Как понять, что тормозную жидкость пора менять?
Гигроскопичность – основное слабое место тормозной жидкости
От правильного подбора технических жидкостей для автомобиля зависит не только срок службы отдельных его узлов, но и безопасность тех, кто находится в транспортном средстве. Взять, к примеру, тормозную жидкость, от которой напрямую зависит жизнь и здоровье присутствующих в авто.
Ахиллесова пята почти любой тормозухи — ее гигроскопичность, то есть способность поглощать водяные пары из воздуха. Иными словами, через некоторое время DOT накапливает в себе воду, от чего снижается эффективность тормозной системы. Особенно отчетливо это проявляется при отрицательных температурах, когда H2O кристаллизуется и коренным образом изменяет свойства жидкости для суппортов. Бывалые водители не понаслышке знают, каким «дубовыми» становятся по зиме тормоза. Кстати говоря, если вы заметили, что с наступлением холодов жать на «стоп-кран» приходится сильнее, это признак того, что в любую секунду вы можете остаться без тормозов вовсе, и нужно срочно промывать всю систему и заполнять ее новой, качественной жидкостью.
В теплое же время года наличие водицы в тормозной жидкости понижает температуру ее кипения. Если новая тормозушка класса DOT 4 начинает бурлить по достижении температуры в 230 по Цельсию, то жидкость, принявшая в свой состав воду, в зависимости от ее концентрации, может вскипеть при температуре от 145 градусов. Это значит, что при затяжном спуске с горы на тормозах или в условиях городской езды, где часто приходится оттормаживаться, с остановкой машины могут возникнуть проблемы. Резонный вопрос: как на глазок определить, качественная ли тормозуха и подходит ли она для вашего авто?
Во-первых, следует выбирать проверенную марку, поскольку в последнее время на рынке стало много откровенной кустарщины. С помощью дешевых химических реагентов, закупаемых в Китае, подпольщики на глазок бадяжат жидкость, по цвету и запаху, смахивающую на тормозную.
Во-вторых, нужно изучить состав на этикетке и сопоставить полученную информацию с тем, что изложено в инструкции по эксплуатации автомобиля. Дело в том, что даже при схожей основе, составы могут по-разному взаимодействовать со шлангами и манжетами вашего автомобиля. Если вы зальете в систему более агрессивную тормозуху, не рекомендованную автопроизводетелем, то будьте готовы, что через несколько месяцев у вас «засопливятся» сальники и манжеты. Стоит ли говорить, что в самый неподходящий момент вы попросту останетесь без тормозов?!
А чтобы понять, прижилась ли тормозная жидкость в вашей системе или нет, достаточно время от времени контролировать цвет залитого продукта.
Если вы заметили, открыв крышку бачка, что жидкость изменила золотисто-прозрачный цвет на черный, или в ней появились черные разводы, значит дела плохи: залитая тормозуха вступила в реакцию с резинотехническими изделиями системы, и, увы, в этом случае придется менять не только гидравлику, но и все шланги с манжетами.
Кроме того, важный показатель для жидкости, повторимся, это температура ее кипения. Когда водитель нажимает на педаль, тормозушка, находясь в системе под давлением, передает усилие на поршень суппорта и далее на колодки. Тормоза срабатывают, и автомобиль останавливается. Но из-за возникающего при этом трения происходит нагревание жидкости. Если она закипит, то утратит свое важное свойство — несжимаемость. В этом случае система практически перестанет реагировать на нажатия педали и остановиться будет очень-очень сложно, так как усилие тормозным колодкам не передается.
Вскипятить содержимое «системы остановки» можно неумелым спуском с горы, когда долгое время машину сдерживаешь педалью тормоза. Кстати, если вы основательно подогрели тормозуху (а это вы поймете по проваливающейся все глубже и глубже обычного педали тормоза), то при первой же возможности ее следует заменить, поскольку она безвозвратно утратила свои свойства.
Как понять, что тормозную жидкость пора менять?
Водители редко обращают внимание на тормозную жидкость и нередко затягивают с ее заменой. В итоге через 4-5 лет эксплуатации могут начаться неожиданные проблемы и рабочая жидкость вскипает. Почему это происходит и как понять, что жидкость уже непригодна для использования?
Какие тормозные жидкости существуют?
Существует несколько типов тормозных жидкостей, предназначенных для разных машин.
Жидкость стандарта ДОТ-3 производится из полиэфира и полиэтиленгликоля и имеет критическую температуру в 150 градусов. Она предназначена для старых моделей «Жигулей».
Жидкость ДОТ-4 из-за дополнительных химических присадок нормально работает до 200 градусов и подойдет иномаркам.
Для спортивных машин разработана жидкость ДОТ-5, которая имеет в своем составе силикон, и ее рабочая температура доходит до 260 градусов.
Для автомобилей с электронными системами стабилизации и распределения усилий на колодках предназначена жидкость ДОТ 5.1/ABS. Она имеет такую же рабочую температуру, но лучше реагирует на резкие снижения давления в системе.
Столь высокая стабильность обеспечивается чистотой химического состава и стойкостью химических присадок. Однако со временем характеристики рабочей жидкости снижаются.
Зима влияет на тормозную жидкость
Тормозные жидкости хорошо растворяют в себе воду. При частых перепадах температур в расширительном бачке начинает конденсироваться вода, которая стекает со стенок и смешивается с рабочей жидкостью. Наиболее сильно это происходит зимой при остывании моторного отсека. Тормозная жидкость впитывает воду и постепенно теряет былые эксплуатационные свойства.
Критическим значением становится содержание воды в тормозной жидкости на уровне 2-3%, из-за чего температура кипения снижается на 30-55 градусов. Такое количество воды обычно растворяется через три зимы. Современные жидкости ДОТ-5 служат подольше и могут накапливать воду в течение 5 лет. Но затем начинаются неожиданные сюрпризы.
Вскипание тормозов
При резких торможениях, когда диски перегреваются, может наблюдаться локальное вскипание жидкости. Внутри цилиндров и в магистралях при снижении давления образуются пузырьки газа, которые резко снижают сжимаемость жидкости. После нескольких активных оттормаживаний в пол, водитель отпускает педаль, и при последующем надавливании ощущает, как она становится мягкой и податливой, а интенсивность торможения резко снижается. В эти секунды любой человек переживает шок. Если столкновения удается избежать, то потребуется охладить систему движением накатом и замедлением с помощью двигателя.
При прокачивании жидкости пузырьки уходят в расширительный бачок, но при последующем перегревании эффект может проявляться сильнее и сильнее, что чревато возникновением новых аварийных ситуаций.
Поэтому производители рекомендуют не ждать, когда тормозная жидкость накопит воду. Ее требуется менять планово через каждые два года или через 40-50 тысяч километров пробега.
Может ли «протухнуть» тормозная жидкость и как понять, что её пора менять
Редкий автомобилист огласится с утверждением, что тормоза придумали трусы: мало кто хотел бы остаться в машине без них. За работу тормозной системы легковушек отвечает гидравлика, а она может дать сбой. Не в последнюю очередь – из-за «протухшей» тормозной жидкости. В кавычках, потому что запах жидкости не изменится, а вот рабочие свойства – ещё как!
Зачем нужна специальная жидкость
В гидравлической тормозной системе автомобилей применяется специальная жидкость. Помимо основного свойства всех жидкостей – несжимаемости – она обладает рядом других важнейших свойств, без которых обойтись будет очень непросто.
Теоретически, в гидравлической тормозной системе можно использовать абсолютно любую жидкость, даже обычную воду. Это позволит передавать усилие дистанционно. Работает система просто: нажимая на педаль тормоза, водитель приводит в движение поршень главного тормозного цилиндра, жидкость движется по трубкам и шлангам и приводит в действие поршни колёсных исполнительных механизмов, те, в свою очередь, надавливают на колодки, прижимая их к дискам или барабанам. Автомобиль замедляется.
В отличие от воды, специальная тормозная жидкость сохраняет свои параметры в очень широком диапазоне температур: она не превращается в лёд зимой и не закипает во время торможений от нагрева. Обладает она и ещё одним важнейшим свойством – не вступает в реакцию с компонентами тормозной системы и смазывает поршни в тормозных цилиндрах. Вроде, та же вода, да не та!
Сколько служит тормозная жидкость
Тормозная жидкость работает и в 40-градусную жару, и в крещенские морозы. При активном торможении температура жидкости в системе доходит до более чем 230 градусов по Цельсию, но она не закипает. Объяснение этому кроется в её составе.
Тормозная жидкость преимущественно состоит из гликоля, который обладает не только положительными, но и отрицательными свойствами – он вбирает в себя влагу из воздуха из-за высокой гигроскопичности. Всего через два–три года эксплуатации воды в тормозной жидкости становится столько, что максимальная рабочая температура существенно снижается. Изменяется и точка кристаллизации тормозухи при холодах. На торможениях водителю всё сильнее приходится давить на педаль, но она становится «ватной», эффективность замедления серьёзно ухудшается.
По наблюдениям экспертов, за 2–3 года эксплуатации автомобиля в тормозной системе набирается до 2–5% воды. Температура кипения при этом падает на впечатляющие 30–40 градусов.
Как понять, что тормозную жидкость пора менять
Основным показателем к замене тормозной жидкости является её возраст. Правило работает даже в случае, если ваш железный конь годами просто стоял. Всё это время тормозная жидкость продолжала контактировать с воздухом и впитывать влагу. Тянуть с заменой не стоит: вода в тормозной системе начинает убивать магистрали изнутри. Больше всего страдают от неё главный тормозной цилиндр, рабочие тормозные цилиндры и трубки (они с завода обычно идут стальными).
Показателем к замене жидкости является и внушительный пробег. Специалисты рекомендуют обновлять тормозуху один раз в 40–50 тыс. км (такое расстояние многие проезжают всего за год).
Понять, что ваша тормозная жидкость чувствует себя плохо, можно даже визуально. Достаточно отвернуть пробку с расширительного бачка и заглянуть внутрь. Если жидкость чистая и прозрачная, беспокоиться не о чем. Следы загрязнений и чёрные хлопья – верный повод навестить автосервис или заменить тормозуху самостоятельно. «Живая» тормозная жидкость имеет слегка золотистый цвет и высокую прозрачность.
Проверить свойства тормозной жидкости можно и на практике. Для этого вам придётся выехать на безлюдную дорогу и безопасно выполнить несколько жёстких торможений подряд с большой скорости. Если заметите, что с каждым новым торможением эффективность ухудшается, вердикт однозначен – жидкость к замене.
Специальные тестеры также позволяют проверить свойства тормозной жидкости. Щуп прибора или тест-полоска окунаются в расширительный бачок. Результат вы получите менее чем за одну минуту.
В обязательном порядке заменяется тормозная жидкость и при каждой смене любого компонента тормозной системы, за исключением колодок и прочей «внешки» – то есть замене или снятии трубок, шлангов, главного и рабочих тормозных цилиндров. В этом случае всё равно потребуется доливка и прокачка. Оставлять старую жидкость смысла не имеет. Менять нужно весь объём полностью – без остатка.
Признаки того, что пора менять тормозную жидкость
Тормозная система имеет огромное архиважное значение в обеспечении безопасности управления автомобилем. Тормозная жидкость – ее неотъемлемая часть. Низкий уровень и плохое качество жидкости отразится в «провалах» педали и, как результат, в снижении тормозных свойств.
Кратко о работе тормозной системы
Самая распространенная тормозная система – дисковая. В ней рабочая жидкость воздействует на поршни, расположенные в суппортах. Они, в свою очередь, надавливают на колодки, прижимая их к дискам.
И чем сильнее нажатие на педаль акселератора, тем выше давление, нагнетаемое насосом в системе и, соответственно, тормозное усилие.
Срабатывание этих механизмов замедляет вращение колес и приводит к полной остановке автомобиля. При этом тормозная жидкость в зависимости от модели машины и конструктивных особенностей подвергается нагрузкам от 3,6 до 10 МПа.
Почему нужно следить за тормозной жидкостью?
Утечки и неисправности в тормозной системе приводят к снижению в ней давления, ухудшая ее рабочие характеристики. Необходимо, чтобы уровень жидкости в бачке был выше отметки с минимально допустимым объемом. Иначе это может привести к частичной или полной утрате способности тормозной системы остановить автомобиль.
В процессе эксплуатации тормозная жидкость впитывает влагу и утрачивает свои рабочие характеристики. Особенно это ощутимо после зимы, во время повышенной влажности.
Вода является причиной развития коррозии на поршнях, суппортах и других важных деталях. Она также понижает температуру кипения, что сказывается на эффективности торможения.
При содержании воды свыше 3% требуется незамедлительно заменить всю жидкость. Количество влаги в составе можно определить с помощью специального измерения.
Признаки, сигнализирующие о замене тормозной жидкости
О потере антикоррозионных свойств жидкости свидетельствуют ржавые поршни. Они начинают закисать в суппортах и перестают возвращаться в исходное положение. Это приводит не только к повреждению деталей, но и к ускоренному неравномерному износу колодок и дисков, повышенному расходу топлива.
Еще одним сигналом о необходимости замены тормозной жидкости является наличие отложений или взвеси в бачке. Причиной их возникновения может быть ошибочно залитый раствор или наличие трещин в самой емкости.
Категорически не рекомендуется смешивать тормозные жидкости разных марок и цветов. Лучше всего использовать тот класс, который прописан в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Если тормозная жидкость мутная, имеет неоднородную консистенцию или осадок, это указывает на ее низкое качество. Чтобы исключить все риски, нужно обязательно произвести полную замену, тем более если о ней отсутствует информация, например, после покупки подержанной машины.
Как часто нужно производить замену?
Тормозная жидкость со временем стареет, ее качество ухудшается. Производить ее замену следует с периодичностью 2 года или каждые пройденные 60 тыс. км, а также при приобретении машины с пробегом. Нужно заливать новую тормозную жидкость и при ремонте, связанном с главными цилиндрами, суппортами, трубками, шлангами и другими элементами системы.