Редактор ECU by Mobux
Описание: Бесплатный редоктор ECU by Mobux для блоков М73, М74(CAN) и Bosch 7.9.7(+) позволяет отключать датчики кислорода, отключать сцепления, отключать тормоза, отключать адсорбера, отключать пропуски воспламенения, отключать иммобилайзер, изменять обороты отсечки, изменять температуру включения вентиляторов. В общем все то, что очень часто необходимо делать со стоковыми прошивками.
Реактор ECU by Mobux поддерживает прошивки следующих блоков:
Блок М74(Can,к):
I414DB02 I414DC03 I414DD04 I414DE06
I414DE07 I444CB02 I444CC03 I444CD04
I444CE06 I444CE07 I444CI07 I444GF01
I444GG02 I444GI04 I444GO09 I464AD04
I464AE05 I464AF07 I464AG08 I464AI09
I464GF02 I464GG03 I464GH04 I464GI05
I464GJ06 I464SG03 I484DD01 I484DE06
I484DE08 I484DG01 I484DH01 I484DK05
I484GF02 I484GG03 I484GH05 I484GI06
I484GK07 I484GK08 I484GL09 I484GO11
I484GP12 I484GQ14 I444CE08 I484GR15
I474DD05 I444GQ10 I484AC05 I484GU17
I484AD06 I428RF09 I429RF02 I464GK07
Блок Bosch 7.9.7(+):
B120EQ16 B174DT07 B103ER12 B174DT06
B174DT05 B174DR04 B174DR03 B174CT04
B174CR03 B173DR01 B173CR03 B126ES01
B119DR02 B103EQ12 B104DQ17 B104DR17
B119DQ01 B105DQ09 B105DR09 B105DR10
B108DQ09 B109DR02 B120ER16 B120ER19
B108DR09 B122HR01 B122HR91 22XC052S
22YC041S B114ER18 B114ER17 B126ER02
B1C02Q05 B102CR06 B101CR01 B101CR02
B104CR01 B104CR02 B103CU03 22YB072S
B120ER17 33XCO305 B133ER17 B121ER17
B11KSS01 B13KSS02
Блок М73:
I303CD04 ECUI303CE05 ECUI303CF06 ECUA303CD04
A303CE05 ECUA303CF06
Как работать с прошивками для блока М73
Принципиально ЭБУ построены на базе 16-ти разрядного процессораST10F273выпускаемого фирмой STMicroelectronics. Поговорим о М73.
| Конфигурация1 производятся двумя заводами: НПО«ИТЭЛМА» и «АВТЭЛ». На сегодня это контроллеры перекрывающие линейку «переднего привода» ВАЗ: A(I)308DA02, A308DB03, A3028RA01, A3028RA01v2, A3028RA02,A(I)317DA02. |
Конфигурация2 производятся двумя заводами: НПО«ИТЭЛМА» и «АВТЭЛ».На сегодня это контроллеры перекрывающие линейку «Классика»,«Приора»,«Калина»: A(I)327RB06, A(I)327RC07, A(I)373DA01, I303CE05. |
Конфигурации процессоров отличаются вариантами расположения на плате конфигурационных резисторов и соответственно совершенно разным софтом.
Конфигурация 1
Конфигурация 2
Визуально корпуса ЭБУ отличаются креплением крышки контроллера:
«Автел» — заклепки, «Ителма» -болт с гайкой.
Программно конфигурации ЭБУ отличаются сильнее.
Конфигурация 1:
Полный размер Флешь 917,504 кБ. Программно отличаются между собой главным образом бутлоадером (начальным загрузчиком).
Кроме того программисты «АВТЭЛ» ,дабы затруднить доступ к процессору контроллера для изменения его конфигурации, встроили в программный код защиту, которая не позволяет внешним загрузчикам попасть в первые четыре сектора внутренней памяти процессора и изменить ее содержимое.
На практике это означает, что при попытке залить в ЭБУ «Автэл» 1 конфигурации прошивки с другим бутлоадером (от «Ителмы» М73, Я72+, М73 от ЭБУ 2 конфигурации) сработает защита и ЭБУ «ляжет», т.е. перестанет функционировать как ЭБУ. С этой точки зрения хорошо работает CombiLoaderот SMS перед загрузкой осуществляется проверка соответствия прошивки ЭБУ и при ее отрицательном результате загрузка просто не осуществляется.
Конфигурация 2:
В этой конфигурации процессора совместимость ПО больше и проще. Все прошивки имеют одинаковый бутлоадер и достаточно «родственный» SOFT. Полный размер флешь589,824кБ.
На практике это означает, что прошивки с префиксом «А» и «I» одинаково просто загружаются во все типы ЭБУ М73 конфигурации 2 и работают в них, не забываем только о недостающих деталях по каналу ДД для 21067 если вдруг мы захотим использовать этот контроллер на Калине с соответствующим софтом конечно.
Данный тип конфигурации очень близок к Я72+ и является его логическим продолжением, поэтому контроллеры М73 данной конфигурации безопасно переделываются в Я72+.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ М73:
На сегодня имеются 3 загрузчика этих блоков, позволяющие программировать их без доработки. Этим способом можно программировать ЭБУ как «на столе» так и прямо на автомобиле через колодку диагностики. (тут необходимо сделать отступление и сказать, что при программировании через диагностическую колодку рекомендуется снимать разъем с катушки (катушек) зажигания, во избежание выхода из строя последних из-за особенностей самого ЭБУ при программировании). Лично я рекомендую не ленится и работать с ЭБУ «на столе». Все равно приходится лезть к блоку для протягивания впрысковых масс, спасибо отдельное заводу изготовителю за это.
Итак загрузчики:
Сразу надо оговорить, что загрузчики перечислены в порядке их безопасности, т.е.возможности «положить» ЭБУ и удобства работы с ними.
Второй способ программирования данных ЭБУ – программирование с доработкой:
Этот способ поддерживают все вышеперечисленные загрузчики и предоставляют такую возможность еще несколько довольно распространенных.
Суть способа состоит в переводе процессора ЭБУ в режим «BootMode» и использование загрузчика процессора самого программируемого ЭБУ.
Для перевода в этот режим необходимо подать «-12В» через резистор 4.7кОм – 10кОмна 104 ножку процессора и временно убрать резистор 8.2кОм со 105 ноги процессора.
Вариантов тут несколько:

Далее используя загрузчики, осуществляем программирование ЭБУ.
ВАЖНО!
Прошивки для этих типов ЭБУ могут быть в двух форматах: криптованном (281кБ для Автела и 287кБ для Ителмы конфигурации 1 и 191кБ и188кБсоответственноконфигурации 2) и развернутом (FULL – 896кБ дляконфигурации 1 и 576кБ дляконфигурации 2). Развернутый формат у ителмы и автела имеет одинаковый размер.
Производитель оборудования для чип-тюнинга SMS, дабы «привязать» пользователя к своему оборудованию использует свернутый формат, своего рода архиватор, который понимают его редактор калибровок СТР-6 и загрузчик Combiloader.
Кроме Combiloaderа с криптованным форматом умеет работать загрузчик отТрэйд-М.
Остальным загрузчикам требуется полноразмерный формат прошивки.

После перепрограммирования не забываем восстановить исходную конфигурацию процессора.
Надеюсь, что эта публикация поможет начинающим чип-тюнерам при работе с ЭБУ М73 и сбережет нервы и средства, защитив их от неправильных действий.
О возможности восстановления блоков и структуре памяти ST10 поговорим попозже, т.е. продолжение следует.
Чип тюнинг программы: для прошивки, редактирования, настройки ЭБУ
Чип тюнинг программы: для прошивки, редактирования, настройки ЭБУ
Видео обзоры, видео инструкции, как установить программу диагностики и их возможности Вы можете найти на наших ресурсах:
Ниже в таблице список программ для чип тюнинга. Программы для чтения и загрузки прошивки, для редактирования карт ЭБУ, для удаления систем и датчиков (EGR) и другие.





ChipLoader предназначена для чтения и записи FLASH и EEPROM памяти блоков ЭБУ автомобилей. Для таких ЭБУ как:
- Январь
- Микас
- VS
- Bosch
- Siemens
- Sirius.

Atomic Tune 2.8.8 (также Atomic logger, Atomic converter, Atomic UOZ)
Atomic Tune — программа для откатки самых важных калибровок — БЦН и ПЦН. Умеет диагностировать, показывать детонацию, загрузку форсунок. Пишет логи в формате ICD, которые пригодятся нам для отстройки фазы впрыска. Может работать как на Январь 5.1, так и на Январь 7.2, как на стандартном датчике кислорода, так и на ШДК.

FunTune — это аналог программы Atomic Tune для откатки самых важных калибровок — БЦН и ПЦН. Но в отличие от Atomic Tune умеет продолжать сессии обучения, но требует наличие специальных карт для работы с файлом прошивки. Из коробки доступны карты для прошивки j7es.v17.3_dmrv. Также умеет писать логи в формате ICD, ECUEdit.
Программа дополненена несколькими картами, для разных прошивок, карты находятся в папке с програмой в папке maps. Программа работает только с УДК, на блоках управления Январь 5.1, Январь 7.2.






KIA Flasher — программа для прошивки ЭБУ автомобилей KIA и Hyundai.
Программа КИА Флэшер позволяет осуществлять запись электронных блоков управления Bosch 7.9.7 Kefico автомобилей корейского производства KIA. В KIA flasher есть возможность выбрать любой порт для использования программы, позволяет читать паспорт ЭБУ, просматривать ошибки, которые могли возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля, так же есть возможность выполнять сброс самообучения KIA, что необходимо обязательно делать после чип тюнинга kia.
KIA flasher работает с любым K-Line адаптером, через разьем диагностики OBD-II, позволяет толь ко записать прошивку в блок, не может считывать, поддерживает прошивки только полноформатного размера 512 кб.
Внимание! Программа работает только на Windows XP
Hyundai j2534hme — программа для прошивки Хюндай через j2534

OpenBox — нужна для считывания и загрузки прошивки в следующие блоки управления:
- Микас 11 и М73А
- J72 и М73(I)
- Микас-10.3
- Bosch M797
- Bosch ME797
- Bosch M797+
- Bosch M(G)798.





Injector by Andy Frost. Программа анализирует логи в формате ICD, корректирует файл прошивки. С помощью нее возможно по логам отстроить некоторые важные калибровки, холостой ход.
Что может программа:
- Настройка параметров ХХ: Уставки GB, Коэфф уставки GB, Коэфф переходных режимов, и пр.
- Настройка Зажигания: Коррекция зажигания на в соответствии с детонацией двумя способами, настрока аварийного зажигания для прошивок J5LS.
- Настройка попрваки ЦН с помощью штатного ДК.
- Нстройка БЦН с учетом температуры воздуха.
- Установка состава смеси в соответствии с положением дросселя.
- Банально упрощает визуализацию лога и упрощает его понимание.
Отдельно следует указать понимание прошивки J5LS:
- Полная поддержка единых таблиц J5LS зажигания и смеси.
- Настройка дроссельного режима по ДК.
- Коррекция переходного режима Пуск – ХХ по РХХ.

CombiLDR 2.18 — combiloader загрузчик прошивок ЭБУ:
- Январ 5, VS
- Микас 7, 7.6
- Бош МП7.0
- Бош 7.9.7
- Январь 7.2.
Также есть возможность минимально диагностики этих же блоков управления.

CTP 3.21 FULL — Chip Tuning PRO программа для настройки прошивок ЭБУ:
- GM ISFI-2S
- Бош 1.5.4
- Бош 7.0
- Январь 4, 5.1, VS-5.1
- Микас 5.4, 7.1

OpenDiagFlasher предназначена для программирования блоков управления J7.2+, M73, М11, М11ЕТ, М11CR, M11E3, M10.3(+), Bosch 797(+), Bosch ME797, Bosch M(G)798, устанавливаемых на автомобили:
- ВАЗ (Весь модельный ряд)
- ГАЗ (ГАЗель, Соболь)
- Hyundai (Getz, VERNA(Accent), Elantra, Coupe, I 10 , I 30)
- KIA (Cerato, Ceed, Soul, Rio, Picanto, Matrix, SEPHIA-II, Shuma, Spectra)
- CHERY (Amulet, Fora, CrossEastar-В14, Elara-A21, Jaggi-S21, Kimo-A1, QQ-S11, Tiggo-T11)
- GEELY (МК, CK, FC)
- HAFEI (HFJ7110)
- VORTEX ESTINA
- ЗАЗ (Sens, Slavuta, Chanse)
- УАЗ
Справка по распиновке блоков управления — ЭБУ Bosch, Siemens, Magneti Marelli, Continental
Распиновка часть 2.2 (Bosch, Siemens, Magneti Marelli)
Распиновка часть 3 (Bosch, Siemens, Continental)

Подробная справка с фотографиями по блокам управления.
В справке есть конкретный список блоков управлений, и по каждому блоку есть фотография с распиновкой для подключения через разъем, либо напрямую к блоку.
А также дополнительная информация, например, для работы в Boot режиме.
В ссылке на видео, в которых видно для каких блоков управления есть данный по распиновке, а также контакты для boot mode (бут режима). Под ним есть ссылка на файлы.
Чем редактировать прошивку эбу м73

Аппаратно блок практически идентичен Январь 7.2+, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М7.3 в Январь 7.2+
С 2007 года начат выпуск блоков управления на базе процессора ST 10- (Январь 7.2+, М73)
М 73 блок управления для автомобилей с нормами токсичности Евро-3 — аналог Bosch 7.9.7+
Программное обеспечение блоков управления М73 и Январь 7.2+ несовместимо.
Устанавливаются на автомобили:
С конца 2007года — передний привод,
С 2008 года — классика,
С 2009 года — Калина, Приора
1.Конфигурация ЭБУ
Помним, что:
1.ЭБУ М73 бывают двух конфигураций. Прошивки между данными конфигурациями не взаимозаменяемы!
2.ПО ЭБУ 1-й конфигурации (проекты ВАЗ 17D, 08D, 028R) разных производителей (Ителма, Автел) не взаимозаменяемы!

2.Версия бутлоадера
Помним, что:
Внутренний загрузчик процессора осуществляющий доступ к содержимому его внутренней FLASH-памяти играет достаточно важную роль в процессе программирования ЭБУ и самое главное — в процессе последующей эксплуатации автомобиля.
На сегодня доступны следующие версии загрузчика:
загрузчик проект ВАЗ
0799 — "открытый" ЭБУ A(I)317DA02, A(I)317DA03, A(I)308DA02
0800 — "открытый" ЭБУ A(I)308DB03, A(I)308DB04
0823 — "закрытый" ЭБУ I373DA01, A(I)373DA02
0848 — "закрытый" ЭБУ A(I)317DB04, A(I)373CA01, I373CA02
0849 — "закрытый" ЭБУ A(I)373DB04
Проблема может возникнуть если Вы по какой-либо причине зальете в ЭБУ с одной версией загрузчика, прошивку от ЭБУ с другой версией. Реакция может быть неадекватной. Обороты ХХ будут "гулять", адаптации уходить в максимальные "минуса" или "плюсы".
Примерно с середины 2009 года производитель ЭБУ «Автел», а с середины 2010 года и "Ителма" изменили конфигурацию внутреннего загрузчика процессора осуществляющего доступ к содержимому его внутренней FLASH-памяти. Попытка записи прошивки с бутлоадером другой конфигурации может привести к полной неработоспособности процессора с последующей его заменой для восстановления работоспособности ЭБУ. Некоторые загрузчики, в силу особенности своей работы с "закрытыми" ЭБУ, могут заменить бутлоадер и сделать из "закрытого" процессора "открытый". Но… в этих ЭБУ организован подсчет КС загрузчика и верная заводская КС хранится в епроме процессора, недоступной этим загрузчикам. На практике после репрога с таким вариантом ЭБУ не ляжет. Машинка заведется и будет вполне успешно работать до определенного времени, пока процессор не рассчитает и не сравнит все КС, в том числе и внутреннего загрузчика. После этого процессор выключается, автомобиль перестает заводиться и даже включать ГР. После репрога все повторится. Если залить ПО с "родной" версией загрузчика — работоспособность ЭБУ полностью восстановится.
3.Аппаратная реализация конфигураций ЭБУ
Помним, что:
В 2010 году на части ЭБУ аппаратная реализация ЭБУ была изменена. Удалена из схемы микросхема питания ОЗУ процессора при отключении зажигания TDA3664 . Каждый раз при выключении зажигания теперь данные адаптаций по УОЗ, топливоподаче, коррекции ХХ и т.д. записываются в энергонезависимую память еепром. Количество информации, записываемой в еепромку увеличилось. Поэтому теперь используется только микросхема ST95160 или ее аналоги (раньше применялась и микросхема ST95080). Каждый раз при вкючении зажигания, процессор забирает из еепром данные данных адаптаций.
Для отличия на практике таких ЭБУ на крышке последних появился стикер "ДПКВ".

На сегодня известные версии ПО с такой аппаратной реализацией I(А)303CF06, I(А)327RD08, A317DB04
Суммируя сказанное необходимо помнить, что ПО "старых" версий работать в ЭБУ с измененной конфигурацией корректно не будет!
На этом, собственно, можно поставить точку в истории ЭСУД с механическим дроссельным узлом.
Типовые параметры блока для диагностики:


Далее расскажу как его прошить на примере ваз 2114
I317DA02
M73 21114-1411020-12 21114 Е-3 1 Серийная 1,6 8V
Прошивка I317DA02 соответственно блок Производства Ителма.
так как есть закрытые и не закрытые блоки я не рискую и шью
OpenBox 3.1.6 и с идентами DB версией OpenBox 3.1.9
Программа проста и безотказна как Калаш
Нам потребуется:
Этап 1.
1. К-лайн Адаптер (для примера Мастер Кит, или любой другой)
2. АКБ, или БП (12V)
3. Программа (в моем случае OpenBox, умеет поднимать заваленные блоки)
4. Авторская(или стоковая) прошивка. в моем случае ММК I317DA03-E-2

5. Блок снять для удобства работы на столе.
PS НЕ ЗАБЫВАЕМ: Снимаем клемму массы с аккумулятора, а лишь Затем разъем с ЭБУ
6. Ну и немного прямых рук чтобы собрать проводочки и всё подключить.
Идем далее: ищем где стоит блок в вашем авто

И так схема подключения к ЭБУ

Потребуется 4 провода «+», 2 провода «–», 1 провод «К-лайн»
51,53 контакт ЭБУ — Масса
71 контакт ЭБУ — К-Лайн
13 контакт ЭБУ — Включение зажигания (+12В)
12 контакт ЭБУ — Неотключаемое питание (+12В)
44,63 контакт ЭБУ — Питание главного реле (+12В)

Можно приобрести разъем ТУТ

PS. Провода можно сделать самостоятельно.
Должно получиться чтото вроде этого


(Я использую самодельный кабель, с разъемом и переключателем питания
И не снимая с машины программирую, питание с прикуривателя)
ЭТАП 2. Теперь когда всё подготовили
Переходим к программе OpenBox
Выбор СОМ-порта — номер последовательного порта компьютера, через который будет происходить работа с блоком управления.

Выбор ЭБУ — тип блока управления, к которому подключен компьютер.
В нашем случае J72/M73(I)

Работа через через внутреннее ПО контроллера, то есть без режима BSL как это делает ST10Flasher с перепайкой резюков
1. Выбрали всё что надо, включили зажигание(кнопкой) тыкаем Идентификация для проверки выходит ли блок на связь.
2.Далее выбираем Считать FLASH, и считать ЕЕПРОМ(я этого не делаю, если стоит всё сток)… Жмем загрузить FLASH, выбираем прошивку I317DA03_Е-2
3.И сидим ждем пока пройдет полоска(минуты 3) и будет написано в программе Завершено

4.Закрываем прогу.
5.Отключаем питание.
6. Несем в машину ставим.
7. Не забываем!
После репрограммированния блока сброс контроллера с очисткой памяти самообучения (инициализацией) ОБЯЗАТЕЛЕН!
Этап 3.
Далее если надо удалить иммо

1. Есть несколько путей.
a. Скаченный нами ЕЕПРОМ в HEX редакторе отредактировать на FF
b. Залить Чистый ЕЕПРОМ
2. Тыкаем Загрузить ЕЕПРОМ…выбираем наш файл(чистый, или редактированный)…
3. ждем завершение операции.
4.Закрываем прогу.
5.Отключаем питание.
6. Несем в машину ставим.
ВНИМАНИЕ! Если после ЭТАПА 2 авто заблокировал ИММО(ссать кипятком пока еще рано!))), произведите ЭТАП 3.
Если всё таки требуется иммобилайзер. Переобучите ИММО.
ЭТАП 4
Обучение ИММО

Красный — и рабочий ключ потребуется
• Закрыть двери.
• Включить КРАСНЫМ ключом зажигание.
• 3 писка. Вытащить ключ.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить ЧЕРНЫМ зажигание.
• 3 писка + 2 писка.
• Быстро (в течение 5-6 секунд) включить КРАСНЫМ зажигание
• 3 писка + 2 писка.
• Выключить зажигание КЛЮЧ В ЗАМКЕ.
• 1 писк.
•Быстро (в течение 5-6 секунд) включить зажигание на 5 СЕКУНД! (Внимание! Обязательно дождаться Сигнала)
• Мигнула аварийка, бибикнул сигнал
• Выключить зажигание. КЛЮЧ В ЗАМКЕ до погасания машинки на панели.
ИТОГ:
На этом прошивка, удаление иммо, обучение иммо и всё что связано с блоком М73 подходит к концу всё описано и разжевано как можно понятней!
Добавлю OpenBox поднимает заваленные блоки М73, так же шьет через разъем диагностики (с отключенным МЗ)
Есть и бесплатные методы прошить Открытые М73, но опять таки можно положить блок, а нам это не надо!
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Инфа была собрана со всего Интернета(в том числе и Драйв2) для удобства штатного пользователя! переработана, проверена и опробована.
(перечислить всех авторов просто нереально, некоторые материалы, фотоматериалы были также взяты с DRIVE2 и Интернета. Да простят меня люди за то что взял их фотоматериалы!)
Спасибо за внимание!
И Помните:
Всё что вы делаете — вы делаете на свой страх и риск
Чем редактировать прошивку эбу м73

Работа с даными блоками управления осуществляется вкладкой MIKAS 11/M73A или J72+/M73I.
MIKAS 11/M73A — только блоки управления M73 производства АВТЕЛ с ПО А308ХХХХ, А317ХХХХ, А373ХХХХ(далее ЭБУ M73A).
J72+/M73I — все остальные блоки блоки управления январь J72+/М73(далее ЭБУ M73I).
Для данных ЭБУ поддерживаются следующие операции:
| · | чтение/программирование FLASH и EEPROM через внутреннее ПО контроллера(метод без доработки ЭБУ). |
Подключение к ЭБУ М73

Работа через через внутреннее ПО контроллера (БЕЗ ПЕРЕПАЙКИ)
Для работы с блоками управления M73I (вся «Классика», вся «Калина с ПО X303XXXX», ЭБУ I 308ХХХХ, I317ХХХХ, I373ХХХХ ) необходимо выбрать вкладку J72+/M73(I).
Работа с данными ЭБУ возможна только «на столе» или на машине со своим разъемом.
Для перевода данных ЭБУ в режим работы через внутреннее ПО контроллера необходимо выполнить следующие условия:
| · | Напряжение питание, подаваемое на блок управления, должно быть в пределах 12-17В. |
| · | Проверить отсутствие каких-либо нагрузок, подключенных к блоку управления. |
| · | Все питающие напряжения следует подавать одновременно. |
При правильном подключении идентификаторы читаться не будут. Если идентификаторы читаются, то блок находится в режиме диагностики.
Работа в BSL режиме (С ПЕРЕПАЙКОЙ)
Для ЭБУ M73A режим BSL использовать запрещено.
Для перевода ЭБУ в режим программирования его необходимо доработать. Для этого необходимо повернуть резистор со 105-й ноги на 104-ю (фото ниже). После этого можно подать питание на ЭБУ, согласно распиновке и проводить с ним все необходимые операции. После программирования ЭБУ необходимо выполнить сброс ошибок, сброс ЭБУ.
Поворачиваемый резистор номиналом 8.2кОм, если вдруг Вы сломалии его, то временно можно заменить резистором номиналом 6.8кОм – 10кОм, но лучше все же использовать 8,2кОм. Чаще всего этот smd резистор можно найти на материнских платах.
Как работать с прошивками для блока М73
Принципиально ЭБУ построены на базе 16-ти разрядного процессораST10F273выпускаемого фирмой STMicroelectronics. Поговорим о М73.
| Конфигурация1 производятся двумя заводами: НПО«ИТЭЛМА» и «АВТЭЛ». На сегодня это контроллеры перекрывающие линейку «переднего привода» ВАЗ: A(I)308DA02, A308DB03, A3028RA01, A3028RA01v2, A3028RA02,A(I)317DA02. |
Конфигурация2 производятся двумя заводами: НПО«ИТЭЛМА» и «АВТЭЛ».На сегодня это контроллеры перекрывающие линейку «Классика»,«Приора»,«Калина»: A(I)327RB06, A(I)327RC07, A(I)373DA01, I303CE05. |
Конфигурации процессоров отличаются вариантами расположения на плате конфигурационных резисторов и соответственно совершенно разным софтом.
Конфигурация 1
Конфигурация 2
Визуально корпуса ЭБУ отличаются креплением крышки контроллера:
Программно конфигурации ЭБУ отличаются сильнее.
Конфигурация 1:
Полный размер Флешь 917,504 кБ. Программно отличаются между собой главным образом бутлоадером (начальным загрузчиком).
Кроме того программисты «АВТЭЛ» ,дабы затруднить доступ к процессору контроллера для изменения его конфигурации, встроили в программный код защиту, которая не позволяет внешним загрузчикам попасть в первые четыре сектора внутренней памяти процессора и изменить ее содержимое.
На практике это означает, что при попытке залить в ЭБУ «Автэл» 1 конфигурации прошивки с другим бутлоадером (от «Ителмы» М73, Я72+, М73 от ЭБУ 2 конфигурации) сработает защита и ЭБУ «ляжет», т.е. перестанет функционировать как ЭБУ. С этой точки зрения хорошо работает CombiLoaderот SMS перед загрузкой осуществляется проверка соответствия прошивки ЭБУ и при ее отрицательном результате загрузка просто не осуществляется.
Конфигурация 2:
В этой конфигурации процессора совместимость ПО больше и проще. Все прошивки имеют одинаковый бутлоадер и достаточно «родственный» SOFT. Полный размер флешь589,824кБ.
На практике это означает, что прошивки с префиксом «А» и «I» одинаково просто загружаются во все типы ЭБУ М73 конфигурации 2 и работают в них, не забываем только о недостающих деталях по каналу ДД для 21067 если вдруг мы захотим использовать этот контроллер на Калине с соответствующим софтом конечно.
Данный тип конфигурации очень близок к Я72+ и является его логическим продолжением, поэтому контроллеры М73 данной конфигурации безопасно переделываются в Я72+.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ М73:
На сегодня имеются 3 загрузчика этих блоков, позволяющие программировать их без доработки. Этим способом можно программировать ЭБУ как «на столе» так и прямо на автомобиле через колодку диагностики. (тут необходимо сделать отступление и сказать, что при программировании через диагностическую колодку рекомендуется снимать разъем с катушки (катушек) зажигания, во избежание выхода из строя последних из-за особенностей самого ЭБУ при программировании). Лично я рекомендую не ленится и работать с ЭБУ «на столе». Все равно приходится лезть к блоку для протягивания впрысковых масс, спасибо отдельное заводу изготовителю за это.
Итак загрузчики:
Сразу надо оговорить, что загрузчики перечислены в порядке их безопасности, т.е.возможности «положить» ЭБУ и удобства работы с ними.
Второй способ программирования данных ЭБУ – программирование с доработкой:
Этот способ поддерживают все вышеперечисленные загрузчики и предоставляют такую возможность еще несколько довольно распространенных.
Суть способа состоит в переводе процессора ЭБУ в режим «BootMode» и использование загрузчика процессора самого программируемого ЭБУ.
Для перевода в этот режим необходимо подать «-12В» через резистор 4.7кОм – 10кОмна 104 ножку процессора и временно убрать резистор 8.2кОм со 105 ноги процессора.
Вариантов тут несколько:

Далее используя загрузчики, осуществляем программирование ЭБУ.
ВАЖНО!
Прошивки для этих типов ЭБУ могут быть в двух форматах: криптованном (281кБ для Автела и 287кБ для Ителмы конфигурации 1 и 191кБ и188кБсоответственноконфигурации 2) и развернутом (FULL – 896кБ дляконфигурации 1 и 576кБ дляконфигурации 2). Развернутый формат у ителмы и автела имеет одинаковый размер.
Производитель оборудования для чип-тюнинга SMS, дабы «привязать» пользователя к своему оборудованию использует свернутый формат, своего рода архиватор, который понимают его редактор калибровок СТР-6 и загрузчик Combiloader.
Кроме Combiloaderа с криптованным форматом умеет работать загрузчик отТрэйд-М.
Остальным загрузчикам требуется полноразмерный формат прошивки.

После перепрограммирования не забываем восстановить исходную конфигурацию процессора.
Надеюсь, что эта публикация поможет начинающим чип-тюнерам при работе с ЭБУ М73 и сбережет нервы и средства, защитив их от неправильных действий.
О возможности восстановления блоков и структуре памяти ST10 поговорим попозже, т.е. продолжение следует.