Почему удар молнии не опасен для самолета, в котором вы летите
Сотрудник аэропорта в столице Исландии недавно сумел запечатлеть на фото драматическую картину: как большая молния попадает в пассажирский самолет. Как авиалайнерам удается уцелеть после таких ударов?
Даже находясь в офисе, Халлдор Гудмундссон почувствовал силу вспышки молнии, осветившей всё вокруг. Он подошел к окну, вынул смартфон, открыл фотоприложение и нажал на кнопку "Запись" в надежде на то, что сумеет запечатлеть еще одну молнию.
Этот момент не заставил себя ждать. Однако за секунду перед этим в видоискатель смартфона попал самолет, только что вылетевший из исландского международного аэропорта Кефлавик.
И тут же Гудмундссон стал свидетелем необычного и пугающего зрелища — в авиалайнер ударила молния!
Однако ничего страшного не произошло — самолет как ни в чем не бывало продолжил свой полет сквозь сильный дождь.
"Смотреть на это было и страшно, и здорово", — вспоминает Гудмундссон, из видеозаписи которого и получилась эта потрясающая фотография.
Автор фото, Halldor Gudmundsson
Случилось это 3 октября. Рейс авиакомпании Wow Air из столицы Исландии Рейкьявика в Париж завершился вполне благополучно, и представительница компании заверила корреспондента Би-би-си, что никаких повреждений лайнер не получил.
По ее словам, нет ничего необычного в том, что в самолет попала молния. Но как авиалайнеру удается остаться целым и невредимым после такого внезапного электрошока, энергия которого исчисляется примерно в 1 млрд джоулей — эквивалент взрыва четверти тонны тротила?
Дело в том, что оболочка, предохраняющая кабину и салон пассажирского самолета, устроена так, что проводит электричество, но не пропускает разряд к экипажу, пассажирам и электронике лайнера, объясняет Крис Хаммонд, член британского профсоюза пилотов гражданской авиации (Balpa), ныне вышедший на пенсию.
"В оболочке самолета — металлическая экранирующая сетка, — рассказывает он. — Что-то вроде электропроводной марли, которой укрыт весь лайнер".
Молнии часто попадают в самолеты. Это опасно?
Начался сезон отпусков и, одновременно, сезон, когда грозы становятся регулярным явлением. Новости о том, что молнии попадают в самолеты по всему миру приходят каждую неделю. «Медуза» решила воспользоваться этим поводом, чтобы рассказать, насколько молнии опасны для современных самолетов.
Молнии часто попадают в самолеты?
Часто. В среднем на каждый коммерческий самолет приходится по одному удару молнии в год. Пилоты сталкиваются с молнией один раз за три тысячи часов налета — то есть, лишь раз в несколько лет работы в коммерческой авиации. Пассажиры обычно проводят в небе меньше времени, чем пилоты, значит их шанс попасть в такую ситуацию еще ниже.
Когда чаще всего происходит удар молнии?
Во время взлета или посадки. Большинство случаев приходится на период, когда самолет набирает высоту или снижается — 96% ударов молнии происходит внутри грозового облака.
Удары молний случаются и тогда, когда самолет не находится в центре грозы, а пролетает мимо нее. Молния может ударить и «среди ясного неба» — например, когда самолет пролетает рядом с перистыми облаками , которые остались от прошедшего грозового фронта.
Пилоты пытаются увернуться от молний?
Да. Попадания молний в самолеты случались бы намного чаще, но пилоты обычно обходят грозовые облака, которые можно увидеть на специальном погодном радаре — его обязан иметь любой коммерческий авиалайнер и частный самолет вместимостью более девяти человек.
Обходя грозы, пилоты беспокоятся главным образом не о молниях, а о серьезной или экстремальной турбулентности, которая может привести к потере контроля над самолетом и даже его разрушению в воздухе. По правилам, пилоты должны прокладывать курс самолета не ближе, чем в 20 морских милях (37 километров) от центра грозы, который отображается на их радарах красным цветом; иногда самолетам приходится отклоняться от маршрута на десятки километров. Для того, чтобы не попасть в сильную турбулентность этого, как правило, достаточно.
Насколько молнии опасны для пассажиров и самолета?
Почти не опасны. Пассажиры надежно защищены, так как самолет — это почти идеальная клетка Фарадея , сделанная из хорошо проводящего электричество алюминия. Поражение током из-за молнии на борту самолета происходит крайне редко. Например, в 2001 году второй пилот лайнера British Airways получил удар током и ожог от молнии; сидевший рядом командир не пострадал и самостоятельно посадил самолет. Пострадавший летчик вскоре вернулся к полетам.
Степень ущерба для самолета зависит от места, куда попала и откуда «стекла» молния, а также от ее энергии. Как правило, молния «входит» и «выходит» в районе носа самолета, передней части двигателей, кончиков крыла и горизонтального стабилизатора . Обычно, места «выхода» и «входа» выглядят как небольшие (около или чуть более сантиметра в диаметре) несквозные оплавленные дыры (хотя бывают и более серьезные случаи).
После удара молнии пилоты проверяют все системы на работоспособность; если обнаружены неполадки — они сажают самолет в ближайшем аэропорту. Даже если системы работают нормально, самолет, в который попала молния, должен быть тщательно осмотрен техниками после посадки; вызванные этим задержки приносят миллионные убытки авиакомпаниям.
Современные самолеты делают не только из алюминия. Они защищены хуже?
Нет. С началом применения композитных материалов были проведены исследования попадания молний, в ходе которых испытательные самолеты специально залетали в грозы. Для защиты от молний на внешнюю обшивку самолета и несущие конструкции наносят электропроводящее покрытие. Благодаря этому современные самолеты остаются почти идеальной клеткой Фарадея.
Молнии часто приводят к авиакатастрофам?
Очень редко. С 2000 года зафиксировано более трех тысяч происшествий с самолетами всех типов, только восемь из них так или иначе связаны с ударом молнии.
Катастрофы после удара молнии часто случались на заре авиации, когда самолеты не были цельнометаллическими. В 1963 году в США взорвался в воздухе новейший на тот момент лайнер Boeing 707; молния вызвала детонацию паров топлива в его баках. С этого момента конструкция всех авиалайнеров претерпела изменения: во-первых, было сделано все, чтобы молния не могла проникнуть за обшивку и вызвать детонацию; во-вторых, на самолеты стали массово ставить своеобразные громоотводы.
Можно из салона увидеть, как молния попадает в самолет?
Это зависит от мощности заряда и места его «входа». Обычно пассажиры не видят вообще ничего или замечают яркую вспышку на крыле. Но случаются и более пугающие удары, которые сопровождаются яркими вспышками и громкими хлопками. С земли попадание молнии в самолет выглядит намного страшнее.
Не иду на грозу. Опасно ли, когда в самолет бьет молния?
alt=»zahav.ru» width=»32″ height=»32″ />
Самолеты называют самым безопасным видом транспорта, однако во многих они вселяют непреодолимое чувство страха. Не способствуют борьбе с фобией и периодически появляющиеся в СМИ сообщения о том, что в какой-то лайнер ударила молния. Насколько часто это происходит и чем это опасно для самолета?
В начале июня молния повредила три самолета, находящихся на стоянке аэропорта Шереметьево. Разряд спровоцировал их обесточивание, отключение авионики и других систем. В марте из-за молнии вынужденную посадку в Нью-Йорке совершил лайнер Embraer E170 с 55 пассажирами на борту. В начале января у самолета авиакомпании «Аврора», летевшего из Харбина в Хабаровск, молния повредила законцовку правого полукрыла, а месяцем ранее разряд застал в полете Airbus A330, летевший из Москвы в Сеул.
Список инцидентов, связанных с ударом молнии в воздушное судно, в авиации не редкость. Обычно разряд не повреждает самолет, однако по завершении рейса его на некоторое время отстраняют от полетов.
«Как правило, молния бьет в кончик крыла или в нос самолета, проходит по корпусу и выходит из другой точки, например, через хвост», — объясняет пилот Патрик Смит, автор книги Cockpit Confidential».
По его словам, молния попадает в реактивный самолет примерно раз в два года. Смит говорит, что в результате ударов повреждения обычно получает лишь обшивка лайнера. Изредка из-за разряда страдают электрические системы самолетов, однако, как правило, повреждения незначительны. Вообще же все приборы на самолетах экранированы. Кроме того, некоторые отклонения могут наблюдаться в работе электроники, которой пользуются пассажиры.
«Молнии в самолет попадают очень и очень часто, но при этом ничего не происходит», — рассказал Алексей Кочемасов, командир воздушного судна авиакомпании «Победа», более известный в интернете под псевдонимом Летчик Леха.
Алексей рассказал, что иногда на корпусе выгорает пара-тройка заклепок. «Но это ни на что не влияет, — уточняет пилот. — После обнаружения подобного ставят новую заклепку и все. Времени занимает примерно минут пять».
Профессор Ману Хадда, который руководит лабораторией Моргана Ботти по изучению молний в университете Кардиффа (Великобритания), уточняет, что современные самолеты, такие как Boeing 767 или Airbus A 350, имеют конструкцию, которая работает примерно по тому же принципу, что клетка Фарадея. Их корпус сделан из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Поэтому, попадая в самолет, молния проходит по его поверхности, но не проникает внутрь.
Хадда добавляет, что разряд даже теоретически не может достигнуть топливных баков, которые расположены в крыльях. «Сила тока при ударе молнии достигает 200 тысяч ампер — пассажиры могут услышать шум или увидеть вспышку света в иллюминаторе, но они ничего не почувствуют», — заверяет Хадда.
Он уточняет, что авиапромышленность довольно консервативная отрасль и здесь постоянно проводятся различные испытания техники, в том числе, и на работу в экстремальных условиях. Так что пассажиры ничем не рискуют. Эксперты считают, что наибольший риск молния представляет для экипажа самолета и его пассажиров: вид бьющего в корпус разряда может вызвать панику, что в случае неадекватной реакции представляет угрозу безопасности полета.
По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождевых кучевых облаках, на высоте 2-5,5 километра. Пролетающие самолеты иногда сами вызывают разряды в наэлектризованных облаках. Считается, что легкомоторные самолеты менее подвержены ударам молнии из-за своих размеров.
Фото: Getty Images
Читайте также
Видео с бьющими в самолеты молнияминабирают в интернете тысячи просмотров. Но серьезные происшествия, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации можно пересчитать по пальцам. Последний произошел в январе 2014 года: на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, он попал в грозу и был поражен молнией. В результате крушения погибли четыре человека.
Самая серьезная катастрофа из-за удара молнии произошла в 1963 году. Тогда разряд привел к взрыву в воздухе лайнера Boeing 707 авиакомпании Pan American.
По итогам расследования Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постановило оснастить все гражданские самолеты специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. Их стали устанавливать на концах крыльев, а свободное пространство в баках по мере выработки горючего стали ради безопасности заполнять инертным газом, препятствующим воспламенению паров топлива.
«В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок, — вспоминает Патрик Смит, — Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: «Что это было?» — «Не знаю». — «Молния?» — «Может быть». Впоследствии механики обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа.
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.
Разряд, еще разряд! Что будет, если в самолет ударит молния
Самолеты называют самым безопасным видом транспорта, однако во многих они вселяют непреодолимое чувство страха. Не способствуют борьбе с фобией и периодически появляющиеся в СМИ сообщения о том, что в какой-то лайнер ударила молния. Насколько же часто это происходит и чем это опасно для самолета?
В начале июня молния повредила три самолета, находящихся на стоянке российского аэропорта Шереметьево. Разряд спровоцировал их обесточивание, отключение авионики и других систем. В марте из-за молнии вынужденную посадку в Нью-Йорке совершил лайнер Embraer E170 с 55 пассажирами на борту. В начале января у самолета авиакомпании “Аврора”, летевшего из Харбина в Хабаровск, молния повредила законцовку правого полукрыла, а месяцем ранее разряд застал в полете Airbus A330, летевший из Москвы в Сеул.
Список инцидентов, связанных с ударом молнии в воздушное судно, в авиации не редкость. Обычно разряд не повреждает самолет, однако по завершении рейса его на некоторое время отстраняют от полетов.
“Как правило, молния бьет в кончик крыла или в нос самолета, проходит по корпусу и выходит из другой точки, например, через хвост”, — объясняет пилот Патрик Смит, автор книги Cockpit Confidential.
По его словам, молния попадает в реактивный самолет примерно раз в два года. Смит говорит, что в результате ударов повреждения обычно получает лишь обшивка лайнера. Изредка из-за разряда страдают электрические системы самолетов, однако, как правило, повреждения незначительны. Вообще же все приборы на самолетах экранированы. Кроме того, некоторые отклонения могут наблюдаться в работе электроники, которой пользуются пассажиры.
“Молнии в самолет попадают очень и очень часто, но при этом ничего не происходит”, — рассказал “Ленте.ру” Алексей Кочемасов, командир воздушного судна авиакомпании “Победа”, более известный в интернете под псевдонимом Летчик Леха.
Алексей рассказал, что иногда на корпусе выгорает пара-тройка заклепок. “Но это ни на что не влияет, — уточняет пилот. — После обнаружения подобного ставят новую заклепку и все. Времени занимает примерно минут пять”.
Профессор Ману Хадда, который руководит лабораторией Моргана Ботти по изучению молний в университете Кардиффа (Великобритания), уточняет, что современные самолеты, такие как Boeing 767 или Airbus A 350, имеют конструкцию, которая работает примерно по тому же принципу, что клетка Фарадея. Их корпус сделан из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Поэтому, попадая в самолет, молния проходит по его поверхности, но не проникает внутрь.
Хадда добавляет, что разряд даже теоретически не может достигнуть топливных баков, которые расположены в крыльях.
“Сила тока при ударе молнии достигает 200 тысяч ампер — пассажиры могут услышать шум или увидеть вспышку света в иллюминаторе, но они ничего не почувствуют”, — заверяет Хадда.
Он уточняет, что авиапромышленность довольно консервативная отрасль и здесь постоянно проводятся различные испытания техники, в том числе, и на работу в экстремальных условиях. Так что пассажиры ничем не рискуют.
Эксперты считают, что наибольший риск молния представляет для экипажа самолета и его пассажиров: вид бьющего в корпус разряда может вызвать панику, что в случае неадекватной реакции представляет угрозу безопасности полета.
По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождевых кучевых облаках, на высоте 2-5,5 километра. Пролетающие самолеты иногда сами вызывают разряды в наэлектризованных облаках. Считается, что легкомоторные самолеты менее подвержены ударам молнии из-за своих размеров.
Видео с бьющими в самолеты молниями набирают в интернете тысячи просмотров
Серьезные происшествия, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации можно пересчитать по пальцам. Последний произошел в январе 2014 года: на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, он попал в грозу и был поражен молнией. В результате крушения погибли четыре человека.
Самая серьезная катастрофа из-за удара молнии произошла в 1963 году. Тогда разряд привел к взрыву в воздухе лайнера Boeing 707 авиакомпании Pan American.
По итогам расследования Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постановила оснастить все гражданские самолеты специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. Их стали устанавливать на концах крыльев, а свободное пространство в баках по мере выработки горючего стали ради безопасности заполнять инертным газом, препятствующим воспламенению паров топлива.
“В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок, — вспоминает Патрик Смит, — Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: “Что это было?” — “Не знаю”. — “Молния?” — “Может быть“”.
Впоследствии механики обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа.