Виды фильтров и их применение
Какие бывают виды фильтров? Если не вдаваться в нюансы, то можно выделить автомобильные фильтры, аналоги для фильтрации питьевой и технической воды, фильтры для кондиционеров и огромные производственные фильтры – но это уже совсем другая тема. В данном материале мы поговорим о видах именно автомобильных фильтров: топливных, масляных, воздушных, салонных и других.
Виды воздушных фильтров для автомобилей
Основная и единственная задача воздушных фильтров – комплексная очистка воздуха, который поступает в двигатель извне. Чем качественнее сам фильтр, тем лучше он очищает воздух от абразивных частиц, пыли, грязи, других вредных примесей. Тем выше срок службы двигателя.
Воздушный фильтр способствует уменьшению шума и более равномерному распределению воздушного потока. К тому же, фильтр надежно защищает двигатель от попадания воды.
Воздушные фильтры для автомобилей делятся на несколько видов, исходя из:
- формы (бывают как плоские и квадратные, так и круглые);
- способа фильтрации (циклонные, прямоточные и инерционно-масляные);
- типа фильтрующего элемента;
- условий эксплуатации (обычные условия или тяжелые);
- степени фильтрации (количество ступеней фильтрации).
Периодичность замены воздушного фильтра
Когда менять воздушный фильтр? На этот вопрос вряд ли кто-то даст однозначный ответ. Фирмы-производители склонны давать лишь рекомендации. К примеру, замена фильтра на отечественной машине должна проводиться примерно через каждые 10 000 километров. Но ведь авто может эксплуатироваться в самых щадящих условиях – зимой. В это время года даже за городом нет пыли. В таком случае нет смысла менять фильтр, исходя из общих рекомендаций. Может быть и наоборот. ТС используется в тяжелых условиях, и фильтр приходит в негодность уже через 5 000 километров.
Признаки выхода из строя автомобильного фильтра:
- расход топлива стал куда выше, чем раньше;
- увеличился процент углекислого газа в выхлопах;
- мотор снизил свою мощность.
Естественно, если появились все эти признаки, то воздушный фильтр нужно было менять, как говорится, еще вчера. Не стоит дотягивать до такого. Заблаговременная смена фильтра куда дешевле, чем ремонт вышедшего из строя двигателя.
Виды и характеристики масляных фильтров для автомобиля
Масляные фильтры для автомобилей используются для очистки моторного масла от вредных примесей, которые образуются при работе двигателя. В масло попадают твердые продукты сгорания топлива, копоть, ржавчина, пыль. Без качественной фильтрации масло станет непригодным для работы и приведет к поломке узлов и агрегатов ТС.
Как выглядит масляный фильтр?
Такое устройство представляет собой неразборную конструкцию из металла с установленным фильтрующим элементом. Внутри имеются защитные клапаны. Обычно их два. Первый клапан срабатывает при повышенной вязкости масла, когда оно не может самостоятельно проходить через фильтр. Это бывает зимой при минусовой температуре Второй клапан, установленный на входе, способствует удержанию нужного количества масла непосредственно в теле фильтра и не дает ему стечь в картер. Этот клапан всегда открыт.
Масляные фильтры для автомобилей могут иметь и другую конструкцию. В основе прибора лежит сменный картридж, который устанавливается на блоке цилиндров двигателя. Оба клапана в таком случае размещены непосредственно в самом двигателе.
Виды масляных фильтров
- Фильтр для механической очистки масла. Это ёмкость для очистки моторного масла при помощи фильтра и последующего перенаправления его обратно в двигатель. Данный вид фильтров делится на подвиды: для тонкой очистки и грубой очистки.
Фильтры механические для тонкой очистки, в свою очередь, тоже делятся на подвиды: разборные варианты и цельные одноразовые конструкции. Во времена СССР были распространены разборные фильтры. Сейчас повсеместно используются исключительно.
Исходя из типа фильтрующего элемента, фильтры механической очистки бывают:
- бумажными;
- войлочными;
- проволочными;
- пластинчатыми;
- сетчатые.
- Гравитационно-масляные фильтры. По-другому из называют фильтрами-отстойниками. Этот вид фильтров используется гораздо реже, но все же встречается. Принцип работы: в колбе с резервуаром и фильтрующим элементом скапливаются абразивные частицы. По мере загрязнения масла скорость его потока снижается, что приводит к выпадению грязи в осадок. Время от времени такой резервуар требует самостоятельной (ручной) очистки. Такие фильтры, несмотря на их кажущуюся непрактичность, весьма эффективны и в прошлом широко использовались.
- Масляный фильтр центробежного типа (центрифуги) устанавливались когда-то на «Запорожцы». Этот фильтр является одним из самых старых. Принцип его работы прост: гравитационная сила заменяется на центробежную. Таким образом частицы абразива оседают не на дне, как в случае с резервуаром-отстойником, а на стенках корпуса.
- Магнитные масляные фильтры совмещены со сливной пробкой – с нижней точкой на двигателе. Установленный магнит заставляет металлическую стружку скапливаться в одном месте. При замене фильтра, стружка попросту удаляется. Такой масляный фильтр нашел широкое распространение в автоматических коробках передач.
Виды и характеристики топливных фильтров для автомобилей
Фильтровать топливо необходимо для очищения от ржавчины, грязи, мелких частиц и абразивов. Они образуются в масле из-за химических реакций, протекающих в нем при транспортировке и длительном хранении в емкостях. Фильтрация необходима для предотвращения попадания воды в виде конденсата и снега. Вода попадает в топливный бак в процессе заправки авто. Твердые частицы образуются на жиклерах и форсунках, что приводит к нарушению работы системы питания двигателя ТС. Каждый тип двигателя характеризуется использованием определенного вида топливного фильтра.
Виды и характеристики салонных фильтров для автомобилей
Салонные фильтры устанавливаются непосредственно в салоны грузовых и легковых автомобилей с целью очищения воздуха от вредных химических примесей и углекислого газа, частиц абразивов и прочей грязи. Все это «разнообразие» попадает в салон по воздуховодам и при большом скоплении начинает угрожать здоровью водителя и пассажиров.
Салонные фильтры очищают воздух не только от токсичных веществ, но и от более крупных частиц: пыли, резины и сажи. Однако, приобретая фильтр, стоит обращать внимание не на этот показатель, а на способность улавливать самые трудноуловимые примеси воздуха, так как справиться с крупными частицами может даже простой фильтр.
В выхлопных газах очень много вредных химических соединений, которые в повышенной концентрации могут привести к серьезным хроническим заболеваниях верхних дыхательных путей, почек, печени и сердца. Даже непродолжительная поездка в салоне с таким воздухом легко оборачивается пару днями сильнейшей головной боли. Что уж говорить о водителях-дальнобойщиках, которые на трассе проводят почти круглые сутки.
Чтобы обезопасить себя от последствий вдыхания нечистого воздуха с вредными примесями, пылью, смолами и резиной, отнеситесь к выбору салонного фильтра с особой тщательностью.
Фильтры для салонов делятся на два вида: на обычные противопылевые и на варианты с активированным углем – они устраняют именно углекислоту в воздухе, абсорбируют запахи и вредные химические соединения. Простые же салонные фильтры очищают воздух лишь от сажи и пыли. Фильтрующим элементом в них является бумага или синтетическое волокно – эти материалы удерживают частицы размером до 1 микрона.
Минусы салонных фильтров без активированного угля: неспособность удерживать угарный газ и токсичные соединения. А также неспособность абсорбировать неприятные запахи.
Какие требования предъявляются к автомобильным фильтрам?
Международные стандарты качества предъявляют к автомобильным фильтрам и фильтрующим элементам множество серьезных требований. Эти требования соблюдаются всеми российскими и зарубежными компаниями-производителя, реализующими лицензированную продукцию.
Современные требования, предъявляемые к фильтрам:
- возможность удалять максимум вредных примесей и абразивов;
- низкий процент сопротивляемости потоку;
- отличная работа даже в тяжелых условия;
- небольшие размеры при высокой степени нагрузки;
- возможность корректно работать при повышенном давлении и при холодном пуске;
- легкость монтажа и демонтажа;
- соответствие современным экологическим требованиям.
Как подобрать нужный автомобильный фильтр?
Выбирать фильтр нужно по каталогу, который предоставляет каждый производитель. Только так вы можете быть уверенными, что купленный фильтр будет полностью соответствовать типу и модели вашего транспортного средства. Многие автолюбители выбирают фильтрующую продукцию, исходя только лишь из внешних признаков, например, из диаметра резьбы. Это в корне неверно. Идентичная резьба может быть на различных по функционалу и характеристикам фильтрах. Отличия не во внешности, а в более значимых параметрах, например, в пропускной способности, в рабочем давлении и давлении на пределе, в принципах открытия и закрытия клапанов.
Автомобильные фильтры – какие бывают и как часто их менять
Обычно сроки замены расходников прописываются в перечне регламентных работ каждой модели. Проще всего с масляным фильтром: его меняют вместе с маслом, то есть раз в 10-15 тысяч километров.
При промывке системы смазки специальным составом обычно ставят дешевый временный фильтр, а после заливают масло и уже устанавливают качественный фильтрующий элемент.
Идем дальше. Топливный фильтр очищает горючее от возможных примесей. У машин постарше он выносной – расположен снаружи бака. Меняется достаточно просто раз в 40 тысяч километров, у дизеля – раз в 20-30. В более современных моделях этот элемент встроен в модуль подачи топлива. Как правило, рассчитан на 30 тысяч пробега. Также важно помнить, что в цилиндрах воспламеняется топливо-воздушная смесь, а значит чистым должно быть не только горючее.
"Воздушный фильтр предназначен для очистки поступающего в двигатель атмосферного воздуха от посторонних механических частиц, пыли, песка. Регламент замены воздушного фильтра от 10 до 30 тысяч километров в зависимости от рекомендаций завода-изготовителя и условий эксплуатации автомобиля", – отмечает технический специалист Андрей Бабушкин.
Любителям путешествий лучше поставить новый как раз сейчас, после летнего сезона. Фильтр наверняка забит мелким мусором и пылью грунтовок. Зимой же он загрязняется куда меньше. Если тянуть с заменой, увеличивается расход топлива, снижается мощность и динамика, повышается износ деталей мотора. Чистый воздух нужен и нам, поэтому не забудьте про салонный фильтрующий элемент.
"Выпускается в трех вариантах – обычный бумажный, угольный, гипоаллергенный антибактериальный салонный фильтр. Регламент замены – каждые 10-15 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации автомобиля", – добавляет эксперт.
Если долго не менять такой фильтр, в салоне появятся неприятные запахи и будут больше запотевать стекла. В запущенных случаях он может стать источником микробов. И помните, что лучше всего справляются с задачей очистки только качественные образцы, так что лучше не экономить. Тем более, фильтры стоят не так уж и дорого.
Зачем нужен воздушный фильтр двигателя
Чтобы сгорел литр бензина, нужно 9 тысяч литров воздуха.
Это в идеальных условиях, если исходить из стехиометрического соотношения воздуха и бензина. Важно, чтобы этот воздух был чистым и поступал в нужном объеме.
Расскажем, почему это так важно, какую роль в этом играет воздушный фильтр и как часто его менять.
Вот что вы узнаете
Где в машине воздушный фильтр
Воздушный фильтр чаще всего расположен под капотом. Его несложно найти: от корпуса фильтра до двигателя идет довольно толстый воздушный патрубок. Корпус будет либо непосредственно на двигателе, либо над коробкой передач рядом с аккумулятором, либо в колесной арке, в нише крыла. Фильтр может быть и снаружи: например, если речь идет о спецтехнике.
С улицы к фильтру воздух попадает через воздухозаборник — это конструкция из каналов и патрубков перед воздушным фильтром. Она обеспечивает подачу холодного воздуха с улицы, а не разогретого из-под капота. На некоторых автомобилях конструкция воздухозаборника довольно сложная: это позволяет защитить фильтр от крупных частиц пыли и влаги.
Есть машины, на которых нет воздухозаборника — патрубок от корпуса воздушного фильтра выведен в подкапотное пространство.
Можно ли ездить без фильтра
Без воздушного фильтра двигатель без проблем запустится и машина поедет, но любой более-менее крупный предмет моментально выведет ее из строя. Это может быть листва, полиэтиленовый пакет или скомканная протирочная бумага, которую случайно оставили под капотом. В таких случаях многое зависит от строения корпуса воздушного фильтра и воздухозаборника.
Более мелкие частицы — пыль, влага и песок — пусть и не сразу, но сильно навредят двигателю. В первую очередь пострадают стенки цилиндров.
Также, скорее всего, появятся проблемы с датчиком массового расхода воздуха, ДМРВ. В его конструкции есть специальная нить из благородных металлов, которая меняет сопротивление в зависимости от температуры. Водитель нажимает на газ, дроссельная заслонка открывается, поток воздуха охлаждает нить ДМРВ. Напряжение на датчике меняется, блок управления рассчитывает необходимое двигателю количество воздуха и корректирует подачу топлива.
Если фильтра не будет, на нити ДМРВ непременно осядет пыль и грязь, теплопроводность снизится. В такой «шубе» датчик будет хуже реагировать на изменения скорости потока воздуха, динамика разгона снизится, а расход топлива возрастет.
Как устроен воздушный фильтр
Форм-фактор зависит лишь от модели машины или двигателя: фильтр может быть цилиндрическим, панельным, корпусным или бескаркасным. Вот из чего он состоит.
Штора — фильтрующий элемент, который способен задерживать мельчайшие частицы пыли и слабо сопротивляться воздушному потоку. От качества и площади шторы зависят два важнейших параметра воздушного фильтра:
- Пропускная способность влияет на расход топлива: чем сложнее воздуху пройти через фильтр, тем меньше его в цилиндрах. Топливо сгорает не до конца, динамика падает, расход растет.
- Пылеемкость определяет ресурс фильтра — буквально количество пыли, которое может задержать фильтр, сохраняя при этом пропускную способность.
Штора может быть бумажной или синтетической. Бумажная фактически состоит из фильтровальной бумаги, пропитанной специальной смолой, которая придает фильтру желтоватый оттенок. Синтетическая штора состоит из акриловых волокон, обычно такой фильтр белый.
Фильтрующий материал плиссируют — укладывают гармошкой. Чем выше складки и чем больше их помещается в корпус фильтра, тем выше его пропускная способность и пылеемкость.
Полиуретановое уплотнение необходимо, чтобы плотно закреплять фильтр в корпусе и делать так, чтобы поток воздуха шел исключительно через штору. Если уплотнение некачественное, часть неочищенного воздуха будет попадать в двигатель.
На мощных и объемных моторах сильный поток воздуха может деформировать или порвать бумагу на фильтре, поэтому воздушные фильтры нередко дополнены ребрами жесткости или даже металлической сеткой.
Пластиковый корпус — особенность корпусных фильтров. Это конструкция, которая позволяет зафиксировать фильтр в нужном положении, не дает шторе деформироваться и направляет воздушный поток.
Принцип работы фильтра
Есть два основных принципа фильтрации: поверхностный и глубинный. Пример поверхностной фильтрации — дуршлаг или сито. Большинство автолюбителей считают, что воздушный фильтр работает так же , но это неверно. Частицы задерживаются не только на поверхности, но и в глубине фильтровального слоя.
Вот причины, по которым важно использовать глубинный принцип фильтрации:
- Воздушный фильтр должен задерживать частицы размером 12—20 мкм. 1 мкм, он же микрон, — одна миллионная часть метра. Толщина человеческого волоса — 70 мкм, человек способен разглядеть частицы размером 30—40 мкм. То есть фильтр задерживает и невидимые человеческим глазом загрязнения.
- Фильтр для поверхностной фильтрации пришлось бы делать из материала с отверстиями 5—10 мкм — это сложно и дорого. А еще такой фильтр пришлось бы чистить каждые 300—500 км.
Мелкие частицы при глубинной фильтрации задерживаются в фильтровальных слоях уже за счет межмолекулярных сил. И именно поэтому фильтр необходимо регулярно менять, а ни в коем случае не продувать, пылесосить или стирать. Механическое воздействие удалит лишь поверхностные загрязнения.
Как понять, что фильтр пора поменять
Регламент замены воздушного фильтра обычно указывают на его корпусе или в сервисной книжке. Важно учитывать, что речь идет об идеальных условиях эксплуатации: если автомобиль выезжает на дорогу только летом в сухую погоду и ездит по чистой загородной трассе. Тогда ресурс воздушного фильтра вполне может составить 30 тысяч километров или 2—3 года.
Но большинство машин эксплуатируют круглый год и не в самом благоприятном климате. С началом зимы — постоянная влажность и соль, весной — песок и дорожная пыль. Поэтому менять воздушный фильтр лучше не реже раза в год, а некоторые делают это каждое ТО. Если менять масло раз в 5—7 тысяч километров, а фильтр качественный, допустимо менять его каждое второе или третье ТО. При очередной замене масла достаточно осмотреть фильтр и убрать из корпуса крупные загрязнения. Если фильтр сильно потемнел — следует его заменить.
Когда менять фильтры в автомобиле. Виды фильтров и их особенности.
Независимо от того, очищают ли они воздух или жидкости, различные фильтры, установленные на вашем автомобиле, необходимы для правильного функционирования и жизни его механики. Их регулярная замена может предотвратить неисправности или, что еще хуже, поломки.
Как мы все знаем, курение сигарет или вдыхание большого количества пыли вредно для здоровья. А когда в легких оседают смолы организм ослабевает. То же самое происходит и с фильтрами наших автомобилей: когда они чернеют, загрязняются или забиваются примесями, циркуляция воздуха или жидкостей перестает обеспечиваться оптимальным образом, и работа двигателя может быть нарушена или даже повреждена. К счастью, когда речь идет об автомобильных фильтрах, их можно заменить, часто по очень низкой цене.
В каждом автомобиле, будь то бензиновый или дизельный, есть четыре основных фильтра: воздушный фильтр, масляный фильтр, топливный фильтр и салонный фильтр. И все их необходимо менять. Каждый из этих фильтров вы можете заменить в нашем в автосервисе «Оникс», который располагается по адресу г. Иваново, ул. Кудряшова 98А.