Как часто менять тормозную жидкость
Перейти к содержимому

Как часто менять тормозную жидкость

  • автор:

Как часто нужно менять тормозную жидкость?

Итак, исправная тормозная система – залог безопасного движения, именно поэтому так важно следить за тормозами и вовремя менять ТЖ. Те водители, которые не пренебрегают своей и чужой жизнью, не редко интересуются, как часто менять тормозную жидкость, чтобы соблюдать одну из самых важных периодичностей замены расходников.

Забегая наперед и не заставляя читать всю статью, отвечу сразу – менять тормозную жидкость нужно не реже одного раза после двух лет эксплуатации, а если это спорткар, то у два-три раза чаще.

Зачем менять тормозную жидкость?

Цифры периодичности замены "тормозухи" производители не придумывают, а регламентируют полагаясь на состав жидкости и её свойства.

Для справки: температура кипения тормозной жидкости составляет около 200 – 260 °С, но гигроскопичность (поглощение влаги) со временем понижают этот порог, в то время как жидкость при движении по городу может нагреваться до 150 — 180°С. И когда достигается эта точка кипения, образовываются воздушные пузыри, что приводит к выбросу тормозной жидкости в резервный бачок, а как результат – низкий уровень не позволит создать требуемого давления при резком торможении, провал педали тормоза неизбежен!

Когда содержание влаги в тормозной жидкости превышает более 3% температура кипения — понижается от 30 до 50°С.

Не менее значимым предлогом к замене жидкости являются химические свойства различных присадок, которые со временем, начинают разлагаться, способствуя утрате своих свойств.

Когда менять тормозную жидкость?

Зачастую регламент замены предлагаемый производителем составляет около 30 – 60 тыс. км. пробега, что составляет где-то раз в два года, при чем наличие такой дополнительной системы как АБС ни в коей мере не влияет на периодичность. А если вопрос касается спортивных авто типа Lamborghini или Ferrari, то замену тормозной жидкости нужно производить уже после 15 тыс. км. т.к. скоростные режимы на таких авто значительно выше. Но такие данные только ориентировочные, потому как если изменился цвет жидкости (появилось замутнение или осадок), то иногда приходится менять тормозную жидкость и раньше, чем оговаривалось.

Эксплуатация автомобиля с помутнением жидкости или осадком в ней, может привести к неисправностям в тормозной системе.

Поэтому кроме показателей пробега хорошим индикатором потребности менять тормозную жидкость является её цвет. Хотя визуальный контроль не единственный способ следить за состоянием. Например, на СТО для проверки жидкости используют специальные тестеры, определяющие процентное соотношение влаги и на табло выводят данные о потребности замены.

Тормозную жидкость на гликолевой основе в идеальном соотношении рекомендуется менять каждые 40 000 км. А если у вас залита силиконовая ТЖ, то тут могут быть совершенно другие данные по частотности замены, которые могут доходить до 5 лет.

Дополнительным приводом к внеплановой смене "тормозухи" может стать разгерметизация тормозной системы, поскольку кроме того что может вытечь часть жидкости, так еще и та что осталась достаточно быстро насыщается кислородом и понижается порог кипения ТЖ.

Водитель всегда должен помнить об ответственности вопроса как часто менять тормозную жидкость, ведь у тормозов нет права на отказ.

Отличительные особенности тормозных жидкостей класса DOT.

Основные отличия тормозных жидкостей — температура кипения и абсорбция влаги. Чем выше температура кипения, тем лучше тормозная жидкость, но при этом будет она будет дороже.

Тормозная жидкость класса DOT 3 – для этого класса жидкостей основа — соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость ее изготовления, но при этом DOT-3 более гигроскопична, то есть быстрее накапливает влагу. И это приводит к снижению температуры кипения у тормозных жидкостей данного класса.

Тормозная жидкость класса DOT 4 – жидкость с улучшенными характеристиками, рассчитанные на работу в автомобилях с дисковыми и дисковыми вентилируемыми тормозами. Ее основа — соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, которая входит в состав DOT-4 полностью нейтрализует конденсат воды. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, и способствует поддержанию заданного уровня температуры кипения, а также увеличивает срок службы жидкостей класса DOT-4.

Тормозная жидкость класса DOT-4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.

Тормозная жидкость класса DOT 5 — изготавливается но основе силикона и негигроскопична, то есть не поглощает попавшую в тормозную систему влагу не смешивается с ней, и это может привести к накоплению воды в нижних точках тормозной системы и в замерзании этой попавшей в систему воды при низких температурах.

Тормозная жидкость класса DOT 5.1 – жидкость этого класса имеет состав похожий на жидкость DOT-4 но, за счет использования присадок имеет большую температуру кипения. Это позволяет применять DOT 5.1 в тормозных системах автомобилей, развивающих большую скорость.

Смешивание тормозных жидкостей: если в тормозную систему залита жидкость класса DOT 5 (не путать с DOT-5.1!) — нельзя доливать жидкость DOT 3 или DOT 4. Это приведет к выходу из строя тормозной системы.

Тормозные жидкости класса ДОТ-4 разрешается смешивать с ДОТ-3 и смешивать

одинаковые жидкости между собой.

Необходимо соблюдать правило по которому более высокий класс жидкости можно добавлять в более низкий, а наоборот смешивать нельзя. Например, если в автомобиле заливалась тормозная жидкость DOT-3, в этом случае можно доливать жидкость DOT-3, DOT-4 или DOT-5.1. Это даже улучшит свойства данной тормозной жидкости .

Температура кипения новой тормозной жидкости, °C
DOT 3 — 205
DOT 4 — 230
DOT 5.1 — 260

Температура кипения "старой" жидкости, °C
DOT 3 — 140
DOT 4 — 155
DOT 5.1 — 180

Вязкость новой жидкости при температуре -40 °C, мм2/с
DOT 3 — 1500
DOT 4 — 1800
DOT 5.1 — 900

Ответ автоэксперта: как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле

Ответ автоэксперта: как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле. Об этом сообщает информационный портал «AutoNews».

Эксперт рассказал, что тормозная жидкость бывает разная, и выбирать её нужно в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Жидкость стандарта «ДОТ-3» из полиэфира и полиэтиленгликоля подойдет старым машинам, у которых барабанные тормоза. Данный тип жидкости имеет критическую «точку кипения» в 150 градусов и плохо сопротивляется перегреванию. Это не для динамичной езды.

Жидкость стандарта «ДОТ-4» помимо выше указанных материалов имеет химические присадки, которые повышают её стойкость ещё на 50 градусов до 200 (включительно). Такой тип, по мнению специалиста, подойдет большинству массовых автомобилей.

Третий вариант – это микс из «ДОТ-3» и «ДОТ-4». Но оно используется в экстренных случаях, например, чтобы доехать до места прокачки тормозов.

Жидкость стандарта «ДОТ-5», в составе которой есть силикон, способна нормально поддерживать работу систем при температуре до 260 градусов. Но она, предупреждает Дмитрий, не совместима с другими тормозными жидкостями.

«При их смешивании химические присадки теряют стабильность и при перегреве выпадают в осадок, что резко снижает эксплуатационные характеристики жидкости. Для автомобилей с электронными системами стабилизации и распределения усилий на колодках предназначена жидкость из той же группы ДОТ 5.1/ABS. Она лучше реагирует на резкие снижения давления в системе с целью борьбы с блокировками колес», — поясняет автомеханик.

Все эти жидкости имеют спиртовую основу и хорошо растворяют воду, которая поступает в виде пара через крышку наливного бачка. Соответственно, растворение этих капелек со временем препятствует бесперебойной работе тормозов и уже через три года может привести к «катастрофе».

Вода под давлением превращается в пар локально в тормозной системе. Пузырьки образуются мгновенно даже при невысоких температурах жидкости. Они не могут держать давление. При продавливании педали тормоза она словно проваливается и ощущается резкое снижение эффективности замедления, что чревато ростом пути торможения.

Именно из-за риска таких локальных вскипаний тормозной жидкости производители автомобилей рекомендуют не ждать три года, когда жидкость наберет воду, а менять каждые два года или через 30-40 тысяч километров пробега. Тогда можно будет исключить потери ее эксплуатационных свойств.

Если водитель приобрёл поддержанную машину и не узнал, когда последний раз производилась замена тормозной жидкости, то автомеханик советует просто сразу её заменить.

«Кроме того, еще одним сигналом для незамедлительной замены является помутнение тормозной жидкости и выпадение в ней темного осадка. Это значит, что пакет присадок перестал выполнять свои функции и в результате ряда химических реакций состав жидкости нарушился», — заключает Дмитрий.

Тормозная жидкость для авто: когда менять и как выбрать

О замене тормозной жидкости мало кто задумывается. Конечно, пока из-за нее не начинаются проблемы. Между тем их легко избежать — достаточно вовремя проверять всю систему и заливать новую «тормозуху». Рассказываем, для чего нужно менять тормозную жидкость.

Тормозная жидкость

Так называется вещество, которое заливают в тормозную систему автомобиля, чтобы обеспечить ее полноценную работу. Жидкость не волшебная — машина тормозит только благодаря физике.

Когда вы жмете на педаль, главный цилиндр тормозной системы толкает жидкость по трубкам и давит на колодки, а они — на диски или барабаны. Благодаря силе трения скорость вращения колес замедляется — и вот вы останавливаетесь как раз около входа в магазин.

Какие бывают виды ТО автомобиля

Первые системы на автомобилях были несовершенные — ногой о дорогу, конечно, не тормозили, но использовали деревянные колодки. Они быстро стирались, требовали сильного усилия, да и вообще тормозили колеса неравномерно.

Поэтому установка гидравлической системы была вопросом времени. Почему использовали именно жидкость?

Дело в важном физическом свойстве — она очень плохо сжимается. Благодаря этому хорошо передает приложенное усилие на стенки и дно сосуда, в роли которых могут выступать поршни тормозной системы.

Фактически можно использовать вообще что угодно, например, воду. Но ради безопасности жидкость должна отвечать особым требования к температурным режимам .

Идеально, если она вообще не кипит и не замерзает, но пока это фантастика. Поэтому хорошо, если температура кипения находится на уровне 200°C, а замерзания — как можно ниже. Важно, чтобы жидкость:

    не кипела . Во время торможения колодки буквально накаляются. При сильных нагрузках даже докрасна. Температура через систему передается «тормозухе», и она начинает греться.
    А в кипящей жидкости обязательно заводятся пузырьки, которые снижают ее сопротивление сжиманию. Это приводит к тому, что педаль тормоза проваливается, а авто и не думает замедлять ход;

Если тормозная система постоянно протекает, то имеет смысл менять сам автомобиль! Автокредит от Совкомбанка существенно расширит возможности в приобретении новенькой «ласточки». Широкий выбор программ и онлайн-калькулятор позволят подобрать комфортный ежемесячный платеж.

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

Из чего состоит тормозная жидкость

Так как к «тормозухе» предъявляют определенные требования, то и состав у нее особенный. Мало создать вещество, которое плохо греется и замерзает. Нужно, чтобы оно имело приемлемую стоимость.

Инженеры использовали разные составы в гидравлических тормозах. Но идеального нет до сих пор. Сегодня используют несколько видов, у каждого из которых свои достоинства и недостатки.

Масляно-спиртовые

Спирт в составе бутиловый, а масло — касторовое. Такая смесь отлично смазывает подвижные детали, а входящие в состав вещества не вызывают коррозию у элементов тормозной системы. К тому же такой состав не гигроскопичный, поэтому его не нужно часто менять.

К сожалению, на этом достоинства заканчиваются. Главный недостаток — рабочая температура. По этому параметру масляно-спиртовая жидкость близка к воде: быстро закипает и замерзает на холоде.

Из-за этого она плохо подходит для использования в современных автомобилях. Да что уж говорить — вообще не подходит!

Для первых «Волг» и «Москвичей» этот тип был идеален. Но в машинах, выпущенных в этом веке, колодки греются быстрее и сильнее.

Гликолевые

« Хватит это терпеть! » — решили инженеры на автозаводах и придумали «тормозуху» из полиэтиленгликоля, сдобренную полиэфиром борной кислоты. Такая смесь не густеет на морозе и имеют высокую температуру кипения — до 260°C!

При этом смазывающие свойства у нее тоже на высоте. Казалось бы, найден идеал. Но и в этой прекрасной смеси не обошлось без ложки дегтя. Даже без двух.

Во-первых, чудо-состав получился довольно токсичным. Поэтому для его использования в тормозной системе должны быть уплотнители из особо прочной резины. Само собой, более дорогой.

Во-вторых, смесь очень «дружит» с водой. Настолько, что может поглощать жидкость даже из микроотверстий и зазоров в тормозной системе. Из-за этого ее приходится чаще менять.

Силиконовые

Сегодня это, можно сказать, Супермен в мире тормозных жидкостей. Смеси этого вида закипать начинают после 350°C и не замерзают даже при − 100°C. При этом они не повреждают элементы системы и не поглощают воду.

Но у силиконового типа есть и свой недостаток — низкая смазывающая способность. Поэтому такой состав нельзя заливать в тормозную систему, оснащенную ABS, так как клапаны блока могут быстро повредиться.

Из-за этого тормозную жидкость на основе силикона используют редко, в основном в профессиональных гоночных машинах, за которыми следит целый штат техников. Поэтому сегодня балом правит гликолевый тип.

Какие тормозные жидкости бывают

Если прийти в автомобильный магазин и попросить тормозную жидкость, то продавец непременно уточнит, какую именно вам нужно. Сегодня на выбор есть большое количество различных составов. Рассмотрим наиболее распространенные.

Аббревиатуру можно расшифровать как Department of Transport. Департамент транспорта, если по-нашему. И это не ошибка — первыми классификацию придумали американцы.

При проверке учитывают температуру кипения «сухого» и «увлажненного» состава. Первый — это смесь в герметичной упаковке производителя. Увлажненной считается жидкость, которая после пары лет эксплуатации впитала в себя воду (до 3,5% от общего объема). В расчет идет и вязкость состава в диапазоне температур от − 40 до 100°C.

Получилось настолько хорошо, что автоконцерны без лишних слов поддержали идею. Поэтому в названии наряду с именем производителя обычно встречаются эти три буквы.

Перед покупкой нужно смотреть на цифру, обозначающую стандарт состава:

  • DOT 3 . Это простейшая гликолевая жидкость, которую используют в системах с дисковыми или барабанными тормозами. Из-за посредственных смазывающих свойств не подходит для автомобилей, оснащенных ABS.
    «Сухая» DOT 3 закипает при 205°C, увлажненная — при 140°C. Главное достоинство — низкая цена. Недостатки: нельзя использовать в системе с прокладками из натуральной резины, высокая гигроскопичность и агрессивность.
  • DOT 4 . Класс у этой гликолевой жидкости выше, ее даже можно использовать в авто с ABS. Она менее гигроскопична смеси третьего класса и имеет более высокие точки кипения: 230 и 150°C соответственно.
    Это наиболее распространенный класс «тормозухи» для современных легковых автомобилей.
    Так как ничего идеального не бывает, и у этого стандарта есть свои недостатки. Состав по-прежнему очень агрессивен, поэтому протечку легко найти по разъеденной краске на корпусе.
    К тому же гигроскопичность хоть и ниже, чем у DOT 3, но все же не нулевая. При этом DOT 4 дороже.

    Купить DOT 4 от компании «Лукойл» можно на маркетплейсе OZON. За 910-граммовую емкость просят 356 рублей.

  • DOT 5 . В отличие от предыдущих видов, у этого основа не гликолевая, а силиконовая. Отсюда и главные достоинства: «сухой» состав кипит после 260°C, его нужно менять намного реже, можно использовать с любой резиной, он не разъедает краску и почти не гигроскопичен.
    К минусам относят посредственные смазывающие свойства, высокую цену и «редкость» — если нужно залить «пятерку», то состав придется поискать.
    В связи с этим его практически не используют в «гражданских» авто. Обычно его заливают в специально спроектированные системы на спортивных болидах.
  • DOT 5.1 . Из-за цифры 1 после точки можно подумать, что это усовершенствованная версия силиконового стандарта. На самом деле это более продвинутый вариант «четверки», который также основан на гликоле.
    Благодаря присадкам точка кипения у «сухого» состава такая же, как у силиконовой жидкости, — 260°C. У увлажненного — не менее 180°C.

    Смеси DOT 5.1 тоже довольно дороги, поэтому обычно состав используют в спортивных авто с большой нагрузкой на тормоза.
    Впрочем, его можно использовать и в обычных автомобилях, хотя смысла в этом нет — скорее всего, вы просто переплатите за расходник.

Отечественные

Большинство российских аналогов как Газманов: рождены в Советском Союзе и сделаны в СССР. Некоторые уже почти не найти, хотя ничего невозможного нет. Многие все еще можно найти в автомобильных магазинах.

  • « БСК ». Далее пойдут отечественные тормозные составы, первый из них — «БСК». Относится к масляно-спиртовым составам. Может похвастаться низкой гигроскопичностью.
    Состав отличается большим сроком эксплуатации. У водителей вообще не возникало вопроса, через сколько меняется тормозная жидкость в автомобиле. На одной «заправке» можно было проехать десятки тысяч км.
    Еще один плюс в копилку «БСК» — химическая нейтральность. Поэтому она безопасна не только для деталей авто, но и для автомобилиста. Оно и понятно — что может разъесть смесь из спирта и растительного масла?
    Это основные плюсы «БСК». Главный минус — температурный режим: закипеть может уже при 110°C.
    Впрочем, современную «БСК» делают на гликолевой основе, и по уровню она примерно соответствует DOT3.
  • « Нева ». Основа — гликолевая. Появилась вместе с первыми автомобилями Волжского завода, передние колеса которых оснащали дисковыми тормозами.
    В состав входит множество дополнительных компонентов, которые предотвращают коррозию, окисление и задиры, — гликолевая основа сама по себе плохо смазывает детали тормозной системы.
    Состав «только из сосуда» начинает кипеть при 195°C. Но за время эксплуатации неизбежно впитывает влагу, поэтому температурный потолок снижается до 138°C.
    Из-за этого состав обычно используют в маломощных авто, у которых тормоза нагреваются слабо.

Важно знать, какую тормозную жидкость доливать: допускают не полную замену состава, а добавление. Нужно учитывать два основных правила:

  • не смешивать составы с разной основой;
  • доливать можно только тот же класс или выше. Например, к DOT 3 можно долить DOT 4 или DOT 5.1. Но в DOT 4 нельзя заливать DOT 3.

Кстати, чтобы ненароком не перепутать стандарты 5 и 5.1, производители на упаковке размещают дополнительную маркировку:

  • SBBF — силиконовая основа;
  • NSBBF — нет силикона.

Чтобы чувствовать себя максимально уверенным за рулем, недостаточно залить полный бак бензина и заменить все жидкости в узлах автомобиля. Если вы забудете продлить полис ОСАГО, то не только поставите под потенциальную угрозу финансовую безопасность, но и добавите себе лишние проблемы при проверке документов.

Чтобы быть уверенным водителем, законопослушным гражданином, не волноваться при проверке документов и быстро оформлять ДТП по европротоколу, оформите ОСАГО в Совкомбанке по оптимальной цене. Страховку можно приобрести онлайн – на сайте или в приложении, оплатить Халвой в рассрочку на 12 месяцев и пользоваться круглосуточной поддержкой специалистов.

Как выбрать тормозную жидкость

Если у вас современный автомобиль из массового сегмента, проблем быть не должно. Скорее всего, вам нужен состав на гликолевой основе по стандарту DOT 4.

Силиконовые составы предназначены для мощных спортивных авто. Как и DOT 5.1 – их тоже используют в основном в спорткарах. Масляно-спиртовые уже почти не используют.

Цвет состава

Для определения необходимого состава можно посмотреть, какого цвета тормозная жидкость у вас залита. Составы прозрачные, поэтому обратите внимание на оттенок:

  • желтый или светло-коричневый имеет состав на гликолевой основе;
  • в розовый или красный подкрашивают силиконовую тормозную жидкость;
  • рубиновый цвет скажет, что перед вами «БСК» на масляно-спиртовой основе.

Если вам нужно поменять тормозную жидкость в раритетном «Москвиче» или «Волге», то подходящую смесь придется поискать. Многие владельцы советских «старичков» отмечают, что современные составы «БСК» уже не те.

Поэтому следует искать советские составы, сохраненные автолюбителями еще с прошлого века. Благо они не портятся даже спустя десятилетия.

Можно перевести авто на современные гликолевые смеси. Но для этого потребуется промыть всю систему и заменить шланги и уплотнители на современные, иначе агрессивный состав их разъест.

Вазовский раритет может довольствоваться составами стандарта DOT 3 или отечественными «Томью» либо «Невой». Главное, чтобы авто не были оснащены ABS и современными вентилируемыми тормозами.

Запах тормозной жидкости

Также можно попробовать определить тип состава по запаху. Однако не стоит максимально приближаться к горловине бачка и вдыхать полной грудью — гликолевые смеси чрезвычайно токсичны. А у вас, скорее всего, именно этот тип.

Чем пахнет тормозная жидкость:

  • у масляно-спиртовой запах касторки и алкоголя;
  • гликолевую можно определить по ноткам уксуса и рыбы.

Куда заливать тормозную жидкость

Как и емкость для любой технической жидкости, бачок для «тормозухи» находится в удобном месте — в моторном отсеке, обычно со стороны места водителя.

Опознать нужный сосуд можно по пиктограмме в виде восьмиугольника с изображением колеса и тормозных колодок. Он находится на крышке или на корпусе бачка.

Когда менять

Как правило, состав на гликолевой основе заливают один раз в два года. Силиконовые и масляно-спиртовые можно менять реже — один раз в четыре-пять лет.

Менять состав внепланово нужно, если:

  • жидкость потемнела;
  • смесь стала менее прозрачной;
  • появился темный осадок в бачке;
  • автомобиль стал хуже тормозить;
  • менялись элементы тормозной системы.

Как менять тормозную жидкость

Лучший вариант — обратиться в автосервис, благо стоит такая процедура относительно немного. В среднем цена услуги составляет около тысячи рублей. Но нужно учитывать: чем дороже авто, тем выше цена. Это касается и других услуг.

Если нет возможности обратиться в сервис, то можно все сделать своими руками:

  • заехать на эстакаду или воспользоваться подъемником;
  • снять с автомобиля колеса , чтобы облегчить доступ к штуцерам;
  • надеть на штуцеры цилиндров тормозной системы шланги , опустить концы в емкость для сбора отработанный состав;
  • с помощью шприца или груши откачать из бачка остатки жидкости ;
  • открутить штуцеры , но не до конца — нам не нужен сильный поток;
  • слить старую жидкость , контролируя расширительный бачок, по мере необходимости доливая в него новый состав;
  • когда начнет сливаться новая тормозная жидкость (она будет светлее), затянуть штуцеры и надеть на них защитные колпачки ;
  • долить тормозную жидкость в расширительный бачок до отметки MAX.

Как видно, процедура несложная, но одному ее провести сложновато, поэтому следует вооружиться не только инструментом, но и помощником.

При этом замена — дело ответственное. Если в чем-то не уверены, есть смысл задуматься, стоит ли менять тормозную жидкость самостоятельно или лучше обратиться к специалистам автосервиса.

Заключение

Своевременно обслуживать автомобиль нужно не только для его технической исправности, но и ради собственной безопасности. Особенно это касается тормозной системы — при ее отказе избежать аварии практически невозможно.

Используйте только рекомендованную производителем тормозную жидкость и не смешивайте разные типы составов. Проводите замену не менее одного раза в два года, и тогда ваши поездки будут не только комфортными, но и безопасными.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *