2. Принцип действия думмиса и определение диаметра разгрузочного поршня
Выше было установлена, что суммарная осевая сила, действующая на ротор, турбины, складывается из силы , действующей на рабочие лопатки, и силы, определяемой давлением пара на торцевые поверхности ротора. Принцип действия разгрузочного поршня (думмиса) заключается в следующем. Необходимо так сконструировать ротор турбины, чтобы силабыла направлена в противоположную сторону силеи полностью или частично уравновешивала ее. С принципом действия думмиса познакомимся на конкретном примере. На рис.103 показана принципиальная схема активно-реактивной турбины с думмисом. Думмис представляет собой участок барабана ротора 1 (диаметр думмисаDп может быть больше, как на схеме рис.103, меньше или равен диаметру барабана Dб), на котором размещены лабиринтовые 2 уплотнения. Полость за думмисом специальными трубами 3 соединена с полостью за последней ступенью турбины и потому в ней поддерживается давление Рz.
Сила, рассчитываемая обычным образом, направлена слева направо. Теперь подсчитаем силу. Заметим, что первая ступень турбины активная, поэтому давление по обе стороны диска равнаР1 и силы давлений на кольцевую поверхность площадьюуравновешивают друг друга. Наличие уплотнений думмиса обеспечивает равенство давлений по обеим сторонам ротора, поэтому силы давлений на кольцевую поверхность площадьютакже уравновешивают друг друга.
Остается кольцевая поверхность, площадью ; слева на эту поверхность действует давлениеРz, а справа – Р1. Таким образом, сила направлена справа налево, а величина этой силы составляет:
(4.6.8)
Степень разгрузки осевой силы зависит от диаметра думмиса. Для полной разгрузки необходимо условие:
(4.6.9)
Подставляя значение в (4.6.9), получим:
(4.6.10)
Откуда найдем диаметр думмиса Dп, необходимый для полной разгрузки осевой силы: (4.6.11)
В практике не всегда стремятся полностью разгрузить осевую силу и потому диаметр разгрузочного поршня может быть меньше, чем величина Dп, определяемая формулой (4.6.11). Полная разгрузка осевой силы не всегда выгодна по следующим причинам. Во-первых, при этом растет диаметр поршня Dп, а, следовательно, и габариты всей турбины. Во-вторых, при увеличении диаметра поршня Dп растут протечки пара через уплотнения думмиса и уменьшается количество пара, совершающего полезную работу.
С целью частично использовать энергию пара, просочившегося через уплотнения думмиса, иногда этот пар направляют не за последнюю ступень, а в несколько последних ступеней. При этом, естественно, эффективность разгрузки осевой силы снижается, т.к. возрастает давление за думмисом.
Таким образом, имея схему проточной части турбины и распределение давлений по ступеням, можно решить две задачи:
по заданному диаметру поршня Dп определить суммарную осевую силу, действующую на ротор турбины;
задавшись допустимым значением осевой силы Ра, определить необходимый диаметр разгрузочного поршня.
3. Осевые усилия, действующие на ротор многоступенчатой паровой турбины при работе на задний ход
В однокорпусных агрегатах турбина заднего хода (ТЗХ) размещается в одном корпусе с турбиной переднего хода (рис.104). При работе на задний ход турбина переднего хода вращается вхолостую, причем во всей полости турбины переднего хода устанавливается одинаковое давление, равное давлениюРz за последней ступенью турбины заднего хода. При этом думмис перестает выполнять свою роль разгрузочного устройства, т.к. по обе стороны поршня устанавливается одинаковое давление Рz (рис.103).
Направление осевой силы при работе турбины на задний ход изменяется. Поэтому упорный подшипник должен быть двухсторонним.
Подсчитаем осевое усилие, действующее на ротор при работе турбины на задний ход. Обычно турбина заднего хода представляет собой колесо с двумя ступенями скорости. Поэтому сила , действующая на рабочие лопатки ТЗХ, составит:
(4.6.12)
Сила определится разностью давлений по обе стороны диска:
(4.6.13)
Из формул (4.6.12) и (4.6.13) видно, что при наличии реакции силы имогут достигать значительной величины и суммарная силаРа может превышать осевую силу на переднем ходу, что недопустимо.
Поэтому турбина заднего хода всегда выполняется в виде двухвенечного колеса скорости со степенью реакции равной ρ=0. С целью избежания появления реакции на нерасчетных режимах, радиальные зазоры в облопатывании турбины заднего хода выполняются большими.
Устройство и принцип действия турбокомпрессоров
Прежде чем перейти к изучению термогазодинамических процессов, происходящих в компрессорных машинах динамического действия, необходимо иметь представление о конструкциях этих машин и принципах осуществления процессов сжатия и перемещения газов.
Приведем основные понятия, которыми будем пользоваться, говоря о процессах, происходящих в турбокомпрессорах.
Проточная часть турбокомпрессоров состоит из вращающихся лопаточных аппаратов, в которых рабочему газу сообщается энергия от двигателя, неподвижных аппаратов (лопаточных и безлопаточных), предназначенных для изменения величины и направления скорости газа.
Ступень турбокомпрессора – совокупность одного рабочего колеса (вращающегося лопаточного аппарата) и неподвижных элементов проточной части, обеспечивающих подвод и отвод газа.
Секция в турбокомпрессорах представляет собой группу ступеней, ограниченную патрубками для подвода и отвода газа к промежуточным газоохладителям или за пределы компрессора.
Ротор турбокомпрессора образуют вал с насаженными на него деталями (рабочими колесами, дисками, втулками, муфтами).
Статор турбокомпрессора составляют корпус с закрепленными в нем неподвижными элементами ступеней.
Рассмотрим принципиальные схемы стационарных осевого (рис. 1.4) и центробежного (рис. 1.5) компрессоров.
Проточную часть осевого компрессора образуют: всасывающая камера (ВК); входной направляющий аппарат (ВНА); рабочие колеса (РК), промежуточные направляющие аппараты (ПНА); спрямляющие аппараты (СА); диффузор (Д); выходное устройство (ВУ).
Проточная часть осевого компрессора состоит из ступеней, которые в зависимости от расположения в проточной части подразделяются на всасывающую, промежуточные и концевую. К всасывающей ступени относятся всасывающая камера, ВНА, РК и следующий за ним ПНА. Промежуточные ступени состоят из совокупности одного РК и следующего за ним ПНА. Концевую ступень образуют РК, следующий за ним СА, диффузор и выходной устройство, переходящее в нагнетательный патрубок.
При передаче крутящего момента на ротор от приводного двигателя, ротор начинает вращаться и перед лопаточными аппаратами первой ступени возникает разрежение, т.е. давление становится меньше, чем давление перед всасывающим патрубком. Сжимаемый газ попадает в РК первой ступени, минуя ВНА, в задачу которого входит изменение направления газового потока от осевого, как правило, в сторону вращения ротора. В РК к газу в результате взаимодействия с лопатками подводится механическая энергия, которая идет на увеличение давления (потенциальной энергии) и скорости (кинетической энергии) газа. В следующем далее неподвижном ПНА кинетическая энергия частично преобразуется в потенциальную за счет торможения газового потока. Кроме того, вторым назначением ПНА является придание потоку требуемого направления перед следующим РК (обычно такого же, как и перед первым РК). Затем этот же процесс повторяется в последующих ступенях промежуточного типа. Особенностью концевой ступени является то, что следующий за РК спрямляющий аппарат разворачивает поток обратно к осевому направлению (в связи с тем, что поток требуется развернуть на большой угол, СА представляет собой комбинаций двух последовательно расположенных аппаратов). Дальнейшее торможение потока происходит в диффузоре и частично в выходном устройстве, которое собирает поток, выходящий из диффузора и направляет его в нагнетательный патрубок.
Проточная часть центробежного компрессора состоит из элементов, которые по своему назначению аналогичны элементам осевого компрессора, но отличаются конструктивно. Всасывающая ступень включает в себя всасывающую камеру (ВК), рабочее колесо (РК), лопаточный или безлопаточный диффузор (ЛД или БЛД), поворотное колено (ПК), обратно-направляющий аппарат (ОНА). Промежуточная ступень – РК, ЛД или БЛД, ПК, ОНА. Концевая ступень вместо ПК и ОНА имеет выходное устройство (ВУ). На рис.1.5 промежуточная ступень отсутствует, а в случае одноступенчатого нагнетателя всасывающая ступень одновременно является и концевой.
Рис. 1.4. Схема осевого компрессора: РК – рабочее колесо; ВНА – входной направляющий аппарат; ПНА – промежуточный направляющий аппарат; СА – спрямляющий аппарат; Д – диффузор; ВК – всасывающая камера; ВУ – выходное устройство; РП – радиальный подшипник; РУП – радиально-упорный подшипник; У – уплотнения
Рис. 1.5. Схема центробежного компрессора: ВК – всасывающая камера; БЛД – безлопаточный диффузор; ЛД – лопаточный диффузор; ПК – поворотное колено;
ОНА – обратно-направляющий аппарат; ВУ – выходное устройство; Д – думмис
Рабочие колеса центробежного компрессора состоят из диска, на котором выполнены лопатки (может быть закрыто еще одним диском, как на рис. 1.5). Газовый поток выходи из ВК в осевом направлении и, совершая, поворот от осевого к радиальному направлению в безлопаточном участке РК, попадает на лопатки РК, которые и передают механическую энергию газу при вращении ротора.
На выходе из РК газ имеет повышенное давление и скорость. Для преобразования кинетической энергии в потенциальную служит диффузор, где происходит торможение потока за счет увеличения площади канала. Диффузор может быть лопаточным (как на рис.1.5) или безлопаточным. Однако даже в случае ЛД перед ним имеется короткий безлопаточный участок, называемый иногда БЛД, для выравнивания потока перед входом на лопатки ЛД.
Для того, чтобы подвести газовый поток к всасывающему отверстию РК следующей ступени, необходимо развернуть поток на 180°, движущийся при выходе из диффузора от центра к периферии, а затем придать ему осевое направление. Для этих целей предназначены поворотное колено (ПК), представляющее собой, как правило, безлопаточный канал и обратно-направляющий аппарат (ОНА) – лопаточный аппарат. Требованием к этим элементам является сохранение по возможности постоянной скорости газа с наименьшими потерями энергии.
Концевая ступень заканчивается выходным устройством (ВУ), в качестве которого могут применяться улитки (с переменным по углу разворота поперечным сечением) или сборные камеры, у которых сечение постоянно по углу разворота (как на рис. 1.5). Выходное устройство собирает поток, выходящий из ЛД (БЛД) в радиальном направлении и направляет его в нагнетательный патрубок. Кроме того, в ВУ (обычно в улитках) поток газа может дополнительно тормозиться.
Далее рассмотрим элементы, которые не относятся к элементам проточной части осевого или центробежного компрессоров, но входят в конструкции этих машин.
Опорные узлы ротора стационарных машин представляют собой обычно подшипники скольжения. Один из них, воспринимающий радиальные нагрузки от веса ротора, называется радиальным подшипником (РП), или опорным. Другой, воспринимающий кроме радиальной еще и осевую нагрузку, называется радиально-упорным подшипником (РУП), или опорно-упорным.
Причиной появления в турбокомпрессорах осевого усилия, направленного в сторону всасывания, является наличие перепада давлений на дисках рабочих колес, т.к. из-за перетечек между ступенями давление на стороне диска, обращенной в сторону нагнетания больше, чем на противоположной стороне. В многоступенчатых машинах осевое усилие может достигать большой величины, и РУП не может его компенсировать. Поэтому для разгрузки компрессора от осевого сдвига применяют думмис (разгрузочный поршень), изображенный на схеме центробежного компрессора (рис. 1.5), но может применяться и в конструкциях осевых компрессоров. Сторона думмиса, обращенная к РК концевой ступени, нагружена давлением близким к давлению нагнетания, а противоположная сторона думмиса сообщается с всасывающим патрубком (или с атмосферой для воздушных компрессоров). Этот перепад давлений вызывает силу, направленную в сторону нагнетания, что компенсирует осевой сдвиг ротора.
Для уменьшения утечек сжимаемого газа за пределы компрессора и перетечек между ступенями внутри компрессора служат концевые и межступенчатые уплотнения. На рис.1.4 и 1.5 изображены лабиринтные уплотнения, что характерно для воздушных компрессоров. Для компрессоров, сжимающих другие газы, как правило, применяются концевые уплотнения более сложных конструкций, а межступенчатые уплотнения также лабиринтные.
Основные элементы центробежных компрессоров
К числу основных элементов центробежных компрессорных машин, как и любых лопаточных проточных машин, относятся ротор, корпус, уплотнения, опоры.
Ротор включает вал, на котором закреплены рабочие колеса, разгрузочный барабан, полумуфту, втулки уплотнений и другие детали.
Рабочие колеса
Тип конструкции рабочего колеса центробежного компрессора определяется напряжениями, которые зависят от скорости вращения колеса.
Большинство колес (рисунок 1) состоит из основного 3 и покрывного диска 1, а также лопаток 2. Лопатки могут выполняться загнутыми назад по направлению вращения колеса или радиальными.
Колеса выполняют цельноковаными при окружных скоростях 200…300 м/с. При меньших скоростях применяют комбинированные колеса, у которых основной диск – цельнокованый, а покрывающий – штампованный с усиленной ступицей. В некоторых случаях колеса имеют два составных диска. Такие колеса используются при скоростях менее 150 м/с.
Рисунок 1 — Рабочие колеса центробежных насосов а – закрытого типа; б – полуоткрытого типа; и – способы клепки лопастей; г – общий вид закрытого колеса с пространственными лопастями
На рисунке 2 приведены различные типы конструкций лопаток. Для колес со значительной шириной применяют U-образные заклепки, а для колес с малой шириной — Z-образные. Выбор того или другого типа заклепок обусловлен технологичностью изготовления.
Рисунок 2 — Конструкции лопаток и способы их крепления:
а и б — соединения штампованных лопаток с дисками; в — рабочая лопатка с фрезерованными заклепками; г — соединение дисков заклепками, проходящими через отверстия в лопатке; д — сварное рабочее колесо; 1 — диск рабочего колеса; 2 — заклепка; 3 — втулка
Для высокооборотных колес в целях снижения гидравлического сопротивления применяют лопатки с заклепками, выфрезерованными на их торцах. При сборке заклепки можно расклепать. Получили распространение также колеса с лопатками, соединенными с дисками сваркой. В этих случаях можно использовать лопатки сложных профилей. Следует отметить, что у сварных колес лопатки занимают большую часть длины канала между дисками, чем у клепаных.
При высоких скоростях (более 300 м/с) применяют колеса без покрывающих дисков.
Посадку рабочих колес на вал производят с натягом. При максимальной частоте вращения в условиях упругих деформаций ступицы основного диска необходимо обеспечивать гарантированный натяг.
От проворачивания колесо фиксируется штифтом или шпонкой Штифт предохраняется от выпадания при вращении пробкой, которая вворачивается в ступицу основного диска. Обычно каждое колесо фиксируют четырьмя штифтами.
Лопатки рабочего колеса имеют сложную форму. Для создания оптимальных условий протекания газа они имеют на входе в колесо каплевидный профиль или закругление, а на выходе — клинообразный. Число лопаток обычно составляет 18—30, они уменьшают проходное сечение рабочего колеса.
Лопатки рабочих колес стационарных нагнетателей и компрессоров имеют угол наклона β2л=35…55 0 . В последнее время для начальных ступеней компрессора применяют также рабочие с β2л=55…90 0 (колеса авиационного типа)
Для изготовления колес используются хромо-никелевые, хромо-никельмолибденовые и другие легированные стали, сплавы титана.
Вал имеет размер, определяемый прочностью и критической частотой вращения Коэффициент запаса прочности материала должен быть не менее двух.
Вал компрессоры выполняют со ступенчатым изменением диаметра. Максимальные значения диаметров вала под рабочими колесами определяются расчетом критической частоты вращения. Рабочие частоты вращения должны отличаться от критических не менее чем на 20%. Если рабочая частота вращения лежит ниже первой критической, вал называется жестким, если пном лежит между первой и второй критической частотой – гибким.
Как правило, вал изготавливают из высококачественных поковок легированной стали.
Разгрузочный поршень (барабан).
При одностороннем расположении линии всасывания из-за разности давлений на рабочее колесо компрессора со стороны всасывания и нагнетания возникает осевое усилие, действующее на ротор в направлении, противоположном движению потока газа при всасывании. Это усилие может вызвать смещение ротора, что приведет к задеванию его торцовых поверхностей о корпус.
Для уменьшения осевого усилия на валу ротора за рабочим колесом 2 с напорной стороны устанавливают разгрузочный поршень (рис. 5). Обозначим давление в колесе со стороны всасывания через р1, а со стороны нагнетания — через р2. Осевое усилие, действующее на колесо, обозначим через Ri Считаем, что p1 < p2, а также, что рн<р2 (рн — наружное давление).
действовать результирующая сила, равная Ri — Rn.
Разгрузочный поршень уравновешивает около 75% осевого усилия. Для уравновешивания остаточного усилия вал компрессора устанавливают в радиально-упорных подшипниках.
Разгрузочный поршень для снижения утечек снабжен лабиринтным уплотнением с большим числом гребней (до 40). Уравновешивание осевой силы осуществляют также за счет конструкции компрессора (часть колес имеет всасывание с одной стороны, а часть колес — с другой).
Уменьшение осевой силы можно осуществить конструктивным исполнением рабочего колеса. В частности, выполнить со стороны заднего диска щелевое уплотнение, уменьшающее суммарное давление на задний диск.
Рисунок 3- Разгрузочный поршень (думмис)
Уплотнения.
Уплотнения в центробежном компрессоры используют для изоляции внутреннего пространства от атмосферы (внешние уплотнения) и разделения отдельных участков с различным давлением внутри компрессора (внутренние уплотнения).
Внутренние уплотнения обычно выполняют лабиринтными. Они состоят из гребней, которые разделяют зазор между вращающейся и неподвижной деталями, на ряд последовательно расположенных камер. Из области более высокого давления через зазор над гребнем протекает газ. При этом происходит его расширение с падением давления и температуры (адиабатное расширение). В пространстве между гребнями скорость газа практически полностью гасится, а температура повышается до первоначальной. Такой процесс повторяется в каждой последующей камере, поэтому давление газа становится все меньше и меньше. Чем меньше зазор между гребнем уплотнения и чем меньше угол кромки гребня, тем незначительнее утечки через лабиринтное уплотнение (рисунок 4). Общие потери газа через лабиринтные уплотнения составляют 2—6% массы всасываемого газа и зависят от конструкции и размеров машины.
В зависимости от формы уплотнения подразделяют на гладкие (рисунок 4, г) и ступенчатые (рисунок 4, а—в). Гладкие уплотнения просты в изготовлении и эксплуатации, но утечки через них в 1,5—1,8 раза выше, чем через ступенчатые.
Рисунок 4 – Лабиринтные уплотнения
Лабиринтные уплотнения устанавливают также в местах выхода вала из корпуса компрессора.
Если утечка сжимаемого газа недопустима, применяют следующие средства герметизации:
1) В месте выхода вала постоянно поддерживают давление ниже атмосферного, поэтому через лабиринтное уплотнение в машину извне проникает небольшое количество воздуха;
2) В месте выхода вала давление поддерживают немного выше атмосферного, но ниже чем в машине, для чего на валу устанавливают простейший вентилятор1 (рисунок 5 а). В пространстве а воздух из окружающей среды смешивается с газом, и образующаяся смесь удаляется через отверстие б
3) Для уплотнения вала нагнетателя природного газа обеспечивают подачу масла в опорный подшипник. При этом давление масла поддерживается с помощью регулятора несколько большим, чем давление газа в нагнетателе.
4) Применяют торцовые уплотнения, при необходимости герметизируемые циркулирующим маслом (рисунок 5 б)
Рисунок 5 – Уплотнения вала в компрессорах
Основные к требования внешним уплотнениям:
— не допускать выхода сжимаемой среды наружу
— обусловливать минимальные утечки сжимаемого и запирающего газа (жидкости);
— обеспечивать долговечность работы не ниже долговечности основных деталей машины;
— быть удобными в изготовлении, сборке и эксплуатации.
Корпус.
Конструктивное исполнение корпуса определяется числом ступеней, внутренним давлением, массой внутренних частей и др.
Элементы корпуса – подводы газа, направляющие аппараты и отводы – могут иметь различные пространственные формы. Подвод газа может быть осевым, боковым и двухсторонним, без и с направляющим лопаточным аппаратом. Отвод спиральным, лопаточным, составным.
По разъему корпус может выполняться с осевым, торцевым разъемом, а также с двойным корпусом.
Подводящее устройство
Основное назначение подводящих устройств к первой ступени компрессора — организация подвода газа к рабочему колесу с минимальными потерями, определенным направлением потока с равномерным распределением скоростей на входе в рабочее колесо. Для этого применяют специальную форму подвода; иногда перед рабочим колесом устанавливают поворотные статорные лопатки. Скорость в подводе не должна превышать 30— 35 м/с.
Наиболее простым подводящим устройством, широко используемым в одноступенчатых центробежных и многоступенчатых осевых компрессорах является подвод в виде патрубка, направленного по оси ротора (осевой подвод — рисунок 1 позиции 1 и 7). Для уменьшения потерь входная часть патрубка может быть закруглена; для обеспечения равномерности распределения скоростей патрубки иногда выполняются конфузорными с углом 10 — 15°.
Наряду с осевыми подводами применяются разные типы боковых подводов (рисунок 6).
Простейшими разновидностями боковых подводов являются угловое (0< δ ≤90°) колено (рис.6, а) и колено с направляющими лопатками (рис.6, б). Коэффициент потерь первого типу подвода в общем виде является функцией ξпод = ƒ(d/R, δ), второго — функцией ξп = ƒ(t/l).
Рисунок 6. — Боковые подводы компрессоров:
а – угловое колено; б – колено с направляющими лопатками; в – кольцевой подвод; г – двухзаходный полуспиральный подвод
Кольцевой подвод (рис. 6, в) представляет собой кольцевую камеру, сопрягающуюся с входным патрубком. Кольцевой подвод не обеспечивает хорошей равномерности распределения скоростей на входе в рабочее колесо. Газ поступает в рабочее колесо в радиальном направлении (с1u ≈ 0). Для уменьшения неравномерности распределения скоростей в подводящей камере может быть выполнено разделяющее ребро.
Рисунок 7 – Входной направляющий аппарат
Полуспиральный подвод (рис. 6, г) обеспечивает более равномерное распределение скоростей. Часть газа из входного патрубка подводится непосредственно к рабочему колесу. Другая часть движется по камере, стенка которой Оа очерчена по спирали. В двухзаходном полуспиральном подводе угол охвата спирали составляет 90°. Применяются и однозаходные полуспиральные подводы с углом охвата 180°.
Полуспиральные подводы создают закрутку газа перед входом в рабочее колесо (c1u ≠0) по направлению вращения ротора. Для обеспечения более равномерного распределения скоростей площадь живого сечения а-а подвода выполняется примерно на 50 % больше площади проходного сечения патрубка. Для обеспечения требуемого направления потока в проточной полости кольцевого и полуспирального подводов также могут выполняться неподвижные направляющие лопатки.
Потери в подводах можно оценить выражением
Приближенно значение коэффициентов потерь можно принять равными
В некоторых конструкциях лопастных компрессоров за подводящим устройством для обеспечения требуемой закрутки потока на входе в рабочее колесо устанавливается входной направляющий аппарат. Одна из конструкций такого аппарата показана на рис. 7. Конструктивно входной направляющий аппарат представляет собой обойму 1, в которой установлены поворотные лопатки 4. Поворот лопаток осуществляется через шестерни 2 от зубчатого венца 3.
Рисунок 8 – Типы отводов центробежных компрессоров: а – спиральный отвод; б – многоканальный спиральный отвод; в – безлопаточный кольцевой диффузор; г – лопаточный диффузор
Отводящие устройства
Отводящее устройство лопастного компрессора предназначено для:
1) обеспечения осесимметричного потока за рабочим колесом и отвода газа от него;
2) гашения момента скорости сиг за колесом;
3) преобразования кинетической энергии потока газа в энергию давления.
В одноступенчатых компрессорах наибольшее распространение получили спиральные отводы (СО), в многоступенчатых — лопаточные отводы (ЛО) и составные отводы (ЛО + КД или ЛО + СО). В зависимости от аэродинамических качеств и конструктивного исполнения ступени тот или иной тип отвода имеет свои преимущества и недостатки.
Схемы наиболее распространенных типов отводящих устройств центробежных компрессоров приведены на рис. 8.
Спиральный отвод (рис. 8, а) представляет собой канал с возрастающей площадью живого сечения в направлении вращения рабочего колеса.
На участке спирали а-б происходит отвод потока от рабочего колеса, на участке б-в – преобразование кинетической энергии потока в энергию давления. Форма радиальных сечений спирали в плоскости, содержащей ось машины, чаще всего выполняется в виде круга; встречаются также трапециевидные и прямоугольные формы. Для уменьшения влияния радиальных сил на подшипники компрессора применяют многоканальные спиральные отводы (рис. 8,б). Такие отводы применяются обычно для концевых ступеней компрессоров.
Другим типом отвода служит безлопаточный кольцевой диффузор. На рис. 8, в показан отвод, состоящий из двух элементов: кольцевого диффузора с плоскими стенками (a-б’) и кольцевой камеры круглого сечения, сопрягающейся с нагнетательным патрубком.
Площадь цилиндрических сечений диффузора увеличивается по радиусу, вызывая тем самым замедление потока и преобразование кинетической энергии в энергию давления. Кольцевая камера служит для отвода потока от диффузора. Дополнительное преобразование кинетической энергии в энергию давления может осуществляться также в диффузорном нагнетательном патрубке (участок б-в), который обычно в таких отводах выполняется коротким с малым углом раскрытия.
Распространенным, особенно в многоступенчатых компрессорах, типом отвода является лопаточный диффузор (рис. 8, г), который представляет собой круговую решетку профилированных лопаток, расположенную за рабочим колесом. Две соседние лопатки образуют межлопаточный канал отвода, состоящий из спирального участка (а-б) и диффузора (б-в). Таким образом, лопаточный диффузор можно рассматривать как многоканальный спиральный отвод. Лопаточный отвод обеспечивает уравновешивание радиальных газодинамических сил, действующих на ротор компрессора. Лопатки диффузора могут быть неподвижными и поворотными. Неподвижные лопатки либо привариваются к диску, либо выфрезеровываются из поковки.
Обратные направляющие аппараты и переводные каналы
В многоступенчатых центробежных компрессорах газ необходимо подвести к следующей ступени, обеспечив определенные энергетические и кинематические условия на входе в рабочее колесо. Эти функции выполняет обратный направляющий аппарат, который по назначению представляет собой подводящее устройство для промежуточных ступеней многоступенчатого компрессора.
Обратный направляющий аппарат (рис. 11) в общем виде представляет круговую решетку неподвижных профилированных лопаток. Поток газа из безлопаточного переводного канала 1 под углом α5 поступает в межлопаточные каналы 2 и подводится к рабочему колесу следующей ступени с определенной закруткой. Из-за влияния криволинейной круговой решетки угол выхода потока αп6 не равен углу установки лопаток на выходе (αп6 ≈ α1 ≠ α6). Сечение межлопаточных каналов выбирается таким образом, чтобы обеспечить плавное изменение скорости с некоторым увеличением ее до значения с0 на входе в рабочее колесо.
Лопатки обратного направляющего аппарата обычно отливаются или фрезеруются совместно со статорной деталью корпуса (диафрагмой). Для уменьшения потерь в межлопаточных каналах из-за высоких скоростей должна быть обеспечена хорошая чистота поверхностей проточной части.
Рисунок 9. — Схема обратного направляющего аппарата
Для перевода газа от лопаточного диффузора к обратному направляющему аппарату используется безлопаточный переводной канал 1 с постоянным проходным сечением. Конфигурация переводного канала определяется требованиями обеспечения минимума потерь и минимального осевого размера ступени.
Отдельные группы ступеней или отдельные ступени могут соединяться между собой переводными трубами, расположенными вне корпуса компрессора. Конфигурация переводной трубы должна обеспечивать минимальные потери энергии. С этой целью предпочтение отдается трубам круглого сечения. Переводные трубы подсоединяются к корпусу компрессора на фланцах или привариваются.
Опоры
Опорная система в компрессорах выполняется в виде подшипниковых узлов, которые располагаются либо по обеим сторонам относительно рабочих колес, либо с одной стороны (консольные компрессорные машины)
По воспринимаемому усилию могут быть опорными или опорно-упорными.
По конструктивному исполнению – подшипники скольжения и качения.
Опоры (подшипники)
В компрессорах преобладающее распространение получили подшипники скольжения, которые надежно воспринимают радиальные и отчасти осевые нагрузки, действующие на ротор при различных режимах работы машины. Обычно применяются подшипники с принудительной смазкой. Масло от постороннего источника (маслонасоса) подается к подшипнику с избыточным давлением от 0,08—0,12 МПа. Возникающая при работе подшипника теплота трения отводится маслом, охлаждающимся в маслоохладителе.
Кольцевая смазка из-за плохого отвода теплоты применяется редкой лишь при низкой частоте вращения вала (менее 3000 об/мин).
Наиболее распространены выносные подшипники, корпуса которых крепятся снаружи к торцам корпуса компрессора. Для удобства разборки и сборки корпуса подшипников имеют горизонтальный разъем.
Радиальные подшипники центробежных компрессоров могут иметь многоповерхностные сегментные вкладыши (рис. 7.27). Сегментные вкладыши применяются для компрессоров с переменной частотой вращения. Применение пяти сегментов допускает работу вала при любом направлении вращения.
Упорные подшипники воспринимают остаточные неуравновешенные осевые усилия, а также усилия, возникающие при особых условиях работы компрессора (пуск, работа в условиях помпажа, при изменяющихся параметрах газа).
В корпусах ‘упорных подшипников устанавливаются датчики для измерения осевой силы и термопары для измерения температуры вкладышей, которая также может служить мерой усилия, воспринимаемого подшипником.
Часто упорный подшипник располагается в одном корпусе с опорным, образуя узел опорно-упорного подшипника (рис. 7.28).
Расход масла через подшипники определяется величиной повышения его температуры (не более 20°С). Скорость движения масла в подводящих трубах не должна превышать 1 м/с. Диаметр отводящих труб принимают в два раза больше, чем подводящих. На выходе масла из подшипника предусмотрено смотровое окно и термометр. Контроль температуры вкладышей подшипников осуществляется термодатчиками. Максимально допускаемая температура вкладыша 60 °С.
ВНИМАНИЕ: Данная информация получена путем сканирования, цифровой обработки физических носителей или обмена с неравнодушными пользователями. Она не имеет отметок грифа секретности и тайны, если вы считаете, что эта информация нарушает Ваши авторские или другие права. Незамедлительно сообщите администратору для удаления ее из портала.
Принцип действия думмиса и определение диаметра разгрузочного поршня
Выше было установлена, что суммарная осевая сила, действующая на ротор, турбины, складывается из силы , действующей на рабочие лопатки, и силы , определяемой давлением пара на торцевые поверхности ротора. Принцип действия разгрузочного поршня (думмиса) заключается в следующем. Необходимо так сконструировать ротор турбины, чтобы сила была направлена в противоположную сторону силе и полностью или частично уравновешивала ее. С принципом действия думмиса познакомимся на конкретном примере. На рис.103 показана принципиальная схема активно-реактивной турбины с думмисом. Думмис представляет собой участок барабана ротора 1 (диаметр думмиса Dп может быть больше, как на схеме рис.103, меньше или равен диаметру барабана Dб), на котором размещены лабиринтовые 2 уплотнения. Полость за думмисом специальными трубами 3 соединена с полостью за последней ступенью турбины и потому в ней поддерживается давление Рz.
Сила , рассчитываемая обычным образом, направлена слева направо. Теперь подсчитаем силу . Заметим, что первая ступень турбины активная, поэтому давление по обе стороны диска равна Р1 и силы давлений на кольцевую поверхность площадью уравновешивают друг друга. Наличие уплотнений думмиса обеспечивает равенство давлений по обеим сторонам ротора, поэтому силы давлений на кольцевую поверхность площадью также уравновешивают друг друга.
Остается кольцевая поверхность, площадью ; слева на эту поверхность действует давление Рz, а справа – Р1. Таким образом, сила направлена справа налево, а величина этой силы составляет:
Степень разгрузки осевой силы зависит от диаметра думмиса. Для полной разгрузки необходимо условие:
Подставляя значение в (4.6.9), получим:
Откуда найдем диаметр думмиса Dп, необходимый для полной разгрузки осевой силы: (4.6.11)
В практике не всегда стремятся полностью разгрузить осевую силу и потому диаметр разгрузочного поршня может быть меньше, чем величина Dп, определяемая формулой (4.6.11). Полная разгрузка осевой силы не всегда выгодна по следующим причинам. Во-первых, при этом растет диаметр поршня Dп, а, следовательно, и габариты всей турбины. Во-вторых, при увеличении диаметра поршня Dп растут протечки пара через уплотнения думмиса и уменьшается количество пара, совершающего полезную работу.
С целью частично использовать энергию пара, просочившегося через уплотнения думмиса, иногда этот пар направляют не за последнюю ступень, а в несколько последних ступеней. При этом, естественно, эффективность разгрузки осевой силы снижается, т.к. возрастает давление за думмисом.
Таким образом, имея схему проточной части турбины и распределение давлений по ступеням, можно решить две задачи:
— по заданному диаметру поршня Dп определить суммарную осевую силу, действующую на ротор турбины;
— задавшись допустимым значением осевой силы Ра, определить необходимый диаметр разгрузочного поршня.