Люмень и чугуний
ТОРМОЗНЫЕ БАРАБАНЫ "САМАРЫ" — АЛЮМИНИЙ ИЛИ ЧУГУН?
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН,
Бородатые армейские шуточки про "самое легкое в мире железо" всплыли в памяти с появлением в продаже чугунных тормозных барабанов для "Самары". С "люменем" мы знакомы давно, а вот "чугуний" — лошадка темная. Сравним?
Отстаивать интересы "обыкновенных" алюминиевых барабанов с чугунными вставками доверили изделиям завода "Металлист" из Энгельса — они хорошо себя зарекомендовали. "Чисто чугунные" коллеги прибыли от фирмы АТЕ из Германии. Каждую сторону представляло по два барабана — визитные карточки соперников приведены ниже.
В ходе испытаний решили проверить геометрию барабанов, измерить их массу, оценить статическую балансировку, а также исследовать поведение изделий при нагреве и определить их статическую жесткость. Как обычно, эту работу проводили специалисты НАМИ.
МИЛЛИМЕТРЫ И ГРАДУСЫ
То, что "чугуний" окажется тяжелее "люменя", было ясно безо всяких взвешиваний — но вот на сколько? Оказалось, что примерно вдвое — масса российских барабанов составила соответственно 2420 и 2460 г, а немецких — по 5020 г. Тяжеленькие, зато абсолютно одинаковые!
С геометрией возни побольше — образцово-показательные размеры приведены на рис. 1. Сначала барабаны измерили в исходном состоянии, затем испытали с нагревными циклами, после чего измерение повторили. Результаты — в таблице. Там же данные по статическому дисбалансу барабанов.
Динамику нагрева тормозных колодок, работавших в паре с нашими барабанами, определяли так. Подопытный барабан устанавливали на инерционный стенд и проводили 15 циклов последовательных торможений в диапазоне скоростей от 120 до 60 км/ч при давлении в приводе стенда 50 кгс/см2 с интервалом 45 с. То, что получилось при последовательном измерении температуры, наглядно изображено на рис. 2.
Каждый из показанных графиков построен по усредненным результатам нагрева двух барабанов обоих наименований. Легко убедиться, что разница в динамике нагрева алюминиевых и чугунных изделий незначительна: после 15-го торможения у "люменя" набежало всего лишь пять лишних градусов — это укладывается в погрешность измерений.
Чтобы оценить влияние температуры на деформацию тормозных барабанов, провели еще четыре нагревных цикла с аналогичными параметрами торможения, достигнув рубежа 250°С. После каждого такого цикла барабан охлаждали до комнатной температуры и лишь затем продолжали измерения. Размеры В и Г, подверженные влиянию температуры, также занесены в таблицу. Отметим, что геометрия барабанов после нагрева практически не изменилась — некоторая разница в результатах "до и после" не выходит за пределы допустимых погрешностей. А вот статический дисбаланс откровенно огорчил: прекрасные результаты "привычных" алюминиевых барабанов выглядели как-то невежливо на фоне откровенного провала иностранных гостей. Сбалансировать, конечно, можно все, но где же хваленый немецкий педантизм, точность и прочие достоинства?
Статическую жесткость барабанов определяли так. В тормозной барабан устанавливали тормозной механизм VAZ 2108, а в его тормозной колесный цилиндр подавали "тормозуху" под давлением — сначала 10 кгс/см2, а затем 100 кгс/см2. Понятно, что во втором случае поршни цилиндра удалялись друг от друга на большую величину, поскольку при возрастании давления барабан деформируется сильнее. А раз так, то и жидкости при этом уместится в цилиндре больше — оставалось измерить эту разницу. Так и было сделано: результат — 11% в пользу "чугуния".
Состязания алюминия и чугуна, на наш взгляд, обошлись без "смертельных" исходов — на "Самару" можно ставить и то, и другое. Однако алюминиевые барабаны не только не выглядели бедными родственниками, но и переиграли новомодных "чугуниев" почти по всем статьям. Если плохую балансировку немецких барабанов можно объяснить досадной случайностью, то отсутствие каких-либо преимуществ в динамике нагрева и термических деформациях — это уже, как говорится, не лечится: что есть, то есть. Напомним также, что масса чугунных изделий в два с лишним раза больше, чем алюминиевых, — ничего хорошего в этом нет. Мы всегда пытались снизить неподрессоренную массу подвески и с трудом выигрывали сотню-другую граммов, приобретая дорогие легкосплавные диски, переходя на бескамерную резину и т. п., а тут — одним махом по несколько лишних килограммов на каждое из задних колесиков. Единственное преимущество новинки — повышенная жесткость, но ожидать от нее реального преимущества на практике не стоит.
Рис. 1. Схема замеров геометрических размеров тормозных барабанов "Самары".
Рис. 2. Динамика нагрева тормозных колодок, работающих в паре с тормозными барабанами "Самары".
1. Алюминиевый барабан с чугунной вставкой
Изготовитель / ООО "Завод Металлист", Энгельс, Россия. Цена / 250 руб.
Лучшие тормозные барабаны ВАЗ 2110-12
10 Января 2013 | Автор: Ник | Просмотров: 43482 |
Не секрет, что задние тормоза ВАЗ десятого семейства барабанного типа. Со временем их ресурс подходит к концу, и их приходится заменять на новые. Как правильно выбрать барабанные тормоза, если столько производителей ? |
Оригинальные тормозные барабаны АвтоВАЗ (каталожный номер 2108-3502070) алюминиевые. Они хорошо зарекомендовали себя, но в борьбе за первое место пытаются пробиться чугунные варианты. А какие барабанные тормоза лучше, чугунные или алюминиевые?
Чугунные задние тормоза отличаются повышенной прочностью и пользуются популярностью в Европе. Однако, они имеют большой вес, когда мы боремся за максимальное снижение массы подвески.
Тестирование задних барабанов из разного материала провел журнал ЗаРулем еще в 2002году. В ходе испытаний они проверяли геометрию, балансировку, массу, поведение при нагреве и статическую жесткость.
Чугунные барабаны ATE оказались в 2 раза тяжелее алюминиевых фирмы «Металлист» (5020гр против 2420гр). Если Вы пытались снизить массу подвески, заменив диски на легкосплавные, установив бескамерные шины, то рассматривать чугунные тормоза нет смысла. Кроме веса, германский представитель проиграл и во всех остальных испытаниях. Единственный плюс чугунных барабанов — повышенная прочность, от которой не следует ждать преимуществ на практике.
Истории наших читателей
«Гребаный таз. «
Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.
Да, морально то я созрел, а вот финансово никак не мог потянуть. Сразу скажу, что я против кредитов и брать машину, тем более не новую, в кредит это неразумно. Зарплата у меня 24к в месяц, так что насобирать 600-700 тысяч для меня практически нереально. Начал искать различные способы заработка в интернете. Вы не представляете сколько там развода, чего только не пробовал: и ставки на спорт, и сетевой маркетинг, и даже казино вулкан, в котором удачно проиграл около 10 тысяч(( Единственным направлением, в котором мне, казалось, можно заработать — это торговля валютой на бирже, это называют форексом. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня. Продолжил копать дальше и наткнулся на бинарные опционы. Суть та же, что на форексе, но разобраться намного проще. Начал читать форумы, изучать трейдерские стратегии. Попробовал на демо счете, потом завел реальный счет. Если честно начать зарабатывать удалось не сразу, пока понял всю механику опционов, слил около 3000 рублей, но как оказалось это был драгоценный опыт. Сейчас зарабатываю 5-7 тыс. рублей в день. Машину удалось купить спустя пол года, но как по мне это неплохой результат, да и дело не в машине, у меня изменилась жизнь, с работы естественно уволился, появилось больше свободного времени на себя и семью. Будете смеяться, но работаю прямо на телефоне)) Если ты хочешь изменить свою жизнь как я, то вот что советую сделать прямо сейчас:
1. Зарегистрируйтесь на сайте
2. Потренируйтесь на Демо-счете (это бесплатно).
3. Как только что-то будет получаться на Демо-счете, пополняйте РЕАЛЬНЫЙ СЧЕТ и вперед, к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ!
Также советую скачать приложение на телефон, с телефона работать намного удобнее. Скачать тут.
Сравнение тормозных барабанов (чугун, алюминий):
Цена тормозных барабанов:
Стоимость чугунных тормозных барабанов в 2-3 раза выше алюминиевых. Если оригинальные барабаны имеют цену порядка 600 рублей, то чугунные будут иметь стоимость 1600 рублей.
Купить тормозные барабаны Вы можете в интернет-магазинах (раздел «Запчасти»)
Заменить задние тормозные барабаны своими руками
Инструкция для ВАЗ 2110
Кстати, многие отказываются от устарелых барабанных тормозов, и устанавливают вместо них дисковые.
Тормозные барабаны: чугунные или алюминиевые?
алюминиевые прикипают намертво. чтобы сдернуть вывешивай колеса, раскрути, затормози — вспоминаешь как страшный сон
чугунные в этом плане получше
а насчет веса ведь в алюминиевых тоже кольцо залито
#6 07.11.2013 14:55:31
#7 07.11.2013 15:37:22
DENker:
лучше люминий
всё-таки лишние 10 килограммов неподрессоренной массы — это много
Отредактировал Dollar (07.11.2013 15:46:16)
#8 07.11.2013 15:46:48
Саня Борода:
На классике разница в весе особенно заметна , так как они намного больше , чем на большинстве иномарок и 2108-12 . А если не брать в расчёт вес , то в принципе разницы практически никакой . Брать надо в расчёт цену не самых дешевых алюминиевых ( типа Владимирских) и не самых дорогих чугунных( каких-нибудь АТЕ) и отсюда уже "плясать" при выборе .
Износ у тех и других одинаковых и если не гарцевать , то и то есть и другие редко "изводит" . Закисают одинакого хорошо и те и другие , так что в любом случае нужна высокотемпературная смазка .
#9 07.11.2013 16:44:41
Саня Борода:
Короче не надо брать самые дешёвые алюминьки , очень часто косяки встречаются среди них.
Собираюсь брать оригинальные Автоваз. Какие лучше?
Саня Борода:
И не надо брать самые дорогие чугунки , просто смысла нет в этом .
#10 07.11.2013 16:59:48
#11 07.11.2013 17:25:54
я для эксперимента взял один ладовский, а другой — белмаг. ладовский сделан более аккуратно: внутренняя рабочая поверхность имеет меньшую шероховатость, чем белмаг. упаковка тоже у ладовского более презентабельно выглядит, барабан дополнительно упакован в пакет. по цене оба одинаковые, но в магазе мужик сказал, мол, "одно и то же, никакой разницы"
Добавлено 07.11.2013 17:29:37:
насчет прикипания: по-моему, достаточно проводить хотя б раз в год ревизию, чтоб ничего не прикипело. год назад менял задние колодки, и в этот раз, когда менял барабаны, все легко снялось.
#12 13.11.2013 14:41:37
вы на какойнить иномерке видали когданибудь алюминиевые барабаны?))
люминиевые барабаны-изобретение СССР..
плюсы чугуна- выше точность изготовления,большая теплоемкость(в связи с этим их не коробит)
ну и ни прикипают они.. композиция сталь-чугун не образует гальванической пары в отличии от алюминия.
ну и не расколете вы чугун так как алюминий при "проведении ревиззи раз в год"))
#13 13.11.2013 17:02:37
#14 13.11.2013 17:18:13
Велосипедист:
, да ничего там не прикипит за год, если еще и ступицу намазать чем-нить, можно и пару раз в год открутить, не снимая целиком, когда резину меняешь — времени на 10 минут займет.за 100 тыщ пробега только в этом году барабан повело, но оба заменил.смысла переплаты за чугунность не вижу. тем более не иномарка.
да в том то и дело что немногие раз в год снимают их)
что до переплаты,то хз. я например воопще поставил дисковые с машинками от ваг..щя и ручник без проблем и не прикипает ничо и тормоза гуд..
#15 13.11.2013 19:29:55
#16 13.11.2013 20:29:57
#17 13.11.2013 22:14:18
oleg jp:
люминиевые барабаны-изобретение СССР..
прикольно.
В СССР внедрялись с незапамятных времен только чугунные барабаны (ГАЗ-А, ГАЗ-М1, ГАЗ-М20, МЗМА-400. ГАЗ-24, АЗЛК-412), и только когда советские инженеры попросили итальянцев поменять на будующей ВАЗ-2101 задние дисковые на барабанные, появились алюминиевые барабаны.
Но ещё прикольней в авиации (сам я далек от этого, просто слышал от одного из бывших работников нашего аэропорта): комбинация деталей тормозов из титана, алюминия, стали и сплава марганца. вроде ещё бронзу где-то там используют
Добавлено 13.11.2013 22:20:57:
Саня Борода:
начиная с известной болячки 2108-12 , развальные болты в чугунном поворотном кулаке .
Биение задних тормозов, причины и борьба с ними. Обзор чугунных и алюминиевых барабанов.
Всем привет! Решил поделиться своим опытом, чтобы никто не наступал на мои грабли. При вибрации от задних тормозов на самом деле трясется всё — и педаль тормоза и кузов и, как ни странно, руль тоже. Многие начинают менять ровные передние диски, убеждаясь, что вибрация при торможении осталась, идут менять ступицу, подшипник, и вообще всю переднюю подвеску. А ведь всего то стоило проверить на 100 км/ч натянуть ручник, держа кнопку. Если ощущается вибрация, вот они, виновники. Если нет, то искать впереди.
В моем случае 3 года назад проходил техосмотр, где выяснилось, что сзади тормоза работают плохо. Снял барабаны, выявил закисшие детали. Собрал пока так. Потом на сервисе поменял всё. Разогнался на трассе до 120 кмч и при интенсивном торможении явно ощутил адскую вибрацию сзади. Сразу подумал, что барабаны кривые. Купил новые Белмаг алюминиевые — бьет еще сильнее, проверял опять ручником. Стачиваются неравномерно. Проехал всего километров 100. Это было моей первой ошибкой.
Тут видно где трёт а где нет
Чек выкинул, вернуть не удалось. Долго думал, брать или нет алюминиевые снова. Но купил Лада Имидж алюминиевые. Оказались ровные. Покатался недельки две, чувствую, снова бьёт. Снова решил сменить барабаны. Тут снова повторяю первую ошибку, т.к. проехал всего километров 300. Покупаю чугунные Автореал. Оказались ровнехонькие, проездил 2 года и снова появились небольшие вибрации. Барабанов уже вот такая кучка
Моё богатство
Решил, что покупать новые пока не стоит, и надо досканально прошерстить всевозможные источники информации по биению барабанов и выделил вот основные причины:
1. Грязь и ржа на прилегающих поверхностях ступицы и барабана.
2. Люфт подшипника
3. Некачественная токарная обработка барабана на заводе изготовителе, лечится приработка колодками в течении 1000 км пробега.
4. Если барабан уже б/у, то установка барабана в другом положении так же является причиной вибрации.
5. Овальность барабана. Проверяется штангенциркулем Лечится только токарно
Пункты 1 и 2 я исключил, у меня всё норм.
3 пункт решил проверить на барабанах Белмаг. Поставил и покатался интенсивно 2 дня, периодически ездя недолго на ручнике. И вибрации действительно уменьшились раза в 2.
На первом фото видно, как прирабатываются барабан с колодками
Решил разобраться со старыми стоковыми барабанами, прошедшими 120 тыс км.
старьё Старьё
Замерил выработку — 200,8 мм., при разрешенных 201,5 мм. У новых Белмаг, например, 200 мм.
На старых стоковых проверяем пункт 4, т.к. скорее всего 3 года назад на станции барабаны прикрутили как попало.
По скольку я помнил, на какой стороне один барабан был больше изношен, мне только пришлось играться положениями, переворачивая барабаны на 180 градусов и определяя наименьшее закусывание. Если же не помнил бы, пришлось бы каждый барабан проеверять на одной стороне, чтобы определить, какой стоял на этом месте.
на месте
Далее прикручиваем колеса и несемся на трассу. Пробное торможение повергло меня в шок. Тормоза вообще отменно — ровные как в иномарке. Даже думал, что зад не работает, но торможение в юз показалао, что всё ок!
Так что делаем следующие выводы:
1. перед снятием барабана метить ступицу и барабан, чтобы поставить точно так же. Ведь есть какие то допуски и у барабана и у ступицы, а перевернув на 180 градусов мы собьём и умножим в 2 раза эти допуски + приработавшуюся поверхность и получим адскую вибрацию
2. Чистим ступицу и барабан щеткой и шкуркой до ровной поверхности.
3. Исключаем люфт подшипника
4. Если барабаны говно производителя (например Белмаг), ждать до 1 тыс км, пока не притрутся. Если лень ждать, тогда к токарю (не факт, что нормально проточчат, судя по форумам).
Лада Имидж я к сожалению отдал товарищу. Наверное они тоже бы притерлись, пробег то детский был. Либо я сам по глупости перевернул их на 180 градусов, т.к. снимал тогда частенько.
Чугунный барабан у меня оказался слегка овальным, но к чугунным более не хочу возвращаться. Почему?
Во первых, у меня были такие
Чугун
Отверстий в них нет, как в алюминиевых, поэтому когда снял весной, был в шоке — вода в них не высыхает долго, куча пыли и грязи, постоянно какие то шорохи и шорканья по утру (видать грязь стекает и засыхает).
вот что весной
В сухое время там горка абразива и вследствие этого стачиваются они так же быстро, как и колодки. Если и брать чугун, то похожий формой на сток. У того же Автореала есть такие, подороже.
Во -вторых, кто бы что ни говорил, что разница в массе не ощущается, на самом деле она есть — ухудшается плавность хода и звуковой комфорт. Ощутимо это на булыжной дороге. Если таких дорог нет, то разницу в ходе не заметите. А так на булыжнике трясет сильнее, удары в кузов сзади становятся сильнее, будто подвеска стала "дубовее".