Как отбалансировать вентилятор охлаждения радиатора
Перейти к содержимому

Как отбалансировать вентилятор охлаждения радиатора

  • автор:

Балансировка вентилятора охлаждения радиатора (Карлсона)

Предыстория
Имелась проблема в виде тряски во время работы вентиляторов охлаждения радиатора.
Авто с кондиционером, вентилятора 2, работают они всегда в паре.
Тряска была очень сильная, вибрация по педалям рулю да и по всему салону.
Еще одна из проблем была в виде оторванного левого (со стороны водителя) крепления радиатора.

Решение
Полазив по драйву и по всевозможным форумам наткнулся на статью azlk-team, Балансировка карлсона.
Решение интересное, но показалось слишком замороченным.
Процесс идентичный, но в роли измерителя вибрации уже служит телефон с приложением, далее опишу коротко.

Требуется.
1. Нужен грузик, что ни будь липкое, сойдет пластилин как у автора вышеуказанной статьи.
2. Ювелирные весы, сойдут любые не дорогие, я брал с погрешностью 0.1 гр.

Фото в бортжурнале Skoda Octavia A4 Mk1Весы

3. 2 провода длинной пол метра (можно и меньше)
4. Смартфон со скаченным приложением типа измерителя вибрации, для android я использовал приложение из Play Маркета, "Вибромер" от maruar.

Фото в бортжурнале Skoda Octavia A4 Mk1Вибромер

5. Желательно 2 пары рук, но можно и без них.
6. Карандаш, фломастер итд.
7. Бумажка, тетрадь итд, для графика.

Подготовка
1. Снимаем пластиковую декоративную крышку ДВС основную и ту что в районе щупа,
отсоединяем штекеры вентиляторов (снизу справа от большого вентилятора), и вытаскиваем штекеры как можно выше.
2. Подключаем к штекеру 2 наших провода так, что бы при подключении к аккумулятору вентилятор сработал и крепим к штекеру так что бы держалось хорошо.
3. Нумеруем по внешнему ободу каждую лопасть, у нас их 7.
4. Рисуем график Y (Шкала вибрации) скажем на 10 см, и X (кол-во) лопастей, у нас их 7.
4. На телефоне отключаем автоматическую блокировку что бы дисплей не гас, включаем измеритель вибрации, кладем телефон на телевизор либо рядом с ним, датчики у смартфонов достаточно чувствительные.

Измерение
5. Далее подключаем 2 провода к клеммам + и — (вот тут вторая пара рук ускоряет процесс)
6. Получаем исходное значение и записываем.
7. Приклеиваем кусок пластилина к внутренней стороне обода вентилятора возле первой лопасти, по весу отмерьте приблизительно 1 гр, далее пункт 5, получаем значение и записываем себе в график под первой лопастью итд.

Получим график как у автора статьи, далее играемся с весом и находим оптимальный вариант.

Фото в бортжурнале Skoda Octavia A4 Mk1Большой вентилятор, справа вверху итог Фото в бортжурнале Skoda Octavia A4 Mk1Малый вентилятор

В моем случае результат такой
Большой вентилятор было 3.3 MMI, стало 1.7 MMI, с грузиком у 6 лопасти на 1.25 гр.
Малый вентилятор было 1.7 MMI, стало 1.1 MMI с грузиком у 5 лопасти на 0.18 гр.

Это результаты с оторванным креплением радиатора, временный крепеж значительно убавил оставшуюся вибрацию.

Я вентилятор не сверлил и в виде балансировочного грузика использовал кусок резины и клей, просто приклеил туда же куда и клеил пластилин (внутренняя сторона обода вентилятора).
На всякий случай место пометил, но не думаю, что отвалится)

Вот и все.
На все ушло наверное часа полтора.
Вибрация уменьшилась значительно и почти не чувствуется, еле заметная легкая вибрация на руле присутствует скорее из-за износившихся подушек радиатора и поломанного крепежа на стяжках, думаю в идеале и этого бы не чувствовалось.

Вентилятор сильно вибрирует? Балансировка своими руками

Вибрация вентилятора всегда вызвана разбалансировкой. Если вернуть баланс его крыльчатке, то он снова начнет работать тихо и спокойно. Сделать это несложно, нужно просто отгрузить лопасти.

Что потребуется:

  • Маркер;
  • дрель с тонким сверлом;
  • саморез;
  • отвертка.

Процесс балансировки вентилятора

Сначала нужно определить тяжелую часть крыльчатки. Если потрясти корпус вентилятора, то она провернется вниз.

Ставим метку на нижней точке крыльчатки, и повторяем процесс, чтобы перепроверить, окажется ли та снова снизу.

Найдя тяжелую часть, нужно соответственно прибавить массы крыльчатке с противоположной стороны. Для этого сверим ее напротив метки, и вкручиваем в отверстие саморез.

Теперь снова встряхиваем вентилятор. Если часть с саморезом окажется визу, то с грузилом перестарались. Нужно закрутить саморез ближе к оси, либо обточить, чтобы облегчить.

Когда же внизу оказывается снова метка, то саморез необходимо отдалить от оси. Наша цель добиться, чтобы крыльчатка перестала проворачиваться.

Как только удастся добиться баланса, вентилятор перестанет вибрировать. Это очень простой способ решит его излишнюю шумность и неустойчивость.

Балансировка вентилятора охлаждения двигателя: советы и руководство для самостоятельного выполнения

Вентилятор охлаждения двигателя играет важную роль в поддержании оптимальной температуры работы двигателя автомобиля. Если вентилятор неравномерно распределен между его лопастями, это может привести к вибрации и шуму, а также значительно сократить срок его службы. Следующая инструкция поможет вам самостоятельно сбалансировать вентилятор охлаждения двигателя и устранить негативные последствия.

Шаг 1: Начните с выключения двигателя и остужения вентилятора. Это предотвратит возможность получения травмы или повреждения.

Шаг 2: Снимите вентилятор охлаждения с двигателя. Обычно он закреплен на ремне либо болтами, которые легко откручиваются. При необходимости обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля.

Шаг 3: Проверьте лопасти вентилятора на наличие загрязнений, повреждений или износа. Очистите их при необходимости и замените поврежденные или изношенные лопасти.

Шаг 4: Расположите вентилятор на гладкой поверхности и убедитесь, что он не кривой или перекошенный. Если вентилятор имеет видимые дефекты, замените его новым экземпляром.

Шаг 5: Используйте калибровочные грузы или кусок металла, чтобы уравновесить вентилятор. Перемещайте грузы в разные места на лопастях, чтобы добиться баланса.

Шаг 6: Повторно установите вентилятор охлаждения на двигатель, следуя обратной последовательности действий, указанной в руководстве по эксплуатации. Проверьте, работает ли вентилятор плавно и без вибрации.

Балансировка вентилятора охлаждения двигателя является важным этапом обслуживания автомобиля, который может быть выполнен самостоятельно. Следуйте описанным выше шагам и будьте внимательными, чтобы избежать повреждений или травм. В случае сомнений или проблем, лучше обратиться к профессионалам или авторизованному сервисному центру.

Подготовка рабочего места

Перед началом работы по сбалансировке вентилятора охлаждения двигателя необходимо правильно подготовить рабочее место. Вот несколько важных шагов, которые помогут вам выполнить эту задачу безопасно и эффективно:

  1. Выберите хорошо освещенное место: Убедитесь, что ваше рабочее место хорошо освещено, чтобы вы могли ясно видеть все детали и инструменты. Это поможет избежать ошибок и повреждений.
  2. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз и установите блокировку колес: Прежде чем начать работу, убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности, поставлен на стояночный тормоз и установлены блокировки на задних колесах. Это обеспечит дополнительную безопасность во время работы.
  3. Используйте безопасные подставки для автомобиля: Если вам требуется поднять переднюю или заднюю часть автомобиля, используйте подставки или домкраты, чтобы убедиться, что автомобиль надежно удерживается и не может свалиться во время работы.
  4. Подготовьте необходимые инструменты и материалы: Перед началом работы убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и материалы, чтобы выполнить задачу. Это может включать в себя ключи, отвертки, присоски и другие инструменты, а также специальные материалы, такие как грузики для балансировки вентилятора.
  5. Организуйте рабочую зону: Проведите время для организации рабочей зоны. Убедитесь, что все инструменты и материалы находятся рядом с вами и легко доступны, чтобы вы смогли выполнять работу без проблем.
  6. Оденьте защитную одежду: Прежде чем начать работу, оденьте защитные очки, перчатки и другую необходимую защитную одежду. Это поможет защитить вас от возможных травм и повреждений.

Подготовка рабочего места перед началом сбалансировки вентилятора охлаждения двигателя — важный шаг для безопасной и успешной работы. Прежде чем продолжить с основными шагами балансировки, убедитесь, что вы выполнили все указанные выше пункты.

Зайдите под капот автомобиля

Шаг 1: Перед началом работы убедитесь, что двигатель полностью остыл. Никогда не выполняйте данную процедуру на горячем двигателе, чтобы избежать возможного ожога.

Шаг 2: Откройте капот автомобиля, нажав на кнопку или рычаг водительского отсека. Затем поддерживайте капот с помощью специальной штанги или фиксатора, чтобы он не закрылся случайно.

Шаг 3: Обратите внимание на положение вентилятора охлаждения двигателя. Вентилятор может быть установлен как непосредственно на передней стороне двигателя, так и на его задней стороне. Убедитесь, что вентилятор доступен для регулировки.

Шаг 4: В случае, если вентилятор охлаждения двигателя оснащен защитной крышкой или обтекателем, снимите ее при необходимости. Обычно это делается путем откручивания нескольких винтов или защелок.

Шаг 5: Проверьте аккуратно лопасти вентилятора на наличие повреждений или сгибов. При обнаружении каких-либо проблем снимите вентилятор и замените поврежденные лопасти или всю его конструкцию.

Шаг 6: В случае, если вентилятор требуется балансировка, найдите их центровочные отметки. Это обычно метки или позиционные пазы, указывающие на точку равновесия лопастей.

Шаг 7: Используя специальные балансировочные грузики, пристегните их к лопастям в местах, указанных центровочными отметками. Обычно грузики крепятся с помощью самосцепляющихся винтов или зажимов.

Шаг 8: Повторно установите вентилятор на его место и убедитесь, что он надежно закреплен. Затем снова прикрепите защитную крышку или обтекатель, если они были сняты.

Шаг 9: Закройте капот автомобиля и убедитесь, что он надежно зафиксирован.

Теперь, после выполнения всех указанных шагов, вентилятор охлаждения двигателя должен быть сбалансирован и готов к работе. Периодически проверяйте его состояние и проводите необходимые корректировки при обнаружении каких-либо проблем.

Отсоедините электрическое соединение

Прежде чем начать балансировку вентилятора охлаждения двигателя, необходимо отсоединить электрическое соединение. Это предотвратит возможное включение вентилятора или получение электротравмы при работе с ним.

Чтобы отсоединить электрическое соединение, найдите разъем, который связывает вентилятор с системой электропитания автомобиля. Обычно этот разъем находится вблизи вентилятора или в проводке рядом с ним.

Шаги для отсоединения электрического соединения:

  1. Осторожно осмотрите разъем для определения типа соединения: может использоваться штыревой, торцевой или иной тип разъема.
  2. Убедитесь, что двигатель автомобиля выключен и зажигание выключено.
  3. При необходимости используйте подходящий инструмент, такой как отвертка или плоскогубцы, чтобы аккуратно отсоединить разъем.
  4. Осмотрите разъем и соединяющие провода на наличие повреждений, ослабленных соединений или окисленности. Если обнаружены проблемы, примите меры для их решения.
  5. При необходимости закрепите отсоединенный разъем, чтобы он не вибрировал или повреждался во время балансировки вентилятора.

Когда электрическое соединение отсоединено, вы можете продолжить сбалансировку вентилятора охлаждения двигателя. Обратитесь к следующему разделу для получения подробной инструкции.

Удалите вентилятор охлаждения

Прежде чем начать сбалансировать вентилятор охлаждения двигателя, необходимо его удалить. Следуйте этим шагам, чтобы успешно выполнить задачу:

1. Подготовьте инструменты

Убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты для работы:

  • Ключ для снятия гайки вентилятора.
  • Отвертка или молоток с плоской отверткой для снятия зажимных колец или пружин.
  • Гаечный ключ или торцовый ключ для снятия крепежных болтов.

2. Отключите аккумулятор

Перед тем, как приступить к работе, убедитесь, что автомобиль выключен, и отключите отрицательный клемму аккумулятора. Это нужно сделать для вашей личной безопасности.

3. Найдите вентилятор

Вентилятор охлаждения обычно находится перед радиатором двигателя. Он подключен к двигателю с помощью ремня привода и крепится к радиатору крепежными болтами или зажимными кольцами.

4. Отсоедините электрические соединения

Перед тем, как снимать вентилятор, необходимо отсоединить электрические соединения. Отключите разъем провода, который подает электропитание на вентилятор.

5. Отсоедините вентилятор от радиатора

Если вентилятор крепится к радиатору с помощью зажимных колец или пружин, используйте отвертку или молоток с плоской отверткой, чтобы их снять. Если вентилятор крепится к радиатору болтами, используйте гаечный ключ или торцовый ключ для их откручивания.

6. Отсоедините вентилятор от двигателя

Если вентилятор приводится в движение ремнем привода, снимите ремень, используя соответствующий инструмент. Если вентилятор приводится в движение электрически, просто отсоедините его от крепления.

Теперь вентилятор охлаждения успешно удален и вы готовы к следующим этапам сбалансировки. Не забудьте сохранить все крепежные элементы и провести инспекцию вентилятора, чтобы выявить какие-либо повреждения или износ.

Очистите вентилятор от накопившейся грязи и пыли

Перед началом очистки убедитесь, что двигатель и вентилятор охлаждения остыли. Никогда не пытайтесь очистить вентилятор, когда он все еще горячий.

Используя мягкую щетку или компрессор воздуха, аккуратно удалите пыль и грязь с лопастей вентилятора. Обратите внимание на углубления и места, где грязь может скапливаться особенно сильно.

После удаления грязи, протрите лопасти вентилятора сухой тряпкой, чтобы удалить остатки пыли и влаги.

Если вентилятор очень сильно загрязнен и предыдущие шаги не помогли, вы можете снять вентилятор с двигателя для более тщательной очистки. В этом случае, следуйте инструкциям производителя по снятию и установке вентилятора.

При выполнении любых действий, связанных с обслуживанием и ремонтом вентилятора охлаждения двигателя, будьте осторожны и соблюдайте правила безопасности. Если вы не уверены в своих навыках, лучше обратиться к специалисту.

Проверьте баланс вентилятора

После того, как вы произвели все регулировки, необходимо проверить баланс вентилятора. Неправильный баланс может привести к вибрации и повреждению двигателя.

Для проверки баланса вентилятора, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выключите двигатель и дайте ему полностью остыть.
  2. Убедитесь, что вентилятор свободно вращается без каких-либо помех.
  3. Поставьте вентилятор на ровную поверхность, чтобы он мог вращаться свободно.
  4. Проверьте, что вентилятор не соприкасается с другими частями двигателя или радиатора. Если это происходит, нужно скорректировать положение вентилятора.
  5. После того, как вы убедились, что вентилятор расположен правильно, медленно вращайте его и обратите внимание на любые неровности или неправильное вращение.
  6. Если вы заметили неравномерное вращение, вам понадобится балансировочный набор, состоящий из специальных грузиков.
  7. Осторожно добавьте грузики на вентилятор в равномерно распределенных местах.
  8. После установки грузиков повторно проверьте баланс вентилятора.

Если вентилятор по-прежнему вибрирует или неравномерно вращается, необходимо повторить процесс балансировки. Помните, что правильный баланс вентилятора является ключевым элементом эффективного охлаждения двигателя.

Балансировка карлсона

Метод направлен на устранение только «статической » неуравновешенности, но в «динамическом » режиме, т.к. значительная сила трения в подшипниках и щетках не позволяет сделать это обычным способом.

Задача разбивается на 2 этапа:
I.найти точку установки груза
II.подобрать массу груза

Поэтапно:
1. Снимаем декоративную решетку, наносим на обод в районе конца лопасти линию c номером лопасти, я использовал флакончик с кисточкой-пробкой для подкраски.

2. Собираем измерительную установку. На радиатор закрепляем (например , суперклеем) магнит от дверной защелки; у меня рамка радиатора (ваз2110 ) из оцинковки, я его просто примагнитил. В качестве датчика вибрации используем любую катушку с сердечником. Для первых опытов я использовал ферритовый стержень от радиоприемника, но число витков было маловато и ЭДС незначительно.

Потом я применил тяговую катушку от реле (чем выше рабочее напряжение, тем лучше), сняв подвижный магнитопровод-толкатель.

Катушка жестко крепится к двигателю, причем зазор между торцом катушки и магнитом подбирается экспериментально по максимуму ЭДС (раскрутив вентилятор до рабочей частоты вращения), после чего болт затягивается и в процессе измерения лишний раз ничего не трогается. ЭДС, наводимая в катушке, будет пропорциональна частоте вращения и линейному перемещению магнита (в первом приближении). Частоту считаем постоянной и для простоты биения измеряем в милливольтах или микроамперах переменного тока. Я измерял в микроамперах, мой мультиметр в таком режиме оказался чувствительнее

Хочу добавить, что далеко не каждый китайский мультиметр имеет такой режим измерения, и его следует искать в первую очередь.

3. Установка готова, приступаем к измерениям. Достаем перемычку из места постоянного хранения:

Вынимаем 3-е реле и вставляем перемычку:

Дав раскрутиться вентилятору, фиксируем величину начального биения, у меня -102мкА. Останавливаем, лепим кусочек пластилина под 1 риску (как на первом фото). Массу следует подобрать такую, чтобы биение стало примерно в 1,5 раза больше или меньше. Записав величину биений, аккуратно переставляем наш грузик (без потерь массы пластилина) под следующую риску, замеряем – и так обходим все риски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *