«Жигули» – прощание с классикой
«Жигули» 1960-1980-х годов официально называют «классикой», и это, пожалуй, единственный случай в автомобильной промышленности, когда общепринятое значение слова стало ограниченным и не требует уточнения, о каких машинах идет речь.
По сравнению с большинством автопроизводств Волжский автомобильный завод (ВАЗ) относительно молодое предприятие. Его возведение началось в 1967 году и шло невероятными, даже по советским меркам, темпами. Поскольку уже ранее было вынесено решение о сотрудничестве Fiat (первая модель «Жигулей» делалась на основе Fiat-124), строительство шло по техническому проекту итальянцев, а также с ними был заключен контракт на поставку основного технологического оборудования и дальнейшее обучение специалистов. «Жигули» задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы сократить невероятные очереди из советских граждан, желающих иметь собственный транспорт.
Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» были произведены 19 апреля 1970 года. Массовое производство «Копеек» началось в августе, а к концу года было выпущено 21 530 «Единичек». У первых моделей мощность четырехцилиндрового двигателя объемом 1198 см³ составляла 60 л.с., максимальная скорость – 140 км/ч. Объективно, ВАЗ-2101 превосходил остальные советские серийные автомобили рубежа шестидесятых – семидесятых годов по техническому уровню и качеству, особенно по отделке салона, но по долговечности и ремонтопригодности — уступал им. ВАЗ-2101 производился до 1982 года.
В 1972 году вышла вторая модель волжского автозавода – ВАЗ-2102 – пятидверный универсал, выпускавшийся до 1985 года. Популярность и слава «лучшего друга дачников» со временем перешла на приемника ВАЗ-2102 в лице четвертой модели ВАЗ.
В том же году началось производство «Трешки» – ВАЗ-2103 (Lada 1500 в экспортном варианте). Ее базовый 72-сильный двигатель позволял достичь скорости в 100 км/ч за 17 секунд, делая модель самой динамичной из массовых советских автомобилей тех лет и сравнимой по динамике с западными аналогами. За 12 лет было выпущено 1 304 899 автомобилей «третьей» модели. Стоит отметь очень интересную модификацию, которая правда не была принята – ВАЗ-2103 Porsche. Предложенный в 1976 году Porsche вариант ВАЗ-2103 без всех хромированных деталей. Долгое время ВАЗ-2103 заслуженно считалась комфортабельной, надёжной и динамичной машиной, а некоторые ценители марки считают ее самой элегантной и стильной моделью ВАЗа вообще.
Самый первый автомобиль ВАЗ-2106 был собран в декабре 1975 г., а массовый выпуск новинки начался на третьей линии конвейера с 21 февраля 1976 г. 28 декабря того же года экземпляр этой модели стал трёхмиллионным автомобилем, выпущенным Волжским автозаводом, а 3 июня 1978 г. — четырёхмиллионным. 17 мая 1979 г. один из ВАЗ-2106, отправленный в ЧССР, стал миллионным советским автомобилем, поставленным в страны СЭВ. Никто и не мог предположить такую сверхпопулярность ничем не отличающемуся автомобилю, пришедшему на смену третьей модели. Сравнительно мощный двигатель ВАЗ-2106 объемом 1,6 л и мощностью 75 л.с. позволял развивать максимальную скорость до 152 км/ч. Эта модель выпускалась до 2006 года Всего было 7 серийных модификаций и 3 нестандартные, одна из которых так называемая «Полседьмого» – единственный экземпляр, изготовленный по специальному заказу кого-то из политбюро после демонстрации опытных ВАЗ-2107 высшему руководству СССР в 1979 г.
Мелкосерийное производство ВАЗ-2105 начато в октябре 1979, полномасштабное развёрнуто в январе 1980 года и длилось до 30 декабря 2010 года. «Пятерка» стала вторым поколением «Жигулей», оснащалась карбюраторным двигателем объемом 1,29 л мощностью 63,6 л.с. и 4-ступенчатой КПП. Было выпущено около 14 модификаций, которые отличались от базовой версии различными двигателями. Среди них можно выделить спортивную LADA 2105 VFTS (LADA-VFTS) – с форсированным двигателем 1,6 л, 160 л.с. (при 7000 об/мин), 164,8 Н•м (при 5500 об/мин)) и прямозубыми 4-х и 5-ти ступенчатыми КПП и ралийную LADA 2105 VIHUR.
В марте 1982 году Волжский автозавод начал выпуск ВАЗ-2107, который стал последней моделью «классики». За основу седьмой модели был взят ВАЗ-2105, но в более люксовом и современном исполнении. Двигатель объёмом 1,6 л с системой центрального впрыска топлива сделал «Семерку» самой быстрой из «классического» семейства ВАЗ (максимальная скорость 176 км/ч). Этот автомобиль также является одним из самых продаваемых на постсоветском рынке, благодаря простоте, надежности и, конечно же, низкой цене. После полного закрытия производства LADA 2107 в России 17 апреля 2012 года, эта модель продолжает изготовляться в Египте предприятием Lada-Египет.
Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2104 ("Четвёрки») был начат на Волжском автомобильном заводе во второй половине 1984 года. За основу была взята модель ВАЗ-2105, которая отличалась минимальными затратами на производство и максимальным потребительским эффектом. От нее же достался и четырехцилиндровый, четырехтактный карбюраторный двигатель объемом 1198 см3 мощностью 58 л.с. с ременным приводом распределительного вала. На новой модели появилась задняя дверь, открывающаяся вверх и складное заднее сидение, которое позволяло увеличить объем багажного отсека с 375 до 1340 л.
Именно ВАЗ-2104 заканчивает выпуск «классической» линейки Волжского автозавода на базе Ижевского производства. Автомобиль еще можно купить у дилеров. В базовую комплектацию, стоимость которой начинается от 200 000 рублей, сейчас входят бензиновый инжекторный двигатель рабочим объемом 1600 см³ и мощностью 74,5 л.с. в комплектации с механической 5-ступенчатой коробкой передач. ВАЗ- 2104 способен развивать максимальную скорость до 145 км/ч, и разгоняться до 100 км/ч за 17 секунд. Расход 92-го бензина должен составлять 7,5 л на 100 км.
Жизнь после выпуска
В 2002 году Иван Дыховичный снял комедийный фильм «Копейка», в котором автомобиль становится машиной времени, отразившей жизнь целого поколения.
7 июня 2004 года состоялось торжественное открытие первого и единственного в мире Памятника «Копейке», всенародно любимому в России автомобилю ВАЗ-2101.
Автомобиль ВАЗ-2101 1971 года выпуска подготовленный командой СитиМоторспорт участвовал в гонке исторических автомобилей проходившей на престижной трассе Нюрбургринг 1 октября 2004 года. Соперниками «Копейки» были около 50 легендарных гоночных автомобилей прошлых лет. Сначала наша соотечественница проигрывала, в основном из-за маленькой мощности двигателя, но после начавшегося дождя большую роль стало играть искусство управления. В итоге экипаж ВАЗ-2101 финишировал на тридцатой позиции и на первом месте в классе.
Классика во времени
19 апреля 1970 года – выпущены первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 («Копейка», «Копьё»)
1972 год – начало производства ВАЗ-2102
1972 год – начало производства ВАЗ-2103
декабрь 1975 года – выпуск самого первого ВАЗ-2106 («Шаха́» или «шоха», «шестёрка», «шарик»)
октябрь 1979 7 года– первая мелкосерийная партия ВАЗ-2105 («Пятёрка» или «табуретка»)
март 1982 года – Волжский автозавод начал выпуск ВАЗ-2107 («Семёрка», «Семёра»)
вторая половина 1984 года – начало производства ВАЗ 2104 («Четвёрка»)
Всему двору на зависть: девять лет назад с конвейера сошла последняя «четверка»
История «Жигулей» началась с 15 августа 1966 года, когда был подписан контракт между главой концерна «Фиат» Джованни Аньелли и министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым о строительстве завода в Тольятти. Волжский автомобильный завод объявили комсомольской стройкой и сооружали ударными темпами.
Параллельно шли испытания «Фиат»-124. На полигон доставили три машины, но после езды они развалились — по кузову пошли трещины, отказали тормоза. Стало понятно, что для наших дорог машину надо дорабатывать.
В изначальную конструкцию было внесено более 800 изменений. После всех доработок машина потяжелела. Масса ВАЗ-2101 составила 945 килограммов.
Внешне ВАЗ и «Фиат» почти не различались. Но у советской машины в комплектацию входили насос, набор инструмента, банка краски для кузова и зеркало заднего вида на водительскую дверь. В итальянской — запаска, домкрат да баллонный ключ, чтобы снять колесо. Зато ремни безопасности спереди и сзади уже были установлены, а у нашей машины лежали в багажнике, устанавливать их водители должны были сами.
В народе первый массовый автомобиль окрестили «единичка», но уже к 80-м стали называть «копейка».
Фото: АГН Москва
ВАЗ-2101 «Копейка»
Выпускался с 1970 года. Двигатель верхневальный, усиленное сцепление, клиренс (дорожный просвет. — «МВ») 17 сантиметров. У авто было отопление, зеркало заднего вида, буксирные проушины, «клыки» на бамперах.
ВАЗ-2102 «Двойка»
Выпускался с 1972 года. Автомобиль с кузовом типа универсал с усиленной задней подвеской и раскладывающимся сиденьем. На авто установили 1,2-литровый двигатель в паре с четырехступенчатой коробкой передач.
ВАЗ-2104 «Четверка»
Машина выпускалась с 1984 года. «Четверка» отличалась задней частью кузова, складывающимся задним диваном и топливным баком увеличенного до 45 литров объема. На «четверках» также впервые в отечественном автопроме был применен задний «дворник» с омывателем.
ВАЗ-2106 «Шестерка»
Серийно выпускался с 1976 года. Представлял собой модернизированную «трешку». Среди внешних изменений — бамперы, передняя облицовка, задние фары. У «шестерки» была иная отделка дверей, появилась кнопка включения «аварийки». С 1987 года начали устанавливать пятиступенчатую коробку передач.
ВАЗ-2108 «Восьмерка»
Серийный выпуск переднеприводного авто начался в конце 1984 года. Первоначально покупателям предлагались «восьмерки» с 1,3-литровым мотором. Позднее силовой агрегат заменили 1,5-литровым в вариантах с карбюратором или системой впрыска.
ВАЗ-2109 «Девятка»
Начали выпускать в 1986 году. На переднеприводную машину устанавливался 1,3-литровый мотор, коробка передач была четырехступенчатой, а с 1989 года — пятиступенчатой. С 1990 года с конвейера начали сходить «девятки» с так называемым «длинным крылом» и иной решеткой радиатора.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
В 1968 году журнал «За рулем» объявил конкурс на название для автомобиля. Подали много предложений, среди них «Фиалка», «Мемориал», «Перворожец», «Директивец». Выбрали название «Жигули» (так назывались горы недалеко от Тольятти), которое, по свидетельствам ветеранов ВАЗа, было предложено конструктором А. М. Черным.
Новые штрафы вступят в силу в 2022 году
Российских автомобилистов ждут новые штрафы в 2022 году. Министерство юстиции совместно с рядом других ведомств готовит проект нового КоАП, в котором пропишут новые штрафы для водителей. Уже известно, что изменения не коснутся нештрафуемого порога превышения скорости в +20 км/час.
За шины, свет и другие неисправности. Штрафовать на 500 рублей будут за большее число технических нарушений. Причем В ГИБДД намерены расширить список неисправностей. Предполагается, что штрафы вступят в силу с 1 марта 2022 года.
За езду без техосмотра плата увеличится с 500– 800 рублей до 2000.
За езду без ОСАГО штрафовать начнут камеры, сумма та же — 800 руб лей.
Для пьяных водителей с детьми наказание останется прежним, за нетрезвую езду (штраф на 30 тысяч рублей и лишение прав на 2 года), но если в машине будут дети, наказание будет строже: 50 тысяч рублей и 3 года лишения прав.
За превышение средней скорости суммы штрафов останутся прежними (минимальный штраф за 20–40 км/ч: 500 рублей, максимальный за превышение на 80 км/ч и выше: 5 тысяч рублей), но оспорить их в суде будет невозможно.
За газоны, детские площадки и мойку во дворе. За мойку в неположенном месте: до 2 тысяч рублей, штраф за проезд и парковку на газоне: до 4 тысяч рублей, на детских и спортивных площадках: до 5 тысяч рублей.
История ВАЗ
В России прекращен выпуск заднеприводных Жигулей, который продолжался сорок два года. Мы вспоминаем, какой была, какой стала и какой могла стать вазовская «классика».
————————————————————————————————————-
Вот и все — 17 сентября с конвейера завода ИжАвто, входящего в состав АвтоВАЗа, сошел последний универсал ВАЗ-2104. С уходом «четверки» завершилась почти полувековая эпоха отечественного автопрома, ведь конструкции Жигулей стукнуло уже сорок шесть — оригинальный Fiat 124 дебютировал в Италии весной 1966 года. СССР тогда испытывал острую нехватку легковых автомобилей и в мае 1966 года Министерство автопромышленности и концерн FIAT подписали протокол о научно-техническом сотрудничестве, а позже — договор о строительстве завода по итальянскому проекту. ВАЗ строили всей страной, а серийный выпуск седанов ВАЗ-2101 начался в апреле 1970 года.
«Классику» не убили ни появление переднеприводных вазовских моделей, ни массовый приток иномарок, ни введение экологических норм, а все обрушившиеся на страну кризисы шли ей только на пользу — востребованность дешевых Жигулей тогда лишь росла. Последний всплеск спроса в 2010 году спровоцировала программа утилизации автостарья — тогда было продано 138 тысяч Жигулей. Но с завершением государственного проекта спрос на «классику» упал в три раза — с 17 до 6 тысяч машин в месяц в конце 2011 года. В августе того же года производство «классики» полностью передали в Ижевск, хотя машинокомплекты по-прежнему производили в Тольятти. В последние месяцы выпуск «четверок» держался на уровне всего полутора тысяч в месяц.
————————————————————————————————————-
Прародитель вазовской «классики» — седан Fiat 124 (1966—1974 гг.), обладатель престижного титула Европейский автомобиль года — 1967. Базовые версии оснащались нижневальными карбюраторными моторами 1.2 (60 л.с.) и 1.4 (70 л.с.), но на дорогие и спортивные модификации устанавливали двигатели объемом 1,6—2,0 л (80—128 л.с.) с двумя верхними распредвалами. Выпущено более 1,5 млн машин, причем кроме Италии фиатики из итальянских машинокомплектов небольшими партиями собирали в Болгарии и Марокко
————————————————————————————————————-
А это — легендарная «копейка» ВАЗ-2101 образца 1970 года. Однако советский седан не был точной копией Фиата: у вазовских машин был верхневальный двигатель 1.2 (64 л.с.), усиленный кузов, увеличенный дорожный просвет, иная подвеска, другой задний мост, задние барабанные тормоза (оригинальные дисковые на испытаниях оказались неэффективными), другие передние сиденья, а еще — «кривой стартер». В 1974 году появился модернизированный ВАЗ-21011 — с мотором 1.3 (69 л.с.), чуть освеженным дизайном и иной системой вентиляции. Семейство «единичек» выпускалось до 1988 года — всего выпущено 4,8 млн машин, это рекорд среди всех Жигулей
————————————————————————————————————-
Универсал ВАЗ-2102 производили с 1971 по 1985 год — это была лицензионная копия итальянской модели Fait 124 Familiare. От «копейки» пятидверка отличалась складным задним диваном, усиленной подвеской и укороченной главной парой. «Двушка» никогда не была массовой моделью — в год выпускалось не более 55 тысяч машин, а суммарный объем выпуска — 667 тысяч штук
————————————————————————————————————-
Контракт с Фиатом подразумевал выпуск трех моделей — наряду с базовым седаном и универсалом предполагалась люксовая модификация. Так появился ВАЗ-2103 — лицензионный Fiat 124 Speciale. Основные отличия — иное оформление кузова с обилием хрома, двигатель 1.5 (75 л.с.) и новый интерьер с тахометром на передней панели. Были и менее мощные модификации с «копеечными» моторами. Из всех Жигулей «трешка» прожила самую короткую жизнь — с 1972 по 1983 год выпущено 1,3 млн машин
————————————————————————————————————-
ВАЗ-2106 — результат модернизации «трешки», причем изначально проект носил индекс 21031 и лишь перед запуском производства в 1976 году его сменили на 2106 — дабы отрапортовать об освоении выпуска «новой модели». С кузова исчезла часть хрома, появилось множество пластиковых деталей, под капотом прописался мотор 1.6 (78 л.с.), но салон практически не изменился. К началу девяностых «шестерка» из престижной модели превратилась в дешевую рабочую лошадку. В 1998 году сборку машин организовали на заводе РосЛада в Сызрани, а в 2002 году производство перенесли из Тольятти в Ижевск, где «шестерка» выпускалась до января 2006 года. Всего выпущено 4,4 млн машин, из которых 222 тысячи — вне АвтоВАЗа
————————————————————————————————————-
Попытки серьезно модернизировать Жигули на ВАЗе начали предпринимать еще в середине семидесятых. Это — полноразмерный макет 1975 года работы заводского дизайнера Владислава Пашко. В облике чувствуется влияние преемника модели Fiat 124 — седана Fiat 131. До изготовления ходовых образцов дело не дошло
————————————————————————————————————-
Реальность оказалась куда прозаичнее. Первоначальное техзадание на модернизацию «копейки» предусматривало лишь косметические изменения, оставляя прежние панели кузова. На фото — один из предложенных вариантов середины семидесятых. Чуть позже круглые фары на опытных машинах были заменены на прямоугольные от Москвича-412, но заметной роли в освежении облика это не сыграло и в конце 1976 года техзадание было изменено — так начались работы над моделью ВАЗ-2105
————————————————————————————————————-
Параллельно над «дизайнерской» модернизацией Жигулей работала фирма Porsche. Да-да, сотрудничество с немцами началось задолго до появления Самары. В 1975 году ВАЗ и Porsche заключили соглашение под эгидой Госкомитета по науке и технике СССР, по которому с 1976 по 1978 год в Германии должны были разработать и изготовить модификацию Нивы с алюминиевыми навесными деталями, двигатель, работающий на бедных бензиновых смесях и ходовой макет модернизации автомобиля ВАЗ-2103. Но модернизация оказалась сомнительной и развивать этот вариант вазовцы не стали
————————————————————————————————————-
ВАЗ-2105 — результат глубокой модернизации «копейки». На этой модели впервые в СССР появились блок-фары с гидрокорректором, задние фонари с единой печатной платой, дюралевые бамперы, а также брусья безопасности в передних дверях, которые устанавливались на экспортные машины. Кроме того, основной двигатель ВАЗ-2105 объемом 1,3 л впервые в советском автопроме оснащался зубчатым ремнем ГРМ вместо цепи. «Пятерку» выпускали с января 1980 года по декабрь 2010 года — она оказалась самой «долгоиграющей» моделью среди всех Жигулей, хотя и не самой массовой — за 31 год выпущено менее 2,1 млн машин. При этом за все время «пятерка» почти не изменилась, разве что появились пятиступенчатая коробка передач и двигатели с впрыском топлива
————————————————————————————————————-
«Люксовый» ВАЗ-2107 разрабатывался вместе с «пятеркой», но на конвейер встал на два года позже. От базовой модели «семерка» отличалась передними сиденьями, передней панелью, решеткой радиатора, капотом, крышкой багажника и задними фонарями. На этой модели впервые в СССР появилась единая комбинация приборов под общим «стеклом», а для ВАЗа в новинку стали пластиковые бамперы, которые поначалу приходилось заказывать в Италии и Югославии — отечественная промышленность выпуск ударостойкого пластика тогда еще не освоила. Сборкой «семерок» из вазовских машинокомплектов занимались сразу несколько заводов на Украине, а также предприятие Чечен-Авто и египетский завод Suzuki. Прошлым летом сборку перенесли с АвтоВАЗа на ИжАвто, где машина прожила до апреля 2012 года. За тридцать лет выпущено более 3,1 млн машин.
————————————————————————————————————-
Универсал ВАЗ-2104 стал последним в роду Жигулей — и последним же ушел на пенсию. Изначально машины выпускали только с аскетичным «пятерочным» салоном, но в начале девяностых покупателям предложили комплектацию «люкс» — с сиденьями и передней панелью от «семерки». В Тольятти ВАЗ-2104 производили с 1984 по 2003 год, после чего сборку передали на ИжАвто, где любимец небогатых дачников прожил до наших дней, причем в 2009—2010 годах из-за банкротства ижевского завода производство было остановлено. Всего выпущено почти 1,15 млн «четверок», из которых 898 тысяч — на АвтоВАЗе
————————————————————————————————————-
Жигули «второго поколения» тоже пытались модернизировать. Сначала лишь навеской дополнительных декоративных элементов, а в 1986 году вазовский дизайнер Александр Беляков предложил более радикальный вариант рестайлинга — его обновленная «семерка» отличалась клиновидным передком с блок-фарами от Самары. Но основные силы завода уже были направлены на развитие переднеприводного семейства и о модернизации «классики» быстро забыли
————————————————————————————————————-
Звездой московского автосалона 2002 года стал прототип ВАЗ-2151, он же Lada Classic: новый кузов на старом заднеприводном шасси Жигулей, но с современной передней подвеской McPherson, реечным рулевым механизмом и впрысковым мотором 1.7. Идея оказалась экономически нежизнеспособна — при ожидаемом объеме выпуска 120—150 тысяч машин в год и цене не более $4000 затраты на модернизацию и запуск производства оказались бы «невозвратными», поэтому уже через год на вазовском стенде вместо серийной модели красовался переднеприводный седан ВАЗ-2170 — будущая Приора
————————————————————————————————————-
Впрочем, ВАЗ-2151 был не последней вариацией на тему «неоклассики». Спустя несколько лет в Тольятти создали прототип ВАЗ-2107М (он же Lada Classic-2) — седан с передком и задней частью в стиле выставочного универсала, но сам кузов остался прежним, что позволило бы заметно сократить затраты на освоение производства. Но и от этого варианта на АвтоВАЗе быстро отказались, справедливо посчитав, что древнюю «классику» уже не спасет никакая модернизация. Сейчас ВАЗ-2151 и ВАЗ-2107М выставлены в заводском музее
————————————————————————————————————-
Зарубежные родственники
Жигули были далеко не единственной лицензионной копией модели Fiat 124. Выпуск этих машин организовали во многих странах, среди которых была даже Южная Корея! Однако глубокую модернизацию модели, как в случае с отечественной «пятеркой», больше никто из производителей себе позволить не смог.
————————————————————————————————————-
Первыми лицензию на производство получили испанцы — седаны и универсалы Seat 124 начали выпускать в Барселоне в 1968 году, при этом от оригинальных Фиатов они отличались только эмблемами. Но спустя год появилась и люксовая модификация — по аналогии с нашей «трешкой» Seat 1430 (на фото) имел четырехфарную систему освещения и обилие хрома на кузове. В 1975 году Seat заказал Джуджаро рестайлинг семейства — тогда появился новый передок с прямоугольными блок-фарами, но панели кузова не изменились. На машины устанавливались фиатовские моторы объемом 1,2—2,0 л (60—114 л.с.), а всего до 1980 года было выпущено 1,15 млн машин семейства Seat 124/1430
————————————————————————————————————-
С 1970 по 1973 год седан Fiat 124 собирали в Южной Корее на заводе компании Asia Motors. Как и Советский союз, страна нуждалась в легковых автомобилях и чтобы сократить время на подготовку производства просто покупала лицензии у мировых автогигантов. Hyundai начинала со сборки Фордов, будущая фирма Daewoo сотрудничала с Тойотой, а только что образованная компания Asia Motors обратилась к итальянцам. Производство Фиатов удалось локализовать на 30%, но к 1973 году лицензионное соглашение истекло, производство остановилось, и спустя три года оставшаяся ни с чем Asia Motors попала под контроль компании Kia. Всего удалось собрать 6775 седанов в мотором 1.2
————————————————————————————————————-
В 1971 году лицензинную сборку модели 124 начали в Турции — для этого совместно с турецким индустриальным гигантом Koc Holding в городе Бурсе был построен завод Tofas (Turk Otomobil Fabrikası Anonim Sirketi, Акционерное общество Турецкий автомобильный завод). Седан Tofas Murat 124 был точной копией Фиата, но в восьмидесятых машину освежили — появились прямоугольные фары, пластиковые бамперы, иная комбинация приборов и имя Tofas Serce (по-турецки — воробей). Машины оснащали карбюраторными моторами 1.3 (65 л.с.). До 1994 года выпущено 135 тысяч автомобилей
————————————————————————————————————-
Самым «молодым» родственником Жигулей стала индийская модель Premier 118NE. После завершения производства модели Seat 124 находчивые испанцы продали лицензию индийскому концерну PAL (Premier Automobiles Limited). Производство машин в Мумбаи началось в 1985 году — с нетронутым испанским «рестайлингом от Джуджаро» и карбюраторным мотором 1.2 (53 л.с.) от… японской малолитражки Nissan Chery. Причем в Индии эти седаны считались машинами класса люкс — роль народного автомобиля там исполняли совсем уж простые модели Hindustan Ambassador и Premier Padmini родом из пятидесятых. В девяностых появилась модификация Premier 138D с дизелем FNM (1,4 л, 44 л.с.), а последние машины сошли с конвейера в 2001 году, когда завод уже стал собственностью концерна Fiat. Выпущено около 150 тысяч машин
————————————————————————————————————-
А это — Fiat 125, ближайший родственник модели 124. Среди отличий — шасси от старой модели Fiat 1500 с рессорной задней подвеской, растянутая на 85 мм колесная база, иной салон, измененное оформление кузова и опционный трехступенчатый «автомат». Но сам кузов, двигатель 1.6 (90—125 л.с.) и «механика» — фактически те же, что и у модели 124. С 1967 по 1972 год в Италии выпущено 604 тысячи машин
————————————————————————————————————-
Лицензию на выпуск модели Fiat 125 итальянцы продали в социалистическую Польшу, заводу FSO (Fabryka Samochodów Osobowych, Завод Легковых Автомобилей), который до этого выпускал… лицензионные газовские Победы. Польская модель под названием Polski-Fiat 125P встала на конвейер в том же 1967 году и отличалась от оригинала только круглыми фарами вместо прямоугольных, усиленными тормозами, иным расположением бензобака и менее мощными моторами 1.3 (60—65 л.с.) и 1.5 (75—82 л.с.). Были и модификации с кузовами универсал и пикап, но саму машину поляки практически не модернизировали, ограничиваясь лишь упрощением декоративных элементов. В 1983 году фиатовская лицензия закончилась и машину переименовали в FSO 125P. До 1991 года выпущено 1,45 млн машин
————————————————————————————————————-
В 1969 году выпуск модели 125 развернули в Аргентине на заводе Fiat-Concord. Местные машины назывались Fiat 1600 и отличались от итальянских древним мотором 1.6 (88 л.с.) и иной светотехникой. Оригинальный Fiat 125 прописался в Аргентине лишь в 1972 году и выпускался вплоть до 1982 года. Единственная «местная» модернизация произошла в 1980 году — тогда Fiat 125 Mirafiori обзавелся новыми фарами, бамперами и улучшенным салоном. Всего в Аргентине было выпущено 189 тысяч «сто двадцать пятых»
В России прекращен выпуск заднеприводных Жигулей, который продолжался 42 года
Игорь Владимирский
Cерийный выпуск знаменитой «копейки», седана ВАЗ-2101 по лицензии фирмы Fiat, начался в СССР в апреле 1970 года. А 17 сентября 2012 года в стране под названием Российская Федерация с конвейера завода ИжАвто сошел последний универсал ВАЗ-2104, построенный на той же фиатовской платформе. «Четверка» держалась дольше всех в классическом семействе — последние седаны ВАЗ-2107 покинули конвейер ИжАвто еще в апреле.
И вот теперь — прощай, фиатовское наследие фактически полувековой давности! Ведь оригинальный Fiat 124, на базе которого построили ВАЗ-2101, был разработан в Турине в начале 60-х, дебютировал в Италии весной 1966 года, а осенью стал Автомобилем 1967 года, получив престижную и новую по тем временам премию COTY, Car of the Year 1967. В СССР тогда испытывали острую нехватку легковых автомобилей, и в мае 1966 года Министерство автопромышленности и концерн FIAT подписали протокол о научно-техническом сотрудничестве, а позже — договор о строительстве автозавода по итальянскому проекту. ВАЗ строили всей страной в бывшем Ставрополе-на-Волге, еще в 1964 году переименованном в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Появление Жигулей подстегнуло развитие всей советской промышленности: началось массовое производство антифриза, рабочей жидкости для дисковых тормозов, современных масел, радиальных шин и высокооктанового бензина. На проектную мощность 660 тысяч машин в год ВАЗ вышел уже в 1974 году, причем в конце семидесятых почти половина машин уходила на экспорт!
ВАЗ-2101 первых выпусков
Удивительно, но «классику» не убили ни появление переднеприводных вазовских моделей, ни массовый приток иномарок, ни введение экологических норм. Последний всплеск спроса в 2010 году спровоцировала программа утилизации автостарья — тогда было продано 138 тысяч Жигулей. Но с завершением государственного проекта спрос на «классику» упал в три раза — с 17 до шести тысяч машин в месяц в конце 2011 года. В августе того же года сборку «классики» полностью передали в Ижевск, хотя машинокомплекты по-прежнему производили в Тольятти. В последние месяцы выпуск «четверок» держался на уровне всего полутора тысяч машин в месяц, а последняя машина белого цвета отправилась в музей ИжАвто. Вместе с «четверкой» в отставку ушел и «каблучок» Иж-27175 — гибрид Жигулей и старого фургончика на базе ижевской Оды. За семь лет свет увидело 37500 таких машин.
Поздний ВАЗ-2104 производства ИжАвто
На АвтоВАЗе как минимум дважды задумывались об отправке «классики» на пенсию. И даже разрабатывали варианты автомобилей-преемников на модернизированном заднеприводном шасси, но и «неоклассика» ВАЗ-2151 в 2002 году, и появившаяся следом хирургически омоложенная «семерка» ВАЗ-2107М оказались экономически нежизнеспособны. В итоге на подобных проектах был поставлен крест и Жигули классической компоновки заменила переднеприводная Гранта — гораздо более современная и безопасная.
Всего с 1970 года свет увидело 17,6 млн Жигулей, включая автомобили, собранные из вазовских машинокомплектов на Украине и в Египте. Это второй результат в истории мирового автопрома! Впереди только немецкий Жук, Volkswagen Beetle с результатом 21,5млн штук, а позади — легендарный Ford T, разошедшийся тиражом 16,5 млн экземпляров. А если считать вместе с теми автомобилями на основе модели Fiat 124, которые кроме Италии и России выпускались еще и в Испании, Болгарии, Турции, Индии, Марокко и даже в Южной Корее, то получится, что с 1966 года по всему миру выпущено 20,5 млн таких автомобилей. Можно еще прибавить результат модели Fiat 125 с рессорной задней подвеской и немного растянутой колесной базой — только в Италии, Польше и Аргентине выпущено 2 млн 240 тысяч этих машин, а небольшими сериями их собирали и в других развивающихся странах. И тогда FIAT справедливо будет считаться разработчиком самой массовой в истории автомобиля конструкции — более 22,7 млн экземпляров!
А все благодаря СССР, а затем и России. И если в остальном мире последний «дериватив» Фиата 124, индийский Premier 118NE, перестали выпускать в 2001 году, то российская «классика» продержалась еще одиннадцать лет. Причем если выпуск Жигулей на Украине был свернут в 2011 году, то поставки машинокомплектов в Каир. продолжаются! За восемь месяцев 2012 года на египетский завод Suzuki, где собирают «семерки», было отгружено 4700 комплектов, и есть заказ на следующий год. Вазовцы сообщают, что «вопрос о продолжении поставок прорабатывается». Впрочем, по закону о защите прав потребителей АвтоВАЗ будет выпускать запчасти для «классики» еще 8—10 лет.
Освободившиеся в Ижевске мощности, где Жигули делали с 2001 года, теперь будут использованы для увеличения производства Гранты. Фактически «четверку» держали на конвейере до сентября как раз для того, чтобы не оставлять сотрудников без работы на время наладки «грантовского» конвейера. Сборка Гранты теперь переведена на двухсменный режим: к концу года производство модели должно выйти на уровень 8000 автомобилей в месяц.
В отличие от «семерки», «четверка» и «каблук» остались без наследников. Другого универсала ценой около 220 тысяч рублей на российском рынке нет и не предвидится. Калина-универсал сейчас стоит как минимум 298900 рублей, а Ларгус — и вовсе 376 тысяч рублей.