СМИ назвали стоимость нового авианосца для ВМФ РФ
Стала известна предполагаемая стоимость строительства нового авианесущего крейсера для Военно-морского флота России. Полный цикл обойдется в 300-400 миллиардов рублей.
Об этом РИА Новости сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. Он также добавил, что в действующей государственной программе вооружения подобные средства не предусмотрены.
На вооружении ВМФ России стоит единственный в своем роде авианосец — «Адмирал Кузнецов». Сейчас он находится на ремонте. «РГ» писала в том, что в октябре 2018 года на 82-м судоремонтном заводе в Мурманске, где находился корабль, случилось ЧП. Упали два крана, в том числе один на палубу «Адмирала Кузнецова». Затонул плавучий док ПД-50. Пострадал и авианосец.
Представители Минобороны уже заявляли о том, что армии необходимы современные авианесущие корабли. Предполагается, что в новой Госпрограмме вооружения на 2018-2027 годы будут запланированы средства на возведение авианосцев. Будут также созданы и универсальные корабли-доки — отечественные аналоги «Мистраля». Их заложат в Керчи в 2020 году.
Новый российский авианосец будет стоить 500 млрд рублей
Строительство нового авианосца может обойтись России в полтриллиона рублей, сообщил член коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России, член Морской коллегии при правительстве Владимир Поспелов. ВПК РФ оценит целесообразность планов по строительству нового авианосца во время подготовки госпрограммы вооружения на 2024–2033 годы.
«Есть разные оценки. Нам представлена такая: головной авианосец — около 500 млрд руб.»,— сказал господин Поспелов «РИА Новости». Он уточнил, что водоизмещение этого авианосца должно составлять не менее 70–80 тыс. т, а при создании таких масштабных кораблей есть риск удорожания по мере строительства. «Мы можем ошибиться на 10–20%, но не в разы. Иначе уйдем в долгострой на многие годы»,— добавил Владимир Поспелов.
По его словам, российский авианосец будет дешевле, но и меньше авианосцев США с 110 тыс. т водоизмещения и возможностью принять более 100 летательных аппаратов вместе с беспилотниками.
Он рассказал, что целесообразность создания авианосцев и их стоимость в ближайшее время рассмотрит ВПК РФ при подготовке новой программы вооружения. Всего ВМФ нужно три таких корабля. Господин Поспелов сообщил, что несколько основных элементов будущего авианосца требуется доработать. Речь идет о системах взлета и посадки летательных аппаратов. Также нужно создать «перспективный палубный корабельный истребитель, способный нести необходимое количество вооружения».
История и характеристики «Адмирала Кузнецова»
В составе ВМФ России есть только один корабль подобного класса — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Его ввели в эксплуатацию в 1991 году. Его водоизмещение — 59 100 тонн. В 2019 году на борту крейсера во время ремонта в Мурманске произошел пожар. Два человека погибли, более десяти пострадали. На восстановление судна направят от 300 млн до 350 млн руб.
Сколько стоит авианосец?
Авианосец — это класс боевых кораблей, предназначенный для базирования на нем самолетов и вертолетов. Таким образом данный корабль является передвижной морской авиабазой, способной переносить не только боевые истребители, но и самолеты-носители ядерного оружия. Данный класс кораблей является одним из самых дорогих типов вооружения и имеет колоссальную нагрузку на обслуживание. Ниже приведена таблица цен на авианосцы:
Сколько стоит авианосец?
Средняя стоимость авианосца с сопровождением и вооружением: 16,2-26,2 миллиарда долларов;
Средняя стоимость разработки и строительства авианосца: 4-6 миллиардов долларов;
Ежемесячные затраты на обслуживание авианосца (без жалования персонала): 10 миллионов долларов (120 миллионов в год);
40-60 самолетов на борту: 3-5 миллиардов долларов;
Стоимость сопровождения в 6-7 эсминцев: 5,6-9,8 миллиардов долларов (1,4 миллиарда за штуку);
Стоимость сопровождения в 2-3 атомных подводных лодок Лос-Анджелес: 3,6-5,4 миллиардов долларов (1,8 миллиардов за штуку);
Разработка и строительство авианосца Джеральд Р. Форд: 13 миллиардов долларов;
Капитальный ремонт проводящийся раз в 10 лет: 2-3 миллиарда долларов.
Для понимания ценообразования также следует изучить следующие факторы:
Цена авианосца и его сопровождения
Самыми популярными типами авианосцев на вооружении США являются:
- Нимиц. 1 на вооружении и 2 в строительстве;
- Форд. 10 шт на вооружении.
Строительство каждого обойдется в 4-6 миллиардов долларов с учетом проектирования. Однако, бывают и исключения, например, последний авианосец Джеральд Р. Форд обошелся в 13 миллиардов долларов.
Дополнительно следует помнить, что ежемесячные затраты на обслуживание авианосца, без учета зарплат экипажа составляет 10 миллионов долларов или 120 миллионов долларов. Сюда включается топливо, запасные части и другие расходы. Также все двигатели и системы проходят капитальный ремонт раз в десять лет, что обходится в 10 миллиардов долларов.
Следует понимать, что помимо самого авианосца потребуется приобрести и самолеты/вертолеты для него. Например, тип авианосца Нимиц может перевозить до 60 самолетов, но при этом чаще всего на борту одного корабля базируется чуть более 40 боевых машин. В среднем стоимость такого авиапарка обойдется в 3-5 миллиардов долларов. Но в обслуживание придется добавить еще порядка 90 миллионов долларов в год только на полеты авиатехники. Это обусловлено тем, что полет истребителя F-16 обойдется в 9000 долларов/час, когда за F-22 придется отдать 49 тысяч долларов в час. Ежегодно плановых и учебных вылетов придется произвести до 3000 шт, каждый из которых займет по 40 минут, таким образом и получим общий расход на эту часть бюджета.
Конечно же огромную часть бюджета займет сопровождение, без которого данный тип кораблей не может быть отправлен в бой. Вся причина в том, что авианосец слишком дорогой и незащищенный поэтому в месте с ним всегда присутствует свита:
- 6-7 эсминцев класс «Арли-берк»: 1,4 миллиарда $;
- 2-3 атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес»: 1,8 миллиарда долларов;
Итоговая стоимость авианосца
Таким образом сопровождение кораблями и подводными лодками обойдется минимум в 5,6 и 3,6 миллиарда долларов, соответственно. Итого 9,2 миллиарда $.
Вооружение в виде самолетов и вертолетов обойдется в 3-5 миллиардов долларов.
Сам корабль заберет на себя 4-6 миллиардов.
Таким образом минимальная стоимость целого набора обойдется в 16,2 миллиарда долларов, а в полной комплектации 26,2 миллиарда. При этом мы не берем в расчет дорогостоящие модели, например, такие как Gerald R. Ford, где только один авианосец вместе с его разработкой обойдется в 13 миллиардов $.
Нельзя забывать о ежегодных затратах на обслуживание и полеты самолетов, на что уйдет около 210 миллионов долларов. И это все не считая затрат на зарплату экипажа.
Перевооружен и опасен: флагману ВМФ России наращивают огневую мощь
Российскому авианосцу «Адмирал Кузнецов» увеличивают боевые возможности. Теперь от ударов с воздуха его будут защищать уникальные зенитные комплексы «Панцирь-М», сведенные в интегрированную систему ПВО, сообщили «Известиям» источники в Минобороны РФ. Также на борту появились места для хранения и подготовки к применению новейших авиационных боеприпасов — управляемых бомб и крылатых ракет. Их смогут применять истребители Су-33 и МиГ-29 авиакрыла «Кузнецова». По словам экспертов, подобная модернизация повысит защищенность и боевые возможности флагмана ВМФ России.
Новая защита
Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» вооружат новейшими зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Панцирь-М», рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Кроме того, на корабле внедрят новую интегрированную систему управления ПВО. Она в автоматическом режиме будет распознавать цели, разделять их между зенитными комплексами и уничтожать.
«Панцири» с новой системой управления способны отражать массированные удары по кораблю всех средств нападения, начиная от самолетов и вертолетов и заканчивая противокорабельными ракетами и беспилотниками.
Также, по словам собеседников издания, на борту корабля уже построены специальные помещения, в которых будут храниться, обслуживаться и готовиться к боевому применению высокоточные авиационные средства поражения для авиакрыла «Кузнецова». Речь идет о крылатых ракет воздушного базирования, а также о корректируемых и самонаводящихся авиабомбах.
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-М» на малом ракетном корабле проекта 22800 «Одинцово» на территории военно-морской базы в Балтийске
В настоящее время противовоздушная оборона «Адмирала Кузнецова» состоит из четырех пусковых установок зенитно-ракетного комплекса «Кинжал». Он может одновременно обстреливать четыре цели на дистанции до 12 км и на высоте до 6 км. Также за ПВО корабля отвечают восемь зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик». Дальность действия их ракет — до 8 км. На ближней дистанции «Кортик» использует два шестиствольных орудия АО-18К. Кроме того, на борту размещены шесть шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М со скорострельностью 5 тыс. выстрелов в минуту.
«Панцирь-М» идет на смену более старым «Кортикам». Сейчас это наиболее совершенный корабельный зенитный комплекс ПВО. В арсенале морского «Панциря» восемь ракет и две шестиствольные 30-миллиметровые скорострельные автоматические пушки. Он способен поражать цели, выполняющие полет на высотах от одного метра до нескольких десятков километров.
Это современный комплекс, который хорошо зарекомендовал себя в ходе специальной военной операции, рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков.
Огонь по плавучей цели из 30-мм шестиствольной автоматической корабельной артиллерийской установки АО-18 (АК-630) корвета «Громкий» на учениях «Морское взаимодействие – 2021»
— С ним «Адмирал Кузнецов» будет более защищен от атак с воздуха — «Панцирь-М» может сбивать в ближней зоне любые типы целей. Лучшей системы для корабельной ПВО сегодня нет. А новые боеприпасы для авиакрыла сделают его еще более грозным кораблем. Вообще модернизация крейсера заключается в том, что с него снимают все системы и вместо них устанавливают самые современные.
Также в нынешнем году начались поставки в авиационные части линейки сверхточных дальнобойных бомб. В нее входит несколько моделей, способных поражать цели на расстоянии в десятки километров. Они различаются своей массой, дальностью применения, а также системой коррекции и наведения.
Бомбы способны с особой точностью уничтожать как наземные цели, так и движущиеся объекты, в том числе и бронированные. Преимущество планирующих боеприпасов в том, что они значительно дешевле управляемых ракет при сопоставимой точности. Кроме того, из-за отсутствия ракетного двигателя и топлива бомба может нести более массивную боевую часть.
Пуск зенитной ракеты комплекса «Кинжал» с борта корабля
— Идущая специальная военная операция ясно показывает, что планирующие бомбы и современные управляемые ракеты — это то, что надо, — рассказал «Известиям» Дмитрий Болтенков. — А самое главное, самолеты могут применять их, не входя в зону действия ПВО противника. Тем самым авианосец может решать задачи по поражению надводных и наземных целей, а дальность действия его палубной авиации увеличивается.
Ранее «Известиям» сообщали, что для «Адмирала Кузнецова», который в последние годы находится на ремонте и модернизации, начали формировать экипаж. Планируется набрать более 1 тыс. матросов, мичманов и офицеров. Помимо чисто морских должностей — мотористов, штурманов, связистов — экипаж укомплектуют специалистами по эксплуатации и обслуживанию авиационной техники и оборудования.
После завершения комплектования экипаж пройдет обучение и слаживание. А затем проведет все испытания корабля, который в 2024 году должен вернуться в боевой состав флота.
Долгая дорога в море
У «Адмирала Кузнецова» непростая история. Уже долгие годы это единственный тяжелый авианесущий крейсер в составе ВМФ России. Его спустили на воду в 1985 году, в 1991-м он вошел в состав Северного флота. Тогда на него заявило свои претензии правительство Украины, однако корабль успели перебазировать.
В 1995 году «Кузнецов» нес боевую службу в Средиземном море. В 2007–2008 годах во главе отряда кораблей совершил поход в Атлантический океан и Средиземное море.
В 2016–2017 годах в составе оперативного соединения кораблей в Средиземном море крейсер выполнял боевые задачи у берегов Сирии. Пилоты авиагруппы выполнили более 400 боевых вылетов, поразив свыше 1,2 тыс. объектов террористов. После возвращения из похода корабль отправили на ремонт и модернизацию.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии. 2017 год
В ходе ремонта произошло несколько серьезных происшествий. В октябре 2018 года затонул плавучий док ПД-50. Корабль был поврежден от падения докового крана, но остался на плаву. Его отбуксировали к причалу 35-го судоремонтного завода в Североморске, где он в дальнейшем проходил ремонт.
В декабре 2019 года на борту авианосца произошел пожар. Во время сварочных работ искра попала в трюм, где было разлито топливо. В результате погибли два человека, 14 пострадали. В конце прошлого года также сообщалось о возгорании на корабле, его ликвидировали, обошлось без пострадавших.
В феврале этого года глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил, что корабль выведен с доковой площадки и встал на место постоянного ремонта. В боевой состав флота авианосец, по словам главы ОСК, должен вернуться в следующем году.