РЕМОНТ Вакуумного Усилителя Тормозов (ВУТ).

Почитал немного книжечки умные и понял, что никто эти вакуумники не берётся ремонтировать! Снимают и за 1300-1500 рублей покупают новые. Что же делать? БУДУ ЧИНИТЬ из принципа.))))) К тому же денег уже стало жалко после визита к карбюраторщику, да и ремкомплект мне удалось купить (цена ему примерно 150 рублей).
Дотянул до ночи и вперёд снимать! Заняло это дело порядка 30 минут. ГТЦ снимать не надо! Достаточно отвести его в сторону, расположив над бензонасосом.
Если длина тормозных трубок позволяет, то всё должно выглядеть примерно так!))
Для удобства нужно отвернуть блох ЭПХХ и снять фишку с бачка ГТЦ.
Собственно, сам виновник торжества!
Подробно описывать не стану, так как вся информация по снятию/установке ВУТ есть в любой автомобильной азбуке. Я лучше расскажу то, что вряд ли кто-то покажет и правильно расскажет.)))
Снимая ВУТ, заметил, что шланг едва гнётся! Начал отводить его в сторону, так он и оторвался. Шланг поставил новый (раза в 3 длиннее). Оказывается он у меня тоже про запас лежал.
Ненавижу такие хомуты…
Принёс ВУТ домой и начал потихоньку разбирать. Делать это ооооочень просто.))
Прежде чем начать расклёпывать, лучше всего навернуть две гайки, которые прижимают ГТЦ. Это нужно для того, чтоб мощная пружина внезапно не распрямилась, в следствие чего корпус вакуумника разлетается в разные стороны (лишь бы не в лицо!).
Расклёпывать удобно мощной плоской отвёрткой.
Та самая коварная пружина!))
Далее следует обратить внимание на состояние силиконовых колец в шайбах (сифонит в этих местах лихо)! Если они рваные, то в ремкомплекте их нет, и тогда уже придётся собирать как есть, и сверху мазать герметиком.
На направляющих диафрагмы есть резиновые гофры, которые при отсутствии смазки ооооочень муторно снимать и очень легко порвать, поэтому можно брызнуть немного WD-40 на направляшки и дело стронется с места!))
Раньше тормозуха текла прям из под крышки бачка ГТЦ, отсюда всему объяснимый износ резинового сальника (не знаю, как иначе назвать). Шток даже начал тереться об шайбу!
Износ есть, но ещё терпимо!
Я не люблю все эти ремкомплекты, ибо в них часто кладут одну хрень, поэтому меняю всё только в крайней необходимости! Основную резиновую диафрагму менять не стал, так как старая оказалась без дефектов и намного лучшего качества, чем новая. Все части вакуумника перед сборкой обязательно прочистить от грязи и прочего говна!
Смазка в моём вакуумнике практически отсутствовала! Во всех подвижных соединениях ВУТ мои знакомые ГАЗоводы и УАЗоводы посоветовали использовать смазку Циатим-221 (на крайняк Литол тоже годится). Нет сомнений сомневаться в рекомендациях, ибо технология сборки проверена десятилетиями.)) Но у меня была банка Циатим-201. Почитал информацию обо всех этих смазках, и сделал вывод, что все три подойдут. Тут нет огромной силы трения и высоких оборотов, так что смело можно мазать хоть Литолом.))
Самый ответственный момент! При сборке части корпуса сжать руками, при этом навернуть две гайки и уже ими продолжать стягивать половинки вакуумника. Чтоб не пришлось кряхтеть, пока один сжимает, а второй человек клепает. Всё делается просто и двуми руками.)) При этом рекомендую делать обжим крестом. Вот, как на картинке:
Так удастся избежать перекоса при сборке и прижим будет равномерный! Далее каждый раз перехватываться и продолжать обжим!
Тут уже заклёпано местами.
Делать клёпки удобно большой плоской отвёрткой и лёгкими ударами молотка (можно и резиновый молоток использовать).
ВНИМАНИЕ!
1) Материал корпуса ВУТ очень мягкий и он может не выдержать нескольких разборок, заклёпки начнут рваться. Поэтому, СРАЗУ нужно делать всё предельно аккуратно и правильно.
2) Ни в коем случае не выкидывайте пружину из вакуумника! Не слушайте всяких умников из ютуба, которые собирают ВУТ без пружины и якобы у них отлично машины тормозят и ездят… П*зд@больство это всё, да и только!
Описывать установку не буду (инфа в книгах). Скажу лишь одно: не забывайте сразу соединить шток ВУТ с педалью тормоза! В противном случае, ждёт большой геморрой или придётся заново устанавливать вакуумник и всё прикручивать.)))))
ИТОГ: подсос воздуха прекратился! Вернулся к карбюраторщику и он снова поднастроил карб, но уже бесплатно. Обороты в норме, скоро постараюсь сделать замеры расхода в разных режимах езды.))
Для справки: Всё же лучше настраивать обороты Холостого Хода при включенном ближнем свете + 1-ый режим печки. Или хотя бы с ближним.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов и его ремонт

Сегодняшняя статья о проверке и ремонте вакуумного усилителя тормозов пригодится многим автомобилистам. Этот механизм создан для того, чтобы уменьшить усилие, которое водителю приходится прикладывать, нажимая педаль тормоза. Автолюбители с большим опытом вспоминают те времена, когда для остановки машины приходилось сильно нажимать на педаль. Однако с тех пор много чего поменялось. Как же обнаружить неисправности вакуумного усилителя тормозов?
Проверяем усилитель тормозов – рекомендации специалистов
Корпус вакуумного усилителя состоит из двух половинок, между которыми установлена диафрагма, через которую проходит специальный шток. Сам шток соединяется с педалью тормоза, а его второй конец способствует созданию давления, которое приводит в движение поршень тормозного цилиндра.
Информация о том, как проверить вакуумный усилитель тормозов, будет очень полезной, ведь от этого зависит безопасность эксплуатации автомобиля. Хотя выход из строя данного механизма не может привести к полному отказу тормозной системы, начинающих водителей могут серьезно напугать даже такие проблемы в функционировании столь важной системы.
Проверка вакуумного усилителя тормозов – один из этапов периодического осмотра, который обязан выполнять каждый автовладелец. Далее мы упомянем основные признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов и подскажем, как выполняется его регулировка и ремонт.

Распространенные поломки вакуумного усилителя тормозов – диагностика в гараже
Существует несколько способов такой диагностики, поэтому мы советуем использовать разные решения для получения максимально точного результата.
- Запускаем двигатель, ждем несколько минут, и глушим его. Нажимаем на педаль тормоза несколько раз. Если вакуумный усилитель работает нормально, при первом нажатии вы сможете выжать педаль до упора. В течение дальнейших нажатий ход должен сокращаться. Если вы не ощущаете этой разницы, можно прийти к выводу, что усилитель тормозов неисправен.
- Выжать педаль тормоза до упора и запустить двигатель, удерживая её в таком положении. Если вакуумный усилитель тормозов исправен, педаль должна немного опуститься. Если же положение педали тормоза не изменилось, это ещё один признак неисправности вакуумного усилителя тормозов.
- Запускаем двигатель и нажимаем на педаль тормоза, удерживаем её и глушим двигатель. Не меняя положения педали, ждём около 30 секунд. Если в систему попадает воздух, давление начнет возрастать, в результате чего тормозная педаль будет подниматься.
В некоторых случаях проблему герметичности системы можно решить с помощью ремкомплекта вакуумного усилителя тормозов, в который входят соответствующие пыльники. Но иногда может понадобиться полноценный ремонт вакуумного усилителя тормозов.

Иногда о неисправности усилителя тормозов свидетельствует и то, что двигатель начинает троить. Как правило, автомобилисты даже не догадываются о том, что причина может заключаться в появлении лишнего воздуха. Для проверки надо закрыть шланг вакуумного усилителя, чтобы остановить подачу воздуха в двигатель. Если в итоге мотор перестанет троить, проблема кроется в тормозной системе.
Как регулировать вакуумный усилитель тормозов
По сути, регулировка вакуумного усилителя тормозов – это настройка хода педали тормоза. Для получения оптимального результата надо просто отрегулировать длину штока. Для контроля зазора либо выступа используется специальный болт.
Также необходимо настроить положение регулировочного винта, что позволит вам определить оптимальный момент срабатывания атмосферного и вакуумного клапанов. Именно от этого показателя зависит способность педали сцепления возвращаться в стандартную позицию. Если затянуть винт слишком сильно, педаль будет возвращаться очень медленно, а его перетяжка приведет к тому, что нажать педаль будет довольно сложно.
Подготовка к ремонту вакуумного усилителя тормозов
Прежде всего, необходимо демонтировать обивку в подкапотном пространстве и снять накладку ветрового стекла. Во избежание проникновения воздуха в систему, не рекомендуется снимать трубки, которые идут к главному тормозному цилиндру. После этого откручиваем тормозной цилиндр от вакуумного усилителя и аккуратно наклоняем элемент вперед, чтобы избежать деформации тормозных трубок. Предварительно шланг надо отсоединить от штуцера вакуумного усилителя.
Для того чтобы демонтировать усилитель, откручиваем крепежные болты, изучив рекомендации производителя в инструкции по эксплуатации. Также не забудьте отсоединить провод, идущий к стоп-сигналу.
На финальном этапе надо отсоединить саму педаль, для чего используется специальный палец и гайки. Если вы неплохо разбираетесь в автомобильных узлах и механизмах, можно выполнить ремонт вакуумного усилителя тормозов. Советуем предварительно найти в Интернете схему данного устройства, что заметно облегчит реализацию поставленной задачи.
Вакуумный усилитель тормоза, как проверить и отремонтировать?
Многих автолюбителей интересует, как проверить вакуумный усилитель тормозов, потому что эта деталь играет важную функцию в работе тормозной системы. Эффективность и исправность которой напрямую влияет насколько безопасной будет поездка в автомобиле.

Признаки неисправности

? Существует несколько способов, как проверить вакуумный усилитель тормозов. Если троит двигатель, то прежде чем бежать за новыми свечами, надо провести диганостику ВУ. Разгерметизация приводит к тому, что воздух попадает во впускной коллектор, это создает проблемы с воздушно-топливной смесью, так как она резко обедняется. Второй способ диагностики заключается в том, что надо сделать до шести cкачков педалью тормоза, когда мотор находится в неработающем состоянии. Затем педаль следует зафиксировать на середине хода и завести мотор. Если педаль провалится во время запуска, то усилитель исправен. Если же она останется неподвижной, то необходимо либо заменить ВУТ, либо сделать его ремонт. При визуальном осмотре корпуса ВУТ надо особое внимание уделить наличию потеков на нем. Если они есть, то надо искать причину их появления. Периодически надо проводить регулировку ВУТ. Она состоит в настройке педали тормоза: ее свободного хода. Для этого настраивается длина штока. Регулировка длины штока приводит к появлению определенного зазора, определяющего степень давления на тормозной цилиндр. Выступ или зазор выставляется с помощью болта, который должен выступать над поверхностью вакуумного усилителя на 7,1 мм. Если показатель завышен, то у педали будет больший ход, если занижен – автомобиль будет произвольно притормаживать, что будет напоминать движение на ручном тормозе.

Технология ремонта
Как проверить и самостоятельно отремонтировать вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) является одним из главных узлов системы торможения машины. Даже малейшая его поломка может спровоцировать сбой всей системы и привести к серьёзным последствиям.
Усилитель тормозов
Практически все современные машины оснащаются усилителями тормозов вакуумного типа. Они имеют довольно простую конструкцию, но при этом очень эффективны и достаточно надёжны.
Предназначение
ВУТ служит для передачи и повышения усилия от педали к главному тормозному цилиндру (ГТЦ). Иными словами, он упрощает действия водителя в момент торможения. Без него шоферу пришлось бы жать на педаль с неимоверной силой, чтобы заставить функционировать все рабочие цилиндры системы одновременно.

Устройство
Конструкцию ВУТ составляют:
- корпус, представляющий собой герметичную металлическую ёмкость;
- обратный клапан;
- пластиковая диафрагма с резиновой манжетой и возвратной пружиной;
- толкатель;
- следящий клапан со штоком и поршнем.
Диафрагма с манжетой размещена в корпусе устройства и разделяет его на два отсека: атмосферный и вакуумный. Последний через односторонний (обратный) клапан подключён к источнику воздушного разрежения при помощи резинового шланга. В ВАЗ 2106 таким источником является труба впускного коллектора. Именно там во время работы силовой установки создаётся вакуум, который по шлангу передаётся к ВУТ.
Атмосферный отсек зависимо от того, в каком положении находится следящий клапан, может быть соединён как с вакуумным отсеком, так и с окружающей средой. Перемещение клапана осуществляется толкателем, который подсоединён к тормозной педали.

Диафрагма подсоединена к штоку, который предусмотрен для толкания поршня главного цилиндра. При её смещении вперёд шток надавливает на поршень ГТЦ благодаря чему происходит сжатие жидкости и нагнетание её к рабочим тормозным цилиндрам.
Пружина предназначена для возвращения диафрагмы в начальное положение по завершении торможения.
Как это работает
Функционирование «вакуумника» обеспечивает перепад давлений в его камерах. Когда мотор машины заглушён, оно равно атмосферному. При работающей силовой установке давление в камерах также одинаковое, однако там уже наблюдается разрежение, создаваемое движением поршней мотора.
Когда водитель жмёт на педаль, его усилие передаётся на следящий клапан через толкатель. Сместившись, он закрывает канал, который соединяет отсеки устройства. Последующий ход клапана выравнивает давление в атмосферном отсеке, благодаря тому что открывается атмосферный канал. Разница давлений в отсеках заставляет диафрагму изгибаться, сжимая возвратную пружину. При этом шток устройства нажимает на поршень ГТЦ.

Усилие, создаваемое «вакуумником», может превышать усилие водителя в 3–5 раз. Более того, оно всегда прямо пропорционально приложенному.
Расположение
ВУТ ВАЗ 2106 установлен в подкапотном отсеке машины с левой стороны моторного щита. Он закреплён четырьмя шпильками на пластине кронштейна педалей тормоза и сцепления. ГТЦ зафиксирован на корпусе «вакуумника».

Распространённые поломки ВУТ ВАЗ 2106 и их признаки
Поскольку усилитель тормозов вакуумного типа имеет простую механическую конструкцию, ломается он довольно редко. Но когда это происходит, с ремонтом лучше не затягивать, так как движение с неисправной тормозной системой небезопасно.
Поломки
Чаще всего «вакуумник» приходит в негодность вследствие:
- нарушения герметичности шланга, соединяющего впускную трубу коллектора и ВУТ;
- пропускания обратного клапана;
- разрыва манжеты диафрагмы;
- неправильной регулировки выступания штока.
Признаки неисправного ВУТ
Симптомами того, что усилитель сломался, могут быть:
- провалы или слишком тугой ход тормозной педали;
- самостоятельное торможение автомобиля;
- шипение со стороны корпуса усилителя;
- снижение оборотов двигателя при торможении.
Провалы или затруднённый ход педали тормоза
Тормозная педаль при заглушённом двигателе и рабочем усилителе должна выжиматься с большим усилием, а после 5–7 нажатий останавливаться в верхнем положении. Это свидетельствует о том, что ВУТ полностью герметичен и все клапана, а также диафрагма находятся в рабочем состоянии. При запуске двигателя и нажатии на педаль она должна смещаться вниз с небольшим усилием. Если же при неработающем силовом агрегате она проваливается, а при работающем не выжимается — усилитель негерметичен, а, следовательно, неисправен.
Самопроизвольное торможение автомобиля
При разгерметизации ВУТ может наблюдаться произвольное торможение машины. Педаль тормоза при этом находится в верхнем положении и выжимается с большим усилием. Подобные симптомы возникают и при неправильно отрегулированном выступании штока. Получается так, что из-за большей длины он постоянно давит на поршень главного тормозного цилиндра, вызывая произвольное торможение.
Шипение
Шипящий «вакуумник» является свидетельством разрыва манжеты диафрагмы или неисправности обратного клапана. В случае образования в резиновой манжете трещины или отслоения её от пластикового основания воздух из атмосферной камеры просачивается в вакуумную. Это и вызывает характерный шипящий звук. Эффективность торможения при этом резко снижается, а педаль проваливается вниз.

Шипение возникает и при образовании трещин в шланге, соединяющем усилитель с приёмной трубой коллектора, а также при выходе из строя обратного клапана, который функционально призван поддерживать разрежение в вакуумной камере.
Видео: шипение ВУТ
Снижение оборотов двигателя
Неисправность вакуумного усилителя, а именно его разгерметизация, влияет не только на эффективность работы тормозной системы, но и на работу силовой установки. Если в системе имеет место подсос воздуха (через шланг, обратный клапан или диафрагму), он будет поступать во впускной коллектор, обедняя топливно-воздушную смесь. В результате этого во время нажатия на педаль тормоза двигатель может резко терять обороты и даже глохнуть.
Видео: почему глохнет двигатель при торможении
Как проверить вакуумный усилитель
В случае проявления перечисленных выше симптомов, «вакуумник» необходимо проверить. Определить работоспособность устройства можно без снятия его с автомобиля. Для диагностики нам понадобится резиновая груша от ареометра и отвёртка (шлицевая или крестовая в зависимости от типа хомутов).
Проверочные работы выполняем в таком порядке:
- Включаем стояночный тормоз.
- Садимся в салон и 5–6 раз нажимаем на тормозную педаль, не запуская двигателя. На последнем нажатии оставляем педаль на средине её хода.
- Убираем ногу с педали, запускаем силовую установку. При рабочем «вакуумнике» педаль сместится на небольшое расстояние вниз.
- Если этого не случилось, глушим двигатель, переходим к моторному отсеку. Находим там корпус усилителя, осматриваем фланец обратного клапана и конец соединительного шланга. Если на них есть видимые разрывы или трещины, готовимся к замене повреждённых деталей.






Видео: проверка ВУТ
Ремонт или замена
Обнаружив неисправность вакуумного усилителя тормозов, вы можете пойти двумя путями: заменить его новым или попытаться отремонтировать. Здесь следует отметить, что новый ВУТ без главного тормозного цилиндра обойдётся примерно в 2000–2500 рублей. Если у вас нет желания тратить столько денег, и вы настроены на самостоятельный ремонт узла, приобретите для старого «вакуумника» ремонтный комплект. Он стоит не дороже 500 рублей и включает те детали, которые чаще всего выходят из строя: манжету, колпачок хвостовика, резиновые прокладки, фланцы клапанов и т.п. Сам по себе ремонт усилителя процесс не слишком сложный, но времязатратный. Он предусматривает снятие устройства с автомобиля, разборку, дефектовку, замену неисправных элементов, а также регулировку.

Менять вакуумный усилитель или ремонтировать, выбирать вам. Мы же рассмотрим оба процесса, и начнём с замены.
Замена ВУТ на ВАЗ 2106
- тонкая шлицевая отвёртка;
- накидной ключ на «13»;
- торцевой ключ на «13».
- Размещаем автомобиль на ровной поверхности, включаем передачу.
- В салоне отгибаем ковролин под кронштейном педалей. Находим там место соединения педали тормоза и толкатель усилителя.
- При помощи шлицевой отвёртки снимаем пружинный фиксатор со штифта крепления педали и хвостовика толкателя.




После замены устройства не спешите устанавливать главный тормозной цилиндр, так как перед этим необходимо произвести проверку и при необходимости регулировку выступания штока, о чём мы поговорим после рассмотрения процесса ремонта ВУТ.
Видео: замена ВУТ
Ремонт «вакуумника» ВАЗ 2106
- тиски;
- шлицевая отвёртка;
- небольшой молоток;
- пассатижи.
- Закрепляем вакуумный усилитель в тисках любым удобным образом, но только так, чтобы не повредить его.
- При помощи шлицевой отвёртки и пассатижей производим развальцовку половин корпуса устройства.



Регулировка свободного хода педали тормоза и выступания штока усилителя
Перед установкой главного цилиндра тормозов в обязательном порядке следует произвести регулировку свободного хода педали и выступания штока ВУТ. Это необходимо для того, чтобы убрать лишний люфт и точно подогнать длину штока под поршень ГТЦ.
- ключ на «19»;
- пассатижи;
- ключ на «7»;
- линейка или штангенциркуль;
- маркер.
Порядок регулировочных работ:
- В салоне машины устанавливаем линейку рядом с тормозной педалью.
- При выключенном двигателе нажимаем на педаль до упора 2–3 раза.
- Отпускаем педаль, ждём, когда она вернётся в исходное положение. Делаем на линейке отметку при помощи маркера.




Прокачка системы
После проведения любых работ, связанных с заменой или ремонтом деталей тормозной системы, следует прокачать тормоза. Это позволит удалить из магистрали воздух и выровнять давление.
Средства и инструменты:
- домкрат и баллонный ключ;
- ключ на «8»;
- резиновый или силиконовый шланг диаметром 6 мм;
- небольшая чистая сухая ёмкость (лучше прозрачная);
- тормозная жидкость (на долив).
Кроме всего этого для прокачки системы обязательно потребуется помощник.
- Располагаем автомобиль на горизонтально ровной поверхности. Отпускаем гайки крепления переднего правого колеса.
- Приподымаем кузов машины домкратом. Откручиваем гайки полностью, демонтируем колесо.
- Со штуцера рабочего тормозного цилиндра снимаем колпачок.


Видео: прокачка тормозов
На первый взгляд, процесс замены или ремонта вакуумного усилителя тормозов может показаться несколько сложным. На самом деле, стоит лишь разобраться во всём детально, и услуги специалистов вам не потребуются.