Пружинки и их сёдла, тарелки и сухарики клапанов. Теория.
Кто со мной знаком знает, что я уважаю атмо, но всё что строил — это городские повседневные Honda с наддувом либо атмо, но околосток. Я верю в атмо, когда ты ограничен каким-то классом в каких-то соревнованиях. Зачастую в городе сложно удивить кого-то, даже относительно мощным атмо, потому что если на гонках находится кто-то быстрее, то в городе и подавно. Тем не менее мне захотелось самостоятельно разобраться в хондовских клапанных механизмах более детально и глубоко, чем просто "вот пружинка, а вот VTEC". И начать я хочу именно с пружин.
Всё что ниже я буду изрекать прошу воспринимать как теорию и мои личные размышления и догадки, а не инструкцию по использованию, потому что на практике я всё это еще не проверял. Побудил меня к написанию пост Serega54 о сборке ГБЦ. Там он изобразил таблицу с цветами и артикулами клапанных пружинок красноголовых родственных моторов разных годов — она просто кладезь. К сожалению Серега не стал упоминать сухари и седла пружин, поэтому мне захотелось усовершенствовать его таблицу, кроме этого я нашел очень важные и редкие данные измерений стоковых пружин в состояниях близких или скорее всего даже равных с эксплуатационными — давление в состоянии покоя в седле, давление при открытом клапане, а также высота пружины в максимально сжатом состоянии (Coil bind), но обо всём по порядку.
Уже, наверное, ни для кого не секрет, что для злого атмо нужны злые пружинки, но шире понятия "злого" и "злые" мало кто распространяется хотя вроде ясно, что имеется ввиду жёсткость. Я для себя выделил два аспекта вокруг которых и должна она балансировать. С одной стороны это максимальные обороты (отсечка) до которых будет крутиться мотор (и я сейчас опускаю всякие там шатуны, маслонасосы и другие части тела двигателя, которые на это тоже влияют), а с другой стороны это "агрессивность" профиля кулака распредвала и максимальный подъём. Получается у Вас есть стоковые пружинки N, Вы их меняете на чуть более жесткие X и это дает Вам либо на сток валах сделать выше отсечку, либо остаться на тех же максимальных оборотах, но поставить какие-то валы допустим до Stage 2. В каких пропорциях это работает и где профит будет стоить потраченных средств уже вопрос опыта, ведь с такими размышлениями можно дойти и до валов Stage 18 на сток пружинах и отсечкой 4000 об/мин. А что? Оно ж безопасно работает, кого волнует что это бред, многие ведь тратят бабло на тюн чтоб писать красивый спек, мать его, лист в блоге… В теории всё где-то так, но на деле валы со злыми кулачками любят скоротечные процессы (и я опять молчу о других важных вещах типа Степени Сжатия), а значит высокие обороты, поэтому описанный выше вариант Х не подойдет. Для Stage 18 пружины должны быть как на амортизаторах еще жестче чтоб вывозить и агрессивные кулаки и высокие обороты. Я даже не искал как именно происходит расчет необходимой жесткости, в нем участвуют и вес клапанов и характеристики распредвалов и рокеров, обороты. Благо Вам не нужно прибегать к услугам экспертного бюро, к различным валам производители дают рекомендации по необходимым пружинами и как правило они там же сразу и продаются.
Что конкретно дает жесткость пружин? Есть такое понятие Valve Float, на английском языке оно делится на два типа, но русский язык по-богаче и мы имеем просто два разных состояния — "подвисание клапана" и "отскакикивание клапана". Подвисание клапана происходит из-за недостаточной жесткости пружин в сжатом состоянии и бывает либо на высоких оборотах, либо опять же из-за высокого подъема и "агрессивного" профиля кулачка распредвала. Клапан вдалбливается с такой силой, что по инерции остается приоткрытым даже когда кулачек уже не давит на рокер, мягкая пружина не способна его во время закрыть, но что не успевает пружина успевает поршень — клапан с сухарями вылетает из тарелки и затем при ходе поршня вниз падает в след за ним в цилиндр. Происходит это как правило на высоких оборотах и теперь пусть каждый в меру своей распущенности дофантазирует что будет дальше. Второй момент это "отскакивание клапана" от седла. Его последствия оказывают влияние на производительность, но хотя бы не так плачевны механически. Происходит это когда в установленном положении пружине недостаточно жесткости, чтоб четко держать клапан закрытым. Схлопываясь он по инерции продолжает "подпрыгивать" в своем седле стравливая драгоценную компрессию, особенно на высоких оборотах. Если откинуть большие абзацы и ликбезы, то пружины нужны чтоб траектория клапана совпадала с профилем кулачка распредвала и клапан всегда был в конкретно запланированном месте, а не зависал и не скакал. А жесткость уже диктуется агрессивностью того самого кулачка.
Высота установленной пружины — (Coil bind + 0.05") = физически безопасный предел подъема клапана
0.05" = 1.27мм (или больше) — необходимый запас, чтобы не допустить сжатия пружины до упора при максимально возможном подъеме на установленных валах, ведь если это произойдет в лучшем случае мотор будет шумно работать и вал или рокеры быстро износятся, а в худшем что-то рыгнет при первом же (в нашем случае) включении VTEC.
Давайте для примера проведем простые расчеты максимально допустимого подъема клапана по этой формуле используя данные о пружинах Brian Crower BC0040 и BC0050:
BC0040 — 1.590"-(1.030"+0.05")=0.510" = 12.95мм (на сайте 13.97мм)
BC0050 — 1.567"-(0.972"+0.05")=0.545" = 13.84мм (на сайте 13.2мм)
Как видите я насчитал абсолютно отличные от рекомендаций производителя (Net Cam Lift) допустимые подъёмы кулачков и для более жестких пружин расчет получился сильно заниженным, а для более мягких наоборот завышен. У жестких BC0040 при рекомендованном максимально допустимом подъеме в 13.97 до полного смыкания витков останется всего 0.25мм (четверть милиметра!) и типа ничего, а у BC0050 при подъёме 13.2 до полного смыкания будет аж 1.9мм. Всё потому что я не знаю как учесть жесткость пружин при расчетах, а их производитель знает. Рекомендации рекомендациями, но на практике останется открытым вопрос максимальных оборотов. Как можно быть уверенным читая лишь рекомендации с сайта в том что BC0040 вывезут отсечку 10000об/мин и подъем 13.97мм и в том что BC0050 при подъеме в 13.5 обосрутся на 7000об/мин? На каких оборотах клапана начнут "отскакивать" от седла, а на каких произойдет "подвисание" и рассухаривание с эпичным разрушением мотора? Это уже вопросы к практике и в посте о теории они неуместны. 🙂
Спасибо, что всё это выдержали и прочитали, сейчас принято только фотки с сиськами листать, но самое важное впереди. Я думаю теперь всем ясны параметры описанные выше, которые обычно указаны на сайтах производителей тюнячих пружин, а как быть с деталями OEM Honda ведь стоку тоже есть что предложить. В таблице я использовал дизайн Serega54 , уж очень он удачный, но кое-что добавил.
В самом верху указан артикул сухаря, ниже артикул тарелки, ниже артикул пружин (или пружинок если они двойные) на фоне соответствующем их цвету, ниже артикул седла пружины. Из-за самой обширной истории применения различных деталей у Integra DC5 и чтоб не получилось полной каши я только над её пружинами (ну и у Accord CL9) указал найденные величины их давления в фунтах при 1.625" (41.27мм) и при 1.16" (29.46мм), а под пружинами написана их высота при полном сжатии (Coil Bind). Данные измерены каким-то американцем в 2017 году прибором для проверки давления клапанных пружин и любезно выложены на их местном хонда-форуме. В целом похоже на правду, хотя я до того как нашел эту информацию у желтой пружины намерил высоту в тисках 27.4мм, но особо ее не насиловал, может не дожал чутка…
Далее будут только мои размышления основанные на данных из каталога EPCData, НЕ РЕКОМЕНДУЮ слепо принимать их за правду. Всё перепроверяйте, чтоб не сложить мотор.
Serega54 в своем посте упоминал косячную тарелку, которая лопается пополам, на первых поколениях Honda S2000 с артикулом 14765-PCX-000, она также у меня выделена красным, но вы её скорее всего нигде не найдете. С ними использовались сухари 14781-PR7-A01, в которых косяка нет. Эти сухари совместимы с тарелками для двойных пружин, а также еще много где применялись и даже на наших дорестайловых европейских седьмых аккордах. Сразу обращаю Ваше внимание на то, что связка сухарь-тарелка очень важна и не стоит с ними экспериментировать — дорого поплатитесь.
Бюллетень Acura о смене типа сухарей и тарелок
Всегда следите какая тарелка с какими сухарями применялась изначально заводом Honda. Ниже на фото изображен набор для установки двойных пружинок — тарелка 14765-PRB-A00, сухари 14781-PR7-A01, сёдла 14775-PRB-A00. Судя по каталогу, они совместимы с любыми другими одинарными пружинками потому что верхние тарелки ставились на все 16 клапанов интегры, где на впуске применялась уже одна желтая пружина, а сёдла пружин ставились даже на первые Accord Euro-R CL7 где вообще никогда не было двойных пружин, но потом всё же с приходом новых цветов пружинок были окончательно заменены на седла S2000 14775-PCX-000.
набор тарелка-сухари-седло для установки двойных пружинок
Надежные тарелки 14765-PRB-A01 для одинарных пружин отличаются от тарелок для двойных пружин, как вы видите, одной последней цифрой в артикуле, но они устанавливались уже с абсолютно другими сухарями нового образца и не совместимы с двойными пружинами. Причем номера этих сухарей на разных автомобилях в разное время отличались что наводит на мысль о их взаимозаменяемости 14781-PCX-004, 14781-PRB-A01, 14781-RGM-A01… Зачем они менялись — не понятно, может просто обновлялся материал, может даже они зависят от клапаов, не проверял.
тарелки и сёдла совместимые только с одинарными пружинами (нет ступенек для внутренних пружинок)
Сухари 14781-RGM-A01 установлены на Civic Type-R FD2 и FN2, а также, внезапно, на рестайловом аккорде седьмого поколения после 2007 года выпуска. Причем с такой же тарелкой, как у рестайла 2007го 14765-RAA-A00 на рестайле в 2006 году по каталогу ставятся сухари 14781-PRB-A02. Запутались? Ничего ничего… Кстати, наш овощной аккорд CL9 я приплел в таблицу для наглядности и сравнения жесткости пружин, ну и как раз из-за номеров сухарей. Тарелки, пружинки и сёдла имеют другие размеры и не совместимы ни с чем красноголовым.
Вы должны были заметить, что пружины на выпуске имеют выше жесткость, чем пружины на впуске? Я с этим сталкивался на практике даже на других овощных двигателях и это логично. Даже Honda сначала отказалась от двойных пружин именно на впуске, а затем уже и на выпуске. Почему именно желтые впускные пружины удостоились чести устанавливаться в круг везде и вся нашими тюнерами — не ясно. Ведь светло-голубые выпускные при тех же габаритах имеют чуть-чуть бОльшую жесткость. А уж за последние коричневые вообще молчу, хотя Coil Bind у них больше, что делает их менее подходящими к бОльшим подъемам, но все же.
Вот такой получился, надеюсь полезный, длиннопост. Ты крут, если дочитал до конца, переходи к реальным измерениям и пиши свои мысли ниже. 😉
Рассухариватель: снять и установить сухари без потерь времени и сил
Замена клапанов или другие операции, связанные с извлечением клапанов из головки блока цилиндров — дело в теории несложное и понятное, однако на практике оно доставляет массу проблем. Решить эти проблемы помогает простой инструмент — приспособление для снятия и установки сухарей клапанов. Об этом инструменте пойдет речь в представленной статье.
Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.
Зачем в двигателе сухари
Простой вопрос: как зафиксировать клапан в двигателе внутреннего сгорания? Вопрос перестает быть таким простым, если вспомнить, что каждый клапан — и впускной, и выпускной — открывается и закрывается с частотой 20-25, а то и 40 раз в секунду. При таких нагрузках простая задача о креплении клапана становится очень сложной.
Нельзя ли клапан прикрутить к пружине гайками? Можно, но гайки при постоянных ударах и вибрации будут стремиться к раскручиванию, и даже шплинтовка не даст надежного результата. Кроме того, резьбовое соединение будет довольно сложным. Приварить клапаны «намертво» тоже нельзя — в этом случае будет невозможен ремонт.
Вот поэтому для фиксации клапанов было найдено особое решение — сухарное соединение, которое настолько же простое, насколько и надежное.
Рассухариватель клапанов ВАЗ универсальный АВТОМ
Рассухариватель клапанов универсальный в кейсе JTC
Рассухариватель клапанов универсальный в кейсе JTC
Раcсухариватель клапанов верхнего расположения JTC
Рассухариватель универсальный для двигателей (OHV,OHC,CHV) в блистере ROCKFORCE
Рассухариватель универсальный 7 предметов АВТОДЕЛО
Рассухариватель клапанов ГАЗ дв.ЗМЗ-402 АВТОМ
Рассухариватель клапанов ВАЗ-2108-21099 рейка АВТОМ
Рассухариватель клапанов ВАЗ-2112 АВТОМ
Рассухариватель клапанов ГАЗ дв.ЗМЗ-406 АВТОМ
Устройство сухарного соединения в общем случае сводится к следующему. В верхней части стержня (штока) клапана имеется кольцевая канавка, в которую вставляются направленные внутрь кольцевые выступы двух сухарей, имеющих форму разрезанного вдоль цилиндра. Когда сухари встают в канавку, в верхней части клапана получается цилиндрическое утолщение, которое не может двигаться вдоль штока. Сухари упираются в тарелку, которая удерживает пружины, и фиксируют клапан в закрытом положении.
Однако сухари необходимо зафиксировать так, чтобы они не выпали от постоянной вибрации, но при этом могли свободно вращаться в канавке. Это достигается очень просто: в верхней тарелке выполнено углубление, в котором сухари располагаются, как в колодце, и не могут выпасть при условии, что клапанные пружины не ослабевают.
Приспособление для снятия и установки сухарей клапанов
Сухарное соединение обладает массой достоинств, но в его простоте заключается главная сложность: разобрать такое соединение (или, как говорят — «рассухарить») — задача непростая, и справиться с нею без специального инструмента крайне сложно. Для снятия сухарей нужно выполнить простую вещь — сжать пружины так, чтобы сухари вышли из углубления в тарелке, и тогда их можно снять буквально голыми руками. Но вот загвоздка: сжать клапанные пружины сложно, и если делать это, например, с помощью двух отверток, то можно провозиться несколько десятков минут, поранить пальцы, повредить шток клапана и в итоге с трудом добиться сомнительного успеха.
Для рассухаривания (а равно, и для установки сухарей, которая производится в обратном порядке, поэтому не менее проста) лучше использовать специальное приспособление, которое помогает легко сжать пружины и, удерживая их в таком положении, снять или установить сухари.
Рабочий орган приспособления — кольцевой упор, который при нажатии на пружины сжимает их. В ряде конструкций упор состоит из двух полуцилиндрических частей, которые при сжатии образуют цилиндр — так выполнены приспособления в виде щипцов. Компания JTC предлагает целый комплект щипцов с упорами разного диаметра, что позволяет работать с различными двигателями.
В комплект многих приспособлений входит и еще один важный инструмент — магнит, который позволяет легко извлекать выпавшие сухари.
Приемы работы с приспособлением
Работа с рассухаривателем не представляет сложности, однако здесь необходимы некоторая сноровка и навык. Также перед рассухариванием необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:
— В случае если головка блока цилиндров не снимается с блока, внутрь камеры сгорания через свечное отверстие можно ввести канат, затем подвести поршень к ВМТ — так предотвращается отпускание клапана в камеру сгорания при сжатии пружин;
— В случае если головка снята, под клапан необходимо подложить деревянный брусок или просто заполнить пространство под ним ветошью;
— Между пружиной и головкой имеет смысл подложить тонкую прокладку из пластика;
— Если клапаны планируется установить на свои места, при разборке все детали нужно раскладывать так, чтобы при сборке не перепутать.
Сам процесс рассухаривания сводится к следующему:
- Установить приспособление над тарелкой пружин;
- Приложить к приспособлению усилие, в результате которого пружины сожмутся, а сухари откроются. В этом случае сухари из-за наличия масла могут «прилипнуть» к штоку клапана, но очень часто они выпадают, а иногда и отскакивают — в любом случае их нужно убрать;
- Снять усилие с приспособления, разобрать клапан.
При установке сухарей операции проводятся в обратном порядке, однако прежде нужно выполнить несколько простых вещей:
— Обязательно заменить маслосъемные колпачки;
— Смазать шток клапана маслом — это поможет сухарям «прилипнуть», что упростит установку;
— Для защиты штока от повреждения можно надеть на него тонкостенную пластиковую втулку или обмотать клейкой лентой, которая затем удалится.
После установки сухарей необходимо молотком с мягким бойком или другим неметаллическим инструментом сделать несколько легких ударов по верхней части штока клапана — это поможет сухарям встать на свое место.
Специальное приспособление значительно облегчает процесс снятия и установки сухарей, экономит время, силы и, что самое главное — нервы. Те, кто хоть раз менял сухари, поймут.
29 Июня Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины
Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.
22 Июня АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности
Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.
15 Июня АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов
Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.
8 Июня Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности
Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.
30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее
Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.
25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов
Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.
11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой
Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.
Сухари клапанов: описание, конструкция
Сухари клапанов предназначены для соединения тарелки пружины клапана с клапаном таким образом, чтобы пружина клапана постоянно поддерживала его в требуемом положении. Ранее применялись точеные сухари клапанов, сейчас же для диаметра стержня клапана до 12,7mm (1/2 дюйма) самым современным исполнением являются холодно-штампованные сухари. Концерн TRW ввел нормы для сухарей клапанов, чтобы ограничить разнообразие исполнений. Точный метод штамповки гарантирует постоянный уровень качества и взаимозаменяемость сухарей клапанов.
В зависимости от функции сухари подразделяются на две группы:
Клеммное соединение, благодаря которому достигается силовое замыкание между клапаном, сухарем и тарелкой пружины.
Неклеммное соединение, обеспечивающее свободное вращение клапана.
При замене клапанов следует ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать новые сухари клапанов!
Рассухариватель клапанов: простая работа с клапанами
Рассухариватель клапанов: простая работа с клапанами
Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.
Что такое рассухариватель клапанов
Рассухариватель клапанов — специализированное приспособления для демонтажа и установки клапанов механизма газораспределения двигателей внутреннего сгорания.
В современных двигателях внутреннего сгорания клапаны фиксируются в рабочем положении с помощью специальных деталей — сухарей. Данные детали чаще всего выполнены в виде стальных полуколец с буртами, которые за счет особенностей установки заклинивают клапан, а вместе с ним пружину и другие детали клапанного механизма. Сухари своими буртами входят в кольцевую выточку в верхней части стержня клапана и помещаются в центральном углублении тарелки пружины, заклинивание деталей обеспечивается за счет усилия пружины. Такая установка клапанов крайне проста и надежна, однако она затрудняет разборку механизма — для выемки сухарей необходимо сжать пружину, что может потребовать приложения силы величиной 20-30 кг и более. Для выполнения этой работы разработаны специальные приспособления — рассухариватели клапанов.
С помощью рассухаривателя клапанов выполняется две операции:
- Демонтаж клапана путем удаления сухарей;
- Монтаж клапана путем установки сухарей.
Сегодня существует большое разнообразие различных по конструкции и применяемости рассухаривателей — для правильного выбора необходимо разобраться в классификации и конструктивных особенностях этого инструмента.
Типы и конструкция рассухаривателей клапанов
Независимо от конструкции, в основу работы всех рассухаривателей положен один принцип: инструмент тем или иным способом сжимает пружину (пружины) клапана, освобождая сухари, либо открывая доступ к их установке. Инструменты отличаются способом сжатия пружины, а также способом установки на головке и возможности применения на головках с различным расположением клапанов, свечей (в бензиновых двигателях) и распределительных валов.
По способу сжатия пружины рассухариватели делятся на следующие типы:
- Струбцинные;
- Рычажные;
- Винтовые.
Струбцинный рассухариватель — приспособление в виде С-образной струбцины, на одной стороне которого располагается упорный винт под тарелку клапана, а с другой стороны устанавливается упорная втулка под тарелку клапанной пружины. Для удобства установки и съема приспособление с одной или с обеих сторон может иметь рычаг. Рассухариватель этого типа можно применять только на снятой головке блока цилиндров, его упорный винт устанавливается со стороны камеры сгорания, упираясь в тарелку клапана, а втулка упирается в тарелку пружины, при ввертывании винта и/или втулки пружина сжимается, освобождая сухари.
Рычажные рассухариватели имеют более простую конструкцию, они предназначены для выполнения работы без съема ГБЦ. Данный инструмент можно разделить на несколько типов по способу установки и применения:
- Рычажные без шарниров;
- Рычажные с шарнирами;
- Рычажные для верхневальных двигателей с точками опоры у нижних витков пружины;
- Рычажные универсальные.
Наиболее просто устроены рычажные рассухариватели без шарниров: это стержень с рукояткой, на конце которого располагается рабочая часть в виде двухсторонней вилки. Такой инструмент узкой вилкой фиксируется с помощью ввернутого в ГБЦ рядом с клапаном винта, а широкой вилкой упирается в клапанную тарелку — при нажатии на рычаг пружина сжимается, освобождая сухари. Подобного рода инструменты применяются для ремонта двигателей автомобилей «Волга» моделей ГАЗ-24-10 и более поздних.
Рычажные рассухариватели с шарнирами устроены более сложно, но они более универсальны и удобны в работе. Такой инструмент выполнен в виде рычага с рукояткой, на конце которого располагается шарнирная скоба для упора, а ближе к центру — шарнирная втулка для упора в тарелку пружины. Скоба рассухаривателя с помощью болта фиксируется на ГБЦ, а втулка опирается на тарелку пружины — при нажатии на рычаг пружина сжимается, обеспечивая освобождение сухарей. Инструмент этого типа широко применяется для обслуживания автомобилей ВАЗ, «ГАЗель» и многих ТС иностранного производства.
Рычажные рассухариватели для двигателей с верхним расположением распределительного вала имеют иное устройство, которое обеспечивает возможность применения инструмента в ограниченном пространстве. Обычно такое приспособление выполнено в виде захвата с двумя лапками, в центре которого располагается упорная втулка для тарелки пружины со своим рычагом. Инструмент устанавливается таким образом, чтобы лапки уперлись в нижние концы пружины, вследствие чего при нажатии на рычаг пружина сжимается и освобождает сухари. Правда, при работе с этим инструментом на рычаг необходимо прикладывать значительное усилие, в противном случае лапки могут поднять нижние витки пружины и рассухаривание не произойдет.
Универсальные рычажные рассухариватели — большая группа инструментов, предназначенная для работы с различными двигателями:
- С обычными рядными двигателями с нижним расположением распределительного вала;
- С двигателями с верхним расположением вала (валов);
- С V-образными двигателями;
- С двигателями, имеющими 8, 12, 16 и 24 клапана;
- С двигателями с центральным расположением свечи;
- С двигателями с боковым расположением свечи.
Для возможности применения рассухаривателя на различных двигателях предусмотрен целый комплект приспособлений и адаптеров. Например — адаптеры для ввертывания в свечной колодец, ввертывания вместо крышки распредвала, ввертывания в различные боковые отверстия и т.д.
Рассухариватели универсальные и для верхневальных двигателей также выполняются и в винтовом варианте — в таких рассухаривателях рычаг заменен винтом, как в струбцине. Применение винта позволяет прикладывать значительное усилие к пружине, а главное — надолго фиксирует пружину в сжатом состоянии, обеспечивая возможность установки новых сухарей без спешки и без ошибок.
Современные рассухариватели могут иметь различные вспомогательные приспособления. Наиболее часто в комплекте с универсальным инструментом идет комплект нажимных втулок под пружины различных диаметров, а также различные адаптеры для ввертывания в свечной канал и другие резьбовые отверстия. В профессиональных приспособлениях также могут идти адаптеры или шланги с резьбовыми наконечниками для подключения к компрессору или пневмосистеме. Этот адаптер устанавливается в свечной канал и подает в цилиндр сжатый воздух — так создается воздушный подпор, препятствующий падению клапана при сжатии пружины. Подача сжатого воздуха осуществляется только при рассухаривании без демонтажа ГБЦ.
Как выбрать и использовать рассухариватель клапанов
При подборе инструмента следует учитывать марку автомобиля и тип двигателя, с которым приходится работать.
Многие автопроизводители предлагают свои фирменные рассухариватели, предназначенные для двигателей определенных модельных рядов — это отличный вариант для автовладельцев, которые предпочитают сами заниматься ремонтом и обслуживанием. Если же фирменный инструмент кажется неудобным или он недоступен, то имеет смысл приобрести какой-либо универсальный рычажный рассухариватель с минимальной комплектацией. Здесь нужно учитывать тип двигателя, расположение клапанов, свечей и распредвалов, о чем было сказано выше.
Для профессионального ремонта и обслуживания двигателей лучше подходят струбцинные и универсальные рассухариватели с комплектом втулок, резьбовых опор и других приспособлений. Этот инструмент при более высокой стоимости окупается своей универсальностью и возможностями по применению.
Использовать рассухариватель клапанов следует в строгом соответствии с приложенной к нему инструкцией и с соблюдением элементарных норм техники безопасности. Наиболее просты в применении рычажные приспособления: достаточно установить его опору на ГБЦ с помощью винта, подвести втулку к тарелке пружины и нажать на рычаг — пружина сожмется и сухари освободятся, после чего их можно вынуть. Универсальные рассухариватели используются аналогично, однако в зависимости от типа двигателя их необходимо правильно установить. Для удобства извлечения сухарей и безопасности можно использовать магнит на стержне.
Следует помнить, что пружины клапанов сжаты с большим усилием, поэтому рассухариватель следует устанавливать надежно, а при работе с ним не допускать соскальзывания рычага — это может привести к травме. Особую осторожность нужно соблюдать при установке сухарей в случае использования обычного рычажного приспособления — ослабление рычага может привести к травмированию пальцев. Также нужно следить и за надежностью установки струбцинного инструмента, так как он может соскользнуть со всеми негативными последствиями.
Если рассухариватель клапанов подобран правильно и используется с соблюдением техники безопасности, то ремонт двигателя будет выполнен быстро и без травм.