Где стоит датчик распредвала
Перейти к содержимому

Где стоит датчик распредвала

  • автор:

Замена датчика распределительного вала (ДПРВ). Меганыч, живи! ))))

Всем привет, уважаемые подписчики! ))) Как я писал в одной из своих старых записей, я делал самостоятельную диагностику с помощью ELM 327. Много воды с тех пор утекло, много раз я делал диагностику, но одна ошибка сопровождала меня до последнего. А именно, ошибка по датчику распределительного вала, "P0340 Неисправность в цепи датчика положения распределительного вала СМР".
Многие ошибочно считают, что он ни на что не влияет, но мануал говорит об обратном:

Фото в бортжурнале Renault Megane II

Да и 37 прочитанных мною страниц форума Megane2.ru утверждают, что влияет, да ещё как!
Поэтому, мной был заказан ДПРВ ERA 550046 за 1189 деревянных. ))))

Запчасти на фото: 550046. Фото в бортжурнале Renault Megane II

Фото в бортжурнале Renault Megane II Фото в бортжурнале Renault Megane II Фото в бортжурнале Renault Megane II

Приступаем к замене.
Нам понадобится:
— головка на 10;
— два удлинителя, побольше и поменьше;
— трещётка;
— карданчик;
— комбинированный ключ на 10 (при желании с его помощью можно обойтись без маленького удлинителя и карданчика);
— ELM 327 v 1.5 (версия аппаратного обеспечения!);
— Планшет или смартфон на Android или ноутбук с подходящим ПО для диагностики (об этом ниже).
Не забываем, что если у вас фаза 2, то болты катушек, ДПРВ, клапана фазорегулятора и т.д. у вас под ключ на 8.
1. Датчик положения распределительного вала находится под впускным коллектором, в районе катушки зажигания первого цилиндра. Не забываем, что на Мегане счёт цилиндров начинается от маховика, а не от ГРМ. С помощью большого удлинителя и головки Выворачиваем болт крепления катушки первого цилиндра и извлекаем катушку из колодца.

Фото в бортжурнале Renault Megane II Салатовым цветом я выделил отверстие под болт катушки зажигания (сама катушка уже извлечена). Красным цветом выделен болт крепления датчика положения распредвала.

2. Отжимаем вверх фиксатор на фишке датчика распредвала и извлекаем фишку.
3. С помощью карданчика, маленького удлинителя и трещётки (или с помощью комбинированного ключа) выворачиваем болт ДПРВ и извлекаем датчик.

Фото в бортжурнале Renault Megane II Фото в бортжурнале Renault Megane II Оригинал! ))))

4. Перед установкой нового датчика обращаем внимание, есть ли на нём уплотнительное кольцо.
На моём не было, поэтому снял уплотнительное кольцо со старого датчика.

Фото в бортжурнале Renault Megane II

5. Собираем в обратном порядке.
6. Садимся в машину и включаем зажигание. Для этого вставляем чипкарту и, не трогая педали, нажимаем и удерживаем в течение 5-7 секунд кнопку Start/Stop.
7. Вставляем ELM в диагностический разъём (он за декоративной крышкой, в самом низу центральной консоли).
8. Подключаемся к нему и скидываем ошибку. Я пользовался записью БЖ DeviLav и программой РуRen, которая является практически тем же CLIP’ом, только бесплатным.
9. Радуемся результату. ))))

После замены двигатель стал работать мягче, лучше поехал с низов, ушло небольшое подтраивание, особенно на холодную. В диапазоне 2000-3000 об/мин его не слышно. ))) Периодически 2 дня я проверял наличие ошибок — их не было.
Вчера утром тоже всё было чисто. Вечером решил проверить ещё раз и… Вот тебе на! Снова висит эта ошибка, блин! Работа двигателя не изменилась, но в расшифровке ошибки написано: "Неправильное положение зубца распредвала". Со старым датчиком ошибка была связана с сигналом от датчика. Я вот думаю, что может быть? Уж не метки ли сместились? Ваши предположения, друзья?

Датчик распредвала — что делает и как понять, что он неисправен

Фото: АО «COATЭ»

Датчик распределительного вала (ДПРВ) — специальное устройство, которое отслеживает положение и скорость вращения вала и синхронизирует работу основных компонентов двигателя внутреннего сгорания. Благодаря ему электронный блок управления (ЭБУ) получает информацию о том, когда поршень первого цилиндра находится в верхней или, как ее еще называют, «мертвой точке». Для чего это нужно?

В конструкции автомобиля распредвал тесно взаимодействует с коленчатым валом, у которого тоже есть свой датчик — сокращенно ДПКВ. Работа двух устройств с одной стороны схожа, но есть важные отличия. Первый определяет, в каком из цилиндров должен происходить впрыск, второй синхронизирует подачу и искру. Таким образом, оба создают полную картину для ЭБУ. А именно, когда условия для подачи, сжатия, сгорания и выпуска горючего наиболее подходящие. Все это влияет не только на производительность и мощность, но и приводит к более экономному расходу топлива и снижению вредных выбросов.

Датчик распредвала помогает точнее управлять впрыском топлива

Датчик всегда устанавливается так, чтобы он мог контролировать распредвал. Самое лучшее место для этого — вблизи мотора: в головке блока цилиндров, за ней или, реже, в специальном отсеке под капотом. Чтобы точно определить местоположение ДПРВ, лучше обратиться к руководству по эксплуатации.

Михаил Логинов, автоэксперт, руководитель и тренер детской команды по картингу: «Изначально моторы работали без датчика распредвала только на данных от ДПКВ. Но в этом случае расход топлива был значительно выше из-за попарно-параллельного впрыска, когда топливо проходит через две одновременно открытые форсунки. Датчик положения распредвала изменил этот алгоритм».

Виды датчиков распределительного вала

Внешне ДПРВ — небольшое устройство в пластиковом корпусе, к которому подходят два или три провода. Магнитный и на эффекте Холла относятся к типу линейных, оптический — цифровой. В самом общем виде его работа выглядит так: на распредвалу есть специальный штифт (зубчатое колесо, звезда) и в момент, когда поршень первого цилиндра находится в верхней точке, его зубец проходит возле чувствительного элемента датчика, который генерирует сигнал для ЭБУ.

  • Электромагнитный или индуктивный. Состоит из подвижной части с кольцевым постоянным магнитом и неподвижной обмоткой. Такой датчик самостоятельно генерирует напряжение, за что получил еще одно название — двухполосный, по числу приходящих проводов. Его работа строится на обнаружении металлических предметов в постоянном магнитном поле. Реакция происходит при появлении в поле «видимости» стального зубца расположенного на распределительном вале.
  • На эффекте Холла. Название получил в честь физика Эдвина Холла, открывшего соответствующий эффект. Такой датчик является активным, то есть использует электронные компоненты (усилитель-ограничитель) и поэтому требует наличия питающего напряжения (три провода). Датчик работает от бортовой сети, и к нему подходят три провода. Принцип действия основан на изменении выходного сигнала в результате прерывания. Для создания магнитного потока используется постоянный магнит, а для его прерывания маркерный диск.
  • Оптический. В отличие от классического устройства, этот прибор не реагирует на магнитное поле, объясняет эксперт Михаил Логинов. В нем установлен фотоэлемент, который фиксирует положение лопастей вращающегося ротора. Такие датчики встречаются совсем редко.

Признаки неисправности датчика распредвала

Плохая динамика разгона и нестабильный холостой ход — это лишь некоторые признаки того, что датчик неисправен. Заподозрить поломку ДПРВ также следует в случае, если:

1. Загорелся Check Engine

Этот индикатор появляется на панели приборов по многим причинам, но для сломавшегося датчика распредвала часто это единственный очевидный сигнал. Игнорировать его не стоит и лучше побыстрее проверить коды неисправностей. Это можно сделать самому при наличии OBD-сканера или на СТО. Вот некоторые из ошибок, которые может выдать компьютер: P0342, P0343, P0340, P0365.

Игнорировать загоревшийся индикатор Check Engine не стоит и лучше побыстрее проверить коды неисправностей

2. Проблема с зажиганием

Автомобиль плохо заводится или даже глохнет время от времени. Дело в том, что ЭБУ в этот момент получает неточную информацию о положении вала. Как результат, в цилиндры поступает неправильное количество горючего, а зажигание происходит не в тот такт.

3. Ухудшилась динамики

Автомобиль будет дергаться и не сможет быстро разогнаться. В этом случае также виновата рассинхронизация данных. На некоторых современных моделях при поломке датчика, как и других систем, вы не сможете разогнаться выше 60 км/ч. Это функция безопасности, которая ограничивает мощность и скорость автомобиля для защиты всех его компонентов.

4. Проблемы с коробкой передач

Некоторые машины с автоматической коробкой передач будут неправильно переключать передачи или вовсе блокироваться до перезапуска двигателя. Это также связано с тем, что когда датчик выходит из строя, двигатель переходит во внештатный режим.

5. Вырос расход топлива

Поскольку блок управления получает неверную информацию, в камеру сгорания поступает неправильное (обычно большее) количество топлива, а его сгорание происходит в неоптимальное время. Этот симптом, как говорят эксперты, заметить труднее всего, так как он проявляется в течение длительного периода времени. Но, если вы точно знаете, что горючего сжигается больше чем обычно, то проверить ДПРВ будет нелишним.

Причины неисправности датчика распредвала

В некоторых случаях датчик может выйти из строя как вторичная проблема, связанная с другими компонентами двигателя

  • Естественный износ. Например, если какой-либо из зубьев колеса или штифтов сломан или изношен, это нарушит последовательность импульсов. По сути датчик будет «сбит с толку», потому что он получает неверное представление о скорости вращения вала.
  • Повреждение водой или другими техническими жидкостями. Испортить датчик может влага, охлаждающая жидкость или утечка масла из-под плохой прокладки головки блока цилиндров или дефектной масляной крышки.
  • Коррозия и окисление проводов. Обмотка проводов со временем может рассохнуться и разрушиться из-за чего влаге будет легко попадать на элементы питания.
  • Механическая поломка. При сильном ударе, например после ДТП, скорее всего, датчик тоже получит повреждения. То же касается ситуаций, когда элемент подвергается сильным вибрациям как от работы неисправного мотора, так и от дороги.
  • Проблема с напряжением. Из-за короткого замыкания у датчика могут сгореть микросхемы и провода, соединяющие его с главным модулем управления. Обрыв цепи также приведет к тому, что он не сможет передать свои показания.

Как проверить датчик распредвала

Проверить ДПРВ можно двумя способами: визуально или специальным оборудованием. Это можно сделать самостоятельно, но для точной диагностики потребуется квалифицированная помощь. По словам Ильи Иванского, руководителя сервисного направления автомобильного маркетплейса Fresh Auto, вот с чего можно начать, если поломка застала в дороге:

  • Проверить датчик на наличие трещин, сколов – это признаки того, что работа устройства может быть нестабильной.
  • Осмотреть место разъема – там могут образоваться окисление, коррозия на контактах. Попробовать зачистить их.

Иван Иванский: «Углубленная диагностика проводится при помощи сканера и другого устройства. Датчик на эффекте Холла измерением напряжения на контактах мультиметром не поверишь. Точные данные даст только осциллограф, которым обычно есть на СТО и сервисах официальных дилеров. Чтобы расшифровать осциллограмму, нужно иметь компетенции и опыт, поэтому лучше не пытаться определить неисправности самостоятельно, а доверить эту процедуру грамотным специалистам».

Замена датчика распредвала

Для датчика положения распределительного не установлен график регулярного технического обслуживания, но если он ломается, деталь нужно заменить Стоимость варьируется от бренда и модели автомобиля. Для отечественных это от 500 руб., для иномарок 2-3 тыс. руб., говорит эксперт Иванский. Услуга по замене в среднем обходится в 1,5 тыс. руб.

Если поломка застала в дороге, то ехать дальше на автомобиле можно. Но, как упоминалось выше, КПД двигателя снижается, а при длительных поездках это скажется не только на ощущениях от вождения, но и сроке службы всех деталей. Из-за дисбаланса впрыска и распределения мощности рабочие механизмы находятся под чрезмерными нагрузками, что делает их более подверженными износу. Поэтому при первой возможности желательно заменить деталь на новую.

Замена датчика распредвала, как это сделать в автомобиле своими руками

Все современные автомобили оборудованы таким нужным элементом, как датчик распредвала. Его главная задача — подача команды для впрыска топлива в цилиндры. Когда датчик неисправен, необходимо в обязательном порядке определить причину его выхода из строя и заменить его. Об этом далее в статье.

Что такое ДПРВ, назначение датчика распредвала

Датчик распредвала — устройство, обеспечивающее нормальное функционирование силового агрегата. ДПРВ определяет угловое положение газораспределительного механизма согласно положению коленчатого вала. Затем сведения с датчика идут в систему управления мотором для управления зажиганием и впрыском.

Где находится датчик распредвала

Расположен ДПРВ со стороны шкивов гидроусилителя и помпы. Ось датчика всегда отвечает направлению оси распределительного вала.

Принцип действия ДПРВ

Принцип работы ДПРВ основан на эффекте Холла, из-за чего специалисты называют его датчиком Холла или датчиком фаз. В самом датчике находится магнит, создающий специальное магнитное поле. Штырь (репер или металлический зубчик), расположенный на задающем диске, замыкает магнитный зазор, в результате чего в магнитном поле происходят определенные изменения.

Блок управления мотором, получив от датчика сигнал, получает сведения о положении поршня 1-го цилиндра. Затем система управления задает зажигание топливной смеси и впрыск топлива в соответствии с порядком работы цилиндров силового агрегата. Если ДПРВ вышел из строя, следует как можно быстрее заменить его для нормального функционирования транспортного средства и уменьшения топливного расхода.

Факторы, воздействующие на работоспособность датчика распредвала

Работоспособность датчика фаз напрямую зависит от режима температур. Перегрев может вывести его из строя. ДПРВ также не будет функционировать по причине выхода из строя проводов, по которым он получает и передает сигнал, поломки репера. Немаловажную роль играют загрязнения или повреждения самого датчика. Кроме того, при тяжелых эксплуатационных условиях (перевозка грузов, езда по бездорожью) датчик может сместиться либо может произойти короткое замыкание. Очень важно систематически выполнять диагностику датчика и менять его каждые 4-5 лет, во избежание неожиданной поломки в самое неподходящее время.

Признаки неисправности ДПРВ

К основным признакам неисправности датчика распредвала относятся:

  • Не запускается двигатель.
  • Высокий топливный расход.
  • Детонация в двигателе при динамических нагрузках.
  • Прогретый силовой агрегат нестабильно функционирует на холостых оборотах.
  • Число оборотов самостоятельно уменьшается либо увеличивается.
  • Ухудшение динамики при езде.
  • Загорание сигнала «check engine».

Причины неисправности датчика распредвала

Основные причины выхода ДПРВ из строя:

  • Перегрев мотора.
  • Короткое замыкание внутри датчика.
  • Смещение установки ДПРВ.
  • Поломка диска с реперами.

Проверка датчика распредвала

Перед проверкой ДПРВ тестером визуально осмотрите зубчатый ротор и корпус датчика на наличие металлической стружки или повреждений. Это также может стать причиной его поломки. Перед началом проверки обязательно отключите зажигание. Затем начинайте отсоединять провода от устройства.

Инструменты для диагностики

Для проверки ДПРВ потребуется:

  • Мультиметр/тестер.
  • Отвертка.
  • Плоскогубцы.

Мультиметр/тестер поможет провести детальную проверку датчика. Он покажет, в чем заключается неисправность: в проводке или самом датчике.

Схема диагностики

Перед проверкой датчика необходимо изучить разъем, на котором находятся: минусовый и плюсовой контакты, а также контакт для передачи сигнала.

  1. Включаем зажигание и проверяем ДПРВ мультиметром. Массу тестера подсоединяем к массе мотора. Важно, чтобы замер соответствовал значением напряжения на клеммах аккумулятора. Если значения не совпадают, значит вышла из строя цепь питания датчика.
  2. Затем аналогичным способом замерьте напряжение на массе датчика. Оно должно быть нулевым.
  3. Подсоединяем минусовой и плюсовой провода ДПРВ. Средний контакт подсоединяем через тестер. Так, один провод мультиметра подсоединяется к сигнальному выводу датчика, а второй запитывается на вход системы управления.
  4. Затем крутим стартером двигатель. Если ДПРВ нормально функционирует, он покажет напряжение 0.4-5 Вольт. Если же значения будут другими, замените датчик.

Если проверка показала, что датчик вышел из строя, не стоит тянуть с его заменой. Хотя мотор без него будет работать, он будет работать в аварийном режиме, а топливный расход повысится в разы, поскольку горючее в таком случае будет подаваться одновременно на все цилиндры.

Когда нужно менять датчик распредвала

ДПРВ необходимо менять каждые сто тыс. км. пробега даже если датчик еще работает. Это обусловлено тем, что он не переносит перегрева, а ему приходится постоянно работать с переменой температурного режима. При покупке нового датчика обращайте внимание на рекомендации профессионалов и используйте параметры, указанные производителем.

Замена датчика распредвала

Замена ДПРВ — занятие несложное. Приведем пример замены датчика на автомобилях семейства ВАЗ. Из инструментов вам понадобится только ключ на «10».

Замена ДПРВ на двигателях серии 21124 и 2112

На этих ДВС датчик находится на торце, внутри задней крышки ремня привода механизма газораспределения. Чтобы заменить датчик распредвала на автомобилях ВАЗ 2110 и 2112, необходимо всего лишь открутить два болта ключом на «10» и вынуть его из крышки.

Замена ДПРВ на двигателях серии 21114 и 2111

На моторах этой серии датчик фаз находится внутри крышки распределительного вала, сзади. На ВАЗ 2115 замена датчика распредвала выполняется в следующем порядке:

  • Выключите зажигание и разъедините колодку проводов, отжав пластиковый фиксатор на его корпусе.
  • Ключом на «10» открутите болт.
  • Извлекаем датчик.

Советы профи

Если после замены датчика вы не сбросите ошибки в ЭБУ, мотор начнет функционировать в нормальном режиме лишь после второго запуска. Что касается сигнала неисправности «CHECK», то он пропадет сам по себе.

Устройство и принцип работы датчика положения распредвала

Современные двигатели имеют довольно сложное устройство и управляются электронным блоком управления на основе сигналов датчиков. Каждый сенсор отслеживает определенные параметры, характеризующие работу мотора в текущий момент времени, и передает информацию в ЭБУ. В данной статье рассмотрим один из важнейших элементов системы управления двигателем – датчик положения распределительного вала (ДПРВ).

Что такое ДПРВ

Аббревиатура ДПРВ расшифровывается как датчик положения распределительного вала. Другие названия: датчик Холла, фаз или CMP (английская аббревиатура). Из названия понятно, что он участвует в работе газораспределительного механизма. Точнее сказать, на основе его данных система рассчитывает идеальный момент впрыска топлива и зажигания.

фото 1

Данный датчик использует опорное напряжение (питание) 5 вольт, а его главный компонент – чувствительный элемент Холла. Сам он не определяет момент впрыска или зажигания, а лишь передает информацию о моменте достижения поршня в первом цилиндре ВМТ. На основе этих данных и рассчитывается время и длительность впрыска.

В своей работе ДПРВ функционально связан с датчиком положения коленвала (ДПКВ), который также отвечает за правильную работу системы зажигания. Если по какой-то причине выйдет из строя датчик распредвала, то будут учитываться основные данные с датчика коленвала. Сигнал с ДПКВ более важен в работе системы зажигания и впрыска, без него двигатель работать просто не будет.

фото 2

ДПРВ применяется на всех современных двигателях, в том числе на ДВС с системой изменения фаз газораспределения. Устанавливается он в ГБЦ в зависимости от конструкции мотора.

Устройство датчика положения распредвала

Как уже говорилось, датчик работает на основе эффекта Холла. Этот эффект был открыт еще в XIX веке одноименным ученым. Он заметил, что если через тонкую пластину, пропустить постоянный ток, и поместить ее в поле действия постоянного магнита, то на других ее концах образуется разность потенциалов. То есть, под действием магнитной индукции часть электронов отклоняется и образует на других гранях пластины небольшое напряжение (напряжение Холла). Оно и используется в качестве сигнала.

фото 3

Точно так же и устроен ДПРВ, но только в более усовершенствованном виде. В нем находится постоянный магнит и полупроводник, к которому подсоединены четыре контакта. Сигнальное напряжение направляется к небольшой интегральной микросхеме, где оно обрабатывается, а из самого корпуса сенсора уже выходят обычные контакты (два или три). Корпус выполнен из пластика.

фото 4

Принцип работы

На распределительном вале напротив ДПРВ устанавливается задающий диск (импульсное колесо). В свою очередь, на задающем диске распредвала выполнены специальные зубья или выступы. В момент прохождения этих выступов через датчик, ДПРВ формирует цифровой сигнал особой формы, который показывает текущий такт в цилиндрах.

Работу датчика распредвала правильнее рассматривать вместе с работой ДПКВ. На два оборота коленвала приходится один оборот распределительного. В этом и заключается секрет синхронизации системы впрыска и зажигания. Другими словами, ДПРВ и ДПКВ показывают момент такта сжатия в первом цилиндре.

Задающий диск коленвала имеет 58 зубьев (60-2), то есть, когда участок с пропуском в два зуба проходит мимо датчика коленвала, то система сверяет сигнал с ДПРВ и ДПКВ и определяет, момент впрыска в первый цилиндр. Через 30 зубцов происходит впрыск, например, в третий цилиндр, а затем в четвертый и второй. Так происходит синхронизация. Все эти сигналы представляют собой импульсы, которые считываются блоком управления. Их можно увидеть только на осциллограмме.

Признаки неисправности

Стоит сразу сказать, что при неисправном датчике распредвала двигатель будет продолжать работать и заводиться, но с некоторой задержкой.

На неисправность ДПРВ могут указывать следующие признаки:

  • увеличился расход топлива, так как система впрыска несинхронизированна;
  • автомобиль двигается рывками, теряет динамику;
  • происходит заметная потеря мощности, автомобиль не может набрать скорость;
  • двигатель заводится не сразу, а с задержкой в 2-3 секунды или глохнет;
  • система зажигания работает с осечками, пропуски зажигания;
  • бортовой компьютер показывает ошибку, загорается Check Engine.

Эти симптомы могут указывать на неисправность ДПРВ, но также могут говорить и о других проблемах. Необходимо пройти диагностику в сервисе или воспользоваться специальным диагностическим сканером. Например, универсальным устройством Rokodil ScanX.

фото 20

О неисправности или обрыве проводки ДПРВ свидетельствуют ошибки P0340 — P0344, P0365.

Среди причин неисправности ДПРВ можно назвать следующие:

  • неполадки контактов и проводки;
  • на выступе задающего диска может быть скол или загиб, тем самым датчик считывает неправильные данные;
  • повреждение самого датчика.

Само по себе это небольшое устройство редко выходит из строя.

Способы проверки

Как и любой другой датчик на основе эффекта Холла, ДПРВ не получится проверить путем измерения напряжения на контактах мультиметром (“прозвонки”). Полную картину о его работе может дать только проверка осциллографом. Осциллограмма покажет импульсы и фронты провалов. Чтобы считать данные с осциллограммы, нужно также обладать определенными знаниями и опытом. Это может сделать грамотный специалист на СТО или в сервисном центре.

фото 5

При обнаружении неисправности датчик меняют на новый, ремонт не предусмотрен.

ДПРВ играет важную роль в системе зажигания и впрыска. Его неисправность приводит к проблемам в работе двигателя. При обнаружении симптомов лучше пройти диагностику у грамотных специалистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *