.aksioma55.narod.ru/oi…/tomflon/ciatim-221f.html
Применение ЦИАТИМ-221 в Оке можно обсуждать. У кого какие идеи?
Вероятно можно смазывать резиновые элементы подвески, опор передних стоек, элементы стеклоочистителей. Можно смазать контакты электрических разъемов и при этом резиновые изоляционные колпачки не будут разлагаться и охрупчиваться, в отличие от случаев применения Литола (он на основе нефти и поэтому от длительного контакта с Литолом резина трескается, а пластик становится хрупким).
ЦИАТИМом-221 можно смазать штуцеры при одевании на них резиновых шлангов. Если нужна легкая разбираемость такого стыка, то ЦИАТИМ-221 будет кстати.
Применение в тормозной системе, в карбюраторе видимо недопустимо, т.к. ЦИАТИМ-221 не допускает контакта с другими смазками и, очевидно, тормозной жидкостью, бензином, тосолом… Однако, если я правильно помню, ДОТ5 тоже создана на основе силикона. Поэтому не факт, что ДОТ5 и ЦИАТИМ-221 несовместимы.
Кстати, в отступление от темы, ДОТ5 обладает хорошими смазывающими свойствами и тормозная система должна работать гораздо дольше, чем при ДОТ4. ДОТ5 дороже, но возможно, что она стоит своей цены. Впрочем это тема для отдельной записи…
Циатим-201
Смазка под названием «Циатим-201» является антифрикционной смазкой для возможности применения в разных ситуациях. Обычно используется в малых или средних по загруженности узлах скольжения. Используют ее в основном для авиационной и автомобильной техники, в электромеханических приводах и точных приборах. Уникальна она областью применения, ведь используется она при значительно низких температурах (-60 градусов), при невысокой влажности, а также небольших нагрузках. Поэтому частенько встречаются в районах Крайнего Севера.
Рассмотрим основные пункты:
- Характеристика
- Область применения
- Аналогичные смазки
- Сравнительная характеристика «Циатима 201» и «Циатима 221»
Характеристика
Смазка вида «Циатим 201» соответствует ГОС 6267-74, в его составе представлена смесь нефтяного масла с малой вязкостью, в процессе использования с литиевым мылом сгущается. Кроме того в состав входит антиокислительная присадка, обеспечивающая морозостойкость и тугоплавкость. Внешне представляет собой мазь светло-желтого цвета, иногда приобретает светло-серый коричневый оттенок.
Свое название смазка получила благодаря аббревиатуре учреждения, которое в прошлом веке вело его разработку, а именно, занимался изобретением смазки Центральный научно-исследовательский исследовательский институт авиационного топлива и масла. Основные характеристики рассмотрим в приведенной ниже таблице:
Характеристика
Значение
Диапазон рабочих температур
Эффективная вязкость при -50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более
Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более
Предел прочности при +50°С
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более
Пенетрация при +25°С
Срок годности от даты выпуска
5 лет (60 месяцев)
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более
Коррозионное воздействие на металлы
Температура хранения и транспортировки
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более
Специфика свойств
Легко подвержена смыву, в результате своей мягкой консистенции и недостаточной липкости.
Консервация очень низкая.
В результате механических действий происходит быстрое разрушение свойств смазки, прочность стремится к минимальному значению.
Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя.
Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется.
Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая.
Смазка не содержит токсичные составляющие, поэтому не обязательно использовать какие-либо средства для защиты, регулируются они нормами отрасли в каком-либо производстве.
Во время возгорания применяются различные средства пожаротушения, но не нельзя применять воду!
Перед вами смазка с истекшим сроком годности.
Среди недостатков выделяются: быстрое высыхание смазки на открытом воздухе. Использовать смазку для деталей на открытом воздухе не стоит, на открытом воздухе смазка не сохраняет свои свойства, а если смазку хранить слишком долго, она растеряет свои характеристики, поэтому открытие литровой банки в момент небольших затрат будет нерациональным. После истечения сроков годности смазки происходит ее расслойка, после чего применять ее в дальнейшем неуместно. Применять смазку «Циатимом 201» не нужно для смазки высоконагруженных пар.
Занимаются производством «Циатима 201» многие, и многие не совсем следуют стандартам ГОСТ 6267-74, поэтому производят смазку по своим техническим методикам. Потому стоит обращать внимание на производителя продукции при выборе товара.
Применение «Циатима-201»
Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»
«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:
- Подшипники
- Осей октан корректора на распределителях зажигания
- Осей вращения механизмов
- Валики
- Подшипники, отвечающие за скольжение
- Петли и тросы
- Рулевую рейку
- Клеммы аккумулятора. Не стоит забывать, что «Циатим-201» не стоит использовать в ситуациях, когда она напрямую контактирует с водой, а также не применена в условиях повышенной влажности, более 80%.
Обусловленное это тем, что смазка быстро впитывает в себя влагу, таким образом теряя основные свои свойства, это относится и к литиевым составам, таким как «Литолу-24». При повышенной влажности уместно применять кальциевые смазки, применение Циатим-201 не уместно в роли консерванта.
В настоящее время применение смазки уже не отвечает прежним требованиям, поэтому при производстве смазки происходит замена масла МВП на масла вида МС-6 и МС-8. Рассмотрим существующие аналоги смазки для применения на трущихся поверхностях.
Аналоги
Существует несколько видов аналогов смазки Циатима201 иностранного производства:
Некоторые аналоги смазки «Циатим 201»
- BPEnergrease SY-HT 2- представляет собой высококачественную смазку, пригодную для использования при высоких температурах. Среди свойств можно выделить: антиокислительная свойства, а также стабильность при использовании в широком спектре температур, от -50 до 200 градусов.
- Смазка ShellAeroShellGrease 6 в состав смазки входят ингибиторы, задерживающие процесс окисления, а также коррозию. В основном пригодна для подшипников антифрикционных, для коробок передач, применима при температурах от -40 до 121 градуса по Цельсию.
- Смазка ShellAeroShellGrease 22. Применяется в тяжёлых условиях, в ее основе лежит синтетическое масло, которое загущено при помощи Микрогеля. В состав входят присадки, не вызывающие коррозию и износ. Применима при температурных режимах от -65 до 204 градусов.
- Смазка MobilMobiltemp SHC 32.- представляет собой пластиковую смазку, используемую длительное время, служит для закладки в шариковые и роликовые подшипники. Промазываются такой смазкой также шпонки, винты, применяема при температурах от -50 до 180 градусов по Цельсию.
Отечественные аналоги продукции представлены фирмами «Эра», «Зимол», «Лита», «Циатим-221» и многие другие.
Сравнение смазки вида «Циатим-201» и «Циатим-221».
При выборе смазки, у некоторых автовладельцев возникает вопрос, возможно ли использование смазки «Циатим221» вместо смазки Циатим-201», можно с точностью отметить, что использование возможно, только существуют отличительные особенности, а именно:
- Смазка «Циатим-221» это водная смазка на основе силиконового масла, очень пластичная. Можно использовать при обработке поверхностей вида металл-металл и металл-металл резина. При долговременном взаимодействии с резиной, может привести к ее вздутию.
- Применение при температурных режимах отлично у «Циатим-221» диапазон составляет от -60 до 150 градусов по Цельсию;
- Покупка «Циатим-221» обойдется дороже примерно в 3-5 раз.
- Срок длительности эксплуатации значительно больше, чем у «Циатим-201» составляет наряду с последним примерно 40 лет.
- Производство смазки соответствует ГОСТу 9433-80.
Можно сказать что для применения авто такого вида смазки неэффективны, ведь сейчас уже существуют более современные и многофункциональные их аналоги.
Выводы
После вышесказанного можно отметить, что смазка «Циатим-201» по цене выходит недорого, применять ее можно при больших морозах, поэтому и пользуется популярностью среди автолюбителей. Среди минусов выделяется небольшая амплитуда температурного режима применения, невозможность применения при больших нагрузках, а также невозможность применения при высокой влажности, а также на воздухе мгновенное высыхание.
Поэтому в настоящее время в результате появление других различных смазок с улучшенными свойствами, данная смазка уже не является универсальной и многофункциональной. Поэтому лучше при необходимости приобретите современную смазку с увеличенным температурным диапазоном. Но если такая смазка нашлась у вас среди деталей в гараже, то она будет пригодна для использования в вышеперечисленных случаях.
ЦИАТИМ-221. Описание и особенности.
ЦИАТИМ-221 – одна из наиболее популярных смазок советского периода и сегодня на российских производственных предприятиях используется достаточно часто.
За долгие годы производства данной смазки и общения с потребителями на местах, мы выяснили, что ЦИАТИМ-221, используются не всегда технически правильно. Поэтому основная задача статьи – рассказать о преимуществе смазки, раскрыть основные принципы подбора и правильного применения, развеять мифы и заблуждения.
Большинство домыслов основано на авиационном прошлом данного смазочного материала. Достаточно вспомнить, откуда образовалось само название – аббревиатура обозначает «Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел» (ЦИАТИМ). В этом учреждении и разработали данный смазочный материал. На сегодня данная аббревиатура ассоциируется у механиков с авиационно-космической отраслью. Однако реальная область применения смазки гораздо шире.
Эксплуатационные свойства смазки.
Наиболее востребованным параметром смазки ЦИАТИМ 221 является достаточно высокая температура применения продукта – до 150°С. Не менее важны и низкие значения эффективной вязкости при отрицательной температуре. Благодаря этой характеристике смазка с наступлением холодов не сильно загустевает и может эксплуатироваться даже до минус 60 °С.
Еще один существенный эксплуатационный показатель – это инертность к резинам и пластикам. Причина такого поведения смазки – кремнийорганическая жидкость в качестве масляной основы смазки. Кремнийорганика широко применяется в таких парах трения, как “пластик + пластик”, “металл + резина”, “пластик + металл”. Правда есть и обратная сторона медали – кремнийорганическое масло обладает слабыми трибологическими свойствами, плохо разделяет высоконагруженные металлические пары трения и поэтому не рекомендуется при работе крупногабаритных подшипников.
Смазка ЦИАТИМ221 широко используется в различных видах специализированного оборудования, например, в криогенных и высокотемпературных аппаратах. Смазка идеально соответствует сложным условиям эксплуатации в вакууме. Поэтому она высоко востребована не только на промышленных производствах, но и при изготовлении точных приборов.
Стандарт | ГОСТ 9433-80 |
Диапазон температур,ºС | от -60ºС до +150ºС |
Тип | термостойкая смазка |
Производство | Россия |
Гарантия | 60 месяцев* |
Сертификация | ЕАС |
Как правильно выбрать ЦИАТИМ-221
Важно отметить тот факт, что большинство производителей ЦИАТИМ 221 делают ставку на неопытность сотрудников промышленных предприятий в вопросах качества смазки, и идут вслед за желанием потребителя снизить расходы на закупку. В результате это приводит к тому, что вместо кремнийорганического масла в качестве основы начинают применять очищенное нефтяное минеральное масло.
Некоторые заходят еще дальше и вместо изготовления уникальной в своем роде смазки ЦИАТИМ-221 просто разбавляют маслом достаточно дешёвую и популярную смазку Литол-24. В итоге цена на конечный продукт действительно может быть очень низкой, но характеристики такого продукта конечно же не выдерживают никакой критики и не имеют никакого отношения к смазке ЦИАТИМ-221.
К сожалению, например, отсутствие на большинстве предприятий входного контроля смазочных материалов не позволяет потребителю узнать какую же смазку в реальности им поставили, и ставит под угрозу безаварийную эксплуатацию дорогостоящего оборудования и приборов. Низкая цена на смазку ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 должна вас насторожить. Подумайте во сколько реально вам может обойтись вроде бы дешевый продукт. Остается посоветовать покупать смазку ЦИАТИМ 221 только у надежных, положительно себя зарекомендовавших производителей.
В заключении, можно сказать, что настоящего качества, соответствующего ГОСТ 9433-80, можно добиться только следуя всем пунктам очевидных правил:
-
использовать рецептуру утвержденную ГОСТ;
И напоследок, подытожим преимущества смазки ЦИАТИМ 221 из-за которых она имеет такую популярность:
Смазка ЦИАТИМ: характеристики, применение, свойства
На сегодняшний день горюче-смазочные материалы применяются довольно широко, а разнообразие данного продукта на рынке достаточно велико. Одним из хороших отечественных продуктов стала смазка ЦИАТИМ.
Общие сведения
Стоит сказать о том, что разновидностей ГСМ довольно много, и для того, чтобы упростить выбор, была создана классификация этих веществ. На сегодняшний день выделяют три их вида, отличающихся друг от друга по составу, консистенции, а также сфере использования. Также стоит сказать, что по консистенции смазки можно разделить тоже на три вида: пластичные, твердые, полужидкие. Также важным фактором является то, что все они разделяются по областям применения. Существуют:
- антифрикционные виды смазок;
- консервационные виды смазки;
- уплотнительные;
- канатные.
Еще один важный фактор — это температура рабочей среды состава. Так как в некоторых узлах этот показатель доходит до 200-350 градусов по Цельсию и выше, то необходимо применение термостойких типов. Одним из таких видов является смазка ЦИАТИМ.
Термостойкая смазка
Смазка с названием ЦИАТИМ относится к группе термостойких пластичных веществ. На вид подобное средство представляет собой синтетическое масло, которое искусственно загущается при помощи комплексного кальциевого мыла с добавкой из антиокислительной присадки. Предназначение смазки ЦИАТИМ — это смазывание подшипников качения у электромашин, систем управления, а также приборов, частота вращения которых достигает 10 000 об./мин. Кроме этого, состав используется для агрегатных подшипников, установленных на летательных аппаратах. Еще одна область применения — это узлы трения, а также сопряженные поверхности из материалов металл-металл, а также металл-резина, температура которых составляет от -60 до +150 градусов по Цельсию.
Описание смазки
Стоит отметить, что смазка ЦИАТИМ разработана Центральным институтом авиационного топлива и масел. Многие сильно хвалят подобное средство, а также утверждают, что использование этого вещества имеет множество возможностей. Однако на практике оказалось, что сфера использования именно этой марки, а также ее специфика обладают достаточно узкими характеристиками. Для того чтобы определить, верно это или нет, стоит углубиться в изучение физико-химических, а также эксплуатационных свойств смазки ЦИАТИМ.
Важно понимать, что все особенности этой смазки обусловлены именно физико-химическим составом этого вещества. В состав сырья входит кремнийорганическая жидкость. Помимо этого, в смазке содержится загуститель в виде комплексного кальциевого мыла. Возможность работать в широком диапазоне температур обусловлена именно тем, что в состав входит кремнийорганическая жидкость. Максимальные температуры работы — от -60 (возможно и ниже) до +300 градусов по Цельсию. Этот фактор влияет на то, что возможность использования смазки расширяется от различных криогенных устройств до высокотемпературного оборудования. Также важно, что кремнийорганическая жидкость слабо испаряется, а это делает возможным ее использование в вакууме. Во много благодаря этим качествам применение смазки ЦИАТИМ распространилось до аэрокосмической техники.
Состав и характеристики
Если кремнийорганическая жидкость добавляет много крылатых свойств, то такая добавка, как загуститель в виде мыла, сильно осаждает эти качества, так как имеет множество органических параметров. Температура каплепадения, которая находится в районе 200 градусов по Цельсию, снижает максимально возможный диапазон рабочей температуры до 150 градусов. А из-за слабых свойств при низких температурах эффективность смазки ЦИАТИМ-221 сильно снижается. Особенно при ее использовании при температуре ниже, чем 20-30 градусов. Казалось бы, загуститель обладает отличной стойкостью к влаге, но в то же время это преимущество сильно нивелируется тем, что наблюдается высокая гигроскопичность. Другими словами, смазка будет впитывать влагу из окружающего воздуха, что повлияет на начальную консистенцию.
Производство и эксплуатация
В настоящее время сложно сказать, почему характеристики смазки ЦИАТИМ такие несбалансированные. Однако самое вероятное предположение заключает в том, что на рубеже 80-х годов сложно было создать что-то более хорошее. А на сегодняшний день получается так, что этот вид смазки выпускается по ГОСТу 9433-80, который был утвержден еще в 1980-м. Однако, несмотря на эти физико-химические качества, важнейшим показателем все же будет эксплуатационная характеристика вещества.
Один из важнейших параметров такой смазки — это низкий показатель эффективной вязкости вещества, который проявляется на уровне 800 Па/с при температурах -50 о . Этот показатель определяет возможность использования смазки в узлах трения, где количество оборотов достигает 10 000 об./мин. Также важно, что минимальная возможная рабочая температура все же устанавливается как -60 градусов по Цельсию.
Свойства
Еще одна важная характеристика применения смазки ЦИАТИМ — это ее химическая инертность по отношению к таким веществам, как углеводород, эластомер, полимер. Принцип растворения подобного в таких соединениях не работают, так как кремнийорганическая жидкость — это не углеводородное соединение. Стоит отметить, что именно это принципиальное свойство позволяет использовать смазку в таких парах трения, как металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т. д.
Но важно заметить, что при таких качествах использовать эту смазку в паре трения металл-металл нельзя. Трибологические параметры такого сырья слишком слабые. Они не предназначены для использования состава в обычных стальных подшипниках. Это обусловлено тем, что из-за своих физико-химических свойств смазка не может применяться в паре трения металл-металл, так как она не способна дать необходимую защиту от износа. Стоит отметить, что создать подходящую трибосистему из этой смазки с добавкой любой трибоприсадки также не выйдет. Это объясняется тем, что кремнийорганическая жидкость не способна сформировать пленку, которая будет отделять детали и защищать от трения.
ЦИАТИМ-201
Если с 221 смазкой все понятно, то есть еще один продукт — смазка 201. ЦИАТИМ-201 — это приборное антифрикционное вещество, обладающее такими качествами, как стойкость к морозу, тугоплавкость, водостойкость. Используется это средство для смазки малонагруженных узлов трения качения, а также скольжения.
Производство подобного материала основывается на маловязком нефтяном масле, которое загущается стеаратом лития, и добавляется антиокислительная присадка. Максимально возможные рабочие температуры данного вещества находятся в пределах от -60 до +90 градусов по Цельсию.
К преимуществам этой смазки можно отнести следующие характеристики:
-
этой смазки могут повысить КПД оборудования, а также существенно увеличить срок его эксплуатации;
- рабочий температурный диапазон довольно широк, что позволяет применять такое вещество круглый год, а сильная стойкость к морозу делает возможным применение смазки даже в погодных условиях Крайнего Севера;
- водостойкость сырья делает возможным использование его в открытых, а также негерметичных устройствах.
Аналоги
На сегодняшний день существуют различные импортные аналоги смазки ЦИАТИМ. К таким веществам можно отнести Mobiltemp SHC 32, а также O-Grease. Подобные смазки выпускаются компаниями Mobil и Teobil соответственно. Это аналоги, которые могут заменить смазку ЦИАТИМ-201.
Для того чтобы заменить смазку 221, можно использовать такой импортный аналог, как HUSKEY HVS-100 Silicone Grease. Однако при замене отечественного горюче-смазочного материала необходимо точно разбираться в эксплуатационных и физико-химических характеристиках обеих марок. Так как неверно выбранный аналог может попросту не подходить для эксплуатации в конкретных условиях. А отсутствие смазки в различных устройствах сильно снижает их защиту от износа, трения, а также сильно ухудшает их работоспособность. В результате общий срок эксплуатации у таких машин также уменьшается.