Коробка отбора мощности
Коробка отбора мощности (КОМ) — это конструктивный элемент гидравлической системы, установленной на грузовой автомобиль. Его работа заключается в улучшении характеристик самой гидравлики за счет мощности двигателя транспортного средства. То есть КОМ работает в паре с ДВС, передавая часть его усилия на гидравлический привод. Отсюда происходят и некоторые нюансы конструкции:
устанавливается в кабине транспортного средства;подключается к коробке переключения передач или напрямую к кардану;работает и на холостых оборотах, и при движении машины;активируется непосредственно из кабины кнопкой или рычагом.
Кроме непосредственно коробки, конструкция включает вал отбора мощности. Благодаря этому элементу крутящий момент двигателя передается на гидравлику. Причем отбираться может до 40% мощности ДВС, так что производительность установленной техники высокая, собственно, как и моторов КамАЗов.
КОМ является одним из основных элементов гидросистемы, независимо от ее назначения и сложности. Без коробки отбора мощности гидравлика любого типа просто не будет работать.
Какие бывают коробки отбора мощности для грузовиков
Зависимая. Работает только на холостом ходу двигателя, т. е., когда автомобиль не стоит на передаче. Используется для погрузчиков, кранов, манипуляторов и другой техники, которая выполняет работы, находясь в статичном положении.Независимая. Функционирует постоянно, даже в момент движения машины. Соответственно, устанавливается на грузовики, которым нужно выполнять работы во время езды. Например, бетономешалки.
Важно отметить, что зависимая КОМ подключается только к механическим КПП, поскольку требует для работы активного сцепления. А независимая нормально работает и с автоматами, и с механикой. При этом первая имеет простую конструкцию и совсем неприхотлива в обслуживании.
Какие коробки отбора мощности можно поставить на КамАЗ
Конкретно для этой марки машин разработано много КОМ, совместимых с любыми моделями авто. Их дифференциация обычно происходит по месту установки относительно КПП, как, например, в магазине АВМ ГРУПП Украина:
на верхний люк;по бокам, слева или справа;к заднему торцу.
От этого зависят форма и конструкция коробки отбора мощности. Такая классификация очень удобна и позволяет сразу определиться с типом агрегата в зависимости от свободного пространства в кабине. (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);
Мы в Telegram, наш Telegram bot — @zpua_bot, Мы в Viber, Мы на Facebook
Устройство коробки отбора мощности, ее особенности
Коробка отбора мощности устанавливается на коробку переключения передач в автомобильной грузовой или спецтехнике и служит для привода в движение всех механизмов. Она работает во время стоянки транспорта, а отдельные модели могут работать и во время движения, если того требует предназначение техники. Последний вариант устанавливается в разрез карданных валов.
Особенности устройства
КОМ не является обязательным элементом, но она есть практически в каждом транспортном спецсредстве. Не влияет на работу двигателя, движение колес и отвечает только за работу дополнительного оборудования (лебедки, насосов, компрессоров, щеток). Современные модели созданы с учетом эргономических требований и позволяют переключать режимы работы без особых усердий со стороны управляющего.
Особенности оборудования очевидны:
- устанавливается на коробку переключения передач;
- использует небольшой ресурс топлива (этот критерий зависит от мощности оборудования);
- на одном автомобиле может одновременно работать несколько разных типов КОМ;
- включить можно как с кабины водителя, так и снаружи;
- может приводиться в действие с помощью кнопки или рычага;
- изготавливается с наличием или отсутствием реверса (в зависимости от модели и предназначения);
- может иметь разное количество ступеней, валов;
- некоторые модели оснащены редуктором;
- кроме спецтехники, иногда устанавливаются на мощные легковые внедорожники.
На сайте https://www.gidrozip.ru/boxes.aspx представлен большой выбор подобной продукции для разных моделей и типов спецтехники. Выбрать подходящий вариант можно, проверив модель старого устройства или обратиться к консультантам.
Что еще нужно знать о коробке отбора мощности
Во время функционирования устройство подвергается большим нагрузкам, во время которых оно может в разной степени повредиться (особенно если водитель не придерживается общих правил использования спецтехники).
Важно помнить о качественном креплении. Во время установки коробки отбора мощности крепления нужно проверить особенно тщательно, в противном случае срок эксплуатации изрядно уменьшится. К тому же транспорт будет постоянно вибрировать, что отрицательно влияет на все механизмы.
Если транспортное средство не предусматривает включения КОМ в движении, приведение в действие этого устройства может привести к разрыву и повреждению всего механизма.
Чтобы продлить срок эксплуатации коробки отбора мощности, важно постоянно следить за наличием смазки, проверять надежность креплений. От правильного ухода и внимательного отношения к этому элементу зависит надежность и качество эксплуатации всего оборудования, установленного на транспортном средстве.
Коробка отбора мощности (КОМ): принципы работы и применение на спецтехнике
Коробка отбора мощности, сокращенно именуемая КОМ, при включении передает крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам спецтехники. При этом генерируемая ДВС энергия может поступать на рабочие части как от конструктивных элементов устройства, так и посредством привода. В качестве последнего чаще всего используется карданный вал, ременная передача или гидронасос.
В отличие от коробки переключения передач, опосредованно приводящей в движение ведущие колеса транспортного средства, КОМ не относится к агрегатам трансмиссии. Таким образом, она не влияет на скоростные и динамические характеристики автомобиля. Назначение коробки отбора мощности заключается в обеспечении выполнения спецтехникой своих функциональных задач.
Устройство и принцип работы КОМ
Отечественная спецтехника, в основе которой используются шасси КамАЗ или МАЗ, оснащается коробками отбора мощности, представляющими из себя редуктор или агрегатами безредукторного типа. Особенность первых заключается в креплении к боковому люку коробки передач и наличии минимум двух шестерен. Одна из них входит в зацепление с блоком шестерен КПП, а вторая расположена на валу, к которому крепится выходной элемент КОМ.
Безредукторные варианты, как, например, у КамАЗ-4310, монтируются заодно с раздаточной коробкой. Их основным элементом служит вал, который посредством вилки и каретки при включении входит в зацепление с первичным валом РК. Для этого на контактирующих частях валов предусмотрены специальные шлицы. На противоположном конце вал КОМ имеет фланец для передачи вращательного движения приводу навесного оборудования.
Чтобы понять, как работает коробка отбора мощности, достаточно знать принцип работы КПП. Только последняя воспринимает крутящий момент от карданного вала двигателя и передает его дальше другим агрегатам трансмиссии. Тогда как КОМ передает исполнительным механизмам дополнительного оборудования энергию, полученную от шестерен самой коробки передач или первичного вала раздатки.
Виды коробок отбора мощности
КОМ, которыми комплектуется спецтехника, в том числе на базе автомобилей КамАЗ и МАЗ, отличаются конструкцией и местом установки. Обычно механизм монтируется на КПП (боковой или торцовой ее части), либо на раздаточной коробке. На одной машине допускается установка до 3-х узлов, отвечающих за работу дополнительного оборудования.
На спецтехнике нашли применение КОМ зависимого или независимого типа. Первые интегрированы в механические коробки передач и не предназначены для работы при движении транспортного средства. Одним из примеров их использования является самосвальная техника. Устройства приводятся в рабочее состояние только при выключенном сцеплении. Отличаются надежной конструкцией, продолжительным ресурсом работы и небольшой массой. Просты в техническом обслуживании и ремонте, а невозможность самопроизвольного включения на ходу гарантирует их безопасную эксплуатацию.
Независимый тип КОМ сочетается как с механической, так и с автоматической трансмиссией. Главное отличие устройства состоит в том, что оно позволяет задействовать допоборудование во время движения автомобиля при переключении передач КПП. Примером служит техника, задействованная на уборке и обслуживании дорожной инфраструктуры или автомобили-«бетономешалки».
Чем еще различаются КОМ
В зависимости от конструкции коробки отбора мощности имеют между собой следующие различия:
- Наличие или отсутствие реверса. Наличие этой функции обеспечивает, например, вращение кабины автокрана по и против часовой стрелки. Для КОМ, отвечающей за включение/отключение насоса, достаточно более простого безреверсивного исполнения.
- Количество и расположение валов относительно друг друга.
- Число ступеней, поддерживающих определенные режимы работы.
Еще одной характеристикой механизма служит значение передаточного числа, влияющего на изменение угловых скоростей. Наконец, коробки отбора мощности отличаются способом управления. Оно может осуществляться механическим, электропневматическим, гидравлическим приводом или посредством бортового компьютера.
Основные поломки и неисправности
Как у всех механизмов, работающих под нагрузкой, у коробок отбора мощности в процессе эксплуатации периодически выявляются неисправности различного происхождения. Одним из проявлений нарушения работы является повышенный шум, создаваемый агрегатом. Причиной обычно выступает увеличение зазоров в зацеплении зубьев шестерен КОМ и коробки передач. Привести к этому способны износ металлических деталей либо неправильно подобранная толщина прокладки в месте соединения механизмов.
Неверно подобранная прокладки или недостаточная протяжка резьбовых соединений могут вызвать вибрацию, которая грозит поломками элементов КОМ. Ещё одной причиной появления посторонних шумов, вибраций или некорректного включения устройства станет износ или разрушение подшипников.
Если ком не включается, а все попытки сопровождаются металлическим скрежетом, возможны несколько вариантов:
- повреждение зубьев шестерен;
- заедание шестерни на валу;
- погнута вилка переключения.
Виновником возникшей неисправности может послужить и разрегулированное сцепление, не выключающееся до конца.
Коробка отбора мощности может не только не включаться, но и не выключаться. Поводом так же может стать заедание промежуточной шестерни или поломка пружины пневматической камеры у изделий с соответствующим приводом. К течи масла из агрегата приводят ослабление креплений или износ прокладок и сальников в местах соединения деталей.
Требования к КОМ
Устанавливаемые на спецтехнике коробки отбора мощности работают под большими нагрузками, поэтому к ним предъявляются жесткие эксплуатационные требования:
- соответствие рабочих характеристикам потребностям установленного дополнительного оборудования;
- продолжительный гарантийный срок службы и повышенный ресурс;
- переключения должны осуществляться без особенных усилий;
- отсутствие шума при работе под разным уровнем нагрузки;
- устойчивость к перегреву при продолжительном включении;
- незначительный вес и компактность.
Необходимо, чтобы работа КОМ не сказывалась на техническом состоянии КПП и других элементов трансмиссии. В числе других требований – совместимость масла в агрегате и остальных узлах.
Заключение
Таким образом, коробки отбора мощности не влияют на скорость, маневренность или проходимость автомобиля. Но без них спецтехника утрачивает свое прямое предназначение. Именно КОМ приводит в действие все дополнительное оборудование. Поэтому от качества, характеристик и состояния этих агрегатов зависит эффективность и производительность парка вашей техники. Диагностика и своевременное обслуживание механизма продлят и его ресурс, и эксплуатационные возможности работающих совместно с ним узлов.
Если вам нужна коробка отбора мощности, то рекомендуем выбрать и приобрести её с помощью сайта компании «КранАвтоЗапчасть». У нас собраны запасные части для самых популярных моделей КМУ и другой спецтехники. Прямые связи с заводами-изготовителями гарантируют нашим клиентам высокое качество представленных в каталоге товаров и нормальные цены, лишенные посреднических накруток.
Коробка отбора мощности (КОМ): принципы работы и применение на спецтехнике
В данной статье мы узнаем, что такое коробка отбора мощности, какие принципы ее работы и как она применяется на спецтехнике. Посмотрим, какие виды КОМ существуют, в чем особенность их действия. Расскажем, какие основные поломки узла существуют, как их избежать или исправить.
Что такое коробка отбора мощности?
Что такое коробка отбора мощности мало кто знает, сегодня попробуем разобраться, о том, что такое буровая установка и для чего нужна, мы уже рассказывали. Такие элементы часто используют на специальной технике. Такой как грузовые автомобили, краны, автомобильные цистерны, коммунальной технике. Устанавливается КОМ на коробку передач или раздатку. Производство коробок отбора мощности регламентируется специальными требованиями, поэтому проектировщики стараются их максимально придерживаться.
Основное требование – компактность и небольшой вес элемента, но он должен обладать высокой износоустойчивостью, что значительно увеличивает его рабочий ресурс. Основной элемент КОМ – шестеренная пара, которая должна обладать определенным передаточным числом. Основная функция данного узла – забрать часть мощности мотора на рабочую часть техники. Еще одно требование – удобство переключения, его необходимо осуществлять без дополнительных физических усилий из кабины водителя.
Межсервисный пробег не должен быть больше, чем у других элементов трансмиссии. При установке следует соблюдать еще одно правило: работа агрегата не должна отрицательно влиять на рабочий ресурс сцепления и мотора. Конечно, как и любой рабочий узел, КОМ требует своевременного сервисного обслуживания и внимания, особенно когда они применяются при строительстве наружных водопроводов и других земляных работах.
Устройство и принцип работы КОМ
Устройство и принцип работы КОМ похожи на действия коробки передач, только несколько проще. Основные элементы – ведущий вал, на которой находится шестерня. При включении узла именно она зацепляется с ведомой шестерней, которая расположена на втором валу, именно он передает вращающий момент на рабочее оборудование. Чаще всего используются коробки отбора мощность, которые переключаются вручную, при помощи рычага, который находится в кабине водителя.
Также используются пневмоэлектрический способ переключения. В данном случае в камеру подается воздух, который находится под давлением. Он оказывает воздействие на диафрагму, которая соединена с пружиной, под ее действием последняя сжимается и передвигает шток с вилкой. В следствии этого шестерни зацепляются, а воздух стравливается, что способствует расправлению пружины. После этого происходит обратное движение штока.
После этого происходит разъединение шестерней. На свою работу КОМ может забрать более 40 процентов от мощности двигателя. Чаще всего ее используют, когда мощность мотора для движения автомобиля не используется, т.е. машина просто стоит на месте. Но есть и исключения, например, коммунальная техника, где агрегаты могут работать одновременно с движением техники.
Виды коробок отбора мощности
Существует несколько видов коробок отбора мощности, они могут быть как зависимыми, так и нет. Первый тип запускается только в том случае, если выжимается педаль сцепления. Это говорит о том, что элемент интегрирован в коробку передач. Такую коробку отбора мощностей нельзя включать при движении автомобиля, даже если нужно сделать прокол под дорогой под канализацию цена ремонта будет высокой. Такой агрегат позволяет экономить мощность техники, кроме этого, за счет малого веса КОМ не добавляет веса самому автомобилю.
Второй тип позволяет включать КОМ даже во время движения техники, в данном случае не важно, выключено или включено сцепление. Такие модели можно использовать с силовыми агрегатами или коробками переключения любого типа. Управляющая система здесь тоже может быть различной. Типы коробок отбора мощности могут отличаться и по другим параметрам:
- число ступеней;
- значение передаточных чисел;
- количество валов;
- расположение валов;
- наличие или отсутствие реверса;
- вид системы управления.
Видов систем управления может быть несколько, это электропневматическая, механическая и гидравлическая. В целом, это очень важный узел, который находится на специальных автомобилях. С его помощью приводится в действие различное оборудование. Важно, чтобы эксплуатация была правильной, а техобслуживание обязательным, все это будет способствовать долговременной и безаварийной работе агрегата.
Основные поломки и неисправности
Как и любого узла, у КОМ существуют основные поломки и неисправности. Поэтому для того чтобы он служил как можно дольше необходимо придерживаться рекомендаций производителя по эксплуатации. Поэтому необходимо регулярное проведение технического обслуживания. Все детали агрегата при использовании работают «на износ». Важный момент – процесс включения узла, он должен соответствовать требованиям инструкции.
Если узел можно включать только при условии выжатого сцепления, то обязательно придерживаться этого, часто это бывает в ассенизаторских машинах что это такое, мы уже рассказывали. Для того чтобы избежать высокого уровня вибрации при работе важно правильно установить устройство и зафиксировать его. Во время ремонта первое, на что нужно обратить внимание – ведомая шестерня, т.к. именно она может способствовать износу ведущей.
О ремонте стоит задуматься, если появился в узле посторонний шум. Причиной может быть неправильное закрепление шестерен. Узел может просто отказываться включаться, по причине пробивания струи воздуха. В данном случае стоит обратить внимание на целостность диафрагмы, которая находится в камере пневмоуправления. При загрязнении сапуна или износе уплотнителя могут появиться следы протекания рабочей жидкости.