Что такое шноркель?
Как-то для себя интересовался вопросом шноркеля и выбора насадки для него. Собирал информацию, анализировал и давно всё уяснил. Но всплывающие посты про шноркели и иже с ними натолкнуло на мысль сделать небольшой пост про шноркели и обзор про насадки.
Немного истории:
Шноркель – немецкое слово. Первоначально, словом шноркель называлось устройство в виде трубы с двумя каналами (для подачи воздуха двигателю и для выпуска отработанных газов).
Шноркель обеспечивал работу дизелей подводной лодки, при движении на небольшой глубине. При этом верхняя часть шноркеля оказывается над водой.
По аналогии любители вездеходной техники и внедорожного тюнинга словом шноркель стали называть специальное устройство для подачи воздуха в двигатель автомобиля.
Зачем нужен шноркель на внедорожнике?
Данное устройство необходимо при форсировании вброд водных преград, предназначен для защиты двигателя от попадания воды и, соответственно, предохраняет двигатель от гидроудара. Помимо этого, забор воздуха через шноркель уменьшает загрязнение воздушного фильтра при езде по песку и пыльным дорогам, что являлось первопричиной появления шноркеля на автомобилях.
Как работают насадки на шноркели и какие бывают?!
Многие шноркели оборудованы поворотной насадкой -«гусаком», который рекомендуется направлять навстречу набегающему потоку воздуха (то есть вперёд). Система дренажных каналов и полостей отводит пыль и воду даже в условиях проливных тропических штормов. За счёт высокой скорости прохождения создается эффект центрифуги и все тяжелые частицы, содержащиеся в заходящем потоке, в том числе и капли воды, пролетают над трубой воздуховода и попадают в дренажную систему, по которой и стекают вниз через боковые прорези. Повёрнутый против хода, либо установленный перпендикулярно, «гусак» начинает работать как пылесос, всасывая грязь и влагу из воздуха (в том числе и ту, что поднимается колёсами или отклонённую от лобового стекла), минуя дренажную систему (скорость всасывания в данном случае меньше). Более эффективно бороться с пылью, насекомыми и прочим мусором позволяет отдельная насадка-сепаратор — «циклон», которая устанавливается вместо поворотной насадки.
Виды насадок:
Насадка — гусак, грязь, пыль и вода проходят через дренажные отверстия
Насадка — циклон, требует периодической очистки
Насадка — циклон, за счёт центрифуги вся грязь выходит через дренажные отверстия
Насадка — циклон, за счёт центрифуги вся грязь выходит через дренажные отверстия
Насадка — грязь, пыль и вода проходят через дренажные отверстия и выбрасывается позади, забор воздуха снизу
Какой выбор сделал Я?
Для себя сделал выбор для повседневной эксплуатации в пользу обычного «гусака», в сильнейшей пыли, в пустынях меняю на «циклон».
У «циклона», который с колбой и требует чистки, говорят есть небольшая потеря КПД из-за сопротивлении на всасывание, но сам проверить доподлинно так и не смог…
Так же, побочным положительным эффектом шноркеля является то, что забор воздуха идёт не из подкапотного пространства, где весьма бывает жарко, а снаружи, а это означает более холодный впуск = чуть лучше КПД!
Что такое шноркель и для чего он нужен на автомобилях и другой технике
Иногда, на дорогах общего пользования, можно встретить внедорожники с выходящем из-под капота патрубком, который служит для забора воздуха. Это устройство называется шноркель. Ниже предлагаю разобраться, для чего же монтируют эту систему, какая от нее польза, и на какой ещё технике, кроме машин, можно встретить шноркель.
Содержание
Для чего нужен шноркель
Термин шноркель позаимствован из немецкого языка, от слова schnorchel, что в переводе означает дыхательная труба. В первую очередь, это устройство устанавливается на автомобили для возможности преодоления водных преград. Если не использовать шноркель, то, к примеру, внедорожник, может преодолеть брод глубиной на уровне половины высоты его колес. Иначе двигатель может захватить вместе с воздухом воду, что вероятнее всего приведет к его поломке. А вот автомобили со шноркелем могут преодолевать водные преграды глубиной до приблизительно метра. Обычно, шноркель устанавливают на уровне крыши автомобиля, чтобы максимально предохранить мотор от попадания в него воды. Также стоит отметить, что такой выносной воздухозаборник хорошо справляется с защитой мотора от попадания в него не только воды, но и грязи и пыли. Ещё одним важным моментом является наличие в шноркеле своей дренажной системы, которая быстро выводит все попавшую в воздуховод воду до попадания в двигатель. Это позволяет ездить на автомобиле со шноркелем даже в условиях тропических дождей.
Помимо этого, многие внешние воздухозаборники оборудованы поворотной верней частью, которую в условиях сильного снегопада нужно развернуть назад, для предотвращения попадания большого количества снега в воздуховод. Во всех остальных случаях верхний «гусак» должен быть повернут вперёд. Таким образом получается определенный поток воздуха, и в мотор не попадает грязь, пыль и другой мусор. А вот если «гусак» шноркеля направить вверх или назад, не во время снегопада, то воздуховод будет работать условно как пылесос, захватывая всевозможную грязь в двигатель.
Из чего состоит шноркель
Конструкция шноркеля в автомобилях очень простая и состоит всего из нескольких основных компонентов, а именно: корпуса-трубы, воздухозаборника и эластичного переходника, который соединяет шноркель с воздушным фильтром автомобиля.
Основные преимущества шноркеля
Как вы уже поняли, основным преимуществом шноркеля на автомобилях является возможность преодолевать водные преград. Но это далеко не все, шноркель хорошо защищает воздушный фильтр мотора от попадания в него грязи и пыли. Также неоспоримым плюсом является незначительное снижение расхода топлива. Это происходит за счёт большего количества поступающего холодного воздуха в мотор. Тем самым растет КПД сжигания топлива.
Где ещё используют шноркель
Помимо автомобилей, такие выносные воздуховоды использовали раньше на подводных лодках, для обеспечения работы дизельной установки при небольшом погружении лодки. Также, через шноркель вентилировались отсеки и пополнялся запас воздуха.
Сейчас же подобные воздуховоды используются на некоторых моделях БТР при десантировании с воды.
Также можно встретить такое решение на танках. Шноркель в этом случае может использоваться для преодоления водной преграды буквально с полным погружением машины на дно водоема
Как правильно выбрать шноркель?
Автомобильный шноркель это пластиковая труба, подаёт атмосферный воздух к двигателю внутреннего сгорания. Они монтируются выше уровня крыши машины, входной патрубок соединяется с корпусом воздушного фильтра. Узел обеспечивает отбор кислорода на расстоянии 1, 2-1, 8 метра от земли, и в ДВС поступает чистый воздух без пыли и механических включений.
Шноркель устанавливается преимущественно на джипы и внедорожники, адаптированные к езде по пресечённой местности и водным преградам. Высоко расположенная приёмная труба исключает попадание в двигатель воды через впускной патрубок, обеспечивая качественный и бесперебойный цикл внутреннего сгорания.
Принцип работы шноркеля.
Для обеспечения работы двигателя внутреннего сгорания необходим воздух. В так называемых «атмосферных» и дизельных двигателях без турбонаддува он берётся из подкапотного пространства, проходит воздушный фильтр и далее поступает в воздушную магистраль. Воздух смешивается с бензином или топливом, образуя мелкодисперсную смесь. Смесь воспламеняется в камере сгорания, приводя шатунно-поршневую группу в движение.
Чем ниже температура воздуха, тем эффективнее КПД сгорания топлива. Шноркель, расположенный выше уровня крыши автомобиля, создаёт некоторое избыточное давление воздуха во впускном тракте автомобиля. Величина избыточного давления невелика, но всё же, оказывает положительное влияние на качество сгорания топливо-воздушной смеси. По замерам, объём выбросов СО2 выхлопной системой автомобилей со шноркелями ниже, чем у обычных версий.
Некоторые производители устанавливают в верхней части дополнительный воздушный фильтр с низким сопротивлением воздушному потоку. За счёт этого атмосферный воздух проходит предварительную стадию очистки перед поступлением в воздушный коллектор ДВС.
Принципы правильного выбора шноркеля.
Основные поставщики шноркелей для внедорожников фирмы, расположенные на территории Австралии и США. Наиболее известные бренды Safari, Airtec, Airflow, 4WD. Российские производители в основном предлагают шноркели для автомобилей «УАЗов», «НИВ», «Оки».
При выборе удостоверьтесь, что изделие подходит для конкретной марки. Это можно определить по артикулу или спросите у сотрудника компании, реализующей автозапчасти. Ошибка в подборе артикула приведёт к тому, что деталь не подойдёт ко входному патрубку воздушного фильтра. Как максимум, можно безвозвратно испортить крыло автомобиля.
Зарубежный производитель, Mantec, производит шноркели полускрытой установки. Снаружи кузова видна только вертикальная часть, улучшающая аэродинамику машины. Вероятность повреждений при таком монтаже маловероятна.
На что обратить внимание при выборе шноркеля.
Выбирая производителя, необходимо обратить внимание на комплектацию. Понятие «готовый шноркель» условное. Некоторые бренды продают комплекты «всё включено», а отдельные производители предлагают к продаже только внешний пластиковый модуль. В готовую комплектацию обязательно должны входить стяжные червячные хомуты, шайбы, уплотнительные кольца и крепёж. Узнайте, поставляет ли производитель лекало для конкретной марки машины. С помощью шаблона выполняется аккуратный и беззазорный монтаж шноркеля на левое или правое переднее крыло авто.
Недорогая китайская продукция изготавливается из бюджетного пластика, состоящего из эпоксидной смолы и армирующего каркаса. Такие шноркели чувствительны к малейшим механическим воздействиям и могут треснуть даже от удара мелкого гравийного камня. Изделия брендов, например, Safari, делают из толстостенного пластика с примесями ПВХ. Такие шноркели переносят перепады температур и механические удары, обладают хорошими аэродинамическими качествами.
Преимущества и недостатки шноркеля.
Шноркель улучшает эксплуатационные характеристики автомобиля. Преимущества шноркелей: снижение расхода топлива за счёт подачи в цилиндры воздуха, имеющего температуру окружающей среды; пересечение водных преград без попадания воды в камеры сгорания; повышение моторесурса двигателя; защита камер сгорания от пыли и механических примесей.
Из недостатков — необходимость кузовных работ: на некоторых моделях устанавливается на переднее или заднее крыло, в котором проделывается монтажное отверстие. Металл в области установки требует дополнительной защиты от коррозии, т.к. целостность ЛКП нарушается.
Посмотреть, как устанавливается шноркель на один из известных российских внедорожников, можно здесь.
Виды насадок для шноркеля.
Производители изготавливают два основных вида насадок для шноркелей: «гусак»; «циклон».
Первый тип является наиболее распространённым и традиционным. Он представляет собой короткую изогнутую трубку, насадка которой повёрнута навстречу набегающему потоку воздуха. Ветер попадает в воздухозаборное отверстие, в приёмном патрубке создаётся эффект центрифуги. Капли влаги не попадают внутрь, а оседают на стенках дренажной системы и выбрасываются наружу через вентиляционные прорези.
Насадка «циклон» работает по такому же принципу, но качество очистки воздуха выше. Воздух попадает в «бочонок», и под действием центробежной силы устремляется по стенкам в воздушному фильтру. Циклон требует частой очистки. Из-за некоторого сопротивления всасыванию воздушных масс при работе мотора отмечается характерный «гул».
Нужно ли регистрировать шноркель?
Если шноркель входит в заводскую комплектацию автомобиля, его регистрировать не нужно. Все остальные модели необходимо узаконивать путём внесения изменений в ПТС или СТС. Сделать это можно в районных отделах ГИБДД. После получения заветной отметки ни один инспектор дорожно-патрульной службы не вправе предъявлять претензии к автовладельцу.
Как и где купить шноркель?
Купить шноркели лучше всего у проверенных поставщиков. Компания IRONMAN4×4 является официальным дистрибьютором известного австралийского бренда и предлагает купить шноркели:
-
(Лэнд Крузер) (Тойота Хайлюкс) (Ниссан Патрол) (Мицубиси Л200) (Тойота Лэнд Крузер Прадо) (Джип Вранглер) /COLORADO7 (Шевроле Трейлблейзер) (Форд Рейнджер)
Сориентироваться в ассортименте бывает непросто. Шноркели требуют внимания при выборе и знания особенностей автомобиля. Мы поможем вам купить шноркель для конкретной марки и года выпуска машины, расскажем об особенностях монтажа и правилах эксплуатации.
О необходимости шноркеля
Для чего нужен шноркель, его недостатки и преимущества при езде по бездорожью.
Многие владельцы полноприводных автомобилей и вездеходов, наверняка хоть раз задавались вопросом: «Нужна ли мне такая конструкция, как шноркель?» В дальнейшем скажу, что ответ на этот вопрос скорее положительный, чем отрицательный. У этого навесного оборудования больше плюсов, чем минусов. Давайте подробнее рассмотрим все особенности шноркеля, его преимущества и недостатки.
Что такое шноркель и зачем он существует?
Это навесное оборудование предназначено для отсоса воздуха на высоте верхней части автомобиля. Устройство шноркеля очень просто — это изогнутая труба, которая соединяет воздушный фильтр автомобиля и воздухозаборник.
Изначально шноркели появились не на автомобилях, а на подводных лодках времен Первой мировой войны. Устройство позволяло подводной лодке запускать свой дизельный двигатель вообще без всплытия. С дизелем и без использования электродвигателя лодка могла проходить под водой, погрузившись на несколько метров и была практически невидимой, если не считать торчащую из воды трубу.
Некоторые танки (например, Т-90) снабжены еще и дыхательными трубками, позволяющими им проходить мелководье по днищу. Если нет хорошей переправы, это обычно единственный способ форсировать некрупную реку. В отличие от бронетранспортера, танк не может плавать из-за своей огромной массы.
Сначала шноркели стали ставить трубы не для переправы, а для иных целей. Например, автомобили, использовавшиеся в пустыне, были оснащены первыми воздухозаборниками на высоте крыши. Это решение значительно уменьшило количество пыли и песка в воздушном фильтре, что положительно сказалось на работе двигателя.
Зачем устанавливать шноркели?
Сегодня воздухозаборную трубу обычно устанавливают с одной целью: избежать гидроударов на переправе. В общем, гидроудар – дело очень неприятное. Он происходит при попадании воды в цилиндр. Поскольку вода не сжата, поршень движется так, как будто ударился о бетонную стену. Как следствие: погнутый шатун, поврежденная головка или блок цилиндров. После этого требуется ремонт двигателя или, в особо тяжелых случаях, замена. Именно шноркель застрахует вас от этого на бездорожье.
Благодаря расположенному на крыше воздухозаборнику автомобиль в теории может преодолеть глубину до 1,5 метров и более. На практике хороший автовладелец не рискнет преодолевать такой барьер. Еще одно преимущество шноркеля – подача воздуха. Усовершенствованные модели удаляют даже брызги, пыль и снег. Кроме того, шноркель, установленный навстречу движению, теоретически способствует экономии топлива.
Шноркель на внедорожнике для форсирования водных преград
Поговорив о достоинствах, перейдем к недостаткам конструкции:
- незначительное ухудшение аэродинамики внедорожника или вездехода;
- необходимость подрезания фрагментов кузова (обычно передней части или крыльев) для подгонки шноркеля;
- цена некоторых шноркелей может превышать 50 000 рублей.
В общем и целом, при дооснащении вездехода или внедорожника всегда приходится идти на компромиссы, особенно когда речь идет о скорости, экономии топлива, управляемости и комфорте на дороге. Поэтому не стоит углубляться в недостатки шноркеля — польза перевешивает их с лихвой.
Нужен ли шноркель именно вам?
Если вы большой поклонник езды по бездорожью, вы действительно получите от него пользу. Устройство не только позволяет вашему двигателю спокойно «дышать» и защищает его от гидравлических ударов, но и делает ваш транспорт «круче». Эта радость колеблется от 3000 рублей за довольно распространенные шноркели от российских производителей до 50-70 тысяч от именитых фирм. Вы можете сделать шноркель самостоятельно. В основном для этого используются водопроводные трубы. Есть множество соответствующих обучающих роликов в Интернете.
Если вы редко выезжаете на бездорожье, то шноркель вам точно не понадобится. Вы только зря ухудшите аэродинамику автомобиля.
Преодолевающим бездорожье машинам шноркель нужен не меньше, чем любой другой внедорожной технике. Он позволяет легко проходить броды глубиной свыше двух метров, если таковые встретятся на вашем пути. И при этом можно будет не опасаться, что вода попадет внутрь коллектора. А значит, не придется беспокоиться за двигатель на переправе.
Иногда таким устройством оснащают даже квадроциклы. Разница состоит лишь в том, что воздухозаборник при этом размещается на одном уровне с рулем. В этом случае такое приспособление достаточно легко сделать самостоятельно.
Может быть интересно
Почему у советских внедорожников и грузовиков были разделенные лобовые стекла
Рассказываем, почему в советских внедорожниках и технике зачастую ставили двойные лобвые стекла.
Может быть интересно
Вездеход для отдыха на природе
Как отправиться на природу на вездеходе и как выбрать транспорт для такой поездки.
Может быть интересно
Вездеход для грузоперевозок
Все об особенностях конструкции вездеходов для перевозки грузов.
Может быть интересно
Полярный вездеход «Пингвин»
История создания легендарного полярного вездехода «Пингвин».
Может быть интересно
Вездеход для рыбалки
Как выбрать надежный и комфортный вездеход для рыбалки
Может быть интересно
Вездеход для военных и разведки
Какие требования предъявляются к вездеходам для военных и разведывательных целей.
Может быть интересно
Болотоход СВГ-701 «Ямал»
История разработки сверхпроходимого болотохода Ямал в СССР.
Может быть интересно
Вездеход для спасателей, пожарных, МЧС
Какие требования предъявляются к вездеходам для спасателей, МЧС и пожарных.
Может быть интересно
Производство вездеходов в России
История вездеходостроения в СССР и России
Может быть интересно
Вездеход для экстремальных путешествий
Что должен в себе сочетать вездеход для экстремальных путешестви
Может быть интересно
Вездеходы для геологических экспедиций
Чем оснащен вездеход для геологоразведки
Может быть интересно
Подвески на вездеходах
О необходимости или ненужности подвески на вездеходе
Может быть интересно
Все о шнекоходах
Шнекороторные вездеходы и их история
Может быть интересно
Гусеницы для квадроцикла
Как переобуть ваш квадроцикл с колес на гусеницы.
Может быть интересно
История шин низкого давления
История развития шин сверхнизкого давления для вездеходов и болотоходов в России.
Может быть интересно
Разница ATV и UTV квадроциклов
Разбираемся в разнице ATV и UTV квадроциклов
Может быть интересно
Лучший снегоход для охоты и рыбалки
Выбираем лучший российский снегоход
Может быть интересно
Эволюция гусениц: какие лучше
Эволюция и развитие гусениц от металлических до полимерных
Может быть интересно
Вездеходы-амфибии на гусеничном ходу
Особенности и преимущества вездеходов на гусеничном ходу
Может быть интересно
Двигатель ЯМЗ 534
Рассказываем об особенностях двигателя ЯМЗ 534
Может быть интересно
Разновидности вездеходов
Рассказываем о типах вездеходов и о их различиях.
Может быть интересно
5 лучших внедорожников времен Второй мировой войны
Для эпохи Второй мировой войны характерен расцвет машиностроения, в частности внедорожного.
Может быть интересно
Коллаборация Land Rover и LEGO
К 75-летию Land Rover LEGO выпустит экспедиционный Defender 90.
Может быть интересно
Самовытаскиватель или лебедка Буша
Что такое лебедка Буша, нужна ли она в багажнике вашего вездехода
Может быть интересно
Люк на вездеход
Плюсы и минусы установки люка на свой внедорожник
Может быть интересно
Советский тепловоз-внедорожник
История создания первого в мире советского тепловоза-внедорожника.
Может быть интересно
Связь на бездорожье
Как не остаться без мобильной связи, выезжая на бездорожье и в отдаленные районы.
Может быть интересно
История легендарного советского внедорожника УАЗ-469
Проследим путь создания легендарного внедорожника УАЗ-469.
Может быть интересно
«Тревожный чемоданчик» офф-райдера
Отправляться в поездку без приспособлений, которые позволят самостоятельно справиться с затруднениями — верх легкомыс.
Может быть интересно
Вся правда о хай-джеках
Все о хайджеках и хитростях их применения в условиях бездорожья.
Может быть интересно
«Внедорожные» смартфоны от Land Rover
Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.
Может быть интересно
Что делать, если заблудился
Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.
Может быть интересно
Походная аптечка: чем укомплектовать
На природе нужно всегда быть начеку, поэтому никогда нельзя пренебрегать техникой безопасности и всегда иметь под рук.
Может быть интересно
Ручные лебедки
Все, что нужно знать о ручных лебедках и их разновидностях.
Может быть интересно
Ночевка в лесу: что нужно знать
Если ночь застала вас в лесу, вот несколько советов, чтобы комфортно переночевать.
Может быть интересно
Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью
Собираетесь покорять бездорожье на вездеходе? Вот краткие список того, что нужно не забыть взять с собой.
Может быть интересно
Нужен ли вам силовой бампер?
Что такое силовой бампер и есть ли у вашего внедорожника в нем необходимость.
Может быть интересно
Офф-роуд движение в России
Развитие офф-роуд движения в России от зарождения до сегодняшних дней, фестивали и ралли для вездеходов и внедорожников.
Может быть интересно
Все о кенгурятниках
Кенгурятники: как они появились, для чего нужны и законно ли устанавливать их на внедорожники и вездеходы.
Может быть интересно
Движение по болоту
Прохождение болот и заболоченных участков или как не увязнуть в трясине.
Может быть интересно
Что такое проходимость?
Что такое проходимость и факторы на нее влияющие.
Может быть интересно
Лайтбар и его преимущества
Лайтбары и светодиодные балки: дополнительное освещение для вашего вездехода или внедорожника
Может быть интересно
Особенности прохождения брода
Безопасное и легкое преодоление бродов и других водных преград на вашем маршруте.
Может быть интересно
Особенности вождения ночью по бездорожью
Едем в бездорожье ночью, что взять с собой и на что обратить внимание.
Подпишитесь на новости
Оставайтесь в курсе событий мира вездеходов. В письме вы получите ссылки на новые статьи и новости от Компании SVS