Как проверить притирку клапанов
Перейти к содержимому

Как проверить притирку клапанов

  • автор:

Притирка клапанов и проверка на герметичность

Всем привет. Кто и чем притирает клапана. ? Пробывал двумя пастами. Два в одном, которая стоит 200 рублей. И дешевой пастой за 50 рублей. В упаковке два тюбика для грубой обработки и для финишной. После притирки клапана, само притираемое место (фаска) больше понравилась, после притирки дешевой пастой. Более отчетливо видно риску и больше получается глянец. Паста 2х1 больше похоже на грубую притирку.

Слева за 50 рублей. С права за 200 рублей

После притирки, конечно надо проверить на герметичность. Старый способ я не стал использовать. Это когда вкручивают свечку и заливают в камеру сгорания. Я заливал в впускные или выпускные отверстия. Это сразу дает нам более точно представление о течи клапана. И так же можно сразу увидеть на сколько он сильно или слабо течет.
Люблю деревья

Для проверки использовал керосин за 100 рублей.

Другой способ это дуть в дырки. Только в впускном придется зажимать дырки для форсунок пальцем. Дудку можно сделать из всего что попадется под руку. Но крышки из под йогурта не подходят. Не очень хорошо прилегает и пропускает воздух из за своей жесткости. Пробывал мотать на края изоленту, но все это извращение.

Плохой йогурт.

Порывшись в гаражной хламе. Где валяется турбина за 12 тысяч, форсунки от субару за 6 тысяч, разные датчики на сумму 10 тысяч. Находим буфер от подвески. Который как "четкий поцанчик" подходит без каких либо напильников и грелок на продувочный пистолет.

Эротическая игрушка

И теперь, спокойно проверяем. Дуем не сильно, пол очка. Можно да же насос для подкачки шин использовать. Его давления будет достаточно.

Не много видно как пропускает воздух клапан. Но да же это можно сказать, что притерся очень хорошо.

Дуть воздухом это самый быстрый способ проверить. Но если не спешите можно и через отверстия.
Видео из гараж-сарай где можно послушать притирку клапана грубой и финишной пастой.

Проверка герметичности клапанов ГБЦ: Вакуум-тестер против керосина.

Достаточно часто в работе приходится сталкиваться с возмущением клиентов, заявляющих, что проведенная нами работа по обработке седел и клапанов головки блока цилиндров, как еще ее называют многие притирка клапанов, выполнена некачественно.
Давайте же разберемся какой методикой оценки качества выполненных работ руководствуются некоторые из клиентов и почему же она не корректна.
Ведь уже давно существуют гораздо более релевантные и подходящие методы, чем использование керосина.

Проверка герметичности керосином.

Основная притензия состоит в том что, согласно «дедовским» методам проверки, залитый в камеру сгорания керосин должен оставаться в ней очень продолжительное время, не менее нескольких часов, не испаряться, а даже прибывать

Керосин обладает низкой склонностью к образованию отложений, а главное высокой текучестью. Та самая высокая текучесть выступает в виде главного аргумента, мол если обработка (притирка) клапана к седлу выполнена правильно, то керосин и не должен утекать. Все верно, но.

Этот метод отсылает нас к ГОСТу для проверки сварных швов трубных проводов работающих под постоянным и большим давлением:

“Контроль сварных швов на герметичность допускается проводить капиллярным методом смачиванием керосином. При этом поверхность контролируемого шва с наружной стороны необходимо покрывать мелом, а с внутренней стороны — обильно смачивать керосином в течение всего периода испытания.”

Способность керосина проникать через мельчайшие неплотности швов объясняется его неполярностью, высокой смачивающей способностью, малой вязкостью, а также способностью растворять масляные пленки и пробки, могущие закупорить неплотности. При взаимодействии неполярных жидкостей (керосина и других углеводородов) со стенками неплотности вязкость пристенных и центральных слоев жидкости одинакова. Поэтому, несмотря на то что вязкость воды в два раза меньше вязкости керосина, последний вследствие своей неполярности лучше проникает в микронеплотности. С помощью керосина можно обнаружить неплотности диаметром до нескольких десятитысячных долей миллиметра.

Вакуум-тест, вместо керосина.

Для труб керосин годится, почему для клапанов его не использовать? Резонный вопрос. Дело вот в чём, в трубопроводе давление постоянное, и через микропоры шва содержимое из трубы будет выливаться, испаряться итд. В двигателе совсем другое дело.

Для ясности понимания процесса рассмотрим цикл Отто, описывающий рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания

Поскольку цикл Отто для бензинового двигателя

состоит из 4-х тактов:

1) адиабатное сжатие рабочего тела;

2) изохорный подвод теплоты к рабочему телу;

3) адиабатное расширение рабочего тела;

4) изохорное охлаждение рабочего тела.

То на полный цикл необходимо произвести два оборота коленчатого вала, что соответствует одному обороту распредвала, тоесть в нашем случае одному циклу открытия закрытия впускных / выпускных клапанов.

Рассмотрим режим холостого хода. Допустим холостые обороты 900 в минуту. Это значит что в одном цилиндре за минуту проходит 450 рабочих ходов. 450 ходов за 60 секунд это 7,5 рабочих хода в секунду. 1 рабочий ход протекает в среднем за 0,133 секунды. При оборотах 3000 в минуту рабочий ход проходит примерно за 0,04 секунды. При такой частоте совершения событий, клапан просто должен быть в седле, и естественно рабочие поверхности седла и клапана должны быть соосны. Скорость нарастания давления настолько высока, что необходимая герметичность соединения достигается прижимом клапана к седлу за счёт газовых сил сама собой, просто от протекания процесса.

Тоесть в реальном двигателе инерция потоков газа и давление, на ряду с пружинным механизмом создают более чем достаточное прилегание клапана к седлу. И, в основной мере, чистота обработки поверхности клапна и седла влияет на отвод тепла от клапана и его охлаждения.

Именно поэтому важно обрабатывать клапан, а не осуществлять его притирку. Притертый клапан хуже охлаждается и подвержен последующему разрушению.

Поэтому единственно верным методом проверки прилегания клапана к седлу, является создание разряжения в впускном/выпускном тракте и замер относительных потерь вакуума через зазоры. Для этого используется специальный вакуум-тестер со следующим принципом действия:

Вакуум-генератор создает разрежение, и из впускного/выпускного канала высасывается воздух через систему шлангов, которые соединены с ГБЦ через адаптированную насадку с вакуум — генератором. Интенсивность нарастания/затухания разрежения, а также ее максимальный уровень являются показателями герметичности сопряжения седло-клапан и играют важную диагностическую роль. Метод проверки основан на определении относительных потерь вакуума через зазоры .

Ну и наконец выдержка из официальной документации «Заволжского моторного завода» к двигателю ЗМЗ 406:

Проверка герметичности клапанов 402 после притирки, как правильно?

Собственно в сети нашел несколько вариантов проверки герметичности клапанов после притирки. Помогите разобраться как же проверять правильно?

Первый способ — надо перевернуть гбц с клапанами тарелками вверх (клапана не засухарены), налить керосин в камеру сгорания, при этом под собственным весом притертый клапан будет уверенно держать керосин.

Другой способ — перевернуть гбц с клапанами тарелками вверх (клапана засухарить), налить керосин в камеру сгорания, при этом под нажимом пружины притертый клапан будет уверенно держать керосин.

Как правильно самостоятельно произвести притирку клапанов?

Клапана относятся к категории элементов ГБЦ. На каждый цилиндр приходится два клапана как минимум. Один из них впускает в камеру сгорания смесь топлива и воздуха, которая поступает из впускного коллектора. Второй избавляется от отработанных газов. Они поочерёдно открываются, имеют визуальное сходство с гвоздём.

Головку часто называют тарелкой, этой стороной они направлены во внутреннюю часть цилиндра. Если клапан закрыт, его головка располагается в седле и заслоняет камеру сгорания за счёт прижатия фаской к седлу максимально плотно. Так как притереть клапанё следует в случае их замены или при резких рывках авто на холостых оборотах, стоит рассмотреть этот процесс более детально.

Расположение клапанов

Немного матчасти

Клапана двигателя

Для тех, кто не в курсе, стоит пояснить, что клапаны находятся в головке блока цилиндров. Для каждого цилиндра имеется минимум два клапана (в большинстве автомобилей). Один клапан обеспечивает впуск топливно-воздушной смеси в цилиндр (камеру сгорания) из впускного коллектора, а другой – выпускает отработанные газы в выпускной коллектор.

Разумеется, открываются клапаны поочередно. Похожи клапаны на гвоздь. Головкой, которую еще называют тарелка, они обращены внутрь цилиндра. В закрытом состоянии головка клапана находится в седле и герметично закрывает камеру сгорания, прижимаясь к седлу рабочей фаской.

Актуальность притирки

Нагар неизменно появляется на сёдлах и тарелках клапанов в процессе их эксплуатации. От этого закрытие выпускного или впускного клапана осуществляется негерметично. Из-за этого работа мотора становится не такой продуктивной, а расход топлива не экономным. Если выпускной клапан прилегает негерметично, расширяющие газы прорываются после возгорания заряда, они обжигают и плавят его, что негативно сказывается на мощности мотора, поскольку частично газы отправляются в выпуск.

Притирка клапанов не представляет собой ничего сложного, в отдельных случаях даже нет необходимости притирать обе детали. Достаточно снять ГБЦ, изъять сами клапана и проверить их состояние.

Когда делать притирку

Традиционно целесообразно выполнять рассматриваемую процедуру после выполнения полноценного ремонта мотора или при замене поршневых колец. Следующая поэтапная инструкция позволит понять, пришло ли время притереть клапана.

  1. Снимите ГБЦ и установите её так, чтобы тарелки были направлены вверх. Поверхность должна быть максимально ровной.
  2. Налейте керосин или бензин в камеры сгорания.
  3. Измерьте уровень и оставьте ГБЦ в таком состоянии на 12 часов.
  4. Через 12 часов проведите повторный замер, и если уровень залитого вещества не изменился за этот период, притирать клапана не нужно.
  5. Если количество вещества частично уменьшилось, остаётся определить пропускающий клапан. Поможет обнаружение очагов влаги и сырости в одном из коллекторов.

Другой способ проверки предполагает установку головки в боковое положение, течь оценивается со стороны тарелок. В остальном процедура аналогична.

Также советуем внимательно изучить статью нашего эксперта, в которой рассказывается об обслуживании двигателя ВАЗ-2112 на 16 клапанов.

Проверка герметичности клапанов

Притирка клапанов

Как притереть клапана

Для того чтобы притереть клапана к головке в домашних условиях, потребуется дрель (желательно с реверсом) и специальная паста. Для проведения этой процедуры клапана придется рассухарить и снять. Кстати, заодно можно произвести замену маслосъемных колпачков, если в этом есть необходимость.

  • Перед работой рекомендуется обезжирить клапан и седло при помощи растворителя. На рабочую фаску клапана равномерно наносится небольшое количество притирочной пасты. Очень важно следить за тем, чтобы она не попала на шток клапана, ведь паста – сильнейший абразив (как правило, алмазный). Если останутся повреждения на штоке, то маслосъемные колпачки будут намного быстрее выходить из строя и существенно увеличится расход масла. Для препятствия этому на шток можно надеть кусочек войлока.

Клапан устанавливается на свое место, а шток закрепляется в патроне дрели. Чаще всего для удобства это делают при помощи куска шланга (один конец – на шток, другой – в патрон). Некоторые мастера зажимают шток непосредственно в патрон. Притирка проводится вращением на небольших оборотах. При этом тарелка может прижиматься чем-нибудь к седлу. Например, толстой резинкой. Но в большинстве случаев обходятся без дополнительных приспособлений.

  • Прижимание происходит при оттяжке дрели на себя. Вращение нужно делать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении. Обычно на все про все уходит не более двух минут. Чтобы понять, что процесс окончен, нужно знать как выглядит притертый клапан. На его фаске образуется характерная матовая полоска шириной в пару миллиметров. Точно такая же полоска, кстати, будет и на фаске седла. Иногда после описанной процедуры проводят еще финишную обработку. Она ничем не отличается от процесса притирки, кроме того, что вместо притирочной пасты используется паста ГОИ, разведенная с моторным маслом. Перед нанесением тряпочкой необходимо тщательно удалить предыдущее притирочное средство.
  • Проверять качество притирки нужно не только по упомянутой выше полоске, но и при помощи все той же заливки керосина или бензина в камеру сгорания или в коллекторы. Перед сборкой головки блока цилиндров все детали необходимо тщательно промыть бензином. Ведь если в процессе работы абразив из пасты попал на другие поверхности, то последствия могут оказаться весьма печальными – алмазный порошок станет причиной возникновения дефектов.

Также следует знать, в каких случаях притирка клапанов может не получиться. В том случае, когда на рабочих фасках имеются существенные изъяны (раковины) или когда седла были криво расточены (прирезаны), притереть клапана не получится. Первый верный признак этого – матовая полоска на фаске неравномерная или вовсе прерывистая. Тут выход простой, хотя и не совсем приятный – покупка новых деталей. Хотя, можно попробовать и проточить их на станке.

Как проверить притирку клапанов

По окончании выполнения притирки клапанов обязательно нужно выполнить проверку качества притирки. Это можно сделать одним из двух методов.

Метод первый

Описанный ниже способ наиболее является наиболее распространенным, однако он не всегда покажет правильный результат со 100% гарантией. Также его невозможно использовать для проверки качества притирки клапанов у двигателей, оснащенных клапаном EGR.

Так, для выполнения проверки необходимо положить головку блока цилиндров на бок, таким образом, чтобы отверстия колодцев, к которым присоединяются коллекторы, «смотрели» вверх. Соответственно, клапана будут располагаться в горизонтальной плоскости, а их крышки будут расположены вертикально. Перед выполнением проверки выполненной притирки клапанов необходимо с помощью компрессора осушить выходы клапана, чтобы обеспечить наглядность возможного вытекания топлива из-под них (то есть, чтобы вертикальная стенка была сухая).

Далее необходимо в вертикально расположенные колодцы заливать бензин (а еще лучше керосин, поскольку он обладает лучшей текучестью). Если клапана обеспечивают герметичность, то из-под них залитый керосин не будет просачиваться. В случае, если же топливо даже в малых количествах просачивается из-под клапанов — необходимо выполнить дополнительную притирку или другие ремонтные работы (зависит от конкретной ситуации и диагностики). Преимущество этого метода заключается в простоте его выполнения.

Однако такой метод имеет и свои недостатки. Так, с его помощью невозможно проверить качество притирки клапанов при работе двигателя под нагрузкой (просачивание газов под нагрузкой). Также его нельзя использовать для двигателей, оснащенных клапаном ЕГР, поскольку их конструкция подразумевает наличие в одном или нескольких цилиндрах соответствующих клапанов, через которые топливо и выльется наружу. Поэтому проверить герметичность данным способом не получится.

Метод второй

Второй метод проверки качества притирки клапанов является универсальным и наиболее достоверным, поскольку позволяет проверить прохождения газов через клапана под нагрузкой. Для выполнения соответствующей проверки необходимо расположить головку блока цилиндров «вверх ногами», то есть, таким образом, чтобы выходы (отверстия) клапанов были сверху, а отверстия колодцев коллекторов — сбоку. Далее нужно налить небольшое количество топлива (в данном случае неважно, какое именно, и даже неважно его состояние) в полость выхода клапанов (своеобразная тарелка).

Взять воздушный компрессор и с его помощью подать в боковой колодец струю сжатого воздуха. Причем необходимо подавать сжатый воздух как в отверстие впускного коллектора, так и в отверстие выпускного коллектора. Если притирка клапанов была выполнена качественно, то из-под них не будут выходить пузырьки воздуха даже под нагрузкой, которую обеспечивает компрессор. Если же имеют место воздушные пузырьки — значите, герметичности нет. Соответственно, притирка была выполнена некачественно, и необходимо выполнить доработку. Описанный в данном разделе метод является чрезвычайно эффективным и универсальным, его можно использовать для любых двигателей.

Заключение

Притирка клапанов — несложная процедура, с которой может справиться большинство автовладельцев, особенно имеющих навыки ремонтных работ. Главное при этом иметь соответствующие инструменты и материалы. Пасту для притирки можно сделать самостоятельно, или же купить уже готовую. Однако второй вариант предпочтительнее. Для проверки качества выполненной притирки желательно использовать воздушный компрессор, обеспечивающий проверку просачивания газов под нагрузкой, это более качественный подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *