Что стучит в двигателе при детонации
Перейти к содержимому

Что стучит в двигателе при детонации

  • автор:

Детонация и «стук пальцев»

С таким понятием как «стук пальцев» знаком, наверное, каждый отечественный автомобилист, независимо от того, профессионал он или любитель. Однако мало кто знает, что в действительности за этим скрывается не стук поршневых пальцев, а такое явление как детонация. Объяснить почему так произошло можно следующим образом. В старые времена в двигателях стучали действительно поршневые пальцы. Под действием больших температур и знакопеременных нагрузок из-за низкой прочности и твердости деталей появлялись зазоры в посадочных местах поршневого пальца, которые и являлись источниками стука. Сейчас же благодаря использованию качественных сталей и более высокоточным методам обработки деталей этот недостаток удалось устранить. Только вот название («имя») его осталось прежним, скрывая такое явление как детонация.
Признаки детонации
Детонацию очень легко определить на слух — она, как правило, проявляется в виде звонкого металлического стука. Кроме того, ее сопровождают и заметное снижение мощности, перегрев и неустойчивая работа двигателя, кратковременное появление черного дыма из выхлопной трубы, снижение температуры отработавших газов.

Что такое детонация?
Детонация — это самовоспламенение горючей смеси в камере сгорания, которое имеет характер взрывной волны. Наиболее часто она появляется при резком повышении нагрузки, например, при резком ускорении или же при движении на подъем. В этой ситуации водитель, как правило, со всей силой жмет на педаль газа, чем обеспечивается подача богатой смеси в цилиндры двигателя. Попав в цилиндры и заполнив все его объемы, на богатую горючую смесь начинают воздействовать высокие температура и давление. Высокое давление в камере сгорания создается по двум причинам: во-первых, при такте сжатия поршень движется вверх и сжимает горючую смесь, т.е. повышает давление, во-вторых, после воспламенения основной части горючей смеси волна пламени, распространяясь по всей камере сгорания, создает фронт высокого давления, который также способствует повышению давления.

Под воздействием высоких давления и температуры в местах скопления несгоревшей горючей смеси образуются активные соединения (перекиси, альдегиды, спирты и т.д.). Достигнув критической величины, между этими соединениями начинают возникать цепные окислительные реакции, которые в итоге приводят к самовоспламенению смеси, имеющей к тому же взрывной характер. В месте взрыва происходит значительное повышение температуры и образование взрывной волны, фронт пламени которой распространяется со скоростью 1000 — 2300 м/с. Для сравнения, скорость распространения фронта пламени при нормальном сгорании горючей смеси — 20-30 м/с. Двигаясь с такой огромной скоростью взрывная волна ударяется о стенки цилиндров и камеры сгорания, при этом образуя все новые очаги самовоспламенения. В результате таких процессов в цилиндрах появляется большое количество взрывных волн, которые являются источником возникновения колебательных процессов в цилиндрах, вызывающих вибрации двигателя.

Что касается звонкого металлического стука, называемого в народе «стуком пальцев», а в теории двигателей — детонацией, то он появляется именно в результате многократно повторяющихся ударов взрывных волн о стенки цилиндров.

Последствия детонации
Бытует мнение, что увеличение давления за счет роста скорости распространения фронта пламени должно положительно отразиться на повышении мощности двигателя. На самом же. деле все происходит наоборот. Взрывные волны «живут» очень мало — меньше 0,0001 с, и на столько же времени происходит повышение давления на поршень, поэтому повлиять на повышение мощности за столь короткий промежуток времени они просто не успевают. А вот чтобы принести огромный вред этого времени, к сожалению, достаточно.

Ударяясь с огромной скоростью о стенки цилиндров, взрывная волна разрушает масляную пленку, которая предохраняет детали цилиндро-поршневой группы от сухого трения и коррозионного износа под воздействием активных элементов продуктов сгорания. Давление фронта взрывной волны достигает величины более 70 кгс/см2, что может привести к механическим повреждениям деталей двигателя. При наличии ударных волн резко возрастает отдача тепла от сгоревших газов к стенкам цилиндров, что вызывает перегрев двигателя. А перегрев, в свою очередь, становится причиной разрушения некоторых деталей двигателя: прокладки между головкой и блоком, обгорания кромок поршней, свечей зажигания. В сумме все эти негативные влияния приводят к значительному уменьшению моторесурса двигателя.

Кроме механических повреждений, детонация несет в себе и ухудшение эксплуатационных показателей работы двигателя, о которых мы уже упоминали, — снижается мощность двигателя, ) повышается расход топлива.

Факторы, влияющие на появление детонации
Появлению детонации способствуют много факторов, и все они имеют одну общую черту — уменьшают задержку самовоспламенения несгоревшей части горючей смеси, удаленной от свечи зажигания или, проще говоря, в камере сгорания создаются благоприятные условия для более быстрого протекания окислительных реакций горючей смеси. Итак, появлению детонации способствуют следующие факторы:

Во-первых — состав горючей смеси. Так, богатая смесь, имеющая соотношение воздух — топливо, равное 9,0, при попадании в камеру сгорания под действием высокого давления и температуры формирует в ее отдаленных уголках очаги возникновения окислительных реакций, которые являются (источниками самовоспламенения — детонационного сгорания топлива.

Во-вторых — угол опережения зажигания. Его увеличение приводит к сдвигу пика максимума давления в процессе сгорания горючей смеси ближе к верхней мертвой точке (ВМТ), из-за чего происходит увеличение давления в камере сгорания. А увеличение давления, как мы уже знаем, входит в число основных виновников «рождения» детонации.

В-третьих — октановое число топлива. Чем ниже октановое число топлива, тем больше вероятность детонационного сгорания горючей смеси. Объясняется это ростом химической активности топлива к окислению при снижении его октанового числа. Именно поэтому мы наиболее часто и слышим «стук пальцев» при использовании 76-го бензина в двигателях, которым рекомендуется бензин с октановым числом 92 и более.

В-четвертых степень сжатия. Для начала напомним: степень сжатия — это отношение объема цилиндра к объему камеры сгорания. Увеличение степени сжатия приводит к повышению давления и температуры в камере сгорания и, естественно, к созданию благоприятных условий для детонационного сгорания топлива. По этой причине для всех двигателей с высокой, степенью сжатия должен использоваться высокоэтилированный бензин.

В-пятых — конструкционные недостатки. К ним можно отнести: а) более плохие условия охлаждения несгоревшей, удаленной от свечи зажигания части горючей смеси; б) замедленный процесс догорания смеси из-за неудачной конструкции камеры сгорания; в) плохой отвод тепла от центра поршня к стенкам цилиндра, например, из-за выпуклой конструкции днища поршня, где теплу требуется пройти больший путь, чем при плоской конструкции днища; г) большой диаметр цилиндров с одной стороны ухудшает отвод тепла, с другой — камера сгорания получает большее количество удаленных от свечи зажигания зон, чем увеличивается вероятность появления очагов детонационного сгорания горючей смеси.

Барьеры на пути детонации
Хорошо, что в противовес факторам, способствующим появлению детонации, существуют и факторы, препятствующие ее возникновению. Все они, как правило, ускоряют сгорание несгоревшей части горючей смеси во фронте пламени, идущей от искры зажигания, или же замедляют протекание окислительных реакций — источника самовоспламенения.

Это, во-первых, повышение числа оборотов двигателя. За счет этого уменьшается время на протекание окислительных реакций, соответственно уменьшается и вероятность самовоспламенения.

Во-вторых, турбулизация (вращение) потоков смеси в камере сгорания. Организация вращения потоков горючей смеси в камере сгорания ускоряет распространение фронта пламени от искры зажигания, чем предупреждается появление детонации.

В-треть их, уменьшение пути проходимого фронтом пламени. Это скорее конструкционное решение проблемы. На практике оно выражается в уменьшении диаметра цилиндров или же в установке двух свечей зажигания на один цилиндр.

В недалеком прошлом в борьбе с детонацией большой популярностью у некоторых наших автолюбителей-рационализаторов пользовались «капельницы» — устройства, подающие воду в цилиндры двигателя. Они действительно снижали вероятность появления детонации, однако из-за малой надежности конструкции, а главное из-за негативных свойств воды (коррозионная активность, высокая температура замерзания) не получили дальнейшего распространения.

Успешным примером борьбы с детонацией в отечественном автомобилестроении может стать форкамерно-факельное зажигание, используемое в двигателе автомобиля ГАЗ-3102 «Волга». Камера сгорания такого двигателя состоит из двух полостей — большой и малой. В малой полости происходит образование богатой горючей смеси, а в большой — бедной. В момент подачи искры в малую полость происходит воспламенение и сгорание богатой смеси, а образовавшийся фронт пламени, попадая через специальные отверстия в большую полость, воспламеняет бедную смесь. Этим и исключается появление детонации.

За рубежом борьба с детонацией идет еще более активно. Развитие электроники позволило создать микропроцессорные системы управления двигателем. Их интеллектуальные возможности позволяют с помощью специальных датчиков следить за происходящими внутри цилиндров процессами и влиять на их протекание путем изменения состава горючей смеси и угла опережения зажигания.

Самым последним и, пожалуй, эффективным достижением в борьбе с детонацией стало создание двигателя, способного работать на сверхобедненных смесях, имеющего в среднем по всему объему камеры сгорания значение соотношения воздух — топливо 40:1 у Mitsubishi или даже 50:1 у Toyota.

Калильное зажигание
Очень часто среди владельцев автомобилей возникают споры относительно того, чем отличается детонация от калильного зажигания. С детонацией, я думаю, мы уже разобрались, теперь познакомимся с калильным зажиганием, которое также хранит в себе массу опасностей для автомобильного двигателя. Напомним, что калильное зажигание — это воспламенение топлива (горючей смеси) в камере сгорания от нагретых деталей двигателя (головок выпускных клапанов, электродов свечей зажигания) или же от раскаленных частиц нагара. Воспламенение может происходить преждевременно, т.е. до подачи искры на свечу зажигания или после воспламенения основной части топлива.

Основным отличием калильного зажигания от детонации является скорость распространения фронта пламени. При воспламенении горючей смеси от накаленных поверхностей скорость распространения фронта пламени почти такая же, как и при воспламенении от искры свечи зажигания. Поэтому калильное зажигание не несет в себе той разрушительной силы, которая скрыта во взрывной волне при детонации. Тем не менее оно также таит неприятности. При преждевременном воспламенении смеси происходят резкие обратные удары на коленчатый вал, иногда вызывающие его поломку. Как и при детонации, при преждевременном воспламенении от накаленных деталей происходит увеличение отдачи тепла от отработавших газов к стенкам камеры сгорания из-за увеличения нахождения этих газов в камере сгорания. А это вызывает перегрев двигателя со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Определить на слух калильное зажигание трудно, так как оно выражается в глухих стуках и на фоне общего шума его почти не слышно. Легче всего его обнаружить при выключении зажигания. Если двигатель продолжает работать значит топливо воспламеняется от нагретых поверхностей деталей или частиц нагара, т.е. «работает» калильное зажигание. Для борьбы с этим недостатком, основным виновником которого является нагар, в настоящее время имеется множество средств (присадки к топливу, аэрозолей и т.д.). Самым же простым «дедовским» методом в борьбе с калильным зажиганием считается режим движения автомобиля в течение 5-10 мин., при котором он полностью загружен и движется с максимальной скоростью на прямой передаче. Этого времени ему вполне достаточно для выгорания скопившегося нагара в камере сгорания. Если же источником калильного зажигания являются раскаленные детали двигателя, ищите причину перегрева, не забыв при этом о детонации, как источники перегрева.

Стук и детонация в двигателе, причины, в чем опасность

Каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с самыми разными проблемами связанные с автомобилем.

Чаще всего начинает «стучать» моторная группа, потому что это такой узел, который испытывает постоянные нагрузки, и даже если мотор эксплуатировать правильно, по всем инструкциям и с полным пониманием, проблем рано или поздно все равно не избежать, и часто по совершенно независящим от водителя причинам.

Про какие шумы в двигателе идет речь?

Не только автолюбители, но и профессионалы неизменно сталкиваются с проблемой повышенной шумности двигателя.

При этом не имеется в виду, что он стучит какая либо деталь, к примеру, гидрокомпенсатор, который вышел из строя и его нужно менять.

Просто повысился звуковой фон, причем ассортимент таких звуков, не внушающих особой тревоги, может быть разнообразным.

Чаще всего обращает на себя внимание монотонный гул или рокот, тональность которых заметно повышается, и для легковых автомобилей они звуки совершенно не свойственные.

Также появляются еще какие-то звуки, с виду не внушающие опасений, но которых ранее не было.

В чем же может быть проблема повышения шумности работы мотора, и как эти проблемы можно решить?

Для начала следует понимать, что причины, которые приводят к усилению громкости работы двигателя, могут быть разные, но всегда можно выделить основные.

Чаще всего повышается детонация в двигателе при сгорании топлива, это напрямую зависит от его качества.

Дело в том, что начинающие водители о качестве топлива беспокоятся только в первый период владения автомобилем, а впоследствии начинают заправляться в сомнительных местах, особенно если там бензин дешевле.

Вот тут-то и начинает сильнее шуметь двигатель, предупреждая автовладельца о грядущих проблемах. При повышенной детонации мотор начинает работать неправильно, гораздо быстрее износится, и если на проблему вовремя не обратить внимания и не исправить ее, то придется менять мотор.

Также шумность двигателя повышается и из-за использования некачественного масла, причем гораздо чаще, чем при использовании плохого бензина.

Первым делом начинают реагировать на это гидрокомпенсаторы, они начинают стучать и быстро изнашиваться, то же самое может происходить и с клапанами.

Проблема возникает также из-за неполадок, которые обнаруживаются в системе смазки автомобильного мотора, при этом последняя проблема может появиться даже при применении качественного масла, но из-за плохой регулировки системы.

Система выпуска – еще одна причина того, что двигатель стал работать громче. Чаще всего проблемы появляются в глушителях, внутри которых находятся так называемые банки – металлические камеры, через которые проходят выхлопные газы с целью гашения звуковых волн.

Эти банки могут прогорать, соответственно, звукоизоляция глушителя нарушается. Также может проржаветь основной корпус глушителя, так как внутри него собирается конденсат, образовывающийся от разницы температур между банками и самим кожухом.

Многие автомобилисты просверливают кожух снизу, чтобы в нем не собиралась вода, но это мало помогает, так как влага конденсируется постоянно, а шумность глушителя повышается. Поэтому все элементы глушителя следует тщательно проверять, и неисправные элементы подлежат скорейшей замене.

Наиболее серьезная проблема мотора, которая приводит к повышению шумности его работы – это люфт коленчатого вала. Появляется он в основном из-за износа специальных упорных колец, и первый симптом такой неполадки – вовсе не шум, а течь масла через сальники крепления вала.

Если не обратить на этот симптом никакого внимания, то вскоре появляется и повышенная шумность работы двигателя, и скорее всего уже поздно менять сами кольца – потребуется менять сам коленвал.

Если же очень долго не обращать внимания на стуки коленвала, то потребуется дорогостоящий ремонт всего двигателя. А вот если эту проблему запустить вообще надолго, то может разрушиться вся поршневая система, и тогда ремонтом двигателя не обойтись – придется его менять на новый.

Также повышение шумности работы двигателя может провоцировать газораспределительный механизм, который имеет цепной привод. В этом случае можно услышать характерное стрекотание цепи, которое усиливается при изменении параметров работы двигателя – или при увеличении его оборотов, или при сбросе газа.

Это очень плохой симптом, правильно отрегулированный привод не должен стрекотать, а если подобные звуки появляются, то требуется срочная диагностика и исправление неполадок. Если проблему не исправить сразу после ее выявления, она может привести к другим проблемам, гораздо более серьезным.

Еще одна причина появления стрекотания – это неправильная работа форсунок в системе впрыска топлива в камеру сгорания. Плохо отрегулированные форсунки при работе приводят к появлению детонации, которая напоминает стрекотание, и при работе двигателя подобный шум можно услышать легко.

При появлении этой проблемы опять-таки следует немедленно провести диагностику системы и провести соответствующий ремонт.

Также при работе двигателя могут появляться шумы, источник которых самостоятельно определить очень трудно, особенно начинающему автомобилисту. Очень часто шумит навесное оборудование автомобиля, разобраться с ним может только или специалист, или опытный водитель.

Компрессор может работать неправильно, это приводит к характерному шуму, но причины неправильной работы могут быть разные. Часто начинает работать на повышенных оборотах кондиционер, у которого засорился компрессор.

Может быть много источников повышенного шума, и часто их можно определить неправильно, поэтому лучше всего отправить автомобиль на СТО, где все эти проблемы быстро определят специалисты.

Подводя итоги, необходимо повторить, что наиболее частой причиной повышенного шума при работе двигателя автомобиля является моторное масло, вернее, его отсутствие.

Если двигатель собран не совсем правильно, или же его эксплуатация проводится не должным образом, масло не выполняет своих задач, оно не смазывает многие узлы, провоцируя этим самым быстрый их износ.

Из-за того, что автомобилист вовремя не обратил внимания на протечки масла, пусть даже самые небольшие, начинают ломаться многие движущиеся и трущиеся элементы двигателя и прочих силовых узлов автомобиля.

Но даже если система смазки работает правильно, то всегда может образоваться проблема некачественного масла, которая очень быстро приводит все к той же проблеме плохой смазки деталей мотора.

Конечно, не только масло является причиной повышения шумности работы двигателя, есть еще много причин, не связанных с ним, например, бензин, который не подходит для данного типа двигателя, или вообще некачественное топливо.

И если мотор стал работать заметно громче, но при этом утечек масла не наблюдается, а бензин гарантированно используется именно тот, который нужно, то это гораздо хуже, и в таком случае лучше не стараться искать причину самостоятельно, а предоставить это дело специалистам.

Надо помнить о том, что работа хороших специалистов стоит дорого, но еще дороже выйдет замена двигателя, если вовремя не среагировать на первые симптомы его разрушения.

Двигатель детонирует во время разгона: как распознать детонацию и что делать в этом случае

Начнем с того, что ряд неисправностей двигателя опытные автомеханики и сами водители могут определить по звуку работы ДВС. Как правило, появление «звона» при резком нажатии на газ на повышенных передачах или «бубнящий» звук после выключения зажигания не сильно пугает начинающих автолюбителей, однако зачастую это звук детонации двигателя.

При этом в ряде случаев такие звуки поголовно списывают на стук поршневых пальцев. Однако важно понимать, что зачастую дело не в пальцах, а в детонации, которая в скором времени может обернуться серьезными неприятностями и дорогостоящим ремонтом мотора.

В этом случае металлический звон появляется в результате нарушения процесса сгорания топлива в цилиндрах. Далее мы поговорим о том, по каким причинам возникает детонация двигателя на холостых оборотах, при резком нажатии на педаль газа в движении и т.д. Также мы рассмотрим, что делать водителю для сохранения моторесурса и самого ДВС в исправном состоянии.

Детонация двигателя: основные признаки

Признаки детонации двигателя

Итак, детонация представляет собой неконтролируемый хаотичный процесс сгорания топлива, который больше похож на взрывы в цилиндре. Причем эти условные взрывы происходят несвоевременно (например, на такте сжатия, когда поршень еще движется вверх). В результате ударная волна и высокое давление становятся причиной сильнейших нагрузок на элементы ЦПГ и КШМ, буквально разрушая мотор.

Детонацию определяют не только по звуку, но и по ряду других признаков. Прежде всего, двигатель теряет мощность при нажатии на газ, также мотор может немного дымить в момент резкого нажатия на педаль акселератора серовато-черным дымом. Обычно сильная детонация сопровождается перегревом двигателя, на холостых и под нагрузкой работа ДВС может быть крайне неустойчивой, скачут обороты и т.д.

Почему возникает детонация в цилиндрах двигателя

Детонация двигателя причины

Специалисты выделяют несколько главных причин, по которым топливо детонирует в двигателе.

  • Прежде всего, стоит сразу выделить использование низкооктанового бензина в агрегатах с высокой степенью сжатия. Если просто, октановое число бензина (
    АИ-92, 95 или 98) фактически указывает на его детонационную стойкость, а не на качество, как многие ошибочно полагают.

Использование топлива с неподходящим октановым числом для конкретного двигателя закономерно приводит к тому, что топливно-воздушный заряд детонирует при сильном сжатии. Еще добавим, что простые двигатели, которые не имеют ЭСУД и датчика детонации, подвержены большему риску.

    . Важно понимать, что современные моторы не только на иномарках, но и на отечественных авто сильно отличаются от аналогов времен СССР. В двух словах, если моторы на модели «Москвич» 2141 имели степень сжатия около 7 единиц и нормально работали на любом топливе, то сегодня агрегаты имеют от 9 до 11 и более единиц.
  • Нарушение процесса смесеобразования. В этом случае может начать детонировать слишком «богатая» смесь, в которой много топлива по отношению к количеству воздуха.

Отметим, что такая детонация может быть кратковременной и часто остается незамеченной для водителя, однако об отсутствии вреда для двигателя при этом говорить никак нельзя.

  • Угол опережения зажигания (УОЗ). Простыми словами, угол зажигания определяет, в какой момент будет подана искра в камеру сгорания. Если учесть, что в норме топливо не взрывается, а горит, тогда становится понятно, что процесс сгорания также занимает некоторое время.

При этом важно сделать так, чтобы максимум давления газов на поршень, которые образуются в результате сгорания порции топлива, приходился именно на момент рабочего хода поршня. Только так можно эффективно передать через поршень энергию расширяющихся газов на коленвал.

Для этого искру можно подать немного раньше того момента, пока поршень дойдет до верхней мертвой точки (ВМТ). За это время топливо успеет воспламениться, а расширение газов и рост давления на поршень как раз произойдет в тот момент, когда поршень уже достигнет ВМТ и затем пойдет вниз.

  • Конструктивные особенности камеры сгорания. Бывает так, что некоторые двигатели изначально склонны к детонации. В ряде случаев причиной является само устройство камеры сгорания, реализация ее охлаждения и т.д.

Еще виновником могут оказаться и поршни, у которых отмечен неудовлетворительный тепловой баланс (например, днище поршня утолщено ближе к центру, что заметно ухудшает качество отведения избытков тепла). Так или иначе, но риск возникновения детонации на подобных моторах намного выше.

  • Перегрев двигателя. Если обратить внимание на предыдущий пункт, становится понятно, что повышение температуры в камере сгорания является причиной детонации. Вполне очевидно, что снижение эффективности работы системы охлаждения может привести к тому, что двигатель перегревается.

Что такое датчик детонации двигателя устройствоРекомендуем также прочитать статью о том, что такое датчик детонации двигателя. Из этой статьи вы узнаете о назначении, устройстве и принципах работы указанного элемента.

В подобных условиях вполне вероятно возникновение детонации, при этом сама детонация также дополнительно приводит к локальным и общим перегревам. По этой причине детонация мотора в результате неисправной системы охлаждения особо опасна, так как силовой агрегат может быть не только сильно поврежден, но и в дальнейшем не подлежать восстановлению.

Как устранить детонацию двигателя

Итак, рассмотрев основные причины детонации мотора и разобравшись с тем, что это такое, можно перейти к тому, как избавиться от этого явления. Начнем со старых ДВС. В самом начале следует исключить перегрев мотора, а также заправку некачественным или неподходящим топливом, проверить свечи зажигания.

Решение является временным, так как долго с уменьшенным углом зажигания ездить нельзя (прогорят выпускные клапана в результате роста температуры отработавших газов), но добраться до сервиса своим ходом вполне реально.

Однако во время езды нужно постоянно следить за тем, чтобы в двигателе не было характерного «звона». Еще на старый ДВС можно установить так называемый электронный октан-корректор, чтобы избежать манипуляций с трамблером. Еще добавим, как показывает практика, многие владельцы карбюраторных авто предпочитают установить электронное зажигание.

Что касается более современных двигателей, на инжекторных агрегатах штатно реализованы решения, позволяющие избежать или свести к минимуму риск детонации. Речь идет о датчике детонации двигателя (ДД), который фиксирует ее возникновение. Затем соответствующий сигнал поступает на ЭБУ.

Последствия перегрева двигателя прогар поршняРекомендуем также прочитать статью о том, какие последствия для двигателя возникают после перегрева мотора. Из этой статьи вы узнаете о возможных повреждениях силового агрегата в результате перегрева двигателя той или иной степени.

Затем блок управления самостоятельно корректирует угол опережения зажигания с учетом тех данных, которые были получены от ДД. При этом возможность такой корректировки составляет, в среднем, сдвиг угла на 2 – 5 градусов. Если же избавиться от детонации таким способом не удается, ЭБУ фиксирует ошибку и прописывает к себе в память, на панели приборов может загореться «чек», двигатель переходит в аварийный режим и т.д.

Становится понятно, что в этом случае водителю на начальном этапе нужно начать с проверки датчика детонации, а также считать ошибки из памяти ЭБУ. Сделать это можно в рамках компьютерной диагностики двигателя. Также проверку можно выполнить и самостоятельно (при наличии специального диагностического адаптера-сканера в разъем OBD и смартфона/планшета или ноутбука с предварительно установленным программным обеспечением).

Состояние двигателя по свечам зажигания

Как проверить работу двигателя по свечам зажигания. Основные признаки неисправностей мотора: появление черного, серого, красного и белого нагара на свечах.

Настройка зажигания стробоскопом

Признаки для определения правильности выставленного угла опережения зажигания. Последствия некорректно настроенного УОЗ, способы выставления зажигания.

Датчик детонации

Назначение и устройство датчика детонации. Главные причины возникновения детонации, виды и принцип работы датчика.

Детонация и причины возникновения

Почему топливно-воздушная смесь детонирует в камере сгорания. Причины, вызывающие детонацию. Последствия детонационного сгорания топлива в цилиндрах ДВС.

Перегрев двигателя последствия

Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

Устройство и неисправности системы охлаждения

Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.

Детонация или «стук пальцев»?

С понятием «стук пальцев двигателя» знакомы многие автомобилисты, независимо от опыта вождения. Но не все знают, что характерный звонкий призвук, появляющийся обычно на высоких оборотах, происходит не от соприкосновения движущихся металлических деталей. Причина подобного явления – детонация топлива, и ни что иное.

Раньше двигатели делали по-другому. Поршневые пальцы действительно могли стучать. Объяснялось все это просто: высокие температуры оказывали влияние на геометрию деталей, между которыми в 90% случаев появлялись зазоры. Повышенные нагрузки и низкая прочность материалов способствовали усилению негативного эффекта. Почти любой двигатель мог начать «звенеть».

Что изменилось сейчас

В настоящее время материалы стали более совершенными. Старое название, «стук пальцев», по-прежнему используется. Но повторим еще раз: появление характерного призвука часто вызывается именно детонацией. Слово «детонация» означает «взрыв». Топливо, как известно, может не только гореть, но и взрываться.

Детонация или «стук пальцев»?

Рассмотрим пример из курса химии. Водород образует соединение H2. Попадая на воздух, это соединение горит, но не взрывается. Если же H2 смешать с кислородом в пропорции 1 к 2, после поднесения горящей спички к смеси она взорвется. Нечто похожее происходит и внутри камеры сгорания – при совпадении определенных условий топливо начинает детонировать.

Симптомы детонации

Помимо появления металлического «звона», детонацию сопровождают другие характерные эффекты:

— Заметное снижение максимальной мощности;

— Перегрев, неустойчивая работа двигателя;

— Снижение температуры выхлопа.

Детонация начинает проявляться именно при нажатии на «газ», когда рабочая смесь обогащается кислородом по максимуму. Чем больше содержание кислорода, тем выше склонность к детонации. Но как только мы повысим октановое число, сразу увидим, что в аналогичных условиях смесь ведет себя правильно (не детонирует). Соответственно, если двигатель начинает «звенеть», советуют обратить внимание на качество топлива. Заметим еще кое-что: если угол опережения зажигания выставлен неправильно, это также ведет к появлению детонации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *