Бор или молибден в масле что лучше
Перейти к содержимому

Бор или молибден в масле что лучше

  • автор:

Какие масла содержат Эстеры?

Эстеры – полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ.16 дек. 2014 г.

Какие масла на пао и Эстерах?

Моторные масла с ПАО и эстерамиAMSOIL SIGNATURE SERIES SYNTHETIC 5W-20/5W-30/0W-20/0W-30. (ASLQT — 946 мл, ASL1G — 3,784 л.) — . NGN NORD 5w-30. V172085638 — 1 л. . EUROL SUPER LITE ARCTIC 5W-30. E1000094L — 4л . Mobil1 ESP 5W-30. . NOVUS TITAN 5W-30. . Kixx PAO1 0W-30 API SN/CF. . Татнефть LUXE PАO 5W-30. . EXTREME AMG VR2 5W30 GTJ.

Как узнать что масло с Пао?

ПАО — это полиальфаолефины. Так называется базовое масло, которое получают при помощи химического синтеза из этилена (того самого, из которого изготовляют этиловый спирт). Оно не содержит примесей, зато имеет высокий индекс вязкости и минимальную испаряемость.

Что такое масло с Эстерами?

Эстеровое масло – это синтетическое смазывающее вещество. В формуле синтетических масел обычно используются 3 вида синтетических базовых масел: Полиальфаолефины (ПАО): наиболее популярный и часто используемый компонент в синтетических и полусинтетических маслах.

Для чего Эстеры в масле?

Эстеры позволяют обойтись минимумом вязкостных модификаторов (загущающих присадок) в товарном масле, которые со временем разрушаются, и приводят к деградации масла, потери его основных свойств. Масло просто теряет заданную вязкость.

Какие масла Motul имеют в своем составе Эстеры?

В линейке MOTUL 8100 десять продуктов. Два из них — Eco-lite 0W20 и X-lite 0W30 — изготавливаются по технологии эстеров и идеально применимы для мощных автомобилей европейского и японского производства, как новых, так и подержанных.

Что лучше в масле бор или молибден?

Бор же не боится температуры, обладает более высокими противоизносными свойствами. Молибден проявил себя лучше, чем графит и титан. Бор, в свою очередь, лучше молибдена. Также, если молибден применяют в качестве модификатора трения, то Бор применяют еще в качестве противоизносного присадка.

Что такое масло Pao?

Полиальфаолефины (ПАО или роlу-alpha-olefin) — это основа масла (базовое масло), которая используется для производства смазочных материалов. Базовые масла IV группы представляют гидрогенизированные олигомеры олефинов, получаемые каталитической полимеризацией линейных альфа-олефинов.

Какое масло лучше SL или SN?

Масла API SL «сильнее» и лучше защищают от износа, чем масла API SN. Это не так. Можно посмотреть таблицу с тестами для различных стандартов API. Тесты по износу для API SM/SN жестче, чем для API SL.

Как получают Эстеры?

Эстеры представляют собой сложные эфиры, которые получают путем нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Продуктов нефтепереработки они не содержат, сырьем для их производства служат растительные масла – обычно рапсовое или кокосовое.

Что такое Pao Ester?

POLY ALPHA OLEFINS (PAO) — полиальфаолефины: известная и популярная база в синтетических и полусинтетических маслах. Она имеет очень хорошую устойчивость к высоким температурам и низкую летучесть. ESTER OILS — эстеры: эти елементы в составе базовых масел делают их лучшими для применения.

Какие масла содержат Эстеры? Ответы пользователей

Прежде всего стоит разобраться, что такое эстеры, составляющие основу . Кроме всего прочего, эти масла не содержат вредных для деталей автомобиля присадок .

В Российском топливе содержится большое количество серы. . ПАО с добавлением эстеров превосходит любые другие масла.

Интересует Ваше мнение по подбору масел с ПАО-эстерами. Сейчас лью Liqui Moly Synthoil High Tech 5W-40, беру у официалов этого масла, .

Пять продуктов компании: Xenum WRX 7.5W40, VX 5W30 и серия масел X1 Ester Hybrid вязкостей 5W-30, 5W-40, 5W-50 содержат в своем составе эстеры. Если смотреть на .

Они не содержат продуктов нефтепереработки. Впервые были открыты в 70-е годы прошлого столетия учеными Бельгии и Франции. Основу для производства эстеров .

Образцы масел на основе эстеров · Cupper SAE 5W-40 Full Ester · Xenum WRX 7.5W-40 · Kroon Oil Poly Tech 10W-40.

К пятой группе базовых масел относятся эстеры. . Вторая — это то, что все масла CUPPER изготавливаются по технологии NO SAPS, т. е. не содержат в своём .

Какие масла содержат Эстеры? Видео-ответы

Эстеры в моторном масле. Лучшее или то, что з@губит двигатель?

Надо ли добавлять эстеры в моторное масло? Как работают эстеры в моторном масле. Можно ли самостоятельно .

ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ЗАЛИВАТЬ МАСЛО PAO+ESTER / РАЗОБРАЛИ ДВИГАТЕЛЬ НА 236 000 КМ

Что будет если заливать только PAO + ESTER масла, полнозольные на протяжении всего срока эксплуатации. В нашем .

ТОПовое масло 5w-30. ПАО + Эстер и отсутствие подделок.

Артикул TIT201804 – канистра 4 л; TIT201801 – канистра 1 л; Состав Масла PAO 71%; Ester 5%; Additives 24% API API .

Эстеры , Диэстеры L132 что они могут?

Уникальная 5 группа синт масел Диэстеры L132 и их влияние на работу мотора и масла.

Тойота Саксид на маслах с эстерами, вскрытие клапанной крышки, 260000 км.

Ссылка на тему с фото движка в разное время на ойл-клубе: .

Об авторе

Иван Быстров - главный редактор

Иван Быстров

Здравствуйте! Меня зовут Иван Быстров, и я главный редактор этого сайта. Мне 32 года, я живу в Ярославской области России. Я всегда увлекался автомобилями, всегда хотел узнать больше, но зачастую не мог найти ответы на свои вопросы. Это сподвигло меня на создание проекта, где будет собрано воедино максимальное количество вопросов про автомобили, и на каждый из них будет предложен грамотный ответ! Очень надеюсь, что мой труд поможет всем получить новые знания быстро и без лишних затрат энергии!

Сага о масле. Глава 10. Анализ анализов.

В Главе 9 была речь про то, что многие масла на самом деле это одно и то же, а в качестве примера привел масла 5w40 от Шелл.
Здесь я продолжу тему в другом ракурсе и проведу "анализ анализов" этих масел:

цифры приведены с oil-club, кроме Professional — с oilchoice

На первый взгляд и правда первые 4 масла очень похожи. Но не торопитесь кидать в меня помидоры, что я слишком обобщаю. Теперь добавлю в таблицу щелочное число и соотношение цинка/фосфора –

Что интересно — например, кальция больше в Ультре API SP, чем в Eco, при одинаковом магнии, но щелочное число выше у Eco!
И ZDDP, казалось бы, почти одинаково в Ультре API SP и HighMileage, но соотношение Zn / P разное, значит присадки разные. Особенно это заметно по Shell Helix Professional AV 5w40.
То есть, у Shell Helix HX8 и Shell Helix Professional AV 5w40 разные присадки несмотря на то, что в официальных описаниях приводятся абсолютно идентичные данные.
Зато мы видим, что одинаковые ZDDP у Shell Helix HX8 5W-40 API SN+ и HighMileage 5W-40. Этот же ZDDP использовался в Ультре предыдущей рецептуры с API SN и SN+.
А в новой Ультре API SP – тот же ZDDP, что в Eco)))) Правда остальные присадки – разные))

Надеюсь, заинтриговал))
В этой главе Саги хочу рассказать, почему больше «кальция» не значит, что масло «лучше моет», а больше «цинка» не означает лучшей противоизносной защиты – приготовьте кофе и поехали.
На сайтах и в официальных описаниях производители масел указывают скромный набор физико-химических характеристик.
Плотность, кинематическая вязкость, динамическая не всегда, всегда зольность, температура вспышки, температура замерзания.
Это конечно же подогрело людей узнать побольше)))
Так появились анализы)
Но.
Во-первых, анализы не дают полную картину что за масло.
Во-вторых, интерпретация анализов пока далека от точности.
Дело в том, что в анализах много чего не видно, и я вам покажу это на примерах.

1. Есть ли в вашем масле эстеры?
Ну в большинстве случаев вы ответите нет.
И я вам отвечу нет, неправда)))
Во всех маслах есть противоизносная присадка, содержащая цинк и фосфор – ZDDP. Это соединение получают в два этапа:
1) реакция между пентасульфидом фосфора и спиртами с образованием дитиофосфорной кислоты
2) нейтрализация дитиофосфорной кислоты оксидом цинка

Но в жизни не все как на бумаге, по сути на выходе получается смесь, и под собирательным названием ZDDP скрываются эстеры дитиофосфорной кислоты и соли цинка:

То есть, иначе говоря, во всех маслах есть эстеры, речь не про базовое масло, конечно, но)))
В CAS так и написано:

Но шутки шутками, а заметили сколько вариантов ZDDP в списке – и это еще не все уместилось в одном скрине, умножайте на три!
Дело в том, что в зависимости от того, какие спирты использовать для (1) реакции, можно получать ZDDP с разными «хвостами» R – и поэтому с разными свойствами.

Вот они, эти «хвосты», голубые.
Во-первых, это могут быть линейные углеводородные цепочки и ароматические.
Во-вторых, радикал может быть связан с первичным, вторичным, третичным атомом углерода.

У всех — разные свойства. Первичные более термостабильны, вторичные менее, третичные еще менее.
Это мегаважно. Напомню, что противоизносные свойства ZDDP реализуются вследствие разложения молекул:

Поэтому первичным нужно больше времени на «активацию», чем вторичным и третичным, ибо связь с первичным углеродом самая сильная!
Антиоксидантные свойства ZDDP тоже требуют разложения молекулы и высвобождения серы – этот процесс затруднен в ZDDP, сделанных из более длинных спиртов.
Зато такие соединения дольше «живут» в масле и могут использоваться для масел-лонглайф.
Иначе говоря, второе, что не видно в анализах – какой в вашем масле ZDDP? Первичный, вторичный, их смесь, плюс сколько примесей.
Например, Afton выпускает первичный HiTec 7197G, вторичный HiTec 7169 и смесь HiTec 55450. Во всех соотношение Zn и P равно 1-1.1 и по анализу невозможно понять, какая из этих присадок в конкретном масле.
Производитель выбирает присадку исходя из назначения масла – для быстрой кратковременной защиты добавит больше вторичных ZDDP, для долговременной – первичных.
А теперь про фосфор, из-за которого к ZDDP много претензий у экологов и переживающих за нейтрализаторы (подробнее об этом здесь).
В главе про нейтрализаторы я приводил исследование PEI – индекса потери фосфора из масел с разными по структуре ZDDP. Напомню, что наибольшие потери зафиксированы при использовании первичного ZDDP по сравнению со вторичным. Еще один балл в его копилку.
В «тырнете» гуляет информация, что если соотношение Zn и P близко к 1:1, то в масле не ZDDP, а ZP – то есть цинка диалкилфосфат, он не содержит серу в отличие от ZDDP и тем самым «круче».
На самом деле это неверно, ведь стехиометрическое соотношение одно и то же, а реальное соотношение в присадке отражает лишь наличие примесей и зависит от технологии получения.
ZDDP это смесь, как я уже говорил, могут быть разные радикалы во-первых (алкилы/арилы, длина, линейные/разветвленные), во-вторых, это мономеры, димеры, олигомеры и полимеры самой молекулы ZDDP, в-третьих, это неизбежное наличие примесей.
О количестве примесей можно предполагать по соотношению Zn и P – чем больше отличие от стехиометрического (1.055), тем их больше.
3. Присадки — не сами по себе, они взаимодействуют.
Не только ZDDP используется в качестве противоизноски. Например, в комплексе с дитиокарбаматом молибдена MoDTC.
Исследования в лаборатории Nippon показали – не всегда верно, что более быстро разлагающийся вторичный ZDDP обеспечивает лучшую защиту от износа. Термостабильность и более медленное разложение у первичных ZDDP приводят к тому, что больше атомов молибдена внедряется в противоизносную пленку и повышается эффективность присадки.
Какой анализ это покажет?

Другой пример – дисперсанты. Между прочим, это под 50% всех присадок по массе.
Самые распространенные – сукцинимиды.

Посмотрите на их формулы – что из увиденного мы можем найти в анализах? углерод, водород, кислород, азот? Найдете – напишите мне)))

сукцинимидные красавцы

R это длинный или не очень «хвостик» – как и в ZDDP, он может быть разным.
«Хвост» получается присоединением олефинов к «голове» – янтарному ангидриду (это кольцо). А для придания полярности проводят реакцию с аминами, которые потом «до кучи» добавляются в готовый продукт.

Дисперсанты делают в прямом смысле черную работу, ведь их главное свойство – полярность – не видно в анализах))) Благодаря полярным свойствам они удерживают примеси масла во взвешенном состоянии, и чем чернее стало масло – тем больше работы сделали дисперсанты:

Дисперсанты могут затруднять образование защитного слоя ZDDP, но обработка сукцинимидов борной кислотой меняет ситуацию, и присадки становятся синергичными! Вот откуда бор в анализах. Тот самый «сукцинимид бора», как его называют на форумах, но упоминания про него вы не найдете в учебниках по химии. Потому что правильно – сукцинимид борированный (кстати, неточно его называть беззольным, бораты дают золу, но да, в отличие от других присадок не откладываются в системах очистки ОГ это раз, и содержание бора в присадке всего 0,4% это два).

То есть «сукцинимид» как присадка – это тоже смесь. Сукцинимида, борированного сукцинимида, аминов. А в анализах только бор…
И кто сказал, что источник бора именно борированный сукцинимид, а не противозадирные бораты? Или и те и те вместе, тем более что в присутствии сукцинимидов из боратов образуется защитная пленка нитрида бора))))) вот что такое синергия)))

Еще один пример – детергенты (моющие присадки). Они моют за счет опять же наличия полярной головки и плавают благодаря хвостику, как и дисперсанты. Так работают все поверхностно-активные вещества ПАВ — что в Fairy и Крошке Сорти, что в Лукойл Люкс))
Свойства детергентов тоже зависят от радикала R. Кроме того, не весь кальций, обнаруженный в анализах, это сульфонат Са, про который так часто говорят! Моющая присадка имеет такую технологию производства, что на выходе это коллоидная взвесь карбонатов и сульфонатов, собственно сульфонатов в ней от 30% может быть, а щелочное число зависит от степени обработки гидроксидом кальция и CO2 (карбонатация). Аналогично, когда вместо сульфонатов используются салицилаты, феноляты — их щелочность достигается карбонатацией и на выходе могут быть разные щелочные числа при одинаковом содержании Са.
Поэтому 3000 ppm Ca в одном масле и 3000 в другом не равны друг другу по свойствам (к вопросу о разных щелочных числах при сравнимых количествах Са, заданному в начале поста).
Кроме того, ZDDP и моющие посадки только при определенных соотношениях синергисты (усиливают эффекты друг друга), а при избытке одного из них начинают конкурировать за поверхность металла и мешать друг другу.
А есть еще беззольные противоизносные, моющие присадки — и их тоже не видно в анализах!

В общем, против ли я анализов?
Нет, но нужно понимать, какую информацию они дают.
1) проверка паспортных данных
Например, в паспорте масла Rosneft Magnum Ultratec 5w40 указаны

Но по данным анализа с камеди-клаба:
KV при 100 град. 13.65 против 15.1 разница 9.6%
Индекс вязкости 170 против 160 разница 6.25%
(при этом паспорт от 2019 года и анализ масла от 19 года)
Это может определить мой выбор, ведь Ультратек на самом деле не такое уж густое, среднее для сороковок-то! Полезно? Да, полезно, если мне как раз не нужно густое, а официальные данные меня бы отпугнули.
2) Еще полезны анализы для контроля качества масел и выявления подделок.
За это авторам анализов большое спасибо и респект.
Однако не вижу особого смысла сравнивать цифИрки молибдена, цинка, фосфора, кальция и совсем против называть «сукцинимид бора» неправильно.

Присадки — не сами по себе, они взаимодействуют.
Люди тоже не могут не взаимодействовать, не обсуждать, не раздувать, не умничать, не спорить.
И прошлую главу про безумное разнообразие масел, и эту про их анализы — все это пишу с надеждой, что со временем нам не нужно будет ломать голову над лишней информацией.
Просто производитель напишет на этикетке не общие слова, что это масло «высококачественное и синтетическое», а — реальный состав.
Базовое масло Танеко VHVI, присадочный пакет Afton HiTec 9490, загущающая присадка HiTec 5850, присадка-кондиционер сальников Infineum c9452. Например.
И сразу все понятно, не надо гадать какая база, сколько фосфора, есть ли бор, есть ли молибден.
Что такого сложного это писать? Тайна за семью печатями? Неправильно это!
Я за честность и любовь друг к другу. А любить это беречь. Беречь наши силы и наше время.
Спасибо читающим, вы лучшие.

Объяснения по показателям и элементам в тестах моторных масел

Часто встречается в свежих маслах в качестве модификатора трения.

Функции:

  • снижение трение.
  • снижает износ
  • является антиоксидантом
  • снижает шум работы двигателя.

Виды молибдена:

  • органический молибден MoDTC (дитиокарбамат молибдена)
  • MoDTP (дитиофосфат молибдена)
  • различные молибденовые комплексы
  • одноядерный органический молибден
  • двухъядерный органический молибден
  • трехъядерный органический молибден

Часто встречается как современная противоизносная присадка в маслах. Оставляет меньше отложений чем молибден.

  • противоизносные
  • антиокислительные
  • снижает коэффициент трения

Фосфор (P) Phosphorus + Цинк (Zn) Zinc

  • противоизносные
  • антизадирные
  • антиокислительные
  • антикоррозийные

Противоизносная присадка ZDDP (цинк диалкил дитиофосфат).
Фосфор присутствует в модификаторах трения MoDTP (дитиофосфат молибдена).

Титан (Ti) Titanium

Противоизносная присадка частично заменяющая ZDDP в маслах Low/Mid SAPS.

  • противоизносные
  • антизадирными
  • снижают коэффициент трения
  • антиокислительные

Барий (Ba) Barium

Встречается в маслах редко.

  • моющие
  • диспергирующие — способные удерживать продукты сгорания во взвешенном состоянии
  • ингибитор коррозии

Бор (B) Boron

  • диспергирующие — способные удерживать продукты сгорания во взвешенном состоянии
  • детергентов – моющие и нейтрализующие кислоты образующиеся в масле при сгорании топлива, помогает растворяться противоизносным и антифрикционным присадкам в маслах и улучшать их функции

Магний (Mg) Magnesium

  • детергентов – моющие и нейтрализующие кислоты образующиеся в масле при сгорании топлива, помогает растворяться противоизносным и антифрикционным присадкам в маслах и улучшать их функции
  • диспергирующие — способные удерживать продукты сгорания во взвешенном состоянии
  • антикоррозийные

Присадки с магнием:

  • сульфонаты магния (magnesium sulfonate) — большее содержание серы и большая зольность.
  • салицилаты магния (magnesium salicylate) — более современные, меньшее содержание серы и меньшая зольность.

У сульфонатов магния недостаточно эффективная нейтрализация кислот и моющая функция по сравнению с детергентами на основе кальция.

Кальций (Ca) Calcium

  • детергентов – моющие и нейтрализующие кислоты образующиеся в масле при сгорании топлива, помогает растворяться противоизносным и антифрикционным присадкам в маслах и улучшать их функции
  • диспергирующие — способные удерживать продукты сгорания во взвешенном состоянии
  • антикоррозийные

Присадки с кальцием:

  • Сульфонаты кальция (Calcium Sulfonate) — большее содержание серы и большая зольность.
  • Салицилаты кальция (Calcium Salicylate) — более современные, меньшее содержание серы и меньшая зольность.

На сегодняшний день наиболее эффективно нейтрализуют кислоты салицилаты кальция — на них обычно идут масла с самыми последними требовательными допусками.

Натрий (Na) Sodium

  • Детергентов (в сложных соединениях сульфоната натрия и салицилата натрия) — моющих и нейтрализующих кислоты образующиеся в масле при сгорании топлива
  • Противоизностные (в дибутилдитиокарбамат натрия SDDC)
  • Снижение коэф трения (в дибутилдитиокарбамат натрия SDDC)

Некоторые производители используют натриевые присадки в качестве дополнения к кальциевым — кальций + натрий дает меньшую зольность.

Кремний (Si) Silicon

Кремний в свежих маслах встречается в качестве антипенной присадки.

Показатели

Вязкость кинематическая при 40Oс

В лабораторных анализах свежего масла показывает:

  • как масло будет себя вести при "холодном" запуске и дальнейшем прогреве двигателя.
  • Насколько оно "густое", как будет сопротивляться своей вязкостью деталям двигателя,
  • насколько будет экономить топливо при прогревах и выходе на рабочую вязкость.

При разработке топливосберегающих масел с современными экологическими стандартами, стараются уменьшить вязкость при 40С. Как правило, чем она ниже, тем лучше — это позволяет существенно экономить топливо. Так же вязкость при 40С влияет на тихую работу двигателя во время прогрева, например тихую работу гидрокомпенсаторов.

Вязкость кинематическая при 100Oс

Нормируется стандартом SAE, каждый класс вязкости масла должен иметь определенную вязкость при 100С.

Снижение вязкости масла в отработках происходит по нескольким основным причинам:

  • разбавление топливом
  • тяжелые условия эксплуатации и критично затянутые интервалы смены — сработка загустителя
  • смешение с жидким несливаемым остатком масла
  • разбавление водой — в двигателе всегда есть влажность, попавшая с воздухом.

Повышение вязкости масла в отработках происходит по следующим причинам:

  • полимеризация масла — легкие фракции при высоких температурах, тяжелых условиях, длительных затянутых интервалах испаряются, тяжелые остаются — масло густеет, растет вязкость
  • набивание масла продуктами сгорания топлива – например сажей в дизельных двигателях
  • смешение с густым несливаемым остатком масла

Индекс вязкости (Viscosity Index — VI)

Чем выше индекс вязкости масла, тем шире диапазон температур в котором это масло может работать — чем выше индекс вязкости, тем "жиже" это масло на холодную, и тем меньше изменяются параметры вязкости при рабочей температуре двигателя.

В современных маловязких маслах высокий индекс вязкости достигается более совершенным базовым маслом и стойким полимерным загустителем.

pH — кислотность (ВКЩ — содержание водорастворимых кислот и щелочей)

Содержание водорастворимых кислот и щелочей определяется специальным прибором pH-метром. Единица измерения — pH по шкале от 0 до 14. Чем ближе параметр pH к нулю, тем более кислая среда, чем ближе pH к 14, тем более щелочная среда. Обычно свежие масла обладают нейтральной кислотностью pH = 7-8. В процессе работы моторного масла в двигателе образуются кислоты, среда становится кислой — pH снижается.

Накопление кислот чревато несколькими последствиями — окисление, повышение вязкости, снижения срока службы пластмасс и эластомеров, внутренняя коррозия деталей двигателя.

Щелочное число (TBN — Total Base Number)

Характеризует щелочную среду способную нейтрализовать кислоты, образующиеся в двигателе при сгорании топлива. В масле присутствует щелочная среда, которая нейтрализует кислотную среду и тратит свой потенциал, в связи с этим снижается щелочное число. В свежих маслах щелочное число показывает запас щелочной среды. Обычно в маслах щелочное число находится в диапазоне от 5 до 12 мг.КОН на 1г.

Падение щелочного числа:

  1. Когда вы только залили свежее масло в двигатель и дали ему поработать, щелочное число резко падает ввиду того что смешивается с окисленным, несливаемым остатком масла и остатками на деталях двигателя (кислотной средой двигателя).
  2. После этого резкого падения на нейтрализацию кислотной среды, щелочное число падает медленно и постепенно практически весь интервал смены.
  3. При значении щелочного числа примерно 2.5-3 единицы, оно как бы останавливается и падает еще медленнее — весь основной и самый активный потенциал щелочной среды истратился на кислоты.
  4. Далее щелочное число падает очень медленно (TBN = 0,5-2,0) и начинается активный рост кислотного числа.
  5. Все! Маслу более нечем нейтрализовать кислоты в двигателе, и мы видим активный рост кислотной среды. Основной щелочной потенциал масла истрачен.

Щелочное число в масле обеспечивают присадки детергенты — магний, кальций, натрий. Основные функции детергентов — это:

  • контроль образования отложений, лаков, шламов, нагаров на деталях ДВС, особенно там, где присутствуют высокие температуры — поршни, кольца, вкладыши, подшипники турбонагнетателей итд.
  • нейтрализация кислотной среды образующейся при сгорании топлива в двигателе, рост кислотной среды может спровоцировать повышенный коррозионный износ деталей.

Щелочное число (TBN) — это параметр характеризующий потенциал масла, способность нейтрализовать кислоты и образование отложений. Если щелочное число в отработанном масле низкое, такой и его остаточный потенциал. Если кислотное число (TAN) начало стремительный рост не обращая внимание на щелочное число (TBN), значит росту кислот уже ничто не противостоит. Нейтрализовать кислоты больше нечем. Одна из главных функций масла — нейтрализовать кислоты и препятствовать образованию отложений, утрачена. Отсюда и нужно исходить в выборе вариантов смены масла по TBN.

Кислотное число (TAN — Total Acid Number)

Характеризует кислотную среду масла.

В свежих маслах кислотное число присутствует всегда в пределах от 1.5 до 3.0 мг.КОН на 1г.

В течении всего пробега масла, кислотное число TAN медленно и постепенно растет, в то время, как щелочное число TBN падает, если щелочная среда уже не в состоянии остановить рост кислот, полностью исчерпав свой потенциал, кислотное число начинает расти стремительно. От кислотной среды в двигателе, в определенный момент, возникает и рост отложений, образование лаков, шламов, нагаров, особенно в зонах повышенных температур, поршни, кольца, клапана итд.

Температура вспышки масла (Flash Point)

Температура при которой пары масла, образуя смесь с воздухом, вспыхивают при поднесении нему пламени. Чем больше в масле легких фракций, тем раньше наступает воспламенение.

В свежих моторных маслах, чем выше температура вспышки, тем масло стабильнее себя ведет при высоких температурах — меньше угорает, меньше окисляется и оставляет высокотемпературных отложений.

Зольность сульфатная (Sulphated ash)

Сульфатная зола остается после сжигания масла, в основном от содержащихся в нем металлосодержащих присадок. Почти все современные стандарты масел имеют ограничения по зольности. Масла с высоким содержанием зольности забивают сажевые фильтры (на дизелях) и современные многоуровневые катализаторы.

В чрезмерном содержании зола способствует образованию зольных абразивных отложений в зонах повышенных температур. При умеренном содержании зольность сульфатная относительно безвредна, если данный стандарт масла рекомендуется производителем. Не нужно искать масла с очень низкой зольностью. Не стоит забывать, что зольность сульфатная в масле, главным образом от металлосодержащих присадок, которыми обычно являются моющие нейтрализующие присадки, в свою очередь препятствующие образованию отложений. Противоизносные присадки ZDDP так же являются источником золы. Получается замкнутый круг — много золы нельзя, и мало золы тоже не лучший вариант.

Температура застывания (Pour Point)

Если простыми словами, образец с маслом охлаждают с заданной скоростью до температуры, при которой масло становится не подвижным.

Температура застывания не показывает надежно, насколько масло будет себя вести в условиях эксплуатации при низких температурах. Например, если температура застывания масла -60С — это не говорит о том, что на этом масле можно запускаться в -60С. Скорее всего, уже при температурах -37С, -40С потребуется подогрев картера, потому что масло будет слишком густое.

Вязкость динамическая CCS (Low-Temperature Cranking Viscosity)

Вязкость кажущаяся, динамическая определяется на имитаторе холодной прокрутки CCS, который имитирует условия запуска двигателя при низких температурах и дает понятие, как масло будет прокручиваться в морозы, имитируя условия, схожие с теми, в которых находятся подшипники скольжения при холодном запуске двигателя.

Испарение масс NOACK (Evaporation loss, Volatility)

Это количество масла которое испарится в течении 1го часа при температуре 250С и постоянном потоке воздуха. Чем ниже NOACK, тем выше термостабильность масла при высоких температурах, тем меньше потерь на испарение. NOACK так же говорит о качестве масла, во многих стандартах он ограничен. В анализе свежего масла NOACK может косвенно говорить о синтетичности базового масла. Например, если у масла 5W-30, NOACK = 11-12% это скорее всего гидрокрекинг. Если у масла 5W-30 NOACK = 6-8% — это с большой вероятностью ПАО синтетика.

Если угар измерять в идеальных условиях, без влияния различных факторов эксплуатации, то меньше будет угорать то масло, у которого ниже NOACK. То есть меньше — лучше.

Содержание серы (Sulphur)

Массовая доля серы содержащейся в масле, зависит от нефти, из которой изготавливают базовые масла, а так же от степени и глубины ее очистки.

В свежих маслах содержание серы может сказать нам о том, какой пакет присадок применяется на сульфонатах кальция или на салицилатах кальция. Обычно масла на салицилатах кальция (современный эффективный детергент) содержат 0,200-0,260% серы. А масла на сульфонатах кальция содержат около 0,400% серы. Так же по высокому содержанию серы 0,500-0,600% и выше, можно предположить, что в масле присутствует минеральное масло первой группы — часто такие содержания серы имеют масла 10W-40, 15W-40 которые называются полусинтетическими. Содержание серы примерно говорит нам о чистоте базовых масел или разновидности пакета присадок, из которых произведено масло.

Окисление (Oxidation)

Это образование кислот в масле. Измеряется в условных единицах IR Units, которые получают на специальном приборе — ИК спектрометре Фурье.

В двигателе при сгорании топлива, давлении, взаимодействии с водой и кислородом, образуются кислоты. Кислоты в серьезных концентрациях могут привести к коррозии внутренних деталей двигателя или образованию отложений. Так же кислоты истощают потенциал масла, который тратится на их нейтрализацию.

Это еще один альтернативный метод мониторинга образования кислот, помимо метода определения кислотного числа (TAN).

Если в свежем моторном масле высокое окисление, начиная от 15 и выше — значит, в масле скорее всего присутствуют эстеры, либо что то другое, что определяется как кислота/продукт кислот из-за похожих C=O связей.

Нитрация (Nitration)

Это образование в масле продуктов окисления азота NOx (оксиды азота). Измеряется в условных единицах IR Units, которые получают на специальном приборе — ИК спектрометре Фурье.

В процессе сгорания топлива в двигателе, при присутствии высоких температур, давления, участии азота и кислорода, находящихся в потребляемом воздухе, образуются окислы азота. Нитрация является причиной образования отложений в двигателе. Зависит этот процесс от пробега, тяжести условий эксплуатации, израсходованного топлива. По нитрации в отработке, можно примерно судить, на сколько серьезно масло отработало в двигателе. Если взять обычный пассажирский автомобиль, при обычных интервалах смены, нитрация растет примерно на +5-10 единиц за интервал. Если же, например, в свежем масле нитрация была 6-7 единиц, а в отработанном 20 и более единиц, можно считать что интервал затянут или условия были очень тяжелые.

HTHS (высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига)

При высоких температурах вязкость моторного масла снижается, масляная пленка становится тоньше. Параметр HTHS — это высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига. HTHS — это вязкость моторного масла при температуре 150С и высокой скорости сдвига. Для каждого автомобиля свой интервал допустимой HTHS. В двигатель, не предназначенный для использования моторных масел с низким HTHS, нельзя лить такие масла. Нужно обращать внимание на рекомендации производителя, выбирать масло в соответствии с рекомендованной вязкостью, рекомендованными допусками и рекомендованными стандартами.

Применение масла с пониженным HTHS, в не предназначенных для этого двигателях может привести к их ускоренному износу. В моторах, спроектированных для использования в них масла с пониженным HTHS, имеется ряд существенных отличий:

  • расстояние между трущимися поверхностями уменьшено. Более высокая точность сборки и подгонки деталей друг к другу (минимальные зазоры между деталями).
  • применение широко-поверхностных подшипников скольжения (вкладышей), в которых масло высокой вязкости поступает медленнее.
  • специальное нанесение микропрофиля поверхности на деталях — на подобии хона в цилиндрах, для удерживания на деталях низковязких масел.

Если двигатель не спроектирован под низковязкие масла с низким HTHS, использование таких масел в нем недопустимо!

Масла с низким HTHS дают большую экономию топлива по сравнению с обычными маслами более высокой вязкости. Меньшая вязкость масла приводит к меньшему сопротивлению деталям двигателя, что приводит к увеличению мощности двигателя, меньшему износу в некоторых узлах двигателя. Применение таких масел, так же положительно влияет на экологию. Выброс CO2 в атмосферу на низковязких маслах ниже, чем на маслах более высокой вязкос

Эксплуатационный тест моторного масла reinWell: что сделали с мотором молибден и кальций

Санкционное ограничение поставок импортных моторных масел распространенных брендов привело сначала к их дефициту и неоправданной дороговизне, а потом и к практически полному отсутствию на рынке. Однако спрос никуда не делся, и взамен ушедших продуктов появились новые – от других торговых марок. Причем их качество зачастую не хуже. Проблема в том, что обычные потребители ничего не знают ни об этих торговых марках, ни о качестве предлагаемого масла. Мы стараемся исправить ситуацию: мониторим появление новинок, пристально их рассматриваем и потом рассказываем о них читателям. Причем идем разными путями познания.

Во-первых, подробно изучаем заявленные технические характеристики и полученные допуски автопроизводителей.

Во-вторых, проводим лабораторные тесты, исследуя состав и объем присадок масла.

В-третьих, при наличии возможности, организуем тестовые испытания.

По итогу делаем выводы о том, какие свойства оно обнаруживает в реальных условиях эксплуатации, а какие теряет при выработке.

Начнем с заявленных параметров – 5W-30 API SP, ACEA A5/B5

Допуски автопроизводителей

— API: SP-ACEA A5/B5

— IVECO: 18-1811 S1

— Jaguar / Land Rover: STJLR.03.5003

— Ford: WSS-M2C 913-A/WSS-M2C 913-B/WSS-M2C 913-C/WSS-M2C 913-D

О производителе

Торговая марка r einWell зарегистрирована в Германии в 2009 году. Сам бренд не очень известен в России, он активно продвигается с 2022 года. При производстве масла применяются немецкие технологические рецептуры и присадки.

Для производства моторного масла reinWell 5W-30 API SP, ACEA A5/B5 используется база, изготовленная по НС-синтетической технологии. Вязкость масла самая распространенная – SAE 5W-30, подходит для всесезонной эксплуатации. Рецептура масла оптимизирована для современных бензиновых и дизельных двигателей, в том числе многоклапанных, с системой управления фазами газораспределения, турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха (LLK), фильтром сажевых частиц (DPF).

Масло имеет наивысшую спецификацию по градации Американского института нефти API SP. Масло, которое получает ее, превосходит продукты, имеющие спецификацию API SN, в части защиты двигателя от износа. Это происходит за счет добавления в состав масла противоизносных присадок. Сопуствующий эффект – увеличение срока службы привода ГРМ. Благодаря удачно подобранному сочетанию компонентов значительно снижено образование отложений и нагара на поршнях. Масло имеет высокую стойкость к окислению (по сравнению с продуктами предыдущих классов).

Содержащие магний присадки предотвращают эффект преждевременного воспламенения топливной смеси в процессе ее сжатия при малых оборотах и нагрузках (LSPI, Low Speed Pre-Ignition), который может проявляться в двигателях с системами прямого впрыска и турбонаддувом. Состав присадок имеет низкие показатели зольности и сульфатности, благодаря чему степень воздействия на каталитические нейтрализаторы выхлопных газов снижена.

Рассмотрим допуски производителей. Масло отвечает требованиям Ford WSS-M2C913-D – эта спецификация основана на стандарте ACEA A5/B5 с дополнительными требованиями Ford. У масла увеличена на 3% топливная экономичность по тесту М111, а также увеличен запас щелочности (требуемый минимальный уровень – 10,0 мг КОН/г при максимальной зольности 1,3%). Масло подходит для двигателей, работающих на биодизельном топливе (для России это пока не очень актуально). Продукт имеет высокую низкотемпературную текучесть, особенно в окисленной стадии, при этом она соответствует предыдущим спецификациям 913-С и 913-В.

Также масло соответствует требованиям Jaguar / Land Rover STJLR.03.5003 для европейского производства.

Заявленный интервал замены варьируется от 10 тыс. до 20 тыс. км, в зависимости от режимов эксплуатации и типов двигателя. В условиях мегаполиса этот порог ближе к нижней границе.

Проверка состава моторного масла r einWell 5W-30 API SP, ACEA A5/B5

В масле присутствует молибден в качестве модификатора трения, его количество не такое большое, как в специальных молибденовых маслах, и составляет 206 мг/кг. Такое число – показатель наличия противоизносной присадки, которая заявлялась как одно из основных свойств для масел API SP. Молибден создает износостойкое покрытие между поверхностями трущихся деталей, обеспечивая низкий коэффициент трения.

О наличии противоизносной присадки ZDDP (диалкилдитиофосфат цинка) говорит содержание фосфора и цинка – 799 и 881 мг/кг соответственно (в свежем масле), что достаточно много для обычного «гражданского» масла.

Наличие магния – 477 мг/кг в свежем масле – говорит о присутствии моющих нейтрализующих и диспергирующих присадок, а также присадок, противодействующих эффекту LSPI.

Больше всего в свежем масле кальция – 2457 мг/кг. Данный элемент встречается практически во всех маслах в виде моющих нейтрализующих присадок – детергентов. Он нейтрализует кислоты, которые образуются в масле при сгорании топлива.

Моторное масло ReinWell 5W-30 API SP, ACEA A5/B5 имеет высокий индекс вязкости в 164 единицы, при этом показатель вязкости при температуре 100 °С соответствует заявленному классу по SAE – 10,07 мм²/с. А вот щелочное число ниже, чем требует спецификация WSS-M2C 913-D, и составляет 9,14 мг КОН/г, в то время как оно должно быть не менее 10 мг КОН/г.

Эксплуатационный тест масла ReinWell 5W-30 API SP, ACEA A5/B5

Для тестирования был выбран автомобиль Range Rover с дизельным двигателем 368DT. Этот двигатель довольно распространен и относится к линейке Ford Lion. Производился в период с 2006 по 2010 годы. Имеет рабочий объем 3,6 л и мощность 272 л.с. Система питания – Common Rail. Для смазывания необходимо залить в него 9,5 л моторного масла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *