Как замкнуть вентилятор радиатора
Перейти к содержимому

Как замкнуть вентилятор радиатора

  • автор:

Принудительное включение вентилятора охлаждения через кнопку.

Сколько лет езжу на калине раньше за охлаждение не парился, просто принимал как факт что вентилятор врубается на 102 или даже 105 градусах, точно уже не помню, ну тип такая особенность инжекторов "горячие моторы" все дела, раз сделали так завод значит можно. Но как то последние годы поменял свои взгляды, может потому что мотор откапитален и жалко его так драконить, а логика все таки в этом есть, 90% времени мотор ездит на рабочей температуре 85-87 градусов, в силу работы термостата и набегающего охлаждающего воздуха, значит 85-90 гр это самые оптимальные значения температуры для работы двигателя на любых оборотах и нагрузках. А что мы имеем тут, разница в 20 градусов и только потом начинает работать вентилятор, это не нормально, не удивительно что системы охлаждения часто парят потом мозги калиноводам, львиная доля конечно кроется в неисправных пробках расширительного бачка, но тем не менее такие температурные резкие "прыжки" тоже делают свое черное дело. Опять же косвенный признак, моя машина 2006 года и на ней есть только одна скорость вентилятора, с 2007 года на калинах внедрили две скорости, значит проблема все же есть, завод пытался порешать "шоковый душь" для мотора путем подключения на меньшей температуре первой скорости вентилятора чтобы реже доводить до высоких значений. Понятное дело что мы имеем борьбу завода только за экологичность, горячее мотор — меньше вредных выбросов в атмосферу, а то что ресурс агрегатов ниже их ведь не волнует, им главное чтоб гарантию отьездил точно а дальше как то без разницы, при этом по сути 8 клапанник это все тот же древний мотор от 2109 из далекого СССР, который изначально на карбюраторах использовался совсем по другим температурным графикам, не зря же там вентилятор включался раньше. А еще на высоких температурах датчики могут привирать и выдавать другие показания заставляя вентилятор включатся еще позже итак высокого значения, да чего уж там говорить, вы все сами знаете как машина себя ведет на около красной зоне значений на приборке, и тупит и трогается хуже и так далее, в общем я думаю я перечислил не мало причин в пользу того что это не очень то и хорошо.
Теперь собственно к вопросу "а что же делать?". Есть решения, можно во первых перепрошить в сервисе на более низкую температуру, но это не самый дешевый вариант. Кто то предлагает ставить различные резисторы на датчики температуры, но мозги то тачки льют топливо по данным этих датчиков и соответственно неверные данные — могут быть траблы. Кто то ставит бортовой компьютер "штат" с функцией "тропик", вещь не плохая, вот только реализован запуск вентилятора там не совсем корректно, принудительно запускается как в режиме диагностики можно любую релюшку принудительно включить выключить, иногда у кого то бывали конфликты систем, и после выставления заниженной температуры вентилятор не включался совсем ни на низкой не на высокой температуре, кто то наоборот только хвалит и лишен таких проблем. Сейчас же речь пойдет об относительно недорогом способе, а именно сделать кнопку принудительного включения, то есть встал в пробке в жару — включил сам и не паришься. Реализуем все это через штатное реле, снимаем с пассажирской стороны лючок в ногах там релюшки, одна из них отвечает за включение вентилятора. Тут тоже несколько способов, кто то самый дешманский выбирает, покупает толстые провода примерно 2.5 и кнопку на ампер 25-30, подсоединяют толстые провода к толстым на релюшке и вуаля готово, из минусов — поставишь кнопку слабее или провода и все это может поплавится. Вариант два, конкретно реле вентилятора на калине ЗАПУСКАЕТСЯ ПО МИНУСУ

Запчасти на фото: 306785. Фото в бортжурнале Lada Калина седан

то есть контролер подает на реле массу (по синему проводу) и реле срабатывает, находим этот провод контролькой (лампочка любая 12 вольт с двумя приделанными проводками), один конец пихаем на минус второй тыкаем на контакт реле, если угадали контакт запустится вентилятор, не угадали, зажгется лампочка. Способ и заключается в том чтобы прикрутить кнопку к массе и к проводку и принудительно подавать минус запуская вентилятор, способ рабочий но косяк в том что будет вылезать ошибка "чек эндж" Ну и самый как мне показалось лучший вариант третий который я и воплотил. Покупаем реле такое же и фишку с проводами под него, так же покупаем кнопку или берем ту которой не пользуемся в салоне, я купил кнопку от подогрева сидений, а можно в принципе любую. Собираем из купленного реле такую же конструкцию как реле вентилятора и делаем дополнительные проводки с клеммами, задача какая, не хочу врезаться к штатным проводам, поэтому штатные пины вынимаю из штатной фишки и подсоединяю к проводам через клеммы "мама-папа", а от проводов уже идет разделение на два реле штатное и дополнительное.(на фото контакты поставлены не совсем правильно, просто для наглядности)

Запчасти на фото: 75377710. Фото в бортжурнале Lada Калина седан

Запчасти на фото: 75377710. Фото в бортжурнале Lada Калина седан

Нам надо продублировать только три провода, два жирных провода это силовые провода и один провод тонкий — питания. Сразу скажу собрал сперва все по схеме с интернета и еще паре отзывов оттуда же что минус приходит на 85 контакт, на фотке вверху как раз так и собрано, казалось бы что могло пойти не так, но местный кот автоэлектрик орал мне через окно "дурень, не верь схемам из интернета, проверь контролькой сам"

Фото в бортжурнале Lada Калина седан

а я балда не расслышал, и подключив сперва описанным выше способом получил всего одно включение вентилятора потом все, реле щелкает вентилятор не пашет, сходил за контролькой, проверил и вуаля в штатной схеме минус приходил на другой контакт, в общем переделал слегка, благо не долго а именно переставил минус на 86 контакт и все заработало как надо, что имеем в итоге, паралельно штатному реле стоит мое дополнительное реле,

Фото в бортжурнале Lada Калина седан Фото в бортжурнале Lada Калина седан Запчасти на фото: 75377710. Фото в бортжурнале Lada Калина седан

три контакта а именно два силовых провода и один провод питания "управляющий" продублированы один в один как на штатном, четвертый контакт "МИНУС" подаю с кнопки, кнопка соответственно подцепленна на массу кузова.

Фото в бортжурнале Lada Калина седан

В общем все работает как положено, вентилятор включается с кнопки, ошибок никаких нет в мозгах и даже резать штатную проводку не пришлось, просто приконектил дублирующее реле на разьемах, так что можно даже полностью убрать при желании бесследно, только нет в этом смысла, принудиловка нужна даже тем у кого прошито на низкую температуру, просто как палочка выручалочка на случай отказа датчиков, всяко лучше так чем закипеть. При этом схема еще хороша тем что все защищено штатной системой предохранителей а забыть выключить на стоянке не страшно, если машину заглушить то вентилятор отключается через пару секунд, хотя по шуму как тут забудешь то))
Так что советую, полезная недорогая вещь. Всем добра)

не крутятся вентиляторы радиатора как их подсоединить напрямую?

датчик (в радиаторе) сменил на новый, не помогло. поменял предохранители, тоже не помогло. далее кажется блок управления вентиляторами. на нём 2 штекера. на время, я бы хотел включать вентиляторы вручную (тумблером), возник вопрос: плюс-минус не замкнёт если перепутать? или просто будет крутить "не туда"? не хочу спалить что-нибудь.

однажды наехал на что-то, зацепил компрессором снизу, порвались провода, а точнее штекер соединительный весь развалился. там 2 провода, я их соединил между собой, но компрессор не включается (кнопка не подсвечивается). может перепутал провода? может ли из-за компрессора (разрыва проводов) не работать вентиляторы? по схеме кондей и винты связанны между собой как-то, когда включаем кондей по идеи должен включаться один из вентиляторов?

Наше дело правое, победа будет за нами!
  • 26.06.2012
  • #2

Судя по всему были замкнуты провода к селеноиду муфты компрессора и при первом включении кондиционера сгорели предохранители и может ещё чего. Для начала снять созданный коротыш и ещё раз поменять предохранители.

Тема для оперативки!

"Наш русский либерал прежде всего лакей, и только и смотрит как бы кому-нибудь сапоги вычистить." /Ф.М.Достоевский/

kaibest
Постоянный участник
  • 08.07.2012
  • #3
лукашенко
Профессиональный советчик
  • 08.07.2012
  • #4
Falke-5
Der Golf
  • 08.07.2012
  • #5
kaibest
Постоянный участник
  • 08.07.2012
  • #6

сегодня снова купил новый БУВ, кондей отсоединил. пробую включить внутренний обдув — не работает! что за геморой. плюнул, поехал домой. по приезду ещё раз включаю обдув — работает на одной скорости и не реагирует на переключения!

есть подозрение, что этот БУВ будучи не оригиналом, может работать по другому нежели оригинал, может ему обязательно нужно чтобы кондей был подключен в цепи. кондей у меня не работает давно, говорят сам компрессор нужно менять. фриона в нём сейчас нет.в штекер на проводах которые втыкаются В кондей цел, но что из себя представляют эти 2 провода? плюс и минус? как определить где на кондее эти самые + и — чтобы подключить на этот раз правильно.

над аккумулятором блок с тремя предохранителями на 30амп, все целы. в основной коробке тоже. представить себе не могу что ещё может быть.

Как замкнуть вентилятор радиатора

Жигуленышь

Группа: Жигулёнок
Сообщений: 70
Регистрация: 11.6.2007
Пользователь №: 368
Машина:ВАЗ-21065
Цвет:Мурена(сине зелёный)
Год Выпуска: 2001 г
Спасибо сказали: 0 раз

Lunatik

Просмотр профиля

ЖигулистикЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 25
Регистрация: 1.2.2008
Из: Уфа
Пользователь №: 2228
Машина:ВАЗ 21061
Цвет:белый
Год Выпуска: 1995
Спасибо сказали: 0 раз

Тошка

Просмотр профиля

Злой Тошентий

Группа: V.I.P.
Сообщений: 2129
Регистрация: 19.2.2008
Из: Кировограда. Украина
Пользователь №: 2407
Машина:ВАЗ 21061
Цвет:Белый 202
Год Выпуска: 1983
Спасибо сказали: 1 раз

kolobok

Просмотр профиля

Отпетый ЖигулистЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 919
Регистрация: 1.4.2008
Пользователь №: 2864
Машина:vaz2101
Цвет:blue
Год Выпуска: 1972
Спасибо сказали: 0 раз

MAJOR

Просмотр профиля

Жигуленышь

Группа: Жигулёнок
Сообщений: 70
Регистрация: 11.6.2007
Пользователь №: 368
Машина:ВАЗ-21065
Цвет:Мурена(сине зелёный)
Год Выпуска: 2001 г
Спасибо сказали: 0 раз

DMITcom

Просмотр профиля

ЖигулистикЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 28
Регистрация: 14.1.2008
Пользователь №: 2055
Машина:2106
Цвет:гранат
Год Выпуска: 2002
Спасибо сказали: 0 раз

Denchik

Просмотр профиля

ЖигулистЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 172
Регистрация: 9.12.2007
Из: Орел
Пользователь №: 1792
Машина:теперь 21099
Цвет:изумруд
Год Выпуска: 1996
Спасибо сказали: 0 раз

DMITcom

Просмотр профиля

ЖигулистикЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 28
Регистрация: 14.1.2008
Пользователь №: 2055
Машина:2106
Цвет:гранат
Год Выпуска: 2002
Спасибо сказали: 0 раз

это конечно понятно! я про то, как пустить через релюху как советовали выше "Совет Lunatikа предпочтительней, т.к. кнопка будет управлять релюхой и ток через контакты кнопки будет незначительным"! Просто читал где-то, а вот где запамятовал. )

Denchik

Просмотр профиля

ЖигулистЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 172
Регистрация: 9.12.2007
Из: Орел
Пользователь №: 1792
Машина:теперь 21099
Цвет:изумруд
Год Выпуска: 1996
Спасибо сказали: 0 раз

DMITcom

Просмотр профиля

ЖигулистикЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 28
Регистрация: 14.1.2008
Пользователь №: 2055
Машина:2106
Цвет:гранат
Год Выпуска: 2002
Спасибо сказали: 0 раз

Zmey

Просмотр профиля

Жигуленышь

Группа: Жигулисты
Сообщений: 85
Регистрация: 27.1.2008
Из: Москва
Пользователь №: 2189
Машина:KIA SPORTAGE (III)
Цвет:Коричневый
Год Выпуска: 2012
Спасибо сказали: 0 раз

Denchik

Просмотр профиля

ЖигулистЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 172
Регистрация: 9.12.2007
Из: Орел
Пользователь №: 1792
Машина:теперь 21099
Цвет:изумруд
Год Выпуска: 1996
Спасибо сказали: 0 раз

+1!
Дык вот и я о том же! Самый простой вариант! Не надо нифига городить лишних релюх и прочее! Два провода и кнопка!
З.Ы. Есть проще вариант — ставишь принудительное охлаждение и ваааапще забываешь про всякие датчики, рылюхи и провода! )))))

Сообщение отредактировал Denchik — 9.5.2008, 23:14

Largan

Просмотр профиля

ЖигулистЪ

Группа: Жигулёнок
Сообщений: 160
Регистрация: 14.9.2007
Пользователь №: 1217
Машина:2106
Цвет:белый
Год Выпуска: 2001
Спасибо сказали: 0 раз

Dimon

Просмотр профиля

ЖигулистикЪ

Группа: Жигулёнок
Сообщений: 46
Регистрация: 1.4.2007
Пользователь №: 43
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:белый
Год Выпуска: 1996
Спасибо сказали: 0 раз

рома из таганрог.

Просмотр профиля

Чудо из Таганрога

Группа: Жигулисты
Сообщений: 2918
Регистрация: 24.2.2008
Из: 61 регион, Таганрог
Пользователь №: 2448
Машина:Hyunday Solaris
Цвет:Серый
Год Выпуска: 2013
Спасибо сказали: 1 раз

Zmey

Просмотр профиля

Жигуленышь

Группа: Жигулисты
Сообщений: 85
Регистрация: 27.1.2008
Из: Москва
Пользователь №: 2189
Машина:KIA SPORTAGE (III)
Цвет:Коричневый
Год Выпуска: 2012
Спасибо сказали: 0 раз

david

Просмотр профиля

ЖигулистЪ

Группа: Жигулисты
Сообщений: 173
Регистрация: 17.4.2008
Из: Подольск, МО
Пользователь №: 3078
Машина:ваз-21063
Цвет:жёлтый
Год Выпуска: 1984
Спасибо сказали: 1 раз

у меня на авто полностью исправная система охлаждения. за всё время эксплуатации ни разу не перегрелся, куда бы не ехал, кого бы не буксировал.
установлен штатный электровентилятор.

Сообщение отредактировал david — 10.5.2008, 22:48

Dimon

Просмотр профиля

ЖигулистикЪ

Группа: Жигулёнок
Сообщений: 46
Регистрация: 1.4.2007
Пользователь №: 43
Машина:ВАЗ-2106
Цвет:белый
Год Выпуска: 1996
Спасибо сказали: 0 раз

Как замкнуть вентилятор радиатора

Вопрос как проверить датчик вентилятора, автовладельцев может интересовать когда вентилятор охлаждения радиатора двигателя не включается или, наоборот, работает постоянно. А все потому, что часто именно этот элемент и является причиной такой проблемы. Чтобы проверить датчик включения вентилятора охлаждения необходимо знать принцип его работы, а также стоит воспользоваться мультиметром для проведения некоторых измерений.

Как проверить датчик вентилятора

Перед тем, как перейти к описанию процедуры проверки датчик включения вентилятора радиатора, имеет смысл разобраться с тем как он работает и его основных видах неисправностей.

Как работает датчик вентилятора

Сам датчик включения вентилятора представляют собой температурное реле. В основе его конструкции лежит биметаллическая пластина, соединенная с подвижным штоком. При нагревании чувствительного элемента датчика биметаллическая пластина изгибается, и прикрепленный к ней шток замыкает электрическую цепь привода вентилятора охлаждения.

Чувствительный элемент соприкасается с антифризом, как правило, непосредственно в радиаторе (в нижней его части, сбоку, зависит от модели машины), но есть модели двигателей где датчик вентилятора ставят в блок цилиндров, как например, у популярного автомобиля ВАЗ-2110 (на инжекторных двигателях). А иногда конструкция некоторых двигателей предусматривает целых два датчика включения вентилятора, в частности, на входном и выходном патрубках радиатора. Это позволяет как включать, так и отключать вентилятор принудительно при понижении температуры антифриза.

Также стоит знать, что существуют два типа датчика температуры вентилятора — двухконтактные и трехконтактные. Двухконтактные рассчитаны на работу вентилятора при одной скорости, а трехконтактные — на две скорости работы вентилятора. Первая скорость включается при меньшей температуре (например, при +92°С…+95°С), а вторая — при большей (например, при +102°С…105С°).

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора охлаждения — устройство достаточно простое, поэтому причин поломок у него немного. Не работать он может в таких случаях:

Разъемы на фишке трехконтактного ДВВ

  • Залипание контактов. При этом вентилятор будет работать постоянно, независимо от температуры антифриза.
  • Окисление контактов. В этом случае вентилятор не будет включаться вообще.
  • Поломка реле (штока).
  • Износ биметаллической пластины.
  • Отсутствие питания от предохранителя.

Учтите что датчик включения вентилятора является неразборным и не подлежит ремонту, поэтому при обнаружении отказа в работе его меняют. В современном автомобиле сигнализировать о проблеме будет лампочка чека двигателя, так как в памяти электронного блока управления (ЭБУ) будет фиксироваться одна или несколько из следующих ошибок — p0526, p0527, p0528, p0529. Коды этих ошибок будут сообщать об обрыве цепи, как сигнальной, так и питания, но случилось это из-за отказа датчика либо проблем с проводкой или подключением — можно узнать лишь после проверки.

Как проверить датчик вентилятора

Чтобы проверить работоспособность датчика включения вентилятора его необходимо демонтировать с его посадочного места. Как указывалось выше, расположен он обычно либо на радиаторе, либо в блоке цилиндров. Однако перед тем как демонтировать и проверять датчик, необходимо убедиться, что к нему подается питание.

Проверка питания

Проверка питания ДВВ

На мультиметре включаем режим измерения постоянного напряжения в пределах около 20 Вольт (зависит от конкретной модели мультиметра). В отсоединенной фишке датчика нужно проверить наличие напряжение. Если датчик двухконтактный, то вы сразу увидите есть ли там 12 Вольт. В трех контактном датчике следует попарно проверить напряжение между выводами в фишке с тем, чтобы найти, где один «плюс», и где два «минуса». Между «плюсом» и каждым «минусом» тоже должно быть напряжение 12В.

Если питания на фишке нет — в первую очередь нужно проверить цел ли предохранитель (он может быть как в блоке под капотом так и в салоне авто). Его расположение зачастую указано на крышке блока с предохранителями. Если предохранитель целый — нужно «прозвонить» проводку и проверить фишку. Потом стоит приступать к проверке непосредственно самого датчика вентилятора.

Однако прежде чем сливать антифриз и выкручивать датчик вентилятора охлаждения радиатора стоит провести еще один небольшой тест который позволит убедится в исправном срабатывании вентилятора.

Проверка срабатывания вентилятора

При помощи какой-либо перемычки (кусочка тонкого провода) замкнуть попарно «плюс» и сначала один, а потом второй «минус». Если проводка цела, а вентилятор исправный, то в момент замыкания включится сначала одна, а потом вторая скорость вентилятора. На двухконтактном датчике скорость будет одна.

Также стоит проверить, отключается ли вентилятор при отключении датчика, не залипли ли в нем контакты. Если же при отключении датчика вентилятор продолжает работать, то это означает, что с датчиком что-то не так, и необходима его проверка. Для ее выполнения датчик нужно демонтировать с машины.

Проверка датчика включения вентилятора

Проверять ДВВ можно двумя методами — подогревая его в теплой воде либо можно даже нагреть паяльником. Оба они подразумевают проверки на обрыв. Только в последнем случае понадобится мультиметр с термопарой, а в первом — термометр, способный измерять температуру выше 100 градусов по Цельсию. Если проверяться будет трехконтактный датчик включения вентилятора, с двумя скоростями включения (ставится на многих иномарках), то желательно одновременно использовать сразу два мультиметра. Один — для проверки одной цепи, а второй чтобы одновременно проверить вторую цепь. Суть проверки в том, чтобы узнать, срабатывает ли реле при нагреве до той температуры которая указана на датчике.

Проверяют датчик включения вентилятора охлаждения радиатора по следующему алгоритму (на примере трехконтактного датчика и одного мультиметра, а также мультиметра с термопарой):

Проверка ДВВ в теплой воде с помощью мультиметра

  1. Установить электронный мультиметр в режим «прозвонки».
  2. Подсоединить красный щуп мультиметра к «плюсовому» контакту датчика, а черный — к «минусу», отвечающему за меньшую скорость вращения вентилятора.
  3. Щуп, измеряющий температуру подсоединить к поверхности чувствительного элемента датчика.
  4. Включить паяльник и приложить его жало к чувствительному элементу датчика.
  5. Когда температура биметаллической пластины достигнет критического значения (указанного на датчике), то исправный датчик замкнет цепь, и мультиметр будет сигнализировать об этом (в режиме прозвонки мультиметр пищит).
  6. Переместить черный щуп на «минус», отвечающий за вторую скорость вращения вентилятора.
  7. По мере продолжения нагрева через несколько секунд на исправном датчике должна замкнуться и вторая цепь при достижении пороговой температуры, мультиметр опять запищит.
  8. Соответственно, если при прогреве датчик не замыкает свою цепь — он неисправен.

Проверка двухконтактного датчика выполняется аналогично, только сопротивление нужно измерять лишь между одной парой контактов.

Если нагрев датчика производит не паяльником, а в емкости с водой, то следите чтобы покрывала не весь датчик целиком, а лишь его чувствительный элемент! По мере нагрева (контроль осуществляется термометром) будет происходить такое же срабатывание как и описывалось уже выше.

Заключение

Датчик включения вентилятора охлаждения — надежное устройство, но если есть подозрения что он отказал то для его проверки нужен мультиметр, термометр и источник тепла который будет греть чувствительный элемент.

Как определить почему не включается вентилятор радиатора?

Как определить почему не включается вентилятор радиатора?

Если вдруг перестал включаться вентилятор радиатора системы охлаждения двигатель автомобиля рано или поздно начнет перегреваться.

Особенно быстро перегрев может случиться при движении в городском режиме и во время преодоления бездорожья. А как известно, перегрев двигателя может привести к разным негативным последствиям, устранить которые не всегда получится даже капитальным ремонтом.

В связи с этим возникает необходимость как можно быстрее определить причину по которой не включается вентилятор радиатора.

На примере вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 рассмотрим способы такой диагностики.

Как определить почему не включается вентилятор радиатора?
1. Проверяем исправность датчика включения вентилятора радиатора.

Электродвигатель вентилятора радиатора системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 включается при срабатывания термодатчика, установленного в его правом бачке.

Его выход из строя – наиболее распространенная причина отказа вентилятора на радиаторе.

Поэтому в первую очередь проверяем исправность этого датчика. Если автомобиль оборудован монтажным блоком 17.3708 с пальчиковыми предохранителями, проделываем следующее. Снимаем с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи перечисленных далее.

расположение датчика включения вентилятора радиатора

Расположение датчика включения вентилятора на радиаторе

Если на автомобиле установлен монтажный блок 2114, такая проверка годится только для проверки наличия массы на электродвигатель вентилятора. Дополнительно придется проверять есть напряжение на плюсовом проводе, идущем на электродвигатель.

Так же следует обратить внимание на окисление контактов датчика и наконечников присоединенных к ним проводов.

2. Проверяем предохранитель.

На автомобилях ВАЗ 21083 (21093, 21099) с монтажным блоком 17.3708 это предохранители №4 и №8. На автомобилях 21083 (21093, 21099) с монтажным блоком 2114 это предохранитель F5.

В случае перегорания предохранитель можно заменить, но в дальнейшем придется устанавливать причину его перегорания.

3. Проверяем реле включения вентилятора.

На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с монтажным блоком 17.3708 в электрическую цепь включения электродвигателя вентилятора радиатора включено реле. Это реле К9. Чтобы проверить работает оно или нет, можно заменить его заведомо исправным аналогичным.

Либо извлечь его и подать напряжение (плюс) любым способом (например, отрезком провода от плюсовой клеммы АКБ) на контакт внутри блока под вывод «87» реле.

4. Проверяем электродвигатель вентилятора радиатора.

Разъединяем колодку проводов идущих к электродвигателю вентилятора. В фишке проводов электродвигателя соединяем один провод (черный) с массой, а на другой подаем напряжение (плюс). Например, при помощи отрезков провода с выводов АКБ. Если электродвигатель заработал, неисправность в его электрической цепи, если не заработал, то скорее всего он сгорел и его придется заменить.

5. Проверяем электрическую цепь включения электродвигателя вентилятора.

Прозвонить цепь включения электродвигателя вентилятора на радиаторе можно при помощи контрольной лампы или вольтметра (мультиметра в режиме вольтметра). Необходимо проверить есть ли напряжение в некоторых контрольных точках (по схеме).

Помимо этого не стоит забывать, что датчик включения электродвигателя вентилятора установлен в разрыв минусового провода и если контакт плохой. то вся система сразу перестает работать. Поэтому стоит проверить надежность его крепления к массе (кузову автомобиля).

Схема подключения электродвигателя вентилятора радиатора на автомобилях с монтажным блоком 17.3722.

схема включения вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в.

Схема подключения вентилятора на автомобилях с монтажным блоком 17.3722

Схема подключения электродвигателя на автомобилях с монтажным блоком 2114.

схема включения электровентилятора радиатора ВАЗ

Схема подключения вентилятора радиатора на автомобилях с монтажным блоком 2114

Примечания и дополнения

— Помимо того, что вентилятор на радиаторе может не работать иногда приключается прямо противоположная неисправность — «Постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093».

Почему не срабатывает вентилятор охлаждения двигателя

При работе двигателя температура в камерах сгорания достигает порядка 1500-2000 градусов Цельсия. Если не отбирать тепло от стенок цилиндров, то неизбежен перегрев мотора и, как следствие, дорогостоящий ремонт или замена.

Вентилятор охлаждения

Для поддержания рабочего теплового режима двигателя (+90 градусов) в любых условиях эксплуатации предусмотрена система охлаждения. Она включает в себя следующие элементы:

• Радиатор;
• Расширительный бачок;
• Помпу;
• Термостат;
• Вентилятор;
• Датчики температуры и включения вентилятора;
• Набор соединительных патрубков;
• Радиатор печки;
• Антифриз.

Устройство системы охлаждения

Устройство системы охлаждения

Пока термостат закрыт рабочая жидкость с помощью помпы циркулирует по так называемому малому кругу, охлаждая блок цилиндров и головку блока, отводя часть тепловой энергии. При открытии термостата поток жидкости начинает двигаться по большому кругу, попадая в радиатор охлаждения.

Система охлаждения

Во время движения поверхность радиатора продувается потоком встречного воздуха, снижая температуру рабочей жидкости. Однако предотвратить перегрев жидкости сам радиатор не в состоянии, например, когда авто стоит в пробках или движется длительное время с небольшой скоростью.

В помощь радиатору в систему охлаждения силовой установки и встроен вентилятор, являясь одним из ее главных исполнительных элементов, и при его отказе может возникнуть ряд нежелательных проблем.

Как работает вентилятор

На машинах старшего поколения вентилятор работал принудительно, то есть работал всегда, пока запущен двигатель, путем приводного ремня. Обычно сам вентилятор крепился на шкив помпы, связанной ремнем со шкивом генератора.

В большинстве же современных автомобилей применяется электровентилятор, либо привод с вискомуфтой (вязкостная муфта), где его срабатывание происходит автоматически от датчика включения (тарирован отдельно для каждого двигателя).

Вентилятор радиатора

Вентилятор, это простой электродвигатель на 12В, работающий от сети авто. На его валу установлена крыльчатка, для создания потока воздуха направленного на соты радиатора. Сам вентилятор имеет крепежную рамку для соединения с радиатором.

За его срабатывание, в свою очередь, отвечает датчик включения, расположенный в одном из бачков радиатора. Он устанавливается в разрыв проводов питания электродвигателя вентилятора.

Включение вентилятора

elektro-ventilyator

Датчик включения вентилятора запрограммирован на определённый предел температуры, при которой происходит срабатывание его контактов, посылая питания на реле, замыкающее цепь питания вентилятора, и он начинает работать.

vent

Вентилятор на этих машинах включается через блок управления. Контроллер получает данные с датчика, далее передавая ее на реле включения электродвигателя.

Возможные причины отказа вентилятора

В случаях, когда температура антифриза резко пошла вверх, а вентилятор на радиаторе не сработал, то, следовательно, где появилась проблема. Автомобиль необходимо остановить и устранить неисправность, чтобы не допустить перегрева и сохранить двигатель от дорогостоящего ремонта.

Неисправности

• Отказ датчика включения;

• Разрыв или короткое замыкание в цепи питания электродвигателя;

• Плохой контакт в соединении или окисление контактов в цепи вентилятора;

• Отказ реле включения;

• Неисправность предохранительного клапана в расширительном бачке.

Проверка

— предохранитель перегорает от какой-либо неисправности в защищаемой им цепи и перед заменой, необходимо найти причину его срабатывания;

— при отказе датчика включения, питающие провода соединяют между собой и если вентилятор сработал, то датчик неисправен и требует замены. Добраться до СТО или гаража, можно оставив провода соединенными, при этом вентилятор будет постоянно в работе, но зато двигатель будет защищен от перегрева;

На моторах с инжектором отключается датчик, путем снятия с него разъема, мотор запускается и если вентилятор заработал (ЭБУ «поймет», что в системе неисправность и включит вентилятор в аварийном режиме), то датчик неисправен и необходима его замена.

— цепь питания проверяется тестером на предмет целостности и отсутствия короткого замыкания;

Проверка тестером

— при отказе двигателя вентилятора, для проверки разъединяется фишка питания и с помощью двух проводом подается питания с батареи. Если вентилятор не запустился, следовательно, он неисправен (износ щеток, коллектора или проблемы с обмотками якоря и статора) и требует замены;

— при подозрении на ненадежный контакт в разъеме вентилятора, фишка снимается, контакты зачищаются от пыли и грязи и возможных окислений;

— неисправное реле можно временно заменить соседним, при совпадении его параметров;

Реле вентилятора ВАЗ 2114

Реле вентилятора ВАЗ 2114

— когда при полностью исправных элементах в цепи вентилятора, он не срабатывает при наборе температуры выше нормы, то рекомендуется проверить клапан в крышке расширительного бачка.

Клапан удерживает давления в системы свыше атмосферного, не допуская закипания воды, имеющейся в составе рабочей жидкости, при достижении 100 градусов. Если же клапан неисправен, то давление уравнивается с атмосферным и жидкость закипит уже при 100 градусах.

Сам же датчик срабатывает при температуре 105-107 градусов Цельсия. Получится, что жидкость уже кипит, а вентилятор еще не срабатывает. Крышку с клапаном необходимо заменить.

Несколько советов

• Периодически отслеживайте температуру ОЖ и проверяйте срабатывание вентилятора при входе в опасную зону на указателе прибора;

• Проверяйте уровень жидкости в бачке и восполняйте при необходимости;

• Контролируйте систему на предмет возможной утечки жидкости;

• При превышении рабочей температуры, остановитесь, найдите и устраните причину;

• Сезонно возьмите за правило промывать под давлением воды крышку расширительного бачка, что поможет содержать предохранительный клапан в чистоте;

• На моторах, где вентилятор работает принудительно, периодически проверяйте натяжение его приводного ремня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *