Почему плавают обороты на холостом ходу
Перейти к содержимому

Почему плавают обороты на холостом ходу

  • автор:

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Плавают обороты: причины и рекомендации по устранению

Плавают обороты: причины и рекомендации по устранению

В этой статье наши эксперты ответят на вопрос почему плавают обороты на холостом ходу. С какими неисправностями можно ездить, а какие лучше не запускать и срочно лечить. Поехали.

Почему плавают холостые обороты — 9 причин

Начнем с самых очевидных и частых поломок. Не нужно сразу лезть в дебри и разбирать полмашины. Хотя в нехороших сервисах именно так и делают. Но мы то честные ребята. Итак, давайте по порядку.

Регулятор холостого хода

Первый в списке причин нестабильных обороты двигателя. РХХ (КХХ) — это исполнительный механизм, поэтому при его поломке никаких чеков и ошибок вы не увидите. Способы диагностики следующие:

  1. Снимаем с колодки клемму регулятора холостого хода. Заводим машину. Если после запуска мотор сразу же заглох, значит РХХ исправен. Ничего не изменилось? Проверяем дальше.
  2. Фишку назад не одеваем. Берем мультиметр, включаем зажигание и попарно замеряем напряжение на клемме. 12 вольт приходит — цепь в порядке. Нет? Значит где-то обрыв.
  3. Теперь ищем проблему плавающих оборотов двигателя в самом клапане. Также попарно измеряем сопротивление на контактах РХХ. Если регулятор исправен, на двух парах прибор покажет бесконечность, а на остальных значение около 50 ом.
  4. Последний этап проверки. Снимаем клапан, подсоединяем к нему разъём и включаем зажигание. Рабочий РХХ должен полностью выдвинуть шток из корпуса. Ничего не произошло? Покупаем новый.

Подсос воздуха — частая причина нестабильных оборотов

Проблема стара как дедушкины жигули. Неучтенный воздух после ДМРВ попадает в двигатель и меняет состав топливовоздушной смеси. Обедняет ее. ЭБУ пытается скорректировать смесь, но безуспешно. В итоге обороты плавают.

Где, чаще всего неучтенный воздух попадает в двигатель:

  • В районе прокладки впускного коллектора;
  • на участке патрубка от воздушного фильтра до дроссельного узла;
  • под уплотнительные кольца форсунок и прокладку дроссельной заслонки;
  • в районе вакуумного усилителя тормозов и вакуумных шлангов;
  • под клапан адсорбера и регулятор холостого хода;
  • в местах сочленения вакуумных трубок и инжектора.

Общая картина ясна, но как найти конкретного виновника. Есть несколько способов.

Самый простой и быстрый — закрыть рукой или чем-нибудь подходящим узел с ДМРВ. Мотор сразу заглох, а воздуховод сильно сжался — значит подсоса нет. Двигатель продолжает работать и слышно шипение — вам повезло, вы нашли причину. Если шипения не слышно или непонятно где травит, применяем другой метод.

Для этого нужен бензин или очиститель карбюратора. На заведенном моторе поочередно опрыскиваем горючей жидкостью все подозрительные места. Слушаем работу двигателя или просим напарника смотреть за тахометром. Побрызгали в одном месте, смотрим. Ждем. Обороты продолжают плавать на холостых и ничего не происходит? Значит, мимо. Двигатель, вдруг, резко взревел? Место утечки найдено.

Если же вас и здесь постигло фиаско, то остается только поиск дымогенератором. Он есть почти во всех автосервисах. Но при желании сделать его — пару пустяков.

Как пользоваться. На заглушенном двигателе закрываем все отверстия во впускном тракте, кроме одного. К нему подсоединяем дымогенератор и накачиваем дым. Ну а дальше всё просто. Смотрим, где травит и устраняем подсос.

Гуляют холостые после чистки дроссельной заслонки

Как часто бывает — почистишь ДЗ и началось. Неустойчивые обороты, провал тяги. Думаешь, блин, вся работа насмарку. А у кого-то таких проблем нет. Чистят ДЗ, ставят и все нормально. В чем же причина?

Дело в том, что многое зависит от интервала между чистками. Если делать это регулярно, хотя-бы раз в год, то дроссель не успеет сильно засориться. За это время на исправном моторе отложений в ДЗ будет совсем чуть-чуть. Угол положения дроссельной заслонки не измениться и ее не придется обучать.

А теперь другая ситуация. Дроссельная заслонка не обслуживалась несколько лет. Там уже такой слой нагара, что первоначальное положение с 2% открытия может стать целых 6%. А когда вы ее почистите проходное отверстие станет больше. Как итог — повышенные или нестабильные обороты.

Выход простой. Чистим и обучаем ДЗ. Для каждой модели авто алгоритм свой.

Не работает клапан вентиляции картера — срочно менять

Помните мы говорили, что с некоторыми неисправностями ездить можно. А вот с этой ни в коем разе. Угробите мотор.

Представьте ситуацию. Двигатель полностью исправен. Но в такте сжатия и рабочего хода газы неминуемо прорываются через поршневые кольца в картер. А теперь та же ситуация на пробеговом моторе. Газов уже намного больше. Если их не отводить, огромное давление в картере может выдавить сальники коленвала или распредвала. Вот так-то.

Коротко о том какая функция у клапана PCV и почему могут плавать обороты холостого хода.

У клапана всего три задачи:

  1. Снижать избыточное разрежение воздуха под клапанной крышкой. Это важно. На холостых оборотах в задроссельном пространстве создается сильный вакуум. PCV нивелирует его, чтобы не пострадали сальники распредвала.
  2. Отводить картерные газы во впускной коллектор.
  3. Не допускать загрязнения окружающей среды. Картерные газы с парами масла и ТПВС (топливовоздушной смеси) попадают в цилиндры и сгорают в них.

А теперь почему плавают обороты на холостом ходу и как проверить исправность клапана PCV.

В нормальном состоянии клапан открыт. Когда двигатель работает на холостых, возвратная пружина перекрывает канал. Но если где-то поврежден патрубок или негерметичен сам PCV, то неучтенный воздух попадает во впуск. Смесь обедняется и обороты начинают плавать.

Другая ситуация — забитый клапан PCV. Расчетные показатели поступления воздуха на впуск меняются, что ведет к переобогащению смеси. Обороты также могут плавать.

Как проверить клапан:

  1. Снять клапан PCV.
  2. Подсоединить клапан к шлангу и установить заглушку в отверстие под клапанной крышкой.
  3. Запустить двигатель в режиме холостого хода и приложить палец к концевой стороне клапана PCV для проверки вакуума. Палец не втягивает? Значит смотрим не засорен ли клапан.
  4. После проверки на наличие вакуума глушим двигатель и снимаем клапан PCV.
  5. Берем PCV в руку и хорошенько трясем. Слышите дребезжащий звук? Значит все в норме. Нет? Меняем клапан.

Генератор и нестабильные обороты

Подумать только. Плавают обороты двигателя на холостых, а виноват в этом генератор. Разве может такое быть? Какая здесь взаимосвязь? Но она есть. Это выгоревший диодный мост генератора.

Такое случается, когда в диодном мосту повреждены не все диоды, а один или два. Заряд идет циклами. При этом нагрузка на двигатель от генератора то возрастает, то снижается. На тахометре четко видно, что стрелка плавает.

Диагностика здесь проста, как устройство топора. Включаем ближний свет и смотрим на фары. Горят, но накал меняется в такт с оборотами? Значит дело в генераторе.

Когда нужна замена ДМРВ

Самая дорогая неисправность в нашем списке — это поломка ДМРВ. Давайте разберемся как этот датчик влияет на холостые обороты и какие признаки указывают, что проблема именно в нем. Погнали.

ДМРВ анализирует объем воздуха, проходящий через него и передает данные ЭБУ. Когда датчик начитает хандрить, мозги готовят неоптимальную ТПВС. Как правило богатят ее.

В результате начинают плавать обороты двигателя на холостом ходу. К тому же ухудшается динамика, растет расход топлива и мотор плохо заводится.

Методы диагностики ДМРВ

Способ 1. И самый простой. Вытаскиваем фишку из разъема датчика и заводим мотор. Слушаем. Если обороты перестали прыгать и немного возросли, значит скорее всего ДМРВ неисправен. Для более точной проверки переходим к способу 2.

Способ 2. Одеваем фишку обратно. Включаем зажигание и берем мультиметр. Втыкам в два крайних (чаще всего) провода разъема маленькие иголки и замеряем напряжение. Значение от 0.99 до 1.04 вольт считается нормой. Больше — ДМРВ под замену.

Регулировка холостого хода двигателя и чистка жиклера

На карбюраторных авто проблема плавающих оборотов решается настройкой холостого хода и чисткой топливного жиклера.

Начнем с регулировки. Задача — найти так называемую «горку». Алгоритм такой. Заводим мотор и выкручиваем винт качества (богатим смесь) до тех пор, пока обороты не начнут падать. Спешить не нужно. Выкрутили на пол-оборота — подождали. Ловим момент, когда обороты станут неустойчивыми — двигателю много топлива. Это вершина «горки».

Теперь наоборот, закручиваем винт качества. Обороты постепенно будут расти. Крутим до момента начала снижения оборотов. Как только почувствовали его, опять по чуть-чуть откручиваем винт и находим точку, когда обороты станут максимальными. Это и есть оптимальная ТПВС.

Можно еще на пол-оборота открутить винт качества. Расход бензина при этом немного увеличиться. Но и устойчивость работы мотора на переходных режимах возрастет.

Ну хорошо. Мы все сделали по науке, но холостые обороты все равно плавают. Идем дальше — выкручиваем топливный жиклер. Прочищаем его и сам канал. Ставим обратно.

Бывает, что сечение жиклера слишком мало. В этом случае поймать «горку» при настройке будет сложно. Выход — поставить более производительный жиклер или развернуть старый, то есть увеличить его диаметр.

Электромагнитный клапан карбюратора

ЭПХХ помогает тормозить двигателем и корректирует холостой ход. Поэтому, когда мотор глохнет при движении накатом или плавают обороты на холостых — пора его проверять.

Алгоритм простой. Включаем зажигание и отсоединяем провод от клапана. Слышите щелчок? Значит все в порядке. Щелчка нет? Подаем плюс с аккумулятора на клемму клапана. Если не щелкает — меняем ЭПХХ.

Обработка лопастей ТНВД от коррозии

Плавают обороты на дизеле? Скорее всего дело в заедании лопастей ТНВД. Ржавчина на них появляется из-за воды в солярке. Сразу отметим, что почистить лопатки роторного подкачивающего насоса — задача не из легких. Прецизионные детали легко повредить.

Внутри все промываем соляркой или маслом 2Т. Чистить наждачной бумагой зернистостью 1000-1500. Чем меньше, тем лучше.

При нагреве двигателя плавают обороты

А теперь рассмотрим другую неприятность — нестабильные прогревочные обороты.

Подсос воздуха во впуске

Как проявляется. Заводим холодный двигатель и сразу после старта обороты начинают прыгать с 1000 до 1500. Иногда и до 2000 доходит. И чем холоднее на улице, тем в большем диапазоне гуляют обороты.

А на горячую — все в норме, мотор работает как часы. Законы физики работают железно. При нагреве материалы расширяются и подсос исчезает. Но со временем проблема может проявляться и на прогретом моторе.

Самый действенный и быстрый способ найти подсос — подключить дымогенератор. Второй по надежности метод — опрыскивать соединения и прокладки карбклинером.

Неисправность клапана адсорбера

Встречайте еще одного зачинщика плавающих прогревочных оборотов — уловитель паров бензина. В простонародье адсорбер.

Представьте ситуацию. Заводим авто. Прогревочные как положено 1500. Но проходит примерно полминуты и начались качели. От 500 до 1200.

Дело вот в чем. Сразу после запуска двигатель работает по топливной коррекции ЭБУ. Но вскоре переходит в обычный режим. И когда адсорбер негерметичен, то пары бензина попадают в задроссельное пространство. Это поднимает обороты. Затем ЭБУ корректирует их — обедняет смесь. Обороты падают, но разрежение тоже уменьшается и еще сильнее просаживает их. И так пока не вытянет все пары из адсорбера.

Проверить клапан очень просто. Отсоединяем трубку адсорбера, глушим отверстие во впускном коллекторе и заводим. Проблема ушла? Меняем адсорбер.

Плавают обороты двигателя на холостом ходу

Проблема плавающих холостых оборотов легко определяется по дергающейся стрелке тахометра. В норме холостые должны быть в диапазоне 750–800 об/мин, а при наличии проблем стрелка может то падать до 500 об/мин, то взлетать до 1500 об/мин и выше. Вместе с этим меняется шумность работы ДВС и идет вибрация по кузову.

Почему плавают обороты на холостом ходу
Мотор может начать потряхивать и троить на холостых по многим причинам, из которых самые распространенные — любой подсос воздуха извне, поломки в системе зажигания, выпускной или топливной системах, а также значительный износ цилиндропоршневой группы.
Частые причины плавающих оборотов на холостом ходу инжектора:
-нарушение герметичности впускной системы,
-поломка регулятора холостого хода,
-неисправность клапана вентиляции картера,
-неисправность датчика массового расхода воздуха,
-нагар на дроссельной заслонке,
-загрязнение топливных форсунок,
-неисправность свечей зажигания,
-недостаточное давление топлива,
-низкая компрессия в цилиндрах.
Далее рассмотрим каждую из этих неисправностей подробней.

Нарушение герметичности впускной системы
При нарушении герметичности системы впуска двигатель начинает глохнуть на холостом ходу или вовсе не запускаться.
В случае отсутствия повреждений или микротрещин на самом коллектора, но при наличии плавающих оборотов, следует обратить внимание на прокладку. Вполне вероятно, что со временем она усохла и стала пропускать воздух. Тогда в цилиндры начинает поступать больше воздуха, чем необходимо, и смесь обедняется.
Также бывают проблемы с воздушными патрубками — из-за резкого перепада температур они могут засохнуть и начать трескаться.
При наличии в авто системы EVAP стоит проверить клапан продувки адсорбера. При его поломке двигатель работает нестабильно, а сам клапан обычно начинает щелкать. Многие водители решают удалить адсорбер, чтобы не сталкиваться с возможными неисправностями системы.

Поломка регулятора холостого хода
Данный датчик (клапан) предназначен для регулировки поступающего воздуха через дополнительный канал в обход закрытой дроссельной заслонки на холостом ходу.
Кроме плавающих холостых, поломка РХХ также может выражаться затрудненным пуском двигателя, остановкой мотора при сбросе газа или переключении передач и в целом невозможностью перейти на холостой ход.
Что проверить и сделать в первую очередь:
1. Может быть плохой контакт, из-за чего не идет питание клапану. Стоит осмотреть фишку датчика, почистить от грязи и окисления, проверить напряжение и сопротивление.
2. При наличии нагара на самом датчике обязательно очистить и его.
3. Если на регуляторе есть видимые механические дефекты, возможно, его проще сразу заменить новым. В этом случае лучше проконсультироваться с опытными диагностами. Плюс надо выяснить, что привело к его поломке.

Неисправность клапана вентиляции картера
При забитом или плохо открывающемся клапане давление внутри системы увеличивается. Картерные газы начинают поступать в камеру сгорания в повышенном объеме, что можно выявить по подтекам масла, которое они выдавили с прокладок и сальников.
На нестабильную работу ДВС также могут оказывать влияние старые патрубки системы вентиляции, особенно имеющие трещины. Если трубки вдобавок потеряли упругость, то скорей всего в них образовался приличный слой нагара. В зависимости от их состояния делают чистку или замену.

Неисправность датчика массового расхода воздуха
Расположенный между воздушным фильтром и дросселем, ДМРВ служит индикатором для подачи нужного количества воздуха. На основе передаваемых им данных, ЭБУ определяет объем топлива на впрыск.
Часто внутри датчика расхода воздуха выходит из строя термокомпенсационный резистор. Это ведет к неправильному распределению и корректировке объема подаваемого воздуха. Чистка датчика иногда может помочь устранить неисправность, но зачастую его все же приходится заменять новым. Рекомендуем приобретать оригинальные устройства.
Напряжение исправного ДМРВ при неработающем ДВС — 1 Вольт с разбегом до 0,02 Вольта в большую или меньшую сторону. Если значение больше 1,05 или меньше 0,98, датчик подлежит ремонту либо замене.

Нагар на дроссельной заслонке
Нагар приводит к тому, что заслонка закрывается не полностью и в камеру сгорания поступает излишний воздух, что и приводит к скачкам оборотов на холостом ходу. Проблема образования нагара неизбежна и обычно дает о себе знать при пробеге более 100 тыс. км.
Если после чистки дроссельной заслонки плавают обороты, значит нужно сделать ее адаптацию. Вообще эта процедура обязательна — она позволяет ЭБУ понять, когда дроссель открыт, а когда закрыт.

Загрязнение топливных форсунок
При загрязнении форсунок топливо начинает распыляться неправильно. Симптомы — возросший расход, падение мощности, плохой пуск двигателя, остановка на холостых.
Самостоятельная чистка присадками малоэффективна, рекомендуем сразу ехать в сервис для профессиональной чистки на стенде.

Неисправность свечей зажигания
Если хоть одна свеча выходит из строя, автомобиль начинает вибрировать и выдавать нестабильные обороты. Основные причины выхода из строя свечей:
-выработка ресурса (обычные служат 20–30 тыс. км, иридиевые — до 100 тыс. км),
-между электродом увеличился зазор,
-электрод покрылся слоем нагара, из-за чего не дает искры.
При наличие масляного нагара следует проверить сальники клапанов и поршневые кольца. Также забитая система вентиляции картера может провоцировать заброс масла. Если на свечи попадает бензин, стоит проверить форсунки.

Недостаточное давление топлива
В первую очередь стоит проверить и, если есть неисправность, заменить топливные фильтры (грубой и тонкой очистки).
Также проблема может быть с вакуумным клапаном-регулятором, который расположен в топливной рампе, и самим бензонасосом.

Низкая компрессия в цилиндрах
Причинами падения компрессии могут быть:
-Прогоревшая прокладка ГБЦ в результате перегрева или неправильного сгорания топлива в цилиндре. Если это случилось, в расширительный бак проникает масло, уровень антифриза снижается, а на щупе появляется белый налет (пена);
-Неверная регулировка клапанов или поломка гидрокомпенсаторов. Эту неисправность легко отличить по характерному металлическому стуку;
-Залегание поршневых колец. Проблема появляется при редком или некачественном обслуживании автомобиля, а также при использовании плохого масла;
-Задиры цилиндров. Задиры со временем появляются на любом моторе, обычно после 200–250 тыс. км пробега. Раньше этого срока — из-за перегрева ДВС при заливе некачественного масла или его низкого уровня. Способствовать появлению задиров может система EGR, из-за действия которой на стенках коллектора, трубок и дроссельном узле оседают сажа и другие продукты горения.

Регулировка холостого хода на инжекторе
В отличие от карбюратора, где ручную регулировку ХХ периодически нужно было делать, двигатели с инжекторной системой топливоподачи работают под управлением ЭБУ. Программа блока управления сама корректирует работу ДВС по данным от многочисленных датчиков и других блоков. Поэтому на инжекторе исправление нестабильного холостого хода сводится к устранению неисправностей.
В первую очередь стоит проверить свечи зажигания, это не составит проблемы сделать самостоятельно. Если в наличие есть сканер — подключиться и считать коды ошибок. Не уверены в своих силах, тогда обращайтесь на компьютерную диагностику авто к специалистам.

Почему плавают обороты двигателя?

Мотор – «сердце» автомобиля, и как у сердца человека, в работе этого «органа» иногда случаются перебои. О проблемах с двигателем нам становится известно по ритму его «сердцебиений» — оборотам. Если обороты силового агрегата начали плавать – мотор дает нам сигнал о том, что с ним что-то неладно. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, на какие поломки намекают скачущие обороты мотора, как их правильно диагностировать и ремонтировать.

Плавающие обороты Hyundai

Плавающие обороты Hyundai

Причина появления плавающих оборотов

О том, что у мотора что-то не так с оборотами, водитель может узнать, взглянув на тахометр. При нормальной работе силового агрегата на холостом ходу стрелка этого прибора держится на одном уровне (обычно в пределах 750-800 об/мин), а если у двигателя проблемы, то стрелка то падает, то поднимается (диапазон от 500 до 1 500 об/мин и выше). Если в машине нет тахометра, то плавающие обороты можно уловить на слух: рокот двигателя то возрастает, то уменьшается. А еще – по нарастающим и ослабевающим вибрациям, проникающим в салон машины из моторного отсека.

Как правило, нестабильные обороты двигателя проявляются на холостом ходу. Но и на промежуточных оборотах работы мотора можно зафиксировать провалы или взлеты стрелки тахометра – это характерно для дизельных двигателей. Рассмотрим эти два случая отдельно, чтобы понять, по каким причинам эти явления происходят.

Скачки оборотов на холостом ходу

Плавающие обороты на холостом ходу наиболее часто проявляются на инжекторных двигателях. Связано это с особенностью регулирования работы системы холостого хода электронным блоком управления двигателя (ЭБУ). Электронные «мозги» автомобиля постоянно считывают информацию о работе холостого хода, и если она нарушается, то дают команду ответственным за корректное функционирование системы датчикам исправить положение. Нарушаться работа холостого хода может по причине попадания лишнего воздуха в топливную систему, а конкретно – в цилиндры двигателя. В таком случае датчик массового расхода воздуха сигнализирует ЭБУ о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Чтобы выровнять количество воздуха и горючего, образующего вместе топливовоздушную смесь, «мозги» дают команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем ЭБУ «понимает», что подал в цилиндр слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.

Вторая причина плавания оборотов на холостом ходу – выход из строя регулятора холостого хода (РХХ).

Сняли регулятора холостого хода (РХХ)

Сняли регулятора холостого хода (РХХ)

Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – износ элементов РХХ (обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы и прочие) вследствие длительной эксплуатации автомобиля на некачественном топливе. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.

Третья причина скачков оборотов – неисправность клапана вентиляции масляного картера.

В процессе работы мотора в картере скапливаются отработавшие газы (их еще называют картерными). Если двигатель новый, то объем таких газов в картере сравнительно небольшой, а у мотора с большим пробегом количество картерных газов повышенное. Избыток этих газов выводится через систему вентиляции к впускному коллектору и дроссельной заслонке, где они участвуют в образовании топливовоздушной смеси в камерах сгорания двигателя. Если клапан вентиляции картера заклинивает (обычно это случается из-за отложения на его стенках остатков масла, содержащихся в составе газов картера), во впускной коллектор поступает меньшее количество картерных газов, ТВЗ не обогащается в полной мере, обороты двигателя начинают плавать – от средних (1100 — 1200) к низким (750-800).

Четвертая причина появления плавающих оборотов на холостом ходу – выход из строя датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) Лада 2110

датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) Лада 2110

Он, как и клапан вентиляции картера, может в процессе длительной эксплуатации покрываться грязной масляной пленкой, что, в конце концов, приводит к его поломке. Довольно редко в ДМРВ ломается термоанемометр — элемент, ответственный за измерения объемов воздуха, поступающих в камеру сгорания двигателя. ЭБУ в этом случае не получает корректных данных о массовом расходе воздуха и требует его подачи в цилиндры, что отзывается на скачках оборотов мотора.

Пятая причина – некорректная работа дроссельной заслонки, функция которой состоит в регулировании давления воздуха, подающегося в цилиндры мотора.

дроссельная заслонка

дроссельная заслонка

Она может заклинивать по двум причинам: на внутренней поверхности «пятака» заслонки появляется масляный налет, не дающий заслонке нормально закрываться и открываться, а также из-за неисправности привода дроссельной заслонки. Отметим, что это наиболее часто встречающаяся причина работы мотора с плавающими оборотами на холостом ходу, характерная и для карбюраторных двигателей.

Говоря о карбюраторных двигателях, перечислим причины, по которым у них могут возникать скачки оборотов на холостом ходу. Это а) некорректная регулировка холостого хода мотора; б) поломка электромагнитного клапана карбюратора; в) засорение жиклера холостого хода продуктами сгорания топлива.

Карбюратор

Карбюратор 21073 Солекс

Скачки оборотов на промежуточном ходу

У дизельных двигателей плавающие обороты на промежуточном ходу в основном возникают по причине образования ржавчины на лопастях в топливном насосе высокого давления. Коррозия этих деталей насоса возникает из-за наличия в составе топлива воды. Кстати, по этой же причине обороты дизельного мотора скачут и на холостом ходу.

ТНВД Bosch - вид на центробежный регулятор

ТНВД Bosch — вид на центробежный регулятор

У всех перечисленных выше причин появления нестабильных оборотов двигателя имеется несколько последствий: повышенный расход топлива, выброс в атмосферу выхлопных газов с высоким содержанием СО, износ элементов топливной системы и системы подачи воздуха двигателя. Чтобы не допустить этого, необходимо периодически проверять работу перечисленных выше систем и датчиков, а если беда все же случилась, и обороты «лихорадит» — немедленно чинить все поломки.

Диагностировать причину или предотвратить её появление заранее можно с помощью мультимарочного сканера Rokodil ScanX.

Диагностический сканер

Диагностический сканер Rokodil ScanX

Сравнивая показания со спецификацией от производителя можно заведомо определить, работает ли система исправно. В случае обнаружения ошибок после диагностики Rokodil ScanX более точно укажет на проблемный элемент и откуда в первую очередь стоит начать осмотр. Например, ошибки P0100-P0104 укажут на неисправность связанную с ДМРВ, P0518 укажет на РХХ и т.д. Данная процедура поможет более точно узнать причину неисправности и сэкономить время
на ее обнаружение.

Исправляем плавающие обороты мотора

1. Подсос воздуха в цилиндры двигателя. Нужно проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого можно снимать каждый шланг в отдельности и продувать его при помощи компрессора или насоса (трудоемкий процесс), а можно обработать шланги WD-40. На том месте, где «вэдэшка» быстро испарится, можно будет обнаружить трещину. В этом случае рекомендуем не заклеивать ее изолентой, а заменить изношенный шланг на новый.

2. Замена регулятора холостого хода. Состояние РХХ проверяется при помощи мультиметра, которым замеряем его сопротивление. Если мультиметр показывает сопротивление в диапазоне от 40 до 80 Ом, то регулятор вышел из строя и его придется заменить.

3. Чистка клапана вентиляции картера. Здесь не обойтись без разборки масляного картера – только так можно добраться к его вентиляции и извлечь клапан. Промываем его в керосине или любом средстве для очистки деталей двигателя от следов масляного шлама. Затем просушиваем клапан и устанавливаем его на место.

4. Замена датчика массового расхода воздуха. ДМРВ – деталь деликатная и в большинстве случаев ремонту не подлежит. Так что если причиной плавающих оборотов на холостом ходу стал именно он, его лучше заменить, а не ремонтировать. Тем более, что исправить вышедший из строя термоанемометр невозможно.

5. Промывка дроссельной заслонки с последующей установкой ее правильного положения. Есть два способа очистить дроссельную заслонку от масляных отложений – со снятием заслонки и промывка ее без снятия с автомобиля. В первом случае отсоединяем все шланги и провода, ведущие к заслонке, ослабить ее крепления и вынуть. Затем положить в емкость и залить специальным аэрозолем (например, Liqui Moly Pro-line Drosselklappen-Reiniger).

Промывка дроссельной заслонки

Промывка дроссельной заслонки

Если масляный шлам на ее поверхности застарел, его можно аккуратно очистить при помощи щетки. Затем поверхности заслонки промокнуть чистой сухой ветошью и установить ее на место, подсоединив все шланги и провода. Во втором случае промывка дроссельной заслонки проводится на горячем двигателе таким же аэрозолем. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить. Сначала заливаем аэрозоль внутрь заслонки, ждем пару минут и заводим двигатель. При работающем моторе продолжить обработку заслонки аэрозолем. Если при этом от нее повалит белый дым – не страшно, это удаляется масляный шлам. По окончании процедуры подсоединяем провода, и при помощи компьютера перепрограммируем алгоритм ее работы, устанавливая нужный зазор открытия заслонки.

6. Регулировка холостого хода двигателя. Эту операцию можно провести при помощи отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов.

Регулировка холостого хода двигателя

Регулировка холостого хода двигателя

7. Замена электромагнитного клапана карбюратора. При поломке этого клапана двигатель может работать только на подсосе воздуха. Поэтому для устранения скачков оборотов рекомендуем заменить электромагнитный клапан на новый.

Проверка электромагнитного клапана карбюратора

Проверка электромагнитного клапана карбюратора

8. Чистка жиклера холостого хода. Лет двадцать назад очистка жиклера от масляного налета была трудоемкой операцией. Сегодня не нужно извлекать жиклер из системы – достаточно влить в него специальный аэрозоль для чистки карбюраторов и оставить средство там на пять минут. По прошествии этого времени следует очистить жиклер от остатков грязи сжатым воздухом.

Извлекли жиклер холостого хода

Извлекли жиклер холостого хода

9. Обработка лопастей ТНВД от коррозии. Для этого понадобится средство от коррозии (например, XADO VeryLube), которое можно просто распылить в горловину топливного бака перед заправкой. Очистку лопастей насоса от коррозии это средство выполнит самостоятельно. Для профилактики коррозии лопастей насоса можно залить в бак 200 мл моторного масла, которое в процессе езды создаст на поверхностях лопастей защитную пленку.

Запомните: при появлении скачков оборотов двигателя на холостом ходу необходимо обратиться на СТО и провести детальную проверку работы указанных систем двигателя. Своевременная диагностика избавит вас от серьезных поломок узлов мотора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *