Коробка передач робот чем отличается от автоматической
Перейти к содержимому

Коробка передач робот чем отличается от автоматической

  • автор:

Чем отличается робот от автомата?

Захватят ли роботы наш мир — вопрос спорный. А что насчёт мира авто? Поговорим про роботизированную коробку передач, которую в простонародье так и называют — робот.

Двухдисковая РКПП представляет собой две параллельные механические коробки передач с двумя сцеплениями в каждой, одна для чётных передач, другая — для нечётных. Когда автомобиль едет на 1-й передаче, на нечётной коробке включены 1-я передача и сцепление, на чётной — только 2-я передача и сцепление разомкнуто. Хорошая схема, но отсюда идут и пинки при переключении.

Плюсов и минусов у этой коробки достаточно, обо всех кратко поговорим позже. Основные достоинства двухдисковых роботов — сохранение мощности, моментальное переключение передач и экономия топлива. Недостатки — задержка при разгоне, не лучшее поведение на низких скоростях (порой проскальзывает сцепление).

Конкурирует ли робот с классическим автоматом (АКПП)? Современные модели — безусловно. Но различий между ними много, давайте разберём:

️ АКПП не имеет ничего общего с МКПП, а РКПП отличается от механики только наличием электромеханического и электрогидравлического блока управления, поэтому их устройство и принцип работы аналогичны.

️ РКПП можно полностью переключить на ручное управление, а во многих АКПП такая функция отсутствует.

️ Одна из особенностей работы робота — нестабильная трансмиссия. Даже в одинаковых моделях авто КПП работает по-разному. Под такую коробку водителю нужно подстраиваться, и даже при умелой езде во время переключения скоростей ощущаются точки и рывки.

️ Роботизированные коробки экономичны: стоит отметить стоимость ремонта и скромное потребление топлива. А вот на замене масла и сцепления сэкономить не получится.

️ В плане надёжности ни одна из коробок не сравнится с привычной механикой. Но АКПП ведёт себя более предсказуемо и редко преподносит «сюрпризы» на дороге по сравнению с РКПП.

А чем вы могли бы дополнить этот список, опираясь на личный опыт вождения? И какой коробке передач отдали бы предпочтение при выборе автомобиля сейчас?

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Обычно при выборе автомобиля для покупки будущий владелец обращает своё внимание на тип и мощность двигателя, привод, дизайн кузова и интерьера, конечно же, а также на тип коробки переключения передач. И здесь многие допускают распространённую ошибку, думая, что все КПП делятся всего на два вида — «механику» и «автомат», хотя на самом деле это не совсем так. Сегодня мы детально рассмотрим все современные виды коробок передач, изучим их механику работы, а также обозначим плюсы и минусы каждого решения. Это полезно как для общего развития, так и при потенциальном выборе оптимального варианта.

⚠️ Важно: про принцип работы механической коробки передач мы сегодня говорить не будем, так как сама по себе МКПП давно изжила себя и постепенно проигрывает рынок более современным решениям.

Содержание

Как работает роботизированная коробка передач

Начать стоит, пожалуй, с роботизированной коробки переключения передач — РКПП или в народе «робот». Данный вид КПП можно условно разделить на модели с одним и двумя сцеплениями. Собственно, робот с одним сцеплением это самая обычная «механика», только вместо водителя за выжим сцепления и переключение передачи отвечает гидравлический или электрический привод, а нужную передачу выбирает система управления. Такая конструкция получается недорогой и неприхотливой, но не очень комфортной в эксплуатации — электроника не всегда обеспечивает плавность и корректно выбирает момент переключения.

Решением этих двух проблем стало появление РКПП с двумя сцеплениями — так называемых преселективных роботов. Конструктивно в такой трансмиссии объединены две механические коробки, одна с чётными ступенями, а вторая с нечётными. На практике, пока автомобиль едёт на чётной передаче, на второй трансмиссии уже включена следующая нечётная передача, а для плавного и быстрого переключения системе остаётся лишь выжать сцепление. Самым распространенной РКПП с двумя сцеплениями является DSG от компании Volkswagen.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает роботизированная коробка передач. 1

  • РКПП дешевле «автомата»;
  • относительно простая в ремонте и обслуживании коробка;
  • обеспечивает более динамичный разгон и набор скорости;
  • экономичнее расходует топливо;
  • плавность переключения передач (в моделях с двойным сцеплением).
  • боится плохих дорог — эксплуатировать РКПП лучше на ровных асфальтовых покрытиях;
  • пробуксовка приводит к быстрому износу компонентов.

Как работает автоматическая коробка передач

Данная коробка работает совсем не так, как «механика» или «робот» — здесь вместо привычного сцепления установлен гидротрансформатор, который обеспечивает плавную передачу крутящего момента… Кроме того, базовым элементом АКПП выступает редуктор — именно в нём спрятаны 4, 5, 6, а иногда 8 и более ступеней. Соответственно, по мере разгона автомобиля система управления передаёт сигналы гидравлике, и «автомат» повышает или понижает передачу без какого-либо участия со стороны водителя.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает автоматическая коробка передач. 1

На обычном «автомате» инженеры решили не останавливаться — уже много лет на рынке есть КПП с функцией «типтроник», которая позволяет при езде на АКПП переключать скорости в ручном режиме.

  • «автомат» предельно прост в использовании;
  • плавное переключение передач без рывков;
  • современные АКПП умеют подстраиваться под манеру вождения своего владельца;
  • если ездить без резких рывков и торможений, то убить «автомат» почти невозможно.
  • АКПП заметно повышает стоимость самого автомобиля;
  • «автомат» дороже в обслуживании;
  • необходимо каждые 30-50 тысяч километров полностью менять трансмиссионную жидкость.

Как работает вариатор

Конструкция вариатора на самом деле достаточно сложная и дорогая в производстве, но кратко описать механизм работы всё же можно — внутри корпуса расположено два вала (входной и выходной (или ведущий и ведомый)), на которых установлены диски конусообразной формы. Они формируют шкив с изменяемым диаметром, где ремень (или цепь) выступает в роли передачи. Собственно, смещая диски друг относительно друга можно менять передаточное число — никакого ступенчатого переключения в данном случае нет. Соответственно, никаких рывков при переключении «передач» у вариатора нет, так как и сами передачи, фактически, тоже отсутствуют. Хотя, конечно, подобная система стоит немало и требует постоянного контроля за трансмиссионной жидкостью.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает вариатор. 1

  • нет переключения скоростей в привычном понимании — езда максимально плавная;
  • автомобиль с вариатором на наклонных поверхностях не скатывается.
  • ресурс ремня (цепи) — примерно 100 тысяч километров;
  • нужно постоянно следить за трансмиссионной жидкостью;
  • стоит довольно дорого;
  • вариатор быстро перегревается при езде по бездорожью.

На любой вкус и цвет

Нельзя сказать, что та или иная КПП хуже или лучше — просто это разные механизмы с определёнными преимуществами и недостатками, которые лучше подходят для конкретных задач. Например, если человек понимает, что он проезжает за год внушительные расстояния и не планирует менять автомобиль через год-два, то можно смело брать «робота» — его дешевле обслуживать и ремонтировать. Если проезжаете до 5 тысяч километров в год и не выезжаете за городскую черту, то можно брать «автомат» — он плавнее, местами комфортнее, но, безусловно, дорогой в обслуживании и ремонте. Вариатор, конечно, тоже отлично справляется с поставленной задачей, но нужно понимать, что за плавность переключения скоростей придётся заплатить высокой ценой, плюс брать что-то крупнее кроссовера с вариатором точно не стоит (если это не Subaru).

Коробка робот и автомат: в чем разница, какая лучше, плюсы, минусы, особенности

Не все автовладельцы понимают, в чем разница между коробкой автомат и роботом, ведь в обоих вариантах переключение скоростей происходит без включения в процесс водителя. Но какая же все-таки трансмиссия лучше?

Автоматическая трансмиссия разделяется на три типа:

  • автомат;
  • робот;
  • вариатор.

Подробнее в материале приведено сравнение АКПП и РКПП.

Чем отличаются автомат и робот визуально

Автомобильные мастера и водители смогут определить тип КП по виду рычага селектора. Отличается автомат от робота тем, что человек за рулем может совершить парковку в упрощенном режиме.

Коробка робот и автомат: в чем разница, какая лучше, плюсы, минусы, особенности

Рычаг АКПП

На рычаге присутствуют буквенные значения:

  • P – парковка;
  • R – задняя скорость; ;
  • D – движение вперед.

В РКПП рычаг селектора выглядит иначе.

Коробка робот и автомат: в чем разница, какая лучше, плюсы, минусы, особенности

Рычаг РКПП

Буквенные обозначения расшифровываются так:

  • R – задняя скорость;
  • N – нейтральная скорость;
  • D – движение вперед;
  • M – ручное управление.

Отличается робот от автомата еще и тем, что на рычаге селектора могут присутствовать режимы «Зима»/«Спорт» – буквенное обозначение «S».

Коробка автомат

Автомобили оснащаются 4-6-10-ступенчатными АКПП. Ресурс автомата равен 120-250 тыс. км. Особенность коробки передач автомат – способность передавать большой крутящий момент от двигателя с высоким давлением на колеса. Это обеспечивает то, что авто с легкостью пройдет бездорожье.

Коробка АКПП Коробка АКПП Устройство АКПП Устройство АКПП

Предлагаем вам к просмотру видео-обзор о том, как работает автоматическая коробка передач.

Конструкция АКПП

Автоматическая трансмиссии состоит из следующих узлов:

    . Регулирует давление и направляет жидкость для охлаждения, масло к поршням, управляет включением/отключением гидротрансформатора.
  1. Гидротрансформатор. Обеспечивает функцию сцепления с дорогой, плавно переключает скорости.
  2. Планетарная коробка передач. Подает крутящий момент, осуществляет переключение скоростей. КПП состоит из тормозной ленты, заднего/переднего фрикциона.

Более подробно конструкция АКПП изображена на рисунке.

Коробка робот и автомат: в чем разница, какая лучше, плюсы, минусы, особенности

Устройство АКПП

Преимущества и недостатки

Автоматическая коробка передач в эксплуатации удобна, но перед тем, как приобрести авто именно с ней, стоит более подробно остановится на ее плюсах и минусах.

Но чем больше ступеней, тем АКПП миниатюрнее. Это сказывается на сроке эксплуатации агрегата и его технических характеристиках.

Роботизированная коробка передач

Это механическая трансмиссия, но управление ею происходит в авто режиме при помощи электроники. РКПП бывают с одним и двумя сцеплениями. Робот в первом варианте реагирует медленно в случаях, когда водитель вовремя не успевает немного отпустить педаль газа при переключении скоростей. Машина с РКПП с 2-мя сцеплениями управляется легче.

Предлагаем ознакомиться с видео-роликом: особенности функционирования роботизированной КП.

Устройство РКПП

По методу воздействия на двигатель различают одно- и двухдисковые коробки. В первом варианте первичный вал соединен со сцеплением, а вторичный вал передает крутящий момент на колеса. Взаимодействие происходит при помощи шестерен.

Двухдисковая коробка состоит из двух первичных валов, один из которых отвечает за четные передачи, другой – за нечетные скорости и заднюю передачу. Синхронизация срабатывает попеременно.

Конструкция РКПП состоит из:

  • двух механических валов;
  • актуатора или сервопривода;
  • блока управления.

Более подробно устройство роботизированной коробки передач изображено на рисунке.

Коробка робот и автомат: в чем разница, какая лучше, плюсы, минусы, особенности

Устройство роботизированной коробки передач

Преимущества и недостатки робота

В отличие от автоматической КПП роботизированная коробка быстрее переключает скорости в процессе езды.

При пробуксовках, частых аварийных ситуациях, чрезмерных нагрузках ресурс робота снижается.

Сравнение АКПП и РКПП

Трансмиссии обоих типов обеспечивают комфортное передвижение. Автолюбителям, предпочитающим плавное вождение, больше подойдет коробка автомат. Однако стоимость агрегата и сервисное обслуживание РКПП ниже.

Простыми словами, отличие автомата от робота заключается в его возможности преодолевать пробки, наносы, бездорожье без ощутимого снижения ресурса. РКПП подойдет только при езде в черте города с качественным асфальтированным покрытием.

Автомобили с роботизированной коробкой передач оснащены режимом ручного управления. В машинах с АКПП без типтроника такая возможность отсутствует.

Сравнение трансмиссий для удобства приведено ниже.

Тип отличий Автомат Робот
Конструктивность Гидроблок, гидротрансформатор, планетарная коробка передач Механическая коробка с электронным блоком управления
Функциональность Без типтроника ручное управление отсутствует Входит режим ручного переключения скоростей
Экономичность Высокий расход топлива и ГСМ Умеренный расход масла, топлива
Цена Дорогое техобслуживание и стоимость агрегата Дешевое ТО и цена коробки, запчастей

Роботизированные коробки передач лучше АКПП не столько долговечностью, сколько ресурсом. Его можно продлевать при своевременном прохождении ТО и замене изношенных комплектующих деталей. Отличие же автомата от робота состоит в плавной комфортной езде без пробуксовок.

Отзывы и советы опытных водителей

«Автостат» опубликовал статистику продаж – более 58,7% автомобилей с АКПП, включая РКПП, было реализовано из общего числа выставленных.

Бывалые автолюбители новичкам рекомендуют выбирать машину с тем типом коробки передач, которая лучше подходит под условия использования, с учетом вида и качества дорог. Автомат облегчает передвижение в режиме «старт-стоп» на городских улицах до предела.

Опытные водители советуют выполнять шесть несложных правил с АКПП, включая роботов:

  1. Чаще менять трансмиссионное масло – каждые 60 000 км. Но при активном использовании ТС следует обновлять его каждые 20 000 – 40 000 км.
  2. Стараться ездить плавно – электроника сама подстраивается под стиль вождения водителя, но резкие рывки путают систему. В результате ресурс агрегата снижается.
  3. При остановке выжимать тормоз до конца – при слабом нажатии происходит размыкание сцепления. Селектор коробки переключать плавно, чтобы электроника адаптировалась под дорогу.
  4. В пробке включать ручной режим – иначе на двигатель, коробку автомат воздействует чрезмерная нагрузка. С 2014 года автомобили оснащены роботами, которые в пробках передвигаются на второй передаче.
  5. Избегать буксировки, пробуксовок – комплектующие запчасти машины быстрее изнашиваются, если водитель застрял в снегу/яме и чтобы выбраться, он начинает буксовать. Не следует «тянуть» прицеп или дополнительное транспортное средство.
  6. Чаще мыть радиатор – несколько раз в год загонять автомобиль для профессиональной очистки агрегата.

Для сравнения АКПП и РКПП автовладельцы оставили на сайте свои комментарии. Вы можете к ним присоединиться в беседе:

Андрей, автолюбитель с 15-летним опытом вождения: «Ездил на всех видах КПП. Для города подойдет лучше автомат, чем робот – не нужно постоянно вдавливать сцепление, авто едет само. В обслуживание дороговатые агрегаты, но комфорт стоит того».

Евгений, 20 лет водительского стажа: «Для себя сразу выделил АКПП по причине частого выезда на рыбалку, охоту. Бездорожье с легкостью прохожу, ремонт проводил несколько раз. Причем только по забывчивости менять масло».

Роман, 3 года водит автомобиль: «Я никуда за город не выбираюсь, поэтому купил машину с роботизированной коробкой передач. Бывают толчки при стоянии в пробках, но переключаюсь на ручное управление, и вспоминается механика».

Мнения автолюбителей неоднозначны. Одни предпочитают коробку автомат роботу по причине его большей надежности. Другие видят в РКПП удачную разработку. Многие выбирают вариаторные трансмиссии. Однако очевидно одно – автоматизированные коробки постепенно вытесняют механику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *