Пинается АКПП: основные причины и что делать
Любая поломка автомобиля влечет за собой ряд проблем – невозможно добраться вовремя на работу, отвезти детей в школу, а на покупку новых запчастей необходимо выделять значительную сумму денег из семейного бюджета. Чтобы не допустить этого, важно своевременно обслуживать автомобиль. При появлении первых рывков, толчков, пробуксовки, проблем с включением/переключением передач следует найти причины неполадок и устранить их или обратиться за помощью в сервисный центр.
Как определить пинки коробки
“Пинки” автоматической коробки представляют собой кратковременные подергивания автомобиля, сопровождающиеся глухими ударами в области педалей, и напоминающие поездку по шумовым полосам. Чаще всего такие подергивания можно ощутить при переводе селектора КПП из стояночного положения в любое другое, а также во время длительного движения, когда возникает необходимость резко ускориться, например, для обгона, или остановиться перед пешеходным переходом. Спустя некоторое время, дергается коробка автомат сильнее и чаще, что означает критическое изнашивание деталей, серьезную поломку рабочих агрегатов, и ставит под вопрос возможность дальнейшей эксплуатации автомобиля.
Причины появления
В зависимости от модели, года выпуска и пробега транспортного средства, можно выделить несколько причин, которые чаще всего приводят к дерганью автоматической коробки передач:
- неисправны датчики или нарушено электрическое оснащение автомобиля;
- “заклинили” соленоиды;
- износ фрикционных дисков;
- необходимо заменить масло в коробке.
Срок службы современных АКПП составляет 250 тыс. км, но из-за неаккуратной езды и “гаражного” обслуживания первые проблемы – толчки и рывки, появляются при пробеге в 70-90 тыс. км и даже раньше. Именно этот факт является существенным недостатком автоматов, если сравнивать их с автомобилями с МКПП. Увидев загоревшийся на панели значок “A/T Temp” или “чек”, автовладелец должен в кратчайшие сроки обратиться в автосервис, чтобы определили код ошибки, нашли и устранили неисправность. Как только все агрегаты автомобиля будут в порядке, сигнальные значки на приборной панели автомобиля погаснут.
Низкое давление ATF
Трансмиссионная жидкость для автоматических коробок передач (ATF) – это высокотехнологичный продукт, полученный за счет комбинаций различных дорогостоящих присадок, выполняющий множество функций во время начала движения автомобиля до полной его остановки. При появлении незначительных рывков, первым делом следует проверить масляный фильтр, который предотвращает попадание в рабочий узел микроскопической металлической стружки и грязи. В том случае, когда масляный фильтр забит, жидкость ATF не проходит сквозь него с необходимой интенсивностью, падает давление жидкости и, как следствие, пинается коробка передач.
Износ фрикционов
Фрикционные диски в коробке отвечают за плавность переключения передач. Для того, чтобы фрикционы работали без перебоев на любых дистанциях, все рабочие элементы трансмиссии должны быть хорошо смазаны. Если во время движения диски проскальзывают, коробка пинается и нагревается. Более того, масло приобретает темно-коричневый оттенок и появляется запах горелого, а специалисты называют это “горением фрикционов”.
Неполадки в работе ЭБУ и датчиков
Пинки АКПП могут быть вызваны неисправностью ЭБУ или датчиков электронной системы управления двигателем. Электронный блок управления автоматической коробкой передач (ЭБУ АКПП) – это сложное автоматизированное устройство, содержащее настройки переключения передач, информацию о прошивке, диагностические данные и многое другое. Именно этот блок управления выбирает программу работы коробки передач, переключая при необходимости ступени трансмиссии. Если переключение передач происходит с перебоями, следует проверить, исправен ли блок. Для этого можно использовать новый ЭБУ, заменив им тот, что установлен в автомобиле, или записаться на компьютерную диагностику. Лучше всего не заниматься самодеятельностью и работу с электронной системой автомобиля доверить опытным мастерам.
Засор гидроблока и соленоидов
Гидравлическая клапанная плита или гидроблок – конструкционный узел трансмиссии, организующий движение ATF по всей коробке передач. Гидроблок может выйти из строя в результате внешних механических деформаций или из-за необходимости замены масла. Стабильная работа гидроблока напрямую зависит от работы и технического состояния соленоидов. Соленоиды АКПП представляют собой электромагнитные клапаны, регулирующие своевременное закрытие и открытие масляного канала гидравлической плиты, и обеспечивающие плавное переключение скоростей. Если один из соленоидов заклинило, то переключение передач будет сопровождаться рывками, а коробка при этом станет нагреваться. В том случае, если клапаны заклинило, их можно достать и тщательно промыть. Если это не помогает, и машина продолжается дергаться, значит требуется установка новых клапанов.
Заваливание опор двигателя и коробки передач
Если пинки появляются при переключении селектора из нейтрального положения в “D” или “R”, то стоит проверить состояние опор двигателя и АКПП. При их износе рабочие агрегаты как бы “заваливаются”, т.е. располагаются под наклоном и при движении, особенно, обратным ходом, появляются ощутимые толчки.
Неполадки на старте и при движении
Если пинается коробка автомат в начале движения или во время долгой монотонной поездки, то вероятнее всего необходимо заменить соленоиды. Еще одна частая причина появления неполадок на старте – износ фрикционного пакета. И если поставить новые клапаны можно самостоятельно, то заменить фрикционные элементы можно только в сервисе.
Важно не только своевременно обслуживать свой автомобиль, но и регулярно проверять состояние двигателя и уровень всех жидкостей. Перед началом движения периодически стоит заглядывать под капот, чтобы убедиться в отсутствии маслянистых подтеков, в целостности и надежности креплений всех элементов.
Пинки во время набора скорости
Нестабильная работа коробки во время движения автомобиля может быть вызвана:
- засором масляного фильтра;
- необходимостью замены масла;
- неправильной постановкой селектора КПП;
- повреждением электропроводки.
Нельзя эксплуатировать автомобиль с АКПП в зимний период без предварительного прогрева двигателя и коробки. Резкое начало движения с не прогретым маслом ведет к быстрому износу деталей и появлению пинков при увеличении скорости.
Пинается при переключении передач
Появление посторонних звуков и вибраций при переключении передач чаще всего возникают по простым причинам:
- низкая температура, то есть недостаточный прогрев механизмов трансмиссии;
- некачественное или старое масло;
- низкий уровень трансмиссионной жидкости.
Избавиться от пинков при переключении передач в этих случаях достаточно просто – необходимо перед началом движения прогревать автомобиль до рабочей температуры. Что делать, если машина продолжает дергаться? Стоит проверить уровень и качество масла. Если масло в коробке снизится более чем на 0,5 л от минимально допустимого значения, то автомат будет “пинаться”, особенно при включении задней передачи.
Как устранить
Автомобиль – это технически сложный комплекс узлов и агрегатов, от исправности которых зависит эксплуатационный срок автомобиля, безопасность водителя и пассажиров. Важно внимательно относиться ко всем техническим требованиям и рекомендациям по обслуживанию транспортного средства. При появлении неполадок в работе АКПП водителю следует проверить работоспособность и состояние системы зажигания, радиатора и топливного насоса. Из-за использования топлива низкого качества появляются проблемы в работе двигателя, влекущие за собой перебои в адаптивном алгоритме управления АКПП. При появлении постоянных перебоев в работе коробки передач следует обратиться в автосервис. Только при своевременном обращении можно избежать длительного и дорогостоящего ремонта автомобиля.
Подёргивания при работе АКПП
Автоматическую трансмиссию принято причислять к важнейшим, и одновременно, наиболее сложным в техническом плане, узлов, имеющимся в любом современном авто. Поэтому, следует уделить особое внимание постоянному контролю и наблюдению за его техническим состоянием, не забывая при этом, о соблюдении такого простого правила, как проведение регулярной диагностики и своевременном устранении всех выявленных при этом неполадок и нарушений в работе коробки-автомата. Пренебрежение данным правилом часто приводит автолюбителей к таким неприятным ситуациям, когда, казалось бы, небольшая поломка влечет за собой более глобальные последствия, итогом которых может стать дорогостоящий и длительный ремонт, а то и полная замена агрегата.
На что же в первую очередь следует обратить внимание? Одним из основных настораживающих симптомов нарушения нормального хода работы автоматической коробки передач считаются рывки, резкие толчки и «подергивания» во время переключения АКПП. Не сомневайтесь, такой симптом заметить не сложно, ведь нормальная работа коробки-автомата предполагает достаточно незаметное и практически мгновенное переключение скоростей. Если данное правило вдруг перестало работать – без отлагательств обратитесь в сервисный центр для проведения полной диагностики.
Каковы же причины, приводящие к тому, что АКПП вдруг начинает переключать передачи с толчками или «подергиваниями»? И всегда ли появление такого явления свидетельствует, что коробка-автомат вышла из строя? На последний вопрос, к радости многих автолюбителей, можно однозначно ответить – нет, не всегда! В половине случаев такое «дерганье» коробки-автомата можно устранить собственными силами, без вмешательства специалистов. Однако, обо всем по порядку.
Основные причины "подергиваний" при переключении АКПП
1. Низкая температура
Обычно это происходит зимой – при температуре ниже нулевой отметки каждый автолюбитель замечает, что коробка-автомат может некоторое время с момента начала движения «подергиваться». Однако, в процессе прогрева АКПП, при нормальной ее работе, такие толчки полностью прекращаются.
Не следует отходить от известного правила – зимой машина с коробкой-автоматом требует предварительного прогрева. Слишком быстрое начало движения зимой и езда на непрогретом масле в коробке-автомате стопроцентно могут гарантировать серьезные проблемы в работе АКПП. Не стоит забывать, что любой автомат может нормально функцмонировать только на масле, имеющем определенные физические характеристики. Минусовая температура способна изменять исходные свойства масла, и как следствие – определенные элементы АКПП подвергаются значительным перегрузкам.
2. Грязное масло
Если уровень загрязнения масла в трансмиссии начинает превышать все дозволенные нормативы, запускается механизм изменения ее физических свойств, что является причиной резких толчков и дерганий во время переключения АКПП. В первую очередь, при длительной работе коробки-автомата на грязном масле начинают «страдать» некоторые ее элементы, из-за чего чаще всего и происходят всевозможные поломки. Для предотвращения таких нежелательных процессов, производители четко обозначают индивидуальные нормативные сроки рекомендуемой замены масла, при этом, если авто эксплуатируется в интенсивных условиях – такие сроки могут быть уменьшены.
Наиболее опасное сочетание работы автомата на грязном масле в условиях минусовых температур. Такая комбинация «неблагоприятных условий» ведет к значительным перегрузкам. Грязное масло (в отличие от чистого) в условиях отрицательных температур быстро начинает терять свои физические свойства, чем сокращает время эксплуатации коробки-автомата.
3. Уровень масла
Масло в коробке-автомате является основным инструментом, с помощью которого становится возможным переключение передач, и конечно без достаточного его количества нормальная работа АКПП ставится под прямую угрозу. Нередко, автолюбители забывают вовремя заметить слишком критическое «падение» уровня масла. Причиной тому может служить утечка масла или «нерадивость» мастеров, иногда забывающих правильно выставить требуемый уровень. Поэтому, лучше всего, если взять за правило – регулярно следить за уровнем масла в АКПП и своевременно пополнять, если имеется такая необходимость.
Случаи — исключения
Как и в любом правиле, среди стандартных причин появлений дерганий при работе АКПП, могут случаться ситуации, с которыми приходится сталкиваться не так часто.
Неопытные автолюбители зачастую слишком трепетно относятся к своему авто, и поэтому могут путать неисправность АКПП и ее «адаптивность». Что же такое, эта пресловутая «адаптивность»? Современные автомобили, оснащенные АКПП, имеют одну интересную особенность – подстраиваться (адаптироваться) под манеру вождения автолюбителя, то есть переключение передач происходит в прямой зависимости от маневров на дороге, совершаемые водителем в определенный отрезок времени.
Допустим, стиль вождения водителя относится к разряду «лихачества» — резкие торможения, и такой же резкий разгон. В таком случае, автомат, «адаптируясь» к такой езде будет стараться включать передачи «на пределе возможностей», предоставляя тем самым возможность применить всю мощность двигателя. Если же водитель едет не спеша, то и автомат, подстраиваясь под эту манеру вождения, будет стараться как можно быстрее переключаться на более высокую передачу.
В случае, когда манера езды слишком резко сменяется с плавного ритма на более скоростной, электронный блок управления коробки может не совсем корректно отдавать команду на переключение скоростей – отсюда и появление «тех самых» дерганий и скачков при работе АКПП.
Нередко, к появлению дерганий при переключении передач может приводить некачественное топливо. Если, к примеру, автомобиль последние 300 км проехал на топливе отменного качества, а далее ему пришлось уже работать на топливе с «сомнительной репутацией», не удивительно, что двигатель начнет работать не так ровно, как хотелось бы. Что влияет и на работу коробки-автомата и вызывает появление дерганий и толчков при переключении передач.
Дергает автомат. Сколько еще машина сможет проездить?
Современные автоматические коробки передач достаточно надежны, однако и их ресурс не безграничен. Первыми признаками неисправностей являются перебои при работе, выражающиеся в плохих переключениях, рывках, подергиваниях и запоздалых реакциях при активных разгонах. Можно ли по этому поведению понять, какие элементы автомата придется чинить и насколько долго машина ещё проездит?
Неисправные опоры
Рывки могут появляться даже у стоячей машины. При переводе селектора из режима «Паркинг» в «Драйв» может появляться встряска, которая затрагивает не только трансмиссию, но и двигатель, а также отражается на кузове. В этом случае первым делом стоит проверить техническое состояние опор двигателя и коробки передач. При их сильном износе силовой агрегат может подпрыгивать под нагрузкой. Нередко встряска сопровождается и стуками. Ездить на такой машине не рекомендуется, потому как вибрирующий мотор влечет разрушение других опор, а также гидротрансформатора и иных механических соединений.
Низкий уровень масла
Если опоры мотора и коробки передач в порядке, то потребуется проверить уровень и состояние трансмиссионного масла. По наблюдениям мастеров, даже при снижении его уровня на 0,5 литра ниже минимально допустимого уровня, гидроблок начинает работать нестабильно, отчего коробка испытывает перебои в работе. От владельца потребуется выяснить причину утечки масла и пополнить его уровень.
Неисправные датчики
Блок управления автоматической коробки при работе пользуется информацией, поступающей от ряда датчиков. Например, датчики массового расхода воздуха или положения дроссельной заслонки дают важные данные о приготовлении смеси и о характеристиках мотора. Если датчики врут, то блок управления не сможет вовремя сменить передачу, будут возникать несогласованности в работе силового агрегата и трансмиссии, из-за чего и появляются рывки при переключениях. К примеру, 6-ступенчатый автомат Aisin может дергаться из-за неисправного клапана рециркуляции отработавших газов EGR, который влияет на изменение крутящего момента двигателя.
Закисшие соленоиды
Неисправные соленоиды гидроблока — это одна из самых частых причин появления рывков при переключениях передач. Такие клапаны управляют гидравлическим давлением масла. Они служат для обеспечения работоспособности муфты блокировки гидротрансформатора и для сжатия пакета многодискового сцепления. Плохо работающий клапан порождает не только рывки, но и усиливает риск повреждений других технических систем.
Соленоиды гидроблока при внутренней электрической или механической неисправности меняют на новые, ремонту они не подлежат.
Грязный гидроблок
Гидроблок — это очень важная деталь, которая представляет из себя металлическую плиту, состоящую из магистральных гидравлических каналов с набором клапанов и контрольных датчиков. Она служит для распределения давления трансмиссионной жидкости внутри автомата, что необходимо для своевременного переключения передач.
Во время эксплуатации машины происходит естественная выработка механических элементов внутри агрегата, что приводит к засорению трансмиссионного масла фрикционной пылью и металлическим абразивом. Продукты износа постепенно оседают внутри гидроблока, что со временем приводит к закисанию соленоидов. Блок достаточно надежен и может проездить с перебоями 10-20 тысяч километров. Но затягивать с ремонтом нельзя, потому как грязное масло может привести к необратимой выработке каналов, клапанов и фрикционов. При возникновении рывков гидроблок снимают и промывают.
Если автоматическая коробка «пинается» при включении режима «Драйв», то это говорит о необходимости ремонта гидроплиты. Если же автомат дергается при торможении или разгонах, то это также свидетельствует о проблемах с фрикционами.
Сгоревшие фрикционы
Перебои в работе коробки по причине выхода из строя пакетов фрикционов очень распространены. Эти технические узлы служат для блокировки элементов планетарных рядов. Именно на них подается давление масла. Из-за выработки или перегрева фрикционы могут срабатывать с проскальзыванием, вызывая рывки при переключениях. Фрикционы чинить сложно, поэтому их меняют в сборе одним узлом. Затягивать с ремонтом не стоит, потому как неисправный узел очень быстро загрязняет масло продуктами износа и приводит к поломке других элементов коробки.
10 причин, почему автомат «дергается» при переключениях
Нормальная работа автомата зависит от здоровья его механической и управляющей частей, а также от исправности системы управления двигателем в целом и кондиции отдельных датчиков. Вдобавок на плавность переключений передач могут влиять и другие переменные, которые, с одной стороны, лежат на поверхности, но их почему-то частенько упускают из виду. В этой подборке собраны одни из самых распространенных причин, вызывающих «дергания» автомата.
1. Опоры двигателя и коробки передач
Если рывки происходят при переводе селектора из нейтрали в «реверс» или «драйв» на неподвижном автомобиле, то первым делом стоит проверить самочувствие опор двигателя и коробки передач. При их сильном износе силовой агрегат наклоняется гораздо сильнее обычного при включении переднего или заднего хода, что и вызывает ощутимый толчок.
2. Уровень масла
Также важно обращать внимание на уровень рабочей жидкости в коробке передач, как бы банально это ни звучало. По наблюдениям сервисменов, достаточно снижения его уровня на 0,5 литра ниже минимально допустимого, чтобы современный автомат начал «пинаться» в различных режимах работы.
3. Перегрев
Исправная система охлаждения – важная составляющая здоровья автомата. Дергания коробки могут быть вызваны банальным перегревом рабочей жидкости. Это происходит, например, при длительном толкании в пробках в жару, когда вдобавок забиты радиаторы охлаждения или термостат системы охлаждения коробки заклинил в закрытом положении. Первый случай частенько встречается, к примеру, на Ford Mondeo предпоследнего поколения с 6-ступенчатым автоматом Aisin, а второй – на моделях BMW с агрегатом ZF 6HP.
4. Датчики двигателя
Реальный пример такого развития событий из опыта сервисменов – упомянутый выше Ford Mondeo предпоследнего поколения. Его 6-ступенчатый автомат Aisin может дергаться из-за неисправного клапана EGR (рециркуляция отработавших газов), который влияет на изменение крутящего момента двигателя (по нему блок управления коробкой ведет расчет переключений).
5. Блок управления
Неисправный блок управления коробкой – еще один возможный виновник ударных переключений автомата. Конструктивно он может быть как самостоятельным узлом, так и встроенной единицей «мозгов» двигателя. К примеру, на Мазде 6 второго поколения отдельный блок автомата установлен в салоне автомобиля. Для диагностики можно подставить заведомо исправный модуль от другой машины аналогичной модификации. Процедура подмены не требует программирования блоков, не имеет подводных камней и сразу снимает массу вопросов.
6. Жгут внутренней проводки
Изношенный внутренний жгут проводки автомата способен вызывать целый букет недомоганий агрегата. Недаром при капитальном ремонте некоторых коробок его меняют по умолчанию.
7. Соленоиды
Неисправные соленоиды гидроблока – одна из самых частых причин появления рывков при переключениях передач. Наибольшая ответственность лежит на основном управляющем клапане давления масла. Именно его довольно часто приходится менять на многострадальных французских автоматах семейства DP.