ВСЕ О СИНТЕТИЧЕСКОМ И МИНЕРАЛЬНОМ МАСЛЕ
Уже из названий понятно, что минеральное моторное масло — это что-то натуральное, полученное из нефти, тогда как синтетическое моторное масло — субстанция, полученная в результате синтеза.Что же вызвало необходимость такого синтеза и зачем вообще нужно было изобретать синтетику?
Дело в том, что условия, в которых работает любой двигатель не стабильны. После остановки мотор остывает, после запуска прогревается, во время эксплуатации двигатель также постоянно изменяет свой режим работы – меняются обороты, температура, скорость трения и прочее. Поэтому идеальным моторным маслом для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) могло бы быть такое масло, свойства и характеристики которого не изменялись бы при изменениях вышеперечисленных условий. Но это невозможно – при остывании любая субстанция становится гуще, при увеличении скорости трения – перегревается и так далее.
Поэтому на определенном этапе развития моторостроения вопрос обеспечения максимальной стабильности свойств моторного масла при разных условиях стал особо актуальным. А поскольку минеральная основа моторного масла имеет свои ограничения в плане обеспечения такой стабильности, ученые, путем синтеза молекул, получили синтетическую основу, которая значительно менее подвержена влиянию внешних факторов и свойства которой более стабильны в процессе длительной эксплуатации.
Впервые синтетическое моторное масло было применено в авиации, когда встала необходимость запуска двигателей при очень низких температурах (-40 и ниже). Минеральное масло при таких температурах просто замерзало. Понятно, что себестоимость синтетического масла была в те времена очень высокой, что не позволяло массово применять его в двигателях автомобилей. Со временем синтетические моторные масла стали более дешевыми в производстве и начали применяться в автомобильной промышленности.
Какое моторное масло лучше – синтетическое или минеральное?
Итак, главным эксплуатационным отличием синтетического моторного масла от минерального, является более высокий уровень стабильности его свойств и характеристик при различных температурах и длительной эксплуатации.
Что это означает для обычного автолюбителя? Три момента.
Первое – синтетическое моторное масло потенциально меньше боится низких температур и перегревов.
Второе – синтетическое масло дольше сохраняет свои свойства в процессе эксплуатации.
Третье – некоторые параметры моторного масла, обязательные для многих современных двигателей невозможно реализовать на полностью минеральной основе. Ярким примером является вязкость.
При этом важно помнить, что все в этом мире относительно, а потому далеко не всегда использование именно синтетического моторного масла является острой необходимостью. К примеру, всем известно, что платина является лучшим проводником тока, чем медь, но это вовсе не означает, что в квартирной проводке нужно использовать платиновые провода, поскольку свойств медной проводки с головой хватает для подключения и использования бытовых приборов. Одним словом, хорошее – враг лучшему.
В некоторых случаях как раз наоборот – синтетика для двигателя противопоказана – это касается, в основном, двигателей с большими пробегами.
Поэтому, если для региона, в котором Вы эксплуатируете свой автомобиль, не характерны падения температур в зимний период ниже, скажем -15-20 градусов Цельсия, острой необходимости в использовании синтетического моторного масла для Вас нет, если конечно все остальные параметры масла подходят для Вашего двигателя. Просто минеральное, или же полусинтетическое масло Вам придется менять немного чаще, чем Вы меняли бы синтетическое. В этом случае никакого вреда для двигателя от использования минерального или полусинтетического моторного масла не будет.
Дополнительно читайте: что такое гидрокрекинговые масла и нужно ли бояться слова гидрокрекинг?
А может полусинтетическое моторное масло?
Полусинтетическое моторное масло делается из смешанной основы, где 30-50% составляет синтетическая составляющая, и, соответственно, 50-70% — минеральная. Такое масло действительно обладает гораздо лучшими показателями стабильности характеристик, чем минеральное, но уступает синтетическому.
Обычно полусинтетическое моторное масло рекомендуют заливать в современные двигатели с большими пробегами, когда увеличивается угар синтетического масла. В таких ситуациях полусинтетика – оптимальный выход, поскольку вероятность найти полусинтетическое масло, соответствующее всем требованиям производителя двигателя достаточно велика, в отличие от минерального.
Можно ли смешивать минеральное, полусинтетическое и синтетическое масла?
А также, можно ли смешивать масла разных производителей, вязкости, допусков и прочее…
Вообще, любое смешивание разных масел в двигателе — это плохо. Плохо в первую очередь потому, что смешиваются совершенно разные присадки, которые содержатся в этих автомаслах, и совершенно неизвестно, какая будет химическая реакция при таком смешивании. Абсолютно очевидно, что полученная смесь не может соответствовать хоть каким-нибудь стандартам или требованиям. Поэтому нужно понимать, что любое смешивание разных масел — это крайняя мера.
Обычно вопрос о смешивании возникает либо при смене одного моторного масла на другое (вязкость, тип, производитель и т.д.), либо же в случаях, когда необходимо долить масло в двигатель, а нужной марки под рукой нет. С точки зрения долгожительства Вашего двигателя, рекомендую 10 раз подумать о целесообразности смены в первом случае и всегда иметь литр масла в багажнике для избежания второго.
Насколько это все таки вредно для двигателя? Среди автолюбителей бытует мнение о том, что при смешивании разные автомасла якобы могут сворачиваться, особенно это относится именно к смешиванию синтетики и минералки. Так все таки, можно их смешивать или нет? Сам факт существования моторных масел на полусинтетической основе доказывает, что смешивать минеральное и синтетическое моторные масла можно.
Правда, тут есть несколько очень важных оговорок:
1. Гарантированно совместимы только основы одного производителя. У разных производителей разные технологии получения самой основы и соответственно ее химический состав, поэтому при переходе с одного вида масла на другой (к примеру, с синтетики на полусинтетику, или минералку), лучше еще как минимум несколько сервисных циклов заливать масло того же производителя.
2. Исходя из вышеописанного, не исключено, что при необходимости долива масла безвреднее будет долить другое масло того-же производителя (другого вида, вязкости и т.д.), нежели такое-же по параметрам, но от другой торговой марки. Но в любом случае нужно понимать, что долив другого масла в любом случае означает, что при первой же возможности Вы эту адскую смесь из мотора уберете!
3. При замене масла, какое-то его количество все равно остается в двигателе (в среднем 5-10%) и смешивается с вновь залитым. Поэтому важно понимать, что свойства масла несколько изменяются, поэтому в те же несколько сервисных циклов масло следует менять чаще обычного.
Классификация минеральных моторных масел и нюансы их использования
Минеральное моторное масло является натуральным органическим продуктом, в основе которого лежит нефть. Получают его путём перегонки нефтепродуктов с последующей его очисткой. Для улучшения технических свойств, в состав могут добавляться различные искусственные компоненты. Простота процесса изготовления обуславливает его относительно невысокую стоимость в сравнении с синтетическими смазками.
Что такое классы вязкости
Вязкость – один из важнейших рабочих параметров, который устанавливается для каждой марки масла. Он характеризует степень текучести вещества при определённой температуре. Сегодня в мире наиболее широко используется американский стандарт SAE, состоящий из буквенно-цифровой, или только цифровой маркировки. Он показывает температурный диапазон, в котором возможна безопасная эксплуатация данного сорта смазывающего состава.
Всего в стандарте SAE имеется 11 категорий:
- 5 категорий – только для летней эксплуатации. Такие масла обозначаются только цифрами от 20 до 60.
- 6 категорий для использования в холодное время года. Они маркируются цифровым значениями от 0 до 25 и литерой «W» (winter), означающей возможность применения данного состава в зимнее время.
Выбор класса вязкости для определённого двигателя
При выборе конкретной марки моторного масла для автомобиля, следует руководствоваться технической документацией от компании-изготовителя. В ней обычно указывается, какая смазка рекомендована для данного транспортного средства. Кроме этого, при выборе состава следует обращать на маркировку АСЕА, наносимую на ёмкости с автомаслами. Этот стандарт вводит три их класса:
- A/B – для легковых авто, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков.
- C – для машин, оснащённых современными двигателями, отвечающими экологическим евростандартам.
- E – для грузового автотранспорта, работающего в условиях высоких эксплуатационных нагрузок.
Во-первых, здесь оно выступает в роли герметика, заполняя зазоры между изношенными трущимися деталями и резиновыми уплотнителями. Во-вторых, старые двигатели склонны к образованию большого количества нагара, который неплохо растворяют и удаляют минеральные составы. Синтетические продукты с этим справляются гораздо хуже органических.
И в-третьих – у автомобилей с пробегом повышен расход моторной смазки, так что её придётся регулярно доливать в процессе эксплуатации такого авто. Натуральные это вещества, или искусственные, существенной роли не играет – старое авто будет их «кушать» с одинаковым аппетитом. А вот разница в цене между этими двумя составами весьма существенна, поэтому использование в изношенных ДВС минералки гораздо выгоднее с финансовой точки зрения.
Ещё один нюанс, на который следует обращать внимание при выборе технической жидкости, это температура в зимний период. Если автовладелец проживает в регионе с суровыми зимами, то лучше отдать предпочтение менее вязким сортам ГСМ. Иначе запустить мотор с загустевшей на морозе смазкой не получится. К примеру, для районов с температурными минимумами в -30…-35 град.С, оптимально подойдёт синтетическое масло 5W.
Но и в летний период минералка подходит далеко не к каждому автомобилю. Многие современные европейские и японские авто уже на стадии проектирования создаются с учётом использования только синтетических смазочных составов. Диаметр их маслопроводов весьма мал, что при использовании вязких минеральных смазок создаст проблемы даже в летнее время.
Имеет ли смысл перейти с синтетики на минеральное масло из экономии
Чтобы было понятнее, о чем идет речь, напомним, что под синтетическим маслом понимают синтез базовых масел на основе синтетики, а также присадок, придающих продукту полезные свойства (повышенную износостойкость, чистоту, защиту от коррозии). Такие лубриканты имеют известные преимущества перед минеральными, иначе говоря, нефтяными маслами (более широкий диапазон рабочих температур, устойчивость в вакууме, стойкость к сильным окислителям, отсутствие реакции с резинами и так далее).
Минералка в свою очередь — это натуральный продукт, полученный из нефти путем перегонки и очистки. Одно из главных достоинств такой смазки — максимально деликатная очистка деталей двигателя от отложений. Минусом же является — слишком густая консистенция в условиях пониженных температур, равно как быстрая деградация лубриканта. В среднем минеральные масла необходимо менять едва ли вдвое чаще, чем синтетические.
Полусинтетические же масла представляют собой фактически смесь синтетики и минерального масла (примерное соотношение — 20% на 80%). Такие смазки находятся в средней ценовой категории, по характеристикам чуть лучше минеральных, но хуже синтетики. Иными словами, полусинтетика — это буквально полумера, или, если хотите, золотая середина.
Однако цены на качественную синтетику сегодня, как известно, кусаются. Поэтому давайте спрогнозируем, что произойдет с двигателем вашего автомобиля при переходе с синтетического масла на минеральное. Опыт отдельных автопроизводителей говорит о том, что в реальном рабочем цикле минералка будет деградировать примерно к 7 тыс. км против 12 тыс. у синтетического аналога. Отсюда — первый логичный вывод.
В случае перехода на минеральные лубриканты для защиты мотора придется менять масло вдвое чаще, чем в случае с синтетикой. А значит и вопрос в выигрыше в цене при переходе на минералку фактически снимается. Реальный пользователь либо не сэкономит, либо заставит двигатель работать в сложных условиях, отказавшись от сокращения интервалов замены масла.
Однако то, что сказано выше, касается в большей степени современных и прежде всего турбированных двигателей относительно свежих машин. Переход на минералку становится более оправданным, если вы эксплуатируете уже не новую машину с неприхотливым атмосферником, а также если двигатель имеет технические проблемы, подъедая масло.
Дело в том, что когда силовой агрегат изношен, повышенная текучесть синтетического масла может провоцировать течь сальников и прокладок. В этом смысле минеральные лубриканты становятся, образно говоря, лечебным средством. Вязкость масла при этом должна оставаться в тех рамках, которые определил производитель двигателя. В большинстве случаев минеральный или полусинтетический продукт с индексом 10W40 будет предпочтительным.
Затронем и еще один важный вопрос — нужно ли проводить промывку двигателя при переходе с синтетики на минералку. При любом смене типа масла промывка мотора (будь то — использование промывочного масла или «пятиминуток») рекомендована. Дело в том, что старое масло из двигателя не сливается полностью. Как правило, в системе остается порядка 15% отработки. Если ее отсасывать вакуумным насосом, можно довести этот уровень максимум до 5%. А разбавлять минералку синтетикой, согласитесь, не очень хорошая идея.
Таким образом, в ряде случаев, особенно если под капотом вашего автомобиля трудится не новый и не очень технически сложный атмосферный мотор, а также если владелец эксплуатирует машину лишь время от времени и годовой пробег не превышает 10 тыс. км, переход на минеральное масло может быть оправдан. С другой стороны, отказаться от минералки следует, если вы эксплуатируете машину с высокопроизводительным мотором, а также регулярно ездите в регионах, где зимой температура опускается ниже -20 по Цельсию. При этом в любом случае не забывайте менять минеральное масло примерно на пробеге 7 тыс. км, то есть в два раза чаще, чем рекомендует большинство автопроизводителей.
Минеральное моторное масло
Масло для мотора с минеральной основой — это продукт нефтяного происхождения, который делается с помощью перегонки мазута. Его отличия в том, что у него нестабильные характеристики и большая степень испаряемости. Масла на минерале, также делаются из технических культур сельского хозяйства.
Так как технология получения минерала не очень сложна — стоят эти масла намного меньше, чем те, что на синтетике.
Натуральных, чистых масел на минерале почти не бывает, так как свойства смазки могут быть у них лишь при оптимальных градусах без сильной нагрузки. Потому в ДВС применимы лишь с присадочками для стабилизации, дабы масляные вещества получились более функциональными.
Эти присадки увеличивают антикоррозийные, противоизносные, а также моющие свойства масел для моторов на минерале. Так как характеристики эксплуатации масел на минерале не выдерживают огромные градусы, они могут загустеть в холод, а при кипении станут засорять движок продуктами горения. Именно из-за этих свойств масло на минерале для машин, кроме своей базы, имеет еще примерно 12 процентов присадок. Масло на минерале хорошего качества производится из хороших продуктов нефти и обладает большой очищаемой степенью.
Из чего состоит минеральное масло
«Минералка», применяемая в качестве смазочного материала, бывает с таким составом:
- Парафины из щелочи и циклические.
- Циклановые — 75-80 процентов, с ароматом — 10-15 процентов и циклано-ароматические углеводороды — 5-15 процентов.
- Очень малый объем ненасыщенных и алкановых углеводородов.
Масла для мотора на минерале тоже с содержанием кислородных и сернистых производных углеводородов, и плюс смолисто-асфальтовых соединений. Но в базе масел для смазки двигателей все эти соединения не вошли в том объеме, каком написано выше, ведь их глубоко очищают.
Помимо самого основания минералки с разными вяжущими свойствами, масляное вещество бывает с комплектом добавок, которые помимо того, чтобы улучшать показатели эксплуатации, еще добавляют недостатки. Так как большие градусы оказывают плохое влияние, присадки очень скоро сгорают, потому масляное вещество меняет свои характеристики. Это особо заметно на моторах с огромным пробегом.
Для хорошей деятельности ДВС смену масла на минерале советуют делать после 5-6 тысяч км езды, пока оно не потеряло свои свойства.
Вяжущие свойства масла на минерале
Как в минеральном, так и в прочих масляных веществах (синтетике, полусинтетике), вяжущие свойства это важная часть. В масле для мотора, как и во многих ГСМ, вязкостные свойства меняются из-за температуры (чем меньше, тем сильней масло станет вяжущим, либо наоборот). Для оптимальной деятельности движка они не должны быть больше, либо меньше конкретного значения, другими словами, при запуске холодного мотора в минусовую погоду, вязкость масляного вещества должна быть малой. А летом при запуске нагретого двигателя масляное вещество должно быть не сильно жидковатым, чтобы посередине трущихся деталей была прочная пленка и нужный нажим.
Масляное вещество для движка бывает с определенным индексом вязкости. Этот показатель показывает зависимость вяжущих свойств от температурных колебаний.
Вязкостный индекс масляного вещества — величина без размера (просто цифра), не измеряющаяся в определенных единицах. Этот числовое определение покажет «степень разжижения» масляного вещества и чем больше этот индекс, тем больше градусный диапазон, обеспечивающий нормальную функциональность движка.
Графическое изображение вязкости кинематики масла на минерале от градусов.
В маслах на минерале, где не имеется добавдок вязкости, объем индекса будет колебаться от 85 до 100, с присадочками — до 120. Маленький вязкостный индекс указывает на плохой запуск движка при малых градусах в холода и плохой защищенности от изнашивания при больших градусах.
По стандартам SAЕ, главные определители вязкости (типы) масляных веществ на минерале бывают: 10W-30, 10W-40 и 15W-40. Двое, которые разделены буковкой W, указывают на градусный диапазон, в котором конкретное масляное вещество применимо. Другими словами, его вязкостные свойства при низком температурном пороге, как и при высоком, должны обеспечить хорошую деятельность мотора.
Например, если это 10W40, то его градусный диапазон использования — от минус 20 до плюс 35 градусов, при этом при плюс 100 градусов его вязкостные свойства должны быть 12,5-16,3 сСт. Выходит, если выбирать смазку для движка, необходимо знать, что в маслах для мотора на минерале вязкость меняется в обратном порядке пропорционально градусам — чем градусы масляного вещества больше, тем его вязкость бывает меньше и наоборот. Свойство этой зависимости имеет отличия исходя из того, какой вид сырья и способ использовались при изготовлении масляного вещества.
О вязкостных присадочках масляного вещества
Толщина пленки масла между трущихся поверхностей, будет зависеть от вяжущих свойств масла. И это, конечно же, станет влиять на деятельность движка. Как мы разобрали выше с градусной зависимостью вяжущих свойств, большая вязкость обычно дает большую толщину пленки масла, а если понижается вязкость масляного вещества, толщина пленочки станет меньше. Поэтому для предотвращения изнашивания некоторых элементов (кулак распределительного вала — толкатель), нужно добавить в минералку помимо присадок вязкости еще и против задиров, потому что в этом узле создать пленочку масла необходимой толщины просто нельзя.
Масляные вещества различных фирм бывают с содержанием разных пакетов добавок, которые порой не совмещаются.
Дополнительные свойства масла на минерале
Помимо главных свойств масла на минерале есть и немного других.
- Градусы вспышки показывают легкокипящие фракции. Этот показатель указывает на свойство испаряемости масла при работе. У плохих масел градусы вспышки низкие, из-за чего расходуется много масляного вещества.
- Число щелочи — указывает на свойство масляного вещества нейтрализовать вредные кислоты и противодействует отложениям с помощью активных присадочек.
- Градусы застывания — показатель, который определяет градусы, при которых масло на минерале стынет и теряется его текучесть из-за того, что кристаллизуется парафин.
- Число кислотности — указывает на наличие продуктов окисленного масла.
Минусы и плюсы масла для мотора на минерале
К главным минусам масла для мотора на минерале относят нестабильные параметры при разных градусах, а также, быструю окисляемость и разрушаемость (выгорают добавки при сильных градусах), что плохо действует на деятельность движка. Единственным плюсом является стоимость.
Масла на минерале в большинстве используют как механическую смазку, хотя гидрокрекинговые масляные вещества, которые получают с помощью перегонки и сильной очистки, добавляя пакет добавок еще используют в современных авто (к примеру, Субару,) как смазку для движка. Это масло на минерале бывает близко по качественным характеристикам к синтетике, но быстро устаревает и теряет свои свойства. Поэтому нужно производить смену масляного вещества в два раза чаще.
Советы от производителя авто, как применять масляное вещество найдете в специальной литературе. Хотя частенько стараются заливать лишь масло на синтетике, а не минералку. Просто же масло на минерале нужно для стареньких видов движков, либо в моторах с огромным пробегом и лишь летом. Предназначение можно определить классификацией по качественному уровню.