Что такое суг на азс
Перейти к содержимому

Что такое суг на азс

  • автор:

Топливо СУГ

Общее сокращение СУГ объединяет несколько видов сжиженных углеводородных газов, используемых в различных областях промышленности. Наибольшую известность СУГ получили в автотранспортной сфере – как альтернатива бензиновому и дизельному топливу. Для заправки авто чаще применяются смеси пропана и бутана. Также в качестве топлива используется метан – справедливости ради, его нельзя назвать сжиженным газом, поскольку это только сжатый под большим давлением, компримированный природный газ (КПГ).

Такие виды топлива заметно выгоднее, оптимально безопасны при правильном подключении системы ГБО (газобаллонного оборудования). Кроме того, после отработки сжиженные газы, а также метан, наносят минимальный ущерб экологии, в отличие от дизтоплива и бензина. Владельцев автотранспорта привлекает и отсутствие дорогостоящих технических проектов для монтажа газовой топливной системы.

Стоит учесть, что газовые пропан-бутановые смеси на АЗС стоят почти в два раза дешевле бензина, а расход СУГ только немногим выше жидких топлив с расчётом на идентичный пробег:

✔ Зимний состав – 1,25 л газовой смеси против 1 литр бензина;

✔ Летний газ – 1,19 л СУГ против 1 литра бензина.

Совокупность всех свойств и возможностей этих смесей вызывает вполне обоснованный интерес водителей к переходу на альтернативный вид топлива. Условным ограничением может стать пока ещё не такая широкая сеть автозаправок, продающих углеводородное топливо. Но владельцы топливных карт и авто с газовым оборудованием успешно пользуются информацией с АЗС-локатора – все точки со сжиженными газами и маршруты к ним по территории России можно найти буквально за секунды, а число газозаправочных станций постоянно увеличивается.

Характеристики сжиженных газов

Применение газовых смесей как топлива для авто нельзя назвать новым явлением в автомобильной сфере. Российская часть истории применения такого ресурса длится уже более 80 лет, и к настоящему времени заслужила право называться безопасной. Метан, пропан и бутан – главные игроки сегмента газового топлива, и все эти три вида объединяют общие характеристики:

✔ Отсутствие запаха – для установки на авто топливным газам намеренно придают ароматический маркер, с помощью которого можно быстро обнаружить утечку;

✔ Устойчивость к воспламенению – при равных концентрациях бутан возгорается при +429 С, пропан при +466 С, метан при +537С, в то время как бензин и дизтопливо воспламеняются уже при t +250-300;

✔ Предельно полное сгорание газов – одновременно достигается высокий топливный КПД и минимизируется объём вредных выбросов в атмосферу;

✔ Низкое образование нагара – сохранение качества поршней в цилиндрах, свечей, камеры сгорания мотора;

✔ Высокое октановое число сжиженных газов – у метана 110, у пропан-бутановой смеси 100.

Официальные стандарты качества для СУГ

Опасения водителей о взрывоопасности газового оборудования происходят чаще от некорректной, произведенной с нарушениями установки системы ГБО, отсутствия контроля состояния баллонов. Технические регламенты и условия, разъясняющие порядок и нормы переоборудования можно найти, например, в ТР ТС 018/2011, прил. №9 О специализированных транспортных средствах (работающих на сжиженных углеводородных газах), также в Правилах ЕЭК ООН №115 относительно разных классов транспортных средств.

С помощью пропан-бутанового или метанового состава достигается баланс между экономичностью, надёжностью и возможностью применения в разных климатических условиях:

✔ Бутан в сжиженном виде и метан не морозоустойчив, но невосприимчив к жаркому климату;

✔ Пропан летом реагирует на высокие температуры и может привести к повышению давления в газовом баллоне;

В смеси же пропан и бутан, на фоне индивидуальных температурнозависимых характеристик дополняют друг друга, газы в разных объемах образуют стабильную, надёжную субстанцию, которая и снабжает топливную систему автомобиля. В зависимости от сезона на АЗС продаются зимние и летние газовые смеси с разными пропорциями содержимого. Например, для зимних сортов СУГ объём бутана составляет 40%, в летних 60%.

Все требования к качеству углеводородного автомобильного топлива, подробные описания свойств метана, бутана и пропана – составных элементов смесей сжиженных топливных газов – описаны в ГОСТ (№ 27578-2018).

СУГ для автомобилей – газобалонное топливо

Если следовать точности определения, в категории СУГ нужно учитывать только пропан и бутан – именно они являются сжиженными газами. Несмотря на «метанизацию» автотранспорта и правительственные субсидии для всех, кто решит перейти с бензина и дизеля на газовое топливоснабжение категории КПГ, внимание автовладельцев к пропан-бутановым СУГ остаётся по-прежнему высоким. Споры между приверженцами метанового топлива и пропан-бутановой смеси решить невозможно, поскольку обе группы топлива имеют внушительный список достоинств, но также и ряд ограничений.

Выбор той или другой газовой схемы топливного снабжения необходимо делать с учетом вида автотранспорта, интенсивности и дальности его эксплуатации. На случай активных поездок на дальние расстояния владельцы большегрузных авто чаще ориентируются по объёму расходов на топливо, поскольку размер затрат на установку ГБО довольно быстро. И напротив, если возникает вопрос перевода легкового авто с небольшой или средней степенью использования в городе, основным параметром станет не цена затрат на установку и последующие заправки машины газом, а конструкция двигателя и топливной системы авто.

Марки сжиженных углеводородных газов

Сегодня разработаны и активно применяются в различных сферах деятельности четыре вида СУГ, и только два их вида применяются по климатическим условиям (согласно ГОСТ Р52087-2003):

✔ ПБА – пропан-бутан автомобильный (разрешен к применению при t окружающей среды не ниже минус 20С);

✔ ПА – пропан автомобильный.

Кроме автомобильной сферы применение сжиженным природным газам находится в промышленности, системах отопления, для коммунально-бытовых нужд и др. В этих областях применяются технические марки топлива: ПБТ, БТ и ПТ (пропан, бутан и пропан-бутан технические).

Что касается именно топливных систем для автомобилей, упомянутый ГОСТ подробно описывает актуальность смесей в зависимости от климатических условий и регионов.

Оставьте свои контактные данные и получите PDF с чек-листом про экономию автопарка. 5 основных способов будут ждать вас на почте

СУГ топливо: что это за зверь и нужен ли он именно Вам?

СУГ топливо расшифровывается, как «сжиженный углеводородный газ». Является одним из самых востребованных видов альтернативного топлива. Его получают в процессе нефтедобычи путем разделения многокомпонентной нефтяной смеси. Простыми словами, является побочным компонентом переработки нефти.

Итак, что за топливо СУГ для автомобилей? СУГ – это вид топлива, представляющего собой сжиженные под высоким давлением смеси природных газов (легких углеводородов). В их составе чаще всего присутствуют бутан, пропан, метан, этан, изобутан, этилен и др.

Характеристики

В зависимости от состава сжиженного газа, различаются и его физические характеристики: плотность, температура кипения (представляет собой диапазон температур), воспламенения, октановое число и т.д.

По отношению к СУГ топливам также применяются аббревиатуры СПГ и СНГ, с расшифровкой: сжиженный природный газ и сжиженный нефтяной газ.

Главной характеристикой такого сырья является его способность менять состояние из газообразного в жидкое. Условиями перехода являются внешняя температура, давление внутри емкости для транспортировки и объем вещества. Как мы упомянули выше, состав (процентное распределение углерода и водорода в смеси) влияет на общие характеристики газа:

  1. Сжижение бутана происходит при давлении 1,6 Мпа при 20° С, кипение начинается при -1° С. Это значит, на морозе состав сохранит жидкую форму, даже если открутить вентиль баллона;
  2. А вот пропан закипает при -42° С, поэтому даже на сильном морозе легко перейдет из жидкого состояние в газообразное;
  3. Еще ниже градус кипения у метана: он начинает сжижаться при -160° С.

Именно из-за разнообразия физико-химических свойств данные газы чаще всего комбинируют в смеси, добиваясь идеальных для разных целей характеристик. К слову, летом и зимой для повышения упругости паров газа СУГ топливо Лукойл может изменяться по составу (содержание пропана/бутана). Кстати, пропан стоит дороже бутана, поэтому зимой его стоимость на заправках выше, чем в теплый период.

  • В жидком состоянии такое топливо при взаимодействии с кислородом обладает низкой воспламеняемостью и взрывчатостью;
  • СУГ характеризуется низкой скоростью диффузии в среду;
  • Обладают способностью долго выветриваться;
  • Октановое число (параметр сопротивления горючего к воспламенению, например, в ДВС) меняется в интервале 100-110. Кстати, этот параметр есть у всех марок бензина (в том числе у АИ-100 и его брендированных собратьев);
  • Сгорает чисто, без дыма и пепла, формирует в составе выхлопа на 90% меньше твердых частиц и оксида азота и на 60% меньше углекислого газа, чем, к примеру, солярка.

Применение

Рассмотрим, где СУГ топливо используется:

  1. В качестве альтернативного автомобильного топлива. Является более эффективным сырьем для ДВС, чем, даже, высококачественный бензин или любая марка дизельного топлива;
  2. Для автономной газификации жилых массивов и промышленных объектов, в том числе, отдаленных территориально;
  3. Для производства электроэнергии с помощью газогенераторов;
  4. В химической промышленности в различных производствах (ПАВы, полиэтилены, пластмассы, пленки, волокна, смолы, растворители и т.д.).

Транспортировка СУГ реализуется в специальных сосудах под правильным давлением или в изотермических цистернах, а также по трубопроводам. Перевозка возможна железнодорожным транспортом в особых вагонах-цистернах, морским путем в танкерах-газовозах, сухопутным в автоцистернах.

Преимущества и недостатки

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, СУГ является третьим по популярности моторным горючим в мире. Поговорим о топливе СУГ для автомобилей отдельно: что за преимущества вознесли его до таких высот?

  • СУГ запросто может заменить традиционный бензин, при этом, возможно одновременное использование обоих видов топлива;
  • Сжиженный газ более экологичный, формирует менее токсичный выхлоп;
  • Оставляет на внутренних частях и узлах ДВС меньше нагара;
  • Не образовывает внутри движка конденсат, не смывает масляную пленку с поршней. Все это значительно повышает срок службы двигателя внутреннего сгорания;
  • Обладает более высоким октановым числом;
  • Сокращает расход смазочных жидкостей;
  • Увеличивает межремонтный интервал двигателя;
  • Расходуется экономнее;
  • Стоит дешевле бензина.

Вот почему топливо марки СУГ сегодня настолько востребовано. Однако, у сжиженного углеводородного газа есть и другие достоинства:

  1. Простота и легкость транспортировки позволяет газифицировать отдельные хозяйственные и жилые массивы, без необходимости тянуть многокилометровые трубопроводы;
  2. Высокие теплотворные качества (выше, чем у твердого сырья);
  3. Широта и комплексность применения;
  4. Относительная легкость добычи и регулировки (реализации).

Чтобы быть полностью объективными, приведем и минусы СУГ топлива:

  • При применении в качестве топлива в ДВС, незначительно снижает мощность движка, а также увеличивает скорость разгона до 100 км/ч.;
  • Установка ГБО в автомобиль обходится недешево;
  • Баллон придется возить в багажнике, соответственно, сократится его полезная площадь;
  • СУГ топливо предполагает более частую (2-3 раза в год) замену воздушных фильтров в авто, а также ежегодное обновление газовых фильтров;
  • Низкоразвитая сеть газовых заправок (их можно найти в приложении Яндекс Заправки) и сервисных центров по ремонту ГБО;
  • Риск утечки (низкий, но он есть).

Популярность СУГ топлива в мире обусловлена широтой его полезных свойств, большой сферой применения, простотой добычи. Сжиженный газ применяют и в автопроме, и в промышленной сфере и для хозяйственно-бытовых нужд.

При переходе на ГБО обращайтесь с оборудованием бережно, тщательно соблюдайте технику безопасности. Следуйте рекомендациям мастеров по установке и регулярно проверяйте надежность крепежа баллона.

Что такое СУГ?

Для СУГ используют разные названия, например, сжиженный нефтяной газ (СНГ) или пропан-бутан. Ниже рассмотрим достоинства и особенности этого вещества.

Характеристики и особенности сжиженного углеводородного газа

СУГ получают в процессе нефтедобычи как сопутствующий газ, а также как остаточный продукт переработки нефти на НПЗ. И хотя современные технологии позволяют разделять летучие углеводородные фракции друг от друга, этого обычно не делают. Во всяком случае, если речь идет о сжиженном топливе, которое в основном состоит из пропана, бутана и изомерного бутана в различных пропорциях.

Допускаются также примеси других легких углеводородов с температурой кипения от –50°С до 0°С. Использование смеси обусловлено тем, что в чистом виде пропан и бутан не подходят в качестве топлива. Так как первый взрывоопасен при плюсовых температурах, а второй — уже при небольших отрицательных температурах сжижается даже при нормальном давлении.

Зато таких минусов лишена смесь сжиженных газов. А о ее плюсах как топлива, стоит сказать отдельно, она:

  1. Может храниться в сжиженном виде в широком диапазоне температур (от –40°С до +45°С) при относительно низком давлении до 1,6 МПа.
  2. Удобна не только для хранения, но и для транспортировки — в баллонах и резервуарах.
  3. Не выветривается и не теряет своих характеристик продолжительное время — дольше, чем бензин или дизельное топливо.
  4. Обладает высокими показателями октанового числа — от 90 до 110 в зависимости от процентного содержания пропана и бутана.
  5. Стоит в 1,5–2 раза дешевле, чем бензин или дизель, что положительно сказывается на экономичности использования, даже несмотря на больший расход.

pic48.png

Особенность сжиженного газа в смеси пропан-бутан — полное отсутствие запаха. Из-за этого обнаружить его утечку непросто. Чтобы облегчить задачу, в СУГ добавляют этилмеркаптан (также известный как этантиол) прозрачную жидкость с резким сероводородным запахом. Когда говорят, что «пахнет газом», имеют в виду именно запах этантиола. Ведь сжиженный углеводородный газ так же, как и природный газ, в естественном виде не обладает запахом.

Конечно, есть у сжиженных газов и ряд недостатков.

pic49.png

Во-первых, это переменность состава. В зависимости от места нефтедобычи и особенностей производства в газовой смеси может содержаться разное количество пропана, бутана и других составляющих. Хоть это и не всегда критично важно, но влияет на физические и химические параметры смеси, что надо учитывать при эксплуатации.

Во-вторых, плотность. Вне зависимости от состава сжиженные газы тяжелее воздуха примерно в 2 раза. Поэтому в случае утечки они скапливаются внизу. Например, в подвальных помещениях и на первых этажах зданий. Это создает взрывоопасные ситуации, а также может привести к отравлению людей и животных.

В-третьих, давление внутри баллонов, в которых транспортируют и эксплуатируют газы, зависит от температуры окружающей среды. Поэтому при повышении температуры (например, в жарком климате или под прямыми солнечными лучами) давление будет повышаться, что затрудняет эксплуатацию бутан-пропановой смеси, делая ее взрывоопасной.

Где применяется СУГ

Газовая смесь, сочетая в себе достоинства пропана и бутана, лишена многих их недостатков. Благодаря этому она широко используется в различных промышленных и иных сферах.

Автомобильное топливо

После бензина и дизеля именно сжиженный газ — третье по распространенности моторное топливо в мире — общее количество автомобилей с газовым питанием по разным оценкам составляет 15–20 млн. В сжиженном виде смесь пропана и бутана может полностью заменить жидкое топливо. А при небольшой модернизации двигателя — с целью увеличения его степени сжатия даже повысить мощность силового агрегата.

pic50.png

Широкое применение СУГ в качестве автомобильного топлива обусловлено его высокими эксплуатационными качествами:

  • Практически полное сгорание с минимумом вредных выбросов и нагара, что важно для регионов с не самой лучшей экологической обстановкой (больших городов, промышленных районов и т. д.).
  • Отсутствие конденсата в цилиндрах, смывающего масляную пленку, что увеличивает срок службы мотора.
  • Хорошие антидетонационные показатели, что повышает мощность и снижает расход топлива.

Более широкому использованию бутан-пропановой смеси в качестве топлива пока препятствует доступность бензина и ДТ, а также страх автовладельцев, многие из которых не уверены в безопасности сжиженных смесей. Но в будущем именно газовое топливо видится самой перспективной альтернативой бензину и дизелю.

pic51.png

Коммунально-бытовое применение

Возможность хранения газовой смеси в баллонах под относительно небольшим давлением делает его удобным в бытовой и коммунальной сфере — для отопления, нагрева воды, приготовления пищи и т. д. Главное преимущество такого топлива перед обычным трубопроводным газом — в возможности быстро обеспечить жилищно-коммунальные потребности в отдаленных труднодоступных районах.

pic52.png

До сих пор у нас в стране использование баллонного пропан-бутана — обычная практика для многих деревень, поселков, небольших населенных пунктов, а также оптимальное решение для дачных домиков.

pic53.png

Органический синтез

Также СУГ широко используется в химической промышленности для получения различных полимерных соединений. Если брать в количественном отношении, то подавляющий объем бутан-пропановой смеси идет именно на химический синтез.

Таким образом, в настоящее время СУГ — это востребованный и перспективный источник энергии для автомобилей и в коммунально-бытовой сфере, а также материал для производства полимеров.

Что такое СУГ

Аббревиатура СУГ значит «сжиженный углеводородный газ». Углеводородный газ — не природный, его не добывают из недр, а получают путем переработки. Сырье для СУГ собирают при добыче нефти и на нефтеперерабатывающих заводах.

Сжижение газа — многоступенчатый процесс, при котором увеличивается давление и/или снижается температура. В результате вещество переходит из газообразного в жидкое агрегатное состояние. Перевод газа в жидкость делают для удобства хранения и транспортировки — так он занимает в сотни раз меньше места, хоть и весит больше. При сжижении газ конденсируют и охлаждают ступенями — на каждой из них он уменьшается в объеме в 6−13 раз, а в итоге сжимается примерно в 600 раз.

Метан не относится к СУГ, потому что это природный газ. Значит, его добывают и доставляют потребителю без изменений, если не считать добавления одоранта — ароматизатора, чтобы быстрее обнаруживать утечку. Стандартные ДВС работают и на метане, и на СУГ, но метан не сжижают, а просто закачивают в баллоны.

Виды сжиженных газов

Сделать жидким можно любое газообразное вещество. Для этого его нужно сжать или охладить, но чаще то и другое вместе.

  • кислород и воздух;
  • водород и азот;
  • метан и фтор;
  • гелий.

Только давление применяют для:

  • аммиака и фтора;
  • углекислого газа;
  • закиси озота;
  • фреонов.

В промышленности задействованы все известные виды газов. Два самых распространенных сжиженных углеводородных — пропан и бутан. Они есть почти на каждой придорожной заправке.

Оба СУГ образуются в качестве попутного продукта при крекинге нефти — расщепления через нагрев. Проще говоря, нефть практически кипятят, чтобы разложить таким образом на тяжелые и легкие вещества. Тяжелые оседают в виде масел и мазута, а легкие перегоняют в бензин, керосин. Пары от «кипящей» нефти остаются на стенках больших баллонов-конденсаторов, а газы собирают отдельно. Это и есть пропан и бутан.

Где применяется сжиженный газ

По отдельности или в смеси пропан и бутан имеют высокую воспламеняемость и взрывоопасность. Это значит, что они полезны в переносных газовых установках, — для огневых работ и в качестве топлива.

Применение СУГ при сгорании:

  • для расплавления битума при кровельных и дорожных работах;
  • для резки и сварки металла;
  • в газогенераторных электрических установках;
  • в качестве топлива ДВС автомобилей и других тепловых установок;
  • для отопления технических помещений;
  • при термической обработке пищевых продуктов.

Применение пропана и СУГ как химического вещества:

  • сырье для полипропилена;
  • сырье для растворителей;
  • пропеллент — газ для баллонов с аэрозольной краской или лаком;
  • как пищевая добавка Е944.

Смесь осушенного пропана и изобутана R290а и R600 активно применяют в качестве хладагентов для заправки криоустановок и обычных холодильников. Они безопасны для озонового слоя и не вызывают парниковый эффект. Устаревшие жидкости типа R12, R22 можно заменить на R290, R600 вместе с компрессорным маслом. Бутан отдельно добавляют к бензину, чтобы повысить октановое число.

Параметры сжиженных газов

СУГ пропан и метан как топливо имеют почти одинаковый показатель удельной теплоты сгорания. Это значит, что в качестве горючего для тепловой установки ДВС нет большой разницы, какой из них использовать. Но другой их параметр отличается сильно — это точка кипения.

Удельная теплота сгораниям, Дж/кг

Точка кипения, °С

Критическое давление, мПа

Использование этих газов по отдельности неудобно:

  • пропан эффективен в морозы, но опасен в жарком климате или в условиях высокой температуры;
  • бутан теряет свойства в морозы, но устойчив и безопасен при нагревании.

У каждого из этих видов СУГ есть полезные незаменимые свойства. Они сохраняются при смешивании, поэтому производителям удается получать эффективные смеси для заправки машины, которые работают и в жару, и зимой. Их, как и дизельное топливо, разделяют на «обычный» и «зимний» варианты:

  • для регионов с умеренным температурным режимом — не более 60% бутана;
  • для северных областей — не менее 75% метана.

Пропан считается более ценным из-за своих «противоморозных» свойств. При производстве топлива для установок, работающих при нормальной температуре, в смесь добавляют больше бутана, чтобы реализовать газ и избавиться от остатков.

Безопасность СУГ для автомобилей

Заправка автомобиля

Пропан и пропан-бутан подходят для бензинового ДВС. Чтобы перейти с бензина на газ, двигатель не нужно переделывать, но подача топлива в новом режиме будет отличаться. Потребуется сертифицированный набор газобаллонного оборудования (ГБО). Кондиции газообразного горючего для легковых автомобилей регулирует ГОСТ 27578-2018. В нем детально указаны параметры смеси.

СУГ пропан и бутан для автомобилей стабильны, а значит, их самопроизвольная детонация исключена. Современные ГО стандарта Евро−4 имеют несколько степеней защиты буквально на все случаи жизни:

  • заправка баллона не более чем на 80% — избыточное давление исключено;
  • клапан — сбрасывает избыточное давление, если не сработал «поплавок»;
  • отсекатель скоростного сброса — блокирует подачу газа при обрыве трубопровода;
  • пожарный клапан — сбрасывает давление при нагревании, предотвращает взрыв баллона;
  • ручной вентиль, чтобы самостоятельно перекрыть подачу;
  • «катушка» — перекрывает подачу при выключении двигателя.

У многих водителей есть опасения, что баллон может взорваться при ДТП. Толщина стенки баллона 3 мм против 0,5−0,8 мм у топливного бака — вероятность разлива бензина в случае механического контакта намного выше.

ГОСТ 2757-2018 регламентирует температуру самовоспламенения СУГ для автомобилей:

  • пропан — 470°С;
  • бутан — 372°С;
  • изобутан — 460°С.

Температура, которую развивает пожар в автомобиле, ниже примерно в два раза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *