Как работает кондиционер в машине зимой
Перейти к содержимому

Как работает кондиционер в машине зимой

  • автор:

Нужно ли зимой включать кондиционер в машине?

В холодное время в воздухе содержится большое количество влаги, которая попадает внутрь салона. Кроме того, попадает она туда также и в виде дождя или снега на обуви и одежде пассажиров, в результате чего в закрытом транспортном средстве скапливается водяной пар.

Его излишки проявляются в виде запотевания стекол, что ухудшает обзор для водителя. Включив же кондиционер в холодное время, он не только избавит стекла от запотевания, но еще и высушит воздух. Для этого нужно всего лишь направить поток из очищающего воздух устройства на стекла, переключившись на режим замкнутой циркуляции.

Всем известно, что работающий кондиционер повышает расход топлива транспортного средства. Этот факт довольно часто является причиной того, что использовать такое устройство в зимнее время не следует.

Продление срока службы прибора.

Кроме вышесказанного, работающий кондиционер в морозную погоду не только удалит излишки водяного пара из салона, но еще и продлит срок службы прибора. Конечно, для этого вовсе не нужно запускать его каждый день: будет достаточно включать прибор примерно раз на 7-10 дней, оставив его работать хотя бы на 15-20 минут.

Все дело в том, что пленка масла, покрывающая поверхность внутренних деталей прибора, медленно стекает вниз, оставаясь только в некоторых местах системы кондиционирования.

Чем больше времени будет бездействовать этот узел транспортного средства, тем дольше его компрессор после запуска будет функционировать на сухом трении, до того времени, пока смазка не разнесется по всей системе.

Компрессор – достаточно дорогостоящее оборудование, поэтому его поломка по причине длительного простоя нанесет серьезный ущерб бюджету. Но даже его замена не принесет ожидаемого результата.

Все металлические частицы с поверхности деталей, которые будут «сдираться» с них в результате работы компрессора в режиме сухого трения, разойдутся по всей системе.

Даже в случае ее промывки перед установкой нового узла поможет не сильно: частицы металла обязательно останутся, попадут в новый компрессор, где будут ухудшать его состояние.

Поэтому в зимнее время включать кондиционер не только можно, но даже и нужно в целях продления его срока эксплуатации.

Проблемы с включением.

Совсем другое дело, то что при отрицательных температурах возникают проблемы с запуском кондиционера, вследствие чего и бытует убеждение, что этот прибор нельзя использовать зимой.

Многие автовладельцы уверены, что причиной проблем со включением является специальный датчик, который настроен на какую-то определенную температуру воздуха снаружи. На самом же деле подобный узел существует, но зависит его работа вовсе не от параметров воздуха, а от уровня давления хладагента – фреона – в кондиционере.

А уже этот параметр зависит от температуры. Кроме того, уровень этого вещества в системе кондиционирования может быть меньшим требуемой нормы, при этом устройство может не запускаться. Почему так происходит?

Даже в случае полной герметичности системы, за год уровень фреона уменьшается примерно на 10% — это норма.

В теплое время недостаток этого хладагента не заметен, поскольку при высокой температуре его давления достаточно для запуска кондиционера. Но вот зимой давление фреона падает, и датчик может посчитать, что его уровень находится ниже минимальной отметки, в результате чего устройство и не будет включаться.

Как включить кондиционер зимой?

Чтобы включить кондиционер в холодное время, можно попробовать загнать автомобиль в гараж или же запускать его во время мойки машины.

Если такой возможности нет – можно попробовать поездить некоторое время, а уже после этого пробовать запускать систему кондиционирования – в моторном отделении повысится температура, в результате чего некоторые узлы системы также прогреются и давление хладагента повысится до нормального уровня, что и даст возможность запустить кондиционер.

Сразу же после включения устройство должно работать при закрытой циркуляции – в таком случае воздух, который проходит через прибор, будет забираться не с улицы, а с салона, где он более теплый. Это будет способствовать еще большему прогреву кондиционера и его нормальной работе.

Таким образом, не следует больше сомневаться в том, можно ли зимой включать кондиционер в машине – делать это нужно обязательно и в морозную погоду для продления его срока службы и улучшения микроклимата в салоне.

Что будет, если зимой в машине включить кондиционер? И нужно ли это делать?

Вот несколько причин, почему не только можно, но и нужно включать кондиционер в машине зимой.

Эксперты по автокондиционерам рекомендуют включать кондиционер на несколько минут хотя бы раз в неделю. На это есть две причины.

Во-первых, это продлевает срок службы системы. Это происходит потому, что специальная смазка удаляется с движущихся частей компрессора, который долго простаивает. Затем, когда весной система снова будет введена в эксплуатацию, она будет работать так же хорошо, как до этого.

Во-вторых, зимой конденсат из-за разницы температур может скапливаться в воздуховодах, а влага может вызвать рост плесени на фильтрах. Включая кондей зимой, вы предотвращаете это. Вот еще пара причин, по которым кондиционер зимой может пригодиться.

Кондиционер можно использовать для очистки запотевших окон

Во время работы водяной пар, сконденсированный из воздуха, выводится наружу, быстро осушая воздух в салоне.

Кондиционер может не включаться

Не паникуйте. Некоторые модели оснащены электронным ограничителем, который предотвращает включение и выключение при замерзании. Вы можете «обмануть» его, включив систему на отапливаемой стоянке или в горячем гараже. Это можно сделать, например, при следующем посещении сервисного центра. Вы также можете включить кондиционер после того, как салон прогреется

Что произойдет, если вы не включите кондиционер зимой?

Если за зиму вы не включали кондей, весной проведите обслуживание системы, замените или очистите салонный фильтр и сделайте антибактериальную обработку.

Работоспособен ли кондиционер при 0°C и ниже — развенчиваем вечные мифы

Автомобильные кондиционеры у одних работают при любой забортной температуре, у других – нет. По крайней мере, так утверждают владельцы машин разных марок.

Апологеты «зимних кондеев» утверждают, что охлаждение воздуха — вовсе не единственная функция кондиционера. Воздух, проходя через холодный испаритель, оставляет на нем почти всю влагу, она-то и стекает потом по трубочке под машину. Аналогичное явление в быту мы наблюдаем при запотевании бутылки, вынутой из холодильника. Покрыты конденсатом и все трубы холодного водоснабжения. Прошедший испаритель кондиционера обезвоженный воздух впитывает влагу и, если направить поток на запотевшие стекла, довольно быстро сделает их прозрачными.

А что в действительности ?

Правильный ответ должны знать производители автомобилей – к ним мы и обратились. Любопытно, что поначалу наш вопрос не был понят: все, как один, стали объяснять, что их климатические установки всепогодные, и так далее. Пришлось задать вопрос в лоб: существует ли предельная температура, при которой отключается компрессор кондиционера? Или же он будет исправно пахать и на экваторе, и в крещенские морозы?

Официальные ответы из различных представительств мы свели в таблицу.

Минимальная температура функционирования компрессора

Минимальная температура функционирования компрессора

MPSA (Mitsubishi-Peugeot-Citroen)

Множество разговоров на эту тему вызвано тем, что кондиционеры практически всех фирм не информируют пользователя о своей работе. Даже если включена функция охлаждения (активен индикатор AC), компрессор системы не обязательно всё время работает. Задействован ли компрессор и в какой степени – такой индикации не предусмотрено. И только если водитель отключит функцию охлаждения (погаснет индикатор AC), станет ясно, что компрессор системы не работает и остается только вентиляция. Такой режим может быть полезен для тех, кто боится простудиться или хочет сэкономить топливо.

Напомним, как работает система кондиционирования воздуха. Сжатый хладагент должен перейти в газообразное состояние и в этот момент снизить свою температуру. Такой переход в газообразное состояние в испарителе возможен примерно при 0 °C. Когда на улице зима, хладагенту недостаточно тепла от проходящего воздуха, чтобы превратиться в газ. Это контролируют датчик температуры окружающей среды и датчик в системе климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях снаружи автомобиля система управления запретит включение компрессора кондиционера.

Если температура опустится ниже указанного предела, то конденсат, образующийся во время работы системы на испарителе, сменит агрегатное состояние на лед. При этом испаритель покроется коркой льда и заблокирует циркуляцию воздуха через отопитель. И еще: из-под машины с включенным кондиционером потихоньку капает конденсат, а твердые «отходы производства» система отводить не обучена.

Иными словами, зимой климат-контроль даже навороченных автомобилей работает «как простые Жигули» – кондиционирования нет, все функции поддержания комфортного микроклимата в салоне обеспечивает обычная «печка», пусть и в автоматическом режиме.

Как ездили зимой Жигули?

В холода вступает в игру другой метод борьбы с избыточной влагой в воздухе. По науке его называют ассимиляцией. Такое «осушение» основано не на удалении влаги, а на физической способности теплого воздуха удерживать большее количество водяных паров по сравнению с холодным. Указанный метод обеспечивается вентиляцией с предварительным подогревом свежего воздуха – что и делали владельцы Жигулей.

Способность воздуха поглощать водяные пары довольно скромна и непостоянна. Она зависит от температуры и абсолютной влажности атмосферного (приточного) воздуха. Очевидно, что сушить стёкла туманным сырым забортным воздухом придется дольше, чем сухим морозным.

Заметим, что автомобили с высокоэффективными двигателями типа дизелей или турбонаддувных бензиновых моторов прогреваются зимой весьма медленно, а потому описанный выше метод осушения воздуха в них весьма затруднен. В таких машинах для предотвращения запотевания и замерзания стекол приходится дополнительно применять электрические подогреватели воздуха.

Принцип работы автомобильного кондиционера, для чего его включать зимой и может ли это привести к поломке

Автомобильные кондиционеры широко распространены по всему миру, и устанавливаются, наверное, во все современные автомобили. Однако, многие автомобилисты продолжают спорить и рассуждать, можно ли включать кондиционер зимой, для чего это нужно, и не выведет ли зимнее включение кондиционер из строя. Об этом и предлагаю порассуждать ниже в публикации.

Источник фото: https://is.gd/woElIm

Содержание
Суть вопроса

Помимо основной функции охлаждения воздуха в салоне автомобиля летом, кондиционер хорошо справляется с подсушиванием воздуха. Поэтому, ряд автомобилистов рекомендуют включать кондиционер не только летом, но и вообще, круглый год, для борьбы с избытком влаги и запотеванием стекол автомобиля. Однако, на более современных автомобилях стоит специальная электроника, которая отказывается включать компрессор кондиционера в сильный мороз. Забегая вперёд скажу, что в своем автомобиле я часто включаю кондиционер для борьбы с влагой в любое время года. А вот опасно ли это для работоспособности кондиционера, и почему электроника современных авто не позволяет включать кондиционер при низких температурах, предлагаю разобраться ниже.

Принцип работы кондиционера

Принцип работы автомобильного или домашнего кондиционера абсолютно идентичны: он основан на переходе хладагента (в данном случае фреона) от одного агрегатного состояния в другое, то есть, газообразный фреон переходит в жидкий, раз за разом повторяя цикл. За счёт этого и происходит поглощение тепла из салона автомобиля через внутренний радиатор, а затем выделение накопленного тепла в атмосферу через внешний радиатор.

Ниже на схеме наглядно видно, как фреон поступает в испаритель (салонный радиатор) в жидком состоянии. В испарителе хладагент забирает тепло из салона через решетку радиатора, и закипает переходя полностью в газообразное состояние. Компрессор гонит газообразный фреон во внешний радиатор, который называется конденсатор. Соответственно, во внешнем радиаторе фреон отдает свое тепло в атмосферу, остывает, и переходит обратно в жидкое состояние.

Источник фото: https://is.gd/mQRZ3k

Возможные проблемы

Здесь стоит отметить, что для компрессора в системе кондиционирования критически важно, чтобы весь фреон в испарителе перешёл в газообразное состояние. Если хоть малейшая часть хладагента останется жидкой, это может вывести компрессор из строя. Попадание фреона в жидком состоянии в компрессор вполне можно сравнить с гидроударом в ДВС. Этот факт, на мой взгляд, и является основным аргументом к тому, что кондиционер категорически нельзя включать зимой.

Источник фото: https://is.gd/kLvkzb

Физика процесса

Но давайте разберемся в вопросе с точки зрения физики. В подавляющем большинстве, сейчас в автомобилях используется хладагент в виде фреона R134a. Его характеристики обеспечивают переход в газообразное состояние при температуре -26 градусов по Цельсию, но это под действием атмосферного давления. А вот в системе кондиционирования фреон находится под действием избыточного давления, что заставляет переходить его в газообразное состояние только при температуре около 0°C. В этом и кроется возможная основная опасность, поскольку в зимний период хладагенту просто может не хватить температуры воздуха вокруг испарителя в салоне авто, чтобы перейти в газообразное состояние. Что, в последствии, и может привести к выходу из строя компрессора. Однако, не стоит забывать за систему автоматики, которая следит как за температурой окружающего воздуха, так и за давлением хладагента внутри системы. Поэтому, при низкой температуре, кондиционер попросту не включится. Здесь стоит отметить, что у разных автомобилей разный минимальный порог включения кондиционера при низких температурах. Это связано с различной приоритетностью датчиков давления и температуры. Но, все показатели допуска включения кондиционера колеблются в пределах 0 градусов по Цельсию.

Источник фото: https://is.gd/XOHmGB

Вывод

Исходя из вышесказанного можно подытожить, что кондиционер можно включать в любое время года, даже при низких температурах, в остальных случаях автоматика сама не позволит произвести включение системы кондиционирования. Несмотря на это, если у вас, как и у меня, старый автомобиль, и вы не очень доверяете электронике, то стоит помнить, что включать кондиционер в минусовую температуру действительно не стоит. Хотя, при температуре выше нуля, я часто использую кондиционер для избавления салона от избыточной влаги. Зимой, при плюсовой температуре, включаю кондиционер на максимум минут на 10-15 при прогреве автомобиля. Таким образом практически полностью исключается запотевание стекол. Ну, а на этом все, спасибо, что дочитали публикацию до конца. Также приглашаю поделиться в комментариях вашим мнением по этому вопросу, возможно у вас есть важные замечания или предложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *