0w30 и 5w30 в чем разница
Перейти к содержимому

0w30 и 5w30 в чем разница

  • автор:

Сравниваем вязкость 0w-30 с 5w-30, 0w-40, 5w-40, чем отличаются и можно ли смешивать?

Мало кто из рядовых водителей может объяснить коллеге-новичку разницу в серии похожих масел 0w-30, 5w-30, 0w-40 и 5w-40. Как правило, ответ сводится к кому, что у них может отличаться вязкость, но, как и чем – уже объяснить сложнее.

Однако именно класс вязкости моторного масла отвечает за то, как оно будет вести себя в двигателе автомобиля при разных условиях езды, температуре окружающей среды, особенностях конструкции мотора и его производительности.

Классификация масла по SAE: в чем суть?

Система классификации моторных масел SAE была разработана американскими экспертами более столетия назад, и, несмотря на столь почетный возраст, сохраняет свою актуальность и сегодня.

Ее суть в том, что смазочные материалы классифицируются по их степени вязкости. К примеру, масла с нулевым весом, то есть 0w-30 и 0w-40, будут прекрасно выполнять свои функции, смазывая детали двигателя и облегая им сам процесс движения, даже при экстремально низких температурах -35°…-30° С. Имеется в виду, что они максимально сохранят свою жидкую консистенцию и не загустеют.

Такие «нулевки» считаются всесезонными маслами, что подтверждает двойная маркировка SAE. При этом буква W, стоящая в сочетании с первой цифрой, указывает на текучесть масла при минимальной температуре окружающей среды. То есть чем выше цифра, тем гуще будет становиться масло при снижении ртутного столба на градуснике. Вторая цифра маркировки показывает вязкость масла при нагреве двигателя, от чего зависит толщина создаваемой пленки и скорость прокачивания масла по каналам. Это очень важный параметр, так как у разных двигателей разные зазоры между деталями и множество других отличий и нюансов, которым должно отвечать по вязкости масло.

Что касается «пятерок», то есть 5w-30 и 5w-40, они чуть менее морозоустойчивы, так как минимальная температура прокачивания и проворачивания для них составляет -30°…-25° С соответственно.

Конечно, при выборе моторного масла не стоит ориентироваться только на погодные моменты, важно также учитывать тип мотора, режим езды, особенности конструкции масляных каналов и насоса прокачки, а также уровень износа двигателя.

Однако в первую очередь при подборе масла нужно открыть руководство по эксплуатации автомобиля и прочитать, какой именно тип смазочного материала рекомендует использовать производитель. Также там будут указаны допуски, которые также важны для подбора.

Все эти факторы важно знать и учитывать, выбирая моторное масло для автомобиля.

Масла 0w-30 и 5w-30: чем отличаются

Многие производители моторного масла для европейского рынка выпускают продукт с минимальной вязкостью 0w-30, эти масла прекрасно прокачиваются в мороз (что во многом зависит еще и от состава, например, самые лучшие показатели в мороз показывают масла с эстерами и/или ПАО). Именно эта вязкость рекомендуется для современных двигателей. Автомобилестроение все больше настраивается на заботу об экологии и экономию топлива, которую обеспечивают как раз маловязкие масла, к которым относится 0W-30, но такие масла и найдешь среди бюджетного сегмента рынка, что, несомненно, минус.

Что касается масла 5w-30, то у него низкотемпературный режим до -30°, но все зависит еще и от конкретного производителя и состава масла. При выборе смотрите не только на вязкость по SAE, но и на лабораторные тесты конкретной марки масла: динамическая вязкость, температура потери текучести (застывания), состав базовой основы и пакета присадок.

Вязкость этих масел при рабочей температуре двигателя в 100° С одинаковая и составляет 9,3-12.5 мм2/с, поэтому при выборе лучше ориентироваться на погодные условия и режим езды. Масло 0W-30 чаще всего будет чуть менее вязким, чем 5w-30, так как ему необходимо сохранять текучесть при более низких температурах. Но все же вязкость будет варьировать в одном пределе, установленном стандартом SAE J300.

Стоит отметить, что масло 0w-30 лучше подходит для зимнего использования из-за более низкой минимальной температуры.

Масла 0w-30 и 0w-40: чем отличаются

Как уже понятно по маркировке, оба масла являются продуктами с нулевым весом и подходят для использования при экстремально низких температурах, то есть при -35°С и даже ниже, в зависимости от состава масла.

Верхний диапазон у них отличается, поэтому и текучесть при рабочей температуре двигателя будет существенно разниться.

Вязкость масла 0w-30 при рабочей температуре двигателя в 100° С составляет 9,3-12,5 мм2, для 0W-40 показатель должен быть в пределах 12,5-16,3 мм3/с. Этот показатель говорит нам о том, что при прочих равных условиях второе масло окажется более густым и сформирует на стенках двигателя более плотную пленку, чем первое.

Что касается зимнего использования, то масла 0w-30 и 0w-40 одинаково хороши для этой цели и будут справляться со своими функциями.

Масла 0w-30 и 5w-40: чем отличаются

Масло 0w-30 мы уже подробно изучили ранее, поэтому остановимся только на 5w-40 и его возможностях.

SAE 5w-40 является всесезонным смазочным продуктом и обладает оптимальным для большинства автомобилей показателем текучести.

Этот вариант ГСМ наиболее популярен среди автомобилистов из-за своей универсальности.
Также высокий спрос на 5w-40 связан с тем, что оно подходит для моторов с износом, так как благодаря своей оптимальной густоте остается в двигателе, смазывая его во время работы и при запуске.

Стоит сказать, что 0w-30 будет вести себя лучше зимой при экстремально низких температурах, но это менее вязкое масло, убедитесь, что высокотемпературный индекс 30 по SAE подходит вашему автомобилю по рекомендации производителя. Для двигателей с пробегом лучше всего подходят масла с индексом 40, так как создают толстую пленку и заполняет все зазоры изношенного двигателя.

Можно ли смешивать масло 0w-30 с 5w-30, 0w-40, 5w-40?

Вопрос экстренного долива масла и уместность смешивания нескольких продуктов с разной вязкостью часто возникает у автомобилистов. Как правило, такая необходимость возникает на трассе либо в удаленном населенном пункте, где ассортимент моторных масел в магазине не так велик, как в больших городах.

Конечно, эксперты советуют возить с собой канистру с маслом, которое залито в ДВС. Однако такой предусмотрительностью отличаются далеко не все автомобилисты.

К счастью, даже если под рукой необходимого масла с вязкостью, к примеру, 0w-30 нет, то можно смело купить 5w-30, 0w-40 или 5w-40 и долить. Ничего криминального не произойдет, уверяют авторитетные автомобильные эксперты.

Единственное, о чем стоит помнить, максимальный пробег для такой смеси – до 3000 километров по трассе. После этого ее нужно слить и заменить на рекомендуемое производителем транспортного средства масло.

Обратите внимание, что автоэксперты категорически не рекомендуют сочетать масла разных производителей. Это связано с различием в технологиях изготовления и применении присадок.

Масло 0w30 и 5w30 в чем разница

Моторное масло – важнейшая жидкость любого автомобиля. Она обеспечивает его работоспособность, определяет срок службы системы, отвечает за расход топливной смеси. Существует множество разновидностей смазок иностранного и отечественного производства, но каждая из них имеет определенную вязкость. Сегодня мы рассмотрим масла с маркировками 0w30 и 5w30 и разберемся, в чем между ними разница.

Что скрывает маркировка

Диаграмма зависимости масла по SAE от температуры воздуха

Маркировка технической жидкости SAE применяется с 1905 года. Она позволяет классифицировать всю существующую продукцию на группы. Группы формируются исходя из климатических возможностей смазок. Существует три группы автомасел – зимние, летние и универсальные.

Зимние масла обладают жидкой основой, которая при наступлении критических температур лишь слегка сгущается. Такой состав не будет кристаллизоваться в системе. Он обеспечивает исправную работу двс при температуре ниже 0°С. Зимние масла защищают двигатель от износа, прокачивает систему при холодном запуске, ликвидируют сухое трение. Маркируется эта группа жидкостей цифрой и буквой W – 0w, 5w.

Летние масла обладают повышенной вязкостью, обеспечивающей эффективное функционирование в жаркую погоду. Летняя группа отвечает за своевременный отвод тепла из рабочей зоны, нейтрализует коррозийные процессы и повышает ресурс силовой установки. Маркируется она двухзначным числом – 20, 30.

«Синтез» двух смазок образует третью – универсальную или всесезонную группу. К ней относятся обе рассматриваемые нами жидкости — 0w30 и 5w30. Они могут использоваться круглогодично и заменяться только по мере необходимости. У 0w30 диапазон рабочих температур находится в пределах от -35 до +30°С, у 5w30 – от -25 до +30°С.

Но чем еще отличается масло 0w30 от 5w30?

Сходства и отличия

Многие начинающие водители задаются вопросом: какое моторное масло лучше — 5w30 или 0w30? Сравнивая эти вязкости, дать определенного ответа не получится. Качественная оценка уместна, если мы сравниваем конкретные товары конкретных брендов. Говоря в целом, произвести весомый аргумент в пользу «лучшего» невозможно – смазки разные.

Различны они, в первую очередь, своими температурными возможностями. Если для 0w30 завести холодный мотор в -35°С не составит труда, то 5w30 в этих условиях уже кристаллизуется. В жарких условиях (+30°С) масла имеют практически идентичные свойства.

Еще одно отличие масла с вязкостью 0w30 от масла 5w30 кроется в области применения. Первая разновидность используется, чаще всего, в системах, оснащенных сажевыми фильтрами. Вторая — в любых типах моторов.

Вязкость моторных масел при температуре - 20 градусов

Различаться могут технологии, по которым производятся масла, и их составы. Причем у одного бренда смазки с вязкостями 0w30 и 5w30 будут состоять из разных ингредиентов.

Несмотря на колоссальные различия, сходства между ГСМ есть. Главное из них кроется во всесезонности. Обе жидкости обеспечивают исправную работу силовой установки в условиях зимы и лета. Просто у 0w30 этот диапазон чуть больше.

Высокая популярность двух смазочных составов провоцирует производителей постоянно расширять масляный ассортимент. Ввиду этого, дефицита таких товаров в автомагазинах возникнуть не может.

Чаще всего 0w30 и 5w30 имеют синтетическую основу, которая обеспечивает стабильную работу силовой установки, помогает справиться с перегревами и отлично защищает механизмы от износа.

Как подобрать масло для своего автомобиля

При выборе смазки для своего автомобиля следует руководствоваться:

  • Рекомендациями производителя.
  • Климатическими условиями.
  • Состоянием двигательной системы.
  • Пробегом транспортного средства.

5w-30

Перед походом в магазин следует внимательно изучать руководство по эксплуатации авто. Именно в нем четко прописано, что можно лить под капот, а что нет. Если силовая установка пригодна для вязкостей 0w30 или 5w30, то переходим к анализу погодных условий.

Жители северных районов страны часто сталкиваются с проблемой тяжелого запуска двигателя. Она проявляется из-за слабой аккумуляторной батареи и неподходящей вязкости нефтепродукта. Выбирая, какое масло лучше приобретать — 0w30 или 5w30 –следует учесть критически возможные ситуации. Например, если зимой температура за окном понижается до -35°С, то выбрать стоит 0w30.

Когда за плечами транспортного средства более сотни тысяч километров пробега, то состояние ее двигательной системы требует особого ухода. За период длительной эксплуатации зазоры между механизмами заметно увеличиваются. Обычное масло проходит насквозь, не задерживаясь. Таким образом, жидкость не может обеспечить должного уровня защиты от последующего износа и перегрева. Исправить это позволяет смазка с повышенной вязкостью. Если первые 100-120 тысяч км пробега целесообразно использовать состав 0w30, то при превышении показателя рекомендуется переходить на более вязкий вариант — 5w30. Данную рекомендацию можно применять, если это не противоречит требованиям автопроизводителя.

Совместимость масел

На первый взгляд кажется, что раз маркировка составов практически одинакова, то и заменять ее друг другом можно. Оказывается не все так просто. Конечно, если вам не жалко автомобиль, то можно экспериментировать. Следует помнить главное: рекомендации автопроизводителя подходят для использования, а его запретов стоит избегать. Когда в руководстве прописано, что подходит только 0w30, то заменять его 5w30 нельзя. Чрезмерная вязкость может нарушить работу силовой установки. Коленчатый вал будет прокручиваться с огромным усилием, возрастет нагрузка на мотор, появится перегрев, возрастет расход топлива.

В экстренных ситуациях, когда до сервисного центра далеко, а под рукой только жидкость с другой вязкостью, допускается доливка нефтепродукта. Заметьте: не полная замена, а именно доливка. Причем разбавленное масло при первой же возможности необходимо слить из системы.

Смешивание разновидностей должно происходить хотя бы в рамках одного бренда. В противном случае может начаться неконтролируемая реакция, которая приведет к образованию отложений, окислению и прочим неприятным последствиям.

Какими бы яркими красками не были описаны свойства того или иного состава, заливать в мотор следует только ту жидкость, которая прописана в руководстве к автомобилю. Если автопроизводитель допускает использование и 0w30, и 5w30, то «женить» их между собой не стоит. Есть моторные масла, например Liqui Moly, на этикетках которых четко прописано, что они допускают смешивание. Здесь разрешено экспериментировать. Но тоже в рамках разумного, ведь теперь вы знаете в чем разница между маслом 0w30 и 5w30.

Масла 0w30 и 5w30: в чем разница и как сделать правильный выбор?

Одна из самых важных характеристик моторного масла – его вязкость. От этого показателя зависит, насколько быстро система подачи сможет транспортировать состав к двигателю и откачивать его обратно, будет ли вещество выполнять свои функции так, как необходимо. Слишком вязкое, густое моторное масло не подается в достаточном количестве, так как с ним не справляется система подачи. Кроме этого, оно создает дополнительное препятствие деталям двигателя, из-за чего повышается расход топлива и уровень вредных выбросов. Слишком жидкий состав недостаточно хорошо защищает части мотора от трения, что приводит к ускорению его износа. Поэтому при подборе данной продукции необходимо обращать особое внимание на эту характеристику.

Новичкам обозначения 5w40, 0w30, 5w30, 0w40 и пр. ни о чем не говорят, разница для них отсутствует. Но именно они указывают на густоту состава.

Вязкость масла – это не постоянный показатель, он изменяется с изменением температуры окружающей среды. Чем жарче, тем более жидким становится продукт, а с похолоданием он загустевает. Синтетические и полусинтетические вещества в своем составе содержат специальные присадки, которые отвечают за изменение зависимости между густотой и температурой. Именно её и отображают маркировки по типу 5w40, 0w30, 0w40 и пр. Они показывают, при какой минимальной и максимальной температуре продукт можно применять в двигателе.

0w30-i-5w40-v-chem-raznica

По вязкости моторное масло классифицирует Сообщество автомобильных инженеров (SAE). Эта организация объединяет лучших специалистов Европы в данной сфере. Она существует более 100 лет. Стандарты SAE признаны международными, ими пользуется любой уважающий себя производитель, а маркировка, как правило, содержится в названии того или иного продукта.

Обозначение состоит из следующих частей:

  • Цифра и буква w (от слова winter) – означает, при какой минимальной температуре состав будет не слишком вязким, чтобы нормально функционировать.
  • Число после буквы обозначает максимальную температуру, при которой можно применять вещество, не боясь, что оно не будет справляться с нагрузками.

motornoe-maslo-0w30-i-5w30-v-chem-raznica

Стандарты Сообщества автомобильных инженеров включают множество характеристик масла, самыми важными из которых являются:

  • Кинематическая вязкость.
  • Пусковые свойства – набор показателей, которые определяют, какое сопротивление создает состав при запуске остывшего двигателя и возможно ли достичь оборотов, необходимых для запуска, при той или иной температуре.
  • Прокачиваемость – скорость поступления состава к трущимся деталям при холодном пуске. Показатель определяется при температурах, характерных для использования того или иного продукта. Например, прокачиваемость масла 5w40 должна быть достаточной при -30…+40°С, а 0w30 – при -35…+25°С.
  • Вязкость при высокой температуре. Проверяется при высоких нагрузках на двигатель.

Каждый производитель тестирует свою продукцию по представленным показателям и наносит соответствующую маркировку на банки с маслами.

Расшифровка значений SAE

Как написано выше, первое число и буква w означают нижний температурный порог, а второе число – верхний. При этом само число не указывает на конкретную температуру, т. е., к примеру, маркировка 5W40 не означает, что масло применимо при температурах от 5 до 40 градусов. Каждому числу соответствуют другие температуры:

  • 0W– -35°С,
  • 5W– -30°С,
  • 10W– -25°С,
  • 15W– -20°С,
  • 20W– -15°С,
  • 30 – +20°С,
  • 40 – +35°С,
  • 50 – 50°С,
  • 60 – выше +50°С.

Для примера расшифруем значения 5w40, 0w30, 5w30. 5w40 означает, что вещество применимо при температурах от -30 до +35°С, 0w30 означает, что состав можно использовать в диапазоне -35…+20°С, 5w30 – в диапазоне -30…+20°С.

Что нужно помнить?

Отличие между маслами 5w40, 5w30 и 0w30 – в их вязкости и её изменении при перемене температуры. Поэтому категории «лучше – хуже» не подходят для данного стандарта. Продукты просто разные и предназначены для разных условий применения. Тем не менее масла различной вязкости могут лучше подходить к конкретному типу мотора. Например, между деталями старых двигателей из-за длительного трения образовывается зазор. Более вязкое масло его компенсирует, позволяя продлить срок службы авто и повысить его характеристики.

Есть понятия «зимние», «летние» и «всесезонные» составы. Первые работают при отрицательных температурах и быстро разжижаются при высоких. При этом показатель их вязкости в нормальных условиях выше, чем у летних и универсальных. Такой состав лучше подойдет для старых машин. Летние смазки быстро загустевают при отрицательных значениях температуры, но выдерживают необходимую вязкость в жаре.

otlichie-masla-0w30-ot-5w30

На сегодня наибольшее распространение получили всесезонные масла – 5w40, 5w30, 0w30 и пр. Выбрав состав в соответствии с минимальными и максимальными температурами своего региона, можно не думать о замене на протяжении длительного времени. Это экономит время и деньги. Разница между универсальными составами – в диапазоне температур их применения.

Другие стандарты

Кроме классификации по SAE есть другая разница между составами. Существует ещё 2 общепринятых в автомобильном мире стандарта, на которые также стоит обращать внимание: API и ACEA.

Если марка вязкости подобрана правильно, но вещество не соответствует году выпуска или характеристикам мотора, оно в лучшем случае будет работать не так эффективно, в худшем – навредит силовом агрегату. Поэтому на данные параметры также стоит обращать внимание. Каждый производитель указывает представленные стандарты на этикетке.

API – Американский институт нефти. Организация существует с конца позапрошлого века. Она занимается исследованием и стандартизацией различных нефтепродуктов, в том числе – моторных масел. API разделяет все вещества по их применимости к тем или иным моторам. Самое крупное разделение происходит на составы для дизельных и бензиновых двигателей. Далее идет классификация по году выпуска силовых агрегатов. Самыми современными являются SM и CF. Первая буква означает тип двигателя (S – бензиновый, C – дизельный).

kakoe-maslo-luchshe-5w30-ili-0w30

Американский институт нефти исследует составы по десяткам показателей, исходя из современных тенденций в производстве моторов, особенностей силовых агрегатов тех или иных годов выпуска. Данной организации доверяют производители всего мира, а её стандарты являются международными. Поэтому стоит обращать на них внимание при подборе смазывающего состава для своей машины.

ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей. Международная организация, членами которой являются самые крупные европейские автоконцерны. В частности, в неё входят Jaguar, Land Rover, BMW Group, европейское отделение General Motors.

Сообщество классифицировало составы по их применимости к двигателям той или иной конструкции. Введены следующие маркировки:

  • A/B – для бензиновых и дизельных агрегатов;
  • С – для двигателей, совместимых с системой нейтрализации отработанных газов;
  • E – для дизелей, работающих в тяжелых режимах.

Вместе с этими буквами также указываются цифры, которые обозначают применимость смазки в тех или иных условиях. Например, продукция с маркировкой А3 подходит для всесезонного использования в различных режимах работы.

chem-otlichaetsja-0w30-ot-5w30

На что ещё обратить внимание?

При подборе смазки для двигателя также нужно обратить внимание на следующее:

  • Какой состав применялся раньше. Смена вещества на другое – достаточно ответственное решение, которое требует основательного подхода. Например, нельзя после синтетических продуктов применять минеральные и наоборот. Также не рекомендуется резко повышать значение вещества по классу API. Все это может привести к поломке двигателя и его выходу из строя. Поэтому, если машина нормально функционирует, не стоит менять марку смазки.
  • Допуски производителей – это самый простой способ выбрать подходящий продукт. Разные компании создают свои коды, обозначающие применимость состава к той или иной машине. Производители печатают эти обозначения на этикетках. Допуск производителя – гарантия того, что конкретный товар соответствует стандартам, которые предъявляет создатель авто.
  • Рекомендации. В инструкции к машине должны содержаться рекомендации по поводу того, какое масло следует заливать в мотор. Это может быть отсылка к набору характеристик или конкретной марке. Данным указаниям стоит верить, особенно если авто находится на гарантии.

Если у вас нет опыта в подборе вещества, лучше обратиться к профессионалам. Неправильно выбранный состав будет постепенно разрушать мотор, повысит расход и уровень вредных выбросов. Поэтому лучше не рисковать.

Для чего нужны моторные масла с нулевой вязкостью?

Автопроизводители разрабатывают новые силовые агрегаты под определенные масла на синтетической основе с заранее установленными характеристиками. Чаще всего для российских условий рекомендуется применять смазывающие жидкости с вязкостью 5w30, 5w40 или 0w30. Водитель может выбирать между ними в зависимости от различных погодных условий. Для каких температур предназначены нулевые сорта?

Зимние и летние масла

Раньше масла разрабатывались для узкого диапазона температур. Их минеральная основа не позволяла добиться оптимальной работы и зимой, и летом. Поэтому их изготавливали не для времен года, а для температурных диапазонов.

Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает способность того или иного автомасла создавать смазывающую пленку в широком диапазоне окружающего воздуха.

Цифрами обозначается вязкость при определенной температуре. Показатели высокотемпературной вязкости записываются следующим образом: SAE 30, где цифрами означают следующее:

  • 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20. +25 градусов;
  • 40 — +35. +40 градусов;
  • 50 — +45. +50 градусов;
  • 60 — +50 градусов и выше.

Для зимних условий эксплуатации предназначаются сорта с малой вязкостью, обозначающиеся литерой W — Winter (зимняя).

  • 15W — масло пригодно к использованию при морозах до −10. − 15 градусов;
  • 10W — при морозах до −15. − 20 градусов;
  • 5W — при морозах до −20. − 25 градусов.

С появлением на рынке масел с искусственной синтетической основой их температурный диапазон существенно расширился. Смазывающие жидкости могли работать уже не в пределах 10 градусов, как раньше, а в рамках 40-50 градусов. В обозначениях стали указывать вязкость при низких и высоких температурах одновременно.

Таким образом, при прочтении надписи 10W-30 можно понять, что это масло разрешено использовать от −15 градусов мороза зимой до +20. +25 градусов тепла летом.

Нулевая вязкость

А для каких же температур пригодно масло с нулевой вязкостью 0W?

Эти сорта считаются арктическими и используются при температурах около −30 градусов мороза. Они обладают высокой прокачиваемостью и проворачиваемостью и могут обеспечить запуск мотора при температуре около 40 градусов мороза. Такое масло обеспечивает подвижность вала двигателя. Мотор хоть с трудом, но заводится. Температура мотора быстро поднимается, и масло нагревается, благодаря чему уже может хорошо прокачиваться по внутренним каналам.

Однако жидкое масло плохо работает при высоких температурах. Верхний предел его температур обозначен как SAE 30, что означает работоспособность при 25 градусов тепла. Однако на практике уже при этой температуре масло разжижается и хуже выполняет свои функции. По-настоящему оно может работать только до 15 градусов тепла.

Кроме того, машину неплохо оборудовать предпусковым подогревателем, который позволяет подогреть охлаждающую жидкость и масло перед пуском силового агрегата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *