От нищеты до промышленного гиганта Кореи. Увлекательная история основателей Hyundai и Mando
История бренда Mando тесно связана с историей корейского гиганта Hyundai, что неудивительно, ведь их основатели — родные братья Чон Ин Ён и Чон Чжу Ён.
Рожденный в тысяча девятьсот пятнадцатом году, Чон Чжу-ен был старшим из семи сыновей в бедной крестьянской семье, в оккупированной Японией стране. Все, что было у него в начале пути к славе — начальное школьное образование и 70 иен, вырученных с продажи одной из семейных коров без ведома отца. С этим стартовым капиталом 18-летний Чон Чжу Ён в четвертый раз по счету покинул родную деревню и отправился в Сеул, чтобы наконец найти приличную работу.
У него уже был опыт строителя и разнорабочего, плюс предпринимательский талант — это позволило получить должность бухгалтера в рисовой лавке, а позже стать её управляющим. Бизнес рос, но рухнул в одночасье. Тогда в воюющей на разных фронтах Японии рис стал стратегическим товаром, и в Корее ввели продуктовые карточки.
Чон Чжу Ён много лет спустя. Фото: Hyundai
Следующим бизнесом стала автомастерская — сотрудники Чон Чжу Ёна работали по 17 часов в сутки. Они чинили автомобили тем, у кого они и были — японским военным и функционерам, а также местной знати. Свое отношение к оккупантам Чон Чжу Ён демонстрировал тонко и элегантно. Зачастую новенькие детали с автомобилей японских клиентов заменялись на отполированные старые, и устанавливались богатым корейцам. В момент конфискации бизнеса для его объединения с стратегическим металлургическим производством 1943 году в нем работало 70 человек. Чон Чжу Ён уехал обратно в деревню уже состоятельным по местным меркам человеком.
В 1946 году он вернулся в автобизнес — основал Hyundai Motor Industrial. Вместе с ним у руля встал его брат, 26-летний Чон Ин Ён.
Слева — Чон Ин Ён в конце сороковых. Справа фото с женой. Фото: Halla Group
Пока старший брат пробивал себе дорогу в бизнесе, младший учился в Японии, и теперь работал переводчиком у американских военных.
В своих мемуарах Чон Чжу Ён неоднократно подчеркивал, что роль его брата (слева на фото) в получении подрядов от США была решающей. Фото: Halla Group
Прекрасное знание одновременно японского и английского языков было в аграрной Корее большой редкостью. Это умение Чон Ин Ёна вместе с предпринимательским талантом Чон Чжу Ёна позволило привлечь крупного клиента — армию США, которой требовался ремонт автомобилей в промышленных масштабах и, что еще важнее, — строительство объектов инфраструктуры. Братья основали строительную компанию и взялись за многочисленные подряды. Но тут грянула Корейская война, в ходе которой свыше 80% промышленных предприятий было разрушено. Бедная Корея осталась разделенной, но стала еще более нищей. После гражданской войны ее ждали революции и военные перевороты.
Новая промышленность новой Кореи
То, что произошло в дальнейшем, часто называют «корейское экономическое чудо», или «чудо на реке Ханган». По аналогии с «Рейнским чудом», отсылающим к быстрому восстановлению послевоенной экономики Западной Германии. В 1962 году власть в Южной Корее, которая значительно уступала Северной по экономическим и военным показателям, захватили военные. Их возглавил генерал Пак Чон Хи, и народ его поддержал. Курсом нового президента стала экспорт-ориентированная индустриализация. Южная Корея должна была упрочить отношения с Японией, США и вообще западным миром, и стать крупнейшей в мире промышленной площадкой. Мир отреагировал готовностью инвестировать гигантские средства. Паку Чон Хи были нужны сверхнадежные и очень талантливые люди, способные действительно эффективно управлять масштабными проектами, а не просто разворовывать средства.
Чон Чжу Ён и Пак Чонхи на церемонии открытия цементного завода Hyundai International. Фото: Hyundai
Опорой стали так называемые «чеболи» — существующие с конца Корейской войны семейные конгломераты, которые контролируют различные бизнесы. Специализация чеболя Hyundai была уникальной и крайне востребованной. Скромный бизнес укрупнялся на глазах и реализовывал уникальные проекты: плотину Соянг (1967), 416-километровую скоростную автомагистраль между Сеулом и Пусаном (1970), крупнейшую в мире верфь в Ульсане (1972), АЭС Кори (1978) и так далее.
Строительство судов на верфи в Ульсане в 70-х годах прошлого века. Фото: Amazon.com Верфь в Ульсане. Фото: Hyundai Heavy Industries Введенная в эксплуатацию еще в 1978 год АЭС Кори. Фото: Flickr.com
Еще в начале шестидесятых компания решила выпускать тяжелую спецтехнику, автомобили и комплектующие к ним.
Основанная в 1964 году Hyundai International Inc. позже стала Halla Group с брендом Mando Machinery. Фото: Halla Group
Разумеется, для каждого вида бизнеса в чеболе было собственное название, Так, Hyundai International Inc., которые возглавлял Чон Ин Ён, отвечали преимущественно за строительство и машиностроение.
Спецтехника и морская продукция Halla Group. Фото: Halla Group
Первый завод по производству автомобильных комплектующих был запущен еще в декабре 1964 года. Тогда на Hyundai собирали по лицензии Ford моделей Cortina, 20M и Granada.
Hyundai Ford Cortina 1968 года. Фото: Flickr.com Сборка автомобилей Ford на заводе в Корее. Фото: Hyundai
Чуть позже появился легендарный Hyundai Pony — первый разработанный самостоятельно и самый знаковый автомобиль Hyundai. Запчасти для него, равно как и для всех предыдущих и последующих моделей Hyundai, производили в Halla Group. В 1980 году Hyundai International Inc. переименовали в Halla Group, а заводы получили бренд Mando Machinery.
Чон Чжу Ён рядом с Hyundai Pony второго поколения и макетом танкера Hyundai. Фото: Hyundai
В дальнейшем Halla Group и Hyundai развивались параллельно, укрепляя основные направления деятельности — машиностроение, судостроение, строительство, став настоящими столпами корейской промышленности.
Актуальная продукция Hyundai Heavy Industries. Фото: Hyundai Heavy Industries
Промышленный Ульсан стали за глаза называть «городом Hyundai», а саму Корею — «республикой Hyundai». Halla Group и Mando играли во всём этом самую непосредственную роль.
Еще один интересный факт. В 1998 году Чон Чжу Ён передал Северной корее 1001 корову как символический жест в память о той самой корове, которая дала ему шанс выбраться из нищей деревни.
Передача 1001 коровы крестьянам Северной Кореи в 1998 году. Демилитаризованная зона между Северной и Южной Кореей. Фото: Hyundai
Halla сегодня
Halla Group — по-прежнему семейное предприятие. Им руководит Чон Мон Вон, сын Чон Ин Ёна. Его двоюродный брат Чон Мон Ку возглавляет Hyundai — компанию, с конвейеров которой сходит 7 миллионов легковых автомобилей в год.
Сердце группы — бренд Mando, под которым выпускаются компоненты для тормозных систем (гидравлические приводы и суппорты), рулевого управления (рейки, ГУР, ЭУР), подвески (различные типы амортизаторов), систем помощи водителю и различная автомобильная электроника.
Актуальная гамма компонентов, которые выпускает Halla Group. Фото: Halla Group
Есть собственное сталелитейное производство. Выручка Mando в 2018 году превысила 5 миллиардов долларов США.
роизводство амортизаторов на заводе Mando. Фото: Halla Group
Компоненты производятся на 25 заводах в Корее, США, Индии, Бразилии, Индонезии, Малайзии, Турции и Польше.
Фасад научно-технического центра Mando. Фото: Halla Group
Разработки ведутся в 13 собственных научно-исследовательских центрах и на семи собственных тестовых полигонах.
Производственная линия по изготовлению компонентов систем ABS на заводе Mando. Фото: Halla Group
Общее количество сотрудников превышает 12 000 человек.
Один из семи собственных тестовых полигонов Halla Group. Фото: Halla Group
Существенную роль в жизни Mando и Halla Group в целом играют социальные проекты — частный университет Halla и хоккейный клуб Anyang Halla.
Лидер в оригинальных компонентах для ведущих автопроизводителей
Halla Group — основной поставщик оригинальных компонентов для конвейеров Hyundai, Kia и многих других. Например, доля Mando на мировом рынке автомобильных амортизаторов превышает 12%. Mando поставляет детали и узлы для первичной комплектации автомобилей BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Volkswagen, Ford, Renault, Nissan, Chrysler, Fiat, Peugeot, Citroen, Suzuki, Honda, SsangYong, Geely, Haval и других марок.
Электронные компоненты Mando используют на автомобилях по всему миру. Фото: Mando
Компоненты Mando для вторичного рынка делают на тех же производственных линиях, что и оригинальные компоненты. Перечень продукции постоянно растёт, идёт непрерывный процесс внедрения новых технологий.
Mando — один из мировых лидеров в разработке систем автономного вождения. Фото: Mando
В 2019 году совместно с Hyundai и Министерством транспортной безопасности Кореи в Mando успешно протестировали технологию автономного вождения четвертого уровня.
Глава Чон Монг Ку (в центре) лично испытал на дорогах общего пользования автомобиль Genesis, оборудованный автопилотом Mando
Впрочем, предметно о различных компонентах Mando, и о том, на какие автомобили они устанавливаются на конвейере, мы поговорим в следующей публикации.
Будущее Halla
У Halla значительный опыт в производстве компонентов для конвейерной комплектации автомобилей премиальных брендов. Новая стратегия предусматривает развитие марки Mando как глобального премиального бренда сегмента афтермаркет.
Компоненты с конвейерным качеством и ресурсом будут доступны для послепродажного обслуживания различных корейских, европейских и американских автомобилей. Текущий ассортимент включает в себя более 200 000 артикулов, зарегистрированных в системе TecDoc.
Для обеспечения бесперебойной и оперативной логистики, Halla открыла крупные региональные склады в Южной Корее, Америке и Турции. В дальнейшем склады будут построены и в других странах. К 2022 году — в России.
HL MANDO — бренд, который не уходит из России
HL Mando — один из крупнейших южнокорейских производителей автокомпонентов на конвейеры и на рынок послепродажного обслуживания. У компании 28 собственных заводов по всему миру, 13 научно-исследовательских центров, которые проверяют качество продукции и разрабатывают новые технологии, и 7 тестовых полигонов по всему миру, где продукция тестируется в разных климатических условиях. Самый северный находится в Норвегии, самый Южный — в Африке. Компания поставляет запчасти не только для корейских автопроизводителей, но также для японских, европейских и американских автомобильных компаний.
Глобальная цель HL Mando на ближайшие 3 года — войти в топ-5 мировых брендов – поставщиков запчастей для послепродажного обслуживания автомобилей, наравне с Bosch, ZF Parts и Valeo.
Компания HL Mando официально появилась в России в 2020 году и, в отличие от многих ОЕМ-производителей, решила не уходить с российского рынка ни в прошлом, ни в этом году. Наоборот, компания сохранила все коммерческие условия для дистрибьюторов и продавцов, а представительство продолжило работу в штатном режиме. Также в России сохранилась полноценная гарантийная поддержка и гарантия на всю продукцию бренда в течение одного года.
HL Mando производит практически все детали для легковых и грузовых автомобилей. Однако в России безоговорочными лидерами продаж являются амортизаторы подвески. На втором месте — фильтры для ТО. На третьем — детали тормозной системы. Большим спросом у российских автовладельцев пользуются запчасти системы рулевого управления. Серьёзный коммерческий потенциал есть у направления электрики.
В 2023 году компания HL Mando значительно расширила ассортимент запчастей для грузовых автомобилей, который серьёзнее всего пострадал от санкций. Кроме того компания начала выпускать две новых линейки продуктов под своим брендом. Во-первых, моторные масла, которые производятся на тех же заводах, что и оригинальные масла Hyundai и Kia. Во-вторых, аккумуляторные батареи, которые производятся на знаменитом корейском заводе Solite (бренд принадлежит Hyundai).
Отдельно нужно отметить, что HL Mando планирует расширение ассортимента запчастей для китайских автомобилей. Компания является ключевым поставщиком запчастей практически на все крупные заводы в Китае, такие как Dongfeng, Geely, Chery и Great Wall, в который входят Havel, Saic и другие бренды. Руководство планирует до конца 2023 года подписать лицензионные соглашения с китайскими автопроизводителями, которые позволят поставлять запчасти не только на конвейер, но и на рынок послепродажного обслуживания. Если это случится, то со следующего HL Mando сможет поставлять запчасти для китайских автомобилей на российский рынок.
Все запчасти бренда HL Mando можно посмотреть в нашем Каталоге.
Посмотреть выступление Рашида Шаймуратова на форуме AUTO3N Aftermarket можно по ссылке.
Чем корейские автомобили отличаются от всех остальных? В них обязательно есть Mando
Илья Хлебушкин
Первое, что встречает посетителя при входе в заводоуправление Mando в городке Пхентхэк, что в нескольких сотнях километров от Сеула, — бронзовый бюст Чон Ин Ена, младшего брата основателя всей империи Hyundai Чон Чжу Ена. Покойного? Нет, Чон Ин Ен жив — и вместе с сыном Чанг Мон Ву до сих пор возглавляет чеболь (по-нашему — конгломерат) Halla Group, в который входит и производство продукции под брендом Mando. А самой фирмой Mando тоже управляет Чанг Мон Ву. Это Южная Корея, тут так принято.
Собственно, созданная в 1962 году компания по выпуску запчастей долгое время носила имя Hyundai International. А менее благозвучное для нашего уха название Mando (от английских слов «man» и «do» — «человек» и «делать») появилось в 1980 году. Начинали с производства топливных баков и педалей, а амортизаторы стали делать с 1970 года — и с тех пор это главная продукция Mando.
Производственные линии в Пхентхэке удивили меня больше, чем завод амортизаторов японской фирмы Kayaba в испанской Памплоне. Оборудование современнее, в цехах почище, клапанные группы собираются в закрытых беспылевых зонах. А на каждую основную сборочную линию хватает единственного рабочего — автоматизированы даже подача заготовок и прием готовой продукции на выходе. Для сравнения: на заводе Kayaba эти операции делаются вручную, а линию обслуживают восемь-десять человек.
Словом, доверять качеству изготовления амортизаторов Mando можно, что подтверждается их неплохой ходимостью на «корейцах». А вот к подбору характеристик амортизаторов вопросы есть. Помните, к примеру, нашумевшую историю с задними амортизаторами седанов Hyundai Solaris, допускавшими опасную раскачку и рыскание на высоких скоростях (АР №8, 2011; №3, 2012)?
Так вот, заводской испытательный трек — это полкилометра бетонки со стыками, асфальт с небольшими выбоинами, волнами и «лежачими полицейскими». Все. Да у нас в России дороги хуже! Правда, Hyundai Accent, он же Solaris, испытывали еще и на государственном полигоне KATRI (Korea Automobile Testing & Research Institute) в Кенгидо. Но максимальный скоростной режим при испытаниях там не превышал 120 км/ч: на корейских автомагистралях быстрее 110км/ч ездить запрещено.
Выходит, инженеры обеих компаний — и Mando, и Hyundai — поначалу просто не знали, как поведут себя амортизаторы на неровной дороге на большей скорости?
Правда, подбором характеристик все же больше заведуют заказчики — автопроизводители. А Mando — поставщик. Если Tenneco Automotive (амортизаторы Monroe), ZF (Boge и Sachs) и Kayaba (KYB) контролируют более 80% мирового рынка амортизаторов, то доля Mando в мировом «пироге» — около 10%. На семи заводах в Корее, Китае, Турции, Польше, США, Индии и Бразилии делают примерно 50 млн амортизаторов в год: 80% идет на конвейерные поставки и 20%, под «дистанцированной» маркой Mando+, — на вторичный рынок. В клиентах помимо всех корейских марок — Renault, Nissan, Opel, «китайцы» Geely, Great Wall, Chana. И наш ГАЗ — амортизаторы Mando ставят на Газель Next. Кстати, в Нижний Новгород амортизаторы приходят исключительно из Кореи, а на питерский завод Hyundai/Kia — еще и из Китая.
На российском рынке запчастей дела у марки Mando+ не ахти. Если фаворит Kayaba «держит» почти 40% рынка, у ближайших конкурентов Boge и Sachs — около 20%, по 10% имеют Monroe, Bilstein и Tokiсo, то на Mando+ приходится 5-6%. Почему? Хотя бы потому, что крайне узок ассортимент. Во-первых, амортизаторы для «вторички» делают только для корейских машин — тех, что имели амортизаторы Mando изначально. А во-вторых, если те же амортизаторы KYB на одну модель автомобиля можно выбрать из трех-четырех разных серий (например, «обычные» или «спортивные»), то у Mando+ — никаких тюнинговых «деликатесов». У корейских инженеров просто нет опыта их разработки.
Зато, выбирая амортизаторы вместо изношенных для Hyundai, Kia или корейского автомобиля Chevrolet, можно не ломать голову. Ведь и для конвейера, и «в запчасти» амортизаторы Mando делают на одних линиях из одних и тех же деталей и с единым контролем качества. Те «фирменные» амортизаторы, что стоят на автомобиле с конвейера, и те, которые под именем Mando+ продаются в магазине, отличаются лишь маркировкой и разницей в цене на 20-30%. Это важно. Ведь если покупка «запчастевых» амортизаторов — лотерея (как поедет с ними машина, неизвестно), то характеристики ОЕМ-амортизаторов подобраны под конкретную модель, и есть гарантия, что характер управляемости и плавности хода сохранится.
Mando кто производитель страна
Корейская корпорация MANDO — лидер по производству запасных частей и комплектующих для легковых автомобилей с 1962 г. MANDO десятки лет производит для мировых автогигантов передовые системы безопасности, такие как ABS, ESP, ECS и EPS, климатические комплектующие, элементы тормозной системы, рулевого управления. Но всё же основное направление, которое принесло известность корейскому бренду, — это производство автомобильных амортизаторов.
На 25 заводах в Корее, США, Индии, Бразилии, Индонезии, Малайзии, Турции и Польше ежегодно производится более 100 млн штук деталей. Продукция MANDO поставляется для Hyundai и KIA, на заводы BMW, Audi, Daimler, LRJ, VW, Renault, Peugeot, Citroen, Opel, Volvo, Nissan, Suzuki, Honda, VW, Fiat, Chrysler, GM, Ford, Tesla, Geely, Great Wall, FAW, Chery и т.д. Подобную известность корпорация MANDO заслужила благодаря соблюдению всех технических норм. Обязательное тестирование на каждой стадии проектировки и производства сократило количество брака до минимума.
Качество продукции MANDO подтверждено международными сертификатами качества: ISO9001(корейская Ассоциации Управления и немецкий TUV), QS9000 (TUV USA), TS19949, КАРЕС от корейского калибровочного сервиса, сертификат Ростеста и другие. В октябре 2021 года MANDO стала несомненным фаворитом в номинации “Прорыв года” на IX церемонии награждения Международной премией «Мировые автомобильные компоненты» (МАК).