Как заменить цепь грм
Перейти к содержимому

Как заменить цепь грм

  • автор:

Как заменить цепь ГРМ на шкода Фабия BTS (CFNA, CLSA) 1,6 (105 л.с). своими руками технологии и руководство. + 1,2 и 1,4.

Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2Как заменить цепь ГРМ на шкода Фабия BTS (CFNA, CLSA) 1,6 (105 л.с). своими руками технологии и руководство. + 1,2 и 1,4.

Дополнено 25.04.2020 (комплекты запчастей для CGPA, CGPB, CFNA и артикулы наборов специнструмента). Кидайте вин-номера под свои моторы, подкину запчасти (вины публиковать не буду). Спасибо откликнувшимся на моторах CFNA и CGPA.

Сегодня один из подписчиков спросил, а нету ли такой же информации по замене ремня ГРМ, но только для BTS. Там правда цепь, но не суть. И я подумал, а что я решил ограничить бортовик только двигателем своей, даже не своей, жены, машины, и почему бы не делиться данными с вами.

Может и создадим здесь хороший блог по шкоде, где реально можно будет получать информацию по ремонту автомобиля. Где не будет тупых записей на тему: "Парни, а какое масло лучше! Купил себе гавнойл, у кого опыт пользования?" или вчера сгонял на мойку и т.п. хрень, которой в ленте просто как говна в проруби.

Поэтому если возникают вопросы, пишите. Буду по возможности публиковать, то что касается ваших конкретных машин. Другой момент не обещаю, что это будет быстро, но по возможности буду отвечать. Реально создание всех этих статей занимает кучу времени, а отдачи никакой, просто вот хочется верить, что кому-то поможет. Да, и касается это только моих подписчиков.

Плюс сильно удивил Драйв. Никогда не думал, что за продвижение статей, можно требовать с пользователей денег. Когда об этом узнал? Реально не давно. Так как до этого года у меня не было ни одной машины в профиле. А потому драйву видно был не интересен. Но частые высказывания пользователей, на тему, что вот пешеход, а советуешь, достали и я ввел в профиль машину. И тут почитал на досуге про продвижение. Был изумлен. На других проектах активным пользователям не то, что платят, но дают всякие фишки, т.к. их статьи затягивают на сайт, а это реклама и т.п. У драйва не так. Со всех с предпринимателей и с нас они пытаются вынимать копейку. Бизнес есть бизнес.

Во общем готов отвечать и в чате и в личку. Так как бывает кто-то просит помочь с деталями, кто-то подсказать с ремонтом или с его возможной стоимостью, чтобы сервис не поимел по полной.

Ладно, теперь про BTS. Это двигатель с цепной передачей, цепь на котором по идее меняться в принципе не должна, но… бывает необходимость в ее замене. Ради интереса напишите в комментариях, кто на каком пробеге менял.

Специальные инструменты.

Здесь набор инструмента, который подходит и под другие цепные наборы ВАГ 1,2, 1,4 и 1,6 литра.

Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2 Специнструмент для замены цепи ГРМ на BTS (CFNA, CLSA) 1,6

Полный набор инструмента. Если у вас есть индикатор часового типа, то тогда можно найти набор без него. Он будет стоить дешевле.

Если у вас нету спецуры, а заменить нужно, существуют сервисы по аренде специнструмента. Их можно найти на Авито и т.п. ресурсах. Или просто в поисковых системах.

Существуют разные артикулы специнструмента JTC-4768A или Licota ATA-2036 — здесь набор без нутромера (его можно купить отдельно). Стоимости наборов в районе 4 000 — 4 500₽.

Либо более дешевый способ покупки через Польшу, единственное там вопрос доставки тут Здесь набор как у меня на фото с нутромером и цена дешевле 3 000₽, но придется решать вопрос с доставкой, т.к. это цена до Калинграда.

Установочное приспособление распределительного вала — T10171.

Держатель шкива коленчатого вала/звездочки распределительного вала — T10172.

Фиксатор шкива коленчатого вала — T30004 (3415).

Цифровой индикатор — VAS 6079.

Держатель цифрового индикатора — T10170.

Фиксатор натяжителя — T40011.

Специальные указания

Отсоедините провод от "-" клеммы аккумуляторной батареи.

Снимите свечи зажигания для облегчения вращения коленчатого вала.

Прокручивайте коленчатый вал только в нормальном направлении вращения (если не указано противоположное вращение).

Соблюдайте моменты затяжек.

Если есть: Перед снятием нанесите установочные метки датчика положения коленчатого вала.

НЕ ВРАЩАЙТЕ коленчатый вал посредством вращения звездочки распределительного вала или других звездочек.

НЕ вращайте коленчатый или распределительный валы при снятой цепи привода ГРМ.

Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2 Замена цепи ГРМ на двигателе BTS (CFNA, CLSA) 1,6 шкода.

Процедуры установки фаз газораспределения

Для снятия/установки цепи привода ГРМ потребуется:

Снятие крышки цепи привода ГРМ.

Снятие поддона (если вы меняете дополнительно цепь масляного насоса). Как показывает моя практика работы с фольксвагеном, это маленькая цепь масляного насоса, и она не растягивается. Поэтому замена только по желанию. В этой посте речь только о замене верхней цепи.

Установите цифровой индикатор и держатель в отверстие свечи первого цилиндра. Убедитесь, что коленчатый вал находится в ВМТ поршня первого цилиндра 1.

Убедитесь, что установочные метки на распределительных валах совмещены, как показано. Если нет, проверните коленчатый вал на один оборот 2.

Установите установочное приспособление распределительного вала 3.

Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2Установка фиксатора T10171 распредвалов при замене цепи ГРМ BTS (CFNA, CLSA) 1,6 л.

Примечание: Если установочное приспособление распределительного вала не может быть установлено, фазы газораспределения выставлены неверно.

Установите фиксатор натяжителя 4.

Снимите звездочки распределительных валов и цепь.

Примечание: Болт звездочки распределительного вала впускных клапанов имеет левую резьбу.

Сориентируйте распределительные валы. Используйте специальный инструмент 3.

Установите звездочки распределительных валов и цепь привода ГРМ.

Затяните болты звездочки распределительного вала. Момент затяжки:

Звездочка распределительного вала впускных клапанов — 40 Нм + 90 °.

Звездочка распределительного вала выпускных клапанов — 50 Нм + 90 °.

Затяните болт шкива коленчатого вала. Момент затяжки:

A — Octavia II: 90 Нм + 90 °.

В — Все остальные модели: 150 Нм + 180 °.

Примечание: Болты шкива коленчатого вала и звездочек распределительных валов повторно НЕ УСТАНАВЛИВАТЬ.

Снимите установочное приспособление распределительного вала. Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.

Проверьте фазы газораспределения 3.

Совет от себя. При замене цепи меняйте моторное масло, така натяжитель цепи натягивается моторным маслом. Лучше, если оно будет новое, как и натяжитель.

Чтобы цепь служила долго, большое значение имеет, как часто меняется моторное масло. Особенно на двигателях с турбиной. Кому интересно, предлагаю ознакомиться с японским опытом замены масла в двигателе (смотрите здесь).
________________________________________

Необходимые запчасти для CFNA:

03C109158A — цепь большая.

03C109469K — направляющая (успокоитель) цепи.

03C109509P — направляющая (успокоитель) цепи.

03C109507BA — натяжитель цепи.

N 91097201 — болт натяжителя цепи.

03C109571F — звезда распредвала (2 шт), меняются по состоянию (внимательно осмотреть).

N 90256202 — болт звезд распредвала.

03C105209AC — звезда коленвала, меняются по состоянию (внимательно осмотреть).

03C109287G — уплотнитель крышки цепи.

D 176501A1 — клей-герметик для уплотнителя крышки цепи (места нанесения смотреть инструкцию).

038103085E — сальник коленвала.

N 91048601 — болт коленвала.

03C115561H фильтр масляный.

N 90813202 пробка масляного поддона.

Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2Как заменить цепь ГРМ на шкода Фабия BTS (CFNA, CLSA) 1,6 (105 л.с). своими руками технологии и руководство. Комплект цепи INA 559 0154 30

Комплекты деталей.

INA 559 0154 30 (полный набор) тут правда идет фазовращатель под CFNA его нет, 559 0154 10 (цепь, натяжитель и успокоители).
___________________________________________

Под мотор 1,2 CGPA (CGPB) запасные части:

N 0138492 уплотнительное кольцо пробки масляного поддона.

038103085E сальник коленвала.

D 174003A2 герметик крышки цепи.

N 90987302 болт коленвала.

03E109571D звезда распредвала 2 шт.

N 90994802 болт распредвала 2 шт.

03E109507AE натяжитель цепи.

N 10700201 болт натяжителя цепи 3 шт.

03E105209S звезда коленвала.

03D198819A масляный фильтр.

По работе замена верхней (большой) цепи на этом двигателе занимает по нормам Завода-Изготовителя — 4,2 н.ч. По ценам для Москвы в пределах 6 720₽, в регионах меньше.

Запчасти на фото: 150215, 153319, 440519. Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2 Заводские нормативы на замену цепи ГРМ двигателя BTS (CFNA, CLSA).

Также при желании могу добавить в запись необходимые детали с номерами для замены, но для этого мне нужен VIN. Сидеть подбирать детали без него — неблагодарное дело.

________________________________________________________________________
Новая серия статей Как выбрать автосервис?

Как определить износ цепи ГРМ на ВАЗ 2106 и заменить её своими руками

В двигателях классической серии «Жигулей» ВАЗ 2101–2107 газораспределительный механизм (ГРМ) приводится в действие двухрядной цепью. Срок службы детали довольно продолжительный и составляет не менее 100 тыс. км пробега. При появлении симптомов критического износа цепной привод желательно заменить целиком, вместе с шестерёнками. Процедура трудоёмкая, но несложная, мастеровитый автолюбитель справится с задачей без особых проблем.

Кратко о конструкции привода

Чтобы самостоятельно поменять цепь и сопутствующие элементы, нужно знать устройство этой части силового агрегата. Механизм, приводящий в движение распределительный вал мотора ВАЗ 2106, включает такие детали:

  • на коленчатый вал насажена малая ведущая звёздочка;
  • большая промежуточная шестерня;
  • верхняя большая шестерёнка прикручена к торцу распределительного вала болтом;
  • двухрядная цепь ГРМ;
  • башмак натяжителя, подпираемый плунжерным штоком;
  • успокоитель — металлическая пластина с износостойкой накладкой;
  • палец — ограничитель биения цепи установлен рядом с нижней звёздочкой.

Схема привода ГРМ ВАЗ 2101—2107

В старых версиях «шестёрки» устанавливался механический плунжер натяжителя, где шток выдвигается под воздействием пружины. Обновлённая модификация автомобиля комплектуется гидравлическим плунжерным устройством.

В процессе работы двигателя цепь ГРМ должна находиться в натянутом состоянии, иначе возникнет биение, ускоренный износ и перескакивание звеньев по зубцам шестерёнок. За натяжку отвечает полукруглый башмак, подпирающий деталь с левой стороны.

После звёздочки распредвала (по ходу вращения) установлена пластина успокоителя, прижатая к цепному приводу. Чтобы в результате сильного растягивания элемент не соскочил с нижней шестерёнки, рядом установлен ограничитель — металлический стержень, вкрученный в блок цилиндров.

Схема ГРМ ВАЗ 2106 с гидравлическим натяжителем

Приводной механизм располагается на переднем торце двигателя и закрыт алюминиевой крышкой, в которой установлен передний сальник коленчатого вала. Нижняя плоскость крышки прилегает к поддону картера — эту особенность необходимо учесть в процессе разборки узла.

Назначение и характеристики цепи

Приводной механизм ГРМ мотора ВАЗ 2106 решает 3 задачи:

  1. Вращает распределительный вал, открывающий впускные и выпускные клапаны в головке цилиндров.
  2. Посредством промежуточной звёздочки приводит в действие масляный насос.
  3. Передаёт вращение валу распределителя зажигания — трамблёру.

Длина и количество звеньев основного элемента привода — цепи — зависит от типа силового агрегата. На «шестые» модели «Жигулей» производитель устанавливал 3 разновидности моторов с рабочим объёмом 1,3, 1,5 и 1,6 литра. В двигателе ВАЗ 21063 (1,3 л) длина хода поршня составляет 66 мм, на модификациях 21061 (1,5 л) и 2106 (1,6 л) – 80 мм.

Двухрядная цепь на двигатель ВАЗ 2106

Соответственно, на силовых агрегатах с разным рабочим объёмом используются цепи двух размеров:

  • двигатель 1,3 л (ВАЗ 21063) – 114 звеньев;
  • моторы 1,5—1,6 л (ВАЗ 21061, 2106) – 116 звеньев.

Как во время покупки проверить длину цепи, не пересчитывая звеньев? Вытяните её на всю длину, уложив обе части вплотную друг к другу. Если оба конца выглядят одинаково, перед вами запчасть на 116 звеньев для двигателей с большим ходом поршня (1,5—1,6 л). На короткой цепи для ВАЗ 21063 одно крайнее звено повернётся под другим углом.

Как проверить количество звеньев цепи ГРМ «Жигулей»

Признаки критического износа детали

В процессе эксплуатации автомобиля цепной привод медленно растягивается. Деформации металлических сочленений не происходит — причина явления кроется в истирании шарниров каждого звена, образовании зазоров и люфта. В пределах 1—2 втулок выработка невелика, но умножьте величину зазора на 116 и получите заметное удлинение элемента в целом.

Как определить неисправность и степень изношенности цепи:

  1. Первый симптом — посторонний шум, доносящийся из-под клапанной крышки. В особо запущенных случаях звук переходит в громкое тарахтение.
  2. Снимите крышку клапанов и проверьте совпадение меток на звёздочке распределительного вала и шкиве коленвала с соответствующими выступами на корпусе. Если наблюдается сдвиг 10 мм и более, элемент однозначно растянут.

Как выставить метки привода ГРМ на «шестёрке»

Однажды в процессе диагностики мотора «шестёрки» пришлось наблюдать такую картину: удлинившаяся цепь не только оборвала успокоитель, но и проделала глубокую канавку в корпусе головки цилиндров. Дефект частично затронул плоскость прилегания клапанной крышки, но трещины и протечки моторного масла не образовались.

Обрыв успокоителя ГРМ на ВАЗ 2101—07

Цепь, растянутая на 1 см и больше, способна перескочить на 1—4 звена по шестерёнкам. Если элемент «перепрыгнул» на одну секцию, нарушаются фазы газораспределения — мотор сильно вибрирует на всех режимах работы, значительно теряет мощность и часто глохнет. Явный симптом — выстрелы в карбюратор либо выхлопную трубу. Попытки настройки зажигания и регулировки топливоподачи бесполезны – «тряска» двигателя не прекращается.

Когда цепь смещается на 2—4 зуба, силовой агрегат глохнет и больше не заводится. Худший сценарий — удар поршня по тарелкам клапанов вследствие большого сдвига фаз газораспределения. Последствия — разборка и дорогостоящий ремонт мотора.

Видео: определение степени износа шестерён ГРМ

Инструкция по замене

Для установки нового цепного привода необходимо приобрести набор запчастей и расходных материалов:

  • цепь двухрядная, подходящая конкретному типу двигателя;
  • 3 шестерёнки — две больших и одна малая (продаются комплектом);
  • башмак натяжного устройства;
  • пластина успокоителя;
  • прокладка передней крышки силового агрегата;
  • герметик силиконовый высокотемпературный.

Ремкомплект привода ГРМ для моделей ВАЗ 2101—2107

Если при диагностике неполадок вы обнаружили потеки масла под шкивом коленчатого вала, стоит приобрести новый сальник, встроенный в переднюю крышку. Деталь несложно поменять в процессе разборки привода ГРМ.

Почему рекомендуется менять все детали привода, включая шестерёнки:

  • в течение продолжительного периода, пока цепь растягивалась, зубья звёздочек тоже успели износиться;
  • по этой же причине истёрлись накладки успокоителя и натяжителя;
  • операция по ремонту очень трудоёмкая, повторять её из-за каждого износившегося элемента привода нецелесообразно.

Критический износ шестерён привода ГРМ ВАЗ 2106

Инструмент и условия ведения работ

Из специальных приспособлений вам понадобится накидной ключ размером 36 мм для откручивания гайки (храповика), удерживающей шкив коленчатого вала. Поскольку храповик расположен в углублении, захватить его рожковым ключом гораздо труднее.

Ключ храповика 36 мм для «Жигулей»

Остальной набор инструментов выглядит так:

  • комплект рожковых ключей и головок с трещоткой и воротком;
  • плоские отвёртки — обычная и усиленная;
  • монтажная лопатка;
  • пассатижи;
  • молоток;
  • ветошь, перчатки защитные.

Инструмент для замены цепи ГРМ «Жигулей»

Удобнее всего выполнять замену цепи ГРМ на смотровой канаве в условиях гаража. В крайнем случае подойдёт открытая площадка, но тогда для разборки узла вам придётся ложиться на землю под машину.

Предварительная разборка

Цель подготовительного этапа — обеспечить удобный доступ к передней крышке силового агрегата и приводу ГРМ. Что необходимо сделать:

  1. Установите авто на смотровую яму и включите ручной тормоз. Для удобства разборки дайте двигателю остыть до температуры 40—50 °С.
  2. Спуститесь в канаву и демонтируйте защиту поддона картера. Сразу же открутите 3 передних болта, соединяющих поддон с торцевой крышкой, ослабьте гайку на нижнем креплении генератора.

Нижнее крепление генератора классических моделей ВАЗ

Как снять воздушный фильтр на «Жигулях»

Тяга привода акселератора ВАЗ 2101—2107

Как снять клапанную крышку двигателя ВАЗ 2106

Точки крепления электровентилятора ваз 2106

Как снять ремень привода генератора на «шестёрке»

Кроме перечисленных деталей вы можете снять другие элементы, например, аккумуляторную батарею и основной радиатор. Эти действия необязательны, но помогут расширить доступ к цепному механизму.

На данном этапе рекомендуется максимально очистить переднюю часть мотора от грязи и масляного налёта. Когда вы снимете крышку привода ГРМ, откроется небольшой проём в масляном картере, куда могут попасть посторонние частицы.

Разборка инжекторной «шестёрки» производится аналогично, только вместе с корпусом воздушного фильтра нужно демонтировать гофрированную трубу, ведущую к дросселю, патрубки вентиляции картера и адсорбера.

Видео: снятие электровентилятора и радиатора ВАЗ 2106

Снятие и установка новой цепи

Если вы впервые разбираете цепной привод распределительного вала, строго придерживайтесь последовательности ведения работ:

    Открутите гайку храповика ключом 36 мм. Для ослабления зафиксируйте шкив любым удобным способом — монтажной лопаткой, мощной отвёрткой либо трубным ключом.

Как открутить храповик на ВАЗ 2106

Как снять шкив с коленвала «шестёрки»

Снятие передней крышки двигателя ВАЗ 2101—07

Как снять шестерню распредвала на ВАЗ 2106

Как выставить метки ГРМ на ВАЗ 2101—2106

Снятие успокоителя ГРМ на двигателе «Жигулей»

Разборка привода ГРМ на ВАЗ 2106

Как снять звёздочку ГРМ с коленвала ВАЗ 2101—2107

В процессе разборки вы можете столкнуться с ситуацией, когда растянутая сверх нормы цепь разрушила или оборвала успокоитель, а обломки упали в картер. В идеале их нужно извлечь, демонтировав поддон. Но поскольку масляный насос оборудован сеткой, а в картере всегда скапливаются отходы, проблема не критична. Вероятность, что остатки детали помешают забору масла, почти нулевая.

При замене цепи на отцовской «шестёрке» меня угораздило уронить в картер отвалившийся кусок пластикового успокоителя. Попытки извлечения сквозь узкий проём оказались неудачными, обломок остался в поддоне. Результат: после ремонта отец проехал более 20 тыс. км и сменил масло, пластик находится в картере по сей день.

Установка новых запчастей и сборка выполняется в следующем порядке:

  1. Вычистите прилегающие поверхности крышки и блока цилиндров, прикрыв картер ветошью.
  2. Опустите новую цепь в проём головки цилиндров и зафиксируйте монтировкой, чтобы она не упала.

Установка новой цепи ГРМ на «классику» ВАЗ

Как правильно установить метки на нижней звёздочке ГРМ ВАЗ 2106

Как натянуть цепь ГРМ на двигателе «Жигулей»

Дальнейшая сборка ведётся в обратном порядке. После крепления шкива рекомендуется повторно убедиться в правильности положения меток. Риска на бортике шкива должна стоять напротив длинной полосы на передней крышке.

Видео: как правильно менять цепь на ВАЗ 2101—07

Можно ли укорачивать растянутую цепь

Теоретически подобная операция вполне возможна — достаточно выбить шплинт одного или нескольких звеньев и заново соединить цепь. Почему подобный ремонт очень редко практикуется:

  1. Сложно оценить степень удлинения элемента и количество убираемых звеньев.
  2. Существует высокая вероятность, что после операции метки перестанут совмещаться на 5—10 мм.
  3. Изношенная цепь однозначно продолжит растягиваться и вскоре опять начнёт тарахтеть.
  4. Истёртые зубья шестерён позволят звеньям легко перескакивать, когда цепь снова вытянется.

Не последнюю роль играет экономическая целесообразность. Комплект запчастей не настолько дорог, чтобы тратить время и силы на попытки отремонтировать деталь путём укорачивания.

Замена цепного привода ГРМ займёт у опытного мастера приблизительно 2–3 часа. Рядовому автолюбителю потребуется вдвое больше времени без учёта непредвиденных поломок. Выделите на ремонт часть выходного дня и сделайте работу без спешки. Не забудьте перед запуском мотора сопоставить метки и убедиться в правильности сборки механизма.

Когда и как производят замену цепи ГРМ – пошаговая инструкция

Цепь ГРМ

Нередко автовладельцам приходится произвести замену цепи ГРМ. Этой детали стоит уделить пристальное внимание, поскольку от неё зависит слаженная работа механизма газораспределения. При этом правильность и последовательность процедуры играет решающую роль в правильной работе двигателя.

Зачем менять цепь ГРМ

На данную деталь в процессе эксплуатации двигателя возлагаются огромные нагрузки, которые через определённый пробег могут вовсе привести к разрыву цепи. При этом повреждение может быть частичным, например, когда от неё отрывается одно из звеньев. Механизм в данном случае продолжает работать, но наблюдается проскальзывание, двигатель начинает работать с перебоями. Поскольку деталь расположена внутри мотора, то, даже при малейших погрешностях, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Из этого следует вывод, что цепь ГРМ необходимо менять своевременно. Если вы любитель дальних поездок, то совсем не лишним будет возить запасную деталь, тем более что много места она не займёт.

Цепь ГРМ

Как определить износ

Как уже было отмечено, цепь в процессе эксплуатации подвергается серьёзным нагрузкам. В результате чего деталь со временем растягивается, соединения звеньев изнашиваются. Рано или поздно такая деталь может перескочить на один или несколько зубьев. В зависимости от двигателя такая ситуация может оказаться достаточно плачевной. Чтобы избежать неприятных последствий, нужно производить замену цепи в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя вашего автомобиля. Мнения специалистов насчёт того, что можно определить износ детали по звуку, расходятся. Некоторые считают — это невозможно, другие придерживаются мнения, что состояние можно определить по следующим признакам:

  1. В районе привода ГРМ появляется характерный звенящий шум. Он также может сопровождаться небольшими ударами. Постепенно звон может усиливаться, что приведёт к возникновению ударов.
  2. При растяжении цепи смещаются фазы газораспределения. В результате впрыск топлива будет ранним либо поздним. Это приводит к воспламенению несгоревшего топлива в глушителе. При наличии выстрелов в системе выхлопа можно судить о неисправности системы ГРМ и в частности цепи.

Рассматриваемая деталь имеет определённый ресурс. В зависимости от мотора и условий эксплуатации он может находиться в пределах 30–160 тыс. км. Даже с учётом рекомендаций завода-изготовителя и соблюдении сроков замены, цифры в реальности могут отличаться. Автомобиль может эксплуатироваться в самых различных условиях и порой достаточно сложных. Производитель проводит тесты своих авто на полигоне, а ежедневная эксплуатация по городским пробкам сказывается куда больше на износе мотора. На сроки замены детали влияют и погодные условия. Несмотря на то, что ремень и цепь ГРМ выполняют одну и ту же функцию и цепь служит гораздо дольше, о её своевременной замене забывать не стоит.

Цепь ГРМ в результате износа

К чему может привести повреждение цепи ГРМ

Сегодня существует немало силовых агрегатов, как современных, так и старых марок, в которых расположение клапанов и поршней выполнено в одном блоке. В процессе работы поршней в цилиндре происходит перемещение топлива и воздуха. Если сказать простыми словами, то, в тот момент, когда поршень находится в верхнем положении, клапаны закрыты. В этот момент происходит воспламенение топливо-воздушной смеси. Когда поршень оказывается в нижнем положении, то клапаны открываются для выпуска отработанных газов и впуска топлива. Таким образом, происходит правильная работа всего механизма, а главное, синхронная.

Если же происходит разрыв, то эта синхронность нарушается. В результате чего происходит удар поршня по клапану, клапан сгибается, возможно повреждение поршня. Двигатель не сможет работать в прежнем режиме, потребуется серьёзный и порой дорогостоящий ремонт. Бывают случаи, когда можно обойтись и малыми затратами. Но важна не только поломка цепи, но и её растяжение, о чём выше уже было отмечено.

Погнутые клапаны двигателя

Когда пора менять

Некоторые производители заверяют, что деталь в процессе всего срока службы автомобиля в замене не нуждается. Это утверждение уместно для идеальных условий эксплуатации авто. Тем не менее замену детали лучше производить при каждых 100 тыс. км. пробега. Если при работе двигателя слышен металлический звон, стук, то, скорей всего цепь растянута и происходит её проскакивание. При таких симптомах замена должна быть безотлагательной. О необходимости замены можно судить по густому сизому выхлопу, падению мощности двигателя, громким звукам в глушителе, резком повышении температуры мотора без каких-либо видимых причин. В большинстве случаев эти признаки появляются вместе и свидетельствуют об износе данной детали.

Если вы приобрели авто с пробегом, то на цепь ГРМ в обязательном порядке нужно обратить внимание. Даже если бывший владелец говорил, что произвёл недавно её замену. Есть некоторые автомобили, у которых на панели приборов присутствует специальный индикатор, сигнализирующий в случае неполадок с газораспределительным механизмом. При несвоевременной замене цепи она будет проскакивать, нанося повреждения головке блока. В лучшем случае это приведёт к согнутым клапанам, в худшем — предстоит замена блока цилиндров, поскольку он попросту придёт в негодность.

Как правильно выбрать новую запчасть

Итак, мы выяснили, когда двигатель нуждается в замене рассматриваемой детали. Но, как её выбрать правильно, ведь цепь может быть как однорядной, так и двухрядной. Для каждого варианта присущи свои плюсы и минусы:

  1. Однорядная цепь обеспечивает некоторое увеличение мощности мотора, способствует уменьшению шума. Связано это с тем, что двигателю легче прокрутить один ряд, чем два.
  2. Несмотря на то, что двухрядная цепь более шумная, она наделена большей надёжностью. Для неё характерен более длительный срок эксплуатации.

Кроме того, цепи имеют разное количество звеньев. В зависимости от марки машины и типа мотора могут применяться разные варианты цепей. Если рассмотреть такие автомобили, как ВАЗ 2101 и 2102 с установленным на них силовым агрегатом объёмом 1,2 и 1,3 л, то они оснащаются деталью на 114 звеньев. Для автомобилей с силовыми агрегатами объёмом 1,5, 1,6 и 1,7 л применяется цепь на 116 звеньев, соответственно. Относится это к моделям ВАЗ 2103, 2107 и 21213. При замене цепи необходимо уточнять информацию в соответствующем документе к автомобилю.

Разновидности цепей ГРМ

Замена цепи ГРМ своими руками

Процедура требует внимания и аккуратности. Если вы привыкли выполнять ремонт авто самостоятельно, то замена цепи не должна вызвать особых сложностей. Перед началом работ необходимо подготовить соответствующие инструменты. Перечень может отличаться в зависимости от марки автомобиля. Мы же рассмотрим замену детали на примере Nissan Almera. Потребуется такой набор инструментов:

  • шестигранный ключ на 6;
  • головки на 12, 13, 14;
  • зубило и небольшой молоток;
  • ветошь;
  • ёмкости, чтобы можно было слить жидкости;
  • динамометрический и разводной ключи;
  • брусок из дерева;
  • обезжириватель и герметик;
  • новая цепь.

Цепь ГРМ в процессе замены

Процедуру по демонтажу проводим следующим образом:

  1. Начинаем со снятия с катушек зажигания проводов и их выкручивания. Убираем детали в сторону. Чтобы ничего не перепутать в процессе сборки, лучше все пронумеровать.
  2. С крышки клапанов снимаются воздушные шланги. Крышка крепится при помощи болтов. Её потребуется также снять, тогда откроется доступ к цепи.
  3. Снимается правая подушка двигателя. В противном случае она будет препятствовать разборке.
  4. Подставляем подходящую ёмкость, отвинчиваем пробку и сливаем моторное масло. Ожидаем, пока оно полностью стечёт, снимаем масляный фильтр.
  5. Берём ещё одну ёмкость и сливаем антифриз с радиатора, открыв при этом крышку, чтобы жидкость стекла полностью.
  6. Далее, демонтируется радиатор охлаждения, снимается ремень привода генератора и хомут подводящего патрубка.
  7. Следующий этап — демонтаж ГБЦ. Крышка головки узла фиксируется при помощи четырёх винтов. Откручиваем их и убираем крышку вместе с вентилятором и сопутствующими элементами.
  8. Потребуется открутить поддон мотора. Для этого снимаем глушитель, крепление которого выполнено несколькими болтами.
  9. Ослабляем винты, крепящие шкив помпы. Это позволит убрать ремни, подходящие к системе климата и управления.
  10. Необходимо найти место между коленчатым валом и боковой частью картера. Сюда нужно поместить деревянный брусок и снять шкив коленвала. Чтобы открутить болт, используется головка необходимого размера.
  11. Далее, снимаем шкив помпы. Под ним располагается прокладка, которую также потребуется снять. На время демонтируется и масляный насос.
  12. На этом подготовка к снятию цепи закончена. Можно приступать к её демонтажу. Шестерни распредвала закреплены винтами, которые нужно открутить. Фиксация распределительного вала производится разводным ключом.

Цепь демонтируют в такой последовательности:

  1. Снимается успокоитель цепи (планка вверху).
  2. Снимаем натяжитель и планку, которая отвечает за натяжение успокоителя. Натяжитель необходимо внимательно осмотреть, возможно, потребуется и его замена.
  3. Нижняя планка надевается на шпильку.
  4. Снимаем цепь.
  5. При помощи плоской отвёртки снимаем расположенную внизу шестерню.
  6. Теперь можно сравнить новую деталь со старой. Разница должна быть заметна: у старой цепи длина будет большей.
  7. Далее, производят монтаж новой цепи, смазав её моторным маслом.
  8. Процесс сборки производится в обратной последовательности. Все детали механизма необходимо очистить. Для чистки боковой части двигателя пригодится обезжириватель и чистая ветошь.
  9. Для правильной установки цепи нужно следить, чтобы метка на ней совпала с метками на шкивах. Далее, боковину мотора смазывают герметиком, закручивают болты, которыми выполняется крепление крышки. Нужно подождать некоторое время, чтобы герметик высох. Все последующие действия по сборке производятся в обратной последовательности.

Видео: пример замены на автомобиле Ниссан Альмера

Как может располагаться

Обычно в моторах с цепным приводом ГРМ его расположение может быть передним либо задним. Первый вариант предполагает установку привода со стороны приводного элемента. Во втором варианте привод располагается со стороны коробки передач и маховика. Переднее расположение наиболее распространено и этому есть вполне логичное объяснение: более простой ремонт и обслуживание. Несмотря на меньшую популярность, второй вариант также применяется, причём такими известными брендами, как Audi и BMW.

По утверждениям производителей, приводной элемент разрывается в результате несоблюдения рекомендаций, которые приводятся в руководстве по эксплуатации. Цепь тесно связана с такой деталью, как натяжитель. Он может выйти из строя из-за применения некачественного масла. Его продолжительность эксплуатации также зависит от показателей давления в системе смазки. Если мотор расходует масло и не предпринимается никаких действий по устранению проблемы, то со временем давление в системе снизится. В результате цепь должным образом натянута не будет, что повлечёт к её разрыву.

Расположение цепи ГРМ сзади двигателя

Натяжение цепи после замены

После того как выполнена замена детали, потребуется её натяжение. Рассмотрим в качестве примера автомобиль ВАЗ 2101. Перед тем как приступить к выполнению процедуры, нужно убедиться в отсутствии механических повреждений основных элементов ГРМ, для чего снимают клапанную крышку. При наличии дефектов производят замену повреждённых деталей. Чтобы выполнить натяжение цепи понадобятся:

  • ключи на 13 и 38;
  • плоская отвёртка;
  • плоскогубцы.

Автомобиль предварительно устанавливают на удобную площадку, под колёса подставляют упоры, чтобы избежать случайного движения. Рычаг КПП (коробки переключения передач) переключают в нейтральное положение. Далее:

Метки на шестерне распредвала

  1. Натяжитель располагается около водяного насоса под патрубками. С помощью ключа на 13 отпускаем его. При ослаблении цепи башмак должен отщёлкнуть.
  2. Ключом на 38 прокручиваем шкив коленвала на 2 оборота по часовой стрелке.
  3. Вал проворачивают до тех пор, пока не совпадут метки на корпусе подшипников и на распределительном валу. При проворачивании коленвала произойдёт требуемое натяжение цепи.
  4. Отвёрткой проверяют натяжение. Если цепь натянута, то ключом на 13 затягиваем натяжитель.

Видео: как правильно отрегулировать натяжители цепи

После проделанных действий нужно проверить работу двигателя. Какие-либо посторонние шумы должны отсутствовать. Если же они остались, то причиной может быть успокоитель. В этом случае проверяют его исправность и в случае необходимости производят замену.

Важно: при регулировке натяжения цепи нужно следить за метками, чтобы фазы газораспределения не изменились.

Замену цепи ГРМ важно выполнить своевременно и правильно. Сделать процедуру можно самостоятельно, придерживаясь пошаговой инструкции.

Как заменить цепь ГРМ своими руками

Цепь ГРМ — это одна из главных деталей двигателя автомобиля, за счет которой крутящий момент от коленчатого вала передается на распределительный. Если она рвется, то двигатель перестает работать. Следовательно, от работы этого механизма зависит работоспособность всей машины.

Замена цепи — процесс трудоемкий и дорогостоящий, тем более если заказывать услугу в автосервисе. Однако, детально изучив процесс замены — можно научиться менять цепь самостоятельно. О том, как это правильно сделать, пойдет речь в этой статье.

Зачем нужна цепь в работе газораспределительного механизма ДВС

Газораспределительный механизм обеспечивает в двигателе внутреннего сгорания впуск и выпуск рабочего топлива, используя систему клапанов. Распределительный вал двигателя, вращаясь, создает непрерывную работу клапанов ГРМ, тем самым запуская весь процесс внутреннего сгорания.

Вращение распред. вала обеспечивается работой коленчатого вала, крутящий момент от которого передается при помощи цепи или зубчатого ремня.

На концах обоих валов установлены шестеренки-звезды, на которых крепится цепь или ремень, именно они создают натяжение и необходимую скорость вращения.

Когда пора менять цепной привод двигателя

Во время каждодневной эксплуатации автомобиля, цепной механизм больше всего подвергается нагрузкам и изнашивается. Поэтому важно знать, когда он выходит из строя, чтобы вовремя сделать замену.

У каждой цепи ГРМ есть определенный срок службы, в течении которого по общим правилам замена, не нужна. Однако бывают случаи, когда цепной привод (ЦП) внезапно рвется или часть звеньев приходят в негодность, провоцируя нестабильную работу всего двигателя.

Чтобы не пропустить этот момент, рекомендуется периодически проверять ЦП на предмет механических повреждений и обязательно перед длительными поездками на большие расстояния, а замену делать строго по техническим данным и рекомендациям производителя автомобиля.

В то же время, стоит отметить, что опытные мастера-автолюбители умеют определять поломку механизма ЦП на слух.

Так для неисправного ЦП, при включенном двигателе характерны следующие звуки:

  • появление характерного звенящего шума в районе цепного механизма;
  • периодические удары и стук, исходящие из района, где расположен ЦП в двигателе;
  • выстрелы и микровзрывы в системе выхлопа и глушителе.

Если же нужно проверить работоспособность ЦП визуально, чтобы точно удостовериться в его (не)исправности, то необходимо вскрыть двигатель.

Последствия неисправностей

В зависимости от сложности поломки ЦП она может привести, как к временной неисправности двигателя, так и к полному его выходу из строя с последующей заменой.

Статья по теме: Как работает автомобиль с АКПП и МКПП

Так, если связь между коленвалом и распредвалом прекращается в результате обрыва цепи, то крутящий момент перестает туда поступать. Происходит остановка работы клапанов, однако поршневая система продолжает работать в том же режиме, что и до поломки.

Так как поршни и клапана работают в синхронном режиме, то из-за остановки вторых происходит столкновение с первыми, в результате чего обе запчасти могут быть полностью разрушены.

В этом случае, исходя из конструктивных особенностей конкретной марки двигателя, — он либо подлежит комплексному ремонту, либо нет и тогда приходится покупать новый.

Как заменить цепь ГРМ в гаражных условиях

Чтобы сделать замену цепи в гараже своими руками понадобится немного терпения, набор гаечных ключей, новая цепь и натяжитель. Рассмотрим поэтапно процесс замены цепи ГРМ на примере автомобиля Шевроле Нива.

Процесс разборки и снятия

Автомобиль загоняется на яму в гараже и ставится на ручной тормоз, под колеса устанавливаются подпорки.

Открываем капот и снимаем крышку двигателя.

Сливается тосол, для лучшего доступа к двигателю снимается радиатор и вентилятор.

Снизу на днище автомобиля снимается защита двигателя. Это делается для того, чтобы можно было удобно добраться до шкива коленвала.

Чтобы отвернуть шкив коленвала сначала его нужно зафиксировать от проворотов — для этого в корпусе сцепления снизу сверлится небольшое отверстие и нарезается резьба под болт 6-го размера.

Болт вворачивается в просверленное отверстие, тем самым фиксируя зубья венца моховика. Таким образом, коленвал блокируется, что исключает его вращение.

С помощью лома и специальной гаечной головки (на 38) отворачивается и снимается шкив коленвала.

Снимаются натяжные ролики и лобовая крышка двигателя.

Очищаем рабочие поверхности от грязи и пыли.

Теперь снимается натяжитель цепи. Перед тем как его снять необходимо пометить белым маркером цепь в местах соединения с коленвалом и распредвалом, чтобы потом можно было ровно также поставить новую цепь на место.

Затем снимается башмак натяжителя и успокоитель. Крутить нужно очень осторожно, чтобы клапана не ударили о борт.

После того как башмак натяжителя снят, ослабляется крепление датчика распредвала и цепь легко снимается.

Когда ЦП снят переходим к следующему этапу по установке новых деталей.

Процесс установки нового ЦП

Старая цепь прикладывается к новой, на которую переносятся отметки белым маркером, сделанные в тех местах, где она будет одеваться на валы.

Перед тем как одевать новый ЦП, его необходимо смазать машинным маслом.

ЦП устанавливается через низ, при помощи небольшой медной проволочки она заводится снизу в двигатель и аккуратно надевается на валы (сначала на колен., потом — распред.).

После того как цепь одета ставится на место башмак натяжителя и успокоитель.

Последним ставится цепной натяжитель. Эта деталь отвечает за натяжение цепи, поэтому желательно его менять вместе с ней. Когда он установлен, выдергивается специальная чека и цепной механизм натягивается.

После того как двигатель собран, ЦП заменен, зажимаются болты и делается старт мотора, проверяется на наличие посторонних шумов, если замена произведена успешно и правильно, то их не должно быть.

Подробная видео-инструкция по замене цепного механизма ГРМ ДВС на Шевроле-Нива приведена ниже.

Правильное натяжение цепи ГРМ

За натяжение цепного механизма ГРМ отвечает натяжитель. Он должен быть выставлен точно по меткам на валах и цепи. ЦП должен быть натянут таким образом, чтобы не было провисаний.

Каждое звено должно плотно прилегать к шестеренке на валах. При работе двигателя звук должен быть ровным без посторонних скрипов и шумов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *