Какая разница между полной заменой масла АКПП и частичной
Своевременная замена масла в АКПП гарантирует ее правильную работу в процессе эксплуатации
автомобиля и долговечность агрегата. Смазочная жидкость внутри уменьшает трение между
шестернями, способствует удалению продуктов износа и охлаждает механизмы. Если масло
теряет свои свойства, АКПП работает неправильно и выходит из строя быстрее, чем
предусмотрено производителем.
Способы замены масла в «автомате»
Регламент замены масла в АКПП устанавливается производителем, однако зависит и от режима
эксплуатации транспорта. В руководстве по эксплуатации этих механизмов предусмотрено два
способа замены смазочной жидкости:
— Частичная замена масла в АКПП. Предусматривает слив части старого масла (от 40 до 60%
от общего объема) и долив смазочной жидкости до предусмотренного производителем
уровня.
— Полная замена масла в АКПП. Предусматривает полное удаление масла из коробки
передач и охлаждающего контура, промывка агрегата, замена расходных материалов и
полный залив новой жидкости.
Обратите внимание, что замена масла в АКПП своими руками возможна только в том случае, если
оно меняется лишь частично. Для полного слива, промывки и заполнения необходимо
использовать специализированное оборудование. Поэтому по поводу этой услуги следует
обращаться на СТО.
Для частичной замену нужно от 3 до 5 литров жидкости, то есть на покупке масла можно
сэкономить. Однако саму процедуру нужно будет проводить через меньшее количество
километров (50-60 тыс.), что сводит на нет финансовую экономию. Приобретать фильтры и другие
расходники нужно только в том случае, если это предусмотрено регламентом.
У частичной замены есть несколько дополнительных преимуществ:
Используется меньший объем масла;
Необходимо меньше денег на оплату услуг по замене;
Производится очистка поддона и фильтрующей системы;
Снижается риск поломать механизмы АКПП.
Полная замена осуществляется с помощью специального устройства, которое подключается к
АКПП. Оно прокачивает через агрегат промывочную жидкость до полной очистки всей системы.
Разница с частичной заменой состоит в том, сколько масла для замены в АКПП понадобится. В
этом случае необходимо приобретать на 30-50% больше смазочной жидкости, чем предусмотрено
производителем АКПП.
Преимущества полной замены:
— Полная смена смазочной жидкости;
— Улучшение работы АКПП;
— Снижение расхода топлива за счет улучшения работы гидространсформатора;
— Полное удаление всего мусора из поддона.
Заключение
Однозначно сделать вывод о том, какой вид замены масла более эффективен, невозможно. Все
зависит от марки авто, рекомендаций производителя машины и АКПП, условий эксплуатации и
прочих факторов.
Менять ли масло в АКПП: частичная или полная замена?
Масло в «автомате» рассчитано на весь срок эксплуатации автомобиля… Подобную фразу нередко произносят и продавцы новых автомобилей, и механики официальных дилерских центров. При этом, пытаясь убедить клиента в своей правоте, они нередко демонстрируют ему официальное руководство по эксплуатации автомобиля. А там действительно черным по белому написано, что трансмиссионная жидкость замены не требует.
Впрочем, наивно полагать, что производители трансмиссионных масел вдруг изобрели вечный продукт. Масло, как и любая другая техническая жидкость, со временем теряет свои первоначальные свойства. Но происходит это не так быстро, как у моторных масел.
В итоге залитое в автоматическую коробку масло (так называемая трансмиссионная жидкость или ATF-масло) вполне неплохо справляется со своими обязанностями на протяжении 100-120 тысяч километров, а потом… А потом гарантия на новый автомобиль и его узлы заканчивается и официальный дилер, еще несколько лет назад уверявший в том, что масло в коробке замены не требует, перестает нести перед автолюбителем любую ответственность.
Новая Mazda6 бросит вызов BMW и Audi: первые изображения
Самый дорогой и большой кроссовер Audi – раскрыты подробности о модели Q9
Вышедшую из строя автоматическую коробку передач к жизни вернут, но теперь уже не бесплатно в рамках гарантийных обязательств, а исключительно за ваши деньги.
Менять ли масло в АКПП?
В том, что масло за годы работы теряет свои свойства, сомневаться не приходится. Даже при аккуратной езде масло постепенно наполняется продуктами износа фрикционов коробки, после чего говорить о первоначальных моющих и смазывающих свойствах уже не приходится. Большая часть образовавшихся в результате износа металлических частиц будет уловлена специальным магнитом, находящимся на поддоне коробки, но мельчайшие частицы неминуемо продолжат свой путь вместе с маслом.
Естественно, что по мере увеличения пробега рабочая жидкость в автоматической трансмиссии будет становиться все грязнее. А это уже прямая угроза соленоидам и клапанам, которые идеально работают только в чистом масле. Закономерный итог загрязнения масла – рывки и толчки при переключениях.
В ситуации, когда официальные дилеры не торопятся менять масло в «автомате», нет ничего удивительного. Частые замены удорожают стоимость обслуживания автомобиля. Но это как раз тот случай, когда скупой платит дважды.
Частичная замена масла в АКПП
В российских условиях эксплуатации автомобилей менять масло в автоматической трансмиссии лучше всего каждые 50-60 тысяч километров. Причем желающие сэкономить вполне могут ограничиться так называемой «частичной заменой» (слил-залил), когда мастера ограничиваются сливом грязного масла через специальное отверстие и не демонтируют поддон.
Частичная замена подразумевает в себе слив только 40-60% от общего объема масла. Соответственно, залить необходимо аналогичный объем новой жидкости.
При возможности, вместе с маслом стоит заменить и фильтр. Его состояние после 50-60 тысяч пройденных километров также наверняка будет далеко от идеального.
Полная замена масла в АКПП (аппаратная)
Метод полной замены заключается в том, что с помощью специального оборудования старое масло в АКПП полностью заменяется новым.
Относительно замены масла «под вакуумом» (она же аппаратная замена масла) мнения среди механиков разнятся. С одной стороны, работающая под вакуумом установка способна извлечь из коробки отработавшее масло практически до последней капли. С другой стороны, многие мастера уверены в том, сбитые давлением отложения и грязь могут попасть прямиком на протоки гидроплиты, что приведет к еще большим проблемам.
Какая замена масла в АКПП лучше?
При обслуживании автомобилей с большим пробегом опытные механики скорее предложат компромиссный вариант со слитием масла через поддон.
При этом для тщательной чистки забитого отложениями «автомата» на свежем масле стоит проехать всего 4-5 тысяч километров, после чего повторить замену. В этом случае можно рассчитывать на то, что автоматическая коробка передач отработает максимально возможный срок.
Частичная или полная замена масла в АКПП. Как лучше делать
У «возрастных» автомобилей замену масла в автоматических коробках передач рекомендовано проводить каждые 30-40 тыс. км пробега.
На таких машинах чаще всего установлены обслуживаемые коробки, которые можно разобрать на части, заглянуть внутрь, оценить состояние гидроблока, соленоидов, поменять фильтр. Если речь идет о современных машинах с автоматическими «коробками», а они преимущественно необслуживаемые, то замену масла целесообразно проводить каждые 40-60 тыс. км, в особенности, если автомобилю часто приходится передвигаться по пробкам или ездить по бездорожью или в таких условиях, когда АКПП работает в тяжелых режимах.
Есть два метода замены масла в АКПП: частичная замена («слил-залил») и аппаратная, которая проводится с использованием специального оборудования. Какой из этих способов лучше? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как каждый из этих способов необходимо применять в определенных случаях. Об этом и поговорим.
Метод аппаратной замены заключается в том, что с помощью специального оборудования старое масло в АКПП полностью заменяется новым. Для того, чтобы в узел удалось залить новое масло, необходимо под давлением удалить оттуда старое масло. При частичной замене сам процесс занимает больше времени. Для начала нужно слить хотя бы часть старого масла из АКПП и точно проконтролировать, какой объем масла удалось удалить, чтобы добавить нового масла в таком же количестве. После этого необходимо проехать на машине примерно 500-1000 км, а после чего повторить процедуру со сливом и доливом. Как раз на этапе второй доливки в разборных автоматических коробках можно заменить фильтр, а также оценить состояние гидроблока, при необходимости провести его очистку и прочистить также соленоиды.
Замена масла в обслуживаемой КПП немного отличается от замены в необслуживаемой «коробке-автомат». Главное правило в отношении неразборных АКПП звучит как: несмотря на то, что их и называют необслуживаемыми, масло в них менять надо.
Так, на пробеге в 40-60 тыс. км можно сделать аппаратную замену. И повторять ее с такой же регулярностью. Дело в том, что чем внимательнее автовладелец следит за качеством масла в неразборной АКПП, тем меньше у нее возникает дополнительных рисков износа. Но так как контролировать состояния масла в неразборных коробках визуально невозможно, то выход — просто почаще его менять. И это гарантирует то, что в узле всегда будет чистое масло, а это значит, что фильтр не потеряет своих эксплуатационных свойств, будет исправно функционировать и сама коробка передач. В противном случае, если не придерживаться рекомендаций по межсервисному интервалу, фильтр забьется грязью, которая накапливается в масле, быстро выйдет из строя, перестанет фильтровать, после чего количество проблем в коробке резко увеличится.
В случае обслуживаемых АКПП интервал замены можно немного увеличить. Так, например, менять на 50-60 тыс. км пробега. И при этом можно выбрать, как частичный метод замены, так и аппаратный. Обслуживаемые АКПП, как мы уже говорили, дают возможность провести вместе с заменой масла замену фильтра, а также очистку поддона. А потому даже если обнаружится, что масло в коробке выработало свой ресурс, и фильтр забился, можно без труда его заменить и провести очистку других компонентов узла.
На больших пробегах, то есть от 60 до 100 тыс. км и более, когда в любой АКПП, которая не проходила до этого обслуживание, масло уже износилось, его замену надо проводить обязательно. В такой ситуации аппаратная замена масла в обслуживаемых коробках — отчасти еще приемлемый вариант.
Однако есть риск того, что при активной промывке системы с помощью оборудования вся накопившаяся в ней грязь может забить фильтр, загрязнить гидроблок, соленоиды и радиатор. Да, если такое произойдет, то ситуацию, конечно, можно исправить. Придется разобрать обслуживаемую коробку, удалить грязь, а также заменить фильтр. Но чтобы избавить себя от лишних хлопот, лучше использовать частичную замену. В случае необслуживаемых коробок рисковать даже не стоит, нужно проводить замену частичным методом. Ведь если из-за работы аппарата в такой коробке грязью засорятся внутренние ее компоненты, провести быстро разбор и промывку не удастся.
Итак, владельцы автомобилей с АКПП должны уделять особое внимание регулярной замене масла, как в обслуживаемых, так и в необслуживаемых коробках передач. Однако если на маленьких пробегах для замены масла можно без особых рисков для машины использовать как аппаратный метод, так и частичный метод, то при долгом сроке эксплуатации автомобиля рекомендуется проводить замену с помощью двухэтапной сливки-заливки.
Какая замена масла в АКПП лучше: частичная или полная?
Долговечность работы АКПП зависит не только от общих правил эксплуатации, но и от качества и регламента замены ГСМ. Масло выполняет одновременно массу разнообразных задач:
• Смазка трущихся механизмов.
• Удаление из деталей продуктов износа (как правило, скапливаются в поддоне).
• Поддержание оптимальной температуры.
На фото: сливается масло из АКПП
В руководстве по эксплуатации значатся два вида замены масла, правила и регламент для каждого из них, может частично отличаться. Итак, существуют такие методы замены ГСМ в «коробке»:
• Частичная замена подразумевает в себе, слив только 40-60% от общего объема. Соответственно и залить необходимо такой же объем новой жидкости.
• Полная замена подразумевает, как уже поняли полный слив масла, с промывкой коробки и заливом новой жидкости.
Сразу хотелось бы акцентировать ваше внимание на том, что полную замену лучше делать на специализированных сервисах, где есть необходимое оборудование и инструмент.
Особенности частичной замены
Когда вы решились только на частичную замену, нужно знать, что понадобится только порядка 3-5 литров. Однако необходимо понимать, что при неполной замене, процедуру нужно проводить чаще. К примеру, рассчитано, чтобы заменить старое масло нужно проделать не меньше двух циклов смены на 100 т. км.
на фото: сливается масло из АКПП VW Polo Sedan
Кстати, при частичной замене — на некоторых коробках, даже на большинстве, поддон снимается и фильтр меняется. Однако не на всех моделях есть необходимость менять фильтр, где-то это предусмотрено только в случае ремонта «коробки». Но, поддон же приходится снимать, ведь там остается приличное количество смазывающей жидкости.
На АКПП снят поддон и масляный фильтр
У такого способа есть ряд преимуществ:
• Небольшие затраты на ГСМ.
• Очищается поддон, фильтры.
• Меньший риск нанести вред механизмам «коробки».
Кстати, у большинства производителей (ZF, GM, AISIN, JATCO) предусмотрены, так называемые комплекты для замены масла.
Комплект для замены масла в АКПП ZF 8HP45
В них в зависимости от модели «коробки» входит разное количество «аксессуаров». К примеру, если у КПП металлический поддон, то в комплект, включают: сливные, заливные пробки, сменные фильтра, прокладки. В случае с пластиковым поддоном (таковые имеются) комплект, включает в себя абсолютно новый поддон (в него вмонтированы фильтра, прокладки, пробки) и необходимые крепления.
Особенности полной замены
Уже говорилось, что для полной замены понадобится специальное оборудование, которые с помощью давления будет вытеснять старое масло, заменяя его новым.
Нет, конечно, есть способ, который не требует к себе какого-то сверх инструмента и даже давления, все делается гораздо «проще». Откручиваются сливные пробки, и сливается жидкость, затем снимается поддон (будьте аккуратны, там может остаться еще приличное количество масла), снимается фильтр (там тоже будет масло).
АКПП FW6A-EL Mazda 6 GJ III без поддона
В итоге, после того, как слили с поддона все масло, промыли или заменили фильтр, ставим все обратно. Далее заливаем свежее масло согласно тому количеству, которое было слито.
Заливка масла в коробку автомат Mazda 6 GJ. Фото — Drive2.ru
Затем, отсоединяем все шланги, ведущие на радиатор, а вместо него направляем шланги в любую канистру, бутылку.
Масло сливается из сливного шланга
Дальше необходимо запустить мотор, через несколько секунд из трубок пойдет масло, как только оно поменяет цвет на более светлый и чистый, значит, немедленно глушите мотор. Теперь остается добавить недостающий объем жидкости.
Полная замена с помощью специального инструмента на СТО выполняется по следующему плану:
• Промывка всей системы АКПП.
• Выдавливание старого масло с помощью новой жидкости (при помощи давления создаваемого специальной аппаратурой).
• Заключительный этап подразумевает смену фильтра (если нужно) и прокладки поддона, в зависимости от конструкции (смотреть выше — металл или пластик).
На фото: замена масла методом вытеснения с помощью аппарата
Преимущества у такого метода тоже есть:
• Масло заменяется практически полностью на новое.
• По утверждениям специалистов, сокращается расход топлива, за счет снижения потерь в гидротрансформаторе.
• «Коробка» очищается от мусора в виде всевозможных отложений.
Безусловно, что есть и недостаток — это стоимость, причем достаточно высокая. Ведь помимо оплаты самой услуги, вы покупаете по сути масла больше, чем вам необходимо. В большинстве КПП, чтобы выдавить старую жидкость, зачастую требуется от 12 до 15 литров нового масла, когда сам объем «коробки» редко превышает 10 литров.
Что говорят производители?
На сегодняшний день большинство производителей «коробок» ZF, GM, AISIN, JATCO утверждают, что заливают масло на весь срок службы, а это, как правило, в пределах 150-250 000 км, в зависимости от модификации КПП. Специалисты же по обслуживанию «коробок», советуют придерживаться следующего плана: проводить частичную замену где-то раз в 60 000 км. Мнение производителей в этом плане расходятся, кто-то рекомендует полную замену, кто-то наоборот говорит, что частичной замены будет вполне достаточно. Однако необходимо понимать, если «тянуть» с заменой масла до финальных сроков эксплуатации, скорей всего придется хорошо потратиться на ремонт КПП. Поэтому практичней проводить частичное обновление масла, раз в 60 000 км, таким образом, немного продлевая «жизнь» КПП.
Предлагаем обратить внимание на некоторые особенности эксплуатации «коробок» популярных ныне моделей автомобилей.
1. Kia Rio III, IV, Hyundai Solaris I, II
Для этой модели комплектуется две АКПП:
1. 4-ступенчатая ставилась на модели, выпущенные до 2015 года, её код — a4cf1 (собственной сборки корейцев).
2. 6-ступенчатая ставится уже с 2015 года.
Вид на коробку Kia Rio III без поддона
Для обоих «коробок» концерн регламентирует замену масла по истечению 90 000 км. Специалисты же настаивают на частичной замене по пробегу в 60 000 км в среднем. Кстати, производитель также говорит о том, что нет необходимости менять фильтр, для него ресурс в 120 000 км. Но, судя по комментариям, даже после 60 000 км, фильтр забивается различными отложениями. Поэтому стоит проводить и его замену.
Что касается масла, то обращайте внимание на то, что рекомендуемое изготовителем ATF SP-III подходит только для 4 АТ. Для 6АТ необходимо заливать ATF SP-4.
2. Volkswagen Polo Sedan, Skoda Rapid, Skoda Octavia A5, A7, Volkswagen Passat B6, Audi (A3, A4, TT (большинство поколений).
На некоторые модификации этих автомобилей устанавливается 6-ступенчатая АКПП Aisin 09G. Производитель традиционно заявляет, что жидкость залита на весь срок службы, но специалисты твердят о необходимости регулярной частичной или полной замены. Если речь идет о частичной замене, то менять необходимо при пробеге в 60-70 000 км. Кстати, данная коробка из «семейства» так называемых необслуживаемых, то есть, рассчитана на 250 000 км. Однако если есть желание проездить дольше, рекомендуем считаться с комментариями мастеров выше.
Автомат aisin 09G
Касаемо жидкости, то для этих моделей КПП подходят следующие марки масел: VAG G 055 025 A2, Тойота T-IV, Mobil – 3309. Имейте виду, что объем «коробки» более 7 литров. Кстати, данная модель очень чувствительно к масляному голоданию.
3. CHEVROLET Epica, Captiva (рос. сборки с 2006 года), Lacetti, Orlando, Cruze, Opel Astra J.
6-ступенчатая АКПП GM 6T40 6T45, 6T30 современного семейства устанавливаются на перечисленные автомобили. Срок службы до капремонта КПП в среднем 120-150 000 км. Конструктивно это семейство простое, отличия между моделями минимальны, потому даже сальники и прокладки подходят. Однако при выборе фильтров и некоторых запчастей, лучше подбирать конкретно под свою модификацию. Мастера советуют проводить замену масла чаще, в среднем аналогично другим КПП раз в 50-60 000 км. Таким образом, удастся продлить общий ресурс.
Заменить жидкость можно, как частично, так и полностью. Многие владельцы меняют частично каждые 30-40 000 км.
На фото: заливка жидкости в АКПП Opel Astra J. Масляный фильтр на данной коробке не меняется и поддон не снимается при замене масла.
Масло сюда стоит заливать только качественное, проверенное годами и рекомендованное производителем: типа Dexron VI ATF от GM, Mobil, Shell, Petro-Canada.
4. Mazda 6 II (GH).
Для данного автомобиля используется 5-ступенчатая АКПП модели FNR5 (FS5A-EL). Она является модернизированной «коробкой» от Форд 4-ступенчатой 4F27E. Кстати, последняя устанавливалась на первое поколение «шестерки» и на некоторые модели самого Форд. Что касается ухода, то производитель вообще не рекомендует её обслуживать. Замена масла предусмотрена при капремонте (в среднем завод говорит от 150-200 000 км). Однако, специалисты все же советуют проводить частичную замену, хотя бы раз в 50-60 000 км, чтобы продлить ресурс. Первую замену можно делать без покупки нового фильтра, ничего страшного не произойдет, а вот в следующий раз, уже обязательно поменяйте его.
За пользу частичной замены говорят и отзывы владельцев данного автомобиля. К примеру, один из таких: «Появились «пинки», провел полную замену масла (ушло более 12 литров), к сожалению не помогло. Потом наткнулся на отзыв владельца «шестерки», у него похожие проблемы были, так он провел частичную замену и все прошло. Провел частичную замену, и на своей машине, «пинки» пропали».
Вид на коробку без поддона Mazda 6 Gh 2-ое поколение
Кстати, рекомендованные жидкости для этой «коробки»: Mazda ATF M-V (оригинальное), либо аналоги — Mobil ATF 3309, Redline D4, Dexron III, Mercon V, Toyota T-IV.
Заключение
В целом, обращайте внимание на информацию указанную в книге по эксплуатации, там же подробно расписана сама процедура замены и рекомендации, какой регламент, масло и так далее.
Кроме того, на некоторых «коробках» щупы имеют маркировку заливаемых масел — это для тех, у кого возникают трудности, какую жидкость использовать. И если не нашли нужную вам информацию, то узнавайте у специалистов сервисного центра, а также на специализированных ресурсах.