Обзор стоек стабилизатора разных фирм (GMB, CTR, Lemforder, Sidem, Zekkert, Links-Master).
Всем привет! Так как в моем автопарке три машины, а годовые пробеги варьируются от 15 до 35 ткм в год, то накопилась определенная статистика ресурса тех или иных запчастей. Сегодня речь пойдет о стойках стабилизатора. Наиболее часто я их меняю на своем KIA Sorento, примерно раз в 30-40 ткм. И не потому, что запчасти плохие, а потому что машина эксплуатируется и в городе, и на трассе, круглый год и в любых погодных условиях.
В основном раньше покупал стойки южнокорейской CTR, т.к. именно эта фирма поставляет оригинальные детали подвески для концерна Hyundai/KIA. Так как скоро близится плановая ревизия подвески других моих авто, Suzuki и Chery, пришла мысль сравнить качество стоек разных производителей. Были куплены стойки шести разных производителей, пять импортных и одна российского производства. Выбирал фирмы по принципу "делаем и продаем сами", т.е. старался избегать упаковщиков. В итоге были отобраны следующие фирмы:
1. GMB (Япония).
2. CTR (Южная Корея).
3. Lemforder (Германия).
4. Sidem (Бельгия).
5. Zekkert (типа Германия).
6. Links Master (Россия, г. Тверь).
Понятно, что в эпоху мировой глобализации, реальное производство может располагаться совсем далеко от штаб-квартиры фирмы, но я старался выбирать фирмы, которые или производят в своей стране, или декларируют контроль над производственным процессом своих зарубежных смежников. Так, в двух разных стойках под брендом Lemforder в одном случае оказались стойки южнокорейской CTR, а в другом — тайваньские с логотипом "L".
Ценники на импортные стойки по состоянию на март 2016 г. находятся в диапазоне 500-700 руб. за штуку, отечественные стойки намного дешевле, около 250-300 руб. Посмотрим, стоит ли переплачивать за импорт.
В данной записи представлен фотообзор указанных стоек стабилизатора, фото с моими примечаниями приведены ниже. Предварительный вывод — все импортные стойки сделаны аккуратно, тогда как отечественное изделие сделано более неряшливо, и я даже посвящу ему отдельную запись. Шарниры у всех стоек перемещаются плавно, без заеданий, получше у CTR, Lemforder, GMB и Sidem, чуть похуже у Zekkert и Links Master, но я пока не считаю это критичным, т.к. шарниры еще новые и не разработались.
Также в процессе изучения возникла догадка, почему у одних фирм шарниры служат намного дольше, чем у других. Несмотря на то, что внешне все импортные стойки выглядят не хуже других, в следующий раз я бы купил только ДВЕ из них. Но об этом в следующей части, продолжение следует!)
Всем хорошей недели и нескрипучей подвески, до связи!
1. GMB (Япония). Известная фирма, делает запчасти, связанные с подвеской, рулевым управлением, водяные насосы. Т.е. шарниры и подшипники — ее профиль. Стойки ожидаемо оказались очень аккуратного изготовления, причем в комплекте зачем-то прилагался пакетик со смазкой.
2. GMB. 3. GMB. 4. GMB.
2. Lemforder-CTR (Южная Корея). В пакете под брендом Lemforder оказались стойки южнокорейской фирмы CTR. Об этом я писал в предыдущей записи "Знаменитый Lemforder". Так что избежать "упаковщиков" не получилось, а мы будем считать, что для теста была куплена именно стойка CTR. Фирма уже проверена годами, сделана стойка тоже очень аккуратно, к тому же у нее самый плавный из всех образцов ход шарового пальца.
5. В упаковке с брендом Lemforder может быть все, что угодно. 6. CTR. 7. CTR. 8. CTR.
3. Lemforder-L (Тайвань). На саму стойку нанесен логотип в виде вписанной в треугольник буквы "L". Что за фирма-смежник, не знаю, но к самому изделию нареканий нет, все сделано аккуратно. Ход шарового пальца плавный.
9. Lemforder-L. 10. Lemforder-L. 11. Lemforder-L.
4. Links Master (Россия, Тверь). Редкий пример чисто отечественной детали для иномарочной подвески. Судя по внешнему виду, эти стойки действительно были сделаны не по заказу за рубежом, а именно в России. Причем фирма делает только стойки и ничего более. Иллюзий насчет качества не строил, купил скорее из любопытства. На сайте производителя много расписано о супер-конструкции и супер-материалах, из которых изготовлены эти стойки, поэтому посвящу им отдельный, более подробный обзор. Но внешний вид у них совсем неказистый, на фоне импортных конкурентов. Шаровой палец не болтается, но как будто прослаблен, ход заметно легче, чем у импортных стоек. Более подробный обзор этих стоек см. здесь.
12. Links Master. 13. Links Master. 14. Links Master.
5. Sidem (Бельгия). Впервые я познакомился с деталями подвески фирмы Sidem, когда подбирал рычаги для своей Suzuki Grand Vitara, и, после изучения сайтов разных производителей, остановил свой выбор на Sidem. Фирма специализируется на деталях подвески и рулевого управления, имеет приличную историю, а производство расположено в Европе. Данный бренд не особенно на слуху, но, как говорится, "широко известен в узких кругах". Мне встречалась упаковка двух видов дизайна, это продукция двух заводов Sidem (см. здесь). Как и ранее купленные рычаги, стойки сделаны аккуратно, претензий нет. Ход шарового пальца мягкий.
15. Sidem. 16. Sidem. 17. Sidem.
6. Zekkert (Германия). Лично для меня этот бренд новый, недавно я купил масляный фильтр этой фирмы, качество мне понравилось, решил заказать на пробу и стойки. Фирма торгует всем подряд, и фильтрами, и запчастями, так что вполне возможно, что это просто упаковщик, зарегистрированный в Германии. Тем не менее, из шести купленных образцов, только у Zekkert на пыльники были установлены защитные транспортировочные пластиковые колпачки, да и сами стойки выполнены аккуратно. Также от других образцов их отличает "двухуровневая" соединительная штанга и использование белой литиевой смазки, у других фирм смазка прозрачная. В целом впечатление осталось благоприятное, но окончательные выводы сделаем во второй части обзора (позже выяснилось, что пыльники недостаточно герметичные, см. продолжение).
18. Zekkert. 19. Zekkert. 20. Zekkert.
Проверили стойки для Hyundai и Kia: 6 из 10 — полный отстой!
Часто уже при пробеге 20–30 тысяч км в подвеске раздается стук при проезде неровности одним колесом. В то же время при перпендикулярном пересечении лежачего полицейского всё тихо. Если так и происходит, почти наверняка стучат стойки стабилизатора.
Для уточнения диагноза можно отсоединить один из шарниров, подвязать «косточку» и прокатиться. Стук прошел – точно надо менять. Лучше сразу обе стойки.
Что и как испытывали
Для экспертизы мы взяли стойки 10 брендов, предназначенные для большинства автомобилей Hyundai и Kia. Это Solaris и Creta, Rio и Ceed, i30 и Elantra. Ценовой диапазон «косточек» на начало апреля составлял от 1000 до 2000 рублей, а приобретали детали в одном из крупнейших интернет-магазинов.
За основу методики испытаний взяли ГОСТ Р 53835-2010 «Автомобильные транспортные средства. Элементы рулевого привода и направляющего аппарата подвески. Технические требования и методы испытаний». Испытания на механическую прочность провели при закреплении шаровых пальцев за их резьбовую часть с последующим растяжением разрывной машиной Р20. Твердость пальцев по методу Роквелла оценили на твердомере ТР‑5006‑М.
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор лыски на пальце Пыльники хорошие, чего нельзя сказать о металле: палец развалился одним из первых. Его твердость очень мала. Коррозионная стойкость очень низкая: на резьбе сплошная ржавчина. Покупать нельзя! |
Заглушки шарнира пластмассовые Наличие гаек + Фиксатор шестигранник на пальце Единственное изделие с нормальной закалкой шара – поверхностная твердость 60 HRC. Но этот же шар и самый маленький в нашей выборке: 19 мм. Не потому ли он довольно рано покинул рабочее место – при усилии всего 1360 кг? Коррозионная стойкость – одна из лучших в тесте. Можно покупать. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор внутренний шестигранник Предусмотрена защита пыльника в виде пластмассовых колпачков. Упаковка – пакетик. Усилие разрыва – одно из самых высоких в тесте. Пыльники мороза не боятся. Твердость шара невелика – 31 HRC, но на общем фоне – одно из лучших изделий в тесте. Можно покупать. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор внутренний шестигранник Чемпион по усилию разрыва: 2080 кг. Пыльники тоже чемпионские: не испугались мороза в –50 °C. А вот термическая закалка средняя – всего 30 HRC. И уж совсем расстроила бракованная гайка, не желающая наворачиваться на резьбу. А очень низкая коррозионная стойкость усилила негативное впечатление. Не советуем. |
Заглушки шарнира пластмассовые Наличие гаек — Фиксатор лыски на пальце При усилии в 1816 кг палец сломался по резьбе. Пыльник разлетелся на кусочки при –50 °C. Но самое поразительное, что шаровой палец вообще не знаком с закалкой: твердость ниже предела измерения прибора! Коррозионная стойкость – одна из лучших в тесте. Очень странное изделие. Подделка? В любом случае, покупать нельзя! |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор лыски на пальце Усилие разрыва среднее: палец сломался по резьбе. Диаметр шара – 22 мм: самый большой в выборке. Твердость – 30 HRC. Пыльник раскололся на 50‑градусном морозе. В целом – удовлетворительно. Но лучше купить более качественные стойки. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор Torx Испытания не задались по всем позициям. Усилие вырыва – небольшое: палец сломался по резьбе. Пыльник на морозе рассыпался первым уже при –40 °C. Твердость – всего 29 HRC. Зато коррозионная стойкость – одна из лучших в тесте. Покупать нельзя! |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор лыски на пальце Все параметры средние: палец сломался по резьбе при усилии 1696 кг, пыльник раскололся при –50 °C, а твердость – всего 26,5 HRC. Не советуем. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек — Фиксатор лыски на пальце Упаковки нет. Усилие разрыва одно из самых высоких в тесте, пыльники – морозостойкие. Обидно, что металл при этом «мягкий» – всего 28 HRC. Можно покупать, если нельзя найти что-то получше. |
Заглушки шарнира металлические Наличие гаек + Фиксатор лыски на пальце Металл некрашеный. Упаковки нет. Античемпион по вырыву: палец выскочил уже при 1064 кг. Пыльники хорошие, а вот шарик – «пластилиновый». Коррозионная стойкость – хуже не бывает: сплошная ржавчина на резьбе, корпусе и перемычке. Кроме того, сильная коррозия фиксаторов пыльника. Изначально криво заправлен фиксатор пыльника, из-за этого пыльник с одной стороны не прилегает к пальцу. Второй пыльник стойки проткнут острым краем фиксатора. Покупать нельзя! |
ИТОГИ
Результаты не порадовали. Похоже, все производители руководствовались какими-то собственными соображениями касательно требуемых характеристик «косточек». В частности, разброс по усилию вырыва шаровых пальцев оказался двойным.
А замеры их твердости показали, что только у стойки стабилизатора марки СTR шар имеет поверхностную твердость 60 HRC, в то время как у остальных торговых марок шаровые пальцы как будто вообще не имеют термообработки – их поверхностная твердость составила менее 30 HRC, что никуда не годится!
И уж совсем удивили стойки, купленные нами под видом оригинальных деталей Hyundai. Твердомер утонул, как в пластилине, – это как?
Пыльники после суточной выдержки при температуре –40 °C повели себя достойно: при ударном сжатии раскололся на кусочки только Marshall. Ради интереса температуру понизили до –50 °C. После этого работоспособность сохранили всего пять экземпляров.
На наш взгляд, ни одно изделие не заслуживает полного одобрения. Лучше других выглядели стойки CTR, а также, с большой натяжкой, Flo. Но вообще получается, что без экспертизы 8 из 10 деталей и покупать нельзя!
И всё это – еще до проблем с поставкой запчастей. Что же будет, когда начнется «параллельный импорт»?
Тест стоек стабилизатора: ломаем, морозим и проверяем на коррозионную стойкость 18 образцов
«Движок» продолжает серию сравнительных испытаний автозапчастей и компонентов. На этот раз мы решили проверить на прочность стойки стабилизатора для популярного в России бюджетного автомобиля — седана Volkswagen Polo. Для проведения испытаний мы собрали 18 образцов стоек различных торговых марок, включая оригинальную деталь. Все подробности и результаты теста — в нашем материале.
Испытанные образцы
Brave BR.BB.2.7 6R0411315 VW
Страна производства: не указана
Цена: от 616 рублей*
Delta 1-А1-806
Страна производства: не указана.
Цена: от 551 рубля
VW 6R0411315 (оригинал)
Страна производства: не указана
Цена: от 7342 рублей
Lemfoerder 2546302
Страна производства: Германия
Цена: от 3162 рублей
SWAG 30919518
Страна производства: не указана
Цена: от 1751 рубля
Eurorepar 1634879080
Страна производства: Турция
Цена: от 1420 рублей
Zekkert SS 1104
Страна производства: не указана
Цена: от 830 рублей
NK 5114719
Страна производства: не указана
Цена: от 903 рублей
Metaco 4100-003
Страна производства: Китай
Цена: от 1095 рублей
Fixar FP 0661
Страна производства: не указана
Цена: от 1050 рублей
Flennor FL623-H
Страна производства: не указана
Цена: от 1090 рублей
TRW JTS393
Страна производства: не указана
Цена: от 1670 рублей
SKF VKDS341000
Страна производства: Турция
Цена: от 1840 рублей
Moog VO—LS-0494
Страна производства: Испания
Цена: от 1714 рублей
ACDelco 19380831
Страна производства: Китай
Цена: от 1645 рублей
Delphi Technologies ЕС 1086
Страна производства: не указана
Цена: от 1614 рублей
Hola LS10-024
Страна производства: не указана
Цена: от 827 рублей
Febest 2323-9N5F
Страна производства: Китай
Цена: от 1162 рублей
* Все указанные цены — ориентировочные, актуальные на период подготовки материала (конец марта — начало апреля 2022 года).
При осмотре изделий выяснилось, что, в отличие от всех представленных в тесте образцов, перемычка оригинальной стойки VW имеет форму П‑образного профиля — у остальных это пруток. У стойки Delta из-за небрежной сборки был неправильно заправлен резиновый пыльник шарнира.
Методика испытаний
При проведении испытаний мы руководствовались ГОСТ Р 53835-2010 «Автомобильные транспортные средства. Элементы рулевого привода и направляющего аппарата подвески. Технические требования и методы испытаний», в котором содержится следующее указание о методике проверки: «5.3.5.4.…стойки стабилизаторов проверяют приложением четырехкратных продольных нагрузок, возникающих на автомобиле при крене, заносе или торможении, или изгибом, вызывающим те же напряжения, что и соответствующие продольные силы».
По всем остальным требованиям и методам испытаний указано, что необходимо руководствоваться конструкторской документацией на конкретное изделие. Так как каждый производитель держит эту информацию в секрете и нам неизвестны истинные усилия, которые приходятся на стойку стабилизатора при движении автомобиля, мы проводим сравнительный тест. Каждая стойка закрепляется в специальной оснастке для растяжения стоек при помощи разрывной машины Р20. Затем замеряется усилие, которое необходимо приложить для разрушения изделия.
Стойки Hola (слева) и SKF (справа) после испытаний на прочность
С каждого образца был снят пыльник для определения потери эластичности резины после суточной выдержки в морозильной камере при температуре –40 °C, а затем — при экстремальных –50 °C. Следующий этап — определение поверхностной твердости шаровых пальцев шарнира, которые проводятся на твердомере ТР‑5006-М по методу Роквелла.
Пока проводятся механические испытания, второй комплект стоек стабилизатора находится в камере соляного тумана, где выдерживается 96 часов, — таким образом проводится проверка на коррозионную стойкость покрытия изделий.
Результаты испытаний представлены в таблице.
В отличие от многих предыдущих наших тестов, на этот раз наименьшее усилие на разрыв показала оригинальная стойка стабилизатора.
Тест на потерю эластичности после суточной выдержки при температуре –40 °C выдержали все пыльники. При понижении температуры до –50 °C разрушились пыльники оригинальной детали (VW), а также изделий брендов ACDelco, Brave, Metaco, NK, SKF, SWAG.
При осмотре стоек после воздействия соляного тумана на оригинальной детали (VW) и Lemfoerder не обнаружилось ни одного очага коррозии. Чуть хуже по коррозионной стойкости проявила себя стойка TRW. Средние показатели коррозионной стойкости продемонстрировали изделия марок Eurorepar, Fixar, Metaco, NK, SKF, SWAG, Zekkert. У остальных результаты ниже среднего; стойка Delta показала самый худший результат — весь корпус покрылся ржавчиной.
Каков итог?
Победителем теста безоговорочно признаем изготовленную в Германии стойку стабилизатора марки Lemfoerder: деталь имеет двукратный запас прочности по сравнению с оригиналом, морозостойкий пыльник и обладает отличной стойкостью к коррозии! Вместе с тем она же является и самой дорогой в тесте среди аналогов для рынка запчастей — дороже только оригинал. Тем не менее это яркий пример настоящего немецкого качества, которое в последние годы все труднее найти на рынке.
Второе место мы отдаем детали марки TRW: стойка показала второй результат по прочности; деталь имеет морозоустойчивый пыльник и отличается хорошей коррозионной стойкостью.
По совокупности проверенных параметров третье место разделили между собой четыре образца: Zekkert, Fixar, Febest и Eurorepar. Все эти детали обладают высокой прочностью, а их пыльники — морозостойкие; по устойчивости к коррозии к ним есть лишь небольшие замечания.
По механической прочности и коррозионной стойкости на уровне третьей группы выступили оригинальная стойка (VW), а также детали марок NK, Metaco, SKF, SWAG. Однако у них оказались слабые с точки зрения морозостойкости пыльники. Стойки Delphi Technologies, Hola, Moog имеют, в свою очередь, серьезные замечания по антикоррозийным свойствам, хотя их пыльники устойчивы к экстремальным морозам.
Образцы марок ACDelco и Flennor, помимо неморозостойких пыльников, обладают еще и пониженной сопротивляемостью к коррозии.
Худшие результаты предсказуемо показали самые бюджетные стойки стабилизатора Brave и Delta: у шаровых пальцев крайне низкая поверхностная твердость, у Delta к тому же худший результат по коррозии.
16 лучших производителей стоек стабилизатора
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Знаете ли вы, на какой пробег ориентированы фирменные стойки стабилизатора? Знаете ли вы, как часто их приходится менять при смешанной (трасса/бездорожье) эксплуатации автомобиля? Знаете ли вы, какие компании являются самыми лучшими в данном сегменте рынка автозапчастей?
Наверняка проблема приобретения стоек хотя бы раз касалась вас и вашего автомобиля, и важным показателем при их выборе являлся ответ на фразу: «А сколько они протянут?». Так вот: закладываемый ресурс качественной стойки для эксплуатации по ровным трассам и автобанам составляет (в среднем) порядка 100-150 тысяч километров. Поверить в это достаточно сложно, особенно в условиях отечественной ситуации с дорогами. Ведь здесь большинство из них едва ли откатывают и полный сезон, не говоря уже о заветных 30 или 50 тысяч километров, которые смотрятся числом попросту недостижимым.
При таких показателях каждый автовладелец хочет найти максимально «комфортного» производителя, товар которого обладал бы и высоким качеством, и ценой, гораздо ниже, чем в официальных сервисных центрах. Исследовав рынок совместно с группой штатных и независимых экспертов, журнал Expertology составил собственный рейтинг самых лучших компаний-производителей, для удобства разделённых на три ценовые категории. В качестве основного критерия отбора номинантов использовались отзывы пользователей и заключения компетентных специалистов в области деталей для ходовой части авто.
Рейтинг лучших производителей стоек стабилизатора
Номинация | место | наименование товара | Рейтинг |
Лучшие производители стоек стабилизатора премиального сегмента | 1 | Lemforder | 4.9 |
2 | ABS | 4.8 | |
3 | TRW | 4. 7 | |
4 | MOOG | 4. 6 | |
5 | Ruville | 4.5 | |
Лучшие производители стоек стабилизатора в среднем ценовом сегменте | 1 | CTR | 4.9 |
2 | Delphi | 4.8 | |
3 | Sidem | 4.7 | |
4 | MAPCO | 4.6 | |
5 | Meyle | 4.5 | |
6 | NK | 4.4 | |
7 | Fenox | 4.3 | |
Лучшие производители бюджетных стоек стабилизатора | 1 | Febi | 4.6 |
2 | Swag | 4.5 | |
3 | RTS | 4.2 | |
4 | Optimal | 4.1 |
Лучшие производители стоек стабилизатора премиального сегмента
Lemforder
Уровневый производитель автозапчастей для автомобилей широкой номенклатуры, имеющий в своём ассортименте продукцию для всех трёх ценовых сегментов. На текущий момент Lemforder является, так называемой, фирмой-упаковщиком, продающей под своим лейблом товар, произведённый другими компаниями. В случае со стойками стабилизатора под упаковку бренда запчасти идут сразу с нескольких предприятий:
во-первых, от дружественной компании BOGE, входящей в состав корпорации ZF Friedrichshafen AG. Данные стойки считаются оригинальными;
во-вторых, запчасти поставляются от более бюджетного, но от этого не менее надёжного корейского бренда CTR. Очень часто в оригинальных коробках c логотипом Lemforder лежат стойки под наименованием азиатской компании.
Таким образом, заработав себе славу элитного производителя, немецкий гранд кардинально сменил модель работы, но по-прежнему пытается держать марку надёжности и собственный имидж. Превосходная работа и безоговорочное первое место рейтинга.