ЧТО ЛУЧШЕ ВАРИАТОР ИЛИ МЕХАНИКА НА КВАДРОЦИКЛЕ
Когда речь идет о выборе между вариатором и механикой на квадроцикле, многое зависит от индивидуальных предпочтений и условий эксплуатации.
Вариаторы обычно обеспечивают более плавное и комфортное изменение передач, что особенно хорошо в городской среде или при малой скорости движения. Они позволяют мотоциклу автоматически подстраиваться под изменения скорости и нагрузки.
С другой стороны, механические коробки передач на квадроциклах обычно более прочные и надежные. Они предоставляют более прямую связь между газом и движением, и могут быть предпочтительны для тех, кто предпочитает большую контрольность и более спортивный стиль езды.
Однако, выбор между вариатором и механикой зависит также от типа квадроцикла, его размеров, назначения и условий езды. Подходящий выбор будет зависеть от ваших индивидуальных требований и предпочтений.
Важно заметить, что технологии постоянно развиваются, и новые инновации могут изменить преимущества и недостатки вариаторов и механических коробок передач в будущем.
«Русская Механика» RM800 DUO EPS – лучшая восьмисотка на рынке? Обзор от Дениса Панфёрова
Вариаторные квадроциклы 200 куб.см. Почему это самый популярный тип конструкции. Тест-драйв JAEGER.
Вариатор или автомат (CVT or Automatic Transmission). Что лучше, что надежнее. Просто о сложном
Квадромания – разбираемся в популярных типах квадроциклов

Вот и прошла порция майских праздников. Все сгоняли на дачу, на природу поесть шашлычку, ну или просто выбрались из городов в сторону природы. И снова в головах многих возник вопрос: «а не купить ли квадрик?» Попробуем разобраться в многообразии видов, размеров и цен квадроциклов, представленных в России.
Квадрик – штука, без сомнения, полезная. Хочешь – на рыбалку, хочешь – на охоту. Станет потеплее – купаться на речку гонять, возить дрова из леса, познакомиться, наконец, с соседями, которые не квасят бездумно ханку на газоне своей «фазенды» выходные напролет, а то и дело отправляются на квадроциклах в какие-то «экспедиции». Словом, желание есть, а понимания вопроса нет. Именно им, пониманием квадроциклетного вопроса, мы и займемся в этом материале.

Оговорюсь сразу: не буду плотно затрагивать тему «бэушной» техники, так как выбор подержанного «квадрата» — тема довольно специфичная и в каждом конкретном случае несущая в себе множество нюансов, однако отмечу, что все нижеописанное вполне подходит и для техники, бывшей в употреблении.
Готовим квадробазу
Итак, прежде чем купить квадрик, стоит озадачиться несколькими весьма прозаичными вещами. Доставка и хранение. Квадр, даже маленький — это не мопед, его в сарай не закатишь. Так что гараж должен присутствовать, да и тот же сарай должен быть оборудован сообразного размера воротами и крепким замком. На моей памяти было изрядное количество случаев, когда свежекупленные квадрики уводили прямо с дачного двора. «У нас забор», «мы запираем на ночь ворота», «у нас сторож»… — все это не работает, как правило. Противоугонные системы на внедорожной технике — не более чем номинальные, да и без ключа квадр легко утаскивается на «галстуке», Блокировок руля или чего-то подобного почти никогда на квадре нет.

Далее – транспорт. Номинально, квадроциклам запрещено передвигаться по дорогам общего пользования. Однако гаишники часто закрывают на это глаза, особенно, если у водителя «квадрата» имеются государственная регистрация (номер), техосмотр и водительское удостоверение тракториста-машиниста категории «АI». У вас, скорее всего, на момент покупки не будет ни того, ни другого, да и езда по асфальту не очень полезна самой машине, так что лучше обзавестись прицепом.
Третье вытекает из второго: узнайте, где находится отделение Гостехнадзора, а еще лучше — заранее озадачьтесь получением «тракторных прав». Однако более подробно к вопросу о регистрации квадрика и получении на него «прав» мы вернемся в ближайшем будущем. Тема достойна отдельной статьи, однако при покупке квадрика стоит уточнить у продавца, как он «завезен» в Россию. Возможны два варианта. Если это по документам «самоходная машина», то к нему будет положен паспорт самоходной машины и будут требоваться «тракторные» права категории «АI» (внедорожные мототранспортные средства).

Второй вариант – квадрик ввезен как «мототехника», к нему прилагается обычный «дорожный» ПТС, как на автомобиль или мотоцикл, и, соответственно, для управления им требуются обычные права категории «А» (или «А1», в зависимости, от кубатуры). Последние делают в основном китайцы и, чаще всего, это техника очень низкого качества, но об этом ниже.
Утиль – это не мусор
Наиболее распространенным типом можно назвать утилитарные квадроциклы. История развития этой техники в последние годы вывернула в такую неожиданную сторону, что называть продукцию современной квадроциклостроительной отрасли «утилитарной» было бы совершенно неправильно. Однако традиция до сих пор сильна, и пытаться с ней бороться мы не будем, хотя было бы грамотнее называть эти аппараты «рекреационными», ведь их покупают (а значит, и разрабатывают) в основном для отдыха и развлечений.

На фото: Типичный представитель утилитарного семейства: Yamaha Grizzly 700
Именно этот тип квадров встречается в «природе» чаще всего. Классический «утиль» – это квадроцикл, оборудованный одно- или двухцилиндровым четырехтактным двигателем объемом от 350 до 1000 см3. Меньшие кубатуры отнесем к детским и вынесем за скобки. Чаще всего кубатура вертится вокруг 500-700 «кубов».
Утиль имеет независимую подвеску всех четырех колес на спаренных А-образных рычагах (хотя встречаются и продольные торсионы сзади (Can-Am), и макферсон (Polaris) спереди и более экзотические конструкции).
Коробка передач на квадроцикле
Квадроцикл, как и любая авто- и мототехника, может работать на автоматической трансмиссии или вариаторе, а ранее можно было найти модели и с механической КПП. Первая чаще всего встречается на технике Honda. Вторым же комплектуются квадроциклы RM, Kawasaki, CFMOTO, Yamaha. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, поэтому перед покупкой техники важно учитывать и этот момент.
Особенности механики, автомата и вариатора

МКПП в первых квадроциклах была такая же, как у стандартного мотоцикла — позволяла лучше понимать момент переключения скоростей в зависимости от темпа езды, имела 4 «передних» передачи, нейтраль и задний ход. Как итог такие модели были мощными и проходимыми. Кроме того, механика позволяла точно и плавно входить в повороты.
Помимо простой и надежной конструкции, такая коробка передач на квадроцикле обладала:
- небольшим весом;
- компактностью;
- КПД выше среднего.
Кроме того, само переключение скоростей лучше контролировалось пилотом, хоть и немного сложнее. Движение было аналогичным другому транспорту с МКПП, единственное — при заезде на возвышенность требовалось одновременно зажать тормоз и сцепление. В остальном механика обеспечивала динамичную и уверенную эксплуатацию модели класса ATV.
Правда, квадроциклы с такой коробкой передач больше подходили гонщикам и ценителям мощности, а сегодня практически не встречаются. Примером могут служить немногочисленные представители, например YAMAHA YFM700R SE Raptor. Приоритет сместился, в частности, на автоматическую КПП. Она распространена на некоторых утилитарниках, является основной в технике Honda, в частности серии TRX Red, и требует только выбора между высокой и низкой передачей. Нюанс — на относительно большой скорости мощность заметно падает, и наоборот. Поэтому автомат лучше выбирать для начинающих райдеров и детей. И хоть он может выдерживать довольно высокие нагрузки, при поломке придется сразу же обращаться в сервис. Устранение неполадки своими силами тут невозможно.
Встречается и еще один вид коробки передач — вариатор. Его ставят и на туристические, и на рабочие, и на спортивные модели, например CFMOTO CFORCE 400L EPS и СFORCE 1000 EPS, YAMAHA Grizzly 700 SE. Он легок в эксплуатации, а вместо обычного сцепления комплектуется центробежным автоматическим. Но в этом есть и сложность — перед каждым переключением режима важно полностью остановиться, выжать тормоз и снизить до холостых обороты двигателя. В целом вариатор простой и дешевый, но боится работы под чрезмерной нагрузкой. Поэтому регулярно повреждает ремень, что требует его замены — иначе дальше ехать нельзя. Плюс в том, что сменить его нетрудно своими силами. Главное — иметь с собой запасной.
Как переключать передачи на квадроцикле

Прежние модели с МКПП для регулирования передач имели ручной рычаг на руле справа и ножной – слева. Переключать режим можно было так же, как на мотоцикле, выжимая сцепление. Скорость менялась с учетом показателей на тахометре, сложности дороги, веса багажа и особенностей самого квадроцикла.
Вариатор и автомат не требуют выжимания сцепления, а ручной рычаг сбоку от водителя позволяет поставить повышенную или пониженную скорость в зависимости от сложности маршрута. Если планируется продолжительная остановка, лучше включить нейтраль. А сама техника никуда случайно не укатится, если поставить ручной тормоз или передачу Р.
Во всех случаях поначалу сложно понять, когда же переключаться. Как вариант, можно ориентироваться на ощущения: квадроцикл дергается, вибрирует и плохо разгоняется — идем вниз, двигатель «ревет» — нам нужно вверх. Другой способ — следить за спидометром. Так, первая передача актуальна на скорости до 20 км/ч, вторая — в диапазоне 20–40 км/ч и далее с таким же интервалом.
Нюансы работы коробки передач на квадроцикле
Если рассматривать механику, то здесь главным компонентом являлся редуктор, который передавал силу от второго вала со шкивом на промежуточный третий, и затем на 4-й с креплением на нем колеса. Все детали находились внутри защитного кожуха, а постоянное наличие масла в системе позволяло избежать ее поломки и последующего ремонта. Но из-за сложности механизма она постепенно уступила место более простой и легкой в обслуживании вариаторной трансмиссии.
Конструкция вариатора состоит из двух шкивов с натянутым между ними ремнем. Он вращается по малому и большому радиусу при изменении оборотов мотора. При работе запчастей происходит почти то же самое, что и при перемещении валов в МКПП. Однако надежность в разы выше, за счет чего этот тип КПП и получил такое распространение.
Как устроен вариатор квадроцикла

Вариаторная трансмиссия — самая распространенная на квадроциклах. Именно такую и ставят на большинство моделей: и на туристические, и на рабочие, и на спортивные.

Мы расскажем, как устроены и как работают такие КПП, чем они хороши, и как их обслуживать.
Устройство и принцип работы
Существует несколько видов вариаторов. Мы расскажем про самый распространенный — центробежный.
Он состоит из следующих частей:
- Ведущий шкив. Состоит из двух щек (дисков), между которыми образуется желоб. Щеки между собой соединены втулкой. Одна щека установлена на втулке неподвижно (не смещается вперед-назад), и имеет крыльчатку, для охлаждения ремня. Вторая щека может смещатсья вперед-назад на втулке — ближе-дальше ко второй щеке. Ведущий шкив соединен с коленвалом двигателя, и именно ему и передается вращение.
- Ведомый шкив. Тоже состоит из двух дисков, между которыми образуется желоб. Между щеками установлена пружина, которая прижимает их друг к другу, если квадроцикл стоит на месте. Ширина желоба при этом минимальная.
- Клиновидный ремень, в разрезе имеет форму трапеции, в желоба шкивов входит нижней (более узкой) частью. За счет этого при изменении ширины желобов ремень может смещаться вверх-вниз по желобу.

Когда квадроцикл стоит на месте, расстояние между щеками ведущего шкива максимальное, а между щеками ведомого шкива — минимальное. Получается, что в желоб первого шкива ремень утоплен максимально, а в желоб второго — наоборот.
Когда двигатель набирает обороты, подвижная щека ведущего шкива за счет центробежной силы начинает прижиматься ко второй. Ширина желоба между ними уменьшается, и ремень выталкивается вверх, на больший радиус. Чем больше оборотов двигателя — тем больше щеки прижимаются друг к другу, тем меньше желоб между ними, и тем больше радиус, по которому ходит ремень.
С ведомым шкивом наоборот: при наращивании оборотов центробежная сила разжимает пружину, отталкивая одну щеку от другой. Ширина желоба между ними увеличивается, и ремень «погружается» в него глубже. Чем больше оборотов — тем меньше радиус, по которому ходит ремень.
Если хоршо разбираться в устройстве вариатора, можно даже изменять скоростные характеристики квадроцикла: какую скорость он сможет развивать максимально, как быстро будет разгоняться. Для «регулировки» необходимо заменить (или растянуть, или подрезать) пружину на ведомом шкиве, и заменить стандартные ролики из ведущего шкива на более тяжелые.