В 2021 году в РФ растет импорт грузовиков
Как сообщает агентство, за январь-октябрь 2021 года объем импорта новых грузовых автомобилей в Россию составил 20,1 тыс. ед., что на 4,4 тыс. ед. больше результата аналогичного периода 2020 года.
Лидерами среди импортируемых грузовых автомобилей за январь-октябрь 2021 г. стали бренды SCANIA, MAN и SHACMAN.
Поставки грузовых автомобилей SCANIA выросли на 1,3 тыс. ед. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Импорт грузовиков MAN увеличился на 0,2 тыс. ед. Поставки грузовых автомобилей SHACMAN за десять месяцев 2021 года сократились незначительно — на 46 ед.
Теперь нас можно читать и смотреть в Telegram
Моторное масло LUKOIL – преимущества универсального продукта
Журнал «Рейс» совместно с компанией «Север Авто» продолжает специальный проект по оценке качества и ресурса моторного масла LUKOIL GENESIS ARMORTECH FD 5W-30
Троллейбус и электробус «Синара» – общественный транспорт будущего?
Пару однотипных электрических машин – троллейбус «Синара- 6254» и электробус «Синара- 6253» – представил промышленный холдинг СТМ
Российский рынок новых грузовых автомобилей в мае 2021 года
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в мае 2021 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 7,5 тыс. единиц, что на 70,2% больше, чем в мае 2020 года. Как отмечают эксперты, продолжающийся рост рынка связан с низкой базой прошлого периода, когда в России действовали ограничительные меры по противодействию пандемии коронавируса.
Самой востребованной маркой на этом рынке остается российский KAMAZ. Его доля рынка в мае достигла 33,5% от всех купленных новых грузовиков, что в количественном выражении составляет 2 505 автомобилей. Это на 24,9% превышает прошлогодний показатель.
С трехкратным отрывом от лидера вторую строчку рейтинга занимает шведская Scania. Грузовики этой марки в прошлом месяце разошлись тиражом в 795 экземпляров, что соответствует почти 5-кратному росту. На третьей строчке оказался еще один отечественный бренд, GAZ, с результатом в 751 купленный автомобиль (+58,8%). Кроме них, с почти равными результатами, в ТОП-5 также попали белорусский MAZ (408 шт.; +96,2%) и немецкий Mercedes-Benz (405 шт.; +122,5%).
Практически все 10 марок-лидеров по итогам мая 2021 года демонстрируют рыночный рост. Исключение составляет японский Isuzu, который ушел «в минус» на 8,7%. А наибольшее увеличение объемов рынка наблюдается у китайского Shacman – в 6 раз.
Среди моделей первенство удерживает KAMAZ 5490 с результатом в 640 купленных автомобилей (+40,4%). Следом идет GAZ Gazon Next (609 шт.; +92,1%), а замыкает первую тройку КАМАZ 43118 (519 шт.; +6,1%). Четвертую и пятую строчку рейтинга занимают KAMAZ 65115 (434 шт.; +45,2%) и Mercedes-Benz Actros (339 шт.; +115,9%) соответственно.
Эксперты отмечают, что здесь, как и среди марок, большинство моделей-лидеров по итогам мая оказались «в плюсе». Снижение объемов рынка отмечено лишь у KAMAZ 6520 (-9,1%), а самый сильный рост продемонстрировал Scania S – в 50 раз.
За 5 месяцев 2021 года рынок новых грузовиков в России также показал положительную динамику. Так, в январе – мае в нашей стране было куплено 36,6 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 38,2% больше, чем за 5 месяцев 2020 года.
ТОП-10 МАРОК РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В МАЕ 2021 ГОДА (шт.)
ТОП-10 МОДЕЛЕЙ РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ* В РОССИИ В МАЕ 2021 ГОДА (шт.)
* Транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов, за исключением ряда моделей, относящихся к LCV.
Грузовиков показалось мало
Продажи коммерческих автомобилей в России отыгрывают падение двух предыдущих лет. Но, как и в легковом сегменте, всплеск спроса на фоне локдаунов, производственных и логистических проблем привел к дефициту машин.
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
После спада спроса последних двух лет рынок коммерческих автомобилей в текущем году ожил: по данным «Автостата», по итогам первых пяти месяцев текущего года продажи средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей в России (полной массой свыше 3,5 т) составили 36,5 тыс. единиц, что на 38% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Еще более увеличился спрос на легкие коммерческие автомобили (LCV): за первые пять месяцев 2021 года объем этого рынка достиг 52,2 тыс. штук, что на 50,2% больше, чем за такой же период 2020-го.
Безусловно, показатели такого уверенного подъема связаны с низкой базой прошлого года, когда локдаун и пандемия сильно ударили по продажам коммерческого транспорта. Однако и по сравнению с позапрошлым годом нынешние показатели смотрятся неплохо: продажи грузовиков по сравнению с первыми пятью месяцами 2019-го увеличились на 24% (тогда на рынке было продано 29,5 тыс. грузовых машин), LCV на 27% (41 тыс. легких коммерческих авто).
Спрос на коммерческие авто формируют несколько ключевых факторов.
Успеть до подорожания
Исторически рекордные показатели спроса на коммерческие автомобили в России фиксировались девять лет назад, когда в 2012 году продажи, например, грузовиков достигали 129 тыс. единиц. Потом после кризиса и девальвации рубля продажи упали более чем вдвое: дна рынок коснулся в 2015-м, когда было продано 51 тыс. грузовиков. Позже сегмент начал постепенно выбираться из провала: в 2018 году дилеры уже смогли реализовать 82,3 тыс. автомобилей. Но очередные экономические турбулентности потянули продажи коммерческих машин вниз: в 2019 году рынок отступил на 2%, до отметки 80,7 тыс. штук, а в 2020-м потерял позиции на 9%, до 74,7 тыс. штук.
Нынешнее повышение спроса на рынке коммерческих автомобилей, к сожалению, не свидетельствует о растущем благосостоянии клиентской базы. Дело в другом: как и в случае с легковыми машинами, ценники на грузовики меняются в сторону увеличения едва ли не каждый месяц. И владельцы автопарков резонно стремятся успеть купить автомобильный транспорт до подорожания.
«На продажи коммерческих автомобилей в России прежде всего влияет повышение цен,— констатирует аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.— Растут издержки бизнеса, в том числе связанные с выпуском коммерческих машин, увеличиваются цены на материалы. По данным Росстата, к примеру, индекс цен производителей промышленных товаров в июне 2021 года вырос на 19,9% к декабрю 2020-го. В таких условиях покупатели коммерческого автотранспорта спешат совершить покупку по старым ценам как можно быстрее».
«Спрос на коммерческие автомобили в России увеличивается благодаря трем факторам,— говорит руководитель департамента продаж японской компании «Идемитсу лубрикантс Рус» Дмитрий Парфенов.— Во-первых, действует эффект низкой базы, вызванный падением заказов в прошлом году, когда были введены карантинные ограничения в связи с пандемией коронавируса, поэтому логистические операторы притормозили обновление собственных автопарков. Во-вторых, налицо активизация грузовых перевозок, вызванная восстановлением внутреннего рынка. В-третьих, определенную роль могло сыграть подорожание стального проката, и отдельные перевозчики принялись покупать новые машины, исходя из возможности их сильного подорожания, так как подорожание стали толкает вверх и цены на автомобили».
Российские марки держат оборону
Доминируют в сегменте коммерческой техники по-прежнему российские производители. По данным «Автостата», по итогам первых пяти месяцев текущего года в сегменте грузовых машин лидирует КамАЗ с показателем 13 тыс. машин (рост продаж на 34,9%), а также ГАЗ (3,5 тыс., рост 34,3%). Таким образом, вместе с идущим на седьмом месте «Уралом» (1,8 тыс., рост 23,8%) российские марки занимают сейчас 21% всех продаж. К другим ключевым игрокам относятся иностранные марки Scania (2,8 тыс., рост 107%), МАЗ (2,2 тыс., +95%), Mercedes-Benz (1,5 тыс., +27%) (см. таб. 1).
В сегменте LCV в топе также отечественные марки, причем даже с более высокой совокупной долей продаж. В текущем году ГАЗ реализовал 21,5 тыс. автомобилей (прирост 37%), а идущие на третьем и четвертом местах УАЗ и Lada соответственно 6,8 тыс. и 6,4 тыс. (прирост 31% и 91%). Таким образом, на долю российских производителей в сегменте LCV приходится более 40% всех продаж.
Ведущие марки на российском рынке грузовых автомобилей (полной массой свыше 3,5 т).
Источник: «Автостат».
Среди «иностранцев» значимые позиции занимают Ford (7 тыс., прирост 68%), набирают ход марки нового альянса Stellantis — Peugeot, Citroen, Opel (2,4 тыс., 1,3 тыс., 0,8 тыс.), сильны позиции немецких марок Volkswagen, Mercedes-Benz (2,3 тыс., 1,5 тыс.) (см. таб. 2).
«Наиболее успешными марками в сегменте легких коммерческих автомобилей остаются автомобили ГАЗ благодаря широкому модельному ряду, повышению качества продукции и одному из самых конкурентных на рынке ценовому предложению,— комментирует заместитель директора департамента корпоративных продаж автодилера «Авилон» Андрей Гусев.— Отличные результаты у Ford Transit, это один из наиболее привлекательных продуктов по соотношению цены и качества и наличию очень широкого модельного ряда. Lada Largus — бестселлер в сегменте небольших фургонов-каблучков благодаря самой низкой цене. Хорошие показатели у концерна PSA: «близнецы» Peugeot, Citroen, а с недавнего времени и Opel — это современные представители LCV, они производятся в России и продаются по привлекательным ценам».
Что касается наиболее активных потребителей коммерческих машин, то сейчас, по словам участников рынка, в сегменте LCV значимые закупки осуществляются, например, со стороны государства и компаний, связанных с интернет-торговлей. «На продажи в сегменте легких коммерческих авто традиционно влияют государственные закупки, например, для нужд медицины и силовых структур, а также бурный рост онлайн-ритейла и рост связанных с этой сферой бизнеса компаний по доставке заказов, курьерские и почтовые службы,— говорит Андрей Гусев.— Общее состояние экономики в стране традиционно сильно влияет на продажи коммерческих автомобилей: если в экономике намечается рост, то и обновление автопарков происходит более активно».
Машин не хватает
Повышенный спрос на коммерческие автомобили в текущем году привел к появлению такого, казалось бы, чуждого для рыночной экономики явления, как дефицит. Так же, как в сегменте легковых автомобилей, на складах дилеров сейчас остро не хватает грузовиков. Это относится особенно к иностранным маркам: на нехватку авто жалуются дилеры Scania, Volvo, MAN, Mercedes. Срок ожидания поставок автомобилей зачастую внушительный, он превышает отсрочки с легковыми машинами, достигая периода от нескольких месяцев до года и более. «На сегодняшний день срок ожидания коммерческого автомобиля составляет не менее двух месяцев, а среди наиболее популярных моделей заказы принимаются на год вперед. Так, в грузовом сегменте заказы на автомобили брендов Volvo, Mercedes-Benz и Scania расписаны на несколько месяцев»,— говорит генеральный директор по продажам коммерческого транспорта автодилера «АвтоСпецЦентр Котляковка» Илья Молчанов.
«Спрос на рынке превышает предложения, сейчас у нас уже закрыты заказы на второй квартал 2022 года,— продолжает директор по продажам Scania в России Леонид Ткачик.— Пандемия нанесла сильнейший удар по отрасли автомобилестроения, вызвав резкое сокращение спроса, приостановку производств, нарушение привычных связей между производителями, поставщиками и потребителями. Острой проблемой остается дефицит полупроводниковых компонентов и микросхем, ограничивающий производственные возможности отрасли. Восстановление автопрома будет во многом зависеть от стабилизации ситуации на рынке автоэлектроники и преодоления глобальных сбоев в производственных цепочках».
«Мы видим сейчас высокий спрос на автомобили со стороны самых разных заказчиков, традиционно среди наших клиентов пользуются повышенным спросом самосвалы с колесной формулой 6х4 и 8х4,— говорит директор департамента продаж грузовых автомобилей FAW в России Андрей Попов.— Такая ситуация вызвана дефицитом техники, сейчас вся она поставляется на заказ, срок ожидания в среднем составляет два-три месяца, когда на стоке появляется машина — это большая редкость».
Ведущие марки на российском рынке легких коммерческих автомобилей (полной массой до 3,5 т).
Источник: «Автостат».
Продавцы коммерческого транспорта признаются, что при отложенном сроке поставок автомобилей цена на них не фиксируется, что создает для покупателя риск дополнительных расходов. «Из-за увеличенного срока ожидания поставок итоговая стоимость авто почти в половине случаев не соответствует первоначально оговоренной в договоре сумме, что негативно сказывается на оформлении сделки»,— констатирует Илья Молчанов из «АвтоСпецЦентра».
Одновременно покупателей коммерческих авто волнует надвигающийся дефицит и растущие цены на запчасти. «В последнее время цены на автомобильные запчасти, в том числе для коммерческих машин, ощутимо растут,— говорит президент маркетплейса по продаже запчастей Autodoc.ru Владислав Соловьев.— За последний год они подорожали в среднем на 10–30% в зависимости от производителя и типа деталей. Например, капот на легкий коммерческий автомобиль Ford Transit сейчас стоит более 15 тыс. руб., тогда как в конце прошлого года эту деталь можно было найти за цену в районе 10 тыс. руб. Растут цены и на тормозные диски, колодки, прочие расходные материалы, на что влияет, в частности, удорожание металлов. Заметно увеличиваются расценки и на моторные масла, смазочные материалы, сегодня средняя цена литра моторного масла в том числе для коммерческих авто на российском рынке составляет в среднем 400–500 руб., в то время как в начале текущего года розничная стоимость этого расходного материала фиксировалась у отметки 250–300 руб. за литр. Ощущаются перебои поставок и деталей, связанных с электроникой, в связи с глобальными перебоями в производстве микросхем. Такие детали сейчас приходится ждать от двух до шести недель, а иногда даже больше. Такая ситуация особенно критична для владельцев коммерческих автопарков, для которых отсутствие запчастей означает простой техники, а значит, ощутимые убытки».
Нестабильная ситуация с наличием на складах коммерческих автомобилей и ростом цен на них сохранится как минимум до конца текущего года. Наблюдатели и участники рынка говорят, что ситуация может стабилизироваться в лучшем случае к середине 2022-го. «С началом осени стоит ожидать традиционного роста цен на коммерческие автомобили, что носит глобальный характер, причем не только в России,— прогнозирует руководитель проектов консалтинговой группы компаний SRG Александр Багрецов.— На рынке коммерческих авто следует готовиться к продолжению роста цен и нехватки машин в автосалонах».
Структура автомобильного парка грузовых автомобилей
По данным исследования "Автостат Инфо" [1] , в России по состоянию на начало 2023 года насчитывается 2 483 732 грузовых автомобиля.
Структура парка грузовых автомобилей
Более 69% в структуре парка грузовиков составляет техника, произведенная до 2013 года (всего 1 718 519 единиц), В парке грузовых машин, произведенных в 2022 году, насчитывается 66 927 единиц, что заметно меньше, чем количество грузовиков, изготовленных в 2021 году (100 654 единиц).
"КАМАЗ" по-прежнему лидирует на рынке грузовых машин по объему зарегистрированного парка. По состоянию на начало 2023 года в стране числятся 684 674 грузовых "КАМАЗов".
Топ-10 марок по объему грузовых автомобилей, единиц
Первичный рынок
"КАМАЗ" лидирует на рынке грузовых авто с заметным отрывом от конкурентов. За минувший год в России было продано 31 994 автомобилей, что на 12% меньше, чем в 2021 году. Китайская корпорация SHAANXI показала второй результат – 9 641 автомобилей, что практически в 3,5 раза больше, чем в 2021 году. В целом, следует отметить, что прирост первичных продаж характерен для всех китайских грузовых автомобилей: FAW, SITRAK, HOWO, JAC. Единственным производителем, нарастившим количество продаж, помимо китайских марок, является УРАЛ с ростом +2% относительно 2021 года.
Сравнительная структура продаж новых грузовых автомобилей по топ-10 маркам в 2021 и 2022 годах
Сравнительная структура продаж новых грузовых автомобилей по видам и типам в 2021 и 2022 годах
Вторичный рынок
На фоне заметного спада продаж на рынке новых грузовиков рынок грузовой техники с пробегом показывает большую стабильность. По данным "Автостат Инфо", за весь год в России было продано 280 563 грузовика с пробегом, что только на 3,4% меньше результата за 2021 год – 290 534 единицы.
Перерегистрации грузовиков "КАМАЗ" в 2022 году выросли на 1,8% к результатам 2021 года, с 73 763 до 75 075 единиц, что стало лидирующим показателем на рынке грузовых машин с пробегом в прошедшем году.
Сравнительная структура продаж б/у грузовых автомобилей по топ-5 маркам в 2021 и 2022 годах
В объёме вторичных продаж китайские грузовые автомобили пока не имеют такого сильного влияния, здесь среди иномарок пока ещё сильны автомобили европейского производства. Но в 2023 году структура продаж вторичного рынка грузовиков продолжит меняться в сторону усиления доли российской техники и китайских марок.
Цены
Маркетинговое агентство НАПИ [2] проанализировало цены на новые и подержанные грузовые автомобили в 2022 году. Средние цены на новые грузовые автомобили в IV квартале 2022 года выросли на 17% по сравнению с IV кварталом 2021 года и достигли 8,8 млн. руб. Средние цены на подержанные грузовики поднялись на 49% по сравнению с 2021 годом и составили 3,4 млн. руб.
Динамика средних цен на новые грузовые автомобили, руб.
Источник: Национальное Агентство Промышленной Информации (НАПИ, https://napinfo.ru/)
Динамика средних цен на б/у грузовые автомобили, руб.
Источник: Национальное Агентство Промышленной Информации (НАПИ, https://napinfo.ru/)
Выводы по анализу рынка грузовых транспортных средств
Согласно данным аналитиков, в стране за январь-декабрь 2022 года было продано: 84 672 единиц грузовых автомобилей (-15,5% к результатам 2021 года).
При использовании материала ссылка на https://afk.rukon.ru/ обязательна.
Заказать услугу или получить дополнительную информацию Вы можете, обратившись в наши офисы по телефонам: