На чем американцы летали на луну
Перейти к содержимому

На чем американцы летали на луну

  • автор:

Великая миссия «Аполлона-11». Как американцы покорили Луну

Эдвин «Базз» Олдрин.

После того, как 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин осуществил первый полет в космос, Америка заболела идеей «звездного реванша». Суть замысла сформулировал президент США Джон Кеннеди в своей речи 12 сентября 1961 — до конца текущего десятилетия американцы должны высадиться на Луне. Первыми.

Лунная гонка

Затраты на программу «Аполлон» были беспрецедентными. Только на первые пять лет ее реализации, и только в виде прямых расходов, направили 9 миллиардов долларов.

Сергей Королёв.

Не будет преувеличением сказать, что на «лунную программу» работала вся Америка, мечтавшая восстановить свой престиж.

К середине 1960-х годов стало ясно, что Советский Союз темпов гонки не выдерживает. В 1966 году ушел из жизни Сергей Королев, благодаря гению которого были достигнуты первые советские успехи в космосе. В апреле 1967 года при первом полете космического корабля «Союз», разрабатывавшегося, в том числе, для реализации советской лунной программы, погиб космонавт Владимир Комаров.

И все-таки Советский Союз в декабре 1968 года едва не предпринял отчаянную попытку опередить американцев если не в высадке, то хотя бы в облете Луны. Космонавты, входившие в экипажи, готовившиеся к штурму спутника Земли, написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно для опережения США. Всю ответственность за провал и возможную гибель они были готовы взять на себя.

Однако советское руководство, помня о гибели Комарова, идти ва-банк, рискуя людьми, не захотело.

Владимир Михайлович Комаров (1927-1967), летчик-космонавт СССР, инженер-полковник.

Американцев не остановить

21 декабря 1968 года американский космический корабль «Аполлон-8» стартовал к Луне. Астронавты Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс 24 декабря вышли на орбиту Луны, совершили 10 витков, после чего благополучно вернулись на Землю.

В этот момент стало окончательно ясно — на спутнике Земли первыми высадятся американцы.

Вернер фон Браун.

Советский носитель Н-1, задуманный как «ездовая лошадка» лунной программы, так и не будет доведен до ума. А вот американская сверхтяжелая ракета «Сатурн-5», детище бывшего офицера СС Вернера фон Брауна, успешно летала с ноября 1967 года.

В марте 1969 года состоялся полет «Аполлона-9», в ходе которого была произведена имитация полёта на Луну на земной орбите. В мае 1969 года в полете «Аполлона-10» провели генеральную репетицию высадки, отработав все этапы, за исключением самой посадки.

Выполнить первый полет с высадкой на Луне было поручено экипажу космического корабля «Аполлон-11», в состав экипажа которого вошли Нил Армстронг, Эдвин «Базз» Олдрин и Майкл Коллинз. Согласно программе полета, Коллинзу предстояло остаться на орбите Луны в командном модуле, ожидая возвращения товарищей.

Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин «Базз» Олдрин.

Имя первого человека на Луне определила . теснота

Все члены экипажа были опытными лётчиками-испытателями. Армстронг служил в авиации ВМС США, но ко времени полёта вышел в отставку и был гражданским сотрудником НАСА. Коллинз и Олдрин были офицерами ВВС США. Армстронг и Олдрин участвовали в Корейской войне.

Все трое были 1930 года рождения, у всех троих был за плечами опыт полетов в космос, полученный в рамках «Программы Джемини».

Командиром экспедиции был назначен Нил Армстронг.

Олдрин (слева) и Армстронг в Хьюстоне во время тренировки выхода на лунную поверхность (22 апреля 1969 года).

В отличие от режима секретности, сопровождавшего советскую пилотируемую космическую программу, американская «лунная миссия» готовилась под прицелом журналистов. Поэтому еще до старта репортеры принялись выяснять — а кто, собственно, первым ступит на поверхность Луны?

Коллинз, остававшийся на орбите, в расчет не принимался. Из оставшихся двоих предпочтение отдавалось Баззу Олдрину.

Во время американских выходов в открытый космос по программе «Джемини» операции за бортом всегда осуществлял пилот, а не командир. При таком порядке честь стать первым должна была достаться Олдрину.

Слева направо: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин в кабине командного модуля во время одной из тренировок на Земле.

Но тут вмешались непредвиденные обстоятельства. Выходить из лунного модуля планировалось через основной люк, который открывался слева внутрь. Пилоту, находившемуся справа, необходимо было бы буквально перелезать через командира в скафандре и с ранцем портативной системы жизнеобеспечения за спиной. Опыты на Земле показали, что такой порядок чреват нештатными ситуациями. В итоге решено было, что первым на Луну шагнет Нил Армстронг.

Старт на глазах миллиона зрителей

Дата главного старта к Луне была объявлена в СМИ — 16 июля 1969 года. Накануне запуска все прилегающие к космодрому на мысе Канаверал окрестности были оккупированы туристами. Одних автомобилей прибыло около 300 тысяч, а общее количество желающих увидеть исторический момент своими глазами перевалило за миллион.

Туристы, приехавшие посмотреть запуск «Аполлона-11», неподалёку от Космического центра имени Кеннеди во Флориде.

Старт «Аполлона-11» состоялся точно по графику. Среди 5000 почётных гостей в Космическом центре имени Кеннеди присутствовали 36-й президент США Линдон Джонсон и действующий вице-президент Спиро Агню. Посол СССР в США Анатолий Добрынин приглашение вежливо отклонил.

Событие напрямую транслировалось по телевидению в 33 странах мира на 6 континентах. Советский Союз в это число не входил.

Старт РН Сатурн-5 с «Аполлоном-11».

Полет по «лунному маршруту» проходил на редкость гладко. В начале третьего дня Центр управления полетами в Хьюстоне сообщил экипажу, что третья запланированная коррекция курса не потребуется. Спустя сутки была отменена еще одна коррекция курса — «Аполлон-11» строго шел к Луне.

На исходе 76-го часа полета корабль вышел на окололунную орбиту. 20 июля Армстронг и Олдрин перешли в лунный модуль, который отстыковался от командного модуля. Коллинзу предстояло ожидать возвращения коллег на лунной орбите.

Луна стоит мессы

Проблемы начались при заходе лунного модуля на посадку. Несколько раз срабатывала аварийная сигнализация (как потом оказалось, из-за перегрузки бортового компьютера). Затем Армстронгу пришлось перелетать кратер, так как посадка на его краю показалась командиру небезопасной. Затем обнаружился острый дефицит топлива, и астронавтам пришлось решать — либо немедленно садиться, либо отказываться от выполнения главной задачи миссии.

Лунный модуль коснулся поверхности в тот момент, когда «окно» для выполнения посадки сократилось до 20 секунд.

После прилунения Армстронг передал Земле: «Хьюстон, говорит База Спокойствия. „Орёл“ (позывной лунного модуля — ред.) сел».

Лунный модуль «Орёл» на орбите вокруг Луны после расстыковки с командным модулем «Колумбия».

Первые два часа на Луне астронавты посвятили подготовке к аварийному старту, если таковой вдруг потребуется. После этого начались мероприятия, подготавливавшие выход на поверхность Луны.

Пока шло согласование с ЦУПом, Олдрин, как старейшина пресвитерианской церкви, провел первую службу на спутнике Земли, совершив таинство причастия.

«Мы пришли с миром от имени всего человечества»

Выходной люк был открыт в 109 часов 16 минут 49 секунд полётного времени. Первым в него начался протискиваться Нил Армстронг. Выбравшись на площадку над лестницей, астронавт отрепетировал возвращение в лунный модуль. Лишь убедившись, что все нормально, командир экспедиции левой ногой ступил на лунную поверхность.

Первая фотография, сделанная Нилом Армстронгом после выхода на поверхность Луны. Белый пакет на переднем плане — мешок с мусором.

«Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», — заявил он.

Через пятнадцать минут к Армстронгу присоединился Олдрин. На одной из посадочных опор американцы прикрепили памятную металлическую табличку с текстом: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 нашей эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества». После этого Армстронг и Олдрин установили флаг США.

Все эти «памятные мероприятия» не были импровизацией — их на Земле в течение нескольких месяцев согласовывала специальная комиссия. Например, было решено отказаться от установки флага ООН. Небольшие флаги членов Организации Объединенных Наций находились в лунном модуле. Флажок СССР американцы затем подарили нашим специалистам.

Нил Армстронг (слева) и Эдвин Олдрин устанавливают на Луне флаг США.

Так что там с мистером Горски?

Высадка американцев, как и запуск «Аполлона-11», транслировалась во многих странах мира. В Советском Союзе трансляции не было — по московскому времени это было раннее утро, и ТВ СССР еще не начало вещание. Впрочем, трансляцию не планировали изначально. Об историческом достижении конкурентов сообщили в новостях.

Еще одна легенда связана с Нилом Армстронгом, который якобы сказал, стоя на Луне: «Удачи, мистер Горски!». История о незадачливом соседе, жена которого говорила, что скорее соседский мальчишка окажется на Луне, нежели мистер Горски добьется от нее желаемого, стала классической.

Вот только сам Нил Армстронг признавался, что ничего подобного не говорил, а шутку эту услышал впервые лишь в середине 1990-х.

Базз Олдрин выгружает комплект научных приборов.

Всего Армстронг и Олдрин провели на Луне 21 час 36 минут 21 секунду. За это время они не только закрепили приоритет Америки, но также разместили комплект научных приборов и собрали 21,55 кг образцов лунного грунта.

В 124 часа 22 минуты полётного времени лунный модуль успешно стартовал с Луны. При этом Олдрин утверждал, что видел в иллюминатор, как под воздействием реактивной струи упал установленный ими флаг. Спустя четыре часа состоялась стыковка с командным модулем. После перехода астронавтов и переноски образцов лунный модуль, сделавший свое дело, был отстыкован и оставлен на орбите Луны. «Аполлон-11» начал обратный путь к Земле.

«Орёл» перед стыковкой, снятый Майклом Коллинзом из «Колумбии», на фоне восходящей Земли.

Как «лунные микроорганизмы» поставили президента Никсона в дурацкое положение

И снова движение по трассе «Луна — Земля» прошло без происшествий. 24 июля 1969 года спускаемый аппарат «Аполлона-11» благополучно приводнился в Тихом океане.

Эвакуировали первых людей, побывавших на Луне, с максимальными предосторожностями. Сначала специальная группа аквалангистов обработала люк дезинфицирующим раствором, затем экипажу передали новые скафандры. После того, как астронавты переоделись, их посадили в надувную лодку, с которой затем забрали при помощи вертолета, чтобы сразу поместить в мобильный карантинный фургон на борту авианосца «Хорнет».

Командный модуль «Колумбия» после приводнения.

Есть изумительная фотография — президент США Ричард Никсон приветствует экипаж «Аполлона-11», стоя перед небольшим окошком карантинного фургона.

Такие меры предосторожности объяснялись опасениями биологического загрязнения. Американские специалисты допускали, что вместе с астронавтами на Землю могут попасть агрессивные лунные микроорганизмы. Лишь после экспедиции «Аполлона-14» карантин отменили, поскольку стало ясно, что угроза отсутствует.

Президент Никсон общается с экипажем «Аполлона-11», находящимся в карантинном фургоне.

В карантинном фургоне экипаж доставили в Хьюстон, где разместили в более просторной Лунной приемной лаборатории. Там покорители Луны пробыли до конца карантина, составившего 21 день.

Мировой тур

12 августа 1969 года начался тур Армстронга, Олдрина и Коллинза по городам США и странам мира. В Нью-Йорке приветствовать их на улицы вышли 4 миллиона человек, в Чикаго — три с половиной миллиона. Всего же к началу ноября 1969 года экипаж «Аполлона-11» посетил 29 городов в 22 странах, встретился с 20 главами государств и был удостоен множества наград.

Нью-Йорк 13 августа 1969 года. В первом лимузине сзади стоят слева направо: Олдрин, Коллинз, Армстронг.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный сразу после завершения миссии «Аполлона-11» направил поздравительную телеграмму президенту США Ричарду Никсону с наилучшими пожеланиями астронавтам. Приводнение спускаемого аппарата транслировалось по советскому ТВ, а в выпусках новостей рассказывалось о большом значении достижения американских астронавтов. Приветствовали коллег и советские космонавты.

«Лунный заговор»: мнение генерала Каманина

Здесь, конечно, нельзя обойти тему «лунного заговора» — истории о том, что якобы никакой высадки на Луне не было.

Обратимся к мнению человека, который формировал и готовил первый отряд советских космонавтов — генерала Николая Каманина.

Николай Каманин.

Человек, который в конце 1960-х годов был одним из самых осведомленных людей в вопросах космоса, в сентябре 1969 года писал в своем дневнике: «После блестящей экспедиции на Луну американских астронавтов в июле этого года и целой серии наших провалов с лунными автоматами и ракетой Н-1 у нас не сделано никаких выводов. Я много думал о причинах утраты нашего лидерства в космосе. Естественно, что наше отставание от Америки обнаружилось не сразу. С 1957 по 1964 год мы были передовой космической державой мира. Но уже первое знакомство с американской программой космических исследований в 1961–1962 годах и сравнение этой программы с положением дел у нас настораживало: появились опасения, что США быстро догонят СССР. Успех программы „Джемини“ поставил Америку рядом с нами, а первые полеты кораблей серии „Аполлон“ выдвинули США вперед. В этот период многие наши ученые, конструкторы и кое-кто из космонавтов еще верили в успех полетов Л-1, Л-3 и лунных автоматов. Только очень небольшая группа людей, в том числе и я, поняла, что мы проиграли „битву за космос“ уже при первом пуске „Сатурна-5“. После полета „Аполлона-8“ наше поражение стало очевидным для всех. Блестящий полет „Аполлона-11“, контрастирующий двум взрывам нашей самой мощной ракеты Н-1, неопровержимо доказал, что мы отстали от США на 4–5 лет. Больно признавать этот горестный факт, но еще больнее сознавать, что у нас пытаются замаскировать наше поражение и мало что делают для того, чтобы предотвратить наше дальнейшее отставание».

Как видим, Каманин в реальности полета американцев не сомневался. На этом тему можно считать закрытой.

Советская межпланетная станция «Луна-1».

Луну «закрыли» деньги

Советские космонавты на Луне так и не побывали. После того, как носитель Н-1 не удалось довести до ума, пилотируемую лунную программу просто закрыли, заявив — да мы и не собирались туда летать, поскольку это слишком дорого.

Насчет дороговизны — чистая правда. Достаточно сказать, что американцы отменили два запланированных полета на Луну по причине слишком большой стоимости. Эффект новизны прошел, приоритет Америки был зафиксирован, и обыватели стали спрашивать: а не слишком ли дорого обходится Соединенным Штатам чисто научный интерес?

Уходить с Луны на десятилетия поначалу никто не планировал. И В США, и в СССР к началу 1980-х было разработано немало планов по разворачиванию лунных баз. Но и там, и там все упиралось в деньги — проекты требовали колоссальных вложений, на которые никто так и не пошел.

В декабре 2017 года президент США Дональд Трамп подписал «Директиву № 1 о космической политике». Она предусматривает возобновление американской программы пилотируемых полётов на Луну. Аналогичные планы регулярно озвучивает и «Роскосмос».

«Подумайте о Ниле Армстронге и подмигните ему»

В мае 1970 года первый человек на Луне Нил Армстронг приехал в Советский Союз. Председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину он подарил ёмкость с образцами лунного грунта и небольшой флаг Советского Союза, побывавший на Луне.

Нил Армстронг получает подарок от советских космонавтов.

До возвращения людей на Луну Армстронг не дожил. Он умер в августе 2012 года в возрасте 82 лет. Первый человек на Луне был предан морским водам по традиции военно-морских сил США. Вдова Нила Армстронга развеяла его прах с борта ракетного крейсера Philippine Sea.

В заявлении семьи астронавта в связи с его кончиной говорилось: «К тем, кто, возможно, спросит, как они могут отдать дань уважения Нилу, у нас есть простая просьба. Почтите пример служения, достижений и скромности, который он подал. А в следующий раз, когда погожим вечером вы выйдете на улицу и увидите Луну, улыбающуюся вам, подумайте о Ниле Армстронге и подмигните ему».

Американцы на Луне: прорыв или афера? ⁠ ⁠

Американцы на Луне: прорыв или афера? Космос, Луна, Космонавтика, Американцы, Афера, Политика, Видео, Длиннопост

Этими первопроходцами были члены миссии «Аполлон-11» Нил Армстронг и Базз (Эдвин) Олдрин. Человеку, который в этом усомнился, последний дал по «фейсу». Но всем сомневающимся морду не набьешь: анализировать факты – право каждого, у кого есть мозги и желание узнать правду.

«Это один маленький шаг для человека шаг, но гиганский скачок для всего человечества», — с пафосом произнес командир «Аполлона», ступив на лунную поверхность, а потом якобы тихо добавил: «Удачи, мистер Горски!». Ну, все знают эту сентиментальную басню, не буду ее пересказывать.

Какие же цели преследовал «лунный десант»? Оказывается, «за тридевять земель» его отрядили без исследовательских задач. В дорогостоящую экспедицию экипаж отправился с простой установкой: прилуниться и приземлиться. При выполнении миссии космический корабль должен был остаться на орбите, а двое из троих членов экипажа – Нил Армстронг и Эдвин Олдрин – в модуле высадиться на Луну, чтобы просто сфотографироваться и захватить образцы грунта.

К Морю Спокойствия модуль подлетел в 20 часов 17 минут (по Гринвичу) 20 июля, но на поверхность Луны командир высадился лишь через пять часов (спустя какое-то время к нему присоединился и напарник). Исторический выход человека на Луну транслировала наружная камера с доставившего землян модуля. Эти кадры видели все: астронавты установили на спутнике флаг США (флаг ООН, как предлагало НАСА, Конгресс «забраковал») и вышли на связь с американским президентом.

Американцы на Луне: прорыв или афера? Космос, Луна, Космонавтика, Американцы, Афера, Политика, Видео, Длиннопост

Олдрин провел на Луне полтора часа, Армстронг – больше двух. Но в обратный путь астронавты отправились почти через сутки – спустя 22 часа после совершения посадки на Луну. На прощание гости с Земли оставили о своем визите памятный знак со словами: «Мы пришли с миром от имени человечества».

Темная сторона Луны

Разумеется, в США «покорители Луны» — национальные герои. Но и там есть люди, которые относятся к факту прилунения скептически. Один из них – кинорежиссер и телепродюсер, владелец студии и репортер Барт Сибрел, схлопотавший по физиономии от Базза Олдрина за упрек в зарабатывании денег на лжи о полётах на Луну. Журналист предъявил доказательства того, что космическая и лунная съемка – липа.

С автором четырех фильмов о Луне согласен и американский историк фотографии Джек Уайт. Исследовав фотоснимки «Аполлонов» с поверхности Луны (всего было шесть экспедиций), он заявил, что нашел многочисленные свидетельства подделки.

Не ставивший под сомнение высадку американцев на Луне первый человек в открытом космосе Алексей Леонов вместе с тем допускал, что некоторые съёмки сделаны в павильоне: дескать, для непрерывности действия и полноты «картинки» в любом документальном фильме авторы прибегают к постановочным элементам.

Американцы на Луне: прорыв или афера? Космос, Луна, Космонавтика, Американцы, Афера, Политика, Видео, Длиннопост

Такой эффект продемонстрировал в 2002 году псевдодокументальный фильм «Тёмная сторона Луны», в котором вдова режиссёра Стэнли Кубрика рассказала об участии мужа в лунной программе. По словам Кристианы Кубрик, президент Никсон высоко оценил фильм «2001: Космическая Одиссея» (вышел в 1968 году) и призвал его создателя вместе с другими мастерами Голливуда поработать над исправлением имиджа США. Некоторые новостные агентства сочли это доказательством «лунного заговора», рассматривая фильм подтверждением того, что «американцев на Луне» снимали в Голливуде. Позже автор фильма заявит, что это был хорошо поставленный розыгрыш.

Критическому отношению к «голливудской постановке» способствовала публикация о вероятности фальсификации прилунения в авторитетном издании The New York Times: в номере за 18 декабря 1969 года газета опубликовала шутейную заметку о ежегодной встрече в одном из чикагских баров членов Общества Памяти Человека, Который Никогда Не Полетит, во время которой подвыпивший представитель НАСА продемонстрировал кадры земной тренировки астронавтов, поразительно похожие на «картинки с Луны».

В отсутствии доказательств «прорыва» даже «патриотичная» Америка глумилась над «лунным обманом», снимая фильмы «Козерог один» и «Лунная афера». А группа Rammstein записала антиамериканский хит Amerika и сняла на него клип о «лунном заговоре».

А в 1970 году «подвоху» был дан уже научный анализ: сомнению факт высадки подверг математик Дж. Крайни. С этого момента, судя по социологическим опросам, недоверия к «высадке на Луну» в американском обществе хватало. И вышедшая в 1976 году книга Билла Кейсинга «Мы никогда не были на Луне» лишь укрепила людей в мысли, что не всё в этой истории гладко.

Телевизионный продюсер Дэвид Перси – эксперт в аудиовизуальных технологиях, поэтому к его книге «Тёмная Луна: Аполлон и осведомители» отношение было самым серьезным. Член Королевского фотографического общества утверждает, что ошибки на «лунной фотосессии» NASA имеют столь явный характер неспроста. Очевидно, таким образом «осведомители-саботажники» сообщают о заговоре.

В основе теории «лунного заговора» – идея о вымышленном прилунении американцев, которые на самом деле на Луну не высаживались, а документальные доказательства экспедиций – правительственная фальсификация.

Американцы на Луне: прорыв или афера? Космос, Луна, Космонавтика, Американцы, Афера, Политика, Видео, Длиннопост

Какие же детали могут указывать на то, что «прилунение» — подделка? Это оптические аномалии на снимках и сама возможность их сделать, в то время как от температуры на Луне фотоплёнка бы расплавилась. Еще один аргумент сторонников теории заговора – низкая высота прыжков на поверхности спутника: на Луне они должны достигать нескольких метров в высоту, поскольку сила тяготения там в шесть раз меньше, чем на нашей планете. Настораживает отсутствие кратеров от высадки модуля на поверхности и звёзд на небе вокруг Луны. Не мог там и развеваться флаг – в вакууме нет воздушных потоков.

Американцы на Луне: прорыв или афера? Космос, Луна, Космонавтика, Американцы, Афера, Политика, Видео, Длиннопост

Американцы на Луне: прорыв или афера? Космос, Луна, Космонавтика, Американцы, Афера, Политика, Видео, Длиннопост

Не позволял высадку на Луне сам уровень тогдашних технологий. Есть вопросы и к модулю, и к ракете-носителю. Критики полагают, что «Сатурн-5» не был готов к старту никогда. С точки зрения безопасности, после небезупречного испытательного пуска 4 апреля 1968 года решаться на пилотируемый полёт было авантюрой. Кто готовил столь ответственный запуск, если за год до него, в 1968 году, из Центра космических исследований в Алабаме были уволены 700 разработчиков «Сатурна-5», а в разгар лунной программы, в 1970 году, от должности главного конструктора ракеты и директора Центра освободили Вернера фон Брауна.

Летал ли «Сатурн-5» – большой вопрос. Никто из иностранных космонавтов на его борту не был и не работал на выведенной им на орбиту космической станции «Скайлэб». После завершения лунной программы технику по назначению не использовали, а отправили в музей. Почему-то не использовали на последующих ракетах и двигатели F-1, а также их модификации (на мощную ракету «Атлас-5» были установлены российские РД-180).

Американцы на Луне: прорыв или афера? Космос, Луна, Космонавтика, Американцы, Афера, Политика, Видео, Длиннопост

Если у NASA была мощная ракета «Сатурн-5», на которую с учетом инфляции США потратили от 32 до 45 миллиардов долларов, то почему ее вместе с производственным комплексом выбросили на свалку ради нового ракетоносителя, увеличившего затраты на вывод одного килограмма на околоземную орбиту чуть ли не в четыре раза! К тому же для вывода равного количества груза новому ракетоносителю Space shuttle требовалось бы пять-шесть рейсов. Отказываться от более экономичной машины в пользу гораздо менее эффективной можно лишь в том случае, если чудо-ракеты «Сатурн-5» и ее чудо-двигателей на самом деле не существовало. По крайней мере, с заявленными параметрами. В пользу этой догадки говорит и сообщение в книге об астронавтике 1996 года издания, что чертежи ракеты-носителя «Сатурн» утеряны.

Симптоматично, что пропала и оригинальная видеозапись первой высадки на Луну! Представитель NASA в 2009 году подтвердил, что 45 катушек с пленкой, на которой были кадры экспедиции «Аполлона-11», утрачены.

И со скафандрами что-то не то: применив в первой экспедиции на Луну передовые технологии, позже американцы о них почему-то забыли.

Кстати, на американских космических кораблях не было туалетов. Вместо этого использовались памперсы. Таким образом они справляли и малую и большую нужду прямо в скафандре. Как человек может просуществовать несколько дней в вонючем памперсе полном испражнений?

Подари мне лунный камень

Американцы на Луне: прорыв или афера? Космос, Луна, Космонавтика, Американцы, Афера, Политика, Видео, Длиннопост

Отдельно стоит рассказать о космическом грунте. В ходе всех лунных миссий по программе «Аполлон» американцы якобы доставили на Землю 382 килограмма лунного грунта, из которых 45 килограммов NASA бесплатно раздало для изучения ученым. Среди них значатся как американские, так и зарубежные научные организации. Но, на поверку, иностранцы приезжали изучать образцы в США, исследования проводили в лабораториях NASA, где и публиковали результаты работ без упоминания их места проведения. И в этих отчетах отсутствовал главный указатель на лунную природу лунный камней – тонкий слой неокисляемого железа. Лишь после обнародования данных о лунном грунте советскими учеными, «открывать» недостающий элемент начали и в американских образцах.

Когда же субстанция, выдаваемая NASA за лунный грунт, в минимальных количествах пересекала границу США, она обычно признавалась фальшивкой. Например, Парижская обсерватория после исследования отражательной способности лунного грунта, доставленного «Луной-16» и «Аполлоном-14», по поводу американского образца констатировала, что «такая поверхность не может воспроизвести характер лунной поляризации».

Сообщалось, что Администрация президента США Ричарда Никсона подарила 269 лунных камней в 130 стран, но эти камни либо бесследно пропали, как только местные специалисты хотели проверить их подлинность, либо государства не подтверждают их получение (как Кипр и Эквадор).

Несмотря на то, что стоимость лунного грунта сегодня – $2,2 миллиарда за килограмм, иметь его в частной собственности и продавать в США запрещено. Не потому ли, чтоб не вскрылся обман?

Даже снимать лунные камни не принято. Вот и не увидели американские телезрители 25 июля 1969 года момент вскрытия первого контейнера с лунным грунтом, доставленным экипажем «Аполлон-11». На самом интересном месте трансляция тогда просто прервалась.

Рассматривая версию о неудачах НАСА в создании водород-кислородных двигателей, специалисты утверждают, что три ступени «Сатурна-5» работали на керосине, а значит, американцы могли в лучшем случае лишь облететь Луну на пилотируемом корабле и сбросить на поверхность спутника в разы уменьшенный макет лунного модуля, но не вывести на окололунную орбиту полноценный модуль. Фальсификация могла состоять в том, что на Луну запускался беспилотник, имитировавший переговоры с Землёй и телеметрию.

На подлог США могли пойти для поднятия собственного рейтинга в условиях отставания в космической гонке от СССР. Но есть и контрверсия о том, что утечка информации о фальсификации была прикрытием для сохранения в тайне истинной причины сворачивания лунной программы. Якобы американские спецслужбы намеренно вбросили дезинформацию о мнимой инсценировке реально состоявшихся полётов, чтобы не допустить разглашения настоящего секрета – об обнаружении на Луне инопланетного присутствия. И какие-то следы на Луне все-таки были обнаружены.

А был ли мальчик?

Сколько раз инициатор расследования «теории заговора» Билл Кейсинг и его последователи предлагали расставить точки над «I» с помощью направленного на Луну мощного телескопа – покажите миру оставленные лунными экспедициями артефакты! Но до последнего времени осуществить это было невозможно – из-за малой разрешающей способности аппаратуры.

В 2002 году обнаружить лунные модули «Аполлонов» взялась Европейская южная обсерватория, планируя использовать для наблюдения телескоп нового поколения VLT. Однако никакой информации об этих экспериментах в итоге так и не было предоставлено.

Зато к 40-летнему юбилею полёта «Аполлона-11» съёмку мест прилунения модулей провели якобы сразу несколько аппаратов. Первые в истории подробные снимки посадочных площадок, лунных модулей и оставленных на Луне элементов оборудования в 2009 году передала на Землю автоматическая межпланетная станция LRO. С 11 по 15 июля она зафиксировала следы от ровера, тележки и астронавтов экспедиций «Аполлон-11, 14, 15, 16, 17».

Американцы на Луне: прорыв или афера? Космос, Луна, Космонавтика, Американцы, Афера, Политика, Видео, Длиннопост

Еще более детальные снимки с цепочкой следов на поверхности Луны позже выполнил аппарат КА LRO, а затем – японский аппарат Кагуя (космическое агентство JAXA сообщило о возможном обнаружении следов модуля «Аполлона-15»). Следы миссий «Аполлона » зафиксировал и китайский космический зонд «Чанъэ-2». Изображения следов от американского посадочного модуля и лунохода получил также индийский аппарат «Чандраян-1». По сообщению Индийской организации космических исследований (ISRO), эти снимки развеивают миф об инсценировке американской лунной экспедиции.

«А зачем иначе нужно было сажать их в ракету?» Интервью проектировщика двигателей «Аполлона-11» Ричарда Вайса, который отправил людей на Луну и видел, что они действительно на нее полетели

20 июля исполняется 50 лет исторической миссии «Аполлон-11», которая закончилась высадкой первых астронавтов на Луне. Имена Базза Олдрина и Нила Армстронга сегодня известны каждому, но мало кто вспоминает про сотни специалистов, работавших в космических центрах имени Кеннеди во Флориде и Джонсона в Хьюстоне. Однако именно благодаря этим людям человечество смогло сделать тот самый «огромный шаг». По случаю юбилея канал Discovery Channel покажет документальный фильм «Аполлон: найденные видео» с обнаруженными недавно архивными кадрами подготовки и запуска миссии, а также интервью с ее участниками. «Медуза» поговорила с инженером-проектировщиком силовых установок «Аполлона-11» Ричардом Вайсом о том, что из технологий тех лет пригодилось нам в настоящем и еще пригодится в будущем. И о чем стоит рассказывать людям, которые до сих пор не верят в высадку американцев на Луну.

— Тогда, в 1960–70-х годах, насколько вы были осведомлены о советской программе освоения космоса? Про Сергея Королева слышали?

— Никаких подробностей мы не знали — что в 60-х, что в 70-х. Единственное, что мы знали про Королева, — это то, что он умер где-то в 1966 году. Точно не помню. По крайней мере мы, сотрудники Космического центра Кеннеди, были разве что в курсе, что мы участвуем в гонке до Луны. Что-то мы слышали в общих чертах о том, что [в СССР] что-то готовится, но подробностей не знали. Мы были в большом восторге от Юрия Гагарина и всего, что с ним произошло. Благодаря ему мы знали, насколько высока конкуренция, и это придавало нам дополнительный импульс работать еще усерднее. Но, помимо этого, о советской космической программе нам трудно было что-то узнать. Зато сегодня у меня есть друзья, вместе с которыми мы работали над программой шаттлов, и они ездили в Россию. Так что теперь общение между нашими странами стало гораздо проще.

— Что из технологий и методик, отработанных на ранних миссиях «Аполлон», включая «Аполлон-11», могло бы пригодиться и сегодня?

— Работоспособной техники, конечно, не осталось. Остались чертежи и схемы, правда, технологии по большей части устарели — однако методы и процедуры еще вполне актуальны. Конечно, если бы мы могли отправиться назад во времени, мы бы построили более эффективные двигатели и средства доставки [на орбиту]. Но какие-то процедурные вещи, разработанные в то время, вполне применимы и сегодня. Это ведь просто законы физики, их не поменяешь. Например, невозможно добиться более чем идеального баланса воздушно-топливной смеси, которая сгорает в двигателе.

Но мы многому научились. Мы поняли важность аварийного планирования, — возможно, это самые сложные уроки, которые нам пришлось выучить на собственных ошибках. Находя ошибки в процедурах, мы понимали, что нужны не только новые процедуры, но и запасные варианты. Так что это все пригодилось.

Одна из самых важных вещей, которые мы поняли в процессе работы, — невозможно предусмотреть абсолютно любое развитие событий. Поэтому нужно обеспечить максимальное количество запасных вариантов, на которые можно опереться, если что-то идет не так. Например, во время запуска «Аполлона-13» случилось множество неполадок, а запасного плана не было, поэтому сочинять его пришлось на ходу. В таких вещах, как и при строительстве самолета, хочется без сюрпризов. Ты знаешь, как работает каждый агрегат и в каких условиях, и планируешь соответственно. И на случай отказа тоже нужен план. Если один агрегат отказывает, должен заработать запасной. А если и второй откажет, нужен третий запасной и так далее. Но у такого планирования есть экономический предел, и это тоже нужно учитывать.

Итого, сможем ли мы пользоваться процедурами прошлых запусков? Да, думаю, многие из них вполне применимы. Как и технологии. Техника, конечно, устарела — то есть ее можно и воссоздать, но это будет не очень эффективно. Мы можем построить копию «Сатурна-5» , но это не лучший выход. Надеюсь, мы за прошедшие 50 лет значительно поумнели.

— А что было самое сложное в разработке двигателя для «Сатурна-5» и насколько эти разработки пригодились при построении двигателей для шаттла?

— Я не так уж много работал над разработкой двигателя F-1, который стоял на «Сатурне-5», но мы поняли, что его поведение весьма типично для любых ракетных двигателей. Моей задачей была подготовка к запуску, и этот опыт нам сильно пригодился при разработке основных двигателей шаттла. Многие наработки удалось буквально скопировать. Не один к одному, конечно, но в каких-то критических моментах предыдущий опыт очень пригодился. Смотрите, двигатель можно запустить на стенде, он будет работать. Но совсем другое дело — запустить его со стартовой площадки, заставить работать в сборке со всем остальным оборудованием, с топливной нагрузкой и всем прочим, чтобы все это работало вместе. И, конечно, этот опыт нам очень пригодился во время работы над основным двигателем шаттла.

Разница была в том, что F-1 мог работать и без компьютера. Запустил его — и он работает, пока топливо не кончится. С двигателями шаттла так бы не получилось. Они были управляемыми, то есть у них была регулируемая тяга. А у F-1 регулируемой тяги не было. Поэтому главному двигателю шаттла нужен компьютер, чтобы следить за всеми процессами, о которых раньше беспокоиться не приходилось.

На разработку основного двигателя для шаттла у нас ушло десять лет, а на двигатель F-1 — всего семь или восемь. Когда мы запускали «Сатурн-5», компьютеров почти не было. Сейчас говорят, что айфон гораздо мощнее самого мощного компьютера, которые тогда существовали, и наверняка так оно и есть.

В Космическом центре Кеннеди вычислительные мощности были небольшие. Вот вам пример: за 3 минуты 12 секунд до запуска нам нужно было запустить так называемую программу предпусковых операций. Запускаешь ее, а дальше это примерно как игра на пианино: она выплевывает команду, сигнал идет по медному проводу, команда выполняется. Этот компьютер вообще ни к чему не подключался. А с шаттлом было уже иначе. Там работала уже целая компьютерная система контроля запуска. Поэтому многие методики и устарели, просто потому что обычный телефон основан на гораздо более продвинутых технологиях. Так что да, шаг вперед сделан огромный.

— А какие технологии, использованные при высадке на Луну, могут еще пригодиться на Земле?

— Да многие технологии, отработанные во время программы освоения космоса, выросли в нечто, что может быть использовано и на Земле. Например, большие дроны, которые могут выполнять те же задачи, которые выполняли луноходы. Они еще автономны, то есть они еще не способны взять на борт человека, но, думаю, до разработки дронов такого размера осталось недолго, еще пара лет. Это не те же самые технологии, которые использовались в космосе — мы ведь на Земле в своей атмосфере и условиях земного притяжения и аэродинамики, — но они схожи. Опять-таки, не стоит забывать, как далеко вперед ушли технологии. Ведь высадка на Луну произошла в тот же год, что и первый полет «Боинга-747». Примерно тогда же появились первые сверхзвуковые самолеты. И посмотрите, как далеко мы ушли с тех пор. За 50 лет мы сильно поумнели, все человечество.

— Есть ли сейчас вообще практический смысл в освоении Луны?

— Тут я могу предложить разве что свои догадки, но я думаю, что все возможно. Во-первых, лунная база может пригодиться как промежуточная остановка на пути к Марсу. Кроме того, лунная сила притяжения может быть полезна для более точной разработки каких-то технологий, например лекарств. Пока что единственная преграда на пути к колонизации Луны — это наш собственный разум. Но человеческое любопытство рано или поздно приведет нас к этому. Думаю, колонизация Луны произойдет раньше, чем мы доберемся до Марса. Но это я сейчас, в 2019 году, говорю. А в 2099 году, наверное, кто-нибудь скажет — глупые людишки, как же они сразу не додумались до того-то и того-то.

— Вам наверняка приходилось сталкиваться с людьми, которые не верят в высадку человека на Луну. Как человек, который к этому имеет прямое отношение, удавалось ли вам найти аргументы, чтобы их переубедить? Такое вообще возможно?

— Я вам расскажу такую историю. Кажется, это было во время запуска «Аполлона-12» или «Аполлона-14» , точно не помню. В какой-то момент я выполнял задачу корректировщика. У нас было три наблюдательных пункта — по два человека на каждом пункте, — и мы были на прямой связи с экипажем на случай аварийного прекращения запуска. И у нас был телескоп с 300-кратным увеличением, в который мы постоянно наблюдали за посадкой экипажа, чтобы удостовериться, что все проходит в штатном режиме, вплоть до самого запуска.

И вот я смотрю в телескоп, как члены экипажа идут по поворотному рычагу пусковой вышки и заходят в капсулу. Я видел, как они зашли внутрь, но не видел, чтобы они выходили. Я знаю, что все это время они находились внутри космического корабля. Теоретически, конечно, они могли бы тихо вылезти обратно и спрятаться в поворотном рычаге, но тогда бы их сожгли сопла двигателей взлетающей ракеты. Но нет, конечно, экипаж был в капсуле, тут нет других вариантов.

Но были ли они на самом деле на Луне? А зачем иначе нам нужно было сажать их в ракету, рисковать их жизнями — просто чтобы облететь вокруг Земли и вернуться? Но мы же знаем, что они там были, у нас есть фотографии полета. У меня нет другого выхода, кроме как верить, что они прошли этот путь до конца. И я это знаю не по чьим-то рассказам — я собственными глазами видел, как экипаж заходит в капсулу.

Фильм «Аполлон: найденные видео» выйдет в эфир Discovery Channel 21 июля в 22:00.

Лунная эпопея

Фото аватара

Сначала факты. 25 мая 1961 года, через шесть недель после триумфального полёта Юрия Гагарина, президент Джон Ф. Кеннеди выступил с речью перед сенатом и палатой представителей, в которой пообещал, что до конца десятилетия американец высадится на Луне. Потерпев поражение на первом этапе космической «гонки», США вознамерились не только догнать, но и перегнать Советский Союз.

Главная причина отставания на тот момент заключалась в том, что американцы недооценивали значение тяжёлых баллистических ракет. Как и советские коллеги, американские специалисты изучили опыт немецких инженеров, построивших во время войны ракеты «А-4» («Фау-2»), но не дали этим проектам серьёзного развития, полагая, что в условиях глобальной войны достаточно будет дальних бомбардировщиков. Конечно, команда Вернера фон Брауна, вывезенная из Германии, продолжала создавать баллистические ракеты в интересах армии, но для космических полётов они были непригодны. Когда ракету «Рэдстоун», наследницу немецких «А-4», доработали для запуска первого американского корабля «Меркурий», она смогла поднять его только на суборбитальную высоту.

Тем не менее ресурсы в США нашлись, поэтому американские конструкторы довольно быстро создали необходимую «линейку» носителей: от «Титана-2», выводившего на орбиту двухместный маневрирующий корабль «Джемини», до «Сатурна-5», способного отправить трёхместный корабль «Аполлон» к Луне.

alt=»Почему американцы точно были на Луне 37″ width=»88″ height=»300″ /> Рэдстоун Почему американцы точно были на Луне 36 Сатурн-1Б Почему американцы точно были на Луне 35 Сатурн-5 Почему американцы точно были на Луне 34 Титан-2

Разумеется, перед отправкой экспедиций требовалось провести колоссальную работу. Космические аппараты серии Lunar Orbiter провели подробное картографирование ближайшего небесного тела — с их помощью удалось наметить и изучить подходящие места для высадок. Аппараты серии Surveyor совершили мягкие прилунения и передали прекрасные изображения окружающей местности.

Lunar Orbiter

Космические аппараты Lunar Orbiter тщательно картографировали Луну, определяя места будущих высадок астронавтов

alt=»Почему американцы точно были на Луне 31″ width=»135″ height=»150″ /> Почему американцы точно были на Луне 30

Космические аппараты Surveyor изучали Луну непосредственно на её поверхности; детали аппарата Surveyor-3 забрал и доставил на Землю экипаж «Аполлона-12»

Параллельно развивалась программа «Джемини». После беспилотных запусков 23 марта 1965 года стартовал корабль «Джемини-3», который маневрировал, меняя скорость и наклонение орбиты, что по тем временам было беспрецедентным достижением. Вскоре полетел «Джемини-4», на котором Эдвард Уайт совершил первый для американцев выход в открытый космос. Корабль проработал на орбите четверо суток, испытав системы ориентации для программы «Аполлон». На «Джемини-5», стартовавшем 21 августа 1965 года, были испытаны электрохимические генераторы и радиолокатор, предназначенный для стыковки. Кроме того, экипаж установил рекорд по продолжительности пребывания в космосе — почти восемь суток (советские космонавты сумели побить его только в июне 1970 года). Кстати, во время полёта «Джемини-5» американцы впервые столкнулись с негативными последствиями невесомости — ослаблением костно-мышечной системы. Поэтому были выработаны меры, призванные предотвратить подобные эффекты: специальная диета, лекарственная терапия и серия физических упражнений.

В декабре 1965 года корабли «Джемини-6» и «Джемини-7» сблизились друг с другом, имитируя стыковку. Причём экипаж второго корабля провёл на орбите больше тринадцати суток (то есть полное время лунной экспедиции), доказав, что предпринятые меры по поддержанию физической формы вполне эффективны при столь длительном полёте. На кораблях «Джемини-8», «Джемини-9» и «Джемини-10» отрабатывали процедуру стыковки (кстати, командиром «Джемини-8» был Нил Армстронг). На «Джемини-11» в сентябре 1966 года протестировали возможность аварийного старта с Луны, а также пролёт через радиационные пояса Земли (корабль поднялся на рекордную высоту 1369 км). На «Джемини-12» астронавты опробовали серию манипуляций в открытом космосе.

Джемини-12. Базз Олдрин

В ходе полёта корабля «Джемини-12» астронавт Базз Олдрин доказал возможность сложных манипуляций в открытом космосе

В то же самое время конструкторы готовили к испытаниям «промежуточную» двухступенчатую ракету «Сатурн-1». Во время её первого старта 27 октября 1961 года она превзошла по тяге ракету «Восток», на которой летали советские космонавты. Предполагалось, что эта же ракета выведет в космос и первый корабль «Аполлон-1», однако 27 января 1967 года на стартовом комплексе случился пожар, в котором погиб экипаж корабля, и многие планы пришлось пересмотреть.

В ноябре 1967 года начались испытания огромной трёхступенчатой ракеты «Сатурн-5». В ходе первого полёта она подняла на орбиту командно-служебный модуль «Аполлона-4» с макетом лунного модуля. В январе 1968 года на орбите был испытан лунный модуль «Аполлона-5», в апреле туда отправился беспилотный «Аполлон-6». Последний старт из-за сбоя второй ступени едва не закончился катастрофой, но ракета вытащила корабль, продемонстрировав хорошую «живучесть».

11 октября 1968 года ракета «Сатурн-1Б» вывела на орбиту командно-служебный модуль корабля «Аполлон-7» с экипажем. В течение десяти суток астронавты испытывали корабль, проводя сложные манёвры. Теоретически «Аполлон» был готов к экспедиции, однако лунный модуль всё ещё оставался «сырым». И тогда была придумана миссия, которая изначально вообще не планировалась, — полёт вокруг Луны.

Почему американцы точно были на Луне 27 alt=»Почему американцы точно были на Луне 28″ width=»143″ height=»150″ />

Полёт корабля «Аполлон-8» не был запланирован NASA: он стал импровизацией, но был проведён блестяще, закрепив очередной исторический приоритет за американской космонавтикой

21 декабря 1968 года корабль «Аполлон-8» без лунного модуля, но с экипажем из трёх астронавтов отправился к соседнему небесному телу. Полёт прошёл сравнительно гладко, однако перед исторической высадкой на Луну понадобились ещё два запуска: экипаж «Аполлон-9» отработал процедуру стыковки и расстыковки модулей корабля на околоземной орбите, затем то же самое проделал экипаж «Аполлон-10», но уже рядом с Луной. 20 июля 1969 года Нил Армстронг и Эдвин (Базз) Олдрин ступили на поверхность Луны, чем провозгласили лидерство США в освоении космического пространства.

Почему американцы точно были на Луне 25 Почему американцы точно были на Луне 24

Экипаж корабля «Аполлон-10» провёл «генеральную репетицию», выполнив все операции, необходимые для высадки на Луну, но без самой высадки

Аполлон-11. Лунный модуль

Лунный модуль корабля «Apollo-11», названный «Eagle» («Орёл») уходит на посадку

Аполлон-11. Базз Олдрин

Астронавт Базз Олдрин на Луне

Аполлон-11

Трансляция выхода на Луну Нила Армстронга и Базза Олдрина осуществлялась через радиотелескоп обсерватории Паркса в Австралии; там же были сохранены и недавно обнаружены оригиналы записи исторического события

Затем последовали новые успешные миссии: «Аполлон-12», «Аполлон-14», «Аполлон-15», «Аполлон-16», «Аполлон-17». В итоге двенадцать астронавтов побывали на Луне, провели разведку местности, установили научную аппаратуру, собрали образцы грунта, испытали роверы. Только экипажу «Аполлона-13» не повезло: по пути на Луну взорвался бак с жидким кислородом, и специалистам NASA пришлось потрудиться, чтобы вернуть астронавтов на Землю.

Подробнее о миссии «Аполлон-11»

Человек на Луне 27

Человек на Луне

К годовщине миссии «Аполлон-11» вспоминаем, как человечество шло к тому маленькому шагу человека.

Теория фальсификации

Луна-1

На космическом аппарате «Луна-1» было установлено устройство для создания искусственной натриевой кометы

Казалось бы, реальность экспедиций на Луну не должна была вызывать сомнений. NASA исправно публиковало пресс-релизы и бюллетени, специалисты и астронавты давали многочисленные интервью, в техническом обеспечении участвовало множество стран и мировое научное сообщество, взлёты огромных ракет наблюдали десятки тысяч людей, а миллионы смотрели прямые телетрансляции из космоса. На Землю привезли лунный грунт, который смогли изучить многие селенологи. Проводились международные научные конференции по осмыслению данных, которые поступали от приборов, оставленных на Луне.

Но даже в то богатое на события время появились люди, которые поставили под сомнение факты высадки астронавтов на Луну. Скептическое отношение к космическим достижениям проявилось ещё в 1959 году, и вероятной причиной тому стала политика секретности, которую проводил Советский Союз: он десятилетиями скрывал даже расположение своего космодрома!

Поэтому, когда советские учёные заявили, что запустили исследовательский аппарат «Луна-1», некоторые западные эксперты высказались в том духе, что коммунисты просто морочат голову мировой общественности. Специалисты предвидели вопросы и разместили на «Луне-1» устройство для испарения натрия, с помощью которого была создана искусственная комета, по яркости равная шестой звёздной величине.

Гагарин

Конспирологи оспаривают даже реальность полёта Юрия Гагарина

Претензии возникали и позже: например, часть западных журналистов усомнилась в реальности полёта Юрия Гагарина, ведь Советский Союз отказывался представить какие-либо документальные доказательства. Фотоаппарата на борту корабля «Восток» не было, внешний облик самого корабля и ракеты-носителя оставались засекреченными.

А вот власти США ни разу не высказали сомнений в достоверности произошедшего: ещё во времена полёта первых спутников Агентство национальной безопасности (АНБ) развернуло две станции наблюдения на Аляске и Гавайях и установило там радиоаппаратуру, способную перехватывать телеметрию, которая шла с советских аппаратов. Во время полёта Гагарина станции смогли получить телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой камерой. Уже через час распечатки отдельных кадров из этой трансляции были в руках правительственных чиновников, и президент Джон Ф. Кеннеди поздравил советский народ с выдающимся достижением.

НИП-10

Советские военные специалисты, работавшие на Научно-измерительном пункте № 10 (НИП-10), расположенном в посёлке Школьное под Симферополем, перехватывали данные, поступающие с кораблей «Аполлон» на всём протяжении полётов к Луне и обратно

То же самое делала и советская разведка. На станции НИП-10, расположенной в посёлке Школьное (Симферополь, Крым), был собран комплект аппаратуры, позволяющей перехватывать всю информацию с «Аполлонов», включая прямые телетрансляции с Луны. Руководитель проекта по перехвату Алексей Михайлович Горин дал автору этой статьи эксклюзивное интервью, в котором, в частности, сообщил: «Для наведения и управления очень узким лучом использовалось штатная система приводов по азимуту и углу места. По информации о месте (мыс Канаверал) и времени пуска производился расчёт траектории полёта космического корабля на всех участках.

Надо отметить, что в течение около трёх суток полёта лишь иногда происходило отклонение наведения луча от расчётной траектории, которое легко корректировалось вручную. Начали с «Аполлона-10», который совершил пробный полёт вокруг Луны без посадки. Далее последовали полёты с посадкой «Аполлонов» от 11-го до 15-го… Принимали довольно чёткие изображения космического корабля на Луне, выхода из него обоих астронавтов и путешествия по поверхности Луны. Видео с Луны, речь и телеметрию регистрировали на соответствующих магнитофонах и передавали в Москву для обработки и переводов».

Правда. Земляне на Луне

Помимо перехвата данных, советская разведка также собирала любую информацию по программе «Сатурн-Аполлон», поскольку она могла быть использована для собственных лунных планов СССР. Например, разведчики следили за стартами ракет из акватории Атлантического океана. Больше того, когда началась подготовка к совместному полёту кораблей «Союз-19» и «Аполлон CSM-111» (миссия ЭПАС), состоявшемуся в июле 1975 года, советские специалисты были допущены к служебной информации по кораблю и ракете. И, как известно, никаких претензий к американской стороне не высказывали.

Претензии появились у самих американцев. В 1970 году, то есть ещё до завершения лунной программы, вышла брошюра некоего Джеймса Крайни «Высаживался ли человек на Луне?» (Did man land on the Moon?). Публика проигнорировала брошюру, хотя в ней, пожалуй, впервые был сформулирован главный тезис «теории заговора»: экспедиция на ближайшее небесное тело невозможна технически.

Почему американцы точно были на Луне 26 Почему американцы точно были на Луне 16 Почему американцы точно были на Луне 17

Технического писателя Билла Кейсинга можно по праву назвать основоположником теории «лунного заговора»

Тема начала набирать популярность несколько позже, после выхода самиздатовской книги Билла Кейсинга «Мы никогда не были на Луне» (We Never Went to the Moon, 1976), в которой изложены ныне ставшие «традиционными» аргументы в пользу теории заговора. Например, автор всерьёз утверждал, что все смерти участников программы «Сатурн-Аполлон» связаны с устранением нежелательных свидетелей. Надо сказать, что Кейсинг — единственный из авторов книг на эту тему, кто имел непосредственное отношение к космической программе: с 1956 по 1963 годы он работал техническим писателем в компании «Рокетдайн», которая как раз занималась конструированием сверхмощного двигателя F-1 для ракеты «Сатурн-5».

Однако после увольнения «по собственному желанию» Кейсинг нищенствовал, хватался за любую работу и, вероятно, не испытывал тёплых чувств к прежним нанимателям. В книге, которая переиздавалась в 1981 и 2002 годах, он утверждал, что ракета «Сатурн-5» — «техническая фальшивка» и никогда не смогла бы отправить астронавтов в межпланетный полёт, поэтому в действительности «Аполлоны» летали вокруг Земли, а телетрансляция велась с помощью беспилотных аппаратов.

Почему американцы точно были на Луне 15 Почему американцы точно были на Луне 14 Почему американцы точно были на Луне 13

Ральф Рене сделал себе имя, обвиняя правительство США в фальсификации полётов на Луну и организации терактов 11 сентября 2001 года

На творение Билла Кейсинга тоже поначалу не обратили внимания. Славу ему принёс американский конспиролог Ральф Рене, который выдавал себя за учёного, физика, изобретателя, инженера и научного журналиста, но в действительности не закончил ни одного высшего учебного заведения. Подобно предшественникам, Рене издал книгу «Как NASA показало Америке Луну» (NASA Mooned America!, 1992) за собственный счёт, но при этом уже мог ссылаться на чужие «исследования», то есть выглядел не как псих-одиночка, а как скептик в поисках истины.

Наверное, книга, львиная доля которой посвящена анализу тех или иных фотоснимков, сделанных астронавтами, тоже осталась бы незамеченной, если бы не пришла эпоха телешоу, когда стало модно приглашать в студию всевозможных фриков и маргиналов. Ральф Рене сумел извлечь максимум из внезапного интереса публики, благо обладал хорошо подвешенным языком и не стеснялся выдвигать абсурдные обвинения (например, он утверждал, что NASA специально испортило ему компьютер и уничтожило важные файлы). Его книга многократно переиздавалась, причём с каждым разом увеличиваясь в объёме.

Среди документальных фильмов, посвящённых теории «лунного заговора», попадаются откровенные мистификации: например, псевдодокументальный французский фильм «Тёмная сторона Луны» (Opération lune, 2002)

Сама тема тоже напрашивалась на экранизацию, и вскоре появились фильмы с претензией на документалистику: «Была ли это просто бумажная Луна?» (Was It Only a Paper Moon?, 1997), «Что случилось на Луне?» (What Happened on the Moon?, 2000), «Нечто странное случилось по пути на Луну» (A Funny Thing Happened on the Way to the Moon, 2001), «Дикие астронавты: Расследование подлинности высадки на Луну» (Astronauts Gone Wild: Investigation Into the Authenticity of the Moon Landings, 2004) и тому подобные. Кстати, автор двух последних фильмов, кинорежиссёр Барт Сибрел, дважды приставал к Баззу Олдрину с агрессивными требованиями признаться в обмане и в конце концов получил удар по лицу от пожилого астронавта. Видеозапись этого инцидента можно найти на YouTube. Полиция, кстати, отказалась заводить дело на Олдрина. Видимо, посчитала, что видео подделано.

В 1970-е годы NASA пыталось сотрудничать с авторами теории «лунного заговора» и даже выпустило пресс-релиз, где разбирало утверждения Билла Кейсинга. Однако вскоре выяснилось, что они не хотят диалога, но зато с удовольствием используют любое упоминание своих измышлений для самопиара: например, Кейсинг судился в 1996 году с астронавтом Джимом Ловеллом за то, что тот в одном из интервью назвал его «дураком».

Впрочем, а как ещё назвать людей, которые поверили в достоверность фильма «Тёмная сторона Луны» (Opération lune, 2002), где знаменитого режиссёра Стэнли Кубрика прямо обвинили в том, что он снял все высадки астронавтов на Луну в голливудском павильоне? Даже в самом фильме есть указания на то, что он является художественным вымыслом в жанре мокьюментари, но это не помешало конспирологам принять версию на ура и цитировать её даже после того, как создатели мистификации открыто признались в хулиганстве. Кстати, недавно появилось ещё одно «доказательство» той же степени достоверности: на этот раз всплыло интервью человека, похожего на Стэнли Кубрика, где он якобы взял на себя ответственность за фальсификацию материалов лунных миссий. Новый фейк разоблачили быстро — слишком топорно он был сделан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *