Как работает ремень безопасности
Перейти к содержимому

Как работает ремень безопасности

  • автор:

Ремень безопасности. Гениальная простота.

В истории развития автомобилей есть несколько серьёзных прорывов, когда новые изобретения начинали использоваться всеми производителями и порой становились даже обязательными. Одним из таких важных событий стала забота о безопасности водителя и пассажира, символами которой, пожалуй, стали ремни и подушки безопасности.

Такое приспособление как «ремень безопасности» было запатентовано в 1885 году и предназначено было для «прикрепления человека к неподвижному объекту. Об автомобиле тогда никто еще и не подумал. С широким распространением автомобилей в разные годы изобретатели предлагали своё видение того, как обезопасить водителя и пассажиров в случае ДТП.

В 1934 году в США были запатентованы ремни для задних пассажиров — изобретение получило название «стабилизирующее приспособление для пассажиров в автомобиле». Хотя складывается впечатление, что натянутый на расстоянии 30 см от груди пассажира ремень вряд ли сделает поездку более безопасной. Затем был запатентован поясной ремень, рассчитанный, правда, на всех, кто находится на переднем или заднем диване одновременно. Ремень безопасности в знакомом для нас виде впервые был запатентован в 1955 году и применятся начал примерно в то же время, причём сразу по обе стороны океана.

Начиная с 1949 года, американские автопроизводители стали предлагать ремни безопасности в качестве дополнительного оборудования. Человек мог выбирать – хочет ли он заботиться о собственной жизни или предпочтет экономить несколько баксов и положиться на волю случая. Первой с предложением ремней безопасности клиентам стала марка Nash, в 1955 такую опцию стал предлагать Ford. Предлагались только поясные ремни. В Европе на высокую смертность при ДТП первыми обратили внимание шведы и уже в 1958 году на автошоу в Нью-Йорке был показан первый серийный автомобиль с поясным ремнём в базовом оснащении, которым стал Saab GT750.

Нильс Болин

Автором же стандартных на сегодняшний день трехточечных ремней стал инженер компании Volvo Нильс Болин. Как отмечал сам изобретатель, работавший ранее над самолётами Saab, пилоты готовы застегнуть столько ремней, сколько потребуется, ради спасения своей жизни, а водители же не готовы терпеть даже минутного неудобства, потому конструкцию ремня следовало максимально упростить. Именно поэтому он упростил уже запатентованный ранее трехточечный ремень с пряжкой на поясе и предложил ремень, который можно было застегнуть одним движением всего за секунду. В 1959 году была представлена модель Volvo PV444, в которой этот ремень был опциональным, а чуть позже им стали оснащаться все автомобили Volvo Amazon для шведского рынка и с 1963 года — во всём мире. Шведская компания запатентовала свою разработку, но позволила всем автопроизводителям пользоваться ей бесплатно. Теперь компания Volvo не без гордости заявляет, что в каждом автомобиле есть частичка труда Нильса Болина.

Сейчас в автоиндустрии можно встретить не только трехточечные ремни, а еще четырёх-, пяти- и шеститочечные. Четырёхточечные часто применяются для тюнинговых серийных авто — они обеспечивают большую безопасность при столкновении и довольно удобны в эксплуатации. Пятиточечные применяются в детских креслах и автоспорте, включают один ремень между ног. Шеститочечные применимы в некоторых видах профессионального автоспорта.

Несмотря на тысячи спасённых жизней, потребители долго относились к ремням как к навязанной опции и приводили аргументы о том, что ремень может удушить и нанести еще какой-либо вред. Долгие годы поясной ремень соседствовал с трёхточечным и крупные автопроизводители полностью от него отказались лишь в 2007 году, а до того он еще встречался на задних сидениях.

Несмотря на относительную простоту конструкции, ремень безопасности продолжает эволюционировать. В 60-х ремни стали инерционными (самостоятельно втягивались при отстёгивании), а так же удерживали пассажира при столкновении, не вытягиваясь при резких рывках.

В 70-х появился надоедливый зуммер и индикатор на приборной панели, напоминающие о непристёгнутом ремне. Как многие из вас знают, чтобы избежать надоедливого звона многие водители застёгивают ремень за спиной, но производители пытались бороться и с этим. Устанавливались специальные модули, считывающие последовательность действий: открыл, сел, пристегнулся, завёл. Если позиция «пристегнулся» шла в другом порядке или отсутствовала, модуль не позволял автомобилю заводиться. Однако система показывала себя не очень надёжной и кроме того встретила негодование водителей.

В 1981 году на Mercedes-Benz S-класса в качестве стандартного оборудования появился преднатяжитель, который затягивает ремень в момент аварии, не давая телу пассажиров сместится, и позволяет избегать травм в связи с этим. Изначально в действие преднатяжитель приводился пиропатроном и срабатывал одновременно с подушкой безопасности, что делало его одноразовым, однако сейчас механизм более совершенен и призван срабатывать не только в случае ДТП, но и при резких торможениях, разгонах и в крутых поворотах.

Начиная с 2013 года, на некоторых американских моделях Ford стал предлагать надувные ремни. Его верхняя часть, в случае ДТП, надувается, что позволяет лучше зафиксировать пассажира и избежать травм от самого ремня.

Еще в начале 70-х автопроизводители начали внедрять автоматический ремень безопасности для водителя. Стоило сесть в салон и запустить двигатель, как от средней стойки к передней стойке выезжала застёжка с ремнём, фактически вынуждая водителя пристегнуться, так как ремень мешал обзору. Наибольшее распространение система получила в Штатах, однако с появлением боковых подушек безопасности её популярность пошла на спад.

Казалось бы, совершенно незатейливый механизм спасает тысячи жизней каждый год и, что немаловажно, не перестаёт совершенствоваться и сегодня.

Очень надеюсь, что данная статья Вам понравилась! До новых встреч в моем блоге!
Также смотрите мой instagram!

Ремни безопасности: неизвестное об известном

zahav.ru alt=»zahav.ru» width=»32″ height=»32″ />

Ремни безопасности в автомобиле являются частью системы пассивной безопасности. Но выполняют они свою функцию только в случаях, когда ими правильно пользуются. Знаем ли мы, как это делается? Как показал опрос нескольких десятков водителей их пассажиров, правильно пристегивать ремни умеют лишь 32% респондентов.

Многочисленные исследования различными институтами, центрами безопасности и лабораториями последствий столкновений автомобилей позволили сделать неутешительные выводы. При столкновении автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч на организм взрослого человека весом 80 кг воздействует удар силой 2 тонны. В этом случае на ребенка приходится удар силой в 500 килограмм.

Для сидящих сзади пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, лобовое столкновение также опасно. В момент удара о потолок и стойки кузова они могут получить смертельные травмы головы. А средний пассажир при фронтальном ударе может даже вылететь через лобовое стекло.

Получают значительные травмы и те, кто неправильно размещает ремни на теле и не регулирует их натяжение (в случаях, когда нет автоматических натяжителей). Большому риску подвергаются любители сидеть в автомобиле в полулежащем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы.

Более того, в этом случае ремень может врезаться в горло и задушить сидящего. Не рекомендуется также класть ноги на панель приборов. Если в автомобиле есть подушка безопасности, в момент срабатывания кости ног легко ломаются.

Неправильную регулировку натяжения ремней, начиная с конца 70-х годов, исключили, установив автоматические натяжители с устройством блокировки ремня. При использовании автоматически блокируемых ремней негативную роль может сыграть толстый слой одежды. Она создает своего рода подушку, которая препятствует плотному контакту ремня с телом человека.

Из-за этого во время столкновения сначала происходит поглощение подушечного зазора, а только затем появляется рывок, активизирующий устройство блокировки ремня. Поэтому удерживать человека ремень безопасности начинает с большим опозданием. Такая задержка может привести к тому, что пассажир ударится головой о лобовое стекло или получит опасный удар, открывшейся подушкой безопасности.

Особенно серьезные травмы во время столкновений получают дети, сидящие не в детских сиденьях и не пристегнутые ремнями. Согласно немецким статистическим данным, дети на штатных сиденьях, пристегнутые обычными трехточечными ремнями безопасности, получают травмы в пять раз чаще, чем те, кто совершает поездки в детских сиденьях, подобранных по росту и комплекции.

Объясняют это тем, что детские шейные позвонки еще не окрепли и при столкновении не способны удержать тяжелую голову, поэтому исходом аварии является перелом позвоночника. Чтобы снизить такие травмы, в некоторых странах детей до 12-летнего возраста запрещено пристегивать штатными ремнями.

Держать детей на руках тоже опасно, так как при столкновении, даже при скорости около 40 км/ч, ребенок весом 5,5 кг оказывает нагрузку на руки держащего, равноценную 110 килограммам. Удержать такой вес женщине вряд ли удастся. А самых маленьких детей (малышей в возрасте до 18 месяцев) лучше всего перевозить в детской «корзинке», установленной сзади спинкой вперед. При столкновении обеспечивается хорошая защита затылка и спины.

Читайте также

Дальнейшие усовершенствования систем безопасности привели к созданию преднатяжителя ремня, обеспечивающего своевременное реагирование на аварийное замедление автомобиля, притягивая водителя и пассажиров к спинкам сидений, спасая от дальнейшего продвижения вперед по инерции и получения травм от рулевой колонки, передней панели и других элементов кузова автомобиля.

Дополнительным элементом механизма преднатяжителя является ограничитель нагрузки. Его основная функция — предотвращение травм грудной клетки вследствие нагрузки от удержания тела ремнем безопасности. При перегрузке, превышающей заранее заданные параметры, внутренняя зубчатая рейка искривляется и обеспечивает ограниченное ослабление усилия натяжения.

Для задействования механизма преднатяжителя с блока управления воздушными подушками и ремнями безопасности поступает электрический сигнал, который задействует систему зажигания пиротехнического элемента преднатяжителя. Образовавшийся газ толкает поршень механизма, соединенного зубчатой рейкой и через планетарный механизм натягивается ремень безопасности. Механизм преднатяжителя всегда действует раньше, чем воздушные подушки безопасности. Время реакции системы преднатяжителя – 0,004 сек. после определения аварии.

Сейчас в новых автомобилях установлены современные системы пассивной безопасности, которые постоянно модернизируются и дорабатываются. Но, все равно, нужно помнить, что только правильно пристегнувшись ремнем безопасности можно избежать тяжелых травм.

Фото: SHB иclipart.com

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Ремень безопасности: как устроен и принцип действия

За всю историю применения автомобильных ремней безопасности они спасли жизни миллионам людей. С развитием технологий и появлением новых материалов конструкция этих приспособлений становится все более совершенной и эффективной.

Моторпейдж предлагает вспомнить, какими были ремни безопасности на момент изобретения, чтобы сравнить их и современные модификации.

Кто придумал ремни безопасности

Первая попытка защитить водителей и пассажиров от последствий аварий была предпринята во Франции в начале прошлого века. Коллектив инженеров под руководством Луи Рено разработал сложную систему пристегивающихся ремней, которые крепились к кузову в пяти точках. Но конструкция не прижилась. Скорости передвижения тогда были небольшими, а количество машин на дорогах – очень ограниченным, поэтому водители просто не видели необходимости сковывать себя неудобными ремнями.

К середине XX века аварийность на дорогах резко возросла. Многие производители автомобилей начали оборудовать места водителя и переднего пассажира защитными ремнями. Как правило, эти конструкции были не слишком эффективными и очень неудобными в пользовании. Первый реально работающий вариант, технически близкий к современным трехточечным ремням, в 1959 году разработал молодой сотрудник шведской компании Volvo – Нильс Болен. Предложенная им система после необходимых испытаний стала элементом оборудования серийных авто.

Виды конструкций

Все существующие в наши дни разновидности ремней безопасности можно свести к трем основным типам: статическому, динамическому и опережающему. Также эти системы различают по количеству точек крепления к кузову автомобиля – их может быть от двух до шести. Самые сложные конструкции применяются в детских автокреслах и гоночных болидах. Современным стандартом стали трехточечные системы ремней безопасности, которые в легковых автомобилях устанавливаются не только спереди, но и на сиденьях заднего ряда.

Трехтотечная система ремней бывает инерционной и безинерционной. Во втором случае длину лямок требуется индивидуально регулировать под телосложение конкретного пассажира (в отстегнутом состоянии девайсы просто лежат на сиденьях). Устройства с подпружиненными инерционными катушками обеспечивают автоматическое сматывание свободных ремней. Резко вытянуть находящуюся внутри такого устройства ленту не удастся, так как при рывке её блокирует специальный стопорный механизм.

Важным направлением дальнейшего совершенствования ремней безопасности стали системы, обеспечивающие предварительное натяжение ремня. Все существующие инерционные механизмы срабатывают с небольшим запаздыванием, поэтому тело человека успевает выбрать некоторую длину лямки. Конструкция преднатяжителя подтягивает и фиксирует ремень непосредственно в момент удара авто о препятствие – сразу при получении сигнала от соответствующего датчика.

Принцип действия

Основным элементом наиболее часто применяющихся систем ремней безопасности является конструкция, состоящая из инерционной катушки и двух механизмов ‒ возврата и блокировки. Спиральная пружина, расположенная внутри или сбоку барабана, при разматывании ремня затягивается. За счет стремления вернуться в исходное положение она автоматически поддерживает необходимое натяжение ремня на теле водителя или пассажира, а при отстегивании устройства сматывает ременную ленту.

Несколько более сложным по конструкции является механизм фиксации ремня. Он состоит из подпружиненного инерционного колеса блокировки с расположенным внутри его зубчатым венцом и системой фиксаторов. Связанное с осью катушки инерционное колесо блокирует вращение первой при сильных рывках и выходит из зацепления с фиксатором при медленном вытягивании ремня. Порог срабатывания тормоза можно регулировать, изменяя натяжение внутренней пружины механизма.

Описываемая конструкция дополнена устройством блокировки вращения катушки при существенном отклонении положения кузова по горизонтали. Механизм автоматической блокировки ремня при угрозе переворачивания авто на крышу состоит из корпуса с расположенным внутри стальным шариком. При любом изменении его позиции внутри корпуса датчик воздействует на фиксатор, моментально блокирующий катушку.

Законодательные нормы

Действующее законодательство большинства стран мира запрещает продажу и эксплуатацию автомобилей, не оснащенных ремнями безопасности. Отдельные законы и правила устанавливают порядок их применения во время движения.

В России эти требования изложены в пункте 2.1.2 ПДД. Водители обязаны пристегиваться сами и не имеют права выполнять перевозку не пристегнутых пассажиров. Сумма штрафных санкций за невыполнение данного пункта Правил водителем или пассажирами в 2021 году составляет 1000 и 500 рублей соответственно (Ст. 12.6 и 12.29 КоАП РФ).

6 мифов о ремнях безопасности

Разбираемся, почему пристегиваться нужно даже на заднем сиденье.

Как работают ремни безопасности? Все просто: фиксируя тело человека в кресле, ремень не дает ему удариться о части интерьера автомобиля. Сила такого удара при столкновении достигает нескольких тонн! Все незакрепленное содержимое автомобиля после его мгновенной остановки в результате ДТП продолжает двигаться с прежней скоростью — пока тоже не остановится, столкнувшись с панелью, рулем, лобовым стеклом, стойками кузова и прочим.

Специалисты не перестают твердить: ремни безопасности спасают жизни, пренебрегать ими нельзя ни в каких ситуациях. Прообраз ремня безопасности появился еще в XIX веке, а в нынешнем виде их в конце 1950-х годов создала шведская Volvo. С тех пор автопроизводители всего мира пытаются повысить безопасность своих машин, проводя тысячи испытаний и краш-тестов. Были придуманы кузова со специальными зонами деформации, энергопоглощающие бамперы, подушки безопасности и стекла, осколки которых никого не режут. Неизменно одно: ремни из конструкции современных автомобилей исчезать не собираются.

Тем не менее встречаются и ярые противники ремней, у которых всегда найдется пару аргументов в пользу того, что ремни бесполезны, а порой и опасны.

Миф 1. На заднем сиденье можно не пристегиваться

В свое время в Швеции проводилась информационная кампания, главным слоганом которой была фраза, адресованная водителям: «Вы возите за собой слона». Дело в том, что непристегнутый человек при ДТП бьется обо все вокруг с силой в несколько тонн. Даже погибший пассажир может нанести живому травмы, в том числе и смертельные. К сожалению, такие случаи бывают достаточно часто.

Миф 2. Автомобилям с подушками безопасности не нужны ремни

Подушки безопасности обеспечивают лишь дополнительную защиту для головы и груди при лобовых столкновениях, но не помогут при ударе сбоку или сзади либо при опрокидывании. В подтверждение — цифры: подушка снижает риск летального исхода в ДТП на 12%, а ремень безопасности — на 45 — 60%.

Миф 3. Ремень не даст выбраться из горящего авто

По статистике, ДТП с пожаром или утоплением машины составляют лишь 0,5% всех аварий. И даже в этом случае главную опасность все равно представляет удар, предшествующий пожару или падению в водоем. После него непристегнутые люди, скорее всего, будут серьезно травмированы и потеряют возможность выбраться из горящей или тонущей машины.

Миф 4. При аварии лучше быть выброшенным из машины

На самом-то деле самые высокие шансы выжить как раз у тех, кто остается надежно пристегнутым ремнем безопасности внутри автомобиля. Кузов автомобиля специально разработан конструкторами так, чтобы максимально смягчить удар с помощью специальных зон деформации, но не допустить его полного «складывания».

Вылетевший же из машины человек ничем не защищен от удара о другой транспорт, дорогу или придорожные сооружения. Согласно статистике, в трех случаях из четырех вылетевший человек гибнет.

Миф 5. Ремни безопасности не нужны в городе

По европейской статистике ДТП, 70% не пристегнутых пострадавших пассажиров или водителей ехали со скоростью до 50 км/ч. Дело в том, что сила удара автомобиля о неподвижное препятствие на такой скорости эквивалентна падению с четвертого этажа.

Миф 6. Ремни безопасности неудобны

Неудобства минимальны и сводятся в основном к необходимости процедуры протягивания ремня вокруг себя и застегивания его пряжки. Пристегнувшийся человек практически не ограничен в движениях. В любом случае дискомфорт несравним с неудобствами, которые могут причинить травмы, полученные при аварии. Самые частые и серьезные повреждения у не пристегнутых людей — травмы головы, груди и живота. От ранений чаще страдают шея и ноги.

Ремни из конструкции современных автомобилей исчезать не собираются.

БУДЬ В КУРСЕ!

Кто может не пристегиваться?

Согласно белорусским ПДД, несколько категорий людей. Во-первых, инструкторы автошкол, когда за рулем едет курсант. Во-вторых, водители такси, но только в населенном пункте. Говорят, такое послабление сделано для безопасности таксистов, чтобы в случае нападения водитель мог быстрее покинуть автомобиль. Третья категория — пассажиры оперативного назначения, например сотрудники милиции или задержанные. Наконец, без ремня может обходиться человек с медицинскими противопоказаниями, перечень которых определен Минздравом.

Что делать, если сзади нет ремней?

Иногда в такси задние ремни спрятаны за сиденьями. Пассажир имеет полное право потребовать у водителя откинуть сиденье и достать их. В противном случае от поездки можно отказаться. Никто не может заставить пассажира ездить с нарушением ПДД (а пассажир обязан быть пристегнутым), тем более подвергая свою жизнь опасности. К тому же автомобиль с неработающими ремнями безопасности не может участвовать в дорожном движении.

Как правильно пользоваться?

Проверить исправность ремня просто, достаточно резко дернуть за него. Исправный заблокируется, то есть перестанет высовываться дальше. Убедитесь, что ремень не перекручен. Защелкнув замок, нужно подтянуть ремень, чтобы он нигде не провисал.

Специалисты советуют: будет лучше, если нижняя часть ляжет не на живот, а в район костей — в случае аварии так будет проще перенести повышенную нагрузку.

БУКВА ЗАКОНА

В ПДД Беларуси нет разницы, впереди или сзади сидит непристегнутый человек. Там четко сказано: водитель обязан быть пристегнут сам, и не перевозить непристегнутых пассажиров.

За болтающийся отдельно от вас ремень предусмотрен штраф — до 150 тысяч рублей. Причем если не пристегнулся пассажир, накажут и водителя, и непристегнутого пассажира.

ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

ДТП, после которого я всегда пристегиваюсь

— Да ладно, не надо! — часто слышу такие слова от водителей такси, когда тянусь к ремню. Причину обычно объясняют так: я, мол, водитель со стажем, езжу аккуратно, ничего не случится. Бывает, что ремня и вовсе нет. Точнее, он есть, но обведен сзади за сиденьем, и воткнут в замок — чтобы машина «не пикала». Попросить водителя вернуть все назад, чтобы нормально пристегнуться — в лучшем случае вызвать у него кривую ухмылку «как мне все вы надоели».

Многие говорят, что им с ремнем то ли жарко, то ли неудобно. Я, наоборот, без ремня чувствую себя некомфортно. Я приучился пристегивать свое тело на водительском сиденье, как только сел за руль. А вот заставить пристегиваться на пассажирском месте, не важно, спереди или сзади, мне помог неприятный случай. Как-то я попал в ДТП — сидел сзади, непристегнутый. Мы ехали с друзьями отмечать Новый год в агроусадьбу на озеро, а навстречу нам ехал автомобиль — ровно посередине дороги. Лобового столкновения удалось избежать, но наша машина оказалась в кювете, перевернувшись несколько раз. Как я летал по салону, можно догадываться по последствиям: букет переломов и месяц на больничной койке. Водитель и еще один пассажир — оба пристегнутые — не получили ни царапинки.

С тех пор прошло восемь лет, и я всегда пристегиваюсь. За это время я познакомился с большим количеством умных людей, среди которых были специалисты по автомобильной безопасности, гоночные механики, раллийные пилоты и штурманы. Естественно, они все как один твердят: ремни обязательны всегда. Также считает и большинство моих друзей и близких знакомых. А людям, которые садятся в мою машину и не хотят пристегиваться, я обычно говорю так:

— Мне тебя не жалко, но трудно будет потом смотреть твоей маме в глаза. Это, конечно, если мне повезет, и ты не убьешь меня своим мертвым телом.

Не все понимают смысл сказанного, но от поездки пристегнутым еще никто не отказывался. Впрочем, есть у меня приятель, который не пристегивается никогда и нигде. Даже путешествуя по Европе и опасаясь крупных штрафов, он просто накидывает ремень на рычаг ручника, имитируя пристегнутый ремень. И человек не глупый, и в аварии попадал, но все без толку… За время нашего многолетнего знакомства я так и не смог понять причину столь принципиальной позиции. Я даже не знаю, что можно посоветовать таким людям. Наверное, остается только пожелать им, как и всем остальным водителям, удачи на дорогах.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *