Как настроить срез на сабвуфер
Перейти к содержимому

Как настроить срез на сабвуфер

  • автор:

Все о сабвуферах в домашнем кинотеатре. Часть 4: Настройка

В качестве преамбулы к данному разделу мы решили привести набор базовых рекомендаций компании THX относительно установки и настройки сабвуферов в прямоугольных комнатах. Заключается он, собственно, вот в чем: существует несколько вариантов установки сабвуферов в зависимости от того, сколько их у вас имеется. В небольших комнатах всегда есть проблемы со стоячими волнами, портящими бас. Следующие пять мер помогут взять их негативное влияние под контроль:

  • Выбирайте комнату таких размеров, чтобы ее модальные частоты не пересекались;
  • Располагайте места просмотра вдали от модальных пиков и провалов;
  • Располагайте сабвуферы так, чтобы они помогали лучше контролировать амплитуду стоячих волн;
  • Используйте низкочастотные поглотители в целях убрать излишки басовой энергии;
  • Применяйте эквалайзер или электронную коррекцию (в самую последнюю очередь, когда все остальное уже было максимально оптимизировано).

В целом же, если у вас имеется в распоряжении четыре сабвуфера, THX рекомендует начать с расстановки их по всем четырем углам. Если их два, поставьте их посредине у фронтальной и тыловой стен. Если сабвуфер один, расположите его в одном из фронтальных углов. Далее слушайте разницу от места к месту и двигайте сабвуферы вдоль стен до тех пор, пока не получите самого ровного звукового покрытия зоны просмотра. Наличие возможности подвигать сабвуфер по комнате часто перевешивает все плюсы варианта, наглухо встроенного в стену. Следуйте приведенным рекомендациям по расстановке, производите необходимые акустические измерения и всегда верьте своим ушам.

Исходя из этого, становится понятно, сколько времени и внимания стоит уделять расположению сабвуферов, акустическому оформлению комнаты, а сколько – финальной тонкой настройке или, как ее часто называют, калибровке. И все же, максимум результата мы получим, пройдя весь путь. Так в чем же заключается этот последний этап? Давайте по порядку. Сначала разберемся в настройке единственного сабвуфера.

Настройка единственного сабвуфера

Берем в расчет следующие исходные данные (их же рекомендуем рассматривать в качестве стартовых на этапе поиске места для сабвуфера):

  • если на сабвуфере имеется регулятор ФВЧ (LPF), он установлен в максимальное значение (как правило, 120 Гц);
  • Переключатель фазы (Phase) на сабвуфере установлен в положение «0» или «Normal», регулятор фазы (при наличии) установлен в крайнее положение, указывающее на «0»;
  • Регулятор громкости сабвуфера установлен в положение 1/3 от максимального значения;
Sub_rear-panel
Органы управления встроенного усилителя сабвуфера Velodyne
  • На AV ресивере все колонки установлены в «Small», сабвуфер включен, а частота раздела кроссовера для всех колонок установлена в 80 Гц;
  • На ресивере выбран режим звучания «Stereo» или ему подобный так, чтобы ваш сабвуфер гарантированно получал и воспроизводил НЧ-составляющую звуковой дорожки (для уверенности, можете потрогать рукой динамик – должны ощущаться его колебания).

AVRspeakersetup

Пример GUI экранов настроек в AV ресивере Pioneer

Настройка фазы

Первым делом необходимо правильно установить фазу сабвуфера, т.к. это очень сильно влияет на все последующие манипуляции. Система считается согласованной по фазе, если НЧ-динамики основных АС и сабвуфера синхронно двигаются туда-сюда. Если же их динамики двигаются несинхронно, происходит перехлест НЧ-волн и они друг друга гасят. В результате вы услышите меньше баса, а система будет считаться работающей не в фазе.

К сожалению, в связке сабвуфера и основных АС может возникнуть еще одна проблема. Если колонки будут играть одни и те же басовые ноты, что и сабвуфер, в какие-то моменты будут возникать горбы на определенных частотах. На других частотах могут появиться провалы. Решением будет поручить воспроизведения низких частот одному лишь сабвуферу, установив основные АС в положение «Small» в меню ресивера. Это будет способствовать получению более ровного баса по всей комнате.

Для получения наилучшего баса требуется найти правильное положение переключателя фазы, при котором SPL в месте прослушивания будет максимальным. Этого можно добиться с помощью подачи на ресивер тестового сигнала на частоте раздела кроссовера (в нашем случае 80 Гц) и шумомера (SLP meter). Нужно включить тестовый сигнал, замерить SPL в точке прослушивания, щелкнуть переключателем фазы, снова замерить SPL, затем сравнить полученные цифры и сделать однозначный вывод. Переключатель фазы, соответственно, нужно оставить в положении, когда уровень звукового давления максимален. Если у вас нет шумомера, придется довериться своим ушам. В этом случае включите музыку (не фильм) с повторяющейся басовой партией (барабан или бас-гитара). Пощелкайте переключателем фазы и остановитесь на том, где бас более «полный» и «быстрый». Если вы не слышите разницы, оставьте переключатель в положении «0» или «Normal».

subwoofer_Phase_switch

Пример переключателя фазы сигнала на усилителе сабвуфера

К счастью, большинство сабвуферов имеют переключатель фазы, а продвинутые модели – даже поворотный регулятор, позволяющий плавно изменять ее значение от 0 до 180 градусов. А если вам лень вставать с дивана, то и на этот случай есть один маленький трюк: изменение значения расстояния до сабвуфера (она же задержка сигнала) в меню AV ресивера оказывает аналогичное влияние, как и плавное вращение регулятора фазы на самом сабвуфере. Выбирайте, что вам ближе к душе, и действуйте!

svsphasecontrol

Пример плавного регулятора фазы сигнала на усилителе сабвуфера

Настройка уровня громкости и частоты раздела кроссовера

После того, как настроена фаза, можно переходить к настройке уровня громкости сабвуфера. Для этого достаточно воспользоваться встроенным в любой AV-ресивер или процессор тестовым сигналом, который, как правило, он воспроизводится на уровне в 75 дБ (розовый шум). В идеале следует использовать специализированный генератор тестовых сигналов или, как минимум, диск с их записями. Даже не пытайтесь произвести настройку уровня на слух – ничего хорошего из этого, как правило, не получится. Для корректной настройки уровня нам потребуется шумомер или SPL-meter. Включаем тестовый сигнал, смотрим на шумомер и настраиваем уровень сабвуфера так, чтобы прибор показал заветные 75 дБ. Можно пойти дальше и настроить уровень еще более точно. Для этого в качестве тестовых сигналов необходимо использовать 4 синусоиды из диапазона на 1\3 октавы ниже 50 Гц и 4 синусоиды из диапазона на 1\3 октавы выше 50 Гц (например, 42, 45, 46, 48 и 54, 58, 62, 64 Гц). Нужно измерить SPL на каждой из частот, вычислить их среднее арифметическое и произвести корректировку уровня сабвуфера. И так до тех пор, пока среднее значение не станет равным 75 дБ.

radio shack spl metersound-level-meterDV020

Примеры портативных шумомеров (SPL Meter)

Не забываем проверить все остальные каналы нашей системы, которые также должны выдавать те же самые 75 дБ. На этом настройка громкости сабвуфера завершена. Переходим к настройке кроссовера.

Кроссовер – это аналоговый или цифровой блок, отвечающий за то, какой диапазон частот конкретного канала в итоге отправится на тот или иной громкоговоритель или динамик. На вход кроссовера поступает полнодиапазонный сигнал (20-20000 Гц), а на выходах он уже разделен на два и более канала, каждый из которых уже имеет ограниченный сверху или\и снизу определенной частотой диапазон исходного сигнала. На графике АЧХ в теории это выглядит так:

Crossover

Работа кроссовера на графике АЧХ

Именно кроссовер позволяет «перенаправить» бас со всех 5 или 7 саттелитов вашего домашнего кинотеатра на сабвуфер для его более корректного воспроизведения в местах просмотра.

Все настройки кроссовера необходимо выполнять на AV ресивере\процессоре, а не на самом сабвуфере. Если ваши фронтальные АС являются большими и способны на достойное воспроизведение басовых нот, смело выставляйте для них частоту раздела кроссовера на 80 Гц. Если же они небольшие (полочные, настенные или встраиваемые), поставьте частоту раздела на 100-120 Гц. Согласно рекомендациям Звукозаписывающей академии США, наилучший результат дает установка частоты раздела кроссовера в диапазоне от 80 до 100 Гц.

Crossover_settings

Пример экрана настройки кроссовера в меню AV ресивера

Более точную настройку кроссовера позволит осуществить лишь наличие измерительного оборудования, позволяющее увидеть кривую АЧХ. Такое оборудование обычно называют спектроанализатором или Real Time Analyzer (сокращенно RTA). Цель всех наших манипуляций остается прежней – получение максимально линейного графика АЧХ. В плане выбора правильной частоты раздела кроссовера данная цель достигается путем многократных и последовательных замеров АЧХ, каждый раз изменяя частоту раздела на минимальное возможное количество единиц (как правило, это 5-10 Гц). «Прощупав» таким образом диапазон от нижней пограничной частоты АС до 100-120 Гц, выбираем и останавливаемся на варианте, где график АЧХ наиболее линеен.

Phonic_PAA6

Портативный двухканальный анализатор спектра (RTA) Phonic PAA6

В большинстве случаев, когда у вас имеются большие напольные АС, способные играть довольно низко, их будет проще согласовать с сабвуфером, нежели небольшие полочные АС, которыми располагает большинство. Однако совсем не обязательно наилучший результат можно получить, установив частоту кроссовера в минимальное значение с целью нивелировать особый почерк сабвуфера на частотах, которые и так способны воспроизвести АС. Если частота раздела установлена на минимальное значение, сабвуфер не сможет простимулировать динамики основных АС в районе их резонансной частоты, позволяя им быть доминантным генератором колебаний. Если частоту среза поставить слегка выше, звуковые волны сабвуфера и основных АС смогут друг друга усилить, порождая в итоге более ровный и приятный уху бас. Имейте это в виду.

Применение эквалайзера и электронной коррекции

Как вы, наверное, заметили, эквализация и электронная коррекция стоят последними в ряду мер, которые вы можете применить для того, чтобы заставить ваш сабвуфер заиграть на все 100%. Такое положение вещей не случайно, не смотря на всю привлекательность сразу включить автоматическую настройку и забыть обо всем остальном, как о страшном сне. Все описанные в данной статье мероприятия по настройке сабвуфера стоят сугубо в порядке убывания степени их влияния на итоговый результат в целом. Изменение данного порядка крайне не рекомендуется, ибо легко может привести к неудовлетворительным результатам, исправить которые можно, лишь повторив все мероприятия заново и по порядку. Так что сэкономьте свое время и сделайте все правильно с самого начала.

Итак, возвращаясь к эквалайзерам и электронной коррекции, следует заметить, что большинство инсталляций происходит без их применения инсталляторами. С одной стороны, зачастую можно добиться хорошего результата, правильно действуя на предыдущих стадиях, а с другой стороны далеко не всегда в распоряжении имеется необходимое оборудование или функционал в ресивере\процессоре. Многое тут зависит от продвинутости и стоимости конкретной модели. Недорогие ресиверы не смогут вас порадовать наличием продвинутой версии системы автокалибровки, работающей, в том числе, в диапазоне ниже 1 кГц, а эквалайзер для LFE канала скорее всего будет ограничен 4 фиксированными полосами (например, 25, 50, 85 и 120 Гц). Такой набор инструментов никак нельзя назвать удовлетворительным для решения нашей задачи. Топовые модели AV ресиверов и процессоры всегда имеют на борту полнодиапазонную систему электронной коррекции акустики помещения или автокалибровки (Audyssey, ARC, YPAO и др.) и параметрический эквалайзер с приемлемым разрешением. Если же нет доверия к инструментарию процессора, вы вправе задействовать на канале сабвуфера выделенный эквалайзер. Самая важная характеристика эквалайзера в случае его использование в связке с сабвуфером – это его разрешение. Чем выше будет разрешение, тем более точную коррекцию АЧХ он позволит вам сделать. В идеале, оно должно быть не меньше 1/12 октавы на полосу. И совсем другое дело, когда речь идет о параметрическом цифровом эквалайзере. В этом случае вы вольны производить корректировки практически на любой частоте.

EQ

Двухканальный графический эквалайзер LA Audio

Основное правило эквализации применительно к сабвуферному диапазону частот – срезайте горбы, но не трогайте провалы. Любой провал на графике АЧХ в НЧ-диапазоне говорит нам о расположении либо слушателя либо сабвуфера вблизи нулевой узловой точки стоячей волны. Попытка выправить эту частоту эквалайзером лишь добавит искажений, но никак не повлияет на слышимость нужной ноты. Помните об этом.

Современной альтернативой графического или параметрического эквалайзера являются разнообразные системы электронной коррекции акустики помещения (или автоматической калибровки звучания). Данные решения присутствуют в большинстве современных AV ресиверов и процессоров. Они позволяют практически в автоматическом режиме произвести основные настройки звучания системы окружающего звучания вашего домашнего кинотеатра. Все, что для этого нужно, поставить в определенном месте идущий в комплекте измерительный микрофон и следовать инструкциям. Система сама воспроизведет тестовые сигналы и проведет их измерение в нескольких точках комнаты, после чего выдаст рекомендации по настройке следующих параметров:

  • Small или Big для каждой пары колонок (Front, Center, Surr и т.д.);
  • Частоту раздела кроссовера для каждой пары колонок;
  • Расстояние до каждой из колонок, включая сабвуфер.

AudysseyMic

Настроечный микрофон от ресивера с системой автокалибровки Audyssey

Попутно с этим система автокалибровки рассчитает и будет готова применить специальный частотный фильтр, наложение которого на текущую АЧХ каждого из каналов позволит (в теории) сделать ее максимально линейной. В отличие от параметрического эквалайзера системы автокалибровки наподобие Audyssey MultiEQ оперируют сотнями т.н. точек на кривой АЧХ, инвертируя провалы и горбы с ювелирной точностью именно там, где это необходимо. Повторить подобное с помощью самого продвинутого параметрического эквалайзера (речь о полном диапазоне частот) не получится. В отношении низкочастотного диапазона еще можно поспорить, однако использование автоматической системы точно позволит сэкономить время и, скорее всего, увенчается более плоской АЧХ.

AudysseyEngagement

Принцип работы системы Audyssey в сравнении с обычной эквализацией

Если вы решили задействовать подобную систему, не забудьте потом вернуть на свои места настройки АС (Small вместо Big, значения частоты раздела кроссовера и расстояние до колонок) – здесь автокалибровка легко может «дать петуха». Нельзя доверяться ей на все 100%, особенно когда мы уже произвели все необходимые замеры и настройки собственноручно.

Особенности настройки системы из нескольких сабвуферов.

Теперь давайте уделим внимание настройке басового звена кинотеатра, состоящего из нескольких сабвуферов. Здесь есть свои особенности. К ним и перейдем.

1. Используйте идентичные сабвуферы

Если вы хотите избежать потери большого количества времени, потраченного на манипуляции при настройке звена из 2 и более сабвуферов, применяйте одинаковые аппараты. Только сабвуферы-близнецы могут обладать максимально схожими характеристиками всех компонентов и результирующего звучания, что крайне необходимо для получения предсказуемого эффекта равномерного покрытия басом всей зоны прослушивания.

2. Располагайте сабвуферы согласно рекомендациям

Речь идет о практиках наиболее оптимального расположения множественных сабвуферов в комнате, детально рассмотренных в соответствующем разделе нашей статьи.

3. Убедитесь, что все сабвуферы играют одну и ту же «мелодию»

Поверьте, крайне проблематично будет настроить массив из сабвуферов, которые воспроизводят разный сигнал. Еще раз убедитесь, что ФВЧ (LPF) на каждом из сабвуферов выключен или выкручен на максимальное значение, чтобы не мешать системе бас менеджмента AV ресивера\процессора. Настройки фазы также должны быть идентичны. Как правило, переключатель или регулятор фазы нужно оставить в положении “Normal” или «0». Если ресивер\процессор имеет только один выход с предусилителя на сабвуфер, самое время задействовать Y-разветвители сигнала. В случае если у ресивера имеются и задействованы несколько выходов на сабвуфер, убедитесь, что бас менеджмент по каждому из них настроен корректно и выдает на все выходы одинаковый сигнал («Both» или «LFE+Main»). Короче говоря, вам необходимо убедиться, что каждый сабвуфер получает монофонический сигнал от всех АС, обозначенных, как «Small», плюс сигнал канала LFE. Некоторые ресиверы\процессоры (в частности, некоторые модели от Denon) поддерживают стереофоническую сабвуферную конфигурацию, использование которой в наших целях лишь внесет деструктивную составляющую. Убедитесь, что она не задействована (выбран режим «Mono»).

4. Выровняйте громкость всех сабвуферов

Очень важно выставить одинаковую громкость звучания на всех имеющихся сабвуферах. Если этим пренебречь, вы рискуете в итоге получить плохую интеграцию, и даже перегрузку во время громких моментов, если одни сабвуферы настроены громче, чем другие. Это повлечет за собой искажения на более низких уровнях громкости относительно того, на что реально способна ваша система. Правильным способом согласовать по уровню все сабвуферы будет использование встроенного в ресивер\процессор генератора розового шума и измерение его шумомером в режиме «С-weighted». Измерьте уровень каждого сабвуфера в отдельности, физически выключая все остальные во время измерений. Измерения необходимо проводить на одинаковом расстоянии относительно каждого из сабвуферов. А если у вас совсем туго со временем, можно замерить уровень в ближнем поле сабвуфера, положив шумомер или измерительный микрофон на пол на расстоянии 10 см от стенки устройства, где расположен излучатель.

SubMicNearField

Пример расположения измерительного микрофона в ближнем поле

Если сабвуфер фазоинверторный, микрофон следует располагать на полпути между центром динамика и портом фазоинвертора (уже на штативе). Эта методика становится весьма проблематичной в исполнении, если у сабвуфера несколько динамиков, вот почему мы рекомендуем производить замеры в точке, равноудаленной от всех устройств, причем точка эта совсем не обязательно будет находиться в зоне мест прослушивания. Как только вы выстроили громкость всех сабвуферов относительно друг друга, пора переходить к выравниванию громкости сабвуферного звена относительно фронтальных АС или центрального канала.

Измерьте уровень для фронтальных LR и С каналов и сабвуферного массива как минимум в двух точках (основное и второстепенное места прослушивания, например, первый и второй зрительский ряд кинотеатра). Запишите полученные результаты в таблицу для того, чтобы вы могли более точно произвести нужные корректировки. Это действительно хорошая идея – провести измерения минимум в двух точках и откалибровать уровни так, чтобы разница была не более 1-2 дБ, так вы получите наиболее правильное SPL покрытие по всей зоне прослушивания. Даже THX рекомендует не торопиться в процессе проведения измерений. Выделите время для своих экспериментов с RTA и SPL измерителями, причем с запасом. THX рекомендует производить каждое измерение на протяжении как минимум 20 секунд. Некоторые калибраторы-профессионалы отводят каждому измерению до целой минуты. Это обеспечит вам гарантированно корректный результат. Почему? Потому, что розовый шум не всегда однороден на низких частотах. Шум по определению случаен. Чем дольше прибор будет мерить шум и вычислять среднее значение, тем меньше вероятность получения ошибок измерения SPL по причине природной неоднородности розового шума. Потратьте столько времени, сколько вам необходимо на проведение хороших взвешенных измерений – в итоге оно того стоит.

5. Проведите измерения исходной АЧХ

Перед тем как перейти к автоматической калибровке или активной эквализации, необходимо понять, от чего же мы будем отталкиваться изначально. Критически важной задачей является получение максимальной интеграции фронтальных АС кинотеатра с вашими сабвуферами. Альтернативная точка зрения – самой важной является корректная интеграция центрального канала и сабвуферов. Если вы по большей части будете смотреть фильмы и слушать многоканальную музыку, пожалуй, именно так и стоит поступить. Однако, как показывает практика, человек гораздо больше восприимчив к некорректному воспроизведению музыки фронтальной стерео-парой, нежели к точному определению того, присутствует ли идеальное согласование между центральным каналом и сабвуферами во время мгновенных экшн-сцен кинофильма. Если вы отдаете предпочтение прослушиванию 2-канальных музыкальных программ, отдайте предпочтение калибровке сабвуферов относительно фронтальных каналов LR. Если же вы чаще смотрите фильмы, чем слушаете музыку, смело калибруйте сабвуферы относительно АС центрального канала.

Подключите выход вашего RTA в свободной паре линейных стерео входов ресивера\процессора, установите устройство или его измерительный микрофон в основной точке прослушивания на уровне головы сидящего человека, и пусть веселье начнется! Настройте прибор на измерение в полосе от 10 до 200 Гц и на уровнях громкости с разбросом 60 дБ, чтобы мы точно смогли увидеть, что же происходит на низких частотах в вашей системе. Не забудьте убедиться, что вам доступно разрешение измерений не меньше, чем 1/12 дБ/окт. Меньшее разрешение не позволит ясно увидеть реальное положение вещей.

Measure

Процесс измерения АЧХ в разгаре

После того, как вы получили исходный график АЧХ, зафиксируйте его, а затем попробуйте поиграться со следующими параметрами и посмотреть, удалось ли вам получить какие-либо измеримые улучшения (более ровный график, меньше горбов и провалов):

  • Размер основных АС: Large / Small (Large стоит рассматривать только в случае, если это дало реальное улучшение графика АЧХ, и ваши колонки способны играть все необходимые низкие частоты на референсном уровне громкости (105 дБ в точке прослушивания), причем без перегрузки и искажений);
  • Частота раздела кроссовера основных АС;
  • Дистанция до сабвуфера (задержка);
  • Фаза сабвуфера.

Не рекомендуется отдаляться в значении частоты раздела кроссовера больше, чем на 20 Гц от зачастую оптимальных и рекомендуемых THX 80 Гц. Также было замечено, что некоторые ресиверы\процессоры имеют свойство урезать LFE канал, если поставить частоты среза ниже 80 Гц. Если же поставить частоту раздела сильно выше 80 Гц, может возникнуть проблема локализации сабвуферов, особенно, если некоторые из них расположены близко к зоне прослушивания. Если у вас небольшие сателлиты, вероятнее всего 100 Гц будет оптимальной частотой раздела. Стерео эффект на частотах ниже 150 Гц выражен крайне слабо, и в зависимости от чувствительности, искажений и естественной частоты спада АЧХ основных АС, установка кроссовера на частоту 100 Гц способна создать наиболее полноценный звук. Ключом к успеху в этом деле является экспериментация. Если ваши сателлиты настолько маленькие, что требуют установки слишком высокой частоты раздела, вам следует рассмотреть возможность замены таких АС или размещения сабвуферов как можно дальше от зоны прослушивания с целью нивелирования проблемы их локализации.

Опять же, в большинстве случаев рекомендуется оставлять все сателлиты в режиме Small. Это позволит добиться наилучшей интеграции между ними и вашими сабвуферами, также как и большего динамического диапазона от основных АС, которым теперь не нужно нести тяжкий груз воспроизведения низких частот. К тому же это повлечет снижение количества искажений в самих АС и усилителях, их обслуживающих.

Дистанция до сабвуфера – крайне важная настройка в деле получения максимальной интеграции сабвуферов друг с другом и с основными АС. Если каждый сабвуфер подключен к выделенному выходу с предусилителя, измерьте и установите корректное значение расстояния для каждого из них. Если же все сабвуферы установлены идеальным образом в прямоугольной комнате кинозала, для них подойдет единое значение задержки (дистанции). Мало того, оно рекомендуется для максимизации эффекта нивелирования стоячих волн.

Однако, если имеющаяся расстановка далека от идеала, вероятно, вам придется поиграться с настройками задержек для каждого сабвуфера в отдельности. В таких случаях попробуйте рассчитать среднее расстояние от зоны прослушивания до группы сабвуферов, сидящих на одном линейном выходе. Например, если у вас один сабвуфер стоит в 3 метрах, а второй на расстоянии 2,5 метров, средним результатом будет 2,75. С этого значения задержки в ресивере/процессоре и стоит начать. Скорее всего, оно будет скорректировано в сторону увеличения в связи с наличием естественной задержки в тракте цифрового усилителя сабвуфера. Идеальное значение задержки мы можем получить измерением SPL (LCR + сабвуфер) на частоте раздела кроссовера: меняем задержку, измеряем – и так, пока SPL не будет максимален.

Umik1omnimic_v2

Измерительные микрофоны MiniDSP UMIK-1 и Dayton Audio OmniMic для использования в составе RTA на базе ПК

Когда вы в итоге добились наилучшего измеримого результата для основного места прослушивания, повторите весь процесс для следующего по важности места в зале. Попробуйте найти комбинацию настроек, которая позволяет получить наилучший звук для обеих точек. Можете продолжить и дальше, но, как показывает практика, если вы как следует постарались в первых двух случаях (например, в центре первого и второго рядов), другие места от этого также выиграют. Опять же, чем более правильно вы смогли расположить сабвуферы при установке, тем меньше телодвижений и дополнительных настроек вам придется сделать, чтобы добиться стабильного и ровного графика АЧХ для всех зрительских мест.

6. Задействуйте эквалайзер или систему автоматической калибровки

Теперь, когда мы уже имеем приемлемый результат интеграции всех наших сабвуферов с основными АС, пора внести финальные штрихи в картину и загнать график АЧХ в еще более узкие рамки. Ниже представленные рекомендации основаны на применении системы автокалибровки Audyssey MultEQ Pro с внешним измерительным микрофоном и ПО, однако по большей части они будут справедливы и для большинства других подобных систем, т.к. все они работают по схожим принципам.

  • Устанавливайте измерительный микрофон на уровне головы слушателя в месте прослушивания, используя микрофонную стойку и направляя микрофон строго вверх;
  • Избегайте таких мест установки микрофона, где на пути прямого звука от громкоговорителей будут иметься преграды, его блокирующие. В частности, наклоните спинки театральных кресел таким образом, чтобы они не мешали прохождению прямого звука от тыловых АС;
  • Измерения необходимо проводить в точках, расположенных вокруг и вблизи основной зоны прослушивания;
  • Избегайте самых крайних боковых мест. Важно проводить измерения в конкретной зоне, находящейся между наиболее часто используемыми местами прослушивания;
  • Удвойте количество измерений в двух самых важных местах прослушивания. Это позволит Audyssey придать больший вес данным измерениям в итоговой картине;
  • Скорректируйте настройки бас менеджмента, задержек и частоты раздела кроссовера после того, как калибровка будет завершена.

Последний пункт довольно важен, т.к. автокалибровка довольно часто ошибается в установке типа АС (Large вместо рекомендуемого Small) и в выборе оптимальной частоты раздела кроссовера (занижает ее). При этом задержки определяются, как правило, довольно точно.

Видео-руководство по проведению калибровки системы на базе Audyssey

Любую систему автоматической калибровки необходимо проверять последующим измерением получившейся АЧХ и сравнением его с исходным графиком. Стало лучше – прекрасно! Стало хуже – возвращаемся в исходную точку, проверяем корректность наших телодвижений при задействовании системы автокалибровки, проделываем ее еще раз. И так пока не станет лучше.

7. Слушайте и вносите корректировки

Никакие даже самые лучшие и точные измерения в мире не могут гарантировать отличного звука в итоге. Теперь пора сесть и послушать своими ушами плоды вашего труда. Поставьте знакомую вам музыку с интенсивными басовыми партиями. Послушайте ее в двухканальном режиме + сабвуферы на всех основных местах в зоне прослушивания и попробуйте понять, как она звучит. Потом послушайте музыку в многоканальном режиме (изначально многоканальные записи и 2-х канальные через декодер ProLogic). В большинстве случаев бас будет казаться более выраженным при переходе из 2-х канального режима в матричный 5.1/7.1. Убедитесь в получении удовлетворяющего вас баса во всех режимах по всей зоне прослушивания. Не стесняйтесь прибавить или убавить уровень сабвуфера на пару дБ, если вам так больше нравится. Проведите эксперименты и подвигайте настройки бас менеджмента (и размер колонок и частоты кроссовера) с целью убедиться в том, что ваши оптимальные настройки, основанные на измерениях, звучат аналогичным образом – оптимально.

Man-with-remote

Можно немного расслабиться и послушать любимые записи

Когда вы добились линейности в НЧ диапазоне, часто возникает желание прибавить сабвуферу громкости на пару-тройку дБ. Значительно комфортнее слушать звук с приподнятыми НЧ, когда у вас плоская АЧХ, нежели когда в нем присутствуют выраженные модальные горбы, делающие бас гулким и ненатуральным. Так что не бойтесь настроить ваши сабвуферы на пару дБ выше по уровню, чем основные АС, когда вы уже добились общей линейности в звучании. В некоторых случаях вам может даже понадобиться поднять\убавить уровень одного конкретного сабвуфера. Чаще всего это касается саба, расположенного наиболее близко к зоне прослушивания.

Если вы не довольны звуком с включенной системой автокалибровки, выключите ее или попытайтесь провести калибровку заново и посмотреть/послушать, удалось ли на этот раз получить лучшие результаты. Говоря попросту, не нужно замыкаться на результатах калибровки, если на слух они вас не устраивают. Точная настройка, как правило, все же необходима для получения наилучшего звучания, но никак нельзя отрицать наличия сильной корреляции между отличным звуком и отличными результатами измерений.

Итоги и выводы

Одним из главных свойств серьезной системы домашнего кинотеатра является его способность накрыть основную зону просмотра ровным и приятным для уха басом. Лучший способ добиться такого эффекта – это: минимизировать влияние на звук стоячих волн путем выбора размеров комнаты и ее акустического оформления; использовать несколько сабвуферов; правильно расставить и настроить акустические системы, сабвуферы и зрительские места; применить активную эквализацию. Ни в коем случае не стоит недооценивать ни один из этих базовых компонентов успеха, торопясь задействовать систему автоматической калибровки звучания. Иначе вы рискуете попросту крутиться на месте, как «собачка за своим хвостом», и потратить кучу времени на домыслы и ненужные эксперименты в попытках добиться приемлемого результата.

Как только вы послушаете правильно откалиброванный домашний кинотеатр с ровным приятным басом по всей зрительской зоне, назад пути не будет – ведь именно НЧ-составляющая саундтрека заставляет вас поверить в реальность происходящего на экране!

Корректная интеграция сабвуферов в систему домашнего кинотеатра, медиа-комнаты или персонального кинозала стоит и времени и усилий, на нее затраченных. При наличии правильных инструментов, необходимых знаний и терпения, вы способны добиться настолько потрясающего эффекта от вашего театра, что он легко составит конкуренцию самому лучшему публичному кинозалу в городе. И не забывайте про отсутствие чавкающих попкорном и громко болтающих по телефону соседей!

Annoying_Cinema

Устали от публичного кинотеатра? Обращайтесь в Cinemalounge!

Важно оставаться методичным и последовательным на протяжении всего процесса настройки и калибровки вашего домашнего театра. Инвестиция в хороший инструмент наподобие TrueRTA от компании True Audio, LMS от компании LinearX Systems или даже FFT-анализатор сэкономит ваше время и позволит добиться гораздо более точных результатов, нежели вы доверились бы лишь своим ушам, тестовым сигналам и измерителю SPL. Забудьте про народные средства и позвольте науке полностью раскрыть потенциал вашего домашнего кинотеатра!

Настройка частоты среза сабвуфера

поставил вобщем саб с усилком, какую выбрать частоту среза?

———- Сообщение добавлено 07.07.2012 в 10:38 ———-

да и при настройке все эквалайзеры отключить надо (согласлвание саба с усилком)?

  • Как настроить частоту среза сабвуфера на CDA-117
  • Настройка частот среза ВЧ-СЧ-НЧ-САБ
  • Настройка частоты среза
  • Помогите правильно подобрать частоты среза сабвуфера!
  • Выбираем частоту среза.

Если Вы впервые на нашем Форуме:

  1. Обратите внимание на список полезных тем в первом сообщении.
  2. Термины и наиболее популярные модели в сообщениях подсвечиваются быстрыми подсказками и ссылками на соответствующие статьи в МагВикипедии и Каталоге.
  3. Для изучения Форума не обязательно регистрироваться — практически весь профильный контент, включая файлы, картинки и видео, открыты для гостей.

Репутация: 722111 Регистрация 06.06.2010 Город/село Москва Сообщений 8,283 Спасибо (Раздал) 2794 Спасибо (Получил) 8377

Более 5 лет на форуме

За наставничество Ветеран 10-летия

Re: Настройка частоты среза

Сообщение от GurzaTLT
Сообщение от GurzaTLT

Либо на усе, либо на ГУ.

Re: Настройка частоты среза

Сообщение от Tim635

В зависимости от калибра и характеристик саба частота среза может быть 100 Гц и меньше, но лично я бы не советовал поднимать ее выше 80 Гц. ИМХО оптимальная частота среза 63-80 Гц.

Либо на усе, либо на ГУ.

т.е в одном только месте? в обоих местах (ГУ и усилитель) не надо?

Репутация: 722111 Регистрация 06.06.2010 Город/село Москва Сообщений 8,283 Спасибо (Раздал) 2794 Спасибо (Получил) 8377

Более 5 лет на форуме

За наставничество Ветеран 10-летия

Re: Настройка частоты среза

Сообщение от GurzaTLT
Сообщение от GurzaTLT

Не нужно путать понятия. Частота среза — это условно точка, на границе раздела, а фильтр — это условно устройство. К тому же для сабвуфера этот фильтр не высоких, а низких частот (ФНЧ). Для саба существует ФВЧ, но его обычно называют сабсоник и диапазон регулировки у него примерно от 15 до 55 Гц.

Re: Настройка частоты среза

Сообщение от GurzaTLT

Re: Настройка частоты среза сабвуфера

у меня на 80 вторым порезано и без подгуживания))
когда ездил без мидбасса резал на 200 первым

Re: Настройка частоты среза сабвуфера

а у меня такой вопрос, сейчас саб порезал на 100 четвертым, звучанием полностью доволен, но если наваливать больше номинала, то лучше сделать срез на 80 или даже 63, чтобы саб играл меньший диапазон и смог переварить больше мощи или не париться и можно оставить срез на 100?

Too far. Старший мастер

Репутация: 397233 Регистрация 02.11.2009 Город/село Воло-гда-гда Сообщений 3,495 Спасибо (Раздал) 1049 Спасибо (Получил) 4327

Re: Настройка частоты среза сабвуфера

Мощь не при чем, саб должен играть свой диапазон, а мид свой.
Мид играет от 80 саб до 63 пускать, мид от 100 саб пробовать до 80, но все индивидуально.
К тому же если проц временную коррекцию вводить надо.

А так есть тестовый диск фокала, и в нем трэк где бьют в большой барабан 3 раза,
и слышно при неправильной срезке и коррекции гул,
а при правильном сведении можно различить что все 3 удара разные.

Вот такая петрушка.

Авторитет Начальник кадров

Репутация: 1502611 Регистрация 03.06.2012 Город/село Тульская обл.Новомосковск Сообщений 16,948 Спасибо (Раздал) 17771 Спасибо (Получил) 28801

Более 5 лет на форуме

Ветеран модерации Лауреат 13-летия Форума За наставничество

Re: Настройка частоты среза сабвуфера

TwinTwin, Саб скорее всего под РЭП(((Там по другому нельзя-ПАЦААНЫ засмеют

Как настроить срезы на усилителе

Сабвуфер — важная часть акустической системы автомобиля. Именно он позволяет не только слушать музыку, но и ощущать её глубину и объём всем телом. Именно правильная настройка сабвуфера в машине способна значительно увеличить удовольствие от прослушивания музыки.

Содержание статьи:

Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.

Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине.

Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?

Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.

При проектировании короба важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.

Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?

Настройка LPF (low pass filter) фильтра

Естественно, динамик должен быть правильно подключён к усилителю. Для начала на сабвуферном усилителе или на головном устройстве надо включить фильтр, который обычно обозначается, как LPF (low pass filter). То есть, этот фильтр позволяет попадать на динамик низким частотам и отрезает при этом высокие. Например, популярная частота среза для сабвуферов — от 50 до 63 Гц.

Первый этап настройки — установить фильтр примерно на такую частоту. Потом это значение нужно будет немного подкорректировать. Причём, если есть возможность использовать LPF на головном устройстве, следует включить его именно там. В противном случае можно регулировать срез «крутилкой» на усилителе. Включать фильтр на ГУ и усилителе одновременно не нужно.

Настройка “сабсоника”

После необходимо задействовать фильтр, который называют “сабсоник”. По-сути, это фильтр высоких частот, работающий в суббасовой области. Проще говоря, он отрезает от сигнала инфранизкие частоты и пропускает все, что выше. Сабсоник есть не на всех усилителях. Но если ваш динамик работает в акустическом оформлении ФИ или ЧВ, то и усилитель надо выбрать такой, в котором есть такой фильтр.

Зачем он нужен “сабсоник”? Дело в том, что сабвуферный динамик будет пытаться воспроизвести и частоты, лежащие за пределами слышимого диапазона, например 20-25 Гц и ниже. На таких частотах ход диффузора увеличивается, что может привести к выходу катушки из зазора и её повреждению. Сабсоник отрезает всю «инфру» и не позволяет динамику превысить ход. К тому же, качество воспроизведения нужного басового диапазона только улучшается, а громкость увеличивается.

Настраивать “сабсоник” следует примерно на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота его настройки 35 Гц, то настраивать сабсоник надо на 30 Гц. Чтобы сделать это, нужно включить переключатель и вращать “крутилку” до требуемых цифр.

Что нужно знать о фильтрах

Ещё одна вещь, которую надо помнить о фильтрах — ни один из них не отрезает сигнал резко, как ножом. То есть, не бывает такого, чтобы LPF был настроен на 63 Гц, а на 64 Гц звука уже не было. Все частоты, что выше, будут ослабляться, с плавным спадом. И плавность этого спада будет зависеть от так называемого порядка фильтра.

Фильтр 4-го порядка даст более пологий спад, а фильтр 1-го — более крутой. Некоторые головные устройства позволяют выбирать порядок фильтра. Это имеет значение для настройки «стыка» области работы сабвуфера и мидбасов.

Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»

Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».

Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.

Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.

Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.

Настройка акустической фазы сабвуфера

Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.

На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.

Выставление задержек

Следующим этапом настройки сабвуфера в машине есть выставление задержек. Но такое возможно только на процессорном головном устройстве или при наличии внешнего процессора. В некоторых акустических оформлениях, например ФИ, не всегда хорошие импульсные характеристики, поэтому бас может немного запаздывать. Это не всегда приятно на слух.

Например, фронтальные динамики сыграли ноту, а через доли секунды отыграл «саб». Чтобы такого не допустить, корректируют задержки, что позволяет «фронтальной акустике и сабвуферу играть одновременно.

Стык сабвуфера и мидбаса

Последняя настройка сабвуфера в машине – это «состыковка» фронтальной акустики с сабом. Например, если сабвуфер «порезан» сверху на 63 Гц, а «фронт» — на 100 Гц снизу, то между ними может образовываться провал. Если же частоты срезов другие, возможно образование горба. Чтобы настройка была правильной, необходимо сделать этот участок АЧХ плавным. Для этого можно немного менять частоты срезов LPF и HPF. Делать это можно на слух или с помощью любого RTA-анализатора.

You are here: Home // Статьи и видео // Как выставить порядки и срезы в компонентной акустике

Как выставить порядки и срезы в компонентной акустике

В этом видео говорим о настройке. Дмитрий Приколота рассказывает, какие базовые срезы и их порядки можно выставить при настройке двух — и трёхполосной акустики, как ближнего поля, так и эстрадных компонентов. Смотрите видео здесь:

Если вам понравилось это видео, делитесь им с друзьями, пишите комментарии!

А ниже вы можете прочитать текстовую версию данного видео.

Как выставить срезы и порядки в компонентной акустике

Всем привет, друзья! С вами Дмитрий Приколота и Школа Автозвука.

Очень часто задаётся вопрос: «А как же выставить срезы?», «Какие срезы? Порекомендуйте на ту или иную акустику». Поэтому мы решили записать такое небольшое видео, в котором было бы рассказано о базовых настройках частот срезов и их порядков. То есть, как «расфильтровать» акустику, как для компонентной акустики, так и для эстрадной.

Но, повторюсь, данные рекомендации, это всего лишь база. У каждой системы итоговые настройки фильтрации будут отличаться. Почему? Потому что всё зависит: от самих компонентов, непосредственно от «железа» и от того, что вы хотите в итоге получить.

Итак, давайте рассмотрим базовые настройки фильтрации. Для компонентной акустики: на ВЧ HPF — 4 кГц вторым порядком, для мидбаса HPF 80 Гц, а LPF — 3,15 кГц. Это всё вторыми порядками. LPF для сабвуфера — 63 Гц, вторым порядком. Как вы увидите далее, для сабвуфера данный параметр не будет меняться в принципе.

Ещё одно такое важное уточнение или замечание: неважно, где у вас происходит фильтрация сигнала — в головном устройстве, в усилителе. Важно то, в каком виде и как «порезанный» сигнал доходит непосредственно до самих динамиков.

Далее рассмотрим вариант, когда у нас не классическая схема «двухполосный фронт + сабвуфер», а другая схема, которая является подороже и получше. Это трёхполосный фронт + сабвуфер.

Для твитера, в данном случае, HPF — срез 6,3 кГц вторым порядком. Для среднечастотных динамиков low pass filter — 4 кГц, вторым порядком, то есть — 12 децибел на октаву. Для среднечастотников с жёстким диффузором HPF — 500 Гц, вторым порядком. Для среднечастотников с купольным диффузором HPF будет 1,25 кГц, вторым порядком. Связано это с возможностями и конструктивными особенностями тех или иных среднечастотников.

Для мидбаса, в данном случае… Вернее, правильно его будет назвать уже мидвуфером, HPF мы выставляем на 80 Гц, вторым порядком. Low pass filter 250 Гц, вторым порядком. Ну и на сабвуфер, как уже было сказано, мы оставляем LPF на 63 Гц, вторым порядком.

Что касаемо эстрадной акустики, здесь всё меняется, немножко становится по-другому. Для ВЧ-звена high pass filter — 8 кГц, вторым порядком. В данном случае, для классической «двушки» HPF — 160 Гц, вторым порядком, а low pass filter — 4 кГц, также вторым порядком. Для сабвуфера мы оставляем low pass filter на 63 Гц, вторым порядком.

Если мы строим эстрадную систему, но уже трёхполосную, то всё тоже немного меняется. High pass filter для ВЧ у нас также остаётся на 8 кГц, вторым порядком. Для среднечастотного звена LPF — 4 кГц, вторым порядком, HPF — 500 Гц, вторым порядком. Для мидбасового звена HPF — 120 Гц, вторым порядком, а LPF — 250 Гц, вторым порядком. И сабуфер (LPF) также остаётся на 63 Гц, вторым порядком.

Итак, подытожим! Данные рекомендации по фильтрации системы являются базовыми, и от них мы будем отталкиваться при настройке своей аудиосистемы. В процессе настройки мы можем изменить не только частоту среза. Всё зависит от возможности нашей аудиосистемы. Это необходимо слушать. Может мидбас чуть ниже сможет играть, возможно его нужно будет немного «распустить» сверху. Может твитер сможет забраться немного ниже, а при этом не будут возникать какие-нибудь артефакты, искажения в звучании.

То же самое касается и эстрадных систем. Но помимо того, что мы с вами будем менять в процессе настройки частоту, также если ваша конфигурация аудиосистемы и возможности фильтрации позволяют порядки, то, естественно, тут же меняются и порядки. Таким образом, меняются порядки, если нам нужно понизить частоту, то порядок надо сделать повыше. Если частоту нужно повысить, то порядок надо понизить, то есть, перейти на первый порядок.

Это всё решается непосредственно в процессе настройки аудиосистемы. Окончательные срезы будут у вас в машине индивидуальными. Срезы от чужой машины вам не подойдут, скорее всего. За редким исключением, если системы будут практически идентичными.

Ну а на сегодня всё, друзья мои! Надеюсь, видео было вам полезным. Если это так, ставьте лайки, делитесь этим материалом со своими друзьями, подписывайтесь на канал!

С вами был Дмитрий Приколота и Школа Автозвука.

НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА "БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ"
Успей вписаться по выгодной цене!


Понравилось? Поделись с друзьями, нажав на социальную кнопку!

Содержание:

Настройка усилителя | основы

Настройка усилителя для сабвуфера и остальной аудиосистемы может поставить новичка в тупик. Утонченная настройка — дело не простое и требует большого опыта или помощи профессионала.

На этой странице мы разберем основные, базовые настройки — чтобы у вас ничего не сгорело, сабвуфер не пытался отыгрывать скрипку и все было на своих местах.

HPF / LPF (ФВЧ / ФНЧ)

Hight pass filter (HPF), он же фильтр высоких частот (ФВЧ) — отфильтровывает (отсекает) низкие частоты, оставляя высокие.

При настройке сабвуферного усилителя установите регулятор примерно на 20 Hz, чтобы отсечь инфразвук и не тратить энергию, так как вы все равно его не услышите. Для среднечастотных динамиков HPF выставляется в районе 80 Hz, чтобы убрать диапазон низких частот, для которого динамик не предназначен и не сможет его отыграть. Если у вас выделены отдельные каналы или даже отдельный усилитель для твиттеров (пищалок) — HPF выставляется в районе 3000 — 5000 Hz в зависимости от модели, что бы не спалить их.

Все приведенные цифры являются примерными, для получения более точных и безопасных значений изучите характеристики ваших динамиков!

Low pass filter (LPF), он же фильтр низких частот (ФНЧ) — противоположен HPF и срезает верхние частоты, оставляя нижние.

Для сабвуферов устанавливается в районе 50-80 Hz в зависимости от типа оформления (ЗЯ, ФИ, и т.п.), чтобы отсечь частоты, для которых сабвуфер не предназначен. Аналогично и со среднечастотниками, для них режьте в районе 1400-1600 Hz.

Если есть возможность, то можно ограничить твиттеры на 20 000 Hz, но это не обязательно.

Gain Level

Gain (чувствительность) часто путают с громкостью, но это не совсем правильно.

Gain (гейн) — это регулировка входной чувствительности усилителя для согласования с магнитолой. Но не будем забираться в дебри и рассмотрим эту настройку с точки зрения полезной для пользователя.

Иногда значение Вольт (V) указанное на регуляторе может ввести в заблуждение. Дело в том, что чувствительность измеряется в Вольтах. Чем меньше V — тем выше чувствительность — тем громче будет играть динамик и наоборот.

Для начала будет полезно посмотреть понятое видео про то, как работает гейн на усилителе:

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

Настройка гейна на слух (2 способ)

Если вы не доверяете своему слуху и боитесь во время не услышать изменения, тогда воспользуйтесь более точным способом — с помощью синусов.

Если вы настраиваете сабвуфер, то используйте 40 Гц, в случае если ваш корпус настроен выше 40 Гц или у вас закрытый ящик, тогда берите 50 Гц, (скачать синусы в разделе Загрузки). Для настройки гейна для усилителя мидбаса возьмите 315 Гц.

Синус или тон (в нашем случае) — тоновый сигнал определенной частоты, изменения в звучании которого вы легко услышите

Установите гейн на минимум, включите ваш синус и прибавляйте громкость магнитолы. При изменении звучания тонового сигнала остановитесь и убавьте на пару делений (выставьте ограничение максимальной громкости на это значение, если в вашей магнитоле есть такая функция). Переходите к усилителю. Аналогично первому способу прибавляйте гейн. При изменении звучания остановитесь и убавьте на 10%.

Настройка гейна с помощью мультиметра или осциллографа

Настройка уровня гейна с помощью приборов является грамотным и точным согласованием. При этом не напрягается ни динамик ни ваши уши. Подробно о такой настройке показано в видео на нашем Ютуб канале:

Обратите внимание, что при настройке с помощью мультиметра вы должны быть уверены в мощности, заявленной производителем усилителя.

Subsonic

Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его примерно на 20 Hz.

Bassboost

Bassboost — повышает громкость на определенной частоте, как правило это 40-45 Hz.

При использовании басбуста шанс спалить сабвуфер резко повышается, так как клипп наступает значительно раньше. В большинстве случаев bassboost не нужен и если вы новичек, то просто примите правило «Басбуст не трогать!»

Опытными людьми он может использоваться для увеличения полки АЧХ, чтобы вытянуть провалы в определенных частотах, но это уже глубокие настройки и эффект не всегда оправдает риск.

X-over

X-over — переключатель фильтров. Присутствует в случае, когда у усилителя не предусмотрена регулировка для каждого фильтра в отдельности. HPF — режет снизу, LPF — режет сверху, Full / Flat — фильтры отключены.

Регулятор фазы (Phase)

Регулятор фазы — является частью углубленной настройки — меняет фазу динамика. Бывает фиксированный переключатель 0 / 180° и регулятор 0° — 180°. Читайте отдельную тему: Фаза сабвуфера — правильная настройка.

Master/Slave

Этот переключатель используется при мостовом подключения моноблоков. Master устанавливается на усилителе, к которому подходят RCA («тюльпаны») от магнитолы, Slave ставится на подсоединяемом моноблоке.

Видео


Читать еще:

Сколько герц резать сабвуфер

Другими словами, для уменьшения локализации саб нужно резать скорее снизу (либо сабсоником, либо «тесным» ящиком — кому как нравится), а сверху можно позволить распустить его до 100 — 120 Гц (чтобы уменьшить к. н. и. мидбасов, также подрезав их снизу повыше).

Сколько герц надо ставить на сабвуфер?

Подавляющее большинство сабвуферов звучат в диапазоне 40–200 Гц, то есть в основном — средние и высокие басы. Идеальный частотный диапазон для сабвуферного динамика — 30–60 Гц. При этом нижний бас не будет оттягивать сцену на себя. Частота разделения кроссовера — это частота, на которой проходит его разделение частот.

Сколько герц резать сабвуфер

Каким порядком резать частоты?

Саб — лучше резать самым высоким порядком, чтобы он не воспроизводил более высокие частоты и чтобы не было локализации!

Каким порядком настроить сабвуфер?

Лучше всего настраивать LPF на головном устройстве. Так вы сможете получить точные значения настроек (рекомендуем срез 50 или 63 Гц). Если такой возможности нет, тогда срез регулируется на самом усилителе. Не рекомендуем одновременно использовать фильтр на усилителе и в головном устройстве.

Как усилить басы на сабвуфере?

Добавление баса : Установите самое низкое усиление сабвуфера, включив фильтр нижних частот и установив его на максимально возможное значение. Если сабвуфер имеет усиление низких частот, обязательно выключите его. Если он поставляется с дистанционным регулятором уровня, поместите его в среднее положение.

Сколько герц хороший звук?

На самом деле, в идеальных лабораторных условиях некоторые слышат аж до 12–16 Гц, а те, кто не слышит, могут уловить низкочастотные колебания телом. А вот с высокими частотами все хуже. Лишь немногие смогут уловить 20 кГц, большинство же слышат лишь до 16-17 кГц, и с возрастом это значение падает до 8–10 кГц.

Как правильно настроить частоту среза?

Сначала нужно определиться с частотой среза (например 100Гц), замеряем значение напряжения на ровном участке АЧХ (200Гц и выше) например получили 10в на 200Гц, далее делим его на 1,41 (10/1,41=7,1в). Выставляем на генераторе частоту 100Гц и добиваемся крутилкой HPF уменьшения напряжения до 7,1в.

Как узнать на сколько герц саб?

Чтобы узнать настройку сабвуфера самый простой способ это скачать на телефон любой тон генератор и через блютуз или аукс прогнать на частотах свой саб и на какой частоте ход будет минимален то эта частота и есть настройка сабвуфера, так же можно скачать синусы на флешку .

Как не спалить саб?

✔ Самое важное это правильное питание, выбирайте медный кабель, соответствующее сечение. ✔ Просадки-ЗЛО. Установите хотя бы дешевый вольтметр. Следите за питанием, при сильных просадках, клип получите раньше.

Сколько герц басы?

Низкие частоты (НЧ) – до 500 Гц. По-другому называется бас, его воспроизводит специальный низкочастотный динамик – сабвуфер, устанавливаемый обычно сзади машины. В нижнем пределе (40-120 Гц) именно он заставляет все кругом гудеть и вибрировать. Средние частоты (СЧ) – 500 Гц — 5 кГц.

Как сделать чистый бас?

Равномерное усиление баса

Если фундаментальная частота баса — 100 Гц, последовательно добавьте усиления на отметке 200, 300, 400 Гц. Такой ход равномерно улучшит натуральное звучание баса, а это лучше, чем непомерно накачивать эквалайзером какую-то одну частоту.

Сколько герц нужно для баса?

Низкие частоты (НЧ) – до 500 Гц. По-другому называется бас, его воспроизводит специальный низкочастотный динамик – сабвуфер, устанавливаемый обычно сзади машины. В нижнем пределе (40-120 Гц) именно он заставляет все кругом гудеть и вибрировать. Средние частоты (СЧ) – 500 Гц — 5 кГц.

Сколько герц лучше для игр?

Частота обновления напрямую влияет на плавность отображающихся элементов на экране. Если вы имеете мощный компьютер, то и монитор должен соответствовать «железу», имея частоту обновления от 120 Гц, 144 Гц и 240 Гц. Такие параметры являются оптимальными для геймеров, так как обеспечивают высокую плавность геймплея.

Для чего нужна частота среза?

Частота среза — это частота, на которой уровень подавляемого сигнала становится на 3 дБ меньше, чем уровень пропускаемого сигнала. О порядке фильтра можно судить по крутизне характеристики затухания: чем выше порядок, тем сильнее затухание зависит от частоты.

Сколько герц должен быть бас?

Низкие частоты (НЧ) – до 500 Гц. По-другому называется бас, его воспроизводит специальный низкочастотный динамик – сабвуфер, устанавливаемый обычно сзади машины. В нижнем пределе (40-120 Гц) именно он заставляет все кругом гудеть и вибрировать. Средние частоты (СЧ) – 500 Гц — 5 кГц.

Какой самый мощный саб?

Deaf Bonce DB-832NEO топовый сабвуфер и настоящий монстр в Мире автозвука!

Что лучше 1 саб или 2?

Тесты показывают, что большой саб более плавно заходит на низкие частоты, где у него более хорошая отдача. Пара сабвуферов демонстрирует лучшую эффективность в зоне настройки. При этом у них временные задержки меньше, однако большой динамик превосходит тандем по параметру точности.

Сколько Гц в голосе?

Голосовые связки у мужчин обычно более массивные и более длинные, чем у женщин, поэтому частота основного тона мужского голоса в норме находится в диапазоне от 80 Гц до 240 Гц, а женского — от 140 Гц до 500 Гц.

Какая частота отвечает за бас?

Низкие частоты (НЧ) – до 500 Гц. По-другому называется бас, его воспроизводит специальный низкочастотный динамик – сабвуфер, устанавливаемый обычно сзади машины. В нижнем пределе (40-120 Гц) именно он заставляет все кругом гудеть и вибрировать. Средние частоты (СЧ) – 500 Гц — 5 кГц.

Как сделать бас более плотным?

Равномерное усиление баса

Для усиления присутствия баса в миксе можно сделать гармонический буст частот на равных отрезках. Если фундаментальная частота баса — 100 Гц, последовательно добавьте усиления на отметке 200, 300, 400 Гц.

Какие частоты срезать у баса?

Например, основной тон акустического бас-барабана находится в диапазоне 40 — 80 Гц, в то время как основные тоны электробасов распространяются почти до 400 Гц. Вы можете усилить эквализацию бас-барабана с помощью относительно узкой полосы ,около 50 Гц , и аккуратно обрезать в диапазоне от 100 до 250 Гц.

Сколько фпс в 120 герц?

Обычные экраны смартфонов с частотой 60 Гц показывают максимум 60 кадр/с. Смартфон с частотой 120 Гц отображает в два раза больше — 120 кадр/с. Но экран еще не гарантирует плавность — ему нужны мощные процессор и графика, которые обеспечат достаточное количество кадр/с: для экрана на 120 Гц это 120 кадров.

Сколько фпс на 60 герц?

Частоту обновления экрана монитора принято измерять в герцах, например частота 60Гц означает, что дисплей обновляет изображение 60 раз в секунду, то есть физически поддерживает аппаратную частоту смены кадров 60 fps при синхронизации с видеокартой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *