Как протянуть головку динамометрическим ключом ваз 2101
Перейти к содержимому

Как протянуть головку динамометрическим ключом ваз 2101

  • автор:

Установка ГБЦ

С ГБЦ у меня вначале вышла пренеприятная история. Поскольку опыта по замене направляющих втулок и прирезке сёдел клапанов у меня не было, то решил я, что будет лучше и надежнее доверить это дело профессионалам, уж они то сделают всё грамотно. Как бы да не так. Всё вышло с точностью до наоборот!

Отвез я свою ГБЦ в местное представительство конторы «Механика», оттуда моя ГБЦ уехала в город Череповец вместе с купленным комплектом стандартных направляющих втулок и комплектом клапанов AMP. Через некоторое время менеджер звонит мне и говорит, что я должен доплатить еще денег, так как втулки мои очень «плохого» качества и они все рассыпались при запрессовке!

Стоило бы мне сразу тогда забрать ГБЦ, но я подумал, что они мастера, им виднее, смирился с потраченными на ветер деньгами и дал добро, ставьте, говорю, что считаете нужным. Еще через неделю ГБЦ приехала ко мне и что же я увидел?

Удручающее зрелище! Ну просто душераздирающее!

Китайские втулки SM, о которых масса негативных отзывов в интернете, и ВСЕ они, абсолютно все втулки были расплющены так, будто их забивали кувалдой на пеньке! Через них даже не проходили и не ложились тонкие упорные шайбы, что стоят под пружинами клапанов. По части втулок даже уже пошли трещины! Разумеется, что эксплуатировать и собирать такую ГБЦ просто не имело смысла.

Фото в бортжурнале Lada 2101 Недобросовестная работа и лопнувшая втулка.

Остатков моих рассыпавшихся втулок мне, конечно же, никто не вернул.

Пришлось все исправлять самому. Из кучи металлолома была собрана приспособа в виде съемника, представляющая собой длинную шпильку и отрезок трубы с несколькими широкими толстыми шайбами. Подшипника подходящего не нашлось, поэтому набрав побольше шайб, и обильно поливая их трансмиссионкой для снижения трения, я постепенно вытянул все втулки из ГБЦ. Предсказуемым оказалось и то, что «мастер» не озадачивался аккуратной установкой стопорных колец и продрал вдоль всю втулку глубокой бороздой.

Далее были куплены:
Оправка, приспособление для притирки, развертка и набор зенковок. От оправки была взята только втулка, т.к. она очень удачно насаживалась на буртик направляющей, и еще одна оправка была куплена в другом магазине, с более длинным центрирующим стержнем и из закалённого металла. Развёртка впоследствии так же не пригодилась, потому что почтой был заказан комплект из двух штук с направляющей частью.

Фото в бортжурнале Lada 2101 Зенковки и приспособы. Фото в бортжурнале Lada 2101 Развёртки.

Клапана и втулки на этот раз я выбрал фирмы TRW Engine, втулки заменял опять же дома, погрузив ГБЦ в газовую духовку кухонной плиты. Контролируя пирометром степень нагрева и его равномерность, доводим нагрев до 110 градусов и вытаскиваем ГБЦ, положив на мягкую расправленную тряпку и прочный стол.
Втулки держал сутки в морозильнике, но микрометр не показал что бы они сжались хоть бы на сотку, и в итоге замеренный преднатяг составлял по разным втулках от 4 до 6 соток, от этого заходили они не очень уж легко, но вполне уверенно.

Главное делать это аккуратно и небольшими ударами тяжелого молотка. Успех всей операции напрямую зависит от отправки! Как писал выше, мне пришлось купить три совершенно разных, что бы собрать из них одну, которая бы идеально садилась на втулку и не деформировала её поясок. Была взята верхняя по рисунку оправка, и цилиндрическая часть от нижней оправки.

Фото в бортжурнале Lada 2101Две разные оправки для замены втулок.

Развертка и прирезка не составила особых трудностей, главное в этом деле не спешить и снимать по чуть-чуть металла, стараясь вывести рабочую фаску в 45 градусов к центру седла клапана, сделав её шириной 0,9 – 1,2 мм. Фотографий по этому процессу у меня, к сожалению, нет, т.к. делал всё это еще прошлым летом, не подозревая о желании начать вести бортжурнал.

Поэтому вставлю ссылочку о процессе прирезки от Евгения Травникова.

Для засухаривания клапанов был сварен из металлолома вот такой вот брутальный инструмент:

Фото в бортжурнале Lada 2101 Самодельный рассухариватель клапанов.

После притирки клапанов каждый клапан был засухарен и в обязательном порядке опрессован подачей сжатого воздуха в канал под давлением в 8 кГс/см² по методу, подсмотренному у Алесандра Скрипченко. (Смотреть с 20й минуты.)

Ну и вот такой вид приняла ГБЦ в полусборе, а я получил удовольствие от проделанной и главное качественной работы! =) И как обычно всё было сделано аккуратно и качественно с первого раза, без какого либо опыта проведения подобной работы в прошлом. Вопрос о том, как и какой специалист, постоянно работающий с ГБЦ не только классики, но и иномарок, да еще в такой именитой конторе как «Механика» мог настолько небрежно подойти к своей работе и сделать этот ужас – остаётся на его совести. Но для себя, я решил, что больше никогда не обращусь к услугам этой организации. Спасибо только что хоть плоскость отфрезеровали нормально. -_-

Фото в бортжурнале Lada 2101 ГБЦ в полусобранном состоянии.

Для поднятия мощности на низких оборотах было решено установить распредвал 21213 от Нивы. А поскольку у него несколько смещены фазы газораспределения от родного 2101, то метки на звездочке уже не позволят собрать весь механизм как положено, и прежде всего нужно найти момент перекрытия клапанов, да разметить звёздочку, а для этого нужно установить рокера и сам вал. Следует обратить внимание, что при замене рокеров покупать их нужно в комплекте с болтами, так как с 2008 года изменена их конструкция и для снижения шума от работы клапанного механизма заводом уменьшена сферическая шляпка регулировочного болта с 12 до 11 мм.

Фото в бортжурнале Lada 2101 Установлены шпильки и пара рокеров.

Установив распредвал, регулируем клапана. В данном случае зависимость зазора и температуры не важна, так как нам нужно поймать только момент когда оба клапана будут открыты на одинаковую высоту. Для этого я выставлял зазор ровно в 50 соток по индикатору на первом и втором клапане. От себя дополню, что при проверке зазора, когда лопаткой поднимается рычаг клапана до касания с кулачком распредвала — полезно придерживать противоположный конец рычага у тарелки клапана легким нажимом указательного пальца, иначе наблюдается эффект, когда отпуская рычаг последний приподнимается от торца клапана утягиваемый пружиной и индикатор может показать то +5 то -5 соток. Если легонько придерживать рычаг со стороны тарелки, то без проблем удается с первого раза выставить требуемое значение зазора.

Фото в бортжурнале Lada 2101 Регулировка зазора клапанов. Фото в бортжурнале Lada 2101 Удлинённая ножка микрометра.

Подробнее о том, что такое перекрытие клапанов и как его найти, можно узнать посмотрев ролик Евгения Травникова:

Как только найден искомый момент, делаем отметку на звездочке вначале маркером, а затем надфилем или керном. Как можно заметить по маленькому кусочку старой метки (на неподвижной части звезды, большую жирную метку не смотрим) то заводская метка чуть смещена вправо, хотя вал сейчас находится четко в ВМТ.

Фото в бортжурнале Lada 2101 Метки на звезде.

Вторым этапом находим ВМТ коленвала и проверяем совпадение меток.

Фото в бортжурнале Lada 2101 Определение ВМТ поршня.

Здесь всё совпало идеально.

Запчасти на фото: W92021. Фото в бортжурнале Lada 2101 Метка на шкиве коленвала.

Теперь протираем бензином поверхности блока и ГБЦ, и укладываем прокладку

Фото в бортжурнале Lada 2101 Прокладка ГБЦ.

Ставлю ГБЦ на блок и протягиваю динамометрическим ключом в 4 этапа строго по схеме из книги.

Фото в бортжурнале Lada 2101Схема протяжки ГБЦ.

I — 10 больших болтов ГБЦ моментом 4,2 кгс/м
II — 10 больших болтов ГБЦ моментом 7,1 кгс/м
III — 10 больших болтов ГБЦ моментом 9,8 кгс/м, и малый 11 болт моментом 2,5 кгс/м
IV — 10 больших болтов ГБЦ моментом 11,7 кгс/м, и малый 11 болт моментом 3,8 кгс/м

Фото в бортжурнале Lada 2101 ГБЦ протянута и установлена.

И тут моему взору предстал очередной сюрприз! Мой родной двигатель тоже был завален назад, но в пределах допустимой нормы, а блок 2106 несколько выше 2101, поэтому завал вкупе с новыми подушками оказался настолько велик, что край ГБЦ практически уперся в моторный щит, а тяга педали газа закрыла собою трубку подвода охлаждающей жидкости к печке.

Фото в бортжурнале Lada 2101 Зазор между ГБЦ и моторным щитом меньше сантиметра!

Поскольку у двигателя только три точки опоры, то вариант решения очевиден — нужно менять опору с кронштейном коробки передач. Ну и ладно, время до весны еще есть, и спешить некуда, заказал подушку с кронштейном и продолжу сборку на следующих выходных. А заодно за неделю простоя прокладка ГБЦ чуток ужмется и возможно её получится немножко подтянуть.

Продолжение следует… :3

Номера по каталогам Exist для заказа направляющих и клапанов TRW Engine
81-17118 Втулка впускного клапана направляющая
81-17119 Втулка выпускного клапана направляющая
105-34631 Клапан двигателя впускной
171200 Клапан двигателя выпускной

Порядок затяжки головки блока (гбц)

Порядок затяжки головки блока (гбц)

Данный порядок нужен для того чтобы правильно состыковать головку блока и блок цилиндров.
Чтобы не было перекосов и лишнего напряжения металла.

Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров на ВАЗ 2101 — 07 (классика)

порядок затяжки головки блока ваз 2107 классика

Затяжка болтов ГБЦ проводится в два захода.

Первый заход: болты 1 — 10 затягиваются моментом 3,5 — 4,1 кгс*м.

Второй заход: эти же болты, но затяжка моментом 10,5 — 11,5 кгс*м

Последним затягивается болт 11, моментом 3,5 — 4,0 кгс*м.

Порядок затяжки головки блока ВАЗ 2108 — 09, Samara.

Порядок затяжки ГБЦ ВАЗ 2108, 2109

Порядок затяжки аналогичен классике, также начинается из центра.

Но проводится в 4 приёма.

1. Болты затягиваются моментом 2,0 кгс*м

2. Затягиваются моментом 7,5 — 8,5 кгс*м

3. Болты доворачиваются на 90 градусов.

4. Ещё раз доворачиваются на 90 градусов.

запчасти на грузовой Хендай здесь с доставкой. запчасти Хиаб здесь доставляют курьером

Порядок затяжки головки блока 16-ти клапанных двигателей ВАЗ.

порядок затяжки головки блока ВАЗ 2110, 2112

Аналогично всем остальным, из центра.

1 приём — 2,0 кгс*м

2 приём — довернуть болты на 90 градусов

3 приём — ещё раз довернуть болты на 90 градусов.

Внимание!
На 16-ти клапанных моторах разрешается повторное использование болтов крепления ГБЦ, НО если их длинна без головки НЕ превышает 95 мм.
Если длинна болта более 95 мм его нужно заменить.

Замер длинны производится с шайбой.

длинна болта 16 клапанной гбц

Для работы необходимо использовать динамометрический ключдинамометрический ключ

Как протянуть головку динамометрическим ключом ваз 2101

SP038

  • Ноябрь 17, 2021

Для равномерного обжатия прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ), болты крепления ГБЦ к блоку цилиндров двигателя необходимо производить в определённой последовательности с использованием динамометрического ключа.

Перед установкой ГБЦ на блок цилиндров рекомендуем очистить резьбовые отверстия с помощью обезжиривателя и сжатого воздуха, а болты проверить на наличие следов деформации (растяжение резьбовых витков, сбитые грани головки) и по-возможности использовать новые.

Перед установкой болтов резьбовую часть можно немного смазать пластичной смазкой типа Литол-24.

Далее необходимо наживить болты вручную, после чего производить затяжку динамометрическим ключом в соответствии с рекомендациями:

Предварительный момент затяжки болтов №1. 10 (М12х1,25) — 33. 41 нм.
Окончательная затяжка болтов №1. 10 — 95. 118 нм.

Как правильно затянуть болты ГБЦ на ВАЗ 2106: момент затяжки головки блока

Каждому автовладельцу, который столкнулся с ремонтом головки блока цилиндров, после выполнения задачи придется ставить этот элемент на место. Такая процедура подразумевает затяжку болтов ГБЦ. Если не сделать этого, может нарушиться герметичность агрегата. Ниже разберем, какой момент затяжки головки блока ВАЗ 2106 наиболее важен и что учитывать при установке устройства.

Когда необходимо делать затяжку?

Для начала рассмотрим, в каких случаях требуется делать протяжку болтов головки блока цилиндров двигателя автомобиля ВАЗ 2106:

  1. Если из-под ГБЦ выходит моторное масло. Проблема свидетельствует о повреждении или естественном износе прокладки головки блока. Необходимо произвести снятие и замену уплотнителя. Утечка также может быть связана с ослаблением болтов на ГБЦ. О наличии проблемы свидетельствуют масляные пятна, которые появились в месте соединения головки с блоком мотора.
  2. После выполнения ремонта силового агрегата. Если вы снимали крепления в автомобиле Нива или любом другом и перебирали двигатель, то для успешной сборки следует учесть порядок перетяжки и схему, а также силу затягивания винтов.
  3. В целях профилактики. Специалисты рекомендуют затягивать болты на головке блока цилиндров каждые 2-3 тысячи километров пробега. Когда двигатель работает в условиях вибраций, это может привести к ослаблению винтов, поэтому их надо периодически проверять и протягивать с соблюдением усилия.

Канал Гараж Ильича обнародовал видеоролик, который позволит разобраться в процессе натягивания болтов головки блока на «шестерке».

Как правильно затянуть?

Протянуть болты можно с помощью специалистов или самостоятельно. Если вы никогда прежде не сталкивались с необходимостью выполнения этой задачи, то ниже разберем, как сильно следует закручивать винты и в какой последовательности это делать.

Точно соблюдайте момент натяжки, поскольку если болты головки блока будут перетянуты, это приведет к появлению трещин и повреждению ГБЦ. Если это случится, автовладельцу придется выполнять капитальный ремонт агрегата. Рабочая поверхность отверстия, а также резьбового соединения винта должны быть максимально чистыми. Для очистки цилиндров можно использовать железную проволочную щетку. Если в ходе выполнения задачи вы обнаружили «слепые» отверстия для винтов головки, то осторожно используйте смазку для обработки. Если объем вещества больше, чем требуется, возникнут сложности с установкой штифта до упора.

Перед выполнением затяжки необходимо произвести визуальную диагностику состояния болтов. Если элементы крепления повреждены или изношены, их качество в целом низкое, то лучше не производить натяжку этими винтами, рекомендуется их поменять на новые.

Резьбу новых болтов рекомендуется смазать небольшим количеством моторного масла либо другим типом смазочного материала.

Инструменты и материалы

Чтобы обтянуть ГБЦ, подготовьте только один инструмент – динамометрический ключ, который позволит определить силу затягивания винтов. Приобрести ключ лучше всего в специализированном магазине или арендовать на СТО, поскольку этот инструмент может использоваться только для закручивания и обтяжки. Эксплуатация обычного гаечного ключа не позволит определить, сколько килограмм составляет сила затяжки.

При покупке болтов рекомендуется отдать предпочтение фирменным деталям. Обязательно посмотрите на резьбовую часть – она должна быть целая, без повреждений и дефектов, при их наличии осуществляется замена креплений.

Канал «Ремонт Двигателя! И интересное!» обнародовал ролик, где описаны все нюансы выполнения процесса натяжки.

Алгоритм действий

Необходима очередность и сила, когда вы будете тянуть болты головки блока цилиндров:

  1. В соответствии с размещенной ниже схемой произведите натяжку всех болтов при помощи динамометрического ключа. Момент затяжки на первом круге закручивания креплений составит около 3,5 – 4,1 кгс/м. Сначала натягиваются болты, которые находятся в центре головки блока – сверху и снизу. После этого завинчиваются два верхних и нижних крепления, установленные сбоку от винтов, расположенных в центре. Затем производится натяжка двух крайних болтов. Учтите, что сначала надо натянуть левые штифты, а потом правые. Винт под номером 11, расположенный внизу слева, трогать не надо.
  2. Это первый круг натяжки. На втором этапе производится затягивание болтов в аналогичном порядке. Только сила, с которой натягиваются элементы крепления инструментом, будет 10,5 – 11,5 кгс/м.
  3. На третьем этапе производится натяжение болта, который отмечен номером 11 на схеме. Сила затягивания этого винта должна быть 3,5 – 4,0 кгс/м.

Фотогалерея

Фото схемы натяжки и процесса приведены ниже.

Для затяжки используйте приведенную схему Обработайте резьбовую часть винта смазочным материалом Подтяните элементы крепления головки блока динамометрическим ключом

Видео

Пользователь Сергей Самарский снял видеоролик, где подробно показал и описал все нюансы процесса по самостоятельному затягиванию винтов головки блока цилиндров двигателя машины ВАЗ 2106.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *