«А нужно ли мыть форсунки и зачем?»
Что мы понимаем под промывкой форсунок?
Часто задают вопрос: «А нужно ли мыть форсунки и зачем?» Или «Разве не вредно мыть инжектора? Мне вот сказали, что лучше не трогать».
А кто-то вообще настроен категорически против чистки форсунок, т. к. от этого, якобы, «становится хуже».
Примечание: «Форсунка» и инжектор — это слова синонимы.
Промывка форсунок
Во-первых, мыть или не мыть?! Внутри форсунки (в распылителе топлива) накапливаеются смолистые отложения, образующиеся из бензиновой «химии» вследствие перепада температур и других факторов. Не будем глубоко вникать в химико-физическую суть явления. Примем за факт: отложения накапливаются. И если чистая, без отложений, форсунка распыляет топливо хорошо (туманообразно, в форме факела), то «грязная» делает это гораздо хуже — почти струёй. При этом перемешивание такого плохо распылённого бензина с воздухом будет не очень хорошим, топливно-воздушная смесь становится неоднородной. И такая смесь (т.н. негомогенная) не успевает сгорать быстро, полностью. От этого падает мощность двигателя, ухудшается тяговитость, увеличивается расход топлива.
Промывка форсунок
Суть промывки заключается в том, чтобы смыть смолистые отложения из распылителей форсунок. Тогда восстановится «факел распыла». Топливно-воздушная смесь станет однородной, сгорит «веселей» и динамика разгона улучшится.
Во-вторых, о так называемом «вреде» промывки. Мнение о том, что это нехорошо, исходит от людей активных, старающихся испытать всё самостоятельно, которые хотят сами найти и устранить возникшие проблемы. Но иногда самоуверенность подводит их и они делают ошибки, хотя сами об этом не подозревают, но своё «авторитетное» мнение уже успевают высказать и в интернете, и в кругу внимательных слушателей. И им охотно верят. А зря. Поясним на примерах.
Суть промывки заключается в том, чтобы смыть смолистые отложения из распылителей форсунок.
Пример первый. Машина стала хуже разгоняться, «тупит», её «тянет за хвост». Хозяин авто решает промыть форсунки. Приезжает в сервис и делает заказ: «Промойте инжектор». Его желание исполняют, он уезжает, но улучшений нет, — машина, как не ехала хорошо, так и не едет. И невдомёк ему, что «тупит» она из-за того, что производительность бензонасоса упала («умирает» насос) или, может, катализатор «забился», или ещё что (причин может быть много, отчего машина плохо едет), но! Он уже сделал вывод, что чистка форсунок — это ерунда, и уже пишет своё резюме на форуме.
Промывка форсунок
Пример второй. Затрясло двигатель. Причина — клапан прогорел в каком-то цилиндре (из-за того, что не вовремя регулировались клапанные зазоры).
В этом цилиндре компрессия намного снизилась и двигатель на холостом ходу трясётся, неровно работает. А хозяин машины думает: наверно форсунки засорились, надо промыть. Приезжает, промывает, а в результате — хуже стало: трясётся ещё больше. Почему? А потому что в тех цилиндрах, где клапана целые, компрессия выросла (за счёт того, что промывочная жидкость в камерах сгорания отъела нагар, в том числе с клапанов, которые стали плотнее к своим сёдлам прилегать), а в цилиндре, где клапан прогорел, компрессия практически осталась такой же маленькой, как и была. В результате разница между максимальным и минимальным значением компрессии в цилиндрах стала больше и двигатель на холостом ходу стало ещё больше «колбасить». И человек не понимает, в чем дело и решает, что промывка — это ерунда, вред один и выкладывает свой авторитетный вердикт в интернет. А ведь просто «не то лечил». Да уж, если схватил аппендицит, то клизма не поможет. «Не занимайтесь самолечением!» (Древний лозунг, но правильный!)
Промывка форсунок
И третий пример. Многие занятые люди стараются сделать всё быстрее и своими силами, если есть возможность. И вот придумали способ, позволяющий самостоятельно «промыть форсунки», — добавить в бак специальную жидкость для очищения инжекторов. Она действительно очищает форсунки и применение этого средства эффективно и безвредно, в том случае, если машина новая и вы периодически будете использовать эту промывка через каждые 10–15 тыс. км, начиная от начала эксплуатации новой машины. Если же автомобиль прошёл уже тысяч 70–80 и больше, то могут быть плохие последствия. Дело в том, что за время долгой эксплуатации в бензобаке накапливаются различные отложения, наслоения. И жидкость эта, когда её зальют в бак, эту самую грязь «растворяет», «отъедает». Потом этот «коктейль» постепенно просачивается через все фильтры и откладывается в распылителях форсунок ещё большим слоем, чем тот, который был сначала смыт этот «промывкой». И тот, кто применил такой способ очистки инжекторов, имея грязный бак, пожалел об этом и всем рассказал, что промывка форсунок вредна, от неё только хуже. А ведь просто не так делал… Хотел сэкономить и по-быстрому. Между прочим, несколько случаев было, когда после такой «очистки» пострадавшие машины к нам на буксире притаскивали. Приходилось потом промывать не только распылители форсунок, но и демонтировать их с рампы, чистить рампу и сеточки форсунок.
Подведём итог. Форсунки мыть не просто можно, но и нужно. Делают это либо по необходимости (когда они сильно «забиты» и упала динамика разгона; когда машина начала дергаться на 5-й передаче), либо для профилактики через каждые 45–50 тыс. км пробега.
Да, и ещё один момент. Существуют несколько способов промывки: на стенде (чистят жидкостью либо ультразвуком) и жидкостный способ промывки без демонтажа форсунок с двигателя. У каждого способа свои «плюсы». Когда инжектора снимают и промывают на стенде, мы можем наблюдать, как происходит впрыск, увидеть форму распыла топлива. Это интересно посмотреть.
Преимущество другого способа (без снятия с двигателя) заключается в том, что при такой промывке мягко и эффективно отмываются не только распылители форсунок от смолистых наслоений, но и очищается всё, с чем контактирует промывочная жидкость: и рампа форсунок, и регулятор давления топлива, и ещё в камере сгорания вспрыскиваемая жидкость всё отъедает от нагара, в том числе клапана. Тарелки клапанов становятся чистые, плотнее прилегают к своим седлам, а от этого компрессия реально увеличивается и выравнивается по цилиндрам, двигатель работает ровнее и мягче (это отмечали все, кто видел результаты промывки).
Существует несколько способов промывки: на стенде (чистят жидкостью либо ультразвуком) и жидкостный способ промывки без демонтажа форсунок с двигателя. У каждого способа свои «плюсы».
Так что, на наш взгляд, жидкостный способ без демонтажа с двигателя более эффективен (да и менее затратен). Важное условие: производиться эта процедура должна с соблюдением технологии, на профессиональном оборудовании, грамотно и аккуратно. Использовать для промывки необходимо специальную жидкость
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Нужно ли мыть инжекторы и форсунки?
Безразборная промывка топливных форсунок посредством добавки в топливо чистящих присадок – тема, как сейчас говорят, достаточно «хайповая». Горячие приверженцы этого метода аргументированно отстаивают свою позицию. Но до сих пор есть автовладельцы, которые настолько сомневаются в эффективности очистки таким способом, что готовы спорить до хрипоты. Давайте разберемся!
Первое, что нужно озвучить, накрепко запомнить и никогда больше не возвращаться к этому вопросу: присадки для безразборной очистки топливной системы бензинового или дизельного мотора (добавляемые в бак при заправке) – это, прежде всего, эффективное профилактическое средство! Использовать его нужно для предотвращения засорения инжекторов или форсунок. Есть у очистителей и ограничения в применении. Например, пытаться «чинить» ими мотор, убитый большими пробегами на посредственном топливе и без должного обслуживания, который гонит масло во впускной коллектор, с форсунками, имеющими на распылителях эрозионный износ, и клапанами, не держащими давление, – бесполезно. Также малоэффективно и нерегулярное применение – типа раз в 5 лет «побаловать машинку».
Простой распределенный впрыск
Противники промывки обычно напирают на низкую стоимость форсунок, имея в виду форсунки бензинового двигателя с обычным распределенным впрыском, часто незатейливо именуемым инжектором, а в зарубежной терминологии – MPI. Особенность топливных форсунок таких моторов состоит в предельно облегченных режимах их работы: давление топлива в магистрали не превышает 3–5 бар, отверстия распылителей выходят во впускной коллектор, где нет давления (а наоборот – есть небольшое разрежение), нет высоких температур и тем более – пламени сгорания бензина. Ввиду этого форсунки конструктивно просты и поэтому стоят совсем недорого: например, на семейство вазовских моторов, ставящихся на Granta, Vesta, XRay и Largus, – 1100–1300 рублей штука (на ноябрь 2022). На схожие бюджетные седаны и кроссоверы – примерно так же, плюс-минус. Срок же их службы может варьироваться, но обычно меньше 100 тысяч они не ходят (а в реальности нередко и в 2–4 раза дольше).
Большинство препаратов для безразборной промывки стоят от 300 до 500 рублей за флакон для однократного использования, которого хватает на бак топлива среднестатистической машины. Для профилактического применения использовать их рекомендуют регулярно с определенными интервалами. У одних производителей – при каждой 3–5 заправке, у других – после пробега каждых 3–5 тысяч километров. Но если взять стоимость 300 рублей, а интервал – по максимуму (5000 км), то при пробеге 100 000 километров на промывку уйдет 6000 рублей. А это в 2–3 раза дешевле затрат на комплект форсунок вместе с заменой для автомобилей от известных зарубежных производителей. Качество топлива не может быть абсолютно гарантированным и стабильным даже на брендовых заправках крупных сетей из первой десятки. Поэтому без профилактического использования очищающих присадок к топливу не обойтись. На некоторые MPI-моторы форсунки стоят в 2–3 раза дороже, чем на ВАЗ или Logan, да и цилиндров бывает побольше четырех, и кто знает, что будет с рынком запчастей в нашей стране и с качеством топлива? Не проще ли продлить срок службы инжекторов впрыска, сэкономив на этом немалые деньги?
Непосредственный впрыск
Двигатели с непосредственным впрыском когда-то давно были приоритетом Mitsubishi, но сегодня они (и их фирменные разновидности) есть у каждого производителя автомобилей. Mitsubishi, KIA и Hyundai используют аббревиатуру GDI; Toyota – 4D; Volkswagen – TSI/FSI/TFSI; EcoBoost у Ford и т. п. Моторы с непосредственным впрыском встречаются даже в бюджетном сегменте производимых в нашей стране машин – например, Volkswagen Polo Sedan с 1,4 TSI, не говоря уже о среднем классе и старше. Есть они давно и у большинства китайских марок.
Непосредственный впрыск – это распыление бензина не в коллектор (перед впускными клапанами), где условия, можно сказать, «тепличные», а прямо в цилиндр. То есть распылитель работает в жесточайших условиях сжатия топлива, его вспышки и горения! Да и само топливо подается на вход форсунки под очень высоким давлением, в десятки раз выше, чем у простого распределенного инжектора. Мощность и экономичность двигателей с непосредственным впрыском выше, чем у MPI, но и распылители радикально сложнее по конструкции и, соответственно, дороже (от 20–25 тысяч рублей за штуку). Резко растет риск их закоксовывания и засорения от некачественного топлива или неоптимального по каким-то причинам процесса сгорания. Тут уже арифметика для простейшего инжектора не подходит. Даже на идеальном бензине с непосредственным впрыском откатать без каких-либо вмешательств в форсунки ту самую сотню тысяч непросто – придется мириться и с затрудненным запуском (особенно зимой), рывками, вибрацией, провалами. Если форсунки моторов MPI способны выдержать эпизодические заправки некачественным топливом, то для GDI, TSI и иже с ними даже одна неудачная заправка может ощутимо закоксовать и засорить распылители.
Вот тут уже применение очищающих присадок в топливо не просто полезно, а крайне необходимо. Подобные составы есть в списке официально рекомендованных автопроизводителями препаратов для сервисного обслуживания, но дилерские центры редко применяют их из-за дороговизны и невыгодности (ведь для сервисного центра выгоднее ремонтировать двигатель, чем предупреждать проблемы!) и зачастую даже не информируют автовладельцев о существовании таких средств в официальном регламенте.
Дизельные двигатели
То, что называется у бензиновых моторов «непосредственным впрыском» и массово распространяется в автопроме с начала 2000-х годов, в дизельных двигателях имелось изначально – с самых первых чертежей Рудольфа Дизеля. Пока моторы на тяжелом топливе работали на принципах классического механического впрыска, проблема закоксовки форсунок, впрыскивающих горючее непосредственно в цилиндр, не стояла так остро. Отверстия в распылителях были других размеров, и невысокая (по современным меркам) экономичность служила залогом «беспроблемности», в том числе и на весьма некачественной солярке. Впрочем, несмотря на то что такие дизели еще ездят и парк их значителен, они давно не выпускаются – простые механические системы впрыска солярки сменились на системы Common Rail и системы с форсунками с интегрированными насосами. Эти технологии обеспечивают высочайшее качество распыления топлива и многоэтапный впрыск, в результате чего форсунки по точности и «тонкости» изготовления не сравнить уже даже с самыми совершенными ювелирными изделиями. Прецизионное производство определяет и цену: стоимость форсунок Common Rail – от 20–30 тысяч рублей и выше, для насос-форсунок и 80–100 тысяч за штуку не предел… В текущей экономической ситуации трудно прогнозировать – сможет ли владелец потянуть такие вложения, когда возникнут проблемы. И не факт, что дорогостоящие детали вообще удастся найти… Плюс отдельными затратами придется добавить снятие-установку, которые радикально сложнее и длительнее, чем в случае с форсунками простого бензинового инжекторного мотора.
Для таких двигателей превентивная профилактика загрязнения форсунок – наиболее рациональный вариант, и даже системное применение топливных присадок в течение всего года несопоставимо с расходами на ремонт. К примеру, стоимость одной-единственной форсунки для двигателя Land Cruiser 200 – от 50 тысяч рублей. А их там 8 штук… На стоимость одной форсунки можно приобрести 130 флаконов очистителя, которых хватит на 650 000 километров пробега, если заливать каждые 5000 км!
Препараты-очистители
Ну и после всего сказанного нельзя не поговорить о практической реализации очистки топливных форсунок. В связи с подорожанием продукции зарубежных производителей обратим наше внимание на более доступные, но столь же эффективные средства отечественного производства. Сейчас один из самых распространенных на российском рынке брендов, выпускающих подобную продукцию, – AGA, широко известный своими охлаждающими жидкостями, представленными на рынке уже более 20 лет. И хотя очистители форсунок для бензиновых и дизельных моторов появились в ассортименте этой марки относительно недавно, они уже успели показать свою эффективность и завоевать популярность у автомобилистов. В AGA разработали удобную систему маркировки продукции через буквенно-цифровой индекс. Так, все присадки, добавляемые в топливный бак, обозначены литерой F, от английского fuel (топливо).
F1 Очиститель инжектора (бензин) AGA801F
Очиститель инжектора F1 предназначен для ВСЕХ типов бензиновых двигателей со впрыском топлива: обычного распределенного, непосредственного и комбинированного (типа MPI+FSI). Главное его свойство – очистка топливных форсунок, и в особенности – на двигателях прямого впрыска. На подержанных машинах F1 устраняет первые признаки загрязнения системы питания: нестабильный холостой ход, затрудненный запуск, вибрации, провалы при разгоне. На новых же машинах регулярное применение очистителя полностью исключает или серьезно отодвигает время появление этих проблем.
Максимально эффективный состав с формулой нового поколения позволяет удлинить интервалы между обработками. Один флакон на 335 миллилитров заливается в бензобак емкостью 40–60 литров раз в 5000 километров. Противопоказания к моторам каких-то отдельных систем полностью отсутствуют. При этом, что особенно важно, присадка F1 абсолютно безопасна для катализаторов, кислородных датчиков и турбин.
F2 Очиститель форсунок (дизель) AGA802F
В отличие от бензиновых двигателей, загрязнения распылителей в дизельных моторах имеют несколько иной характер, с другим составом, поэтому очищающий препарат – особый. Очиститель форсунок F2 предназначен для современных дизелей (турбированных и атмосферных) с системой Common Rail, с раздельными насос-форсунками на каждый цилиндр, а также для старых добрых моторов без электроники, с классическим ТНВД, многие из которых до сих пор благополучно катаются в родных кузовах, а также используются для свапа в «Газелях», УАЗах и т. п. Эффективность очистителя форсунок F2 одинаково высока при применении с любым дизельным топливом, будь то топливо 5 класса («Евро-5») или топливо значительно более низкого качества.
F2 крайне прост в применении, поскольку заливается в топливный бак раз в 5000 километров пробега из расчета один 335-миллилитровый флакон на 80 литров дизельного топлива. При регулярном применении моторы с пробегом восстанавливают свои характеристики по легкости запуска, расходу солярки, равномерности работы уже после первого применения. Выхлоп при работе мотора на горючем с добавкой F2 от AGA безопасен для турбокомпрессоров, каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров.
Присадки для очистки топливной системы – это, наверное, одна из самых выгодных разновидностей автомобильной химии из разряда препаратов для самостоятельного применения. Ведь они имеют (назовем это так) максимальный коэффициент эффективности. Это значит, что расходы на присадки в режиме регулярного профилактического использования будут в разы меньше, чем стоимость ремонта топливной аппаратуры на сложных современных двигателях, избежать которого как раз и помогает поддержание топливного тракта в чистоте.
Топливные форсунки: промывать или выбрасывать?
Одному из наших читателей, владельцу кроссовера Ford Kuga с 1,6‑литровым мотором с непосредственным впрыском бензина в камеру сгорания, сервисмен на ТО‑3 (45 000 км) предложил промыть форсунки, подключив к системе питания очистительную установку: двигатель некоторое время должен поработать на моющей жидкости вместо топлива. Якобы это нужно сделать для профилактики, чтобы в будущем не возникало перебоев на холостом ходу, потерь мощности и повышенного расхода топлива.
У читателя претензий к работе мотора не было, и выкладывать семь с половиной тысяч рублей он не захотел. Но зерно сомнений мастер все-таки заронил. Порывшись в интернете, читатель обнаружил разные мнения. Нашлись как сторонники подобной промывки, рассказывающие о ее положительном влиянии на двигатели с впрыском во впускной трубопровод, так и противники, пугающие выходом топливной аппаратуры из строя. Вот мы и решили помочь читателю разобраться.
Найдем отличия
У двигателя с распределенным впрыском форсунки располагаются во впускном трубопроводе, поближе к впускным клапанам. Температура и давление в трубопроводе невелики, как, впрочем, и давление топлива в магистрали.
При прямом впрыске форсунка находится в головке блока цилиндров и подает топливо непосредственно в камеру сгорания. Распылитель форсунки во время такта сгорания омывается раскаленными газами, а давление топлива, подачей которого заведует форсунка, превышает 200 бар. Создает столь высокое давление высокотехнологичный топливный насос, для изготовления которого требуются особые материалы и высокая чистота обработки поверхностей. Любая твердая частица, попавшая в насос или форсунку, может поцарапать рабочую поверхность и привести к потере герметичности. Поскольку зазоры в сопряжении иглы клапана и седла также минимальны, то любые отложения на них могут привести к некорректной работе, потере давления, плохому распылу топлива и образованию кокса на распылителе форсунки. Убирая все эти отложения и лаковый налет, следует соблюдать медицинскую заповедь: не навреди.
Мы задали несколько вопросов техническим специалистам крупных компаний, и вот что они ответили.
Как присадки в топливо влияют на работу каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода?
Bosch. Присадки могут негативно отразиться на их работе. Перед чисткой следует внимательно изучить рекомендации производителя.
Ford. Существуют сервисные инструкции для наших дилеров по очистке систем питания и элементов двигателя с использованием специальных жидкостей – например, производимых компанией Tunap: Premium 139 для бензиновых форсунок, Premium 137 для камеры сгорания, клапанов и инжекторов. Проведенные тесты не выявили негативных последствий применения этих средств для очистки системы нейтрализации.
Volkswagen. Оригинальные присадки в топливо, рекомендованные нашей компанией, никак не влияют на работу каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода. О других присадках достоверной информации у нас нет.
Нужно ли чистить систему непосредственного впрыска?
Bosch. Необходимость чистки форсунок может выявить только диагностика. Форсунки рекомендуется чистить не на двигателе, а на специальных стендах – после демонтажа.
Ford. Прежде чем чистить, нужно провести комплексную диагностику. Она покажет, достаточно ли помыть только форсунки или требуется чистка клапанов и камеры сгорания. Убрать грязь из форсунок можно специальными жидкостями или в ультразвуковой мойке.
Volkswagen. Для поддержания хорошего состояния системы впрыска рекомендуем при каждом ТО добавлять в топливный бак присадки, соответствующие стандарту VW 507 53 B (многофункциональная присадка G 001 780 M3). Технического регламента по очистке компонентов концерн не предлагает. И если в ходе самостоятельной очистки будут повреждены механические части мотора, топливная аппаратура, каталитические нейтрализаторы и кислородные датчики, рассчитывать на гарантийную поддержку со стороны производителя не следует.
Можно ли в принципе чистить загрязнившиеся форсунки непосредственного впрыска или их необходимо менять на новые?
Bosch. Чистка форсунок возможна на специальных стендах. Форсунку не просто погружают в ультразвуковую ванну, а устанавливают определенным способом. Электрические контакты остаются на поверхности. Форсунку подключают к стенду, который подает сигналы на открытие и закрытие клапаны, – так форсунка очищается полноценно. После процедуры у форсунки проверяют гидроплотность (герметичность), пропускную способность, факел распыла. Если хотя бы по одному из этих параметров проверка на стенде не пройдена, форсунку необходимо заменить. Кстати, не рекомендуется чистить ультразвуком старые форсунки с керамическим покрытием – оно может осыпаться.
Ford. Чистить можно, но всё зависит от причины. Как правило, чистку форсунок ультразвуком (без подачи питания на обмотку управления клапаном) используют только для устранения твердых углеродистых отложений. После этого необходимо проконтролировать рабочие параметры форсунок.
Volkswagen. По результатам диагностики дилер может предложить провести очистку в ультразвуковой ванне. Однако такая процедура полезна не каждой форсунке. У некоторых из-за конструктивных особенностей могут разрушиться не только загрязнения, но и фильтрующие элементы, керамические и полимерные покрытия запорной иглы, а также седло клапана. Данный способ подразумевает обязательный демонтаж форсунки и последующую замену опорных шайб и уплотнительных колец.