Какое должно быть напряжение в аккумуляторе автомобиля 26.08.2021
Одним из важных элементов автомобиля является аккумуляторная батарея. Именно от нее зависит функционал иного оборудования транспортного средства, когда двигатель выключен.
К такому оборудованию, зависящему от аккумуляторной батареи, относятся:
- всевозможные подсветки на приборной панели;
- система для освещения салона;
- работа видеорегистратора;
- работа звуковых сигналов и т. д.
Каждый владелец автомобиля обязан должным образом обслуживать аккумуляторную батарею автомобиля, чтобы все оборудование работало на хорошем уровне. Ведь от хорошего обслуживания аккумулятора автомобиля зависит качественная эксплуатация долгие годы.
Обслуживание аккумуляторной батареи — обеспечение периодического контроля показателей напряжения. Контроль показателей напряжения — важный пункт в нормальном функционировании автомобиля, в частности аккумулятора.
Почему разряжается АКБ?
Все факторы в совокупности могут обеспечивать нестабильную работу аккумулятора, что подразумевает отклонение показателя напряжения от существующей нормы. Чаще всего негативно сказывается сниженный показатель напряжения.
Существует несколько факторов, которые приводят к разрядке АКБ:
- истощение ресурса аккумулятора;
- генератор транспортного средства сломался, может допускать утечку тока;
- функционирование бортовых электроприборов на высоком уровне, тем самым происходит огромная нагрузка на электричество;
- функционирование магнитолы или габаритных огней продолжительное время (если владелец автомобиля забыл выключить их перед тем, как покинул авто).
На данные моменты нужно обращать внимание в первую очередь. При покупке новой АКБ необходимо проверить, на сколько процентов она заряжена. Здесь важна точная цифра, именно поэтому измерение заряда батареи происходит несколько раз в разных ситуациях.
Норма напряжения АКБ
Какое должно быть напряжение на аккумуляторе автомобиля? Здесь значение может быть приблизительным, поскольку идеального показателя напряжения не существует. Новая АКБ, заряженная на достаточном уровне, для начала работы двигателя должна обладать напряжением около 12.5 вольта. Следует учесть, что, если показатель напряжения выше 12.5, это не всегда является каким-то отклонением. В некоторых случаях это считается нормальным.
К примеру, если измерять АКБ сразу же после ее зарядки, то напряжение будет немного выше обычного, около 13 вольт. Иногда показатель напряжения в 13 вольт — нормальный показатель. Даже некоторые производители АКБ указывают данный факт.
Небольшой совет: если вам нужно узнать напряжение аккумулятора с точными величинами, то не стоит замерять напряжение непосредственно после зарядки. Точным и достоверным будет показатель через несколько часов после зарядки АКБ.
Не очень хорошим считается напряжение АКБ ниже 12 вольт. Если вольтметр определяет такой показатель, то батарее необходима подзарядка. Если использовать АКБ с заниженным напряжением, то в скором времени возможно развитие сульфатации пластин. Данная проблема является достаточно серьезной, и если ее запустить, то придется покупать новый аккумулятор.
Опасным считается ниже 11.6 вольта. Двигатель не сможет завестись с такой отметкой. Те показатели, что приведены в тексте, помогут вам приблизительно ориентироваться и понимать суть дела.
В реальных случаях в транспортных средствах, которые достаточно часто используются, показатели напряжения будут находиться в пределах 12.5 вольта. Такой показатель является допустимым.
Как осуществить проверку напряжения аккумулятора
Существуют 3 главных вида напряжения АКБ:
- номинальное напряжение (больше в теоретическом плане);
- фактическое (или нормальное, то есть рабочее напряжение АКБ, в диапазоне 12.5 вольта без оказываемой нагрузки);
- под нагрузкой.
Напряжение под нагрузкой является главным индикатором работоспособности аккумуляторной батареи.
Как проходит проверка функционирования батареи?
Для этого необходимы:
- аккумулятор машины;
- нагрузочная вилка.
Нагрузочной вилкой осуществляют подачу нагрузки на аккумулятор. Главное условие, чтобы нагрузка была в 2 раза больше емкости самой батареи. Длительность подачи нагрузки составляет от трех до пяти секунд, весь промежуток времени подачи нагрузки должен контролироваться при помощи вольтметра.
В случае если показатель напряжения на вольтметре не опускается ниже девяти вольт, то это означает, что батарея находится в исправном заряженном состоянии. В противном случае, если показатель напряжения меньше девяти вольт, достигает отметки в пять или шесть вольт, то это означает, что батарея нуждается в зарядке.
При повторной проверке уже заряженной батареи, если показатель напряжения равен пяти или шести вольтам, то это означает, что батарея неисправна. Также следует учесть, что после подачи нагрузки показатели напряжения после трех или пяти секунд должны достигнуть нормального уровня (интервал от 12.2 до 12.7 вольта).
Само напряжение находится в прямой зависимости от плотности электролита, который содержится в самой батарее. Когда аккумулятор разряжается, в нем тратится кислота. Кислота находится в электролите и составляет около 35 процентов от его общего объема. Расход кислоты означает уменьшение плотности электролита.
Когда батарея подвергается зарядке, то осуществляется процесс восстановления процента кислоты в электролите. Если происходит снижение плотности электролита, соответственно уменьшается и показатель напряжения.
Показатели напряжения аккумулятора в зимнее время
Температура воздуха зимой существенно снижается и достигает минусовых значений. Низкие температуры имеют прямое влияние на плотность электролита и приводят к изменению его плотности. Можно найти прямую зависимость между реакцией напряжения на сниженную температуру и тем, насколько заряжена аккумуляторная батарея.
Если батарея заряжена, то в зимнее время от низких температур повысится плотность электролита, следовательно, повысится и напряжение. Если батарея разряжена, то в зимнее время от низких температур снизится плотность электролита. Снижение плотности электролита приводит к возникновению проблем при запуске двигателя.
Большинство водителей автотранспорта думают, что в зимнее время аккумулятор разряжается еще и непосредственно от низких температур. Но это мнение не является правильным. Сама по себе температура не влияет на параметры аккумулятора, но способствует снижению скорости химических процессов, которые в нем происходят.
Какие нужны приборы для осуществления контроля напряжения в аккумуляторе?
Контроль за напряжением в аккумуляторе осуществляет прибор мультиметр или вольтметр.
Чтобы осуществить измерение напряжения при помощи мультиметра, его необходимо настроить на режим измерения напряжения и присоединить щупы к выводам батареи. Непосредственно перед проведением процедуры измерения аккумулятор нужно вытащить из машины. Измерение напряжения при помощи мультиметра происходит только на разомкнутой цепи.
Красный провод присоединяется к плюсу, черный провод присоединяется к минусу. Дисплей мультиметра будет информировать в этот момент о показателе напряжения. Если случайно перепутать провода и присоединить их наоборот, ничего страшного не произойдет, но в таком случае прибор будет показывать отрицательное напряжение.
С помощью нагрузочной вилки можно измерять показатели напряжения. В нагрузочную вилку встроен вольтметр. Более того, напряжение при помощи нагрузочной вилки можно измерять и в замкнутой цепи.
Полученные значения позволят сделать выводы о состоянии аккумулятора на данный момент, так как нагрузочная вилка имитирует пуск двигателя авто. Процесс заключается в подключении клемм нагрузочной вилки к выводам АКБ. Далее дается нагрузка в течение пяти секунд.
На заключительной пятой секунде проверяется показатель на вольтметре. Если он показывает напряжение меньше девяти вольт, то аккумулятор уже неисправен.
Если аккумулятор полностью разрядился, то даже при разомкнутой цепи будет определяться напряжение в пределах 12 вольт. Если батарея исправна, то показатель напряжения при подаче нагрузки сначала уменьшится, а потом немного возрастет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что напряжение аккумулятора может быть нормальным, но в то же время состояние может быть неисправным. Поэтому бессмысленно судить о состоянии аккумулятора, зная только лишь одно напряжение.
Заряд и напряжение автомобильного аккумулятора: какими они должны быть?
Важными показателями аккумуляторной батареи являются ее емкость, напряжение и плотность электролита. От них зависит качество работы и функциональность устройства. В автомобиле аккумулятор подает пусковой ток на стартер для запуска двигателя и питает бортовую сеть, когда это необходимо. Поэтому знать рабочие параметры своего АКБ и поддерживать его работоспособность критически важно для обеспечения исправного состояния автомобиля в целом.
Напряжение АКБ
Для начала разберемся со значением термина «напряжение». По сути, это “давление” заряженных электронов, создаваемое источником тока, через контур (провод). Электроны выполняют полезную работу (питание лампочек, агрегатов и т.д.). Измеряют напряжение в Вольтах.
Для измерения напряжения аккумулятора можно использовать мультиметр. Контактные щупы прибора прикладываются к клеммам АКБ. Формально считается нормой напряжение в 12В. Фактическое напряжение аккумулятора должно быть в пределах 12,6В -12,7В. Такие показатели у полностью заряженной батареи.
Эти показатели могут меняться в зависимости от условий окружающей среды и времени проверки. Сразу после зарядки прибор может показать 13В – 13,2В. Хотя такие значения также считаются приемлемыми. Чтобы получить правильные данные, нужно подождать час-два после зарядки.
Если напряжение падает ниже 12 Вольт, то это говорит о разряде батареи. Значение напряжения и уровень заряда можно сопоставить по следующей таблице.
Напряжение, Вольт | Степень заряда, % |
12,6 + | 100 |
12,5 | 90 |
12,42 | 80 |
12,32 | 70 |
12,20 | 60 |
12,06 | 50 |
11,9 | 40 |
11,75 | 30 |
11,58 | 20 |
11,31 | 10 |
10,5 | 0 |
Как видно из таблицы, напряжение ниже 12В говорит о 50% разряде АКБ. Аккумулятор нуждается в срочной подзарядке. Следует знать, что в процессе разряда происходит процесс сульфатации пластин. Плотность электролита падает. Серная кислота распадается, участвуя в химической реакции. На пластинах образуется сульфат свинца. Своевременная зарядка запускает этот процесс в обратном направлении. Если допустить глубокий разряд, то батарею уже будет трудно реанимировать. Она либо полностью выйдет из строя, либо значительно потеряет в емкости.
Минимальным напряжением, при котором батарея может работать считается 11,9 Вольт.
Под нагрузкой и без нагрузки
Даже при низком напряжении аккумулятор вполне способен запустить двигатель. Главное, чтобы после этого генератор обеспечил зарядку батареи. Во время старта двигателя аккумулятор подает большой ток на стартер, резко теряя при этом в заряде. Если батарея исправна, то заряд постепенно восстанавливается до нормальных значений в течение 5 секунд.
Напряжение на новом аккумуляторе должно быть в пределах 12,6 – 12,9В, но эти значения не всегда показывают реальное состояние батареи. Например, в состоянии покоя, без подключенных потребителей, напряжение находится в пределах нормы, а под нагрузкой резко падает и быстро расходуется заряд. Такое может быть.
Именно поэтому проводят измерения под нагрузкой. Для этого используют такой прибор, как нагрузочная вилка. Этот тест показывает, держит ли заряд батарея или нет.
Вилка состоит из вольтметра, контактных щупов и нагрузочной спирали в корпусе. Прибор создает сопротивление тока в два раза превышающее емкость аккумулятора, имитируя пусковой ток. Например, если емкость батареи 50А*ч, то прибор нагружает АКБ до 100А. Главное, правильно подобрать сопротивление. При превышении 100А потребуется подключать уже две спирали сопротивления, чтобы получить точные данные.
Измерения под нагрузкой проводят при полностью заряженной батарее. Прибор удерживается в течение 5 секунд, затем фиксируются результаты. Под нагрузкой напряжение падает. Если аккумулятор исправен, оно упадет до 10 Вольт и будет постепенно восстанавливаться до 12,4В и выше. Если напряжение падает до 9В и ниже, значит, батарея не держит заряд и неисправна. Хотя после зарядки может показывать нормальные значения – 12,4 В или выше.
Плотность электролита
Уровень напряжения также показывает плотность электролита. Сам электролит представляет собой смесь 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Мы уже говорили, что при разрядке концентрация серной кислоты падает. Чем больше разряд, тем меньше плотность. Эти показатели взаимосвязаны.
Для измерения плотности электролита и других жидкостей используется специальный прибор – ареометр. В нормальном состоянии при полной зарядке 12,6В – 12,7В и температуре воздуха 20-25°С плотность электролита должна быть в пределах 1,27 г/см3 – 1,28 г/см3.
Следующая таблица показывает зависимость плотности от уровня заряда.
Плотность электролита, г/см3 | Уровень заряда, % |
1,27 – 1,28 | 100 |
1,25 | 95 |
1,24 | 90 |
1,23 | 80 |
1,21 | 70 |
1,20 | 60 |
1,19 | 50 |
1,17 | 40 |
1,16 | 30 |
1,14 | 20 |
1,13 | 10 |
Чем выше плотность, тем устойчивее батарея к замерзанию. В регионах с особо суровым климатом, где температура опускается до -30°С и ниже, плотность электролита поднимают до 1,30 г/см3 путем добавления серной кислоты. Максимально можно поднять плотность до 1,35г/см3. Если будет выше, кислота начнет разъедать пластины и другие компоненты.
На графике ниже представлены показания ареометра при разной температуре:
В зимнее время
В зимнее время многие водители замечают, что с понижением температуры становится труднее запустить двигатель. Аккумулятор перестает работать на полную мощность. Некоторые автолюбители снимают батарею на ночь и оставляют в тепле. На самом деле, при полной зарядке напряжение не падает, а даже возрастает.
Отрицательная температура влияет на плотность электролита и его физическое состояние. При полном заряде батарея без труда переносит мороз, но при снижении плотности, воды становится больше и электролит может замерзнуть. Электрохимические процессы проходят медленнее.
При -10°С -15°С заряженная батарея может показывать заряд 12,9В. Это нормально.
При -30°С емкость батареи снижается наполовину от номинальной. Напряжение падает до 12,4В при плотности 1,28 г/см3. Также аккумулятор перестает заряжаться от генератора уже при – 25°С.
Как видно, отрицательные температуры существенно могут влиять на работоспособность аккумулятора.
При правильном уходе жидкостный аккумулятор может прослужить 5-7 лет. В теплое время года следует проверять уровень заряда и плотность электролита не менее одного раза в два-три месяца. Зимой при средней температуре -10°С проверять заряд нужно не реже одного раза в две-три недели. При сильных морозах -25°С-35°С подзаряжать аккумулятор желательно раз в пять дней даже при регулярных поездках.
Какое напряжение должно быть на аккумуляторе
Вопрос о нормальном напряжении автомобильного аккумулятора стоит под сомнением у множества автовладельцев. Ведь напряжение АКБ как и её емкость, являются важными составляющими, от которых зависит качество его работы а так же функциональность. Аккумулятор является одним из самых важных компонентов транспортного средства. От его работы, зависит половина электроники и только с его помощью можно запустить двигатель, поэтому каждый автовладелец должен знать, какое напряжение правильное для его аккумуляторной батареи. Важным моментом для измерения напряжения составляет специальный прибор — мультиметр. На сегодняшний день, многие приобретают современные автомобили, но именно в таких машинах отсутствуют приборы с измерением «вольт». Именно поэтому, чтобы осуществлять процесс измерения напряжения, стоит обзавестись таким устройством . Производить проверку напряжения, необходимо хотя бы раз в месяц, это поможет Вам узнать о каких либо неисправностях связанных с напряжением и вовремя исправить ситуацию. В данной статье, мы затронем вопрос на тему — какое является нормальным напряжением аккумулятора.
Итак, в нормальном состоянии, аккумулятор должен выводить показатели напряжения в 12,6-12,7В. Эти значения говорят о том, что АКБ полностью заряжена. Так же, хочется отметить, что показатели могут меняться, например от условий, в которых происходит заряд аккумуляторной батареи. Многие ЗУ, при полном заряде выдают совсем другие значения, даже до 13,2В, и чтобы таких показаний не было, не стоит сразу после зарядки измерять напряжение, нужно подождать хотя бы час, чтобы цифры опустились до нужных замеров, с 13,2В до 12,7В. Если же показатели уходят в другую сторону, так например ниже 12В, это говорит уже о разряде АКБ на 50%. Следовательно, необходимо срочно осуществить заряд аккумулятора, так как такое состояние батареи приводит к сульфатации пластин свинца, тем самым приводя аккумулятор к снижению работоспособности. Но, многие автовладельцы, не имея возможности произвести подзарядку на месте, запускают мотор и с таким напряжением, и это вполне реально и возможно, если аккумулятор находится в отличном состоянии и не требует ремонта. А в случае, когда показатели упали ниже 11,6В, аккумуляторная батарея практически разряжена, в такой ситуации её дальнейшее использование невозможно без дополнительной подзарядки.
Таким образом, из выше написанного можно сказать, что нормальным уровнем напряжения являются показатели в 12,6-12,7В.
Однако, как показала практика, такое напряжение встречается редко, в основном показатели составляют до 12,49В, а это говорит о неполном заряде батареи. Но это не плохо, ведь снижение работоспособности устройства, происходит, когда показатели напряжения ниже 11,9 вольт.
Теперь рассмотрим, как ведёт себя напряжение под нагрузкой.
Как Мы уже и говорили, нормальным напряжением аккумуляторной батареи являются показания в 12,7В. Но на практике, более точным показателем является — фактический, он колеблется в диапазоне от 12,4 до 12,8В. Так замеры получаются без нагрузки на аккумулятор, в свободном состоянии.
Для чего нужна нагрузка и как её произвести? Тут все очень просто.
Нагрузка на аккумулятор необходима, так как с помощью этой проверки, Мы проверим работоспособность АКБ. Нормальное напряжение может выдержать любая АКБ, а вот уже нагрузку не каждая. Если осуществить нагрузку на аккумулятор, он начнёт выдавать уже совсем другие показатели, поэтому давайте проверим.
Процесс данной проверки очень прост. На полностью заряженное АКБ, осуществляем нагрузку, с помощью специального прибора, которое почти в два раза превышает емкость аккумулятора.
Например, если Ваш аккумулятор емкостью в 80А/ч, соответственно нагрузку подаём в два раза больше — 160А. Продолжительность этой нагрузки должна составлять до 5 секунд, не больше, причём показатели не должны быть ниже 9 вольт, если показатели составляют ниже, это значит аккумулятор разряжен, либо полностью не пригодна к дальнейшему использованию. Главной деталью этого процесса, является восстановление. После нагрузки, напряжение должно восстановится примерно за 5-6 секунд до нормального показателя. Чтобы узнать в каком состоянии аккумулятор, нужно повторить весь процесс, если со второго опыта показания доходят до 9 Вольт, значит АКБ в нормальном состоянии и необходим был заряд.
Важно заметить, что главной особенностью, благодаря которой и возможно определить уровень напряжения в аккумуляторе, это — плотность электролита, что находится внутри АКБ. Так например, в нормальном состоянии заряда, это — 12,7В, плотность электролита в аккумуляторе составляет 1,27г/см3.
Ну и наконец, хочется немного написать про аккумулятор и его напряжение в зимнее время. Эта проблема самая актуальная и часто задаваемые вопросы идут именно про это. В сильные морозы АКБ больше подвергается опасности и постоянному разряду, в результате этого, автомобиль не заводится. В таких случаях спасают специальные пуско-зарядные устройства, но некоторые владельцы авто забирают аккумулятор домой на ночь. Так из-за чего все таки происходят проблемы с использованием АКБ? Дело в том, что при отрицательной температуре, находящиеся внутри электролиты проходят медленнее чем в нормальную температуру. Поэтому, чтобы запустить двигатель даже в суровые заморозки, нужно, чтобы Ваш аккумулятор был полностью заряжен, это обеспечит нормальный уровень плотности и напряжение, которое и позволит осуществить запуск.
Итак, Мы выяснили какое же все таки нормальное напряжение для аккумулятора автомобиля.
Отметим, что выделяют три основных показателей напряжения, такие как:
— Фактическое
— Номинальное
— Под нагрузкой
Мы привели пример и описали все подробно на трёх основных показателях. Производить проверку стоит даже с новой аккумуляторной батареей . А чтобы напряжение Вашего аккумулятора всегда было в нормальном рабочем состоянии, на протяжении длительного времени, нужно соблюдать точные правила.
— Во-первых, проводить проверку всех проводов автомобиля, на целостность. Любая утечка тока может привести к потере заряда АКБ.
— Во-вторых, аккумулятор нужно поддерживать в чистоте.
— В третьих, любые потребители электроэнергии, стоит отключать перед запуском автомобиля, так как идёт сильная нагрузка.
Мы надеемся, что наша статья станет понятной и познавательной в решении вопроса с напряжением Вашей аккумуляторной батареей. А если вдруг Вы захотите приобрести себе зарядное устройство для зарядки АКБ, либо пусковое автономное устройство — для пуска двигателя, когда АКБ совсем разряжен, Вы всегда сможете сделать это у нас в магазине, оформив заказ через сайт, либо позвонив по телефону.
Напряжение автомобильного аккумулятора: нормы, правила измерения
Напряжение с емкостью – два основных параметра автомобильного АКБ. Эти значения определяют качество функционирования элемента, поэтому водитель должен контролировать значения. Из обзора вы узнаете, какое напряжение должно быть на аккумуляторе в обычном рабочем состоянии и при повышенных нагрузках.
Общие моменты
Электродвижущая сила отвечает за нормальное прохождение тока по цепочке, дает запрограммированную разность выводных частей источника питания – то есть АКБ. Искомая величина рассчитываться будет как разница потенциалов.
Электродвижущая сила равна расходуемой на перенос заряда между выводами энергии. Значения токовых сил, напряжений связаны друг с другом неразрывным образом. Когда внутри батареи данная сила не возникает, отсутствует ток и на выводящих частях.
Когда цепные связи размыкаются, ток отсутствует, но в аккумуляторе начинает возбуждаться электродвижущая сила, в зоне выводов появляется движение.
Для измерения обеих величин используются вольты. Электродвижущая общая сила в автоаккумуляторе развивается в результате электрических и химических процессов, протекающих внутри него. ЭДС всегда больше напряжения в аккумуляторе на величину, равную падению внутреннего напряжения.
Для замеров применяются вольтметры с мультиметрами. В аккумуляторе для авто размеры ЭДС будут зависеть от плотности, температурных значений электролита.
Точных сведений по вопросу того, какое значение для батареи питания идеальное, нет. Специалисты во внимание принимают оптимальные показатели пуска для старта моторного механизма. Если АКБ новый, заряженный, данное значение должно быть 12,6–12,7 вольта.
Если напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки выше, это еще не указывает на наличие проблемы.
Например, сразу после зарядки АКБ ее ток при замерах будет выше на 0,5 вольта реального, и при итоговых подсчетах это нужно учитывать. 13,0–13,2 вольта – цифра, которая превышает допустимые значения напряжения, но для некоторых моделей батарей она является нормальной.
Близкие к рекомендованным значениям данные батарея показывает спустя пару часов после зарядки.
Критическим для АКБ считается 12 вольт и менее. Если значение меньше этой цифры, нужна срочная зарядка. Использовать элемент питания на ресурсном пределе нельзя, поскольку в данном случае запустится процесс сульфатации пластин. В будущем от последствий сульфатации избавиться проблематично, и придется покупать новую батарею.
При этом 12,1 вольта достаточно для старта мотора, проблемы возникают на 11,6 вольта и ниже. Это все цифры, о которых нужно знать и учитывать их во время работы. В большинстве случаев значение напряжения заряженного аккумулятора автомобиля находится на отметке в 12,2–12,5 вольта.
Таблица заряда
Чтобы не упустить момент, когда заряд батареи упадет до предельно критического уровня, используйте таблицу заряда АКБ. Если измерить U на клеммах, можно рассчитать общий заряд.
Также в таблице вы найдете значения плотности электролита, температурных значений, при которых он может замерзать зимой. Ознакомиться с основными значениями можно в таблице заряда аккумулятора автомобиля по напряжению.
Все способы проверки
Проверять напряжение аккумулятора автомобиля на степень разряженности можно разными способами. Рассмотрим их.
Мультиметром
Для проверки аккумуляторов «Акум», «Ватра» и других марок, устанавливаемых на авто «КамАЗ», «Вольво», «БМВ» удобно использовать мультиметр.
Прибор вы найдете в любом специализированном магазине, есть он на СТО. Для разовых замеров мультиметр проще одолжить, хотя большинству водителей он нужен регулярно.
Скорее всего, показания мультиметра и бортового компьютера будут различаться.
Стандартные устройства приборной панели часто ошибаются, дают незначительную погрешность, поскольку подключаются к АКБ не напрямую. Обычно отклонения идут в меньшую сторону.
При работающем моторе
Какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе автомобиля, мы разобрались, теперь рассмотрим порядок измерения текущих показателей при работающем моторе.
Сначала сделайте замеры при заведенном двигателе – в норме значение должно быть в районе 13,5–14,0 вольт.
Если значение превышает 14,2 вольта, зарядка низкая, генератор будет направлять энергию на зарядку элемента питания. Чрезмерные показатели в зимнее время года в данном случае считаются нормой.
В высоком токе плохого ничего нет. Когда с электрооборудованием все в порядке, спустя 10 минут электронные части системы скинут текущие значения до стандартных максимальных 14 вольт.
При отсутствии данной реакции цифра до оптимальных величин постепенно не сбрасывается, возможен перезаряд аккумулятора. Он постоянно будет функционировать на максимальной отдаче, начнет выкипать электролит.
Когда при включенном моторе показатель составляет меньше 13,0–13,4 вольта, можно говорить об отсутствии полной зарядки. В сервис сразу не бегите, для начала измерьте показания при выключенных потребителях – это кондиционер, магнитола, фары, прикуриватель и пр.
Также резкое падение возможно в случае окисления контактов – проверьте их перед поездкой в сервис и, если нужно, зачистите шкуркой.
Другой метод проверки – при выключенных источниках потребления энергии, работающем моторе вы должны получить 13,6. Проверьте соответствие параметров, если все в норме, включите ближний свет, при этом показатель должен упасть на 0,1–0,2 вольта.
Теперь включайте в машине музыку, сплит-систему, прочие потребители энергии. Действия выполняйте постепенно, при каждом новом включении потребителя параметр должен немного падать.
При резких скачках, скорее всего, проблема в генераторной системе – он работает не на всю мощность, либо износились, загрязнились щетки.
Даже если включены все потребители энергии, показатель все равно в норме не падает ниже 13 В. Иначе батарея начнет разряжаться сильно и сядет полностью.
При отключенном моторе
Вам также потребуется для проведения работ мультиметр. Если показатель на выводах ниже 11,8 вольта, машина, скорее всего, просто не заведется, придется прикуривать ее от другого авто.
Показатель нормального уровня при отключенном моторе – 12,5–13,0 вольт. Значение 12,9 указывает на то, что АКБ заряжен примерно на 90 %, 12,5 – наполовину, 12,1 – осталось не более 10 %. Это расчеты на глаз, но многие автомобилисты пользуются ими.
Оптимально замерять напряжение непосредственно до поездки. Уровень зарядки аккумулятора указывает на его способность удерживать значения по несколько суток. Если батарея заряжена полностью, а вы не ездили неделю и больше, то параметр резко снизится. То есть константным значение не является.
С применением нагрузочной вилки
Проверка аккумулятора с применением нагрузочной вилки – точный, простой и эффективный способ проверить работоспособность батареи автомобиля. В итоге вы выясните, заряжен ли аккумулятор.
Подсоедините вилку к нужному полюсу батареи максимум на 5 секунд. Сначала должно быть в районе 12–13 вольт, после пятой секунды – больше 10 вольт, несмотря на снижение. Такой элемент питания считается полностью заряженным, может работать под разными нагрузками.
Когда показатель в ходе тестирования при проверке нагрузочной вилкой снижается до 9 вольт, АКБ неисправен, рекомендуется его замена.
В холодный сезон
Снижение температурных показателей среды вызывает изменения в номинальной плотности рабочего вещества – электролита. С учетом уровня заряда АКБ будет определяться реакция на пониженные температурные показатели.
У полностью заряженной батареи резко возрастет плотность, что вызовет резкий скачок измерений.
Когда блок питания сел, плотность понижается по причине морозов, возникают сложности при запуске мотора.
Водители совершенно ошибочно полагают, что в зимнее время АКБ дополнительно разряжается из-за низких температур воздуха. В реальности роль играет не низкая температура среды, а замедление химических процессов в элементе питания в результате морозов.
Полезные рекомендации
Рекомендации, которые пригодятся при эксплуатации, обслуживании АКБ для продления времени его работы:
- время от времени тестируйте батарею и как можно чаще (хотя бы раз в квартал) выполняйте подзарядку от сети;
- следите за исправностью генератора, проводов, функции регулировки напряжения авто для нормального заряда элемента питания во время поездок;
- замеряйте токовые утечки;
- замеряйте плотность электролитного вещества после полной зарядки, сравнивайте цифры из таблицы выше, исправляйте ситуацию, если это нужно;
- держите автоаккумулятор в чистоте, чтобы минимизировать ток утечки.
Не замыкайте выводные выходы автомобильной батареи накоротко, поскольку последствия в данном случае будут плачевными.
Заключение
Из обзора вы узнали, сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор и почему важно контролировать эти значения. Напряжение АКБ, как и емкость, плотность рабочего вещества, дает возможность делать выводы о рабочем состоянии элемента питания.
Первый параметр автоаккумулятора указывает на степень его заряда, показатель учитывайте для продления срока службы элемента питания. Контроль сложностей не представляет, для его выполнения применяется базовый набор инструмента.
На АКБ авто в норме параметр составляет 12,6–12,9 вольта при 100%-й зарядке. Замер значения позволяет оперативно оценивать степень заряда. При этом степень износа, текущее состояние батареи так по показателю понять невозможно.
Чтобы получить точные сведения о состоянии АКБ, проверьте ее емкость, сделайте тест, когда дадите нагрузку. Применяются разные варианты проверки работоспособности батареи, все были рассмотрены в обзоре.
Удобно пользоваться таблицей степени заряда АКБ для всех моделей авто, в которой указываются значения температуры промерзания электролита, его плотности с учетом заряда батареи.