Сухарь в двигателе что это
Перейти к содержимому

Сухарь в двигателе что это

  • автор:

Пружинки и их сёдла, тарелки и сухарики клапанов. Теория.

Кто со мной знаком знает, что я уважаю атмо, но всё что строил — это городские повседневные Honda с наддувом либо атмо, но околосток. Я верю в атмо, когда ты ограничен каким-то классом в каких-то соревнованиях. Зачастую в городе сложно удивить кого-то, даже относительно мощным атмо, потому что если на гонках находится кто-то быстрее, то в городе и подавно. Тем не менее мне захотелось самостоятельно разобраться в хондовских клапанных механизмах более детально и глубоко, чем просто "вот пружинка, а вот VTEC". И начать я хочу именно с пружин.

Фото в бортжурнале Honda Accord (7G)

Всё что ниже я буду изрекать прошу воспринимать как теорию и мои личные размышления и догадки, а не инструкцию по использованию, потому что на практике я всё это еще не проверял. Побудил меня к написанию пост Serega54 о сборке ГБЦ. Там он изобразил таблицу с цветами и артикулами клапанных пружинок красноголовых родственных моторов разных годов — она просто кладезь. К сожалению Серега не стал упоминать сухари и седла пружин, поэтому мне захотелось усовершенствовать его таблицу, кроме этого я нашел очень важные и редкие данные измерений стоковых пружин в состояниях близких или скорее всего даже равных с эксплуатационными — давление в состоянии покоя в седле, давление при открытом клапане, а также высота пружины в максимально сжатом состоянии (Coil bind), но обо всём по порядку.

Уже, наверное, ни для кого не секрет, что для злого атмо нужны злые пружинки, но шире понятия "злого" и "злые" мало кто распространяется хотя вроде ясно, что имеется ввиду жёсткость. Я для себя выделил два аспекта вокруг которых и должна она балансировать. С одной стороны это максимальные обороты (отсечка) до которых будет крутиться мотор (и я сейчас опускаю всякие там шатуны, маслонасосы и другие части тела двигателя, которые на это тоже влияют), а с другой стороны это "агрессивность" профиля кулака распредвала и максимальный подъём. Получается у Вас есть стоковые пружинки N, Вы их меняете на чуть более жесткие X и это дает Вам либо на сток валах сделать выше отсечку, либо остаться на тех же максимальных оборотах, но поставить какие-то валы допустим до Stage 2. В каких пропорциях это работает и где профит будет стоить потраченных средств уже вопрос опыта, ведь с такими размышлениями можно дойти и до валов Stage 18 на сток пружинах и отсечкой 4000 об/мин. А что? Оно ж безопасно работает, кого волнует что это бред, многие ведь тратят бабло на тюн чтоб писать красивый спек, мать его, лист в блоге… В теории всё где-то так, но на деле валы со злыми кулачками любят скоротечные процессы (и я опять молчу о других важных вещах типа Степени Сжатия), а значит высокие обороты, поэтому описанный выше вариант Х не подойдет. Для Stage 18 пружины должны быть как на амортизаторах еще жестче чтоб вывозить и агрессивные кулаки и высокие обороты. Я даже не искал как именно происходит расчет необходимой жесткости, в нем участвуют и вес клапанов и характеристики распредвалов и рокеров, обороты. Благо Вам не нужно прибегать к услугам экспертного бюро, к различным валам производители дают рекомендации по необходимым пружинами и как правило они там же сразу и продаются.

Фото в бортжурнале Honda Accord (7G)

Что конкретно дает жесткость пружин? Есть такое понятие Valve Float, на английском языке оно делится на два типа, но русский язык по-богаче и мы имеем просто два разных состояния — "подвисание клапана" и "отскакикивание клапана". Подвисание клапана происходит из-за недостаточной жесткости пружин в сжатом состоянии и бывает либо на высоких оборотах, либо опять же из-за высокого подъема и "агрессивного" профиля кулачка распредвала. Клапан вдалбливается с такой силой, что по инерции остается приоткрытым даже когда кулачек уже не давит на рокер, мягкая пружина не способна его во время закрыть, но что не успевает пружина успевает поршень — клапан с сухарями вылетает из тарелки и затем при ходе поршня вниз падает в след за ним в цилиндр. Происходит это как правило на высоких оборотах и теперь пусть каждый в меру своей распущенности дофантазирует что будет дальше. Второй момент это "отскакивание клапана" от седла. Его последствия оказывают влияние на производительность, но хотя бы не так плачевны механически. Происходит это когда в установленном положении пружине недостаточно жесткости, чтоб четко держать клапан закрытым. Схлопываясь он по инерции продолжает "подпрыгивать" в своем седле стравливая драгоценную компрессию, особенно на высоких оборотах. Если откинуть большие абзацы и ликбезы, то пружины нужны чтоб траектория клапана совпадала с профилем кулачка распредвала и клапан всегда был в конкретно запланированном месте, а не зависал и не скакал. А жесткость уже диктуется агрессивностью того самого кулачка.

Высота установленной пружины — (Coil bind + 0.05") = физически безопасный предел подъема клапана

0.05" = 1.27мм (или больше) — необходимый запас, чтобы не допустить сжатия пружины до упора при максимально возможном подъеме на установленных валах, ведь если это произойдет в лучшем случае мотор будет шумно работать и вал или рокеры быстро износятся, а в худшем что-то рыгнет при первом же (в нашем случае) включении VTEC.

Фото в бортжурнале Honda Accord (7G)

Давайте для примера проведем простые расчеты максимально допустимого подъема клапана по этой формуле используя данные о пружинах Brian Crower BC0040 и BC0050:
BC0040 — 1.590"-(1.030"+0.05")=0.510" = 12.95мм (на сайте 13.97мм)
BC0050 — 1.567"-(0.972"+0.05")=0.545" = 13.84мм (на сайте 13.2мм)
Как видите я насчитал абсолютно отличные от рекомендаций производителя (Net Cam Lift) допустимые подъёмы кулачков и для более жестких пружин расчет получился сильно заниженным, а для более мягких наоборот завышен. У жестких BC0040 при рекомендованном максимально допустимом подъеме в 13.97 до полного смыкания витков останется всего 0.25мм (четверть милиметра!) и типа ничего, а у BC0050 при подъёме 13.2 до полного смыкания будет аж 1.9мм. Всё потому что я не знаю как учесть жесткость пружин при расчетах, а их производитель знает. Рекомендации рекомендациями, но на практике останется открытым вопрос максимальных оборотов. Как можно быть уверенным читая лишь рекомендации с сайта в том что BC0040 вывезут отсечку 10000об/мин и подъем 13.97мм и в том что BC0050 при подъеме в 13.5 обосрутся на 7000об/мин? На каких оборотах клапана начнут "отскакивать" от седла, а на каких произойдет "подвисание" и рассухаривание с эпичным разрушением мотора? Это уже вопросы к практике и в посте о теории они неуместны. 🙂

Спасибо, что всё это выдержали и прочитали, сейчас принято только фотки с сиськами листать, но самое важное впереди. Я думаю теперь всем ясны параметры описанные выше, которые обычно указаны на сайтах производителей тюнячих пружин, а как быть с деталями OEM Honda ведь стоку тоже есть что предложить. В таблице я использовал дизайн Serega54 , уж очень он удачный, но кое-что добавил.

В самом верху указан артикул сухаря, ниже артикул тарелки, ниже артикул пружин (или пружинок если они двойные) на фоне соответствующем их цвету, ниже артикул седла пружины. Из-за самой обширной истории применения различных деталей у Integra DC5 и чтоб не получилось полной каши я только над её пружинами (ну и у Accord CL9) указал найденные величины их давления в фунтах при 1.625" (41.27мм) и при 1.16" (29.46мм), а под пружинами написана их высота при полном сжатии (Coil Bind). Данные измерены каким-то американцем в 2017 году прибором для проверки давления клапанных пружин и любезно выложены на их местном хонда-форуме. В целом похоже на правду, хотя я до того как нашел эту информацию у желтой пружины намерил высоту в тисках 27.4мм, но особо ее не насиловал, может не дожал чутка…

Запчасти на фото: 14781PR7A01, 14781PCX004, 14765PRBA01, 14761PCX003, 14775PCX000, 14781PRBA02, 14781RGMA01, 14765PNA000, 14775PT0000, 14781PRBA01. Фото в бортжурнале Honda Accord (7G)

Далее будут только мои размышления основанные на данных из каталога EPCData, НЕ РЕКОМЕНДУЮ слепо принимать их за правду. Всё перепроверяйте, чтоб не сложить мотор.

Serega54 в своем посте упоминал косячную тарелку, которая лопается пополам, на первых поколениях Honda S2000 с артикулом 14765-PCX-000, она также у меня выделена красным, но вы её скорее всего нигде не найдете. С ними использовались сухари 14781-PR7-A01, в которых косяка нет. Эти сухари совместимы с тарелками для двойных пружин, а также еще много где применялись и даже на наших дорестайловых европейских седьмых аккордах. Сразу обращаю Ваше внимание на то, что связка сухарь-тарелка очень важна и не стоит с ними экспериментировать — дорого поплатитесь.

Фото в бортжурнале Honda Accord (7G) Бюллетень Acura о смене типа сухарей и тарелок

Всегда следите какая тарелка с какими сухарями применялась изначально заводом Honda. Ниже на фото изображен набор для установки двойных пружинок — тарелка 14765-PRB-A00, сухари 14781-PR7-A01, сёдла 14775-PRB-A00. Судя по каталогу, они совместимы с любыми другими одинарными пружинками потому что верхние тарелки ставились на все 16 клапанов интегры, где на впуске применялась уже одна желтая пружина, а сёдла пружин ставились даже на первые Accord Euro-R CL7 где вообще никогда не было двойных пружин, но потом всё же с приходом новых цветов пружинок были окончательно заменены на седла S2000 14775-PCX-000.

Запчасти на фото: 14781PR7A01. Фото в бортжурнале Honda Accord (7G)набор тарелка-сухари-седло для установки двойных пружинок

Надежные тарелки 14765-PRB-A01 для одинарных пружин отличаются от тарелок для двойных пружин, как вы видите, одной последней цифрой в артикуле, но они устанавливались уже с абсолютно другими сухарями нового образца и не совместимы с двойными пружинами. Причем номера этих сухарей на разных автомобилях в разное время отличались что наводит на мысль о их взаимозаменяемости 14781-PCX-004, 14781-PRB-A01, 14781-RGM-A01… Зачем они менялись — не понятно, может просто обновлялся материал, может даже они зависят от клапаов, не проверял.

Запчасти на фото: 14765PRBA01. Фото в бортжурнале Honda Accord (7G)тарелки и сёдла совместимые только с одинарными пружинами (нет ступенек для внутренних пружинок)

Сухари 14781-RGM-A01 установлены на Civic Type-R FD2 и FN2, а также, внезапно, на рестайловом аккорде седьмого поколения после 2007 года выпуска. Причем с такой же тарелкой, как у рестайла 2007го 14765-RAA-A00 на рестайле в 2006 году по каталогу ставятся сухари 14781-PRB-A02. Запутались? Ничего ничего… Кстати, наш овощной аккорд CL9 я приплел в таблицу для наглядности и сравнения жесткости пружин, ну и как раз из-за номеров сухарей. Тарелки, пружинки и сёдла имеют другие размеры и не совместимы ни с чем красноголовым.

Вы должны были заметить, что пружины на выпуске имеют выше жесткость, чем пружины на впуске? Я с этим сталкивался на практике даже на других овощных двигателях и это логично. Даже Honda сначала отказалась от двойных пружин именно на впуске, а затем уже и на выпуске. Почему именно желтые впускные пружины удостоились чести устанавливаться в круг везде и вся нашими тюнерами — не ясно. Ведь светло-голубые выпускные при тех же габаритах имеют чуть-чуть бОльшую жесткость. А уж за последние коричневые вообще молчу, хотя Coil Bind у них больше, что делает их менее подходящими к бОльшим подъемам, но все же.

Вот такой получился, надеюсь полезный, длиннопост. Ты крут, если дочитал до конца, переходи к реальным измерениям и пиши свои мысли ниже. 😉

Рассухариватель: снять и установить сухари без потерь времени и сил

Замена клапанов или другие операции, связанные с извлечением клапанов из головки блока цилиндров — дело в теории несложное и понятное, однако на практике оно доставляет массу проблем. Решить эти проблемы помогает простой инструмент — приспособление для снятия и установки сухарей клапанов. Об этом инструменте пойдет речь в представленной статье.

Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.

Зачем в двигателе сухари

Простой вопрос: как зафиксировать клапан в двигателе внутреннего сгорания? Вопрос перестает быть таким простым, если вспомнить, что каждый клапан — и впускной, и выпускной — открывается и закрывается с частотой 20-25, а то и 40 раз в секунду. При таких нагрузках простая задача о креплении клапана становится очень сложной.

Нельзя ли клапан прикрутить к пружине гайками? Можно, но гайки при постоянных ударах и вибрации будут стремиться к раскручиванию, и даже шплинтовка не даст надежного результата. Кроме того, резьбовое соединение будет довольно сложным. Приварить клапаны «намертво» тоже нельзя — в этом случае будет невозможен ремонт.

Вот поэтому для фиксации клапанов было найдено особое решение — сухарное соединение, которое настолько же простое, насколько и надежное.

Рассухариватель клапанов ВАЗ универсальный АВТОМ

Рассухариватель клапанов универсальный в кейсе JTC

Рассухариватель клапанов универсальный в кейсе JTC

Раcсухариватель клапанов верхнего расположения JTC

Рассухариватель универсальный для двигателей (OHV,OHC,CHV) в блистере ROCKFORCE

Рассухариватель универсальный 7 предметов АВТОДЕЛО

Рассухариватель клапанов ГАЗ дв.ЗМЗ-402 АВТОМ

Рассухариватель клапанов ВАЗ-2108-21099 рейка АВТОМ

Рассухариватель клапанов ВАЗ-2112 АВТОМ

Рассухариватель клапанов ГАЗ дв.ЗМЗ-406 АВТОМ

Устройство сухарного соединения в общем случае сводится к следующему. В верхней части стержня (штока) клапана имеется кольцевая канавка, в которую вставляются направленные внутрь кольцевые выступы двух сухарей, имеющих форму разрезанного вдоль цилиндра. Когда сухари встают в канавку, в верхней части клапана получается цилиндрическое утолщение, которое не может двигаться вдоль штока. Сухари упираются в тарелку, которая удерживает пружины, и фиксируют клапан в закрытом положении.

Однако сухари необходимо зафиксировать так, чтобы они не выпали от постоянной вибрации, но при этом могли свободно вращаться в канавке. Это достигается очень просто: в верхней тарелке выполнено углубление, в котором сухари располагаются, как в колодце, и не могут выпасть при условии, что клапанные пружины не ослабевают.

Приспособление для снятия и установки сухарей клапанов

Сухарное соединение обладает массой достоинств, но в его простоте заключается главная сложность: разобрать такое соединение (или, как говорят — «рассухарить») — задача непростая, и справиться с нею без специального инструмента крайне сложно. Для снятия сухарей нужно выполнить простую вещь — сжать пружины так, чтобы сухари вышли из углубления в тарелке, и тогда их можно снять буквально голыми руками. Но вот загвоздка: сжать клапанные пружины сложно, и если делать это, например, с помощью двух отверток, то можно провозиться несколько десятков минут, поранить пальцы, повредить шток клапана и в итоге с трудом добиться сомнительного успеха.

Для рассухаривания (а равно, и для установки сухарей, которая производится в обратном порядке, поэтому не менее проста) лучше использовать специальное приспособление, которое помогает легко сжать пружины и, удерживая их в таком положении, снять или установить сухари.

Рабочий орган приспособления — кольцевой упор, который при нажатии на пружины сжимает их. В ряде конструкций упор состоит из двух полуцилиндрических частей, которые при сжатии образуют цилиндр — так выполнены приспособления в виде щипцов. Компания JTC предлагает целый комплект щипцов с упорами разного диаметра, что позволяет работать с различными двигателями.

В комплект многих приспособлений входит и еще один важный инструмент — магнит, который позволяет легко извлекать выпавшие сухари.

Приемы работы с приспособлением

Работа с рассухаривателем не представляет сложности, однако здесь необходимы некоторая сноровка и навык. Также перед рассухариванием необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:

— В случае если головка блока цилиндров не снимается с блока, внутрь камеры сгорания через свечное отверстие можно ввести канат, затем подвести поршень к ВМТ — так предотвращается отпускание клапана в камеру сгорания при сжатии пружин;
— В случае если головка снята, под клапан необходимо подложить деревянный брусок или просто заполнить пространство под ним ветошью;
— Между пружиной и головкой имеет смысл подложить тонкую прокладку из пластика;
— Если клапаны планируется установить на свои места, при разборке все детали нужно раскладывать так, чтобы при сборке не перепутать.

Сам процесс рассухаривания сводится к следующему:

  1. Установить приспособление над тарелкой пружин;
  2. Приложить к приспособлению усилие, в результате которого пружины сожмутся, а сухари откроются. В этом случае сухари из-за наличия масла могут «прилипнуть» к штоку клапана, но очень часто они выпадают, а иногда и отскакивают — в любом случае их нужно убрать;
  3. Снять усилие с приспособления, разобрать клапан.

При установке сухарей операции проводятся в обратном порядке, однако прежде нужно выполнить несколько простых вещей:

— Обязательно заменить маслосъемные колпачки;
— Смазать шток клапана маслом — это поможет сухарям «прилипнуть», что упростит установку;
— Для защиты штока от повреждения можно надеть на него тонкостенную пластиковую втулку или обмотать клейкой лентой, которая затем удалится.

После установки сухарей необходимо молотком с мягким бойком или другим неметаллическим инструментом сделать несколько легких ударов по верхней части штока клапана — это поможет сухарям встать на свое место.

Специальное приспособление значительно облегчает процесс снятия и установки сухарей, экономит время, силы и, что самое главное — нервы. Те, кто хоть раз менял сухари, поймут.

Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины 29 Июня Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности 22 Июня АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов 15 Июня АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности 8 Июня Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее 30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов 25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой 11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.

Сухари клапанов: описание, конструкция

Сухари клапанов предназначены для соединения тарелки пружины клапана с клапаном таким образом, чтобы пружина клапана постоянно поддерживала его в требуемом положении. Ранее применялись точеные сухари клапанов, сейчас же для диаметра стержня клапана до 12,7mm (1/2 дюйма) самым современным исполнением являются холодно-штампованные сухари. Концерн TRW ввел нормы для сухарей клапанов, чтобы ограничить разнообразие исполнений. Точный метод штамповки гарантирует постоянный уровень качества и взаимозаменяемость сухарей клапанов.

В зависимости от функции сухари подразделяются на две группы:

Клеммное соединение, благодаря которому достигается силовое замыкание между клапаном, сухарем и тарелкой пружины.

Неклеммное соединение, обеспечивающее свободное вращение клапана.

При замене клапанов следует ОБЯЗАТЕЛЬНО использовать новые сухари клапанов!

Рассухариватель клапанов: простая работа с клапанами

Рассухариватель клапанов: простая работа с клапанами

Рассухариватель клапанов

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

Что такое рассухариватель клапанов

Рассухариватель клапанов — специализированное приспособления для демонтажа и установки клапанов механизма газораспределения двигателей внутреннего сгорания.

В современных двигателях внутреннего сгорания клапаны фиксируются в рабочем положении с помощью специальных деталей — сухарей. Данные детали чаще всего выполнены в виде стальных полуколец с буртами, которые за счет особенностей установки заклинивают клапан, а вместе с ним пружину и другие детали клапанного механизма. Сухари своими буртами входят в кольцевую выточку в верхней части стержня клапана и помещаются в центральном углублении тарелки пружины, заклинивание деталей обеспечивается за счет усилия пружины. Такая установка клапанов крайне проста и надежна, однако она затрудняет разборку механизма — для выемки сухарей необходимо сжать пружину, что может потребовать приложения силы величиной 20-30 кг и более. Для выполнения этой работы разработаны специальные приспособления — рассухариватели клапанов.

С помощью рассухаривателя клапанов выполняется две операции:

  • Демонтаж клапана путем удаления сухарей;
  • Монтаж клапана путем установки сухарей.

Сегодня существует большое разнообразие различных по конструкции и применяемости рассухаривателей — для правильного выбора необходимо разобраться в классификации и конструктивных особенностях этого инструмента.

Типы и конструкция рассухаривателей клапанов

Независимо от конструкции, в основу работы всех рассухаривателей положен один принцип: инструмент тем или иным способом сжимает пружину (пружины) клапана, освобождая сухари, либо открывая доступ к их установке. Инструменты отличаются способом сжатия пружины, а также способом установки на головке и возможности применения на головках с различным расположением клапанов, свечей (в бензиновых двигателях) и распределительных валов.

По способу сжатия пружины рассухариватели делятся на следующие типы:

  • Струбцинные;
  • Рычажные;
  • Винтовые.

Струбцинный рассухариватель — приспособление в виде С-образной струбцины, на одной стороне которого располагается упорный винт под тарелку клапана, а с другой стороны устанавливается упорная втулка под тарелку клапанной пружины. Для удобства установки и съема приспособление с одной или с обеих сторон может иметь рычаг. Рассухариватель этого типа можно применять только на снятой головке блока цилиндров, его упорный винт устанавливается со стороны камеры сгорания, упираясь в тарелку клапана, а втулка упирается в тарелку пружины, при ввертывании винта и/или втулки пружина сжимается, освобождая сухари.

Рычажные рассухариватели имеют более простую конструкцию, они предназначены для выполнения работы без съема ГБЦ. Данный инструмент можно разделить на несколько типов по способу установки и применения:

  • Рычажные без шарниров;
  • Рычажные с шарнирами;
  • Рычажные для верхневальных двигателей с точками опоры у нижних витков пружины;
  • Рычажные универсальные.

Наиболее просто устроены рычажные рассухариватели без шарниров: это стержень с рукояткой, на конце которого располагается рабочая часть в виде двухсторонней вилки. Такой инструмент узкой вилкой фиксируется с помощью ввернутого в ГБЦ рядом с клапаном винта, а широкой вилкой упирается в клапанную тарелку — при нажатии на рычаг пружина сжимается, освобождая сухари. Подобного рода инструменты применяются для ремонта двигателей автомобилей «Волга» моделей ГАЗ-24-10 и более поздних.

Рычажные рассухариватели с шарнирами устроены более сложно, но они более универсальны и удобны в работе. Такой инструмент выполнен в виде рычага с рукояткой, на конце которого располагается шарнирная скоба для упора, а ближе к центру — шарнирная втулка для упора в тарелку пружины. Скоба рассухаривателя с помощью болта фиксируется на ГБЦ, а втулка опирается на тарелку пружины — при нажатии на рычаг пружина сжимается, обеспечивая освобождение сухарей. Инструмент этого типа широко применяется для обслуживания автомобилей ВАЗ, «ГАЗель» и многих ТС иностранного производства.

Рычажные рассухариватели для двигателей с верхним расположением распределительного вала имеют иное устройство, которое обеспечивает возможность применения инструмента в ограниченном пространстве. Обычно такое приспособление выполнено в виде захвата с двумя лапками, в центре которого располагается упорная втулка для тарелки пружины со своим рычагом. Инструмент устанавливается таким образом, чтобы лапки уперлись в нижние концы пружины, вследствие чего при нажатии на рычаг пружина сжимается и освобождает сухари. Правда, при работе с этим инструментом на рычаг необходимо прикладывать значительное усилие, в противном случае лапки могут поднять нижние витки пружины и рассухаривание не произойдет.

Универсальные рычажные рассухариватели — большая группа инструментов, предназначенная для работы с различными двигателями:

  • С обычными рядными двигателями с нижним расположением распределительного вала;
  • С двигателями с верхним расположением вала (валов);
  • С V-образными двигателями;
  • С двигателями, имеющими 8, 12, 16 и 24 клапана;
  • С двигателями с центральным расположением свечи;
  • С двигателями с боковым расположением свечи.

Для возможности применения рассухаривателя на различных двигателях предусмотрен целый комплект приспособлений и адаптеров. Например — адаптеры для ввертывания в свечной колодец, ввертывания вместо крышки распредвала, ввертывания в различные боковые отверстия и т.д.

Рассухариватели универсальные и для верхневальных двигателей также выполняются и в винтовом варианте — в таких рассухаривателях рычаг заменен винтом, как в струбцине. Применение винта позволяет прикладывать значительное усилие к пружине, а главное — надолго фиксирует пружину в сжатом состоянии, обеспечивая возможность установки новых сухарей без спешки и без ошибок.

Современные рассухариватели могут иметь различные вспомогательные приспособления. Наиболее часто в комплекте с универсальным инструментом идет комплект нажимных втулок под пружины различных диаметров, а также различные адаптеры для ввертывания в свечной канал и другие резьбовые отверстия. В профессиональных приспособлениях также могут идти адаптеры или шланги с резьбовыми наконечниками для подключения к компрессору или пневмосистеме. Этот адаптер устанавливается в свечной канал и подает в цилиндр сжатый воздух — так создается воздушный подпор, препятствующий падению клапана при сжатии пружины. Подача сжатого воздуха осуществляется только при рассухаривании без демонтажа ГБЦ.

Как выбрать и использовать рассухариватель клапанов

При подборе инструмента следует учитывать марку автомобиля и тип двигателя, с которым приходится работать.

Многие автопроизводители предлагают свои фирменные рассухариватели, предназначенные для двигателей определенных модельных рядов — это отличный вариант для автовладельцев, которые предпочитают сами заниматься ремонтом и обслуживанием. Если же фирменный инструмент кажется неудобным или он недоступен, то имеет смысл приобрести какой-либо универсальный рычажный рассухариватель с минимальной комплектацией. Здесь нужно учитывать тип двигателя, расположение клапанов, свечей и распредвалов, о чем было сказано выше.

Для профессионального ремонта и обслуживания двигателей лучше подходят струбцинные и универсальные рассухариватели с комплектом втулок, резьбовых опор и других приспособлений. Этот инструмент при более высокой стоимости окупается своей универсальностью и возможностями по применению.

Использовать рассухариватель клапанов следует в строгом соответствии с приложенной к нему инструкцией и с соблюдением элементарных норм техники безопасности. Наиболее просты в применении рычажные приспособления: достаточно установить его опору на ГБЦ с помощью винта, подвести втулку к тарелке пружины и нажать на рычаг — пружина сожмется и сухари освободятся, после чего их можно вынуть. Универсальные рассухариватели используются аналогично, однако в зависимости от типа двигателя их необходимо правильно установить. Для удобства извлечения сухарей и безопасности можно использовать магнит на стержне.

Следует помнить, что пружины клапанов сжаты с большим усилием, поэтому рассухариватель следует устанавливать надежно, а при работе с ним не допускать соскальзывания рычага — это может привести к травме. Особую осторожность нужно соблюдать при установке сухарей в случае использования обычного рычажного приспособления — ослабление рычага может привести к травмированию пальцев. Также нужно следить и за надежностью установки струбцинного инструмента, так как он может соскользнуть со всеми негативными последствиями.

Если рассухариватель клапанов подобран правильно и используется с соблюдением техники безопасности, то ремонт двигателя будет выполнен быстро и без травм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *