Всё о тормозной жидкости. Разъясняем спорные вопросы.
Как правильно подобрать тормозную жидкость для вашего автомобиля?
Сколько все-таки хранится тормозная жидкость – 2 года или больше, и сколько она прослужит, если уже долго хранилась?
Почему нельзя корректно измерить % влаги прибором типа «карандаш»?
В современных автомобилях используется жидкости двух видов: на основе гликоля и (крайне редко) на основе силикона. И правило первое – брать на замену именно тот тип жидкости, который залит в ваш автомобиль и соответствует его спецификации.
Рассмотрим на примере тормозных жидкостей Textar :
DOT 3, DOT 4, DOT4LV и DOT 5.1 – жидкости на основе гликоля, выпускаемые Textar
DOT 5.0 – жидкость на основе силикона, в линейке Textar не представлена.
Допустим, мы определили, что вам нужна жидкость на основе гликоля. Какую именно берём? Здесь главное правило: желательно выбирать жидкость, которую запланировал автопроизводитель, или классом выше. Но нельзя использовать жидкость классом ниже. Так как классы жидкостей отличаются своими характеристиками (в частности, температурой кипения).
Но выше класс – выше цена. Стоит ли переплачивать, если это не повлияет на безопасность и производительность?
Первое что вам потребуется — узнать, какая именно жидкость используется на автомобиле с конвейера. Как правило, класс тормозной жидкости закодирован в разрешении автопроизводителя. Расшифровать его можно с помощью таблиц. Например, к этому посту мы приложили таблицу соответствия этих кодов классам тормозной жидкости Textar. По ней вам не составит труда подобрать тормозную жидкость нужного класса. А жидкости Textar отвечают самым высоким требованиям своего класса.
Когда менять тормозную жидкость? Если срок годности у тормозной жидкости составляет 2 года, а залили её в автомобиль через год после производства – то менять её через 1 года или через 2 года?
Срок годности на канистрах тормозной жидкостью Textar не указан. Для Европы это нормально. Указана только дата производства: обратите внимание на первые 4 цифры маркировки:
Первые две цифры – год. Например, «22» — 2022 год.
Вторые две цифры – номер недели года.
Дальше разбираемся со сроками.
Срок годности тормозной жидкости Textar в запечатанной канистре 2 года. Давайте для понятности назовем этот период – сроком хранения. Что это значит: в течение 2 лет с момента производства тормозная жидкость может храниться в запечатанной канистре, она сохраняет свои свойства и до окончания этого срока может быть залита в тормозную систему. И обратите внимание, мы подчеркиваем, — в «запечатанной канистре».
Также уточним, что неблагоприятные условия хранения, например, в сыром подвале или на улице, сокращают этот срок до полутора лет.
Просроченную жидкость, то есть ту, что простояла в запечатанной канистре два с половиной года или, например, три, да ещё и на улице, в тормозную систему автомобиля заливать не рекомендуется.
После того, как жидкость заливают в тормозную систему автомобиля, начинается новый отсчёт. Срок службы тормозной жидкости в системе зависит от рекомендации автопроизводителя, но, как правило, он составляет 2 года с момента заливки в систему. И не стоит беспокоиться о сроке хранения, о том, что жидкость уже 2 года постояла в канистре. В данном случае идут иные процессы, и влага набирается намного интенсивнее.
Рекомендуем также не ждать два года, а проверять состояние тормозной жидкости ежегодно – измерять температуру кипения жидкости специальным прибором!
На это хотим обратить особое внимание: Не измеряйте процент влаги в тормозной жидкости бытовыми приборами электропроводимости!
Тормозная жидкость чрезвычайно гигроскопична и отлично впитывает влагу из атмосферы, что понижает температуру её кипения. Поэтому ежегодное измерение процента содержания воды в тормозной жидкости будет совсем не лишним.
Для этого автолюбители, как правило, используют недорогие приборы, принцип работы которых основан на измерении электропроводимости. В этом случае даже при проверке новой жидкости в только что распечатанной канистре может загореться жёлтая лампочка, сигнализирующая, что влаги больше 2%. А, возможно, и наоборот – 5-летняя «старушка» светится зелёным! Верны ли такие измерения?
Уточним, что бытовой прибор не измеряет процент влаги, он измеряет электропроводимость и опосредованно делает вывод о составе жидкости. Некоторые недобросовестные производители специально вводят в состав определённые присадки, влияющие на электропроводимость для того, чтобы жидкости гарантированно проходили тест на таких приборах. В составе тормозной жидкости Textar таких присадок нет.
Для получения точных результатов и определения качества тормозной жидкости необходимо использовать специализированный прибор, нагревающий пробу тормозной жидкости до её реальной температуры кипения.
Напомним: температура кипения тормозной жидкости Textar составляет не менее:
Какой срок годности у тормозной жидкости ДОТ-4
Самой распространённой тормозной жидкостью для автомобилей можно считать изготовленную в рамках стандарта DOT-4. Это гликолевые составы с набором присадок, в частности, снижающими эффект поглощения влаги из воздуха.
Сроки её профилактической замены в тормозной системе и иных гидроприводах известны из руководства по эксплуатации конкретной модели автомобиля, но существуют и ограничения по хранению жидкостей в заводской герметичной таре, а также в ней же, но после вскрытия и частичного использования.
Сколько времени хранится тормозная жидкость в упаковке
Производителю рабочих жидкостей по данным испытаний и наличию информации по химическому составу продукта, а также особенностям тары, лучше всех известно, в течение какого срока их товар безопасен к применению и полностью соответствует заявленным характеристикам.
Данные сведения приводятся на этикетке и в описании жидкости как гарантийный срок хранения.
Существуют общие ограничения по качеству упаковки и сохранности свойств тормозных жидкостей стандарта DOT-4. Они должны соответствовать требованиям класса после не менее чем двух лет с момента выпуска. Практически все товарные продукты известных производителей перекрывают этот срок.
Указывается гарантийное обязательство на сохранность в течение периода до начала эксплуатации от 3 до 5 лет. Металлическая упаковка считается более надёжной, чем пластиковая. В любом случае наличие плотной резьбовой пробки дублируется наличием пластиковой заклейки горловины тары под пробкой. Там же предусматриваются защитные знаки.
После вскрытия упаковки и удаления защитной плёнки производитель уже ничего не гарантирует. Жидкость можно считать введённой в эксплуатацию, а в таком режиме срок её службы не может превышать двух лет.
Причины снижения качества DOT-4
Основная проблема связана с гигроскопичностью состава. Это свойство жидкости впитывать влагу из воздуха.
Исходный материал обладает высокой температурой кипения. Тормозные цилиндры, которые связаны с колодками, при работе сильно нагреваются. В момент торможения в магистралях поддерживается очень высокое давление и жидкость не может закипеть. Но как только педаль будет отпущена, рост температуры может превысить расчётный порог, часть жидкости перейдёт в паровую фазу. Обычно это связано именно с наличием растворённой в ней воды.
Температура кипения при нормальном давлении резко падает, в результате вместо несжимаемой жидкости тормозная система получит содержимое с паровыми пробками. Газ, он же пар, легко сжимается при минимальном давлении, тормозная педаль просто провалится под ногой водителя при первом же нажатии.
Отказ тормозов будет катастрофическим, от этого не спасут никакие дублирующие системы. После полного нажатия давление не сможет достичь величины, достаточной для удаления пара, поэтому не помогут и повторные удары по педали, обычно помогающие при завоздушивании или утечках.
Очень опасная ситуация. Тем более в случае, когда изначально была залита жидкость, уже не соответствующая требованиям стандарта. Она значительно быстрее доберёт дополнительную влагу, поскольку тормозная система не может быть идеально герметичной.
Как проверить состояние тормозной жидкости
Существуют приборы для экспресс-анализа тормозной жидкости. Особенно они распространены за рубежом, где, как ни странно, популярна операция проверки на состав вместо безусловной замены уже состарившегося содержимого тормозной гидравлики.
Доверять свою жизнь простому тестеру с неизвестными метрологическими характеристиками конечно же не стоит. Информацию можно считать полезной в меру. Но в реальности просто проводить операцию полной замены тормозной жидкости с промывкой и прокачкой, соблюдая все нюансы технологии.
Особенно это касается систем с ABS, где полностью удалить старую жижу можно только с помощью диагностического сканера с дилерским алгоритмом управления клапанами гидроблока в процессе работы. Иначе часть её останется в промежутках между нормально закрытыми клапанами.
Когда производить замену
Периодичность процедуры изложена в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к каждому автомобилю или доступной в сети. Но можно считать универсальным сроком 24 месяца между заменами.
За это время характеристики уже будут снижены, что может повлечь не только закипание, но и обычную коррозию деталей, не приспособленных работать при наличии воды.
Как правильно хранить ТЖ
Доступ воздуха и влаги через заводскую тару практически исключается, поэтому главное при хранении – не вскрывать пробку и плёнку под ней. Нежелательна и повышенная влажность при хранении. Можно сказать, что наихудшее место для сохранности расположено именно там, где запас жидкости обычно и держат – в автомобиле.
Исправная тормозная система, в которой вовремя производятся регламентные работы и замены, не потребует долива жидкости в экспресс-режиме, а компенсировать естественное постепенное снижение уровня можно и после поездок.
Если же уровень резко упал прямо во время движения, то придётся воспользоваться услугами эвакуатора и СТО, ездить с подтеканием ТЖ категорически нельзя. Поэтому и возить с собой начатую бутылочку, как многие поступают, нет никакой необходимости, а хранящаяся таким образом жидкость быстро приходит в негодность.
Лучше содержать её в покое, в темноте, при пониженной влажности и минимальных перепадах температуры, закупоренную заводским способом.
Срок годности тормозной жидкости ДОТ-4 в упаковке
Срок годности тормозной жидкости ДОТ-4 в упаковке является достаточно важным показателем. Ведь для уверенной и безопасной эксплуатации автомобиля необходимо использовать качественную и работоспособную тормозящую автожидкость. В связи с этим очень важно контролировать срок годности вышеупомянутого вещества и при необходимости своевременно проводить его замену на более свежее.
Общая информация
Тормозное вещество является основным элементом системы остановки автомобиля. Только благодаря этому веществу происходит процесс работы тормозных колодок и суппортов, которыми и регулируется скорость автомобиля. В процессе эксплуатации данной жидкости происходит постепенное поглощение влаги из атмосферы. В итоге после определенного периода времени происходит изменение температуры кипения и снижение вязкости вышеупомянутой автожидкости.
Основные причины снижения качества
В связи с тем, что в химический состав включены полигликоли и борнокислые эфиры происходит постепенное накопление влаги в рабочем растворе. И как уже упоминалось ранее, происходит нагревание вещества в тормозных колодках вплоть до образования паровой пробки.
При достижении влаги в автожидкости больше 3,5% такое вещество считается старым, а при наличии влаги более 5% необходимо срочно провести ее замену. Техническая характеристика жидкости зависит во многом от погодно-климатических условий окружающей среды. Чем выше температура воздуха и влажность окружающей среды, тем быстрее снижается период эксплуатации рабочей автожидкости.
Когда следует проводить замену?
Этот вопрос достаточно актуальным и важным для безопасного использования автомобиля. Каждый производитель указывает на поверхности канистры точную дату производства и длительность хранения в таре.
При необходимости можно проверить состояние жидкости используя для этого специальный тестер. Этот прибор представляет собой компактный маркер с чувствительным индикатором, который опускается в бачок тормозной системы. Через несколько секунд индикатор извлекается и на его датчике можно увидеть наличие воды в тормозной автожидкости.
Как долго жидкость можно хранить в заводской упаковке?
В условиях герметично закрытой канистры рабочая жидкость не контактирует с воздухом и поэтому может длительное время сохранять свои первоначальные свойства.
Но, тем не менее, даже при таких идеальных условиях хранения тормозное вещество также способно терять свои технические свойства. Согласно существующих рекомендаций срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 при хранении в заводской таре может составлять не дольше чем 26-30 месяцев.
Рекомендации по правильному хранению
Чтобы тормозное вещество сохранило свои химические свойства на максимально возможный срок необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- важность воздуха в помещении не должно превышать 70-75%;
- следить, чтобы в помещении была оптимальная циркуляция;
- держать емкости в максимально герметичном состоянии и всегда на сухом полу.
Подведение итогов
Срок годности тормозной жидкости ДОТ-4 в упаковке зависит от условий эксплуатации автомобиля. Поэтому для безопасности вождения авто следует отслеживать состояние данной автожидкости и при первых признаках снижения технических свойств нужно незамедлительно провести замену жидкости.
Существуют рекомендации при которых замена рабочей жидкости должна выполняться через каждые 60 тыс. км. пробега. Срок годности тормозной жидкости ДОТ 4 при хранении в таре также имеет гарантийный период времени – 26-30 месяцев.
Срок годности тормозной жидкости
Тормозная жидкость — ключевой передаточный материал, который распределяет усилия от педали к колодкам в гидравлической системе. В процессе эксплуатации ТЖ поглощает влагу из атмосферы. Как итог: изменяется температура кипения и вязкость гидравлической жидкости, а тормозная система становится неисправной или малоэффективной. Расскажем о сроке годности тормозной жидкости и правилах хранения, а также дадим рекомендации по увеличению эксплуатационного периода.
Причины снижения качества
В состав тормозной жидкости входят полигликоли, борнокислотные эфиры, а в Дот 5 — поли-органосилоксаны (силиконы). За исключением последних все вышеперечисленные компоненты гигроскопичны. В результате работы материал впитывает воду из воздуха. Впоследствии гидравлическая система перегревается, жидкость на гидравлических колодках нагревается до температуры испарения и образует паровую пробку. Ход педали тормоза становится нелинейным, а эффективность торможения снижается. При достижении 3,5% влаги по объёму ТЖ считается старой, а при 5% и более — непригодной для применения.
Технические качества жидкости зависят от температуры окружающей среды. Чем жарче погода, тем выше влажность воздуха, и ТЖ быстрее утратит эксплуатационные качества.
Когда производить замену?
Производитель указывает дату производства, сроки хранения и эксплуатации на таре. Химический состав напрямую влияет на длительность применения. К примеру, Дот 4 включает помимо гликолей эфиры борной кислоты, которые связывают молекулы воды в гидроксокомплексы и продлевают срок эксплуатации до 24 месяцев. Аналогичная смазка Дот 5 по причине гидрофобной силиконовой основы слабогигроскопична и может храниться до 12–14 лет. Дот 5.1 относится к гигроскопичным разновидностям, поэтому в неё вводят специальные влагоудерживающие присадки, которые повышают срок годности до 2–3 лет. Самой гигроскопичной жидкостью является Дот 3 с периодом эксплуатации в 10–12 месяцев.
Усреднённый срок годности тормозной жидкости составляет 24 месяца. Поэтому производить её замену следует при первых признаках снижения эффективности тормозной системы или после каждых 60 тыс. км пробега.
Как проверить состояние?
Определить качество гидравлической смазки возможно при помощи специального тестера. Прибор представляет собой портативный маркер с чувствительным индикатором. Тестер опускают в бачок индикаторной головкой, а результат выводится в виде светодиодного сигнала, который указывает на содержание влаги. Для сохранения рабочего температурного режима ТЖ (150–180 °C) доля воды не должна превышать 3,5% от общего объёма.
Как долго хранится тормозная жидкость в упаковке?
В закрытой таре материал не контактирует с воздухом и сохраняет технические свойства. Тем не менее, с течением времени некоторые соединения деградируют естественным образом. Как результат: температура кипения и вязкость продукта изменяются. Согласно международных нормам срок годности специальных жидкостей в закрытой упаковке, в том числе тормозных ограничивается 24–30 месяцами.
Рекомендации по применению и хранению
Простые советы, которые помогут продлить срок годности ТЖ:
- Храните материал в надёжно закрытой таре.
- Влажность воздуха помещения не должна превышать 75%.
- Плотно закрывайте крышку бачка и следите за чистотой воздуховодных отверстий.
- Меняйте жидкость через каждые 60000 км пробега.
- Следите за герметичностью каналов тормозной системы.
Теперь Вы знаете, сколько хранится тормозная жидкость и какие факторы влияют на её качество.