Как правильно прикуривать автомобиль
Захотелось поделиться моими размышлениями по поводу правильного подключения проводов к аккумулятору. Это касается любых работ, связанных с подключением или отключением аккумулятора от нагрузки.
Есть целая куча статей, в которых рассказывается об очередности подключения и отключения проводов. Но лично мне очень трудно что-то запомнить, не понимая принцип.
А принцип этот очень прост и базируется на обычной технике безопасности:
Нужно подключать провода так, чтобы физически исключить или свести к минимуму возможность короткого замыкания (КЗ)
При отсутствии массы на кузове риск случайного КЗ минимален, поэтому:
-при подключении аккумулятора сперва плюс, потом минус.
Если подключить сперва минус, то на кузове появится масса и зажимая плюсовую клемму можно нечаянно коснуться ключом кузова и получить КЗ.
-при отключении сперва минус (чтоб убрать массу с кузова), затем плюс.
Прикуривание
Тут всё немного сложней, т.к. кузова два и массы тоже две, но так же вполне объясняется логикой.
Для максимальной эффективности рекомендуется отключить все дополнительные потребители в обоих машинах (свет, музыку и т.д.).
Далее алгоритм следующий:
1. Подключаем один конец красного провода к автомобилю-донору.
самый опасный пункт, важно не допустить касания другого конца красного провода об кузов автомобиля-донора
2. Второй конец красного провода подключаем к плюсовой клемме автомобиля-пациента.
даже если мы нечаянно коснёмся кузова автомобиля-пациента, КЗ не произойдёт
3. Подключаем один конец черного провода к минусовой клемме автомобиля-донора
4. Второй конец черного провода подключаем к минусовой клемме автомобиля-пациента.
Отключение в обратном порядке:
1. Минус пациента
2. Минус донора
3. Плюс пациента
4. Плюс донора
Во многих современных автомобилях под капотом есть силовая клемма для подключения пускового устройства или для прикуривания.
В этом случае плюсовой провод рекомендуется подключать именно к этой клемме автомобиля-пациента. А минусовой провод лучше всего "зацепить" за металлический элемент двигателя. Тогда ток по кратчайшему пути пойдёт на стартер.
По поводу способа прикуривания: не рекомендуется заводить автомобиль-пациент при подключенных проводах (за исключением использования пускового устройства). В рекомендациях написано что нужно немного подзарядить аккумулятор, отключить провода и пробовать завести пациента.
Я никогда этой инструкции не следовал, но советовать забить на неё я не имею права
В общем, буков получилось много, поэтому в конце концов всё сводится к одному простому закону:
Физике без разницы в каком порядке происходит подключение проводов, поэтому если работать предельно аккуратно, очередность подключения никакого значения не имеет.
Как «прикурить» автомобиль и ничего не спалить
Повернув ключ в замке зажигания или нажав кнопку запуска, вы увидите «гирлянду» хаотично моргающих ламп на приборной панели, но не услышите характерного шума работающего стартера. Оживить машину в этом случае поможет процедура «прикуривания».
Зачем «прикуривать» автомобиль
Все современные автомобили с ДВС заводятся посредством электрического стартера. Для работы этого устройства нужен электрический ток. Когда штатный аккумулятор машины по какой-то причине садится (это обычно происходит в холодное время года), запуск двигателя привычным поворотом ключа или нажатием кнопки становится невозможен. Оживить железного коня в этом случае можно несколькими способами. Самый быстрый и простой из них — так называемое «прикуривание».
Под «прикуриванием» на водительском жаргоне понимается процесс запитывания бортовой сети автомобиля от автомобиля-донора с помощью пусковых проводов. Соединив заряженный АКБ с разряженным, можно запустить двигатель, не прибегая к замене аккумулятора или пуску с толкача, который, к слову, на машинах с автоматической трансмиссией просто невозможен. «Прикуривание» — относительно несложная процедура, с которой может справиться каждый. Главное — соблюсти ряд важных условий и действовать аккуратно. Любая ошибка в этом деле может обойтись очень дорого.
«Прикуривание» от другого автомобиля возможно только тогда, когда аккумулятор вашей машины по какой-то причине просто сел. Неполадки иного рода не просто не приведут к желаемым результатам, но и могут полностью обездвижить автомобиль — не только ваш, но и вашего потенциального спасителя.
Когда нельзя «прикуривать» автомобиль
«Прикурить» современный автомобиль от другой машины можно далеко не всегда. Нужно соблюсти ряд обязательных условий. Если для старой техники эта процедура почти не несла потенциальных рисков, то в отношении новой требует предельной осторожности и аккуратности. Даже обычное отключение клемм от АКБ на современной машине может привести к возникновению ошибок и отказам важных систем.
Лучше не пытаться завести двигатель машины методом «прикуривания», если:
- автомобиль внезапно заглох, а дальнейшие попытки завести его от штатного аккумулятора не привели к успеху;
- в бортовой электрике есть очевидные проблемы (греются или оплавляются провода, не работает генератор, скачет напряжение, наблюдаются сбои охранной системы и так далее);
- порван ремень генератора;
- ощущается химический запах или есть следы задымления;
- есть подтёки топлива;
- аккумуляторная батарея физически повреждена.
Пытаться запустить мотор от машины-донора стоит только тогда, если вы абсолютно уверены в исправности вашего автомобиля.
Что нужно, чтобы «прикурить»
Для «прикуривания» автомобиля нужны всего два ключевых компонента:
• Автомобиль-донор с исправным и заряженным аккумулятором
В роли «донора» может выступить не только другой автомобиль с аккумулятором, но и отдельно взятая АКБ. Также запустить мотор можно с помощью так называемого «бустера» — мощного литиевого аккумулятора в компактном корпусе. Во всех перечисленных случаях процедура идентична.
• Пусковые провода с зажимами-«крокодилами»
Пусковые провода рассчитаны на большие токи. При их подборе нужно руководствоваться простым правилом: чем выше ёмкость аккумулятора, тем большего сечения требуются пусковые провода. С помощью них соединяются клеммы вашего аккумулятора с клеммами аккумулятора-донора.
Есть и ещё один нюанс, который нужно учитывать. В некоторых современных автомобилях доступ к АКБ и её выводам максимально затруднён. «Прикурить» такие машины без частичной разборки и длинных пусковых проводов физически невозможно.
Как «прикуривать» автомобиль: инструкция
Процедура «прикуривания» конкретно вашего автомобиля описана в инструкции по эксплуатации. Если инструкции по какой-то причине нет, воспользуйтесь этим алгоритмом:
- Расположите автомобиль-донор таким образом, чтобы «крокодилы» пусковых проводов дотягивались от одного аккумулятора до другого. Сделать это может быть непросто: в некоторых моделях автомобилей аккумуляторы находятся в багажнике или в салоне, а не под капотом.
- Заглушите двигатель автомобиля-донора и проследите за тем, чтобы были отключены все дополнительные потребители (фары, подогревы, магнитола, вентилятор отопителя и так далее). Проконтролируйте отключение лишних потребителей на своём автомобиле.
- Подключите «крокодил» красного пускового провода к плюсовой клемме «уснувшего» автомобиля, а затем «крокодил» на другом конце провода — к «плюсу» аккумулятора автомобиля-донора. Положительный и отрицательный выводы помечены соответствующими символами.
- Подсоедините один конец «минусового», чёрного провода, к батарее машины-донора, а второй «крокодил» прицепите к неокрашенной металлической части своей машины. Желательно — как можно ближе к стартеру. Рекомендуется подключить «минусовой» кабель непосредственно к двигателю. Но только на машине с севшей батареей.
- После подключения проводов обе машины соединяются в единую цепь. Севший аккумулятор начинает подпитываться электроэнергией от аккумулятора-донора. Если аккумулятор-донор хорошо заряжен с «свеж», можно попытаться сразу запустить мотор «приболевшей» машины. Делать это можно лишь в том случае, если ёмкость батареи-донора выше, чем у разряженной АКБ. После успешного запуска пусковые провода сразу же отключаются.
Если уверенности в мощности аккумулятора-донора нет или если вы пытаетесь оживить машину с дизельным двигателем, сперва нужно завести двигатель автомобиля-донора, дать поработать ему 5–10 минут на повышенных оборотах, и только потом заводить «уснувшую» машину, предварительно заглушив машину-донор. - При отключении пусковых проводов после успешного запуска нужно действовать в обратной последовательности: сперва отключается чёрный, «минусовой» провод, затем — красный, «плюсовой».
- После запуска машины с севшим аккумулятором не глушите её мотор хотя бы 20–30 минут. Ещё лучше сразу отправиться в путь. На высоких оборотах двигателя зарядка аккумулятора идёт быстрее, чем при холостой работе двигателя.
Как прикуривать автомобиль зимой
При «прикуривании» автомобиля зимой нужно попытаться максимально минимизировать возможные потери тока и снизить нагрузку на аккумуляторы обоих автомобилей. Чем ниже температура воздуха, тем меньше эффективная ёмкость любой аккумуляторной батареи. Дополнительные потребители съедают драгоценную электроэнергию. Негативно сказываются на возможностях запуска мотора «уснувшей» машины даже такие мелочи, как загустевшее масло в моторе и трансмиссии.
Если вы заводите машину на «механике», обязательно выжмите педаль сцепления в момент прокрутки мотора стартером. По возможности постарайтесь согреть аккумуляторную батарею. В некоторых случаях это позволяет обойтись без посторонней помощи и «прикуривания».
Техника безопасности
При неаккуратном «прикуривании» автомобиля есть вероятность повредить электронику обеих машин — как донора, так и «захворавшего» авто. На эти моменты стоит обратить особое внимание:
- «Прикуривать» машину рекомендуется только от автомобиля с более мощным аккумулятором. При этом не важно, каким топливом питаются моторы — бензином или дизельным горючим.
- Напряжение в бортовой сети должно быть одинаковым. В сети большинства автомобилей используется напряжение 12 вольт, но есть и гибридные машины с 24-вольтовой схемой. Обязательно убедитесь, что напряжение идентично.
- Старайтесь избегать «прикуривания» от работающего мотора. Это действие — крайняя мера, несущая потенциальную угрозу электроники обеих машин. Когда оба двигателя работают одновременно, электронная «начинка» донора подвергается перегрузке.
- Нужно проявлять предельную аккуратность в процессе подключения/отключения пусковых проводов. Касание «плюсовым» проводом кузова любой из машин при одновременном соединении «минусовых» клемм ведёт к короткому замыканию. В лучшем случае сгорят предохранители, а в худшем — электронные блоки управления, реле-регуляторы или проводка.
- Обратите пристальное внимание на то, куда именно вы подключаете «крокодилы» пусковых проводов. Если есть хотя бы малейшие сомнения, «минусовые» клеммы подсоединяйте к массе, то есть к кузовам машин или к силовым агрегатам.
- Не используйте в процессе «прикуривания» тонкие, ненадёжные провода. Если сечения проводников не хватит, они будут сильно греться, а изоляция — плавиться. Возможен даже пожар.
Вредно ли «прикуривать» автомобиль
«Прикуривание» автомобиля — стандартная процедура, обычно не несущая в себе угроз транспортным средствам. Но это не значит, что она действительно не может навредить.
Подключаясь к заведомо исправному и заряженному аккумулятору, вы заводите автомобиль от него. Серьёзных скачков напряжения и фатальных последствий для электроники обеих машин не происходит. Реальную опасность несут несоблюдение техники безопасности и «прикуривание» от авто с незаглушенным мотором.
Как подключить аккумулятор в машине
Если вы не знаете, в какой последовательности подключать автомобильный аккумулятор, то в этой статье мы подробно изучим этот вопрос. Существуют процессы, при выполнении которых нужно строго соблюдать порядок. Это касается и ремонта авто. В частности, нужно правильно установить и подключить аккумулятор в машине, иначе могут возникнуть непредвиденные поломки.
Почему важно следовать этой рекомендации? Аккумуляторная батарея — далеко не бесконечный источник энергии. Раз в 4-6 лет она подлежит замене, но в какой последовательности эту процедуру стоит выполнять? Если вы решили выполнить установку нового аккумулятора, необходимо знать несколько простых правил подключения.
Снимаем батарею
Во всех инструкциях к автомобилю по эксплуатации написано, что отключать батарею можно только в определенной последовательности. Сначала отсоединяется минусовая клемма, она является массой и присоединена к кузову, а затем — плюсовая. Почему именно так?
В АКБ заключено достаточно много электрической энергии. При возникновении короткого замыкания в электрике автомобиля обязательно образуется возгорание, или, по крайней мере, оплавление проводов. Это зачастую связано с выделением большого количества тепла и может привести к травматизму. Чтобы исключить КЗ в автомобиле, сначала нужно отключить именно минус, потому что он соединен с кузовом и контачит по всему транспортному средству. Если вы будете работать с плюсом и случайно замкнете его на корпус, произойдет КЗ и источник питания выйдет из строя. Отключение минусового зажима исключает вероятность замыкания на корпус, потому что он будет отсоединен от батареи.
Процесс демонтажа старой аккумуляторной батареи зависит от конструкции модификации машины. Процесс будет состоять из нескольких этапов:
- Сначала нужно снять защитный чехол с АКБ, если он имеется. Чаще просто защелкивается на пластиковых фиксаторах.
- Открутить минусовую клемму ключом на 10. Другие размеры обычно не применяются для затягивания свинцового хомута. Там имеются болтик и гайка. Возможно, потребуется удерживать винт другим ключом или плоскогубцами.
- Сняв клемму, рекомендуется закрыть контакт на батарее пластиковой крышкой, которая есть часто с батареями.
- На следующем этапе нужно снять клемму плюс на АКБ. Часто на этом месте также установлен стабилизатор тока. Это большая плоская коробка, к ней могут быть подключены дополнительные провода. Их нужно аккуратно отсоединить.
- Клемма плюс также зажата винтом. Для раскручивания потребуется ключ на 10 или 12.
- После отключения клемм приступаем к снятию батареи. Она будет зафиксирована скобой и длинными шпильками или небольшими фиксаторами за выступающий бурт в нижней части корпуса АКБ.
- Аккуратно отводим провода в стороны и снимаем источник питания.
Установка аккумуляторной батареи
Подключать аккумуляторную батарею автомобиля нужно в обратной последовательности. Это связано с тем, что длина провода плюс ограничивается замком, где стоит расцепитель. Такого коммутатора на минусовой клемме нет. Вероятность создать короткое замыкание с положительной клеммой при отключенной отрицательной крайне мала.
Чтобы правильно установить аккумуляторную батарею, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Установите батарею на штатное место.
- Подключите сначала положительную клемму и установите стабилизатор.
- Закрепите источник питания фиксаторами или скобой.
- Выполните подключение минусовой клеммы. Чтобы гарантировать хороший контакт с зажимом, рекомендуется смазать выводы и хомут контактной смазкой. Она предотвратит образование окиси и пропадания тока в цепи.
Аккумулятор нужно всегда подключать в таком порядке. В противном случае может произойти короткое замыкание. Также перед снятием АКБ все компоненты нужно очистить от грязи при помощи щетки и тряпки. От правильности подключения зависит эффективность работы батареи. Как видите, ничего сложного нет, но есть свои нюансы, как правильно нужно подключать аккумулятор к машине. Соблюдайте их, и ничего плохого не произойдет.
Как прикурить машину правильно
Эта ситуация частенько застает врасплох даже водителей со стажем: один впопыхах забыл выключить свет, у другого состарился аккумулятор, а у третьего проблемы с генератором… Короче говоря, случиться это может с каждым. Как правильно «прикурить» машину?
Оказывается, даже не все опытные водители до сих пор знают, как это сделать безопасно. Что уж говорить о тех, кто только вчера получил права или в первый раз сел за руль… Расскажем, покажем и дадим пошаговую инструкцию, как завести авто при помощи чужого АКБ или автомобиля-донора. А еще поделимся рекомендациями для тех, кто «прикуривает» машины с двигателем большого рабочего объема.
Почему садится аккумулятор
Пуск ДВС всех современных машин производится при помощи стартера, для работы которого необходима электроэнергия. Поэтому как только главный хранитель и поставщик последней — аккумуляторная батарея — по каким-то причинам перестает выполнять свои функции, у владельца автомобиля начинаются проблемы.
Чаще всего это случается зимой. Минусовые температуры довольно быстро выявляют слабые, старые АКБ, которых летом еще хватало, чтобы завести двигатель. В холода же, когда смазка в ДВС густеет, стартеру уже недостаточно энергии разряженной АКБ, чтобы провернуть коленвал промерзшего мотора. Причин преждевременной «кончины» АКБ может быть несколько:
Снижение емкости
Она падает в случае, когда на пластинах оседает сульфат свинца, снижающий емкость АКБ и приводящий его к неспособности выдавать необходимую силу тока. Это, в частности, может происходить из-за частого разряда «в ноль», плохого электролита или все дело в зарядке АКБ большим током.
Осыпание пластин
На пластинах АКБ нанесена так называемая активная масса — вещества, участвующие в токообразующем процессе. При эксплуатации авто с низким или наоборот высоким зарядным напряжением эта масса может отслаиваться от электрода — осыпаться. А если активная масса на электродах отсутствует, то АКБ теряет емкость и не выдает пусковой ток. Мутный электролит с коричневым окрасом — плохая новость. Это явный признак осыпания пластин.
Замыкание
Аккумулятор может выйти из строя по причине замыкания пластин с разной полярностью. Это случается из-за неправильной эксплуатации АКБ или выработки ее рабочего ресурса. Замыкание может произойти по вине контакта свинца с пластин на их поверхности либо в нижней части сеток из-за шлама на дне банки.
Электролит не в порядке
Ухудшить показатели работы АКБ может и залитый в аккумулятор электролит. Например, из-за расхода воды снижается его уровень, а плотность перестает соответствовать норме. Впрочем, причинами севшего АКБ также может быть неисправный генератор. Он попросту не сможет заряжать батарею.
Бывает, что АКБ садится из-за утечек тока в бортовой сети. Нередко виной тому становятся неправильно подключенные электроприборы. Нельзя также исключать и человеческие факторы — забытые включенными фары либо габариты. Или частая езда по пробкам с малой скоростью и на небольшие расстояния, когда заряд не успевает восстановиться.
Что подразумевает под собой «прикуривание» автомобиля
Процесс, называемый на водительском жаргоне «прикуриванием», это, по сути, подключение авто с разряженной батареей к машине с исправным аккумулятором напрямую при помощи специальных проводов. Это позволяет запустить двигатель без снятия и замены старой АКБ и не использовать физическую силу для пуска ДВС «с толкача».
Последний, кстати, применим только к авто с «механикой». В случае если у вас вариатор или классический «автомат», завести машину, разогнав ее под горку, не выйдет. Используя пусковые провода со специальными зажимами на концах, их еще часто зовут «крокодилами», проделать несложную процедуру «прикуривания» машины способен любой водитель. Даже вчерашний выпускник автошколы.
Может ли «прикуривание» навредить
Несмотря на всю простоту и обыденность этого мероприятия, ничем страшным в принципе автомобилю не грозящего, очень важно соблюсти порядок действий, определенные условия и сделать все аккуратно. Ведь ошибка, спешка, а также несоблюдение техники безопасности могут дорого обойтись как автовладельцу, так и его спасителю.
Если неправильно все подключить или попытаться «прикурить» машину с неисправным, а не с севшим аккумулятором, то можно вывести из строя сразу и первое, и второе авто. Также рискованными будут «прикуривание» от машины с заведенным двигателем, с невыключенными фарами или от авто с другим напряжением в бортовой сети. Последнее чаще всего 12 В, но у некоторых автомобилей оно может быть вдвое выше.
Какие машины нельзя «прикуривать»
Прежде чем спасать чужое авто, выступая для него донором электроэнергии, или, наоборот, подключать к своей машине с севшим аккумулятором пусковые кабели от транспортного средства с «живой» батареей, следует убедиться, что соблюдены все условия, меры предосторожности и этот процесс не причинит вреда ни одному из его участников. Перечислим автомобили, которые нельзя «прикуривать»:
С неисправностями у АКБ или авто
От процедуры стоит отказаться, если у одной из батарей есть признаки неисправности. Например, корпус вздулся, а клеммы повреждены. Или она потеряла герметичность, о чем подскажут потеки электролита на аккумуляторе и площадке, где он установлен. Также не тратьте время на «прикуривание» автомобиля, если севшая батарея — результат многочисленных тщетных попыток самостоятельного пуска ДВС. Возможно дело не в АКБ, а в зажигании или в топливной системе. Не сажайте попусту чужую батарею.
С разным напряжением в бортовой сети
В большинстве современных легковых автомобилей 12-вольтовая бортовая сеть. Однако на больших, тяжелых и мощных машинах, грузовиках, внедорожниках и дизельных авто, а также на старых моделях иногда встречаются 24-вольтовые сети. «Прикуривать» такие авто друг от друга нельзя.