Различия антифризов. Мифы и правда. Разбираемся
Осень — период подготовки авто к зимнему периоду и самое время замены антифриза.
Недавно в лексус чате возник вопрос, что заливать? Многие ринулись отвечать — розовый Toyota Super Long Life Coolant оригинал. Да, ответ верный, так советует завод-изготовитель, но оказывается не только его можно залить в наши системы охлаждения.
Немного теории:
Современная незамерзающая охлаждающая жидкость (антифриз) состоит из:
-Основа: смеси этилен или пропиленгликоля с дистилированной водой.
-Комплект антикоррозионных и антивспенивающих присадок.
-Краситель.
Характеристики антифриза определяются только первыми двумя ингредиентами. Цвет не является показателем типа антифриза. Антифриз одного цвета может быть, в зависимости от изготовителя, разных типов, и наоборот. Цвет — не показатель, на него стоит ориентироваться в последнюю очередь!
Четких стандартов по цветам нет. Любой производитель может окрашивать антифриз в любой цвет. Однако, есть общепринятая практика большинства производителей:
Антифризы G11 – синие, или зелёные, или сине-зелёные.
Все антифризы G12 (и с плюсами и без них) – красные со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого.
Охлаждающие жидкости G13 – фиолетовые или розовые, но теоретически они могут быть любого цвета.
Принципиальные различия антифризов лежат, прежде всего, в области применения присадок.
Антифризы обозначающиеся как:
-G11
-Traditional coolants
-Conventional coolants
-IAT (Inorganic Acid Technology)
Самые старые, традиционные антифризы изготавливались с применением неорганических присадок (нитритов, боратов, силикатов). Силикатные присадки, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо. Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года. Но это тоже ещё не всё. Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.
Предотвращает коррозию, но плохая теплоотдача
Антифризы обозначающиеся как:
G12
Carboxilate coolants
OAT (Organic Acid Technology)
Для температурно-нагруженных двигателей применяются более современные антифризы с органическими (карбоксилатными) присадками. Эти жидкости, с обозначением OAT (Organic Acid Technology), не образуют сплошную пленку, и за счет этого имеют лучшую теплоотдачу, но хуже защищают двигатель от коррозии.
Антифризы G12, G12+, G12++ обозначаются такими терминами:
Hybrid coolants
HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)
Lobrid coolants
SOAT coolants
Для того, чтобы совместить плюсы обеих вышеприведенных технологий, были разработаны антифризы с гибридным содержанием в присадках как органических, так и неорганических соединений. Эти жидкости являются наиболее современными и обозначаются как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) и SOAT (Silicon Enhanced OAT). Последние антифризы, известные также как «лобридные», имеют в составе присадок органическую основу с небольшим добавлением силикатов. Это позволяет находить баланс между защитой и теплоотводом.
Второе принципиальное различие между антифризами — это основа. Большинство антифризов ранее изготавливалось из этиленгликоля — дешевого, но ядовитого сырья. Сейчас производители массово переходят на безвредный для человека пропиленгликоль. Впрочем, в РФ такие антифризы до сих пор не производят.
Ну и венец современных охлаждающих жидкостей – класс G13.
Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.
На этом отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.
Как же тогда понять какой антифриз нужен вашему авто?
Что же делать, спросите вы? Как разобраться во всем этом море охлаждающих жидкостей?
Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя. Фольксваген разделяет все антифризы на три класса:
Азиатские марки не всегда следуют G-стандартам, поэтому не лишним будет внимательно ознакомиться с инструкцией к автомобилю и рекомендациям производителя.
При выборе неоригинального стоит обращать внимание на совпадение спецификаций:
ГОСТ 28084-89 (Россия)
BS 6580: 1992 (Великобритания)
SAE J 1034 (США)
ASTM D 3306 (США)
ONORM V5123 (Австрия)
AFNOR NF R15-601 (Франция)
CUNA NC956 16 (Италия)
JIS K2234 (Япония)
G-11 (Швеция)
Долив и смешение:
В случае незначительного снижения уровня ОЖ, если вы оказались далеко от магазинов и сервисных центров, можно воспользоваться дистиллированной водой. Долив до 0,5 литра воды на средний объем системы охлаждения легкового автомобиля вообще не влечет за собой никаких катастрофических результатов. Долив воды как временная мера до устранения неисправности (например, течи) гораздо безопаснее смешения. Как мы уже выяснили, при идентичном цвете антифризы могут значительно отличаться по составу присадок. Если вы точно не уверены в том, что сейчас залито в автомобиль, то, выбирая только по цвету, вы рискуете смешать совершенно разные составы. Результатом может стать химическая реакция, вплоть до окисления ОЖ, приводящая к очень печальным последствиям. В самом крайнем случае произойдет выпадение осадка, изменение вязкости, что повлечет за собой разрушение водяного насоса и локальные перегревы. Далее — прогар прокладок, разрушение поршней и т. д.
Именно поэтому в экстренных случаях лучше доливать дистилированную воду. Смешение можно производить только с идентичным антифризом. После ремонта стоит полностью заменить ОЖ в соответствии с рекомендациями производителя вашего авто.
Таблица допустимого смешения
Подведя итог всего вышесказанного я промыла систему охлаждения и залила красный NORD со спецификацией G12. Да, его придется менять чаще, чем розовый, но я, в принципе, такой человек, что мне спокойнее чаще менять жижи в авто)
Антифризы: полный гайд об охлаждающих жидкостях
Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе экспертами AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях.
Вопрос: Какой антифриз заливать?
«Вокруг антифризов сложилось много мифов: что их необязательно лить летом, что можно смешивать по цветам, не менять или долить когда-нибудь потом. Доходит до абсурда: клиент приходит купить дорогую помпу двигателя и мы рекомендуем сразу заменить антифриз, ведь если старая помпа вышла из строя, с антифризом проблемы тоже есть. Но клиент машет рукой и говорит: “Нормально всё, как-нибудь потом поменяю”. И вот что прикажете делать?»
Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N
Мы часто сталкиваемся с тем, что автовладельцы относятся к выбору антифриза довольно небрежно и покупают его по принципу «хоть что-нибудь, главное подешевле». А ведь антифриз — одна из важнейших технических жидкостей в автомобиле, которая защищает двигатель и продлевает его ресурс.
В этой статье мы расскажем:
• Что такое антифриз и для чего он нужен в автомобиле;
• Какие виды охлаждающей жидкости бывают — неорганические антифризы и тосолы, гибридные, карбоксилатные и лорбидные антифризы;
• Как маркируют антифризы и какие особенности есть у каждого вида;
• Можно ли смешивать антифризы.
Что такое антифриз и зачем он нужен
Антифризы — это смеси этиленгликоля (реже — пропиленгликоля) с дистиллированной водой и добавлением различных присадок. Благодаря такому составу у них низкая температура замерзания и высокая температура кипения. В автомобилях антифризы используют для охлаждения и поддержания оптимальной температуры работы двигателей. Кроме того, антифризы предохраняет всю систему охлаждения от коррозии, замерзания и накипи.
Система охлаждения отводит от двигателя до 30% тепла, но если залить в неё дешёвый или некачественный антифриз, эта доля сильно уменьшится. Плохой антифриз может стать причиной коррозии на внешней стороне гильзы двигателя, а коррозия примерно в 55 раз уменьшает теплопроводность и вызывает локальный перегрев. Локальный перегрев, в свою очередь, может привести к повышенному расходу масла. От высокой температуры маслосъёмные кольца быстро закоксовывается, и в худшем случае это может привести к задирам на зеркале цилиндра.
Помимо загрязнения охлаждающих каналов ржавчиной, некачественный антифриз и сам может выпасть в осадок, что значительно ухудшает работу системы в целом и может привести к выходу её из строя. Чтобы избежать поломок и дорогостоящего ремонта, важно правильно выбрать тип антифриза.
Мы рекомендуем регулярно проверять уровень антифриза и доливать жидкость
при необходимости.
Виды и классификации антифризов. Маркировки G11, G12, G12+, G12++ и G13 и их различия
В настоящий момент единой международной маркировки антифризов различных производителей не существует, однако в России прижилась и широко используется маркировка концерна Volkswagen — G11, G12, G13, которая изначально предназначалась только для внутренних целей компании. Теперь под этими категориями часто понимают (и продают) антифризы со схожим составом. Т.е., например, когда говорят «G11», часто имеют в виду «антифриз с неорганическими ингибиторами коррозии», а вовсе не обязательно антифриз Volkswagen.
Другие автопроизводители используют свои маркировки. Например, General Motors использует маркировку GM 1899-M или GM 6038-М, Hyundai-KIA MS591-08, Mercedes-Benz 325.3. Поэтому при покупке антифриза надо в первую очередь сверяться с тем, что написано в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Неорганические антифризы или тосолы
В антифризах этого типа в качестве ингибиторов коррозии используются неорганические соли — нитраты, нитриты, силикаты, фосфаты. Международное обозначение таких антифризов — IAT, Inorganic Acid Technology.
К неорганическим охлаждающим жидкостям относятся тосолы. Хотя изначально «Тосол» был торговой маркой боратно-нитритного антифриза, разработанного в 1971 году НИИОХТ, позднее тосол стал именем нарицательным и им стали называть любые охлаждающие жидкости.
Оригинальный «Тосол» имел ярко-голубой цвет, который в процессе эксплуатации менялся сначала на зелёный, потом на жёлтый, а потом становился бесцветным, полностью теряя свои рабочие качества. Современные жидкости с названием «Тосол» могут иметь другие свойства.
Срок службы неорганических антифризов составляет всего около двух лет, затем их нужно менять.
Из-за короткого срока службы, неорганические антифризы считаются устаревшими
и на автозаводах их не применяют
Гибридные антифризы или G11
В состав гибридных антифризов входят неорганические соли — обычно силикаты, фосфаты или нитриты, а также небольшое количество органических карбоновых кислот. Международное обозначение — HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology, NF (Nitrite Free), G11 (по спецификации VW TL 774-C). Такой тип антифризов применяется на первых заправках автомобилей BMW, Mercedes (до 2014 года), Chrysler, Toyota, Лада.
Защитная плёнка гибридного антифриза, с одной стороны, покрывает все поверхности контура охлаждения и препятствует коррозии и преждевременному износу деталей, но, с другой, может тормозить реакцию теплообмена.
Гибридный антифриз предупреждает возникновение ржавчины, но не способен устранить уже имеющуюся. Кроме того, из-за постоянной вибрации образованная антифризом плёнка будет со временем осыпаться и её частички действовать как абразивы, постепенно ухудшая состояние системы. Чтобы этого избежать, производители рекомендуют менять такой антифриз раз в год.
Лучше всего гибридные антифризы воздействуют на детали из алюминия и других цветных металлов и поэтому отлично подходят для двигателей из этого металла. Также входящие в состав присадки рассчитаны на высокие нагрузки и эффективнее всего работают при регулярной и стабильной работе мотора.
Гибридные антифризы чаще всего синие или зелёные, но в зависимости от конкретной марки и производителя, цвета могут быть слабо-салатовыми, ярко-изумрудными, бирюзовыми или тёмно-синими. Но, например, антифриз Toyota SLLC — розовый.
Срок годности гибридных охлаждающих жидкостей небольшой — примерно три года. Поэтому при покупке очень важно проверить дату изготовления на упаковке.
Яркий цвет антифриза помогает быстро найти утечку при неисправности системы
Карбоксилатные антифризы или G12 и G12+
Ингибиторами коррозии в карбоксилатных антифризах служат органические карбоновые кислоты. Их международное обозначение — Carboxylate coolants, OAT (Organic Acid Technology), SNF (Silicate Nitrite Free), G12 или G12+.
Данный стандарт появился в 2006 году и применяется для охлаждения двигателей марок: Chevrolet, Ford, Renault, Nissan, Suzuki.
В отличие от гибридных антифризов, карбоксилатные охлаждающие жидкости не образуют плёнку на всех поверхностях, а наоборот, действуют избирательно, точечно воздействуя на очаги появившейся коррозии и препятствуя их дальнейшему росту (но не препятствуя их возникновению).
Карбоксилатные антифризы защищают металлы от кавитации и лучше работают с медными или латунными радиаторами. А за счёт улучшенной теплопроводности обеспечивают более качественное охлаждение, поэтому подходят для автомобилей с мощными двигателями и динамичного стиля вождения.
G12+ — усовершенствованная формула карбоксилатного антифриза с добавлением силикатных присадок.
Карбоксилатные антифризы обычно ярко-красные, реже — сиренево-фиолетовые, иногда жёлтые, фиолетовые или лиловые. Также у них значительно более долгий срок службы — их можно использовать 3-4 года без ощутимого снижения свойств. Некоторые современные антифризы этого типа имеют увеличенный срок службы до 5 лет, но если смешивать с антифризом стандарта G11 и аналогами, то срок службы сократится до 3 лет. Нередко об этом забывают сказать механики на СТО, доливая антифриз в систему при замене помпы двигателя. Как результат, через 2-3 года антифриз теряет свои свойства, в системе может образоваться коррозия, а на стенках гильз и на крыльчатке помпы — кавитационная эрозия.
По мере отработки, антифриз тускнеет, поэтому важно следить за цветом
и своевременно проводить полную замену охлаждающей жидкости в системе
Лорбидные антифризы или G12++ и G13
Основой лорбидных антифризов служат органические карбоновые кислоты, в которых присутствует небольшое количество неорганических минеральных ингибиторов (соединений кремния). Европейские разработчики лорбидных называют их Lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные), американские — N‑OAT (нитритно-карбоксилатные), японские и корейские — Р‑OAT (фосфатно-карбоксилатные). Volkswagen заливает лорбидные антифризы на конвейере с 2008 года, а Mercedes с 2014 года. В азиатских автомобилях лорбидный антифриз можно использовать только с обязательной полной заменой с промывкой системы, иначе может образоваться осадок.
Лорбидные антифризы отлично защищают алюминиевые сплавы от ржавчины. Они образуют сверхтонкую плёнку на всех внутренних поверхностях деталей системы охлаждения и точечно воздействуют на очаги коррозии. Кроме того, этот класс антифризов имеет повышенную температуру кипения и используется в высоконагруженных современных двигателях.
Этиленгликолевые лорбидные антифризы имеют маркировку G12++, а G13 — это антифризы на пропилегликолевой основе. Пропиленгликоль по своим характеристикам не отличается от этиленгликоля, однако он менее ядовитый и более экологически чистый, поэтому современные производители постепенно переходят именно на него.
Антифризы G12++ чаще всего ярко-красного или сиреневого цвета, а G13 — жёлтого или оранжевого. Срок их службы составляет более 5 лет или около 200 тысяч километров пробега.
Уровень охлаждающей жидкости не должен опускаться ниже отметки минимум
Как смешивать антифризы
Сами по себе ни дистиллированная вода, ни гликоль, ни пакет присадок не имеют цвета, а производители охлаждающих жидкостей добавляют в них красители на свое усмотрение. Поэтому цвет антифриза ничего не говорит о его составе.
При покупке охлаждающей жидкости важно ориентироваться на классификацию и требования, указанные в сервисной книге на автомобиль. Если нужно долить антифриз, можно воспользоваться таблицами смешиваемости, но мы не рекомендуем так делать. Смесь разных химических составов может привести к появлению осадка, который будет действовать как абразив.
Если залить антифризы одного класса, но разных цветов, то получившийся третий цвет будет очень сложно контролировать. Так как антифриз по мере отработки меняет цвет и становится более тусклым, при смешивании становится сложнее понять, когда жидкость уже пора заменить.
Мы настоятельно советуем доливать одинаковый антифриз (одного производителя, класса и цвета). А если менять его, то старый сливать полностью и промывать систему.
В экстренных случаях лучше долить дистиллированную воду, чем смешивать
несовместимые составы.
Простой подбор антифризов
Заказать антифриз в AUTO3N можно в два клика. Выберите подходящую охлаждающую жидкость — готовую или концентрат, а мы доставим заказ в любую точку России.
красный или розовый
Мы привыкли к антифризам на основе этиленгликоля.
А ещё есть синтетический антифриз, т.с. зать продвинутый (основа кажется полиэтиленгликонат).
Вот их смешивать нельзя. Как определить какой залит — ?
Все антифризы на основе этиленгликоля, в принципе , можно смешивать, НО! У разных производителей разный пакет присадок — как они «подружатся» вопрос. Очень часто всё нормально.
Перейти на новый Форум Toyota
Форум Toyota
Toyota — Nissan — Mitsubishi — Honda — Mazda — Subaru — Suzuki — Isuzu — Daihatsu
1990 — 1991 — 1992 — 1993 — 1994 — 1995 — 1996 — 1997 — 1998 — 1999 — 2000 — 2001 — 2002 — 2003 — 2004 — 2005 — 2006 — 2007 — 2008 — 2009 — 2010 — 2011 — 2012 — 2013 — 2014 — 2015 — 2016 — 2017 — 2018 — 2019 — 2020 — 2021 — 2022 — 2023
Все об антифризе: как выбрать, когда менять, от чего зависит цвет
Антифриз — это охлаждающая жидкость, без которой невозможно нормальное функционирование автомобиля. Он состоит из двухатомного спирта — этиленгликоля (также может использоваться пропиленгликоль или глицерин). воды и антикоррозийных присадок. Благодаря своему составу антифризы не замерзают при низких температурах, чем намного более эффективны обычной воды, которая использовалась в радиаторах в давние времена.
Помимо того, что она могла замерзнуть в холодную погоду при неработающем двигателе, она также способствовала образованию коррозии и накипи на деталях. В результате, водителю приходилось постоянно сливать и наливать воду в машину, что было неудобно. Впрочем, решением это проблемы ученые занялись еще в начале прошлого века, и первые антифризы на основе глицерина появились в 1920-х.
Зачем нужен антифриз
Главная функция антифриза — охлаждение двигателя. Принцип действия достаточно прост: жидкость циркулирует по системам благодаря особому насосу и охлаждает мотор, а также поддерживает его оптимальную температуру. Однако это не единственная функция антифриза. Также химическая жидкость защищает систему охлаждения от замерзания, коррозии и накипи. Кроме этого, антифриз предохраняет резиновые шланги, уплотнители и пластмассовые детали системы от высыхания и растрескивания. Таким образом, антифриз позволяет мотору работать бесперебойно при низких температурах окружающего воздуха.
Нужно ли менять антифриз
Практически любой, даже начинающий автомобилист знает, что необходимо регулярно менять в машине моторное масло. Однако с антифризом ситуация диаметрально противоположная. Многие водители до сих пор уверены, что замена охлаждающей жидкости — это абсолютно необязательная процедура обслуживания автомобиля. Это заблуждение может привезти к серьезным поломкам не только двигателя, но и других важных деталей и узлов машины.
Дело в том, что со временем могут теряться свойства присадок, которые входят в состав антифриза. В результате, уменьшаются антикоррозийные и защитные свойства жидкости, а на стенках и в каналах системы охлаждения появляются коррозийные отложения. Кусочки ржавчины могут забить радиатор или повредить термостат. Итогом этого станет перегрев двигателя, что негативно скажется на его мощности и топливной экономичности, а в будущем может закончиться и вовсе поломкой мотора.
Когда нужно менять антифриз
Чаще всего производитель сам указывает срок эксплуатации своих технических жидкостей. Просмотреть их можно в интернете или на самой емкости с антифризом. Обычно срок службы охлаждающей жидкости составляет два года. Также бывают антифризы так называемого длительного действия, которые прослужат около четырех лет.
Однако следует помнить, что если машине приходится ездить в тяжелых условиях, например, по бездорожью или в частых пробках, нагрузка на двигатель возрастает многократно, поэтому замену технической жидкости придется производить раньше указанных сроков. Так что никогда не будет лишним заглянуть в расширительный бачок и проверить антифриз. Если уровень жидкости находится ниже минимальной отметки, необходимо произвести ее замену. То же самое следует сделать, если антифриз изменил свой цвет или в нем стали заметны коррозийные осадки.
Какие виды бывают
На данный момент на рынке предлагают разные типы антифризов. Они отличаются по своему составу и цвету. Условно их можно разделить на четыре группы:
1. Неорганические (традиционные)
Такой антифриз в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества: силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Например, к этой группе антифризов относится применяемый еще в СССР тосол и его различные модификации. Один из минусов таких жидкостей — небольшой срок службы (около двух лет). Кроме этого, в процессе работы они образуют на всех металлических деталях двигателя оксидную пленку, которая защищает от коррозии, однако одновременно ухудшает теплоотвод. Для старых моторов это не было проблемой, а вот на новых двигателях с высокой степенью форсировки наверняка приведет к перегреву.
2. Органические (карбоксилатные)
Карбоксилатные антифризы обозначаются маркировкой G12 или G12+. Основу присадок у этих жидкостей составляют органические кислоты, которые в отличие от неорганических не образуют накипи и налета. В первую очередь, карбоксилатные антифризы подходят для современных алюминиевых двигателей.
При использовании жидкости в патрубках не образуется пленки, благодаря чему значительно увеличивается теплоотвод, Кроме этого, он не осыпается спустя какое-то время и не забивает систему охлаждения. Срок службы охлаждающей жидкости — около 5 лет. Карбоксилатные антифризы эффективно защищают металлы от коррозии и кавитации и, таким образом, обеспечивают оптимальное охлаждение двигателя.
3. Гибридные
Как не сложно догадаться по названию, гибридный антифриз (G11) содержит в себе как органические, так и неорганические кислоты. В результате, жидкость обеспечивает комбинированную защиту, но и содержит отрицательные свойства двух предыдущих видов (например, эффективность охлаждения). В среднем, срок службы гибридных антифризов составляет три года.
4. Лобридные
Лобридные антифризы (G12++ и G13) также относятся к смешанным типам охлаждающей жидкости. Они содержат органичную основу и минеральные ингибиторы. Такой состав образует очень тонкую пленку, а часть присадок действует точечно — только там, где коррозия начала появляться. Неудивительно, что такие антифризы стоят дороже всего. Высокая стоимость обуславливается сложностью производства. Лобридные антифризы рассчитаны на современные моторы.
Цвета антифриза
Также антифризы отличаются своими цветами. В продаже можно встретить синюю, красную, зеленую и даже фиолетовую жидкость. Однако важно понимать, что цвет антифриза не говорит о его составе или качестве. Красным, зеленым или синим его делают красители, которые добавляют в жидкость. При этом каких-то строгих правил здесь нет: каждая компания самостоятельно принимает решение, какой цвет применять для конкретного антифриза. Например, согласно классификации, принятой концерном VAG, гибридная жидкость окрашивается в зеленый цвет, органическая — в красный, а фиолетовой цвет используется для лобридных антифризов.
Можно ли смешивать
Смешивать разные по свойствам охлаждающие жидкости (следует помнить, что они могут быть одинакового цвета) не рекомендуется. В противном случае это может привести к образованию нерастворимого осадка. Это может обернуться ухудшением теплообмена и перегревом двигателя. Среди других негативных последствий: размягчение резиновых деталей, а также ухудшение антикоррозийных свойств и появление очагов ржавчины внутри контура системы охлаждения.
Чтобы этого не случилось, рекомендуют заливать в автомобиль антифриз, допущенный к эксплуатации непосредственно производителем самой машины. Необходимую информацию можно узнать в интернете или в сервисном центре. Чтобы не ошибиться, можно, например, купить охлаждающую жидкость, которая выпускается под брендом самого автопроизводителя.
Куда заливать антифриз
У большинства автомобилей антифриз заливается через расширительный бачок. Перед этим процессом нелишним будет прочитать инструкцию по эксплуатации машины. Не стоит лить слишком быстро и много — это грозит образованием воздушной пробки. После этого следует завести двигатель и дать ему поработать около 10 минут. При этом нужно следить за состоянием антифриза. При необходимости нужно долить его до конечной отметки. Стоит помнить, что охлаждающая жидкость ядовита — в случае попадания ее на кожу, необходимо сразу промыть это место чистой водой.